УДК 359:947.10 ББК 68.53 (2) 5
БЕЛАЯ СИБИРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
Гуринов Сергей Леонидович, кандидат исторических наук,старший преподаватель Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I (г. Воронеж)
Аннотация. Статья рассматривает организацию белой сибирской флотилии. Кроме того, уделяется внимание дальневосточной военной политике в период Гражданско1 войны.
Ключевые слова: флотилия, Сибирь, Белая армия, матросы.
THE WHITE SIBERIAN FLOTILLA
Gurinov S.L.,
candidate of historical sciences (Voronezh)
Abstract. The article is considering the organization of the white Siberian flotilla. In addition, attention is paid to the Far Eastern military policy during the Civil war. Key words: flotilla, Siberia, the White army, sailors.
Япония и другие интервенты, выступавшие как номинальные союзники белого движения, неизбежно должны были воссоздать Сибирскую флотилию. Только 28 июня 1918 г., когда во Владивостоке установилось белогвардейско-эсеров-ское «Временное правительство автономной Сибири», которое вскоре передало власть адмиралу А.В. Колчаку, все демократические организации Сибирской флотилии были ликвидированы, хотя в первые месяцы после начала интервенции Центральный комитет Сибирской флотилии продолжал существовать номинально. Приемником ЦК Сибирской флотилии стал Штаб Сибирской флотилии, являвшийся скорее военной, а не политической организацией, и состоявший из бывших офицеров царского флота. Штаб Сибирской флотилии белого движения командовал соединением до завершения Гражданской войны [1].
В боевых действиях Сибирская флотилия белого движения участия не принимала. С 28 февраля
1919 г. по 18 января 1920 г. Сибирская флотилия поддерживала тесные связи с начальником Владивостокского морского училища с целью пополнения офицерских кадров. Морское училище во Владивостоке было возрождено, согласно традициям знаменитого Морского кадетского корпуса. В порте Владивосток работала учебная команда, подготавливающая унтер-офицеров и матросов. Штаб Сибирской флотилии во время белого режима заботился о Гидрографической экспедиции Восточного океана и даже приобрел транспорт «Алеут».
Командовал Сибирской флотилией контр-адмирал Г.К. Старк. В Военный Совет флотилии, основанный в ноябре 1921 г., входили контр-адмирал В.В. Безуар, контр-адмирал В.И. Подъяпольский, занимавший пост директора маяков и лоций Тихого океана, генерал-майор А.И. Ухлин, капитан 1-го ранга А.Н. Пелль, капитан 1-го ранга Н.Г. Фомин, капитан 1-го ранга Н.С. Харин, старший лейтенант Г.С. Серебренников.
59
В Российском Государственном архиве Военно-Морского Флота содержатся сведения о корабельном и кадровом составах соединения: миноносец «Бойкий» (командир старший лейтенант М. Сафонов), миноносец «Инженер-механик Анастасов» (командир капитан 2-го ранга И. Тихомиров), миноносец «Твердый» (командир капитан 2-го ранга Б.Я. Ильвов), вспомогательный крейсер «Лейтенант Дыдымов» (командир старший лейтенант Б.И. Семенец, старший офицер старший лейтенант Г.В. Недригайлов, гардемарин флота А. Поляков, гардемарин флота М. Халютин, гардемарин флота С. Чернозуб), посыльное судно «Аякс» (командир мичман Петренко, вахтенный начальник лейтенант М.И. Тихомиров, кочегар А. Бубнов, машинист Н. Гааз, рулевой С. Расторгуев, кок Г. Соколов, сигнальщик К. Чаевский, матрос В. Федоров, матрос Н. Шулков), посыльное судно «Магнит», учебный корабль «Илья Муромец» (командир старший лейтенант В.А. Буцкой). К Сибирской флотилии принадлежала рота морских стрелков, в которой числилось 217 человек (командир полковник Цимбалов).
Несмотря на разветвленную структуру, с начала своего формирования Сибирская флотилия испытывала определенные трудности. Для их описания обратимся к воспоминаниям уже упоминавшегося выше С. Тиличеева: «У белого командования флотилии после передачи ему миноносцев возник целый ряд проблем. Несмотря на все увещевания к старым морякам остаться на службе у новой власти, подавляющее большинство их ушло, предпочитая какой-нибудь заработок, лишь бы не служить у белых. Из-за неукомплектованности экипажей был объявлен набор среди учащейся интеллигенции, и скоро на миноносцы прибыли новые командиры.
Офицеры, после некоторого короткого срока ношения золотых нашивок, надевшие погоны, старательно обучали этих гимназистов и реалистов морскому делу, которое, главным образом, понималось как умение убирать палубу и отдавать честь, т.к. Сибирская флотилия не вела активных боевых действий.
Однако и для этих офицеров чуть ли не с первых же дней начались разочарования. Отношение иностранцев к русским, в том числе и белым, было такое, что даже самые ретивые не могли найти слов в их защиту» [2].
Надо отметить, что японцев союзниками белого движения можно называть с определенной долей условности, т.к. в штаб Сибирской флотилии постоянно поступали рапорты о нападении японской стороны и расхищении ею материальной части судов [3].
То, что экипажи Сибирской и Амурской флотилий не очень хотели сотрудничать с белым движе-
нием, становится понятно, если посмотреть список дел, рассматриваемых Временным военно-морским владивостокским судом в 1919 г.: «Судебное дело над матросами - сторонниками Красной Армии, по обвинению в передаче вооружения Красной Армии с постов Владимиро-Александровской и Поворотной», «Дело о расследовании обстоятельств убийства конвоиром большевика - прапорщика Филимонова, бывшего унтер-офицера канонерской лодки «Ураган» Амурской речной флотилии», «Следственное дело об унтер-офицере Амурской речной флотилии Н.А. Степанове, обвиняемом в призыве к вооруженному восстанию против «существующей правительственной власти».
Единственной силой, способной остановить интервенцию, стала Дальневосточная республика (ДВР). Для руководства подготовкой и строительством ДВР в марте 1920 г. было создано Дальбю-ро РКП (б). Дальневосточную республику провозгласили 6 апреля 1920 г. в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) на Учредительном съезде трудящихся Прибайкалья [4]. Съезд избрал Временное правительство республики. В состав ДВР вошли Забайкальская, Амурская, Приморская, Камчатская области и Северный Сахалин. В это время власть ДВР фактически распространялась лишь на территорию Прибайкалья. Столицей республики вначале был Верхнеудинск. Советское правительство 14 мая 1920 г. официально признало ДВР и стало оказывать ей финансовую, дипломатическую, хозяйственную и военную помощь. 22 октября 1920 г. после тяжёлых боёв части Народно-революционной армии (НРА) и партизан освободили Читу, которая стала столицей республики. В это же время японцы эвакуировались из Хабаровска. Создалась возможность объединения дальневосточных областей. 28 октября - 10 ноября 1920 г. в Чите состоялась объединительная конференция представителей областей Дальнего Востока, которая избрала правительство ДВР.
Части регулярной Народно-революционной армии были созданы при поддержке РСФСР. Именно в структуре НРА была сделана номинальная попытка возрождения советских военно-морских сил на Дальнем Востоке.
24 февраля 1921 г. была учреждена должность консультанта по Морским делам при главнокомандующем всеми вооруженными силами ДВР. С конца марта 1921 г. началось формирование Морских сил ДВР из личного состава, прибывавшего с Байкала, Амура и РСФСР, положившего начало созданию Народно-революционного флота ДВР. Вначале необходимое механическое и шкиперское имущество прибыло с Байкала, но вскоре Морские силы перешли на
60
полное обеспечение НРА. Несмотря на большие трудности, Морские силы были созданы. В апреле 1921 г. был сформирован Штаб Морских сил ДВР, которому подчинялись Байкальский дивизион судов и Амурская флотилия. Конечно, нельзя всерьез называть речные соединения кораблей военно-морскими силами, но правительство ДВР в данном случае скорее обозначило свои политические интересы по отношению к территории Приморья.
Деятельность Дальневосточной республики встречала сопротивление со стороны Японии, решавшей многое опять же с помощью своего флота. В марте 1920 г. адмирал Като отправил корабельный десантный отряд на Камчатку, что позволило японцам высадиться на берегу Авачинской бухты и практически без сопротивления занять Петропавловск. То, что не удалось Японии в 1905 г., было успешно сделано тринадцать лет спустя. Огромная по территории и слабо заселенная Камчатская область оказалась в их руках со всеми своими богатейшими рыбными и пушными промыслами [5].
Только заняв Камчатку, командование японского экспедиционного корпуса пошло на мирные переговоры с ДВР. Согласно заключенным условиям русско-японского соглашения 1920 г., интервенты сохраняли за собой Южное Приморье и в то же время сохраняли за собой Северный Сахалин и низовье Амура. В результате большевики на какое-то время были вынуждены узаконить оккупацию Японией всего российского побережья Тихого океана.
Соглашение не затрагивало вопроса о судьбе захваченных японцами в ночь с 5 - 6 апреля 1918 г. русских военных судов во внутренней гавани Владивостока и на реке Амур, в Хабаровске. Это были дивизион судов Сибирской флотилии (в том числе подводные лодки), 18 канонерских лодок и 10 разведывательных судов Амурской речной флотилии, 6 канонерских лодок и 8 пароходов (4 из них принадлежали частным владельцам) различных партизанских отрядов [6]. Лишь 3 августа 1920 г. японское командование согласилось подписать «Протокол о русских военных судах на Дальнем Востоке», дополнявший русско-японское соглашение. Властям ДВР передавались все задержанные во время апрельских событий японской эскадрой русские военные суда, но без вооружения и боевых припасов, судьба которых подлежала решению в будущем. Местные суда, уходившие в плавание на срок более суток, обязывались ставить об этом в известность японское морское командование во Владивостоке с указанием цели плавания и маршрута. Морские силы интервентов полностью контролировали судоходство вдоль берегов Южного Приморья.
Сибирская флотилия во Владивостоке на некоторое время номинально вошла в состав флота Дальневосточной республики и выполняла приказы ее правительства. Комиссарами на них были назначены А. Яковлев, Д. Коновалов, С. Орловский, П. Глин-ков и другие. Флотилия была поставлена в очень жесткие рамки: выходить в плавание только с разрешения японского командования. Представителям ДВР требовались исключительная гибкость и осторожность, чтобы не дать повода японским интервентам развязать военный конфликт. На кораблях сохранился офицерский корпус, который был настроен враждебно и саботировал решения правительства республики. Фактически белые сохранили контроль над кораблями флотилии [7].
Воспользовавшись благоприятной политической ситуацией, 26 мая 1921 г. белогвардейцы при помощи японских интервентов совершили переворот во Владивостоке и сформировали Приамурское временное правительство во главе с уже знакомым нам крупным промышленником С.Д. Меркуловым. Его первым шагом по отношению к Сибирской флотилии стало исключение в приказном порядке из списков личного состава главного комиссара А. Яковлева и прочих представителей Дальневосточной республики. Пребывавший краткий период на втором плане Г.К. Старк вновь вернул себе всю полноту власти и ввел в состав флотилии священников. Естественно, «марионеточный» режим не мог существовать без японских войск. В июне 1922 г. С.Д. Меркулов передал власть генералу М.К. Дитерихсу. 22 декабря 1922 г. японцы, развивая свое наступление, захватили Хабаровск.
Народное собрание ДВР, выражая волю трудящихся, провозгласило на всём русском Дальнем Востоке советскую власть и обратилось во ВЦИК с просьбой о присоединении ДВР к РСФСР. 15 ноября 1922 г. ВЦИК РСФСР принял декрет, по которому вся территория ДВР вошла как составная часть в РСФСР.
Уже 5 ноября 1922 г. в телеграмме главному командованию Морских Сил РСФСР советские моряки рапортовали: «Выход в Великий океан открыт. И теперь, будучи ячейкой будущего Красного Флота на Дальнем Востоке, Народно-революционный флот направит свои силы для закладки фундамента морской силы на Тихом океане. Да здравствует освобожденный Дальний Восток! Да здравствует могучая Красная Армия и Флот! Пусть ярче реют красные знамена на берегах Великого океана» [8].
Возможно, выход в «Великий океан» был открыт, но флот создавать на Дальнем Востоке было просто не из чего, т.к. Сибирская и Амурская флотилии практически прекратили свое существова-
61
ние. По сути дела, восстановление военного флота, его служб и учреждений надо было начинать с нуля.
В создавшейся обстановке СНК РСФСР и ЦК РКП (б) провели ряд мер по укреплению обороны ДВР, и в феврале 1922 г. началось контрнаступление НРА (командующий и военный министр - В.К. Блюхер). 12 февраля 1922 г. белые были разбиты у Во-лочаевки, 14 февраля освобождён Хабаровск, 9 октября штурмом взят Спасск, 25 октября в 16 часов 25 минут НРА под командованием И.П. Уборевича вступила во Владивосток.
6 октября 1922 г. через офицера для связи при штабе начальник тыла, адмирал Г.К. Старк, принял следующую телеграмму: «Срочно Владивосток начальнику тыла адмиралу Старку для личного расшифрования. ... вполне определился переход противников к активным действиям с участием подкреплений, прибывших из Забайкалья. Несмотря на частичные успехи наших контрударов, недостаток ружейных патронов ясно мне указывает, что борьба не может быть затяжной, ибо отстаивать упорно территорию одной артиллерией и холодным оружием против пулеметов и ружейного огня не представляется возможным. В такой обстановке меня беспокоят семьи армии во Владивостоке. Подготовьте необходимые плавучие средства, чтобы в крайности перебросить семьи на Русский остров.
Кавторанг Четвериков» [9].
Из кораблей Сибирской флотилии и пароходов Добровольческого флота был составлен отряд транспортов. Всего эвакуации подлежало десять тысяч человек. Эвакуация из Владивостока протекала в строгом соответствии с секретным оперативным приказом № 26 от 23 октября 1922 г. командующего Сибирской флотилией адмирала Старка. Этот приказ, рассчитанный по часам, был выполнен точно в назначенные сроки. К 23 часам 24 октября оставили Владивосток. Красные вступили в город в 10 часов утра 25 октября, но не имели плавучих средств для преследования флотилии белых.
Около десяти судов Сибирской флотилии, находившихся на Камчатке и в разных пунктах побережья Охотского моря, с войсками и беженцами направились в японский порт Гензан. Японцы не посмели чинить им препятствия в дальнейшем продвижении на Шанхай.
Завершая описание интервенции на Дальнем Востоке и связанных с ней проблемах военно-морской политики, нельзя не сказать несколько слов о дальнейшей судьбе Сибирской флотилии. 23 октября 1922 г. флотилия ушла в Гензан. Всего туда ушли
30 вымпелов, в том числе старая канонерка «Маньчжур» (она плавала уже 30 лет), ледокол «Илья Муромец», корабль пограничной стражи «Лейтенант Дыдымов», транспорты «Якут», «Охотск», пароходы Добровольного флота и другие суда. На них находились около 9 тысяч человек военнослужащих и членов их семей, а также беженцы из числа гражданских лиц.
Адмирал Г.К. Старк отобрал в Гензане лучшие суда и повел и в Шанхай. Во время шторма 4 декабря 1922 г. погиб пограничный крейсер «Лейтенант Дыдымов». Сибирскую флотилию в Шанхае китайские власти встретили крайне неприязненно и вскоре предложили покинуть порт. Г.К. Старк был вынужден подчиниться и 10 января 1923 г. вновь вышел в море, предварительно высадив на берег всех армейских чиновников и гражданских беженцев.
В Манилу вместе со Старком ушли только команды кораблей и то в неполном составе (значительную часть команд составляли офицеры). Сделано это было умышленно, т.к. в Маниле командующий продал остатки флотилии и ряд пароходов Добровольного флота. Деньги господа офицеры поделили между собой. Сам адмирал Старк уехал в Париж, где безбедно прожил до 1950 г.
Литература:
1. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 1722. Оп. 1. Д. 21. Л. 12.
2. Тиличеее, С. Сибирская флотилия в 1918г. // Морской Сборник. - 1925. - № 2. - С. 32 - 33.
3. РГА ВМФ. Ф. 2028. Оп. 1. Д. 103. Лл. 24 - 25.
4. Декреты Советской власти. - М.: Изд. Политиздат, 1974. -Т. 7. - С. 540 - 542.
5. Сиитое, М.И., Найда, С.Ф. Разгром трех походов Антанты. Победа Советской власти на Дальнем Востоке. - М., 1953. - С. 47.
6. Кургузое, С. Амурские партизаны. - Хабаровск, 1929. -С. 17 - 18.
7. Шишкин, С.Н. Гражданская война на Дальнем Востоке. -М., 1957. - С. 119.
8. Краснознаменный Тихоокеанский флот. - М.: Изд. Мин. Обороны, 1981. - С. 93.
9. РГА ВМФ. Ф. 2028. Оп. 1. Д. 97. Л. 105.
62
Владивосток — главная база Сибирской флотилии
А 1
Г.К. Старк
Эвакуация
С
I- 63