Научная статья на тему 'Бедность в Дагестане: факторы и пути преодоления'

Бедность в Дагестане: факторы и пути преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1323
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бедность в Дагестане: факторы и пути преодоления»

МАГОМЕДОВА Э.Р.

Бедность в Дагестане: факторы и пути преодоления

Проводимые в России радикальные рыночные преобразования почти во всех сферах жизнедеятельности общества пока не дали желаемых социальных результатов. Осуществленные в условиях чрезмерного ослабления роли государства в управлении страной методами проб и ошибок, без предварительной оценки социально-экономических последствий для многомиллионного населения страны рыночные реформы привели к расчленению России на подавляющее большинство бедных (дотационных) и меньшинство относительно богатых (самообеспеченных) регионов; резкой поляризации общества; возникновению и развитию социально опасных диспропорций в доходах различных групп населения; непомерному расширению теневого сектора экономики; глубокому проникновению коррупции, взяточничества, воровства и мошенничества почти во все поры общества; сращиванию торгово-финансовой олигархии и криминала со всеми ветвями власти; полной деградации правоохранительной системы; повсеместному использованию руководителями властных структур принципов двойных стандартов и двойной морали; небывалому ранее размаху организованной преступности, бандитизма и терроризма; обострению социальной напряженности и межнациональных отношений в обществе; значительному сокращению продолжительности жизни и численности населения в стране.

Социально-экономическим феноменом в России стала бедность. Непрерывный рост потребительских цен в 1992-1999 гг., значительно опережавший динамику денежных доходов населения, спровоцировал рекордное падение покупательной способности доходов и, как следствие, увеличение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. По официальным данным Росстата за 1995 -2000 гг. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума возросла с 36,6 до 42,3 млн. человек (с 24,7 до 29,1% общей численности населения страны). Доля малоимущих домохо-зяйств в 1999 г. составила 42,3%, а доля крайне бедных - 12,7%, в том числе в сельской местности - 16,1%. Ситуация в сфере бедности несколько улучшилась лишь в 2001 - 2007 гг., о чем свидетельствуют данные табл. 1.

Данные табл. 1 показывают на тенденцию сокращения численности регионов с высоким уровнем бедности. В 2007 г. по сравнению с 2001 г. в России число регионов с уровнем бедности свыше 30 процентов снизилось почти в 10 раз, в том числе: в Центральном федеральном округе в 12 раз, Приволжском - 9 раз, Дальневосточном - 8 раз. В то же время 29

субъектов РФ имели уровень бедности в пределах от 15 до 20 %, 18 субъектов - от 20 до 30 %, 6 субъектов - более 30 % от численности населения региона.

По данным Росстата уровень бедности в 2007 г. по Российской Федерации в целом составил 13%. Однако из табл. 1, составленной на основе официальных данных Росстата видно, что в 2007 г. в 53 субъектах РФ из 84 уровень бедности колебался в пределах от 15,1 до 30 и более %. Это наталкивает на мысль, что объективность оценки уровня бедности в Рос-стате является сомнительной.

Таблица 1

Распределение субъектов РФ с различным уровнем бедности по феде-

ральным округам за 2001 - 2007 гг.

Федеральные округи Число субъектов с уровнем бедности

до 10 % 10,1 - 15 % 15,1 - 20 % 20,1 - 30 % более 30 %

2001 2007 2001 2007 2001 2007 2001 2007 2001 2007

Российская Федерация 2 5 - 26 2 29 24 18 58 6

Центральный - - - 9 - 7 6 1 12 1

Северо-Западный - 2 - 3 - 5 7 1 4 -

Южный - - - 3 - 6 1 1 11 2

Приволжский - 1 - 3 - 4 5 6 9 -

Уральский 2 2 - 3 1 1 1 - 2 -

Сибирский - - - 3 1 3 2 5 12 3

Дальневосточный - - - 2 - 3 2 4 8 -

Рассчитано автором по источнику: Социальное положение и уровень жизни населения России.2008: Стат. сб. - М., Росстат, 2008.

Высокий уровень бедности представляет серьезную социальную опасность для правительства. Принято считать, что предел социальной напряженности наступает в тот период, когда беднейшие слои 40 % населения будут иметь менее 12 -13 % общего фонда доходов. Заметим, в России в 2007 г. на 40 процентов населения первой и второй 20-ти процентных групп приходилось лишь 15 % общего объема денежных доходов. Между тем, сейчас в числе низкодоходных групп населения оказалась подавляющая часть работников сфер образования, здравоохранения, культуры.

Переход к рыночной экономике наиболее болезненно отразился и на уровне жизни населения Дагестана. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2000 г. в Дагестане составляла 73% общей численности населения республики (по РФ - 29%). Однако благодаря принятым в республике мерам уровень бедности в Дагестане резко снизился и составил в 2007 г. по официальным данным Рос-стата 14% от общей численности населения республики, что свидетельст-

вует о позитивных переменах, происходящих в уровне жизни населения республики (табл. 2).

По темпам сокращения уровня бедности среди регионов ЮФО Дагестан занимает второе место и уступает лишь Волгоградской области и Северной Осетии-Алании.

Таблица 2

Численность населения с денежными доходами ниже величины про-

житочного минимума по регионам ЮФО РФ (в % от общей численности населения региона)

2000 2001 2002 2004 2007

Российская Федерация 29 28 25 18 13

Южный федеральный округ:

Адыгея 37 41 35 35 30

Дагестан 73 69 60 34 14

Ингушетия 94 88 87 73 41

Кабардино-Балкария 58 52 37 26 18

Калмыкия 66 53 57 55 44

Карачаево-Черкесия 63 54 41 28 18

Северная Осетия-Алания 33 41 36 18 13

Краснодарский край 44 37 32 30 20

Ставропольский край 45 43 39 29 18

Астраханская область 33 31 26 20 16

Волгоградская область 35 29 27 18 13

Ростовская область 33 31 28 20 16

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России.2008: Стат. сб. - М., Росстат, 2008.

Главным фактором, оказавшим влияние на снижение уровня бедности в Дагестане является рост денежных доходов населения, обусловленный расширением налогового потенциала и увеличением сбора налогов. В 2007 г. по сравнению с 2003 г. среднедушевые денежные доходы населения республики возросли почти в 4 раза. При этом реальные денежные доходы, исчисленные в процентах к предыдущему году, повысились в 2003 году на 125%, в 2004 г. - на 144%, в 2005 году - на 121%, в 2007 году - на 118%. Примечательно и тот факт, что за 2003 - 2007 гг. по темпам рота реальных денежных доходов населения Дагестан значительно опережает многие регионы Южного федерального округа (табл. 3).

Вместе с тем рыночные преобразования в республике сопровождаются многими негативными явлениями, к числу которых относится и резкая поляризация общества по уровню благосостояния и доходов населения. В 2007 г. удельный вес денежных доходов, приходящийся на первую 20-процентную группу населения с наименьшими доходами составлял 6%, тогда как на пятую группу с наибольшими доходами - 44% общего объема денежных доходов населения республики. При этом на долю 10% населения с наивысшими доходами падает более 28% фонда денежных доходов населения. Соотношение между средними уровнями доходов 10%

населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами составило более 12 раз, что свидетельствует о чрезмерно высокой степени социального расслоения дагестанского общества.

Таблица 3

Номинальные и реальные денежные доходы населения _по регионам Южного федерального округа_

Среднедушевые денеж- Реальные денежные до-

ные доходы (в месяц) ходы, в процентах к пре-

руб дыдущему году

2003 2004 2005 2007 2003 2004 2005 2007

Южный федеральный округ 3310 4169 5333 8713 114 113 112 117

Республика Адыгея 2549 3080 3880 5755 102 106 112 112

Республика Дагестан 2125 3311 4457 7981 125 144 121 118

Республика Ингушетия 1402 1757 2405 4006 104 118 120 125

Кабардино-Балкарская Респ. 2571 3160 4079 6643 108 111 111 121

Республика Калмыкия 2100 2312 2425 4466 103 99 92 116

Карачаево-Черкесская Респ. 2619 3344 4266 6939 114 116 110 113

Респ. Северная Осетия - Алания 2596 4086 4690 7872 118 140 102 119

Краснодарский край 3662 4379 5572 9778 113 108 111 123

Ставропольский край 3072 3886 5173 8273 115 111 117 115

Астраханская область 3864 4559 5683 8691 110 106 108 110

Волгоградская область 3803 4648 5915 9453 114 110 110 110

Ростовская область 4024 5038 6395 9630 114 111 109 116

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России.2008: Стат. сб. - М., Росстат, 2008.

Отличительной особенностью дагестанской бедности является то, что она стала пронизывать и работающие слои трудозанятого населения. За годы реформ в республике возникли категории "новых бедных" - трудоспособные граждане, которые готовы работать, но не могут заработать достаточное количество денег для содержания семьи, а также работники, получающие месячную заработную плату в размере ниже величины прожиточного минимума. По данным Росстата, в 2007 г. доля оплаты труда в структуре денежных доходов населения Дагестана составила лишь 14% (по РФ - 41%). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в республике в 2,4 раза ниже среднероссийского уровня оплаты труда и несколько раз ниже пособия по безработице в развитых странах. Оплата труда "среднестатистического дагестанского работника" превратилась в своеобразное "пособие по труду", перестала быть побудительным мотивом к трудовой деятельности. Этим, в частности, можно объяснить отток не только русскоязычного, но и коренного населения из республики.

К великому сожалению, Дагестан занимает лидирующие позиции и по объему скрытой (официально не учтенной) заработной платы. В 2007 г.

в структуре денежных доходов населения Дагестана доля других доходов, включая объем скрытой заработной платы, составила 51% (по РФ - 28%), что свидетельствует о наличии масштабной коррупции в сфере доходов.

Дагестан располагает достаточным для преодоления бедности при-родно-ресурсным, экономическим потенциалом и развитым человеческим капиталом. Однако, несмотря на это, по уровню социально-экономического развития республика значительно отстает от других регионов РФ.

Невольно напрашивается вопрос: почему в Дагестане люди в основной массе живут бедно? Однозначно ответить на него невозможно: причин слишком много.

Одна из причин такого разительного несоответствия между потенциальными возможностями республики и низким уровнем жизни ее населения - это крайне неэффективные экономические и социальные механизмы, формы и методы управления рыночными преобразованиями в России. Повсеместный спад производства в реальном секторе экономики, либерализация цен, заработной платы, торговли и финансовых рынков, неразбериха в законодательстве, экономический и нравственный хаос в обществе, чрезмерное ослабление роли государства в управлении страной - все это отрицательно сказалось на механизме, формах и методах перехода к рыночной экономике, способах приватизации государственной собственности. Бездумно проведенное в ельцинский период отчуждение государственных предприятий в пользу торгово-финансовой олигархии и криминала при пособничестве высокопоставленных правительственных чиновников оказало пагубное влияние на все сферы жизнедеятельности населения России в целом и Дагестана, в частности.

Следует отметить, что в первоначальный период рыночных реформ массовое обеднение населения Дагестана произошло и под воздействием специфических внутридагестанских факторов бедности. К ним, в частности, относятся: трудоизбыточность республики и связанный с ней высокий уровень безработицы; преобладание в городах крупных градообразующих промышленных предприятий, ориентированных еще в советский период на выпуск продукции оборонного назначения по заказу военно-промышленного комплекса; преимущественное размещение в сельской местности пришедших ныне в упадок пищевых предприятий, перерабатывающих продукцию сельского хозяйства; высокий удельный вес домашних хозяйств, состоящих из 4 и более человек (средний размер домохозяйства составляет 4,5 человек); высокий коэффициент демографической нагрузки (на 1000 человек трудоспособного возраста в 2007 г. приходилось 594 нетрудоспособных).

Некоторые высокопоставленные дагестанские чиновники, имея в виду широкий размах строительства частного жилья в республике считают, что статистические данные об уровне бедности в Дагестане не соответствуют реалиям жизни. Да, действительно, по данным выборочного обследования, проведенного Росстатом в конце 2004 г., удельный вес домашних хозяйств, имеющих отдельный дом, составил по Дагестану 69% (по РФ -18%). По этому показателю Дагестан занимает первое место в России. Однако оценивать уровень жизни населения только лишь по наличию собственного жилья не совсем корректно. Испокон веков у дагестанских народов существует менталитет, обязывающий родителей строить дом для себя и своих детей. Многие дагестанцы стремятся иметь отдельные дома за счет ухудшения качества жизни (отказ от полноценного рациона питания, санаторно-курортного лечения, туристических путешествий и т.д.).

Важным фактором, влияющим на уровень бедности в Дагестане, является место проживания населения. В 2007 г. из общей численности населения республики в городской местности проживало 43%, а в сельской -57%. При этом в общей численности малоимущего населения доля проживающих в сельской местности в 2007 г. равнялась 69%, она более чем в

/Л __^ __с

2 раза превышает удельный вес малоимущих, проживающих в городской местности.

Для сельских районов республики характерна более высокая концентрация бедности. Однако сельская и городская бедность существенно отличаются друг от друга. Выборочные обследования, проводимые Росста-том, показывают, что доля крайне бедного населения, проживающего в сельских поселениях выше, чем в городах.

При определенных условиях уровень бедности зависит от размера домашнего хозяйства (количество членов семьи, «иждивенческая» нагрузка в семье). Дагестан относится к числу регионов, в которых доминируют домохозяйства, состоящие из 4 и более человек (табл. 4).

Таблица 4

Число и размер частных домохозяйств по РФ и РД в 2002 г. _(по данным переписи населения), % _

Российская Федерация Республика Дагестан

Число частных домохозяйств - всего в том числе домохозяйства, состоящие из: 100 100

1 человека 22,3 7,4

2 человека 27,6 12,0

3 человека 23,8 12,8

4 человека 17,0 22,1

5 человек и более 9,3 45,7

Средний размер частного домохозяйства, человек 2,7 4,5

Сравнительный анализ данных табл. 4 показывает, что по удельному весу частных домохозяйств, состоящих из 5 и более человек, Дагестан опережает Российскую Федерацию в целом почти в 5 раз, а по среднему размеру частного хозяйства - в 1,7 раз.

Средний размер частного домохозяйства в городах и сельских населениях Дагестана почти одинаков. Однако при оценке уровня бедности сельского населения необходимо учитывать специфические особенности его жизнедеятельности, связанные с разительными различиями в природно-климатических условиях; формах получения и использования совокупных доходов населения; объемах рентного дохода с единицы земельной площади; стоимости продукции личного подсобного хозяйства; характере приобретения и реализации населением продуктов питания; уровнях занятости и безработицы; комфортности жилищ; отдаленности от районных центров и городов; качестве дорог и транспортных коммуникаций; сезонности сельскохозяйственного производства; доступности качественного образования и медицинского обслуживания; традициях, обычаях и менталитете народов и этносов республики и др.

О масштабах распространения бедности можно судить и по данным о распределении малоимущих домашних хозяйств по основным категориям (табл. 5).

Таблица 5

Распределение малоимущих домашних хозяйств по _основным категориям в 2007 г., в %_

Все малоимущие домашние хозяйства По месту проживания По составу По наличию детей

Проживающие в городской местности Проживающие в сельской местности Состоящие из 1-2 человек Состоящие из 3 и более человек Без детей С детьми в возрасте до 16 лет

Российская Федерация 100 60 40 26 74 51 49

Республика Дагестан 100 31 69 7 93 31 69

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения в России.2008: Стат. сб. - М., Росстат, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из табл. 5 видно, что для Дагестана характерен высокий уровень концентрации бедности в домашних хозяйствах, проживающих в сельской местности, а также в семьях, состоящих из 3 и более человек и, имеющих несовершеннолетних детей.

Большой риск оказаться в числе малоимущих присущ и городскому населению, особенно мужчинам и женщинам в возрастах, граничащих с

пенсионным, пенсионерам и работающим по найму, доходы которых в основном ориентированы только на поступления в виде фиксированной заработной платы и пенсии.

Более глубокие исследования показали, что по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в малоимущих и крайне бедных домашних хозяйствах Дагестан отстает от субъектов Российской Федерации. В 2007 г. среднедушевые располагаемые ресурсы в малоимущих и крайне бедных домашних хозяйствах республики составили соответственно 1873 и 1116 руб. в месяц. При этом дефицит располагаемых ресурсов в расчете на одно домашнее хозяйство и одного члена домохозяйства составил соответственно 4832 и 1043 рублей в месяц.

Бесспорно, решающее влияние на уровень бедности трудоизбыточного Дагестана оказывает масштабная безработица. В 2007 г. уровень безработицы в республике составил чуть более 20% общей численности экономически активного населения. В наибольшей степени безработица коснулась молодежи, особенно сельской. Масштабная безработица и низкая реальная заработная плата - вот основные причины оттока молодых людей из республики.

Высокие уровни безработицы и бедности характерны для всех республик Северного Кавказа. Чрезмерная концентрация безработицы и бедности в этих республиках взрывоопасна, представляет угрозу территориальной целостности Российской Федерации, может привести к распаду России по грузинскому сценарию. Поэтому, преодоление бедности и повышение качества жизни населения всего Южного федерального округа безотлагательно требует от государства разработки и реализации особой социально-экономической политики в этом регионе.

Перелом сложившегося социально-экономического положения в республике требует поиска неординарных решений для преодоления бедности. Но сегодня уже ясно, что главное стратегическое направление нейтрализации бедности в республике - это резкий подъем реального сектора экономики, прежде всего, сельского хозяйства, обрабатывающих и перерабатывающих отраслей промышленности. Его успешная реализация предполагает проведение полномасштабной инвентаризации производственных предприятий всех форм собственности с целью изыскания возможностей расширения налоговой базы и доходности труда, создания новых рабочих мест, определения необходимости перепрофилирования производства.

Для преодоления бедности сельского населения первостепенное значение имеет подъем экономики сельского хозяйства на основе осуществления организационно-структурных изменений в сельскохозяйственных производствах, нацеливания предприятий на производство конкуренто-

способных наиболее ценных продуктов питания (мяса и мясных продуктов, молока и молочных продуктов, фруктов, винограда, овощей и бахчевых), создания государством благоприятных условий для сбыта и закупок сельхозпродукции.

Созданные ныне на базе колхозов и совхозов мелкие сельхозпредприятия, кооперативы, фермерские хозяйства в основном работают на их руководителей, не могут производить конкурентоспособную продукцию из-за высоких цен на энергоносители, сельхозмашины и другое оборудование, больших затрат ручного труда, проблем сбыта продукции, непомерных транспортных расходов. В условиях рынка эффективно функционировать могут только очень крупные, с высокой степенью концентрации ресурсов агропромышленные предприятия (комплексы, фирмы), нацеленные на полную и безотходную переработку продукции конечного потребления. Развитие сельского хозяйства позволит решить не только продовольственную проблему, но и снизить уровень безработицы и бедности.

Нуждается в структурных изменениях и промышленность. Распад СССР привел к обвальному падению промышленного производства на построенных еще в советский период практически во всех городах Дагестана крупных градообразующих предприятиях, специализировавшихся на выпуск продукции оборонного назначения. В условиях рынка эти предприятия из-за отсутствия государственного заказа на военную продукцию и нехватки оборотных средств на реструктуризацию производства пришли в упадок.

В этой связи представляется целесообразным перепрофилирование указанных предприятий на производство наукоемкой и сборку трудоемкой высокотехнологической продукции (средств малой механизации, мини-техники и др.) для сельского хозяйства, строительства, ЖКХ и других отраслей экономики. С этой целью может быть есть необходимость на базе крупных машиностроительных предприятий создания государственно-частных корпораций, совместных предприятий, акционерных компаний открытого типа и т. д.

Второй стратегический путь преодоления бедности населения Дагестана - это резкое сокращение сложившейся пропасти между бедными и сверхбогатыми, регулирование чрезмерной дифференциации денежных доходов, формирование среднего класса, беспощадная борьба с коррупцией в сфере доходов.

Политика выравнивания материального положения различных доходных групп населения, осуществляемая государством, должна быть нацелена либо на ограничение доходов высокодоходных групп населения, или на эффективную социальную поддержку бедных и малоимущих групп.

Лучше всего, когда такая политика направлена на рациональное использование системы "налогообложение - социальные льготы".

Третий стратегический путь сокращения уровня бедности в республике - это снижение безработицы и инфляции.

В трудоизбыточном Дагестане с масштабной безработицей должен быть особый государственный подход к политике занятости населения. В условиях рынка, бесспорно, нужно иметь эффективную систему материальной поддержки безработных (выплата пособий), но при этом она призвана ориентировать их на активный поиск работы.

Первоочередными мерами по сокращению безработицы являются:

- разработка в городах и районах конкретных сценариев по сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;

- экономическое стимулирование работодателей в расширении производств, позволяющих увеличить число рабочих мест;

- создание государством благоприятных экономических условий для развития малого предпринимательства, гибких форм занятости, самозанятости, надомного труда;

- расширение, особенно в городах, сети общественных работ, образовательных, медицинских и других услуг;

- создание при поддержке государства центров по подготовке и переподготовке рабочих кадров;

- установление иммиграционных барьеров, препятствующих притоку иностранной рабочей силы;

В условиях резкой поляризации российского общества по уровню доходов и потребления возникла особая необходимость объективной оценки государством уровня инфляции. Инфляционная экономика наиболее болезненно отражается на уровне жизни бедных, которые первыми сталкиваются со снижением своих денежных доходов, в то же время от усиления инфляции определенная часть общества может даже выиграть.

Для населения последствия инфляции - это, прежде всего обесценение денег и рост потребительских цен на товары и услуги. Инфляция приводит к снижению покупательной способности денежных доходов населения, "вымыванию" дешевого ассортимента товаров и услуг, удорожанию стоимости жизни безотносительно к улучшению ее качества.

К числу приоритетных задач преодоления бедности в республике относятся создание благоприятных экономических условий для развития туризма, санаторно-курортного хозяйства, строительства дорог и транспортных коммуникаций; обеспечение равной доступности в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты для малообеспеченных групп населения; формирование дееспособных институтов гражданского общества не только по вертикали, но и по горизонтали (на предприятиях и уч-

реждениях); беспощадная борьба с коррупцией во всех сферах её проявления.

Реализация стратегических задач по преодолению бедности в республике потребует коренного изменения курса социально-экономического развития страны, модернизации социальной политики и всей системы социальной защиты населения. Государственная власть России должна осознать, что наступила пора переходить от политики социального «выживания» к политике социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.