Научная статья на тему 'БЕЛОРУССИЯ – ПОЛЬША: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ФОНЕ КОНФРОНТАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА'

БЕЛОРУССИЯ – ПОЛЬША: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ФОНЕ КОНФРОНТАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Беларусь / Польша / конфронтация / постсоветский регион. / Republic of Belarus / Poland / confrontation / post-Soviet region.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Веревкина Ю. И.

В статье анализируется опыт межгосударственных отношений Белоруссии и Польши постбиполярного периода с акцентом на современный этап. В работе показано, что политический диалог Белоруссии и Польши находится в прямой зависимости от того, как складываются отношения по линии Россия–Запад. Отдельное внимание в исследовании уделено американскому фактору, а также планам Польши под своим началом реинтегрировать Центральную и Восточную Европу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELARUS – POLAND: INTERACTION AGAINST THE BACKGROUND OF CONFRONTATION BETWEEN THE WEST AND THE EAST

The article analyzes the experience of interstate relations between Belarus and Poland of the post-bipolar period with an emphasis on the modern stage. The paper shows that the political dialogue between Belarus and Poland is directly dependent on the development of relations between Russia and the West. Special attention in the study is paid to the American factor, as well as Poland's plans to reintegrate Central and Eastern Europe under its leadership.

Текст научной работы на тему «БЕЛОРУССИЯ – ПОЛЬША: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ФОНЕ КОНФРОНТАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА»

УДК 327(476+597)

БЕЛОРУССИЯ - ПОЛЬША: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ФОНЕ КОНФРОНТАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА

© 2022 Ю. И. Веревкина

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории e-mail: verewkina2403 @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье анализируется опыт межгосударственных отношений Белоруссии и Польши постбиполярного периода с акцентом на современный этап. В работе показано, что политический диалог Белоруссии и Польши находится в прямой зависимости от того, как складываются отношения по линии Россия-Запад. Отдельное внимание в исследовании уделено американскому фактору, а также планам Польши под своим началом реинтегрировать Центральную и Восточную Европу.

Ключевые слова: Республика Беларусь, Польша, конфронтация, постсоветский

регион.

BELARUS - POLAND: INTERACTION AGAINST THE BACKGROUND OF CONFRONTATION BETWEEN THE WEST AND THE EAST

© 2022 Yu. I. Verevkina

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Universal History e-mail: verewkina2403 @ yandex. ru

Kursk State University

The article analyzes the experience of interstate relations between Belarus and Poland of the post-bipolar period with an emphasis on the modern stage. The paper shows that the political dialogue between Belarus and Poland is directly dependent on the development of relations between Russia and the West. Special attention in the study is paid to the American factor, as well as Poland's plans to reintegrate Central and Eastern Europe under its leadership.

Keywords: Republic of Belarus, Poland, confrontation, post-Soviet region.

Белорусско-польские отношения не отличаются стабильностью и последовательностью. В качестве иллюстрации данной особенности межгосударственных отношений Белоруссии и Польши укажем на следующие эпизоды. Еще в 2017 г. в политический лексикон (во всяком случае в Республике Беларусь) вошел термин «нормализация», который в принципе весьма корректно отражал направленность развития белорусско-польского диалога того времени [1]: на официальном уровне в обоих государствах подчеркивалась важность добрососедских отношений, обсуждалась проблематика развития сотрудничества. Особое место в рассмотрении подобного рода вопросов отводилось взаимодействию двух стран в рамках программ и проектов Европейского союза, ввиду чего в Белоруссии Польшу традиционно рассматривают в качестве важного и перспективного партнера в ЕС, способного оказывать поддержку республике,

продвигая ее интересы на европейском треке. Подобное восприятие Польши белорусской элитой соответствует также духу и букве проводимой в республике многовекторной политики с присущей ей задачей построения множественности геополитических опор в виде системы партнерских отношений с ключевыми странами постсоветского региона, западного сообщества и мирового Юга. Теория и практика международных отношений показывает, что внешнеполитическая многовекторность вообще свойственна небольшим (среднемалым) государствам, пытающимся за счет балансирования выжить в сложных геополитических условиях.

Тем не менее 2020 г. внес свои коррективы в двусторонние белорусско-польские отношения, добавив в них значительную порцию негатива. После очередной президентской кампании в Белоруссии, диалог белорусского государства с Польшей вновь осложнился, и сегодня он, в условиях системного противостояния России с западным сообществом, фактически заморожен. Правительство Польши, столкнувшись с масштабным миграционным кризисом вблизи собственных государственных границ, вопреки международному природоохранному законодательству, пошло на возведение железобетонных укреплений в Беловежской Пуще по белорусско-польской границе [11], что вызвало негативную реакцию официального Минска. С другой стороны, подобные колебания в практике межгосударственных дел Белоруссии и Польши являются вполне закономерными с точки зрения геополитики, а также понимания польской элитой национальных интересов собственной страны на данном направлении.

Интерес Польши к Белоруссии во многом базируется на историческом прошлом, в частности периоде, когда Белоруссия вместе с Украиной и Литвой находилась в составе государства Речь Посполитая. Согласно устоявшимся в Польше представлениям, данный субрегион, иногда именуемый как УЛБ (по заглавным буквам названий соответствующих стран), есть территория, от которой зависит судьба польской государственности. Доктрина Гедройца-Мерешковского, являющаяся, в сущности, основой восточной политики современной Польши [28, с. 52], рассматривает данные территории в качестве «определяющей формы отношений России и Польши». Тезис о том, что Россия исторически добивалась установления собственного контроля над этими землями, преследуя цель превратить Польшу в государство-сателлита, в этой концепции является основополагающим [Там же]. Не вдаваясь в рассмотрение основных положений данной доктрины (этой проблематике посвящен целый ряд научных работ), отметим, что ее разработчики указывали на важность сотрудничества Польши с украинцами, литовцами и белорусами именно в аспекте их совместного противодействия России. Несмотря на наличие в российско-польских отношениях и положительных страниц, в Польше предпочитают делать акцент на сложные и трагические сюжеты совместной истории, что отличает, как показывают современные польские исследования, сознание не только политического истеблишмента, но и широкой польской общественности [15, с. 156]. Уровень антироссийских настроений в Польше не идет ни в какое сравнение с ситуацией в других странах Восточно-Центральной Европы, например Венгрии, которая также является членом ЕС и НАТО.

В Польше, высоко оценивая период истории, связанный с существованием межгосударственного объединения Речь Посполитая, считают его исключительно важным не только для собственного исторического развития, но и белорусской республики, поскольку, как считается, именно в то время происходило осознание белорусами собственной национальной самобытности. Но этот процесс, как отмечает польский историк Р. Радзик, «был прерван в середине XVII века, когда войска Московского княжества напали на Беларусь, убивая или угоняя вглубь Московского

государства более половины населения страны» [22, с. 111]. В последующие периоды истории с польской точки зрения Белоруссия сначала под влиянием идеологии западнорусизма1, затем советской коммунистической идеологии оказалась лишена возможности сформировать национальную общность «западноевропейского типа» [22, с. 121].

Следует отметить, что в Польше во многом именно этим обстоятельством склонны объяснять тот факт, что в Белоруссии сложился тип государственности, в корне отличающийся от западной модели понимания данного феномена и принципов его устройства. В то же время уже в позднесоветский период в Польше стали проявлять интерес к тому, в каком направлении развиваются западные советские республики, в частности Белоруссия, что получало развитие в рамках так называемой «двухторовой» политики. Так, Варшава, поддерживая отношения с Москвой, выходила на прямое сотрудничество с ближайшими советскими республиками. Когда барьер в виде СССР перестал существовать, Польша стала прилагать максимум усилий для наращивания взаимодействия с данными республиками на двусторонней основе. В случае с Белоруссией наиболее продуктивным периодом оказались именно первые годы после распада СССР, когда сторонами в ходе взаимных визитов были достигнуты соглашения по целому ряду вопросов, в том числе по созданию совместного банка для торговых операций [27, с. 123]. В значительной мере этому способствовал процесс встраивания белорусской республики в систему международных отношений, когда Запад еще рассматривался белорусской дипломатией в качестве точки опоры национального развития.

Сила инерции начала 1990-х гг. в белорусско-польских отношениях была столь сильна, что в марте 1995 г., выступая перед депутатами Верховного совета, президент подчеркнул, что интересы республики требуют сотрудничества со странами западного, центрального и восточноевропейского регионов [25, с. 39]. Однако вскоре, как известно, в белорусско-польских отношениях стали возникать сложности (сказывались проблема нарастания в республике авторитарных тенденций, разнонаправленность внешнеполитических ориентаций Белоруссии и Польши и проч.), в виду чего политические отношения двух стран подвергались эрозии. Вступление Польши в 2004 г. в ЕС закрепило данный тренд. На волне цветных революций, происходивших в ареале бывшего СССР, и прежде всего Украины, подход Польши в отношении белорусской республики становился все более жестким: в Варшаве предпочли отказаться от использования в отношении Минска политики «критического диалога», проводившейся фактически с 1996 г. Тон в этом смысле задавался внешнеполитической практикой ЕС и США. С другой стороны, Варшава, стремясь сохранить за собой реноме эксперта по западному флангу СНГ, а также опасаясь, что полная изоляция Белоруссии еще сильнее сблизит ее с Россией, в мае 2008 г. в Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям выступила со стратегической инициативой - программой «Восточное партнерство» [23, с. 56]. Программа в последующем станет определять отношения Евросоюза и постсоветских стран. Примечательно, что в 2019 г. польская сторона предложила модернизировать данную программу, включив в нее положения о сотрудничестве в области правового сближения, институционализации и отраслевого сотрудничества, а также создание зоны свободной торговли между ЕС и участниками программы [Там же]. В мае 2020 г. предложения Польши были приняты Советом ЕС.

Как показывает исторический опыт, Польша, по сути не имея достаточных ресурсов для реализации собственных геополитических устремлений, будучи зажатой между конкурирующими акторами, всегда стремилась улавливать ветер перемен,

1 Согласно данной идеологии, белорусы лишь некоторое ответвление русского народа.

используя противоречия между Западом и Востоком в своих интересах. После 2014 г. в связи с присоединением Крыма к России, а также положением на Донбассе, конфронтация России с Западом возросла. Польша, таким образом, опять оказалась на передовой этого противостояния. При этом в Польше, несмотря на членство в ЕС, существуют устойчивые представления, что ее интересы не во всем совпадают с позициями «старых» членов ЕС, прежде всего Франции и Германии. Видимо, в отношении этого вопроса справедлива точка зрения о том, что ЕС для Польши - это, в первую очередь, общий рынок, а потом уже политический проект [15, с. 156]. Слишком часты возникающие между Польшей и структурами ЕС разногласия. Например, в августе 2022 г. конфликт Брюсселя и Польши по вопросам верховенства закона достиг такого размаха, что Варшава заявила о готовности создать коалицию для смещения с поста председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен [20].

С учетом мировой и региональной политической ситуации Польша стремится к всемерному укреплению отношений с США, рассматривая Вашингтон в качестве своеобразного «удаленного балансировщика», который находится за пределами Восточно-Центральной Европы и может уравновесить влияние как России, так и Германии [17]. В новой Стратегии национальной безопасности Польши (2020) США обозначены в качестве главного стратегического партнера, в то время как Россия названа угрозой безопасности польского государства. Иной подход, суть которого заключается в том, чтобы добиваться демилитаризации Восточной Европы, а также снижения напряженности в отношениях между НАТО и Россией, польским руководством не рассматривается [Там же].

Характер белорусско-польских отношений находится в прямой зависимости от того, как складываются взаимоотношения России и западного сообщества. Как уже отмечалось ранее, до определенного времени диалог Белоруссии и Польши развивался по восходящей линии, однако с момента начала в августе 2020 г. политического кризиса в республике он фактически был приостановлен. В Польше хорошо понимают значение Белоруссии, геополитический потенциал которой сложно переоценить. Выполняя роль фронтира между Россией (евразийским пространством) и Европой, Белоруссия естественным образом мешает планам Польши под своим началом реинтегрировать Центральную и Восточную Европу. Белоруссия, как показывает опыт ее политического развития периода президентской республики, несмотря на характер отношений с Россией, предполагающий высокий уровень военно-политического взаимодействия, выбирала все же для себя роль связующего моста между Западом и Востоком. Тем не менее Варшава, не признав итоги президентских выборов в Белоруссии 2020 г., вновь стала делать ставку на оппозиционные силы, в связи с чем в ЕС Польшей был инициирован специальный план, названный новым «Планом Маршалла» для Белоруссии. Данный план предполагал создание специального фонда для республики в размере 1 млрд. евро на помощь в поддержку всем «демократическим и свободным силам Белоруссии» [18]. Следует отметить, что в самой Польше план был поддержан всеми политическими силами, включая оппозиционные [Там же], что говорит о консенсусе польского истеблишмента относительно практикуемых методов в отношении Белоруссии.

В целом, реализуя политику «мягкой силы» в отношении Белоруссии, Польша с 2004 г. по август 2020 г. на цели, связанные с обеспечением лояльности белорусского общества, по некоторым оценкам, израсходовала около 140 млн евро [14]. Параллельно с этим польское руководство оказывало всевозможную поддержку оппозиционным силам, находящимся как в самой Белоруссии, так и за ее пределами. В августе 2020 г. парламентом Польши была утверждена резолюция, которой осуждалось насилие, допускаемое властью в отношении протестующих, а также разработана специальная

программа «Солидарность с Беларусью», в рамках которой в Варшаве был открыт Белорусский дом, оказывающий поддержку пострадавшим от действий белорусского режима [19].

Опека над белорусской оппозицией была настолько значимым направлением деятельности для польского государства, что, например, с точки зрения официального Минска Польша - главный фактор политического кризиса, разразившегося в республике, летом-осенью 2020 г. [9].

На этом фоне Польша, учитывая специфику этноконфессиональной ситуации в республике, постаралась также в своих интересах использовать католиков, в том числе польскую диаспору Белоруссии, численность которой, несмотря на факт ее сокращения, остается весьма значительной2. Так, в марте 2021 г. Сейм Польши большинством голосов принял резолюцию, в которой было отмечено, что польское национальное меньшинство Белоруссии подвергается преследованию со стороны официальных властей [5]. Таким образом, польская сторона уделяет подчеркнутое внимание положению в республике польской диаспоры, поддерживая незарегистрированный «Союз поляков Белоруссии», образовавшийся после раскола движения в 2005 г. Примечательно, что в тот момент это объединение получило поддержку практически всех оппозиционных сил Белоруссии, включая партий БНФ и ОГП [12].

В целом «польский вопрос» в Белоруссии неоднократно становился камнем преткновения в отношениях двух стран, получая гиперболизированные формы [4, с. 30]. Примечательно, что в июле 2020 г. в разгар предвыборной кампании в республике усилиями общественников была развернута кампания «Католик не фальсифицирует», призывавшая ксендзов в католических приходах агитировать за «честные» выборы. Так, в одной из инструкций, предназначавшихся католикам Белоруссии, входящим в состав избирательных комиссий, говорилось следующее: «Католик должен считать голоса честно. Если существуют предпосылки или страх, что результат выборов в комиссии будет искажаться, католик может взять самоотвод либо участвовать в работе комиссии и информировать соответствующие органы о нарушениях анонимно или публично» [26]. Параллельно с этим росли число и влияние в республике экспертных центров и программ, кураторами которых выступала польская сторона, для белорусской оппозиции. Этот процесс, видимо, начался еще в 2015 г., когда правительство Польши после событий в Украине сделало ставку на вовлечение белорусской общественности в собственные проекты [24].

С началом специальной военной операции России на Украине давление Польши, а следовательно, Запада, на Белоруссию стало еще более масштабным. Так, по некоторым оценкам, на июнь 2022 г. численность группировки войск НАТО на территории Польши, Литвы и Латвии достигла около 37,5 тыс. чел, увеличившись практически в два раза [16]. При этом в самой Польше сейчас обсуждается возможность увеличения расходов на оборону с нынешних 2,4% до 3% к 2023 г. [16]. Кроме того, в стране уже создан специальный фонд, средства которого планируется направлять на укрепление армии. Примечательно, что к 2023 г. бюджет этого фонда планируется увеличить с 4,5 млрд долл. до 11 млрд долл., то есть почти в 2,5 раза [16].

2 Динамика польского населения в Белоруссии выглядит следующим образом: в 1989 г. в Белоруссии проживало немногим более 400 тыс. поляков, к концу 1990-х гг. перепись населения зафиксировала показатель в 395 712 чел., а в 2019 г. эта цифра сократилась до 287 693 чел. что зачастую польское руководство склонно преподносить как доказательство притеснения польского населения республики «белорусским режимом». Большинство поляков в Белоруссии сконцентрировано в Гродненской области - 223 119 чел (по данным 2019 г.), на 2-м месте находится г. Минск, где проживают боле 19 000 поляков, затем, исходя из предельной концентрации польского населения, расположилась Минская область -15 785 чел. и Брестский регион - 14 893 чел. См.: [13, с. 4]

В рамках данной тенденции представители польского государства, особым образом рассматривая вопросы региональной безопасности (о чем уже говорилось выше), заявляют о необходимости еще большего военного и экономического присутствия США на территории Европы, и Польши в частности [10]. Плохая новость в том, что договор об усилении военного сотрудничества Варшавы и Вашингтона был подписан еще в августе 2020 г., что на практике означает закрепление за Польшей роли главного ответственного за развитие ситуации на восточном фланге НАТО. При этом Польша инициирует создание субрегиональных объединений, направленных на изменение геополитической конфигурации Восточной Европы. Характерный пример -сделанное главами МИД Польши, Литвы и Украины в июле 2020 г. заявление о создании «Люблинского треугольника» [8]. Создание подобных механизмов используется в качестве важного элемента развития и укрепления соответствующих стран, прежде всего Украины, как зоны, находящейся в системе трансатлантической безопасности.

В условиях активной фазы специальной военной операции России на Украине Польша также прилагает усилия для того, чтобы закрепить за собой образ государства, которое в силу истории особым образом ответственно за судьбу украинского государства. В первую очередь, стоит отметить попытки польского руководства убедить всех заинтересованных на Западе субъектов в том, что специальный центр по восстановлению Украины после завершения конфликта должен находиться именно в Варшаве. Как следует из открытых информационных источников, Польша уже лоббирует данную тему в ООН [6]. Весь предшествующий период, начиная с 2015 г., Варшава позиционировала себя как помощника украинских властей в деле демократизации Украины; в частности, с ее помощью в Украине была проведена реформа местного самоуправления.

Естественно, действия России и Белоруссии по защите своих национальных интересов, в том числе посредством укрепления созданных интеграционных форматов, Варшава рассматривает в духе реваншизма, заявляя, что Белоруссия давно потеряла суверенитет и «произошла полная военная интеграция Беларуси и России» [2].

В свою очередь, осложнение внешних условий Варшаве только на руку. Позиционируя себя в качестве защитника демократических сил государств, находящихся восточнее ее границ, польское руководство рассматривает режим законной власти президента А.Г. Лукашенко как пособника вооруженной агрессии России в Украине, поддерживая вильнюсский офис лидера белорусской оппозиции С. Тихановской. Параллельно с этим звучат голоса, призывающие включить «Свободную Беларусь» (по аналогии со свободной Францией Ш. де Голля) в ряды антипутинской коалиции, имея в виду «белорусские учреждения в изгнании» -Эмиграционное бюро Светланы Тихановской в Литве, Национальный антикризисный совет в Варшаве, объединивший чиновников и общественных деятелей Белоруссии, покинувших собственную страну. Подчеркнем, что все эти объединения в Варшаве предлагают рассматривать как временные органы власти «свободной Беларуси», деятельность которых, как отмечается, если и не приведет к быстрому и безоговорочному признанию белорусских институтов на Западе, то по крайней мере будет иметь сдерживающий эффект для президента Лукашенко [7].

В целом в Польше развернута кампания по привлечению внимания общественности, в том числе ее белорусского сегмента, к ситуации с правами человека в соседней Белоруссии, используются различные средства для раскручивания этой темы. Показательно, что весной 2022 г. в Польше проводилась специальная акция «Беларусь в рамке», в ходе которой все желающие могли пройти мастер-класс по созданию вышивки в традиционной белорусской технике [21]. Изюминка проекта

заключалась в том, чтобы таким образом создать коллекцию портретов политических заключенных Белоруссии. Другой аналогичный проект - это акция по написанию писем белорусским политзаключенным, а также бойцам белорусского батальона им. Кастуся Калиновского, воюющим на стороне украинского режима [3]. Конечно, зачастую все подобные инициативы исходят от представителей польского гражданского общества, следовательно, не связаны с официальным руководством страны. С другой стороны, высказывания и проявившаяся позиция первых лиц Польши относительно Белоруссии, системы власти, установившейся в этой стране, в совокупности со спецификой современной международной ситуации как на региональном, так и глобальном уровнях не оставляют сомнений в характере внешней политики Польши на восточном направлении.

Стратегическая же проблема Варшавы состоит в том, что свое лидерство в Восточной Европе она может реализовать только в тесном тандеме с США. При этом следует учитывать, что не всегда это находится в корреляции с интересами ключевых стран ЕС - Франции и Германии. И, чтобы получать стратегические дивиденды, Польша вынуждена зачастую жертвовать собственными интересами, в том числе от практики нормального добрососедского взаимодействия с Белоруссией.

Библиографический список

1. Аверьянов, А. В белорусско-польских отношениях должна превалировать прагматическая составляющая / А. Аверьянов. - Текст: электронный // БелТА [Сайт]. -01.03.2017.

2. Аналитик: Запад неадекватно реагирует на военную интеграцию Беларуси и России. - Текст: электронный // БелТА [Сайт]. - 26.05.2022.

3. Белорусская диаспора приглашает написать письма солдатам на украинский фронт - Текст: электронный // Выборча [Сайт]. - 12.04.2022.

4. Бобков, В. А. Суверенная Беларусь и ее проблемы / В. А. Бобков, В. И. Бовш, В. И. Прудник, А. А. Титовец, Н. В. Кузнецов, А. А. Челядинский. - Текст: электронный. ЦКЪ: http://fmk.bseu.by:8080/bitstream/edoc/10320/2/VA%20Bobkov%20Suverennaya%20Belarus%27.pdf (дата обращения: 18.08.2022).

5. В Варшаве приняли резолюцию о положении польской диаспоры в Белоруссии. - Текст: электронный // ИА ЯЕвМАМ [Сайт]. - 30.03.2021.

6. Вице-премьер Польши: финансовый центр по восстановлению Украины должен размещаться в Варшаве. - Текст: электронный // БелТА [Сайт]. - 30.05.2022.

7. Включим свободную Беларусь в антипутинскую коалицию. - Текст: электронный // Выборча [Сайт]. - 17.06.2022.

8. Главы МИД Польши, Литвы и Украины договорились о новом формате сотрудничества. - Текст: электронный // БелТА [Сайт]. - 28.07.2020.

9. Доклад Президента Беларуси на VI Всебелорусском народном собрании. -Текст: электронный // Официальный сайт Президента Республики Беларусь. - иЯЬ: https://president.gov.by/ru/events/shestoe-vsebelorusskoe-narodnoe-sobranie// (дата обращения: 19.08.2022).

10. Дуда: Польше и Европе «нужно больше Америки». - Текст: электронный // БелТА [Сайт]. - 25.03.2022.

11. Забор в Беловежской пуще: Беларусь заявила о нарушении Польшей положений конвенции ЮНЕСКО. - Текст: электронный // БелТА [Сайт]. - 21.06.2022.

12. Конфликт вокруг польской диаспоры в Белоруссии набирает обороты. -Текст: электронный // EurAsia Daili [Сайт]. - 30.03.2021.

13. Национальный состав населения Республики Беларусь. Статистический бюллетень. - Минск, 2020. - 26 с. - Текст: электронный. - URL: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/df5/df5842f32b1b8a711043f8f54856f5c8.pdf. (дата обращения: 19.08.2022).

14. Озимко, К. Интересы Польши в Белоруссии: геополитика, экономика, «мягкая сила» / К. Озимко. - Текст электронный // Украина. Ru [Сайт]. - 19.11.2020.

15. Польша в международных отношениях XXI в. Зеба Р. Внешняя политика и политика безопасности Польши. Проблемы совместимости с меняющимся международным порядком. - Текст: электронный // Международные процессы. -Том 19. - №1 (64). - С. 155-157. - URL: http://www.intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/2300/9dUrxMeDPV.pdf (дата обращения: 19.08.2022).

16. Польша для укрепления армии создаст фонд на миллиарды долларов. -Текст: электронный // БелТА [Сайт]. - 22.06.2022.

17. Польша поверила, что Запад взял ее под свое покровительство. - Текст: электронный // Onet.pl [Сайт Inosmi.ru]. - 18.06.2019.

18. Польша подготовила «План Маршалла» для Беларуси. - Текст: электронный // Euronews [Сайт Inosmi.ru]. - 01.10.2020.

19. Польша поддерживает белорусскую оппозицию. - Текст: электронный // Euronews [Сайт Inosmi.ru]. - 16.09.2020.

20.Польша угрожает направить на ЕС «все свои пушки» в споре о верховенстве закона. - Текст: электронный // The Gurdian [Сайт Inosmi.ru]. - 09.08.2022.

21.Портреты белорусских политзаключенных. Мастер-классы в галерее Arsenal. - Текст: электронный // Выборча [Сайт]. - 04.22.2022.

22.Радзик, Р. Геополитические перспективы Беларуси: взгляд из Польши / Р. Радзик. - Текст : непосредственный // Беларусь и «большая Европа» в поисках геополитического самоопределения / под редакцией профессора О. Манаева. -Новосибирск, 2007. - С. 110-142.

23.Русакова, М. Польша и новые тенденции в центральноевропейском региональном строительстве / М. Русакова. - Текст непосредственный // Современная Европа. - 2021. - №1. - С. 52-61.

24.Ставка на националистов: Польша меняет тактику на белорусском направлении. - Текст: электронный // Евразия.Эксперт [Сайт]. - 03.12.2019.

25.Тихомиров, А. В. Внешняя политика Республики Беларусь в 1991-2015 гг. / А. В. Тихомиров. - Минск: БГУ, 2017. - 208 с. - Текст: непосредственный.

26.Фальсификация - тяжкий грех. Белорусские католики начали кампанию в поддержку честных выборов. - Текст: электронный // Наша Шва [Сайт]. - 08.07.2020.

27.Чернова, А. В. Роль Польши в восточной политике ЕС: диссертация... кандидата политологических наук / А. В. Чернова. - Москва, 2014. -250 с. - Текст: непосредственный.

28.Шустров, М.А. Истоки современной восточной политики Польши / М. А. Шустров // История и современное мировоззрение. - 2021. - Том 3. - №4. -С. 49-57. - Текст: непосредственный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.