Научная статья на тему 'Бекас-отшельник gallinago solitaria на Западном Алтае'

Бекас-отшельник gallinago solitaria на Западном Алтае Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
121
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бекас-отшельник gallinago solitaria на Западном Алтае»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 621: 2283-2288

Бекас-отшельник Gallinago solitaria на Западном Алтае

Б. В. Щербаков

Союз охраны птиц Казахстана, проспект Ушанова, д. 64, кв. 221, г. Усть-Каменогорск, 492024, Казахстан. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 28 ноября 2010

Бекас-отшельник Gallinago solitaria спорадически гнездится у верхней границы тайги и в альпийском поясе горных хребтов Алтая. Сведения о его биологии представлены преимущественно из алтайской части его ареала (Деревщиков 1971; Зубаровский 1976) и дополнены моими наблюдениями, первой находкой гнезда для Казахстана и несколькими встречами выводков (Щербаков 1978, 1980, 1990, 1999).

По данным П.П.Сушкина (1938) и И.А.Долгушина (1962), бекас-отшельник гнездится на Алтае выше 2200 м над уровнем моря. Нами гнездование отшельника установлено на высотах от 1900 до 2200 м над уровнем моря. Этими же авторами гнездование вида указывается выше лесного пояса по открытым каменистым местам вблизи снежников и ручьёв. В Западном Алтае места его гнездования определяются несколько иными специфическими особенностями. Это обусловлено тем, что снежные поля на склонах высоких хребтов северо-западной экспозиции у верхней границы лесной растительности сохраняются до середины июля. До начала 1980-х годов снежники сохранялись в течение всего лета в отдельных лесистых щелях таёжной зоны до высоты 1600-1700 м н.у.м. Однако в конце 1990-х годов в связи с потеплением, что стало очень заметным и очевидным, снежники и малые леднички небольшими полями сохраняются до первых сентябрьских снегов лишь на самых высоких вершинах хребтов: Ивановского (Выше-Ивановский пик, 2776 м; Тургусунский перевал, 2593 м), Ульбинского (Верх-Ульба, 2370 м) и на вершине Линейский белок (2598 м).

В связи с этим места гнездования отшельника большей частью приурочены к верхней границе леса, где имеются ручейки или слегка заболоченные биотопы. Места гнездования здесь связаны с крупноствольными разреженными кедровниками, среди которых встречаются фрагментарные заросли бадана, черники или разреженных осок, и чаще всего обильно покрытых опавшей хвоей и павшими стволами погибших деревьев. Обитает также у окраин островных загущенных кедрово-лиственничных молодых лесов с участием заросли карликовой берёзки на сухих почвах возвышенностей (бугров) с разреженным альпийским разнотравьем. Выбирает и выровненные площадки заросших

кедровниками морен вблизи снежников, сохраняющихся до середины лета, или же поселяется вблизи выбегающих из снежников небольших ручейков с заиленными бережками, которые, растекаясь в разные стороны, образуют на каменистой почве участки, затянутые редкой растительностью. Вместе с тем, это могут быть и малые проточные болотца или лужицы. Значительно реже гнездится у верхней границы сплошных кедрово-лиственничных лесов среди заболоченной местности (истоки Белой Убы), где есть сухие бугристые участки с разреженными кустиками карликовой берёзки, однако и здесь всё ещё встречаются угнетённые одиночные кедры или лиственницы. Наиболее типичными местами гнездования являются суховатые, с редким и низким разнотравьем, разреженные кедровники и лиственничники, растущие на заросших моренах, где имеются и снежники, и выровненные площадки. Для этих мест характерны поваленные стволы погибших деревьев, либо выступающие на поверхность каменные валуны. Именно в таких местах чаще всего мы поднимали бекасов-отшельников как в дневное время, так и в сумерках.

Большую часть наблюдений за гнездовой жизнью бекаса-отшельника проведена на Ивановском хребте у вершин «Три брата» (20002100 м н.у.м.), примерно в 20 км от города Лениногорска (Риддер). Здесь, в старых кедровниках с фрагментами зарослей бадана и с разреженным осоковым покровом держалось несколько этих бекасов.

Токование их начиналось с наступлением сумерек. Замечено, что поднятые в дневное время отшельники летали низко над землёй, вихляя среди деревьев и, пролетев 20-30 м, перед тем как сесть, начинали очень часто взмахивать крыльями, припадая или ложась с одного бока на другой. При этом они издавали характерные звуки, торопливо воспроизводимые, звучащие как «ши-ги-жи, шиги-жи...». Этот шипяще-картавый звук трудно поддаётся описанию. Вероятно, именно эти же звуки токующего отшельника А.Г.Деревищков сравнивает с глухариным «точением». В эти же дни в 21 ч, то есть с наступлением густых сумерек, начиналось их токование. Происходило оно примерно так же, как и описывает это явление В.И.Доргостайский (1913, 1915). Их крики, передаваемые как «чок-чок-чааа», звучали с некоторыми изменениями, а именно - как «чок-чок-ау» или как «чок-чок-гау». И.А.Долгушин (1962) сообщает, что этот бекас на земле не токует. Нам же неоднократно приходилось слушать садящихся самцов, издающих уже на земле «ши-жи-рик, ши-жи рик...», после которого следовали звуки «чок-чок-гау, чок-чок-гау.». Заметим, что со стороны далеко токующих отшельников доносятся только их хриплые, несущие оттенок некой дикости крики «гау-гау-гау...». Последний слог, как сказано, бывает несколько приглушённый, грудной, но довольно громкий. После «токования» на земле они бесшумно взлетают, набирая быстро высоту,

и затем уже косо пикируют и, будто вспарывая воздух, производят вибрирующий звук «ш-ш-шшш». Когда токующий самец, пикируя, пролетает близко, то в этот момент улавливается ещё и лёгкий металлический посвист, который можно сравнить разве что с тем, который воспроизводится, когда под большим давлением из узкого отверстия вырывается тонкая, сильно свистящая струя воздуха.

Ориентируясь по крикам, воспроизводимым бекасами-отшельниками во время токования, мы установили, что некоторые самцы перелетали над Райской долиной (истоки реки Белая Уба) с вершин хребта Линейского на соседние склоны Ивановского, что составляло по диаметру примерно 500-800 м. В отличие от других обитающих здесь бекасов (О. gallinago, О. БЬепита, О. megald), отшельник хорошо узнаваем при взлёте: он заметно крупнее их, а взлетает очень легко: птица пружинисто «попрыгивает» почти вертикально вверх на метр-два, производя заметно меньше шума крыльями, и стремительно улетает в сторону. Объяснить эту особенность, пожалуй, можно тем, что жизнь этого вида в большей степени экологически связана с лесной растительностью, где требуется эта особенность при взлёте, как это свойственно некоторым наземно-гнездящимся птицам, так или иначе связанным с древесным окружением. Днём отшельники в типичных местах их гнездования после того, как человек оказывался на расстоянии 2-4 м, внезапно взлетали и, ловко лавируя среди стволов деревьев, отлетали метров на 30-50 и садились. Попытки поднять их вновь чаще всего были безуспешными.

Токование отшельников у Белоубинских озёр в истоках Белой Убы (2000-2100 м н.у.м.) 15 июня 1974 началось в 21 ч 20 мин. Токование 57 этих бекасов ночью после дождя на Ивановском хребте у вершин «Три брата» было отмечено 17 июня 1971. Однако на рассвете голосов их не было слышно.

Гнёзда бекас-отшельник устраивает на различной почве. Так, по сведениям В.И.Дорогостайского (1913), 26 июня 1912 в Монголии на хребте Ману-Сардык найдено гнездо, устроенное в сыром лесу широкой долины. На Западном Алтае у вершин «Три брата» (1950 м н.у.м.) первое гнездо этого бекаса найдено мной 2 июня 1972. Находилось оно на небольшой округлой сопке в редком кедровнике и представляло собой небольшую ямку в сухой, мшистой, присыпанной хвоёй почве. Основным строительным материалом гнезда служила прошлогодняя сухая хвоя кедра. Наружный диаметр гнезда 19, внутренний 12, глубина лотка 4.5 см. Самка взлетела с гнезда с расстояния 1.5 м с криком «ка-ка-ау». Кладка содержала 4 слегка насиженных яйца размерами 46x31, 44x32, 44.5x31.5 и 43.5x32 мм. Их масса, соответственно, 21.6, 21.5, 21.5 и 20.6 г. В этом же урочище 1-3 июля 1972 по ночам постоянно слышались голоса токующих самцов. Выводок с 2 начинающими

опереться птенцами был встречен 30 июня 1973 на крутом западном склоне хребта Холзун у истоков реки Чёрная Уба (2200 м н.у.м.).

Полная кладка, вылупление и пуховой птенец бекаса-отшельника Gallinago solitaria

(Фото Ю.А.Котухова).

Выводок держался на полоске альпийского луга вблизи снежника с одной стороны и густой поросли кедровника с обильным буреломным валежником с другой. Пока мы занимались промерами и фотографированием птенцов, самка (?) с криком «ка-ка-ка-ка-гау, ка-ка-ка-ка-ах, ка-а-крры-ы...» то и дело отлетала метров на 20, незаметно подбегала и снова с криком взлетала; затем падала и билась словно в судорогах. Приближалась она обычно метров на 5-6 и снова с теми же самыми криками отбегала. Всё это повторялось неоднократно: она взбегала на

валуны, садилась на коряги. Затем села метрах в двух на ствол поваленного кедра, легла на него и с криком стала бить крыльями, пока не упала с него, продолжая и на земле имитировать раненную птицу, сопровождая все эти отвлекающие приёмы теми же самыми криками.

Клювы обеих птенцов достигали 30 мм. Крыло старшего имело длину 59 мм с уже развернувшими до 19 мм опахалами. Длина хвоста с пеньками 7 мм. У младшего птенца крыло достигало 55 мм (длина опахал 17 мм). Пеньков на хвосте у него ещё было не видно. Голубовато-серая плюсна имела длину 27 и 25 мм. У старшего птенца на плечах, спине и брюшке под пухом были ещё не развернувшиеся пеньки. Голос птенцов — тонкий, протяженный, передаваемый как «пи-и-и-и, пи-и-и-и...». Вечером этого же дня голос одинокого токующего дупеля слышался на хребте Холзун (1900 м н.у.м.). Выводок с 2 лётными молодыми встречен 12 июля 1970 у верхней границы кедрача в урочище Медвежья тропа (Ивановский хребет, 1900 м н.у.м.), примерно в 20 км северо-восточнее Лениногорска (Риддера).

В истоках Белой Убы 5 августа 1972 уже в глубоких сумерках на берег Кедрового озера (1950 м н.у.м.) примерно в 15 м от палатки сел отшельник на кормёжку и уже сидя на берегу издавал лёгкие пощёлкивающие звуки. По данным А.Г.Деревщикова, токование этих дупелей отмечалось «до половины июля и более». Мы отдельные их крики «гау-гау...» слышали ещё в первой декаде августа. Одиночный отшельник 2 августа 1972 трижды был поднят с кормёжки на заболоченном русле горного ключа у горы Золотой (1700 м н.у.м., Ивановский хребет). Таким образом, исходя из изложенных материалов, можно сказать, что на Западном Алтае гнездовый период у бекаса-отшельника начинается с июня и длится практически весь июль.

Зимой бекас-отшельник добывался около Усть-Каменогорска (Поляков 1915). Одиночная птица неоднократно поднималась мной 1-2 января 1956 у незамерзающей отдушины на Иртыше в черте Усть-Каменогорска (Щербаков, Березовиков 1978). По сообщению А.Г.Лух-танова, ежегодно зимующие отшельники наблюдались им в 1966-1969 годах в долине реки Хамир (в пограничной части района исследования). Держались они по незамерзающим мелководным участкам реки с водной растительностью. Корящиеся бекасы-отшельники извлекали водоросли, раскладывая их на камнях, как делают это оляпки. Из водорослей они, видимо, выбирали мелких беспозвоночных.

Литература

Зубаровский В.М. 1976. К биологии бекаса-отшельника на Алтае // Орнитология 12: 114-117.

Деревщиков А.Г. 1971. К вопросу о горном дупеле на Алтае // Природа и природные ресурсы Горного Алтая. Горно-Алтайск: 265-270.

Долгушин И.А. 1962. Отряд Кулики - Limicolae // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 40-245.

Дорогостайский В.Ч. 1913. К биологии горного дупеля (Scolopax solitaria Midd.)

// Птицеведение и птицеводство 3, 1/2: 1-5. Дорогостайский В.Ч. 1915. Предварительный отчёт о поездке в Яблоновый хребет, совершённый по поручению Императорской Академии наук в 1914 г. // Изв. Акад. наук. Сер. 6. 5: 401-420. Поляков Г.И. 1915. Орнитологические сборы А.П.Велижанина в бассейне Верхнего Иртыша // Орнитол. вестн. Прил. 3/4: 1-136. Щербаков Б.В. 1978. Экологические сведения о гнездящихся птицах, новых для Западного Алтая и Казахстана // Биология птиц в Казахстане. Алма-Ата: 127-132.

Щербаков Б.В. 1980. К биологии бекаса-отшельника на Западном Алтае // Новое

в изучении биологии и распространении куликов. М.:184-185. Щербаков Б.В. 1990. Сравнительная характеристика биотопического распределения бекасовых в горно-лесной части Западного Алтая // Орнитология 24: 166-167.

Щербаков Б.В. 1999. Гнездовая фауна птиц Западно-Алтайского заповедника // Территориальные аспекты охраны птиц в Средней Азии и Казахстане. М.: 16-19.

Щербаков Б.В., Березовиков Н.Н. 1978. Сроки пролёта куликов в долине Иртыша на Алтае // Миграции птиц в Азии. Ташкент: 137-144.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 621: 2288-2292

О северо-восточной границе ареала хохлатого жаворонка Galerida cristata в Казахстане

Н. Н. Березовиков

Лаборатория орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Академгородок, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 11 декабря 2010

Северо-восточной границей распространения хохлатого жаворонка Galerida cristata в Казахстане до середины ХХ столетия считалась Алакольская котловина между Джунгарским Алатау и Тарбагатаем (Волчанецкий 1954), где он был обнаружен в 1914 и 1915 годах на галечниках нижнего течения реки Тентек выше Ушарала (бывш. Сте-пановка) и в каменистой пустыне на южном берегу Алаколя близ устья реки Ыргайты (Шнитников 1949). В 1960-х годах область гнездования вида расширилась до Зайсанской котловины, где хохлатый жаворонок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.