Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ УРОВНЯ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ УРОВНЯ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / РОССИЙСКАЯ АРКТИКА / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркова В.Н., Алексеева К.И., Неустроева А.Б., Потравная Е.В.

В статье выполнен анализ показателей уровня бедности в районах Арктической зоны Российской Федерации, дана оценка уровня бедности и качества жизни в Арктической зоне Якутии. Приведены результаты социологических исследований уровня бедности в арктических районах, а также обоснованы меры по его снижению, связанные с проблемами занятости, роста доходов населения, развития традиционных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маркова В.Н., Алексеева К.И., Неустроева А.Б., Потравная Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND FORECAST OF THE POVERTY RATE IN THE ARCTIC ZONE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article contains an analysis of the poverty level indicators in the regions of the Arctic zone of the Russian Federation and an assessment of the level of poverty and quality of life in the Arctic zone of Yakutia. As a result of the study the plan of action to combat poverty, including employment issues, growth of incomes of the population, created for the goals of defending their age-old surroundings, and the maintenance and development of traditional ways of life, economy, trades and culture.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ УРОВНЯ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ УРОВНЯ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ^

В.Н. МАРКОВА, e-mail: markovavn@mail.ru, Северо-Восточный федеральный университет, Институт развития профессиональных компетенций и квалификаций OPEN, Якутск, Россия

IEL index - J11, J17, J24, R2, R5. IRCID -ID: 0000-0003-2231-5903. К.И. АЛЕКСЕЕВА, e-mail: alekseeva.kira@mail.ru, Министерство экономики Республики Саха (Якутия), Департамент стратегического управления, Якутск, Россия IEL index - J11, J17, J24, R2, R5. IRCID -ID: 0000-0003-3755-689X. А.Б. НЕУСТРОЕВА, кандидат социологических наук, e-mail: aizok@mail.ru, ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)», Якутск, Россия IEL index - C55, I31, I32, J6. ORCID: 0000-0001-8419-7135

Е.В. ПОТРАВНАЯ, кандидат социологических наук, e-mail: potr195@gmail.com Межрегиональный центр экологического аудита и консалтинга, Москва, Россия IEL index - A13, I31, J16, Z13. IRCID-ID: 0000-0003-3343-0253

В статье выполнен анализ показателей уровня бедности в районах Арктической зоны Российской Федерации, дана оценка уровня бедности и качества жизни в Арктической зоне Якутии. Приведены результаты социологических исследований уровня бедности в арктических районах, а также обоснованы меры по его снижению, связанные с проблемами занятости, роста доходов населения, развития традиционных промыслов.

Ключевые слова: бедность населения, социологические методы исследования, российская Арктика, Республика Саха (Якутия), меры борьбы с бедностью.

DOI: 10.47711/0868-6351-187-110-122

Введение. Повышение уровня жизни населения - один из главных целевых ориентиров социально-экономического развития каждого региона РФ и страны в целом. Уровень жизни, его динамика и дифференциация определяются уровнем развития производительных сил, объемом производства, показателями использования валового национального продукта, характером распределения и перераспределения доходов.

Выступая на Давосском экономическом онлайн-форуме в феврале 2021 г., Президент РФ назвал борьбу с бедностью главной задачей России. В России число жителей с доходом ниже 5,5 долл. в день (по ППС), по оценкам Всемирного банка, сократилось с 64 млн. чел. в 1999 г. до 5 млн. чел. в настоящее время. По данным Росстата, уровень бедности в России за 9 мес. 2020 г. в связи с пандемией коронавируса возрос до 13,3%, или на 400 тыс. чел. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (13,1%). К 2030 г. планируется снизить этот показатель до 6,5%2.

В Указе Президента РФ «О национальных целях развития России до 2030 года» от 21 июля 2020 г. для осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности и повышения уровня жизни населения страны определены национальные цели развития, здоровья и благополучия людей. При этом в рамках данной национальной цели определены показатели, характеризующие ее достижение к 2030 г., включая снижение уровня бедности вдвое по сравнению с показателем 2017 г. [1].

Очевидно, что проблема повышения уровня жизни населения, решения проблемы бедности имеет специфику в различных регионах. С этих позиций разви-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) (проект № 19-010-00023а «Методология и механизмы распределения благ при промышленном освоении территории в Российской Арктике»).

2 В. Путин назвал борьбу с бедностью главной задачей России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news. mail. ru/economics/45026910/?frommail=1

тие социального потенциала Арктического региона, включая меры по борьбе с бедностью населения, является приоритетной задачей [2], что обусловлено возрастающей геополитической, социальной, хозяйственной и инфраструктурной значимостью обустройства арктических территорий [3; 4].

Реализация стратегии развития Арктической зоны (АЗ) и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. обусловила увеличение продолжительности жизни при рождении в АЗ с 70,65 лет в 2014 г. до 72,39 лет в 2018 г., снижение за 20142018 гг. миграционного оттока населения на 53%, снижение уровня безработицы (по методологии МОТ) с 5,5% в 2017 г. до 4,6% в 2019 г. [5].

В «Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» в качестве целевых показателей ее реализации по инновационному варианту следует отметить сохранение уровня естественного прироста и снижения миграционного оттока населения, повышение уровня жизни в арктических регионах в 1,8 раза по сравнению с базовым уровнем, снижение уровня бедности к 2030 г. вдвое по сравнению с показателем 2017 г., снижение уровня общей безработицы до 8,3% [6].

Решение комплекса экономических и социальных задач в АЗ России, в том числе в Республике Саха (Якутия), требует поиска новых подходов к анализу и оценке уровня бедности населения, включая применение социологических методов исследования.

Теоретические подходы к измерению уровня бедности населения. В настоящее время отсутствует единый подход к определению понятия «бедность». При расчетах показателей бедности страны используют разные определения и методики расчета, что часто приводит к несопоставимости данных. Большую работу по совершенствованию статистики бедности проводят такие международные организации, как Всемирный банк, Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евростат и др.

В международной статистической практике оценка бедности проводится на основе монетарных и немонетарных подходов [7]. Монетарный подход заключается в соизмерении среднедушевых показателей уровня жизни населения (доходов или потребительских расходов) и черты бедности, которая может быть абсолютной или относительной [8].

В России при определении уровня бедности в качестве основы принято понятие абсолютной бедности, а для ее измерения используются такие показатели, как доля населения с денежными (совокупными) доходами ниже величины прожиточного минимума; доля населения, имеющего доходы ниже границы бедности, установленной на международном уровне с учетом ППС. Прожиточный минимум (ПМ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Отметим, что решением Правительства РФ прожиточный минимум на душу населения в 2021 г. составил 11653 руб., для трудоспособного населения - 12702 руб., для детей -11303 руб., для пенсионеров - 10022 руб. В Республике Саха (Якутия) величина ПМ определяется ежеквартально и устанавливается правительством республики. В потребительской корзине перечень продуктов питания для определения величины ПМ дополнительно включает мясо диких животных (оленину), жеребятину, омуля и ряпушку.

Для статистической оценки абсолютной бедности в России используется показатель доли населения с денежными доходами ниже величины ПМ, которая определяется на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.

Концепция относительной бедности в рамках монетарного подхода широко применяется в странах ЕС и ОЭСР. Для этого используются два вида показателей, рассчитываемых:

- по денежному доходу: доля населения с денежными доходами ниже 40-60% медианного значения денежных доходов;

- по эквивалентному располагаемому денежному доходу - доля населения с денежными доходами ниже 40-60% медианного значения располагаемых доходов (в странах ЕС - 60% их национальной медианной величины).

Однако монетарные подходы к оценке бедности не позволяют в полной мере выявить масштабы бедности и многомерный характер этого явления. Во многих странах это понятие справедливо связывается не только с уровнем доходов или потребления, но и с доступностью и качеством услуг здравоохранения, образования, коммунальных услуг. Поэтому при изучении бедности важна задача разработки комплексных индикаторов, которые позволяли бы оценивать влияние всех этих факторов на уровень и качество жизни.

В настоящее время различные подходы к немонетарным оценкам бедности проводятся с помощью следующих индексов:

- индекс многомерной бедности (MultidimensionalPovertyIndex и А1Е18ко£Роуейуог-8оаа1Ехс1шюп) используется для измерения форм депривации, не поддающихся стоимостной оценке (здоровье, образование, условия проживания), и показывает среднее число бедных в среднем на одно домохозяйство;

- индекс депривации - доля домохозяйств, которые из-за нехватки средств не могут позволить себе товары и услуги, необходимые для нормальной жизни. Например, в странах ЕС мониторинг проводится по следующим показателям: наличие компьютера и доступа к Интернету для личного пользования; замена мебели, изношенной одежды на новую; участие в мероприятиях досуга и отдыха и др.

Для проведения международных сопоставлений за основу рекомендован учет перечня материальных лишений, используемого в странах ЕС [9]:

- индекс социальной исключенности (8оаа1Ехс1шюп1Мех), который характеризует неспособность людей полноценно участвовать в жизни общества, рассчитывается отдельно для детей в возрасте до 14 лет включительно и для взрослых. При этом учитываются различные аспекты жизнедеятельности по трем направлениям: экономика, сфера социальных услуг, общественная жизнь и социальные сети.

Согласно подходам, принятым в США, для нормального потребления расходы на питание должны составлять треть совокупных расходов потребителей. Так, черта бедности в США определяется исходя из размера ПМ, умноженного на коэффициент 2,5, и ежегодно корректируется. Для домохозяйств разного состава устанавливается различный порог бедности.

Субъективная концепция бедности базируется на оценках собственного положения людьми, которые руководствуются выбранными ими стандартами. Такая оценка является важным индикатором для понимания источников социальной напряженности и регулирования государственных программ для бедных. Использование данного подхода позволяет выделить более значимые аспекты бедности, поскольку она проявляется не только в недостатке средств к существованию, но и в состоянии здоровья, качестве питания, уровне образования, жилищных условиях, социальной изоляции.

Одним из важных инструментов оценки достижений страны в области развития человеческого потенциала является индекс человеческого развития (ИЧР), который представляет собой интегрированный показатель, характеризующий развитие личности (табл. 1). При его составлении учитывается продолжительность жизни, объем валового национального продукта на душу населения, уровень образования и доход населения.

По оценкам ООН, в мире около 70% бедного населения в возрасте 15 лет и старше не имеют школьного образования или имеют некоторое базовое образование [10]. При оценке уровня бедности и качества жизни населения важным является уровень развития территории. В качестве примера можно привести Ленский район Республики Саха (Якутия), где наиболее остро прослеживается простран-

ственное противоречие между уровнем социального развития и темпами экономического роста [11].

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие качество жизни в некоторых

арктических странах

Страна Рейтинг по ИЧР, 2018 г. ИЧР, 2018 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, 2018 г. ВНД на душу населения, долл., 2018 г. Общая безработица (доля незанятого населения от 15 лет и старше), 2018 г. Коэффициент Джини, 2010-2017 гг. Среднегодовое изменение доходов беднейших 40% населения 2005/2017 гг., %

Норвегия 1 0,954 82,3 68059 0,81 27,5 0,3

Исландия 7 0,938 82,9 47566 0,93 27,8 0,4

Швеция 8 0,937 82,7 47955 0,90 29,2 -0,4

Дания 11 0,930 80,8 48836 1,08 28,2 -0,5

Финляндия 12 0,925 81,7 41779 0,96 27,1 0

Канада 13 0,922 82,3 43602 0,93 34,0 -0,3

США 15 0,920 78,9 56140 0,93 41,5 -0,4

Россия 49 0,824 72,4 25061 0,94 37,7 1,2

Источник: составлено авторами по данным Доклада ООН «Индексы и индикаторы человеческого развития» (2019) http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2019_overview_-_russian.pdf

В связи с пандемией СОУШ-19 наблюдается замедление в сокращении бедности. По оценкам Всемирного банка, к 2021 г. численность крайне бедного населения планеты составит около 150 млн. чел.

К 2030 г. уровень бедности в мире может составить около 7% (доля населения с доходами менее 1,9 долл. в день). При этом основной целью устойчивого развития является снижение этого показателя в 2030 г. до уровня менее 3%.

Экономические последствия, вызванные СОУШ-19, также повлияли на общее благосостояние. Замедление экономической активности, усиленное пандемией, особенно сказалось на беднейших слоях населения АЗ.

Анализ основных показателей уровня жизни АЗ Якутии. Выполненное в апреле 2020 г. социологическое исследование о влиянии пандемии коронавируса на жизнь в арктических регионах России, в ходе которого был опрошен 291 чел. из различных арктических субъектов РФ, показало, что трудности и изменения в жизни населения касались ухудшения качества жизни - 40,5% (59,5% опрошенных из числа коренных народов), потери работы и отсутствия стабильного заработка - 50%, изменений в режиме работы и жизни - 48,4% (51,6% опрошенных из числа коренных народов) [12]. Для характеристики качества жизни граждан и социальной стабильности следует также использовать понятие неустойчивой занятости [13].

С учетом рассмотренных подходов основные показатели уровня жизни населения в разрезе регионов Дальнего Востока и АЗ России приведены в табл. 2.

Наибольшая величина прожиточного минимума за 2019 г. отмечается в Чукотском АО и Камчатском крае. Наибольшее соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной ПМ характерно для Ямало-Ненецкого АО - 5,2 раза, Ненецкого АО - 4,1 раза; среднемесячной начисленной заработной платы с величиной ПМ - в Ямало-Ненецком АО - 6,2 раза. Республика Саха (Якутия) по соотношению размера среднемесячной заработной платы с величиной ПМ находится на 5-м месте, при этом по соотношению среднедушевых денежных доходов - на 9-м, что обусловлено сравнительно высокой иждивенческой нагрузкой. Превышение сред-

нероссийского показателя уровня бедности населения характерно для большинства регионов Дальнего Востока и АЗ России за исключением Ямало-Ненецкого АО (5,6%), Чукотского АО (8,7%), Ненецкого АО (9,5%), Магаданской (9,4%) и Мурманской областей (10,8%) (табл. 2).

Таблица 2

Показатели уровня бедности в некоторых регионах ДФО И АЗ России в 2019 г.

Регион РФ ПМ в месяц, руб. Заработная плата Доход Отношение ПМ региона к среднему по РФ, раз Уровень бедности, %

руб. к ПМ, раз руб. к ПМ, раз

РФ 10890 47867 4,4 35249 3,2 1 12,3

Республика Саха

(Якутия) 17181 73402 4,3 45335 2,6 1,6 17,9

Республика Карелия 13648 42964 3,1 30763 2,3 1,3 15,7

Республика Коми 13707 53416 3,9 35435 2,6 1,3 15,5

Архангельская обл. 12707 52434 4,1 33789 2,7 1,2 12,7

Мурманская обл. 16800 63715 3,8 43915 2,6 1,5 10,8

Ненецкий АО 19993 88027 4,4 80973 4,1 1,8 9,5

Ямало-Ненецкий АО 16318 101012 6,2 84135 5,2 1,5 5,6

Красноярский край 12477 49932 4,0 31386 2,5 1,1 17,5

Чукотский АО 22213 107107 4,8 81778 3,7 2,0 8,7

Камчатский край 20499 80448 3,9 52472 2,6 1,9 15,0

Хабаровский край 14328 50213 3,5 41483 2,9 1,3 12,2

Магаданская обл. 19680 94856 4,8 65028 3,3 1,8 9,4

Источник: составлено авторами по данным Росстата.

В 2019 г. в Якутии наблюдалось сокращение абсолютной бедности по сравнению с 2016 г. (табл. 3). Значительные масштабы бедности населения Якутии в первую очередь обусловлены многодетностью, характерной для национальных республик России, и наибольшей долей селян среди регионов АЗ РФ [14]. Несколько лет назад Росстат стал использовать индекс относительной бедности, учитывающий долю населения с денежными доходами ниже 40, 50 и 60% медианного среднедушевого денежного дохода.

Таблица 3

Показатели уровня бедности в Республике Саха (Якутия)

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Индекс абсолютной бедности 19,8 19,6 18,6 17,9

Индекс относительной бедности (60%) 24,2 24,3 24,8 24,8

Источник: данные Саха(Якутия)стата.

За 2016-2019 гг. население республики увеличилось на 12,3 тыс. чел., в АЗ Якутии, напротив, население сократилось на 1,2 тыс. чел. В зону общего прироста населения вошли лишь четыре района: Оленекский, Анабарский, Булунский и Эвено-Бытантайский, рост населения в которых обусловлен миграционным притоком трудоспособного населения в связи с развитием предприятий по добыче полезных ископаемых. Более трети миграционного оттока приходится на молодежь 14-19 лет, выпускников школ, выезжающих на учебу. В возрастной группе 20-24 года наблюдался миграционный прирост, что связано с возвращением в прежнее место жительства после обучения.

Значительный естественный прирост населения в 2,2 раза, превышающий среднереспубликанское значение, сохраняется в Анабарском районе, наименьший зарегистрирован в Усть-Янском и Верхнеколымском районах. В возрастной структуре населения арктической зоны отмечается рост доли трудоспособного населения -

с 55,9 до 56,2%. Удельный вес населения в трудоспособном возрасте выше среднереспубликанских значений наблюдается в Анабарском (59,6%), Эвено-Бытантайском (59,8%) и Булунском районах (63,5%). Наибольший процент занятого населения в 2019 г. приходится на Оленекский район (84,9% трудоспособного населения) со средней заработной платой 95, 9 тыс. руб.; наименьший процент занятых - в Среднеколымском районе (55,4% общей численности трудоспособного населения), средний размер заработной платы - 58, 4 тыс. руб. Всего в АЗ Якутии в 2019 г. среднесписочная численность работников составила 24,556 тыс. чел. и сократилась по сравнению с 2016 г. на 0,3%.

В структуре занятости населения АЗ преобладает бюджетный сектор. В образовании занято более 24,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 14,2%, в государственном управлении - 13,8%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 9,8%. За 2017-2019 гг. численность работников в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве сократилась в целом по Республике на 9,1%. Наибольший отток работников по сравнению с 2010 г. отмечен в рыболовстве, что обусловлено низким уровнем заработной платы в этой отрасли. Особого внимания требуют задачи сохранения традиционных видов деятельности: низкая заработная плата работников отрасли оленеводства и рыболовства в размере 28-33 тыс. руб. приводит к оттоку трудовых кадров.

В табл. 4 приведены данные о численности трудоспособного населения по регионам АЗ Якутии в 2019 г., а также о динамике уровня безработицы.

Таблица 4

Численность трудоспособного населения АЗ Якутии в 2019 г.

Регион Численность трудоспособного населения, чел. 2019 г. Среднесписочная численность работников организаций Численность не занятого населения, состоящего на учете в поиске работы Динамика уровня общей безработицы, %

чел. % чел. % 2010 г. 2019 г. 2019 к 2016, %

Всего по Якутии 557524 371047 66,5 9663 1,7 8,9 6,9 95,8

АЗ Якутии 36660 24556 66,9 1685 4,6 10,6 8,3 96,5

Абыйский 2129 1547 72,7 111 5,2 9,6 6,7 95,7

Аллаиховский 1436 1029 71,7 70 4,9 11,7 8,0 97,6

Анабарский 2046 1636 79,9 82 4,0 8,6 8,4 96,6

Булунский 5014 3407 67,9 54 1,0 15,2 12,8 98,5

Верхнеколымский 2188 1610 73,6 109 4,9 5,4 4,8 94,1

Верхоянский 6110 3594 58,8 312 5,1 8,8 6,0 93,8

Жиганский 2127 1454 68,4 94 4,4 8,0 8,5 96,6

Момский 1967 1503 76,4 94 4,8 8,8 9,3 96,9

Нижнеколымский 2259 1507 66,7 97 4,3 9,0 7,2 96,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оленекский 2202 1871 84,9 87 3,9 15,7 9,7 97,0

Среднеколымский 3820 2116 55,4 250 6,5 13,1 9,0 96,8

Усть-Янский 3816 2386 62,5 187 4,9 11,0 7,3 96,1

Эвено-Бытантайский 1546 896 57,9 138 8,9 11,7 13,4 97,8

Источник: составлено авторами по данным Саха(Якутия)стата и сведений Государственного комитета по занятости населения Республики Саха (Якутия).

Численность незанятых граждан АЗ Якутии, состоящих на регистрационном учете в поиске работы, за 2019 г. составила 1685 чел. (63,1% трудоспособного населения АЗ). Наибольший процент незанятых приходится на Эвено-Бытантайский район (8,9% трудоспособного населения), наименьший процент -в Булунском районе (1,1%). За период с 2010 по 2019 г. уровень безработицы в АЗ Якутии превысил среднереспубликанский уровнь. В 2016 г. данный показа-

тель составил 8,6%, в 2019 г. уровень безработицы снизился на 0,3 проц. п. Максимальные значения показателя зафиксированы в Эвено-Бытантайском и Булунском районах.

В современных условиях процесс приспособления регионального рынка труда к изменениям в экономике сопровождается массовым высвобождением работников предприятий, ростом скрытой безработицы и просроченной задолженностью по заработной плате. Уровень общей безработицы в республике на начало 2021 г. составил 7,2%. Наибольшее высвобождение работников произошло в организациях, относящихся к виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых».

Численность работников предприятий и организаций, перешедших на удаленные формы работы, по состоянию на 01.12.2020 г., составила 32,5 тыс. чел. В среднем в АЗ Якутии среднемесячная заработная плата равна 71,3 тыс. руб., что на 2,8 проц. п. ниже, чем в среднем по республике. Уровень средней заработной платы в арктических районах в 2019 г., несмотря на применение повышенного районного коэффициента и коэффициента за работу в арктических районах, в 10-ти районах ниже среднего по республике. В трех районах размер среднемесячной заработной платы работников выше среднереспубликанского (73,4 тыс. руб.) - это Анабарский (117,7 тыс. руб.), Оленекский (95,5) и Булун-ский (81,7). Наиболее низкий уровень заработной платы в 2019 г. отмечен в Эвено-Бытантайском районе.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), за 2019 г. соотношение среднемесячной заработной платы работников организаций с величиной прожиточного минимума для трудоспособного населения по районам АЗ Якутии в среднем составило 3,5 раза; в рейтинге районов по данному соотношению лидирует Анабарский район - 5,8 раза.

В структуре денежных доходов населения Якутии наибольшую долю занимает заработная плата (71,3%), затем социальные выплаты, в том числе пенсии и стипендии (19,1%). На доходы от предпринимательской деятельности приходится 7,2%, на доходы от собственности - 1,9%. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. реальная заработная плата составила 100,8%, но, несмотря на ее некоторый рост и увеличение объема социальных трансфертов на 13%, произошло падение реальных располагаемых доходов населения, что негативно сказалось на сфере потребления.

Среди малоимущих домохозяйств основная доля приходится на домохозяйства с численностью от 3-х и более человек - 88,4%. На рост доли малоимущих домохо-зяйств (3 и более чел.) влияют факторы снижения доходов взрослых членов домохо-зяйств, увеличение иждивенческой нагрузки безработным взрослым населением.

В различных типах домохозяйств с детьми глубина бедности возрастает с увеличением числа детей в домохозяйстве, особенно резко при появлении в семье третьего ребенка. У домохозяйств с детьми меньше гибкости в расходах, резервов для экономии, и в условиях экономического спада и снижения доходов населения они оказываются в более тяжелом положении по сравнению с другими группами населения. По республике коэффициент нагрузки трудоспособного населения детьми в возрасте до 15 лет в 2019 г. по сравнению с 2016 г. увеличился на 1,1%; напротив, в среднем по АЗ отмечается снижение нагрузки детьми на 2,6% (табл. 5).

В 2019 г. численность пенсионеров в АЗ относительно 2016 г. возросла незначительно. Этот показатель растет в Анабарском, Верхоянском, Жиганском, Мом-ском, Оленекском и Среднеколымском районах. Средний размер пенсий на начало 2020 г. по республике составляет 19,8 тыс. руб., по АЗ - 21,1 тыс. руб.

Таблица 5

Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население

в 2016 и 2019 гг.

Район

Всего по Якутии

АЗ Якутии

Абыйский

Аллаиховский

Анабарский

Булунский

Верхнеколымский

Верхоянский

Жиганский

Момский

Нижнеколымский

Оленекский

Среднеколымский

Усть-Янский

Эвено-Бытантайский

На 1000 трудоспособного населения приходится:

дети в возрасте 0-15 лет мужчины 61 и более, женщины 56 и более лет

2016 г. 2019 г. 2019/2016, % 2016 г. 2019 г. 2019/2016, %

413,9 418,5 101,1 264,4 288,2 109,0

500,4 487,5 97,4 289,2 290,4 100,4

488,4 425,9 87,2 339,7 353,8 104,1

508,6 482,8 94,9 332,2 338,3 101,8

542,1 517,2 95,4 176,9 160,8 90,9

403,2 365,7 90,7 227,0 209,0 92,1

365,2 389,5 106,7 392,2 427,6 109,0

508,7 440,7 86,6 278,9 291,1 104,4

560,7 582,2 103,8 284,2 279,3 98,3

667,3 649,1 97,3 325,5 268,8 82,6

510,5 470,4 92,1 324,7 320,3 98,6

583,6 640,5 109,7 236,7 230,4 97,3

557,8 609,3 109,2 337,1 356,9 105,9

443,7 480,9 108,4 292,2 353,7 121,0

515,9 470,9 91,3 253,5 201,6 79,5

Источник: составлено авторами по данным Саха(Якутия)стата и сведений Государственного комитета по занятости населения Республики Саха (Якутия).

Покупательная способность жителей районов АЗ находится ниже уровня среднероссийского показателя, среднедушевые налогооблагаемые доходы обеспечивают лишь 2,24 ПМ. Высокая стоимость жизни в арктических районах не позволяет населению поддерживать высокий уровень потребления. В силу значительных транспортных расходов реальная стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в арктических районах значительно выше, чем на остальной территории региона. Так, в 2020 г. стоимость продуктов, входящих в потребительскую корзину, в п. Зырянка (административный центр Верхнеколымского улуса) составляла 9,1 тыс. руб.

С 2017 г. Министерство труда и социального развития республики Саха (Якутия) ведет учет граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке. Совместно с муниципальными образованиями ежегодно формируется Реестр малоимущих семей со среднедушевым доходом на человека до величины прожиточного минимума, установленного в среднем на душу населения республики. В данном реестре по АЗ Якутии числится более 12 тыс. граждан, что составляет 17,8% общей численности населения АЗ. При этом доля нуждающихся в 2 раза превышает среднереспубликанский показатель.

Доля нуждающихся граждан (по Реестру) в общей численности населения на начало 2019 г. в семи районах АЗ Якутии (более половины районов АЗ) выше среднереспубликанского уровня этого показателя (17,9%). Например, в Эвено-Бытантайском районе эта доля составила 33,2%, Среднеколымском - 27,2%, Верхоянском - 26,6%. Наименьшее значение удельного веса нуждающихся граждан наблюдается в Анабарском районе - 5,1% и Оленекском районе - 5,8% (табл. 6).

Для Анабарского, Оленекского и Булунского районов характерен относительно низкий уровень нуждающихся граждан в трудоспособном возрасте (доля которых составляет 4% численности особо нуждающихся), чему способствует производственная деятельность АО «Алмазы Анабара». Около 15% сезонных работников АО «Алмазы Анабара» - местные жители данных районов. Предприятием осуществляется закупка рыбной и мясной продукции у местных рыболовецких и охотничьих общин, что под-

тверждается большой долей занятого населения (более 70% населения в трудоспособном возрасте) и высоким уровнем среднемесячной заработной платы, которая варьируется от 81,7 тыс. руб. в Булунском районе до 117,7 тыс. руб. в Анабарском районе. Также в указанных районах отмечается тенденция положительного естественного и миграционного прироста населения.

Таблица 6

Рейтинг районов АЗ Якутии по удельному весу нуждающихся граждан в общей численности населения

Максимальные значения, район % Минимальные значения, район %

Эвено-Бытантайский 33,2 Анабарский 5,1

Среднеколымский 27,2 Оленекский 5,8

Верхоянский 26,6 Булунский 6,0

Усть-Янский 22,6 Верхнеколымский 6,2

Жиганский 22,1 Аллаиховский 9,0

Момский 21,2 Нижнеколымский 12,2

Абыйский 20,4

Источник: составлено авторами на основе данных Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

В большинстве случаев уход матери в отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет способствует возникновению бедности, так как основным источником дохода, как правило, является только социальное пособие. Особого внимания органов местного самоуправления и исполнительной государственной власти требуют три населенных пункта АЗ Якутии с численностью менее 500 чел., доля нуждающихся граждан в которых составила более половины всех жителей сел: с. Березовка Среднеколымского района, с. Токума Верхоянского района и с. Хайыр Усть-Янского района.

В АЗ Якутии среди особо нуждающихся превалируют граждане трудоспособного возраста - 47,9% (по республике - 45,3%), доля детей составляет 45,2% (48,6%). В структуре особо нуждающихся граждан по гендерному признаку, как и в среднем по республике, преобладает доля женщин (57,7%): численность женщин всего - 6938 (или 57,7%), из них 2654 детей (38% общей численности женщин); численность мужчин всего - 5088 чел. (или 42,3%), из них 2776 детей (55% общей численности мужчин). В структуре 4128-ми нуждающихся домохозяйств (семей) преобладает доля домохозяйств, состоящих из одного человека (27,6%), или 1140 домохозяйств. Очевидно, что при обосновании мер по обеспечению качества жизни, экологического благополучия и экономического благосостояния населения в АЗ следует учитывать гендерный поход и гендерное равенство [15].

Складывающая социально-экономическая обстановка в стране, продолжающееся имущественное расслоение населения, повышение уровня безработицы предопределяют рост численности лиц, не имеющих постоянного источника дохода. Такие лица находятся в зоне криминогенного риска. В этом случае не только ранее судимые лица, но и безработные формируют лицо рецидивной преступности [16]. По данным Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия), в АЗ Якутии за 2019 г., общее количество преступлений, совершенных лицами, не имеющими постоянного источника дохода, составило 213 ед. (5% таких преступлений по республике), в том числе 62 преступления совершены безработными гражданами. Наиболее высокие значения данного показателя на 1000 населения отмечены в Жиганском и Момском районах (табл. 7).

Таблица 7

Преступления в АЗ Якутии, совершенные бедным населением за 2019 г.

Совершено лицами, не имеющими постоянного источника дохода

Муниципальные образования/ Безработными

районы

ед. на 1000 населения ед. на 1000 населения

Всего по Республике Саха (Якутия) 4424 4,55 62 0,06

всего по АЗ Якутии 213 3,15 21 0,31

Аллаиховский 9 3,34 2 0,74

Анабарский 14 3,83 2 0,55

Абыйский 16 4,05 1 0,25

Булунский 21 2,47 1 0,12

Верхоянский 41 3,71 1 0,09

Верхнеколымский 14 3,50 - -

Жиганский 19 4,62 3 0,73

Момский 19 4,78 3 0,75

Нижнеколымский 12 2,82 2 0,47

Оленекский 15 3,53 - -

Среднеколымский 13 1,77 3 0,41

Усть-Янский 16 2,28 3 0,43

Эвено-Бытантайский 4 1,41 - -

Источник: составлено авторами на основе данных Министерства внутренних дел по РС(Я) и Са-ха(Якутия)стата.

Рост цен на услуги и товары первой необходимости, снижение среднедушевых доходов и повышение уровня бедности, усиление миграционных процессов и приток трудовых мигрантов являются факторами, предопределяющими увеличение доли граждан, не имеющих постоянного дохода, следовательно, это повышает вектор социальной напряженности рассматриваемой категории граждан.

Оценка основных характеристик бедного населения АЗ Якутии. Для оценки уровня бедности населения был проведен опрос жителей арктических улусов республики [17]. Выборочная совокупность составила 792 респондента в возрасте от 18 лет и старше. В анкетировании приняли участие коренные жители 6-ти населенных пунктов 3-х арктических районов: Момского, Абыйского и Анабарского. По его результатам, 29% респондентов оценивали себя как «бедные», 30,7% - как «малоимущие». Самые низкие субъективные оценки материального положения были у респондентов Абыйского района, где 37% отнесли себя к бедным, 34,3% оценивали свое положение как малоимущие, 12% - как малообеспеченные. В регионе наблюдалась высокая закредитованность населения; 60,7% респондентов или других членов их семьи имели кредит или заем. Наиболее высокая долговая нагрузка была у респондентов с низкими доходами.

На основе социологических опросов жителей Арктики можно составить в обобщенном виде «портрет» бедного человека арктических улусов. В эту категорию попали многодетные семьи, семьи с малолетними детьми. Со стратой бедных ассоциируют себя безработные с неполным средним и средним общим образованием, которые испытывают трудности в поисках работы. Бедными считают себя низкоквалифицированные и необразованные работники из сфер строительства, транспорта, ЖКХ и торговли. К бедным соотносят себя специалисты сферы образования, сельские интеллигенты со средним специальным и высшим образованием.

Для прогнозирования уровня бедности населения был выполнен прогноз численности населения АЗ Якутии с использованием метода возрастной передвижки, которая составит к 2032 г. (977,8 тыс. чел.), что превышает базовый уровень (2019 г.) по данному показателю на 1,1%. Рост численности населения обусловлен превышением естественного прироста над миграционной убылью. В разрезе арктических муниципальных образований до 2032 г. увеличение численности населения ожидается в Оле-

некском до 4,4 тыс.чел., Анабарском - до 3,8 тыс.чел., Жиганском - 4,1 тыс.чел. Наибольшее снижение численности населения будет наблюдаться в Верхнеколымском районе - на 1,1 тыс. чел. Несмотря на снижение миграционного оборота республики, разнонаправленные потоки мигрантов сохранят свою значимость в зонах опережающего социально-экономического развития [18].

Согласно национальным целям развития страны, к 2030 г. уровень бедности в Республике Саха (Якутия) составит 10,1%.

Заключение. Понятие «бедность» в настоящее время подразумевает не только низкие абсолютные и относительные показатели доходов или потребления, но и те ограничения, которые не позволяют бедным получать экономические ресурсы, необходимые для поддержания адекватного уровня жизни в виде доступа к таким жизненно важным социальным институтам, как труд, образование и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях получения более точной информации и повышения адресности социальной защиты в борьбе с бедностью необходимо использовать подход к исследованию бедности, включающий, как абсолютный, так и относительный и субъективный методы оценки бедности. Это позволит определить минимальный порог бедности, выявить динамику уровня жизни трудоспособного населения относительно среднего уровня жизни и исследовать субъективные оценки населения и социальных групп о своем положении.

Для содействия занятости населения необходимы масштабная модернизация служб занятости населения и их трансформация в аналог кадровых агентств, связывающих работодателей и безработных граждан в проактивном формате. Государство предлагает гражданину получить необходимую в той или иной жизненной ситуации услугу, и при этом достаточно отправить информацию в ответ на SMS. С целью повышения эффективности мер социальной поддержки необходимо создание единой системы назначения и учета социальных выплат, которая позволит сформировать цифровой профиль семьи в части всех мер социальной поддержки - «Социальное казначейство».

В силу объективных факторов и ограничений, связанных с последствиями ко-ронавирусной инфекции, достижение национальной цели развития России по снижению уровня бедности в 2 раза к 2024 г. (в сравнении с 2017 г.) пролонгировано до 2030 г. Целевые значения показателя «уровень бедности» в Республике будут сохранены в «напряженном» варианте (14% - в 2024 г., 8,6% - в 2030 г.).

Установлено, что доля особо нуждающихся в социальной поддержке граждан в АЗ Якутии в 2 раза превышает среднереспубликанский показатель, а уровень регистрируемой безработицы (4,6%) - в 2,9 раза (1,6%).

Безработица оказывает существенное деморализующее влияние на человека, его десоциализацию, снижает уровень жизни и самооценки, повышает его уязвимое положение в социуме, лишает его средств к существованию. Для снижения уровня безработицы, наряду с мерами государственного регулирования, необходимы поддержка добывающих компаний по развитию традиционных промыслов, созданию новых рабочих мест, а также развитие различных форм самозанятости населения и предпринимательства, в том числе коренных малочисленных народов.

Литература

1. О национальных целях развития России до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 [On the national development goals of Russia until 2030. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020]

2. Российская Арктика: современная парадигма развития /Под ред. акад. А.И. Татаркина. СПб.: Нестор-История, 2014. 844 с. [The Russian Arctic: a modern development paradigm / Ed. acad. A.I. Tatarkin. SPb: Nestor-History, 2014. 844 p.]

3. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Переосвоение российской Арктики как предмет системного исследования и государственного программно-целевого управления: вопросы методологии // Экономика региона. 2015. № 4. С. 9-20. [Leksin V.N., Porfiriev B.N. Redevelopment of the Russian Arctic as a subject of systemic research and state program-targeted management: methodological issues // Economy of the Region. 2015. No. 4. P. 9-20.]

4. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Российская Арктика: логика и парадоксы перемен //Проблемы прогнозирования. 2019. № 6. С. 4-21. [Leksin V.N., Porfiriev B.N. Russian Arctic: logic and paradoxes of change // Prob-lemy Prognozirovaniya. 2019. № 6. S. 4-21.]

5. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/news/64274 [On the Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period up to 2035. Decree of the President of the Russian Federation of October 26, 2020. No. 645.]

6. О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) до 2035 года. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14.08.2020 г. № 1377. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://glava.sakha.gov.ru/ot-14-avgusta-2020-g-----1377[About the Strategy of socio-economic

development of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2035. Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 14.08.2020No. 1377.]

7. Руководство по измерению бедности: публикация ООН, выпущенная Европейской экономической комиссией, Geneva. 1734787(R). August 2018. 265. ECE/CES/STAT/2017/4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unece.org/fileadmin/DAM/stats/publications/2018/ECECESSTAT20174_ru.pdf [Guidance on Poverty Measurement: UN publication issued by the Economic Commission for Europe, Geneva. 1734787(R). August 2018. 265. ECE/ CES/ STAT/ 2017/4]

8. Леви Г., Руиз Н. Подход ОЭСР к измерению и мониторингу бедности по доходам в разных странах. ОЭСР, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/ge.15/2 013/WP17_0ECD_D_ru.pdf[Levy G., Ruiz N. The OECD Approach to Measuring and Monitoring Income Poverty in Different Countries. OECD.]

9. Europe 2019: People at risk of poverty or social exclusion. Eurostat, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/t2020_50&lang=en

10. Poverty and Shared Prosperity Report, World Bank Group, 2020. [Электронныйресурс]. Режим доступа: ttps://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/34496/9781464816024.pdf

11. Кондратьева В.И., Степанова Н.А., Маркова В.Н. Пространственные аспекты стратегического планирования развития муниципального района // ЭКО. 2018. № 5 (527). С. 179-192. [Kondratieva V.I., Stepano-va N.A., Markova V.N. Spatial aspects of strategic planning of municipal district development. // ECO. 2018. No. 5 (527). P. 179-192.]

12. Слепцов А.Н., Потравная Е.В. Влияние пандемии коронавируса на жизнь Арктических регионов в оценках населения // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 144-147. [A.N. Sleptsov and E.V. Potravnaia. Vliianie pandemii koronavirusa na zhizn' arkticheskih regionov v otsenkakh naseleniia // Sotsiologicheskie Is-sledovaniia. 2020. No. 7. Pp. 144-47.]

13. Бобков В.Н., Одинцова Е.В., Коваленко В.В. Неустойчивая занятость — глобальная проблема современности: как снизить ее масштабы в России? //Проблемы прогнозирования. 2020. № 3. С. 93-100. [Bobkov V.N., Odintsova Ye.V., Kovalenko V.V. Neustoychivaya zanyatost' — global'naya problema sovremennosti: kak snizit'yeye masshtaby vRossii? //Problemy Prognozirovaniya. 2020. № 3. S. 93-100.]

14. Filippova J.A., Nogovitsyin R.R., Grigoryev V.A., Dolgunova A.T., Lukovtsev A.S., Markova V.N., Prokhorova N.V. The Peculiarities of the Social and Economic Development of the Arctic Regions Based on the Supply Chain Management: In the Framework of the Strategic Planning in the Republic of Sakha Yakutia // International Journal of Supply Chain Management (IJSCM). 2019. Vol. 8. No 5. Pp. 412-418.

15. Потравная Е.В. Гендерные особенности восприятия экологических проблем коренными народами Севера России //Народонаселение. 2020. Т. 23. № 2. С. 73-85. [Potravnaya Ye.V. Gendernyye osoben-nosti vospriyatiya ekologicheskikh problem korennymi narodami Severa Rossii //Narodonaseleniye. 2020. T. 23. № 2. Pp. 73-85.]

16. Комплексный анализ состояния преступности в РФ и расчетные варианты развития: аналитический обзор / Ю.М. Антонян, Д.А. Бражников, М.В. Гончарова и др. М.: ВНИИ МВД России, 2018. 86 с. [An-tonyan Yu.M., Brazhnikov D.A., Goncharova M.V. i dr. Kompleksnyy analiz sostoyaniya prestupnosti v RF i raschetnyye varianty razvitiya: analiticheskiy obzor. M.: VNIIMVD Rossii, 2018. 86 s.]

17. Маркова В.Н., Трубина А.В., Неустроева А.Б. Факторы бедности сельского населения Республики Саха (Якутия) // Исследования молодых ученых: экономическая теория, социология, отраслевая и региональная экономика / Под ред. О.В. Тарасовой, А.А. Горюшкина. Новосибирск, 2017. С. 78-86. [Markova V.N., Trubina A. V., Neustroeva A.B. Poverty factors of the rural population of the Republic of Sakha (Yakutia) // Studies of young scientists: economic theory, sociology, sectoral and regional economics / ed. O. V. Tarasova, A.A. Goryushkin. Novosibirsk: IEIE SB RAS, 2017. 432 p.]

18. Алексеева К.И., Максимова А.Н., Маркова В.Н. Развитие социальной инфраструктуры в разрезе населенных пунктов с учетом демографического прогноза на примере Республики Саха (Якутия) // Актуальные вопросы экономики и социологии: по материалам XV конференции. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2019. C. 8-14. [Alekseeva K.I., Maksimova A.N., Markova V.N. The development of social infrastructure in settlements of the Republic of Sakha (Yakutia) with taking into account forecasting the population // Current issues of economy and sociology: book of papers from 15th Fall Conference of young scientist in Akademgorodok / ed. O.V. Tarasova, N.O. Fursenko. Novosibirsk: IEIE SB RAS, 2019. Pp. 8-14.]

Статья поступила 08.02.2021. Статья принята к публикации 03.03.2021. Проблемы прогнозирования, 2021, № 4

Для цитирования: В.Н. Маркова, К.И. Алексеева, А.Б. Неустроева, Е.В. Потравная. Анализ и прогноз уровня бедности населения в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) // Проблемы прогнозирования. 2021. № 4(187). С. 110-122. БО!: 10.47711/0868-6351-187-110-122

Summary

ANALYSIS AND FORECAST OF THE POVERTY RATE IN THE ARCTIC ZONE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

V.N. MARKOVA, North-Eastern Federal University, Yakutsk; Russia K.I. ALEKSEEVA, Ministry of Economy of the Republic of Sakha (Yakutia), Department of Strategic Management, Yakutsk, Russia

A.B. NEUSTROEVA, Cand. Sci. (Sociology), Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia

E.V. POTRAVNAYA Cand. Sci. (Sociology), Interregional Center for Environmental Audit and Consulting, Moscow, Russia

Abstract: The article contains an analysis of the poverty level indicators in the regions of the Arctic zone of the Russian Federation and an assessment of the level of poverty and quality of life in the Arctic zone of Yakutia. As a result of the study the plan of action to combat poverty, including employment issues, growth of incomes of the population, created for the goals of defending their age-old surroundings, and the maintenance and development of traditional ways of life, economy, trades and culture.

Keywords: poverty of the population, sociological methods of research, methods of sociological research, Russian Arctic, Republic of Sakha (Yakutia), measures to combat poverty.

Received 08.02.2021. Accepted 03.03.2021.

For citation: V.N. Markova, K.I. Alekseeva, A.B. Neustroeva, andE.V. Potravnaya. Analysis and Forecast of the Poverty Rate in the Arctic Zone of the Republic of Sakha (Yakutia) // Studies on Russian Economic Development. 2021. Vol. 32. № 4. Pp. 415-423. DOI: 10.1134/S1075700721040109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.