Научная статья на тему 'Белл-ланкастерская система взаимного обучения'

Белл-ланкастерская система взаимного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3615
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ВЗАИМООБУЧЕНИЕ / ДЕТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ / BELL-LANCASTRIAN SYSTEM OF MUTUAL LEARNING / MUTUAL LEARNING METHOD / INDIVIDUAL LEARNING PATHS / NETWORK MUTUAL LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

Представляем серию статей, посвящённых самобытным системам обучения, которые оказали влияние на образование во многих странах, в том числе и в России. Каждая из этих систем обучения по-своему уникальна. Знакомство с ними позволяет обогатить дидактический арсенал учителя многообразием техник и технологий, помогает научиться выявлять философские, религиозные и общечеловеческие основы той или иной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bell-Lancaster system of mutual education

We present a series of articles devoted to original system of education that have influenced to education in many countries, including in Russia. Each of these educational systems is unique. Meeting with them enriches the didactic teacher's tools with variety of techniques and technologies to help learn to identify the philosophical, religious and universal basis of a given system.

Текст научной работы на тему «Белл-ланкастерская система взаимного обучения»

...........................................................................................................................................................................................................шшшии,.......тоши,.......пшш

Белл-Ланкастерская система взаимного обучения

Андрей Викторович Хуторской,

доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека

• Белл-Ланкастерская система обучения • взаимообучение • детское сотрудничество в обучении •

В 1798 г. английский священник Андрю Белл и учитель Джозеф Ланкастер разработали и применили в школах Англии и Индии так называемую белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. Старшие ученики под руководством учителя сначала сами изучали материал, потом, получив инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учителей организовывать массовое обучение, однако его качество оказывалось невысоким.

Идея взаимного обучения не была нова. А. Белл заимствовал эту идею у индийской школы, где взаимное обучение применялось давно. Первые упоминания о таком обучении встречаются ещё в Рамаяне — древнеиндийском эпосе. Независимо от индусов систему взаимного обучения применяли в школах Древней Спарты, а также в Китае времён Конфуция.

Показательна история возникновения и распространения данной системы. В 1797 году Белл опубликовал в Англии свой доклад об опыте обучения в колониальной школе в Мадрасе (Индия), где он служил интендантом. В докладе сообщалось о небывалом успехе образовательной системы, которую он применил, столкнувшись с серьёзной педагогической проблемой. Дело в том, что в Индии он работал в школе, которая специально была создана для детей английских солдат, рождённых индианками. Эти дети, отвергнутые индийскими общинами, буквально терроризиро-

вали местных жителей и учителей, которых к тому же не хватало.

Тогда-то и был введён способ взаимообучения: взрослые учителя проводили урок для нескольких наиболее заинтересованных детей. Одновременно с навыками письма, счёта и чтения эти дети получали инструкцию о том, как такие же знания проводить с другими учениками. За каждым из них закреплялась небольшая группа приятелей, которых они должны были выучить сами. Те, в свою очередь, должны были повторить урок ещё с несколькими учениками. Когда удалось наладить такую систему, учебные и воспитательные результаты оказались неожиданными: все ученики научились читать, писать и считать, а в школе наладилась дисциплина.

Доклад Белла произвёл сильнейшее впечатление на его коллегу Дж. Ланкастера, который вскоре внедрил эту систему в школах Англии, а затем и распространил её по всей Европе. Ланкастер демонстрировал систему на практике, например, он мог вести занятия в классе, в котором обучалось одновременно несколько тысяч учеников. Такая система оказалась в то время весьма востребована, поскольку экономно позволяла обеспечить массовое образование, по крайней мере, для низших сословий.

Таким образом, причиной развития системы взаимообучения явилась проблемная ситуация, с которой взрослые педагоги не могли справиться своими силами. Из-за этого они

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6'2012

передавали детям часть своих педагогических функций. В результате обнаруживался необычайный обучающий эффект детского сотрудничества в обучении. Идея демократизации обучения в тех или иных формах нашла своё отражение в различных дидактических системах — проектном методе (Е. Пархерст), бригадно-лабораторной форме обучения, коллективных системах занятий (А.С. Макаренко), в парах сменного состава (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) и др.

Актуальным данный подход стал и для реализации личностно-ориентированного обучения. Возникла проблема: как обучать одновременно всех по-разному? Разумеется, учитель не может и не должен строить взаимодействие с каждым учеником отдельно. Но может работать с группами сотрудничающих учеников или вообще предложить каждому ученику технологию движения по индивидуальной образовательной траектории1.

Благодаря системе взаимного обучения, дидактика пополнилась следующими принципами:

1) многие задачи обучения и воспитания решаются эффективнее, если учитель взаи-

модействует не с отдельным учеником, а с детским коллективом или группами;

2) для полноценного обучения и развития ученикам необходимо общение и совместная учебная деятельность не только со взрослыми педагогами, но и со своими сверстниками (отметим также эффективность межвозрастного общения, реализованную в системах обучения методом «погружения»);

3) в учебной сфере не должно быть монополии взрослых; задача педагога — не только научить конкретным темам, но и организовать сотрудничество между учениками.

Система взаимообучения имеет как преимущества, так и недостатки. Одним из главных недостатков системы является то, что учащиеся не приобретали систематических знаний. Против Белл-Ланкастерс-кой системы выступал И.Г. Песталоцци2.

Ниже приведена таблица, иллюстрирующая достоинства и недостатки системы взаимообучения по отношению к ученикам и учителям. Таблица опирается на данные зарубежных исследователей3. Как видим, достоинств взаимообучения в ней отмечено больше, чем недостатков.

Таблица

Достоинства взаимообучения Недостатки взаимообучения

Для ребёнка-учителя

• академический прогресс: из позиции учителя ребёнок часто усваивает те знания и умения, которые не мог или не стал осваивать из позиции ученика • ребёнок-учитель имеет меньше времени на изучение нового учебного материала, возможно сокращение объёма знаний, которые ребёнок в состоянии был бы освоить за то же время

• усвоенные знания после того, как они были преподаны другим, становятся значительно более глубоко понятными и систематизированными

• освоение социальных навыков помощи, поддержки, положительного оценивания

• изменение поведения благодаря социальной фиксации доверия взрослых

1 См.: Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. М.: Вла-дос, 2005. 383 с.

2

См.: Хуторской А.В. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци // Школьные технологии. 2010. № 2. С. 78-83.

3 Цит. пё: Цукерман Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) // Вестник Международной ассоциации «Развивающее Обучение». 1997. № 3.

ХУТОРСКОЙ А.В. БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Продолжение таблицы

• рост самоуважения и самодисциплины за счёт освоения позиции лидера, влияющего на реальное благополучие других людей

• более уважительное и сострадательное отношение к взрослым учителям

Для ребёнка-ученика

• ребёнок получает больше индивидуального внимания и эмоциональной поддержки; • растёт мотивация учения; • школа доставляет ребёнку большее удовольствие; • усвоение учебного материала в целом не хуже, а нередко и лучше, чем в классе, который ведёт взрослый учитель; • обогащается репертуар навыков общения с другими детьми • возможно грубое, жёсткое, оскорбительное поведение ребёнка-учителя; • возможна некалифицированная, неадекватная помощь; • недостаток внимания взрослого для некоторых детей нежелателен, болезнен

Для взрослого учителя

• взрослый учитель может более рационально распределять своё время и внимание, помогая гораздо активней детям со специальными проблемами — личностными и интеллектуальными; • взрослые учителя меньше времени вынуждены тратить на преодоление дисциплинарных трудностей; • ученики, имеющие собственный опыт учительства, относятся к взрослым учителям более сострадательно и уважительно • трудно наладить взаимообучение как постоянно действующий механизм; • взрослым учителям трудно контролировать процесс взаимообучения, а контроль по результату не всегда эффективен; • в случае неудачи ребёнка-учителя процесс переучивания его ученика более сложен и должен включать элементы коррекционной работы с эмоционально-травмированным ребёнком

Белл-Ланкастерская система обучения в своё время сыграла значительную роль в образовании, поскольку дала дешёвый и быстрый способ распространения грамоты. В школах взаимного обучения, существовавших в Великобритании, США, Швейцарии, Бельгии, России в конце XVIII — начале XIX вв., учили чтению религиозных книг, письму и счёту. В этих школах не было классов и учителей в современном смысле слова. Учащиеся, разделённые на группы по десять человек, учились у специально отобранных учеников-мониторов, которые учились сами, а для обучения своих товарищей получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить в предстоящий день. Вместо учебников использовался дидактический материал.

Монитор (от лат. monitor, буквально — напоминающий, надзирающий), старший учащийся, помощник учителя в школах взаимного обучения.

В России систему взаимного обучения использовали декабристы для распространения грамотности среди солдат и крестьян. Например, М.Ф. Орлов, В.Ф. Раевский со-

здали школы, в которых занималось около 800 учащихся. В этих школах они ввели кроме письма и счёта историю, литературу, математику, а также организовывали политическое воспитание. Пользуясь возможностью учить по рукописным материалам, декабристы составляли таблицы с содержанием, в котором были тексты против крепостного права. Декабристская организация «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения», создавшая такие школы, была уничтожена царским правительством незадолго до восстания декабристов.

В связи с современными возможностями использования телекоммуникационных ресурсов и технологий сети Интернет у Белл-Ланкастерской системы мог бы появиться шанс развития. Возможно, инициативные педагоги и учёные смогут предложить подходы для организации сетевого взаимного обучения, например, на базе социальных сетей типа «Фэйсбук», «Вконтакте». В качестве начального эксперимента можно разработать инструкцию для ученика (монитора) с рекомендациями о том, как ему потом нужно будет обучать этой теме группу других учеников. □

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6'2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.