ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.34022/2658-3712-2021-45-4-75-88 УДК 338.001.36 JEL I32
БЕДНОСТЬ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СНИЖЕНИЯ ЕЕ УРОВНЯ
А.А. Разумов а, О.В. Селиванова b
a b Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0002-6935-0397; b https://orcid.org/0000-0002-9628-409X
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены теоретико-методологические и методические подходы к определению и измерению бедности, как предлагаемые международными организациями и зарубежными специалистами, так и используемые в России, показана их эволюция. Выявлена взаимосвязь между социально-экономическими кризисами, приводящими к ухудшению ситуации в сфере занятости, и уровнем бедности. Предмет исследования - бедность в субъектах Российской Федерации и региональные программы по снижению ее уровня. Целью работы является мониторинг и анализ региональных данных по снижению бедности в субъектах Российской Федерации. Методы проведения работ: диалектический метод познания, системный подход, структурный анализ, сравнительный подход, методы статистической обработки информации, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация и др.), анализ материалов, предоставленных субъектами Российской Федерации. Результаты работы: определены причины и специфика региональной бедности населения России с учетом многофакторной территориальной дифференциации; на основе мониторинга региональных программ систематизированы и классифицированы действующие меры по снижению уровня бедности и обоснованы наиболее перспективные инструменты снижения бедности как в сфере политики занятости и заработной платы, так и в области повышения эффективности реализации мер социальной поддержки населения. Область применения полученных результатов - содержащиеся в работе результаты анализа и мониторинга региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и сформулированные на их основе предложения и рекомендации могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке механизмов снижения уровня бедности как на территориальном, так на федеральном уровне. Ключевые слова: бедность; доходы населения; работающие бедные; экономический кризис; региональные программы.
Для цитирования: Разумов А.А., Селиванова О.В. Бедность в России: региональные особенности и перспективные инструменты снижения ее уровня. Социально-трудовые исследования. 2021;45(4):75-88. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-45-4-75-88.
ORIGINAL PAPER
POVERTY IN RUSSIA: REGIONAL FEATURES AND PROSPECTS FOR POVERTY REDUCTION INSTRUMENTS
A.A. Razumov a, O.V. Selivanova b
a b All-Russian Research Institute of Labor, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0002-6935-0397; b https://orcid.org/0000-0002-9628-409X
ABSTRACT
The article examines the theoretical and methodological, and methodical approaches to the definition and measurement of poverty, proposed by international organizations and Russian and foreign experts, and shows their evolution. The paper reveals the relationship between socio-economic crises leading to a worsening employment situation and the level of poverty. The subject of the research is poverty in Russian regions and regional programs contributing to its reduction. The aim of the study is to monitor and analyze regional data on poverty reduction in Russian regions. Methods of work: dialectical method of cognition, systems approach, structural analysis, comparative approach, methods of statistical information processing, general scientific methods of cognition (analysis and synthesis, induction and deduction, abstraction and concretization, etc.), analysis of the materials provided by Russian regions. Research results: the reasons and specific features of the regional poverty in Russia are determined, considering the multifactorial territorial differentiation; based on the monitoring of regional programs, existing measures to reduce poverty were systematized and classified, and the most promising instruments for reducing poverty were substantiated both in the area of employment and wage policies and in the area of increasing efficiency of social support measures. The scope of application: the results of the analysis and monitoring of regional programs to reduce the share of the population with incomes below the subsistence level and the proposals and recommendations formulated on their basis, can be used by federal executive bodies, executive bodies of the Russian regions in the development of poverty reduction mechanisms both at the territorial and federal levels.
Keywords: poverty; population income; working poor; economic crisis; regional programs.
For citation: Razumov A.A., Selivanova O.V. Poverty in Russia: regional features and prospects for poverty reduction instruments. Social and labor research. 2021;45(4):75-88. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-45-4-75-88.
© Разумов А.А., Селиванова О.В., 2021
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня жизни населения - одна из основополагающих целей социального государства. Борьба с бедностью - одно из важнейших направлений для достижения этой цели. В контексте цивилизационной парадигмы бедность, в том или ином виде, существовала и будет существовать всегда. Бедность деформирует жизнь человека, оказывая негативное влияние на все ее аспекты. Приобретая хроническую форму, бедность становится серьезным препятствием развитию социума. Мировой опыт свидетельствует о том, что в периоды экономических и политических потрясений бедность стремительно прогрессирует и способна привести к социальной катастрофе. Именно поэтому в наши дни, в контексте череды глобальных экономических кризисов, проблема бедности населения находится в фокусе внимания мирового сообщества.
Кризисы - это закономерность развития мировой экономики, в той или иной степени затрагивающая любую страну. В XIX в. было два кризиса мирового хозяйства, в ХХ в. - восемь, в XXI в. мировую экономику может ожидать сокращение длительности экономических циклов с 10-12 до 6-8 лет. Поэтому экономические кризисы станут более частыми, и с этим, так или иначе, столкнутся все страны.
Социально-экономический кризис, начавшийся в России в феврале 2020 г. на фоне пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть зимой - весной 2020 г. вследствие очень тяжелых и поначалу неудачных переговоров со странами ОПЕК+ о принятии взаимных и согласованных обязательств по снижению добычи нефти (установлению страновых квот), явился уже шестым кризисом в истории современной России.
Перечислим (без детального анализа) первые пять кризисов:
Первый - с начала 1992 г. (предпосылки которого фактически были уже заложены в 1990-1991 гг.), связанный с переходом к новому типу общественных и экономических отношений и либерализацией цен.
Второй - финансовый кризис ноября 1994 г. (впоследствии получивший название «черный вторник»).
Третий кризис - дефолт в августе 1998 г., приведший к четырехкратному (а через несколько месяцев и к пятикратному) обвалу российского рубля по отношению к доллару США и, по существу, к полупараличу российской экономики. Истоки первых трех кризисов и их последствия подробно проанализированы в наших публикациях [1-4].
Четвертый - кризис 2008-2009 гг., явившийся следствием мирового экономического кризиса [5-9].
Пятый кризис начался во второй половине 2014 г. на фоне введения торгово-экономических санкций против России (август-сентябрь 2014 г.) большинством промышленно развитых стран. По сравнению с предыдущими он во многом был обусловлен известными событиями санкционного давления со стороны стран Запада, необходимостью импортозамещения, низкими ценами на энергоносители в течение длительного периода времени. Данный кризис и последующая стагнация экономики по «скорректированной» статистике продолжались почти 3,5 года (сентябрь 2014 - 2017 гг.), а по «нескорректированной» - почти 4,5 года (сентябрь 2014 - 2018 гг.) [10, 11].
И, наконец, шестой кризис начался в феврале 2020 г. Его основными драйверами стали стремительное распространение коронавируса по всей России (со всеми вытекающими отсюда последствиями демографического, медицинского и экономического характера) и резкое снижение цены на российскую нефть.
У всех этих кризисов разные причины, природа, глубина воздействия на экономику и общество, социальные последствия для населения и его отдельных социально-демографических и доходных групп. Но их неизменными результатами были замедление экономического роста, ухудшение ситуации на рынке труда, падение реальных доходов населения и рост масштабов абсолютной бедности в стране.
Проблема бедности - одна из наиболее комплексных социально-экономических проблем современности, которая стоит на стыке множества наук. Будучи всеобъемлющим явлением, влекущим за собой множество последствий, бедность является одной из наиболее актуальных тем социально-экономической повестки и требует постоянного мониторинга и принятия адекватных подходов к ее преодолению. Ликвидация нищеты и голода является первостепенной целью современного мира, провозглашенной на Саммите Тысячелетия ООН (Нью-Йорк, 6-8 сентября 2000 г.) и реализуемой во многих странах мира в рамках национальных планов борьбы с бедностью, предусматривающих как устранение крайних форм бедности, так и существенное сокращение ее масштабов.
В России на федеральном уровне, к сожалению, до сих пор не принят аналогичный единый комплексный план. Однако борьба с бедностью
и работа по обеспечению устойчивого роста доходов населения в стране активно ведется с помощью целого ряда национальных, федеральных проектов и целевых программ, в рамках которых реализуются 992 мероприятия1. Сокращение масштабов российской бедности входит в число первоочередных общенациональных задач на ближайшее десятилетие. На решение этой проблемы направлен и Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в соответствии с которым уровень бедности в стране к 2030 г. должен сократиться в два раза по сравнению с 2017 г.
На фоне вызовов и угроз, которые стоят перед обществом на волне нового мирового кризиса, особую актуальность приобретают выбор приоритетов государственной социальной политики в сфере снижения уровня бедности населения. Требуется совершенствование действующих, а также разработка и внедрение новых эффективных механизмов снижения уровня бедности в регионах России, в связи с чем особую актуальность приобретают изучение особенностей феномена российской региональной бедности и поиск наиболее эффективных путей ее преодоления.
ФЕНОМЕН БЕДНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ИЗМЕРЕНИЮ
Среди наиболее распространенных примеров определения бедности можно привести формулировку ЭКОСОС (ECOSOS - Экономический и социальный совет ООН), согласно которой к бедным относятся лица, семья, группа лиц, ресурсы которых являются столь ограниченными, что не
позволяют вести минимально приемлемый образ
2
жизни в государствах, в которых они живут .
Исследованию сущности и особенностей бедности как явления, оказывающего огромное влияние на систему общественных отношений, посвящены работы многих отечественных и за-
1 Официальный сайт Счетной палаты РФ. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ достижения национальных целей «Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции» и «Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации», установленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» / URL: https://ach.gov.ru/checks/sp-dala-pravitelstvu-rekomendatsii-po-sokrashcheniyu-urovnya-bednosti (дата обращения: 10.04.2021).
2 Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС)/ URL: https://www.un.org/ecosoc/en (дата обращения: 20.03.2021).
рубежных авторов. Одним из основоположников системы современных взглядов на проблему бедности по праву является известный английский социолог С. Раунтри, чьи работы, проводимые на рубеже Х1Х-ХХ вв., заложили фундамент для позднейших исследований этого многофакторного феномена. В ХХ-м в. проблематика бедности развивалась в трудах А. Аткинсона, М. Оршански, П. Таунсенда, Д. Рума, А. Сена и других авторов. Данные исследования сформировали систему базовых понятий, таких, например, как изучение бедности на базе основных потребностей, бедность как недостаток необходимых ресурсов для выживания, определение границы бедности и ряд других. Этими специалистами был предложен и апробирован на практике ряд показателей бедности.
В Советском Союзе понятие бедности долгие десятилетия находилось под идеологическим запретом. Категория «бедность» получила в СССР, по существу, официальное признание лишь в конце 80-х гг. XX в. Вместе с тем, на протяжении нескольких десятилетий советского периода достаточно подробно исследовалось положение так называемых «малообеспеченных» слоев населения [12]. Изучению различных аспектов жизни малообеспеченных домохозяйств посвящены труды целой плеяды советских экономистов, среди которых следует отметить работы Г.С. Саркисяна, Н.П. Кузнецовой, Л.А. Гордона и других авторов.
Сначала в СССР, а затем в России такие грани изучения бедности, как минимальная стоимость жизни и прожиточный минимум, получили широкое практическое воплощение в построении так называемых минимальных потребительских бюджетов (прожиточных минимумов) для различных социально - демографических групп населения, рассчитанных с учетом их минимальных потребностей (нужд) и круга товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (минимальные потребительские корзины). Начало этим исследованиям было положено в 60-е гг. прошлого века сотрудниками Института труда Госкомтруда СССР [13].
Трансформационные процессы, сопровождавшиеся серией кризисов 90-х гг. 20-го в., привели к формированию в российском обществе устойчивой и весьма значительной группы людей, живущих за чертой абсолютной бедности. В тот же период в ряде исследовательских организаций начались интенсивные исследования феномена российской бедности и факторов, ее определяющих. К
числу наиболее авторитетных научных учреждений сначала СССР, а затем и России, в которых в течение многих лет изучались различные аспекты феномена малообеспеченности, а затем и бедности, следует отнести Институт труда, Центральный экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН), Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) при Госплане СССР, Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН), Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) при Минтруде России. Значительный вклад в изучение проблемы современной российской бедности внесли В.Н. Бобков, Л.Н Овчарова, В.Д. Роик, А.А. Разумов, Н.М. Рима-шевская, М.А. Можина, А.Ю. Шевяков и другие ученые, в чьих работах освещаются вопросы определения и измерения бедности, факторы и причины, обуславливающие попадание человека в категорию бедных, проблемы социальной стратификации, влияние мер социальной защиты нуждающихся на снижение бедности и т.п.
По мнению известного российского экономиста Л.Н. Овчаровой, при формулировании понятия «бедность» следует опираться на решение двух концептуальных вопросов, среди которых приоритетное значение имеет выбор параметров оценки благосостояния индивидов или домохо-зяйств для сравнения их с количественно измеримой чертой бедности, а также установление черты бедности, за основу которой берется минимальный уровень дохода (или потребления - в зависимости от выбранных подходов к расчету черты бедности) индивида, ниже которого человек признается бедным [14].
А.А. Разумов отмечает, что бедность - это не только нехватка средств для приобретения минимальных благ, необходимых для жизни, это еще и проблема гуманизации общественных отношений, морально-этический аспект власти и народа в любой стране мира [4].
Н.М. Римашевская различает «фиксированную» и «плавающую» формы бедности. Фиксированная бедность возникает по принципу «бедность порождает бедность» и является устойчивой характеристикой определенных слоев населения. «Плавающая» бедность характеризует «работающих бедных» и возникает вследствие снижения доходов человека в связи с временным изменением обстоятельств в худшую сторону, что со временем может быть успешно преодолено [15].
Л.А. Гордон исследует бедность «сильных» и «слабых». Бедностью «слабых» (которая прак-
тически неизбежна в любом современном обществе) он определяет бедность, главным образом, затрагивающую лиц с ограниченными возможностями здоровья, нетрудоспособного населения и т.п., обусловленную исторически сложившимися характеристиками благосостояния определенных категорий населения и требующую постоянного общественного контроля. Бедность «сильных» связана, в первую очередь, с потерей доходов от занятости и ее можно характеризовать как производственно-трудовую, экономическую [16].
Вместе с тем, несмотря на большое количество работ в этой области, в России, как это ни парадоксально, пока нет еще устоявшегося комплексного представления и определения бедности. Отсюда различия в оценке масштабов бедности.
В настоящее время в большинстве стран мира бедность понимается не только как явление, связанное с низкими доходами и потреблением, но и проявляется через ограниченность доступа к услугам образования, здравоохранения, отсутствие условий для личностного развития человека. Чаще всего бедность рассматривается с точки зрения недостаточности средств для удовлетворения наиболее важных жизненных потребностей на уровне тех или иных признанных обществом минимальных стандартов [17].
Международный опыт измерения бедности основан на применении трех различных концептуальных подходов - абсолютного, относительного, субъективного.
Согласно абсолютной концепции, за основу расчета границы бедности берется стоимость благ, необходимых для удовлетворения минимальных физиологических потребностей человека, и, соответственно к бедным относятся те, кто имеет доход ниже нормативно установленного минимума.
При относительном подходе к бедным относят людей, чьи доходы не позволяют им поддерживать приемлемый в обществе образ жизни, поскольку они существенно ниже чем у основной массы населения. Этот подход учитывает не только наличие у индивида определенной суммы денег для удовлетворения минимальных потребностей, но и возможность социализации, или, напротив, ее отсутствие в силу различных деприва-ций.
Субъективный подход основан на самооценке индивидом своего благосостояния и возможностей вести образ жизни, приемлемый в окружающем его социуме.
Каждая из концепций подразумевает разработку монетарных и немонетарных методов определения бедности, направленных на:
• определение численности и характеристик населения, нуждающегося в социальной помощи;
• разработку стратегий по преодолению бедности, а также механизмов их реализации;
• мониторинг и оценку эффективности исполнения соответствующих программ и проектов;
• сравнительный (в том числе межстрановый) анализ результатов проведения мероприятий по преодолению бедности и т.д.
Так, для межстрановых сравнений чаще всего используется показатель уровня абсолютной бедности Всемирного банка, выбранный для мониторинга Целей развития тысячелетия ООН. При этом для стран с разным уровнем экономического развития применяются разные значения «линии бедности» - 2 доллара, 2,5 доллара, 4 доллара по ППС и т.д. Чаще всего крайне бедными считаются люди со среднедушевыми доходами до 1,90 долларов США в день по ППС в ценах 2011 г., умеренная бедность - между 1,90 долл. США и 3,10 долл. США по ППС в ценах 2011 г.
При установлении национальных значений черты абсолютной бедности страны опираются на источники и показатели в рамках принятых стратегий социально-экономической политики.
К примеру, в США пороговый уровень бедности (The Poverty Threshold, Poverty Line) рассчитывается на основе нормативно принятых стандартов нуждаемости, учитывающих половозрастной состав населения, типы семей и равняется величине прожиточного минимума, которая, в свою очередь, соответствует минимальному размеру заработной платы, ежегодно законодательно принимаемому в каждом из штатов.
В Евросоюзе применяется относительный подход, при котором граница бедности соответствует уровню 50-60 % среднедушевого медианного дохода. Для выявления бедного населения Европейское статистическое агентство (Евростат) применяет индекс многомерной бедности AROPE (at Risk of Poverty or Social Exclusion), который учитывает данные о доходах и потреблении семей, положение на рынке труда, различные аспекты, связанные с жилищной обеспеченностью, образованием, доступом к услугам здравоохранения и т.д.
Во многих странах ОЭСР уже произошел переход к индексному измерению бедности, учитывающему доходную и имущественную обеспеченность, уровни потребления, образования и здоровья, трудовой потенциал домохозяйств,
а также включенность отдельных групп населения в экономические и социальные отношения. Данные собираемые Росстатом на основе комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ), выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, хотя и требуют модификации международных индексов, но в целом позволяют рассчитывать индексы многомерной бедности, материальной деприва-ции и социальной исключенности.
Индекс многомерной бедности (ИМБ) (показатель, характеризующий многокритериальную бедность населения и ее глубину) позволяет рассчитывать количество лишений, с которыми индивид одновременно сталкивается изо дня в день. Индекс учитывает проявления бедности (лишения) по 14 индикаторам - доменам (направлениям): уровень здоровья, образования, занятость, питание, одежда и обувь, базовые товары, медицина, средства коммуникации, базовые потребности, общение и отдых, крупные покупки, доходы, жилье, окружающая среда. В ранг бедных определяют уже те домашние хозяйства, которые испытывают лишения по четырем индикаторам.
По ориентировочным тестовым расчетам Росстата, уровень бедности по ИМБ составляет в России 24-25 % (то есть, примерно в 2 раза выше уровня бедности, измеряемого по прожиточному минимуму). К населению с повышенными рисками бедности, согласно расчетам ИМБ, относятся жители села, одиночки (особенно пенсионного возраста) и проживающие в крупных семьях (особенно с детьми), незанятые и безработные.
Индексы материальной депривации и социальной исключенности основаны на оценке неудовлетворенных базовых потребностей и позволяют измерить, имеют ли индивиды или домохозяйства доступ к минимально необходимым для жизни благам — питанию, одежде, жилью — по принятым в обществе стандартам.
Индекс материальной депривации (ИМД) - метод определения относительной бедности, в рамках которой ее критерии устанавливаются в сравнении с преобладающим в стране стандартом уровня жизни и при выявлении количества деприваций (лишений). Например, в семье не хватает средств на замену изношенной одежды, покупку мобильного телефона или компьютера, приглашение гостей на семейное торжество, отсутствует горячее водоснабжение и др. Всего в списке лишений - 16 показателей. Ниже порога бедности по ИМД оказываются те домохозяйства, которые испытывают, как минимум, шесть материальных деприваций.
■
Таблица 1 / Table 1
Основные показатели бедности в России / Main indicators of poverty in Russia
Показатели бедности / Poverty indicators Годы / Years
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Величина ПМ, руб. 6369 6510 7306 8050 9701 9828 10088 10287 10890 11312
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, млн чел. 17,9 15,4 15,5 16,3 19,6 19,4 18,9 18,4 18,1 17,8
Дефицит денежного дохода (млрд руб) 424,1 370,5 417,1 482,7 701,1 701,8 702,5 699,8 722,3 726,9
Уровень бедности % 12,7 10,7 10,8 11,3 13,4 13,2 12,9 12,6 12,3 12,1
Источник/ Source: Росстат / Rosstat.
Индекс социальной исключенности (ИСИ) характеризует наличие или отсутствие у человека доступа к социально значимым услугам, его включенность в социальные коммуникации, а также финансовое положение. Индекс отражает способность индивида полноценно участвовать в жизни общества.
С 2018 г. Росстат начал также рассчитывать показатель относительной монетарной бедности (на основе концепции относительной бедности). В качестве ее порога используется располагаемый доход, составляющий 40 % (50 %, 60 %) от национального медианного дохода. Население с располагаемым доходом ниже этой черты является бедным. Согласно данным Росстата, уровень относительной бедности в 2017 г. составил 18 % - столько граждан имели доходы ниже 50 % медианного дохода в целом по России. При этом риску бедности были подвергнуты, в первую очередь, сельские жители, одиноко проживающие граждане пенсионного возраста, многодетные семьи, безработ-ные3. Для сравнения, уровень бедности по прожиточному минимуму в том же 2017 г. составил 12,9 % (табл. 1). То есть применение 50 % медианного дохода в качестве измерителя бедности сразу увеличило ее уровень по сравнению с официальным в 1,36 раза.
На сегодняшний день в России монетарная граница бедности соответствует величине прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а бедными принято считать малоимущих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. На основании Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020) величина прожиточного минимума исчисляется в размере 44,2 % от величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
3 Фролова Е.Б. Доклад на заседании Научно-методологического совета Федеральной службы государственной статистики / URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/NMS/doc-frol. pdf (дата обращения: 18.04.2021).
Многообразие подходов к определению и измерению бедности является теоретико-методологической основой для построения и расчета множества линий бедности. Впервые в России данная концепция была практически реализована в 2007-2008 гг., когда российские ученые А.А. Разумов и М.А. Ягодкина рассчитали численность и долю бедных на основе одновременного использования 14-ти линий бедности [4, 18]. Таким образом, бедность - явление многофакторное, требующее дальнейшего всестороннего изучения, в том числе с учетом страновой и региональной специфики.
БЕДНОСТЬ В РЕГИОНАХ РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ
Одним из последствий социально-политических трансформаций, происходивших в России в 1990-е гг., стало появление значительной группы людей, живущих за чертой абсолютной бедности. При этом за истекшее десятилетие доля бедных в общей численности населения, несмотря на почти двукратное увеличение величины прожиточного минимума, практически не изменилась, в разные годы составляя от 10,7 % до 13,4 % (табл. 1).
По мере нарастания «коронавирусного» кризиса, к третьему кварталу 2020 г. численность малоимущего населения России возросла на 1,2 млн человек (по сравнению c третьим кварталом 2019 г.), при этом реальные располагаемые доходы упали на 3,5 %4. Однако, благодаря реализации пакета антикризисных мер, принятых Правительством РФ, значительная часть которых была направлена на обеспечение поддержки доходов населения и занятости (в апреле - октябре 2020 г. на эти цели было выделено около 950 млрд руб.5), ситуацию с бедностью удалось
4 Число бедных в РФ в III квартале выросло на 1,2 млн к прошлому году / Интерфакс, 2021/ URL: https://www.interfax.ru/ business/748347 (дата обращения: 03.04.2021).
5 «Основные направления единой государственной денежно-
кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов» (утв. Банком России) / URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_366866/b1e888c05f337c65eeb1c0591a50e4a6dbaf
e2aa/ (дата обращения: 26.04.2021).
стабилизировать и снизить уровень бедности до 12,1 %6.
Ситуация с бедностью в региональном разрезе весьма неоднородна. К примеру, в 2019 г. уровень бедности в субъектах варьировался от 5,6 % в Ямало-Ненецком автономном округе до 34,7 % в Республике Тыва. При этом бедность в большинстве регионов России можно охарактеризовать как «застойную» - в большинстве субъектов ежегодное значение показателя «уровень бедности» снижалось не более чем на 1-2 процентных пункта (исключение: Республика Северная Осетия - Алания, Кировская область, Псковская область, где в 2019 г. наблюдалось снижение уровня бедности от 3 до 5 % по сравнению с предыдущим отчетным годом).
Структура бедности в каждом из регионов имеет свои особенности и причины, ее обуславливающие. Например, в Брянской области со сбалансированной структурой экономики и стабильным ростом основных показателей экономического развития территории, уровень бедности в 2019 г. составлял 13,8 % (по России - 12,3 %). Большинство малообеспеченного населения региона - члены семей: многодетных, неполных, студенческих, воспитывающих детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом в большинстве случаев это семьи с работающими родителями. Среди безработных малообеспеченных граждан чаще всего оказываются люди предпенсионного возраста, с невысоким образовательно-квалификационным уровнем и проблемами со здоровьем, а также жители отдаленных территорий с дефицитом рабочих мест. Среди главных причин бедности в регионе - низкий уровень заработной платы, невозможность трудоустройства по месту жительства, особенно в сельской местности и в поселках городского типа'.
В том же году в Республике Калмыкия большинство бедного населения (67,5 %) проживало в сельской местности. 92,4 % бедных - члены семей из 3-х и более человек, в подавляющем большинстве (87,5 %) имеющих детей до 18 лет. При этом более половины (55 %) малоимущих трудоспособных граждан республики были заняты в экономике региона. Определяющим фактором
6 Доля населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже границ, установленных на основании фактического уровня денежных доходов населения (среднедушевого, медианного и модального), в целом по России и по субъектам Российской Федерации/Росстат, 2021/ URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/313/document/112592 (дата обращения: 11.05.2021).
7 Постановление Правительства Брянской области от 31 августа 2020 года № 417-п. «Об утверждении региональной программы снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Брянской области».
бедности в субъекте является экономическая ситуация, характеризующаяся недостаточным развитием промышленного производства, нехваткой транспортно-логистических сетей, структурной ориентированностью на сельское хозяйство со сравнительно невысоким уровнем прибавочной стоимости и, соответственно, низким уровнем оплаты труда. Ситуацию с бедностью усугубляют также значительная неформальная занятость (в первую очередь в сельском хозяйстве) и высокий уровень безработицы8.
Бедность в Приморском крае во многом тождественна общероссийской. 68,4 % бедных в регионе - семьи с детьми в возрасте до 16 лет, при этом только в 12 % домохозяйств родители являются безработными; 26,4 % бедных - неработающие пенсионеры. При этом экономические показатели региона на протяжении ряда лет демонстрируют положительную динамику. Среди конкурентных преимуществ края - исторически сложившаяся позиция в качестве транзитного экспортного узла, связывающего Россию со странами Азиатско-тихоокеанского региона, высокая инвестиционная активность, развитое малое и среднее предпринимательство. Вместе с тем уровень бедности в Приморском крае, хотя и имеет небольшую тенденцию к снижению, остается достаточно высоким (в 2019 г. - 13,5 %). Среди основных причин бедности - низкая заработная
"9
плата в ряде отраслей9.
Обобщая информацию о характеристиках региональной бедности, можно отметить следующие ее особенности:
• за чертой бедности, как правило, оказываются семьи с детьми до 7 лет, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, неполные семьи;
• уровень материальной обеспеченности малоимущих семей снижается по мере роста иждивенческой нагрузки, соответственно, многодетные семьи испытывают большие материальные трудности;
• среди малоимущих граждан высока доля лиц со средним и средне-специальным образованием;
• высокий уровень бедности регистрируется в семьях, где трудоспособные граждане являют-
8 Региональная программа «Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Республике Калмыкия до 2030 года», утвержденная Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2020 года.
9 Постановление Правительства Приморского края» от 22.10.2020 № 913-пп «Об утверждении региональной программы «Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Приморском крае».
ся безработными, работают на неполную ставку или получают низкую заработную плату на уровне МРОТ или немного выше, что не обеспечивает уровень среднедушевого дохода в семье выше прожиточного минимума. К основным факторам, влияющим на уровень региональной бедности, относятся:
• экономические (низкая оплата труда, безработица, неформальная занятость);
• демографические (неполные и многодетные семьи, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой);
• социальные (низкие минимальные социальные выплаты, «неприспособленность» к жизни, долги (кредиты), отсутствие жизненных планов и уверенности в себе, семейные неурядицы (несчастья), конфликтность внутрисемейных отношений, инвалидность, старость, слабое здоровье, вредные привычки граждан;
• образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточный уровень профессиональной подготовки, невостребованность полученного образования и квалификации спросу на рынке труда);
• географические (дифференциация уровня экономического развития муниципальных образований).
Неоднородное распределение численности малоимущих граждан и структура бедности по регионам во многом определяются экономическими, демографическими и географическими особенностями их развития. Региональная дифференциация бедности зависит не только от уровня социально-экономического развития территории, состояния внутреннего рынка и конкурентной среды, инфраструктуры, отраслевой и экспортной ориентированности, доступности ресурсов, но и от стоимости жизни в регионе, объемов потребления тех или иных товаров и услуг, возможности получения достойной заработной платы, доступности образования и здравоохранения, иных факторов.
МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕДНОСТИ: НАПРАВЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ
В соответствии с Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 47410 для достижения поставленных целевых ориентиров субъекты РФ разрабатывают программы снижения доли населения с
10 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» /Ц^: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 10.03.2021).
доходами ниже прожиточного минимума, формирующиеся с учетом географической, социально-экономической, инфраструктурной специфики развития территорий. Реализация этих программ предусматривает межведомственное взаимодействие на всех уровнях исполнительной власти, а достижение поставленных целей требует консолидации не только ресурсов федерального и регионального бюджета, но и, при необходимости, бюджетов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц.
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России по поручению Минтруда России осуществляет мониторинг уровня бедности в субъектах РФ и реализации региональных программ по снижению уровня бедности. Основными направлениями мониторинга являются:
• анализ текущей ситуации, причин и особенностей бедности в субъектах РФ; оценка динамики доходов населения в субъектах РФ;
• анализ региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и их исполнения;
• разработка методики оценки эффективности региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума; анализ динамики уровня бедности в региональном разрезе;
• мониторинг достижения плановых значений целевых показателей и реализации мероприятий региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;
• формирование базы данных мер по снижению уровня бедности; обобщение, классификация и анализ мер региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
В ходе мониторинга была проведена экспертиза 35-ти утвержденных региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, актуализирована база данных, содержащая меры по снижению уровня бедности, разработана методика оценки эффективности региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Результаты анализа исполнения региональных программ по снижению уровня бедности в субъектах РФ показали: программы нацелены на: повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции; развитие системы социальной помощи
нуждающимся гражданам; развитие системы социального контракта.
К основным показателям, отражающим динамику исполнения программ, относятся:
• доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (уровень бедности) (35 регионов из 35);
• реальные располагаемые денежные доходы населения (31 регион из 35);
• реальная заработная плата работников предприятий и организаций (29 регионов из 35);
• уровень безработицы (по методологии МОТ) (13 регионов из 30);
• доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь (29 регионов из 35);
• доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта (24 региона из 35).
В ходе изучения инструментария снижения региональной бедности было выявлено, что архитектура построения региональных программ по снижению бедности, в целом, соответствует критериям, определенным для стратегических программно-целевых инструментов, реализуемых на федеральном уровне. Вместе с тем в ряде случаев целесообразно обратить внимание на необходимость и достаточность применения тех или иных целевых показателей. Вызывают вопросы обоснованность расчета целевых показателей региональных программ, их целесообразность и достаточность, взаимосвязь с комплексом запланированных мероприятий. В ряде случаев недостаточное внимание уделено анализу текущей ситуации, связанной с региональной бедностью, что на наш взгляд, является краеугольным камнем для принятия дальнейших управленческих решений.
В качестве примера рассмотрим региональную программу Псковской области, которая включает в себя пять основных показателей, характеризующих реализацию поставленных задач и достижения целей по росту доходов граждан и снижению уровня бедности в регионе: численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; реальные располагаемые денежные доходы населения; реальная заработная плата работников организаций; доля мало-
имущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь; доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта11.
Региональная программа Ульяновской области включает перечень из 85-ти показателей, отражающих разнообразные аспекты запланированных мероприятий по снижению бедности12. При этом расчет целевых показателей произведен до 2024 г., что не согласуется с целями по снижению региональной бедности в два раза к 2030 г.
Качество подготовки инструментария снижения бедности в регионах во многом предопределяет достижение перспективных эффектов от реализации поставленных задач, в связи с этим разработчикам региональных программ целесообразно уделить более пристальное внимание анализу текущего уровня жизни населения для выявления факторов и причин бедности населения, анализу управленческих решений, которые принимались ранее при решении аналогичных вопросов, оценке эффективности реализуемых мероприятий в контексте их сопоставления с особенностями социально-экономического развития субъекта.
Очевидно, что мероприятия и целевые показатели как элементы одной сбалансированной системы должны быть взаимосвязаны между собой и коррелироваться с целями и задачами региональной программы. Полагаем, что для совершенствования планирования программно-целевых документов при выборе целевых показателей должны учитываться принципы необходимости и достаточности, адекватности и измеримости.
При формировании плана мероприятий региональных программ рекомендуется предусмотреть взаимосвязь мероприятий и результатов их выполнения с целевыми показателями региональной программы, которая должна быть отражена в соответствующих документах отчетности.
11 Постановление Администрации Псковской области от 14.08.2020 №291 "Об утверждении Региональной программы Псковской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума".
12 Постановление Правительства Ульяновской области от 14 октября 2020 г. №583-П "Об утверждении Региональной программы уменьшения доли граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ульяновской области, на период до 2024 года".
ИНСТРУМЕНТАРИЙ СНИЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕДНОСТИ Занятость и заработная плата
Благосостояние большинства россиян формируется, в основном, из доходов от занятости и социальных выплат. Соответственно, снижению бедности способствуют два основных условия: рост заработных плат работающего населения страны и объемы социальной помощи, адекватные реальным потребностям малоимущего населения.
В рамках задач по повышению уровня доходов граждан и превышению темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции, региональные программы снижения бедности включают мероприятия, связанные с индексацией заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением объема гарантий работодателей, предоставляемых работникам, реализацией активных программ содействия занятости, снижением неформальной занятости и легализацией «теневых» доходов, стимулированием инвестиционной активности, содействием развитию малого и среднего бизнеса, поддержкой индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Например, в целях повышения (регулирования) уровня заработной платы работников бюджетной и внебюджетной сферы в большинстве регионов (Костромской, Ленинградской, Липецкой, Мурманской областях, Краснодарском крае и др.) планируется проведение индексации заработной платы работников бюджетной сферы на уровень инфляции.
Мониторинг погашения задолженности по заработной плате перед работниками организаций будет проводиться в Костромской, Ленинградской, Липецкой областях, в Краснодарском крае и Республике Марий Эл, в ряде других регионов.
Все регионы уделяют большое внимание активным программам содействия занятости, в рамках которых оказывается помощь в поиске работы и трудоустройстве безработных граждан; содействии занятости женщин, воспитывающих детей, в том числе созданию для детей в возрасте до 3-х лет новых мест в дошкольных образовательных организациях; переобучению и повышению квалификации женщин в период их отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости.
Основными мероприятиями содействия занятости населения являются:
• профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности (28 регионов из 35-ти);
• организация ярмарок вакансий и создание дополнительных рабочих мест (28 регионов из 35-ти);
• содействие занятости молодежи 18-20 лет и в свободное от учебы время детей 14-18 лет (26 регионов из 35-ти);
• переобучение женщин, находящихся в отпуске по ухожу за ребенком (28 регионов из 35-ти);
• создание дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в дошкольных образовательных организациях (16 регионов из 35-ти);
• обучение граждан предпенсионного и пенсионного возраста (22 региона из 35-ти);
• содействие самозанятости (10 регионов из 35-ти);
• развитие института наставничества (3 региона из 35-ти);
• организация обучения и дополнительного образования инвалидов (2 региона из 35-ти).
В рамках реализации региональных программ по борьбе с бедностью нередко предусматриваются меры по поддержке реализации инвестиционных проектов и развитию промышленных предприятий (например, сведения о данных мерах содержатся в программных документах Иркутской, Воронежской, Кировской, Орловской, Пензенской, Тюменской, Ульяновской и ряда других областей), в основном в виде субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, возмещения затрат на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, льгот по налогу на имущество и т.п. Реализация указанных мер направлена, в первую очередь, на оздоровление экономики регионов и формирование условий для сокращения низкооплачиваемой занятости.
Качество жизни работающих на селе находится в фокусе внимания значительного числа региональных управленческих команд. Для стимулирования роста доходов граждан, живущих на селе, практически в каждом регионе (Брянская, Костромская, Липецкая области, Краснодарский край, Республика Марий Эл и др.) предусматривается соответствующая серия мероприятий государственной поддержки. Чаще всего это предоставление грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на укрепление материально-технической базы и/или создание новых рабочих мест, содействие в организации и
проведении ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции, организация ярмарок (грант на поддержку начинающих фермеров). Для развития кадрового потенциала сельских территорий регионами предусматривается как предоставление прямых доплат к окладам молодых специалистов, работающих в сельской местности (Костромская область), так и возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на поддержку молодых специалистов и квалифицированных рабочих (Брянская область).
Социальная поддержка населения и социальный контракт
В связи с тем, что характерной чертой бедности всех субъектов РФ является большая доля бедных семей с детьми, многодетных, а также неполных семей, основной блок мер социальной поддержки заключается в предоставлении материальной помощи именно таким категориям малоимущих граждан (например, ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, ежемесячное пособие многодетным семьям, ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей, и др.).
При этом, как показывает наш анализ, количество и содержание мероприятий по оказанию адресной помощи малоимущим семьям значительно варьируется в зависимости от региональной специфики и финансовых возможностей бюджетов субъектов РФ. Так, помимо традиционных выплат на детей до 3-х лет, значительное число регионов в ближайшее десятилетие планирует обеспечить поддержку семьям с детьми в возрасте от 3-х до 7 лет (26 из 35 регионов, за исключением Пензенской, Мурманской, Оренбургской, Костромской, Новгородской областей; Республик Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Бурятия). Только в некоторых регионах (Орловская область, Удмуртская Республика и Республика Северная Осетия-Алания) на дополнительную помощь также могут рассчитывать бедные семьи с детьми до 16 лет. В то же время в Республике Калмыкия и в Приморском крае реализация подобного рода мер не предусматривается.
Отметим опыт Новгородской области, где, помимо традиционных обязательных адресных пособий и выплат нуждающимся семьям с детьми, им предоставляется компенсация расходов на питание, жилье, образование, здравоохранение, транспорт, санаторно-курортный отдых детей и т.д.
Помимо обязательных выплат материнского капитала, установленных федеральным законодательством, предоставление регионального материнского капитала также отражено в большинстве региональных программ (27 из 35 регионов). Назначение и объемы финансовой помощи по линии регионального материнского капитала существенно варьируются в зависимости от возможностей региональных бюджетов. К примеру, в Ростовской области и Республике Бурятия региональный материнский капитал предоставляется только семьям, среднедушевой доход которых ниже 1,5 величины регионального прожиточного минимума. В Республике Мордовия, Приморском крае, Саратовской области региональный материнский капитал целевым образом перечисляется многодетным семьям с 3-мя и более детьми. В Республике Чувашия, кроме основных обязательных федеральных выплат материнского капитала, предусматривается единовременная выплата материнского капитала в размере 20 тыс. руб. из регионального бюджета.
Помимо выплаты федерального и регионального материнского капитала, в ряде областей предусматривается дополнительная поддержка молодым матерям. Например, в Липецкой области дополнительную материальную помощь будут получать женщины в возрасте от 18 до 24-х лет, родившие первого ребенка. В Мурманской области предоставление дополнительных выплат на первого ребенка будет оказываться молодым матерям в возрасте до 26 лет.
В ряде региональных бюджетов предусмотрены расходы на поддержку учащихся средних специальных и высших образовательных учреждений. В Костромской области студентам из малообеспеченных семей предоставляются 50 %-е скидки на проезд в железнодорожном транспорте, а в Ленинградской области для всех школьников региона предусмотрен бесплатный проезд в общественном автомобильном транспорте. В Оренбургской области учащихся общеобразовательных учреждений из многодетных семей и семей, уровень дохода в которых на одного человека ниже прожиточного минимума, обеспечат школьной одеждой. В Республике Мордовия предоставляются стипендии студентам, обучающимся по сельскохозяйственным профессиям и взявшим на себя обязательство трудоустроиться по полученной специальности. Аналогичные программы реализуются и в Алтайском крае, где, помимо стипендий, будущие специалисты сельского хозяйства обеспечиваются бесплатным жильем и
питанием. Региональные пособия также предусмотрены для студентов в Новгородской, Пензенской, Ростовской областях, Республике Коми и в ряде других регионов.
В Ленинградской области региональные власти планируют предоставление социальной выплаты на строительство работающим в сельской местности и рабочих поселках, проведение регулярных профилактических медосмотров и диспансеризации граждан, работающих на селе. В Мурманской области специалистам со средним профессиональным образованием будут предоставляться субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг и т.д.
В рамках мероприятий по развитию системы социального контракта в большинстве регионов предусматривается помощь по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию малоимущих граждан, возмещение затрат на проведение стажировок по итогам обучения, помощь в открытии старта-пов и развитии самозанятости, помощь в организации личного подсобного хозяйства и т.п.
В качестве примера приведем Удмуртскую Республику, где за период 2015-2019 гг. накоплен значительный опыт практики социального контракта и отмечается положительная динамика доходов семей-участников социального контракта. Вместе с тем в программном документе отмечается, что трудоустройство малоимущих граждан, особенно в сельской местности, не всегда обеспечивает возможность выхода семей за границу бедности - лишь около 16 % семей смогли таким образом улучшить свое материальное положение. Наибольшую эффективность показали меры по обеспечению малоимущего населения средствами на развитие личного подсобного хозяйства, благодаря которым около 80 % семей - участников социального контракта преодолели трудную жизненную ситуацию13. Положительные результаты позволили Удмуртской Республике (также как и еще 20 субъектам РФ) получить в 2020 г. существенную федеральную финансовую поддержку для расширения практики заключения социальных контрактов и охватить ими значительно большее число нуждающихся семей.
13 Постановление Правительства Удмуртской Республики от
13 октября 2020 года № 470 «Об утверждении региональной программы снижения доли населения Удмуртской Республики с доходами ниже величины регионального прожиточного минимума».
ВЫВОДЫ
В условиях учащающихся социально-экономических кризисов бедность остается одной из главных угроз для социально-экономического развития страны. Поэтому на федеральном и региональном уровнях требуется разработка и реализация новых, более эффективных механизмов снижения ее уровня, направленных на улучшение ситуации на рынке труда, содействие занятости, повышение производительности труда, повышение заработных плат как в бюджетном, так и во внебюджетном секторах экономики в соответствии с результативностью труда работающих.
Региональные программы снижения бедности включают мероприятия, связанные с индексаций заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением объема гарантий работодателей, предоставляемых работникам, реализацией активных программ содействия занятости, снижением неформальной занятости и легализацией «теневых» доходов, стимулированием инвестиционной активности, содействием развитию малого и среднего бизнеса, поддержкой индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
С учетом сложившихся тенденций в системе государственной социальной помощи, меры социальной поддержки малоимущих граждан, предусмотренные в большинстве региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, в настоящее время являются действенным инструментом по преодолению региональной бедности.
Эффективность реализации мер социальной поддержки населения, в том числе заключение социальных контрактов, зависит от ориентированности их на основные целевые группы населения, формирующие профиль бедности субъектов РФ, адресности предоставляемой социальной помощи на основе соблюдения принципов нуждаемости, а также достаточной финансовой обеспеченности их проведения на весь период реализации программ.
Сценарии развития ситуации в области снижения уровня бедности в рамках проведения активной и пассивной политики на рынке труда, также повышения эффективности оказания адресной социальной помощи бедным семьям, в том числе с использованием социального контракта, в перспективе будут зависеть от ответов на следующие вопросы:
Как долго будет длиться коронавирусная пандемия? Большинство экспертов и аналитиков дают весьма пессимистичные прогнозы. Каковы ее краткосрочные и долгосрочные медицинские,
демографические и социально-экономические последствия?
Вступление России в новую экономическую/ трудовую и социальную реальность, которая будет существовать и после пандемии/параллельно с ней: новый виток цифровизации и создания электронных трудовых платформ с последующим увольнением наемных работников и, соответственно, ростом бедности их семей; повышение мобильности сотрудников; гибкость работы, рынка труда и образования и др. Как это повлияет на социальную поддержку малоимущего населения в контексте возможного ухудшения качества занятости трудоспособных членов бедных домохозяйств, возможного сокращения, в случае неблагоприятной экономической ситуации, финансовых ресурсов для оказания им адресной социальной помощи, возможного снижения расходов (в реальном выражении, с учетом растущей инфляции) на социальные программы, социальную сферу в целом?
Как следствие кризиса, в российской экономике и социальной жизни возникли новые феномены - «ковидная занятость» и «ковидная бедность». В данной статье мы вводим в научный оборот и понятийный аппарат экономики труда эти два термина, обозначая тем самым в их отношении наше авторство (авторское первенство).
Ковидная занятость - это новая форма (тип) занятости, характеризующая влияние корона-вирусной пандемии на отношения занятости на
мегауровне (уровне мировой экономики, экономических объединений ряда государств, форм международных экономических отношений); макроуровне (уровне государства, национальной экономики в целом); мезоуровне (уровне подсистем национальной экономики - видов экономической деятельности, отраслей, территориальных образований/экономических районов) и микроуровне (уровне субъектов хозяйствования - предприятий, домохозяйств, различных категорий работающих - работников наемного труда (наемных рабочих, специалистов и др.), самозанятых, предпринимателей и работодателей, управленцев (менеджеров) всех уровней управления, государственных служащих всех уровней управления (федерального, регионального и муниципального) по поводу трансформации режима их рабочего времени, типа занятости, условий и охраны труда, величины заработной платы (доходов от занятости) и др. и необходимости учета данной трансформации в международном, национальном и корпоративном трудовом законодательстве.
Ковидная бедность - это особый тип бедности, характеризующий меру снижения доходов (заработной платы) работника и членов его семьи вследствие его ковидной занятости и их уровень в результате изменения статуса его занятости, вызванного коронавирусной пандемией, по отношению к сложившемуся в стране или/и в регионе уровню бедности (прожиточному минимуму).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Разумов А.А. Мониторинг бедности в Российской Федерации (состояние, проблемы, направления совершенствования). В кн.: Россия: подготовка стратегии борьбы с бедностью. Анализ и методологические подходы. Издание Бюро МОТ. М., 2001;1-50.
2. Разумов А.А. Работающие бедные в России. М.: ВЦУЖ, 2002. 258 с.
3. Razumov A. Decent employment - the principal means for overcoming Russian poverty. - Newsletter. ILO. Subregional Office for Eastern Europe and Central Asia. 2004;1(16). pp. 4-5.
4. Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. М.: Формула права, 2007. 336 с.
5. Разумов А.А., Новик Е.И. Политика занятости и доходов населения в условиях финансово-экономического кризиса // Человек и труд, 2009;(4):25-27.
6. Разумов А.А. Экономический кризис в России: оценка главных социальных последствий // Человек и труд, 2010;(4):16-19.
7. Разумов А.А. Экономический кризис в России: оценка главных социальных последствий // Человек и труд, 2010;(5):32-36. (продолжение предыдущей статьи).
8. Разумов А.А. Социальные последствия экономического кризиса в России: первые итоги и основные направления антикризисной социальной политики // Социальная политика и социальное партнерство, 2010;(4):5-15.
9. Социально-трудовые отношения в современной России: проблемы и решения // Коллективная монография к 60-летию НИИ труда / Под ред. д.э.н., проф. А.А. Разумова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. 280 с.
10. Разумов А.А., Сковпень В.А. Мониторинг доходов и бедности в Российской Федерации: анализ современных тенденций / Труд и социальные отношения. 2018;(29)2(146):25-37.
11. Разумов А.А., Сковпень В.А. Социально-экономические кризисы и бедность в России как постоянные вызовы государственной социальной политике / Государственное управление и развитие России: вызовы и возможности. Сборник статей международной конференц-сессии. Том 1. (Москва, РАНХиГС, 17 мая 2018 г.) / под общ. ред. Г.Ю. Ивлевой. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2018; 400-418.
12. Римашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. М.: РИЦ ИСЭПН, 2003. 392 с.
13. Саркисян Г.С., Кузнецова Н.П. Потребности и доходы семьи: уровень, структура, перспективы. М.: Наука, 1967. 177 с.
■
14. Овчарова Л.Н. Теоретические и практические подходы к оценке уровня, профиля и факторов бедности: российский и международный опыт / Учреждение Российской акад. наук Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН. М.: М-Студио, 2009. 268 с.
15. Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России //Социологические исследования, 1997;(6).
16. Гордон Л.А. Бедность, благополучие, противоречивость: материальная дифференциация в 1990-е годы // Общественные науки и современность, 2001;(3):5-21.
17. Селиванова О.В. Региональные программы борьбы с бедностью: опыт обобщения используемого инструментария // Проблемы экономики и юридической практики. 2020;(6):48-56.
18. Разумов А.А., Ягодкина М.А. Концепция многоуровневой бедности: применима ли она в России // Человек и труд. 2008; (3):32-36.
REFERENCES
1. Razumov A.A. Monitoring of poverty in the Russian Federation (state, problems, directions of improvement). In: Russia: Preparation of a strategy to combat poverty. Analysis and methodological approaches. Edition of the Bureau of the ILO. M.; 2001:1-50. 70 p. (In Russ.).
2. Razumov A.A. Working poor in Russia. M.: VTSUH; 2002. 258 p. (In Russ.).
3. Razumov A. Decent employment — the principal means for overcoming Russian poverty. Newsletter. ILO. Subregional Office for Eastern Europe and Central Asia. 2004;(1(16)):4-5.
4. Razumov A.A., Yagodkina A.M. Poverty in modern Russia. Moscow: Formula Prava; 2007. 336 p. (In Russ.).
5. Razumov A.A., Novik E.I. The policy of employment and income in the financial and economic crisis. Chelovek i trud = Man and Labor. 2009;(4):25-27. (In Russ.).
6. Razumov A.A. Economic crisis in Russia: Assessment of the main social impacts. Chelovek i trud = Man and Labor. 2010;(4):16-19. (In Russ.).
7. Razumov A.A. Economic crisis in Russia: Assessment of the main social impacts (continuation of the previous article). Chelovek i trud = Man and Labor. 2010;(5):32-36. (In Russ).
8. Razumov A.A. Social consequences of the economic crisis in Russia: the first results and main directions of anti-crisis social policy. Social Policy and Social Partnership. 2010;(4):5-15.
9. Social and labor relations in modern Russia: Problems and solutions. Collective monograph for the 60th anniversary of the Research Institute of Labor / ed. by A.A. Razumov. M.: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and Co."; 2016. 280 p. (In Russ.).
10. Razumov A.A., Skovpen V.A. Monitoring of income and poverty in the Russian Federation: Analysis of modern trends. Labor and Social Relations. 2018;29(2(146)):25-37.
11. Razumov A.A., Skovpen V.A. Socio-economic crises and poverty in Russia as constant challenges to state social policy / Public Administration and development of Russia: challenges and opportunities. Collection of articles of the international conference session. Volume 1. (Moscow, RANEPA, May 17, 2018) / ed. by of G.Y. Ivleva. M.: Publishing House "Scientific Library"; 2018;400-418. (In Russ.).
12. Rimashevskaya N.M. Man and reforms: Secrets of survival. M.: RIC ISEPN; 2003. 392 p. (In Russ.).
13. Sarkisyan G.S., Kuznetsova N.P. Family needs and incomes: Level, structure, prospects. M.: Nauka; 1967. 177 p. (In Russ.).
14. Ovcharova L.N. Theoretical and practical approaches to assessing the level, profile and factors of poverty: Russian and international experience. Institution of the Russian Academy of Sciences Institute of Social Economics. Population Problems of the Russian Academy of Sciences. Moscow: M-Studio; 2009. 268 p. (In Russ.).
15. Rimashevskaya N.M. Social consequences of economic transformations in Russia. Sociological Research. 1997;(6).
16. Gordon L.A. Poverty, well-being, inconsistency: Material differentiation in the 1990s. Social sciences and contemporary world. 2001;(3):5-21.
17. Selivanova O.V. Regional programs to combat poverty: the experience of generalizing the tools used. Problems of Economics and Legal Practice. 2020;16(6):48-56.
18. Razumov A.A., Yagodkina M.A. The concept of multilevel poverty: is it applicable in Russia. Chelovek i trud = Man and Labor.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Александр Александрович Разумов - доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник Минтруда России, советник генерального директора ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия
Aleksandr A. Razumov - Dr. Sci. (Econ.), Prof., Honorary Worker of the Ministry of Labor and Social
Protection of Russia, Adviser to the General Director of the Federal State Budgetary Institution 'All-Russian
Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry
of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia
Ольга Владимировна Селиванова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия
Ol'ga V. Selivanova - Cand. Sci. (Econ.), Senior Researcher of the Federal State Budgetary Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.10.2021; после рецензирования 08.11.2021, принята к публикации 09.11.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 18.10.2021; revised on 08.11.2021 and accepted for publication on 09.11.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.