ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1621: 2717-2722
Результаты орнитологической экскурсии на Западный Алтай
О.В.Белялов, Ю.А.Котухов, А.В.Панов
Второе издание. Первая публикация в 2005*
В период с 25 по 29 июня 2004 проведены наблюдения за птицами у верхней границы леса в районе озера Радоновое. Озеро расположено в цирке под Вышеивановским Белком — высшей точке (2778 м н.у.м.) Ивановского хребта. Базовый лагерь (50°19' с.ш., 83°50' в.д.) был расположен на северном склоне Ивановского хребта, на границе кедрово-лиственничного редколесья (1900 м н.у.м.). Обследовалась небольшая территория — около 1 км2. Несмотря на конец июня, обстановка была ранневесенней, среди леса ещё лежали обширные снежные поля. Окрестности нашего лагеря представляли собой огромный альпинарий с цветущими растениями, где доминировали заросли цветущего бадана, кандыка и водосбора. Поляны копеечников, анемонов, фиалок и родиолы розовой украшали окружающие ландшафты цветными пятнами. За 5 дней наблюдений отмечено 32 вида птиц.
Горный дупель Gallinago solitaria. Поискам этого вида было уделено особое внимание. В районе нашего лагеря каждый вечер мы слышали токование трёх самцов. Ток начинался в глубоких сумерках, когда на западе едва угадывалась заря (22 ч 15 мин) и продолжался в течение часа. В утренние часы токование не отмечалось. Поскольку полёты проходили в полной темноте, птиц увидеть не удалось. По крику можно было определить, что в полёте они описывают круги над определённым участком радиусом 200-250 м. Звуки, издаваемые горным дупелем, очень громкие и слышны не менее чем в 500 м, причём их сила не изменяется по мере приближения или удаления от участка, над которым происходит ток, даже при довольно сильном ветре. Крик трёхсложный, каркающий, издаваемый на горизонтальном полёте. Известно описание тока горного дупеля, сделанное В.М.Зубаровским в 1976 году (Зубаровский 2013). Крик автор описывает слогами «чок-чок-ке» или «чок-чок-ке-е-е». Описание очень точное, хотя и схематичное. (У трёх других видов бекасов: G. gallinago, G. megala и G. stenura, -встречающихся в этом районе, крики, издаваемые перед пикированием, вообще очень сложно воспроизвести в описании). После горизонтального полёта с «чоканьем» следует пикирование, когда слышен ши-
* Белялов О.В., Котухов Ю.А., Панов А.В. 2005. Результаты орнитологической экскурсии на Западный Алтай IIКаз. орнитол. бюл. - 2004: 121-122.
пящий нарастающий звук, производимый рулевыми перьями. В этом звуке совершенно не присутствует дребезжание, характерное в этот момент тока для других видов. За одну минуту слышно 1-2 трёхсложных токовых крика, но пикирующее падение с шипением совершается не каждый раз. 27 июня на ближайшем к лагерю токовом участке, из зарослей бадана толстолистного Bergenia crassifolia выпугнут горный дупель, подпустивший на 1 м. Здесь обнаружено два пуховичка размером с воробья. Птенцы всё время пытались скрыться бегством, не затаиваясь, что затрудняло их фотографирование (рис. 1).
Рис. 1. Пуховой птенец горного дупеля Gallinago solitaria. Ивановский хребет. 27 июня 2004. Фото О.В.Белялова.
После заката, когда начались токовые полёты, мы попытались найти выводок, освещая местность электрическим фонариком. Птенцов обнаружить не удалось, но появилась самка и бегала в 5-10 м, сильно беспокоясь и издавая каркающие звуки. Самец начал очень активно совершать над нами пикирующие броски, перестав совершать круговые полёты. Это привлекло двух соседних самцов, они подлетали на несколько десятков метров и тоже активно токовали, пикируя и издавая «чоканье». Был тихий безветренный вечер и трудно представить ситуацию более удобную для записи токования горного дупеля. Никогда раньше не появлялось желания иметь хоть какой-нибудь магнитофон. После того, как мы покинули место обитания выводка, самцы успокоились и продолжали токовать на своих территориях. На следующий день, 28 июня, ниже по склону, у дороги, в 500 м от места встречи первого выводка, был вспугнут горный дупель и обнаружен один
пуховичок. Примерно из этого района слышалось токование второго самца. При осмотре территории третьего самца в разреженном лиственничном лесу без подлеска с мощным моховым покровом была вспугнута самка с кладки из 4 яиц. Птица подпустила на 2 м и, улетая, издавала каркающий крик, такой же, как вчера самка, волновавшаяся в темноте у птенцов. Гнездо с диаметром лотка 110x130 мм и глубиной 50 мм выстлано сухими злаками, а по бордюру обложено зелёным мхом. Размеры яиц, мм 44.8х 34.2, 45.2x33.4, 45.4x34.1 и 45.6x34.2. Гнездо располагалось среди разреженных зарослей бадана толстолистного, в углублении мха возле маленького кустика черники. Ближайшая к гнезду лиственница находилась в 2 м. Гнездо сфотографировано.
Рис. 2. Гнездо горного дупеля Gallinago solitaria. Ивановский хребет. 28 июня 2004. Фото О.В.Белялова.
Вальдшнеп Scolopax rusticola. 26 июня отмечено токование во время дежурства «на подслухе» у горного дупеля.
За время нашего пребывания по несколько раз отмечены: чёрный коршун Milvus migrans, чеглок Falco subbuteo, кукушка Cuculus cano-rus и вертишейка Jynx torquilla. Недалеко от лагеря было обнаружено гнездо белой куропатки Lagopus lagopus brevirostris с 9 яйцами, устроенное под небольшим деревцем кедра (рис. 3). Многочисленные туристы вспугивали самца по несколько раз в день в районе гнезда (в 50100 м). Самка сидела на кладке очень плотно, не взлетая даже тогда, когда люди проходили в нескольких метрах. Горный конёк Anthus spinoletta и лесной конёк Anthus trivialis много пели и кормили птен-
цов, а у лесного конька также найдено гнездо с 4 яйцами (рис. 4). На берегу озера держалась пара горных трясогузок Motacilla cinerea. На склоне у каменной осыпи встречена пара гималайских завирушек Prunella himalayana, а в лесу в трёх местах пели самцы черногорлых завирушек Prunella atrogularis.
Рис. 3. Гнездо белой куропатки Lagopus 1а^)рш ЬптшЫз. Ивановский хребет. 26 июня 2004. Фото О.В.Белялова.
Варакушки Luscinia svecica кормили слётков у лагеря, а у соловья-красношейки Luscinia calliope найдено гнездо с 5 яйцами (рис. 5). На обследованной территории встречен 3 поющих самца на расстоянии 300-500 м друг от друга, их пение отмечалось редко. Не часто пели и два самца красноспинных горихвосток Phoenicurus erythronotus. Пара
черноголовых чеканов Saxicola torquata несколько раз появлялась на склоне над озером.
Рис. 4. Гнездо лесного конька Anthus trivialis. Ивановский хребет. 28 июня 2004. Фото О.В.Белялова.
Рис. 5. Гнездо соловья-красношейки Luscinia calüope. Ивановский хребет. 27 июня 2004. Фото О.В.Белялова.
Дрозды - деряба Turdus viscivorus и рябинник T. pilaris - встречены по несколько раз, а чернозобые дрозды Turdus atrogularis кормили слётков в изолированном леске.
Самой многочисленной птицей оказалась тусклая зарничка Phyllo-scopus humei. Эти пеночки буквально кишели в районе исследований и, не предпринимая специальных поисков, нами было обнаружено 12 гнёзд: 3 гнезда содержали по 4, 3 гнезда - по 5, и одно - 6 яиц, в двух гнёздах было по 4 птенца (одно с болтуном), ещё в двух гнёздах по 5 птенцов (одно с болтуном) и одно гнездо содержало 6 птенцов. Можно отметить очень дружное начало гнездования, так как гнёзда содержали либо полные кладки, либо 2-3-дневных птенцов. Можно предположить, что цикл размножения тусклые зарнички начали довольно синхронно в связи с затяжными холодами в мае - начале июня, а когда, наконец, стало достаточно тепло, большинство пар приступило к гнездованию. Из других видов пеночек были отмечены одиночные поющие самцы зелёной пеночки Phylloscopus trochiloides, теньковки Ph. colly-bita и индийской пеночки Oreopneuste griseolus.
Несколько раз встречены московка Parus ater, пухляк Parus monta-nus и поползень Sitta europaea; они редко поднимаются к верхней границе леса, где мы проводили экскурсии. То же самое можно сказать и о других лесных видах, отмеченных единично: кедровка Nucifraga caryo-catactes, седоголовый щегол Carduelis caniceps, щур Pinicola enucleator и обыкновенная чечевица Carpodacus erythrinus. Гималайские вьюрки Leucosticte nemoricola, наоборот, спускались из альпийского пояса вниз в поисках корма. Их небольшие стайки кормились среди цветущих кан-дыков Erythronium sibiricum на границе тающих снежников.
Литератур а
Зубаровский В.М. 2013. К биологии бекаса-отшельника Gallinago solitaria на Алтае // Рус. орнитол. журн. 22 (845): 345-349.