Научная статья на тему 'Базовые ценности молодежи в полиэтнической студенческой среде'

Базовые ценности молодежи в полиэтнической студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1230
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / БАЗОВЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / TRANSFORMATIONS / VALUES / ETHNIC GROUPS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рожкова Лилия Валерьевна

В статье исследуется структура ценностных предпочтений студентов вуза, рассматриваются базовые жизненные ценности. На основе опроса различных этнических групп проводится анализ структуры ценностей русского и татарского этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые ценности молодежи в полиэтнической студенческой среде»

УДК 316.752

Л. В. Рожкова

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье исследуется структура ценностных предпочтений студентов вуза, рассматриваются базовые жизненные ценности. На основе опроса различных этнических групп проводится анализ структуры ценностей русского и татарского этносов.

Ключевые слова: ценности, базовые жизненные ценности, молодое поколение, этнические группы.

Abstract. The article touches upon sociocultural values of students in the current transforming society. On the basis of different ethnic groups' poll (the Russians, the Tatars) the value structure is analyzed and features uniting ethnic groups are identified. Keywords: transformations, values, ethnic groups, students.

В современном трансформирующемся обществе молодежь является наиболее активным субъектом конструирования социальной реальности. В силу особенностей своего возраста и маргинального социального положения молодое поколение выступает самой динамичной, наиболее восприимчивой к современным изменяющимся условиям социально-демографической группой.

В России формирование ценностной системы молодежи носит противоречивый характер, который выражается в несовпадении взаимных ожиданий отдельных социальных субъектов. Данная тенденция подтверждается тем, что старые нормы и ценностные ориентации, господствовавшие ранее в общественном сознании, во многом не соответствуют условиям жизни, которые формируются рыночной экономикой и политическими изменениями в обществе.

Ценностная проблематика в первую очередь ориентирована на выявление содержания культурных форм и социальных отношений; по системе ценностей можно судить не только о материальных и духовных потребностях человека, но и о социокультурном состоянии конкретного общества. Динамика изменений жизненных ценностей является важным показателем происходящих социокультурных перемен, а образцы ценностей напрямую зависят от социокультурных характеристик общества.

Базовые ценности являются смысловым ядром самосознания широких слоев населения [1, с. 101]. У каждого народа, у каждой цивилизации, культуры имеются свои «пирамиды ценностей». В фундаменте «пирамиды ценностей» лежат базовые ценности, образующие своеобразный ценностный архетип менталитета тех или иных народов, тех или иных этносов, обществ. По мнению В. А. Ядова, вершину иерархии ценностей личности «...составляет «жизненный идеал» - социально-политический и нравственный образ желаемого будущего. Ценностные ориентации так или иначе согласуются с идеалом, формируя собственную иерархию жизненных целей, более отдаленных, относительно близких и ближайших, а также ценностей-средств или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона» [2, с. 6-32].

В соответствии с типологией С. Шварца и В. Билски базовые ценности выражают три универсальных потребности человеческого существования: потребности человека как биологического организма; потребности людей в координированном взаимодействии и потребности выживания и благополучия группы, сообщества [3].

Исследование ценностных ориентаций в российской социологии велось с середины 1960-х гг., когда появились теоретические работы социологов А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова, Г. М. Андреевой и др. В 1970-х (В. А. Ядов) и 1980-х гг. (Н. Ф. Наумова, С. Г. Климова, В. Б. Ольшанский) проводились развернутые исследования структуры социальных ценностей, позволивших выявить их «ядро», «структурный резерв», «периферию» и «хвост», в соответствии со снижением ранга и степени доминирования (распространенности в обществе) соответствующих ценностей.

Крупномасштабные исследования по выявлению ценностных ориентаций россиян, проводимые под руководством академика Н. И. Лапина, позволили измерить уровень поддержки населением 14 базовых ценностей. Они представляют три цивилизационных типа (общечеловеческие, традиционные, современные) и два функциональных слоя (терминальные и инструментальные), которые спонтанно эволюционируют в массовом сознании [1]. Среди терминальных ценностей, по данным мониторинга, сохраняется преимущество традиционных: приоритетна ценность семьи и, с отставанием, традиции, а также общечеловеческая ценность порядка. Семья и порядок образуют интегрирующее ядро базовых ценностей россиян. Напротив, среди инструментальных ценностей преимущественную поддержку получают современные, либеральные ценности: прежде всего независимость и инициативность [4, с. 101].

В 2009 г. было проведено социологическое исследование среди студентов старших курсов Пензенского государственного университета (п = 170). Материалы исследования позволили выявить структуру базовых ценностей у представителей двух этнических групп: русских и татар.

Результаты исследования показали, что наиболее значимой ценностью для русских является семья (95,7 %); второе место занимает общение с друзьями (78,3 %); на третьем месте стоит интересная, престижная работа (69,9 %). Религиозная вера в структуре традиционных ценностей у русских занимает последнее место (всего 4,3 %) (рис. 1).

Полученные данные значительным образом расходятся с тем, что 43,5 % опрошенных респондентов выделили религиозные нормы в качестве основы своего поведения. Кроме того, многочисленные этносоциологические исследования фиксируют значительный рост религиозности среди населения. Среди опрошенных татар значимость религиозных норм отметили 56,5 % респондентов, в то время как общечеловеческие нормы морали значимы для большинства опрошенных этнических групп.

На вопрос «Какие нормы являются основой Вашего поведения?» были получены следующие ответы: 91,3 % русских отметили нормы морали; 60,9 % - законы государства. Данные представлены на рис. 2.

Среди опрошенных татар отмечается высокий уровень предпочтения ценности семьи (91,3 %), престижной и интересной работы (78,3 %). Религию в целом как традиционную ценность считают важной 52,2 % респондентов. Данные представлены на рис. 3.

О 20 40 60 80 100

Примечание. Ответы на этот вопрос предполагали многовариантность, поэтому общее количество ответов превышает 100 %.

Рис. 1 Распределение ответов на вопрос «Какие ценности наиболее значимы для Вас?», по мнению русских (в % от числа опрошенных), п = 85

законы государства общечеловеческие религиозные традиции и обычаи традиции и обычаи нормы морали нормы моего народа своего круга,

компании

—•—русские —■—татары

Примечание. Ответы на этот вопрос предполагали многовариантность, поэтому общее количество ответов превышает 100 %.

Рис. 2 Распределение ответов на вопрос «Какие нормы являются основой Вашего поведения?» (в % от числа опрошенных по каждой этнической группе)

Среди современных ценностей у русских главное место занимает доверие (73,9 %). Ценности «равенство», «свобода» и «порядок» поддержали около половины опрошенных. Подобная ситуация отмечается у опрошенных татар. 78,3 % респондентов поддержали ценность доверия (рис. 4).

политика в целом

религия в целом

свободное время, досуг

друзья

семья

престижная, интересная работа

О 20 40 60 80 100

Примечание. Ответы на этот вопрос предполагали многовариантность, поэтому общее количество ответов превышает 100 %.

Рис. 3 Распределение ответов на вопрос «Какие ценности наиболее значимы для Вас?», по мнению татар (в % от числа опрошенных), п = 85

равенство свобода порядок, демократия доверие

законность

□ русские ■ татары

Примечание. Ответы на этот вопрос предполагали многовариантность, поэтому общее количество ответов превышает 100 %.

Рис. 4 Распределение ответов на вопрос «Какие современные ценности наиболее значимы для Вас?» (в % от числа опрошенных по каждой этнической группе)

Доверие является принципиальным моментом в системе ценностей. При этом имеется в виду доверие в широком смысле - как доверие в системе отношений: между обществом и государством, между партнерами по бизне-

-Сш

52,2

56,5

91,3

г' г' Т-

78,3

су, между согражданами. С нашей точки зрения, высокие оценки ценности «доверие» связаны, прежде всего, с возрастными особенностями молодежи и во многом основаны на разном понимании понятия доверия. Кроме того, респонденты чаще всего связывали доверие не с институтами власти, а оценивали уровень доверия в малых группах.

Таким образом, среди оценок современных ценностей у русских и татар не было выявлено значительных статистических отличий.

Традиции, ценности, нормы определяют специфику культурного многообразия этнических общностей. Этнос рассматривается как носитель культурных традиций. По данным проведенного исследования, базовой семейной традицией у русских является уважительное отношение к старшим (78,3 % опрошенных). 52,5 % респондентов отметили трудовое воспитание, приучение к труду; 39,1 % - повиновение родителям; 34,8 % - уважение к родному языку, культуре, истории. При этом уважительное отношение к старшим считают основной традицией в татарских семьях 82,6 % респондентов, а трудовое воспитание является значимым для 21,3 % татар.

Полученные результаты в целом совпадают с данными общероссийских исследований. В устойчивое ядро российских ценностей входят: порядок, семья, общение. Порядок понимается как гарантированные законом безопасность жизни и равенство прав всех граждан; при этом, поскольку порядка часто недостает, его ценность устойчиво занимает первые места в сознании россиян. Очень важны в жизни россиян семья и общение. Для большинства они были и остаются надежным тылом от социальных потрясений [1, с. 80]. По данным исследований, проведенных под руководством Н. И. Лапина, в оппонирующий дифференциал входит ценность «работа». Материалы нашего исследования отмечают значительное повышение ценности «интересная, престижная работа». По нашему мнению, это, прежде всего, связано с социальным положением молодого поколения и в значительной степени обусловлено глобальным экономическим кризисом. Вполне объяснимо, что для преобладающей части респондентов в сегодняшней непростой социально-экономической ситуации большое значение имеет работа: это основной источник материального благополучия и возможности реализовывать свои интересы во всех других сферах.

По данным исследования, проведенного институтом социологии РАН «Молодежь новой России: ценностные приоритеты» (2007), анализ устремлений современной молодежи показал, что для большинства молодого поколения безусловными остаются ценности семьи и работы в той или иной вариации: когда работа желаема и интересна или когда она дает возможность достичь материального благополучия. Тот или иной типы устремлений молодежи, с одной стороны, формируются в определенных условиях среды, а с другой стороны, влияют на поведенческие практики молодежи, прежде всего такие, как получение образования, выбор профессии и др. Современная молодежь планирует многого добиться в жизни, при этом она рассчитывает на свои силы, так как в основном полагает, что материальное положение человека зависит, прежде всего, от него самого: в этом убеждены 70 % молодых россиян. Поэтому неудивительно, что достижение успехов в составе поколения «отцов» чаще ставится под сомнение, так как, по их мнению, его определяют внешние обстоятельства. Снимая с себя ответственность за собственное счастье, многие представители старшего поколения ожидают, что в достиже-

нии благополучия им помогут более успешные. По их мнению, именно материально преуспевшие должны помогать тем, кто не преуспел (54 %). Молодежь же в основном (63 %) считает, что человек должен сам добиваться своих успехов в жизни. При этом современная молодежь не только говорит о желаниях достичь различных успехов, но и полагает, что ей по силам это сделать. Для реализации жизненных планов она готова предпринимать активные действия, будучи увереной в том, что человек сам в ответе за свою судьбу [6].

Материалы исследования «Молодежь новой России: ценностные приоритеты» показывают наличие позиций, сближающих молодежь и поколение «отцов». Так, одним из основных устремлений старшего поколения и молодежи, как и 10 лет назад, в первую очередь является создание прочной семьи и воспитание хороших детей. Но наряду с этим все большее внимание молодежь отдает работе, которая, с одной стороны, должна быть интересной, престижной и любимой, а с другой - обеспечивать материальное благополучие. Основной страх молодых россиян - остаться без средств к существованию и сопряженные с ним опасения потерять работу или не суметь ее найти. Зато по мере достижения индивидуального материального благополучия жизнь в России для молодежи становится все привлекательнее, она им стала нравиться больше, чем по оценкам десятилетней давности [6].

Таким образом, современное поколение молодежи в качестве основы ценностной системы имеет доминанты, частично совпадающие с ценностными приоритетами основного массива общества (семья, личностное общение), но при всем кажущемся абсолютном совпадении содержание этих ценностей трансформируется и является отображением различных актуальных проблем молодого возраста. В ценностном сознании молодежи возникают новые приоритеты, обусловленные современными социокультурными процессами (ценности труда, патриотизма). Ценностные приоритеты студентов как особой социально-демографической группы имеют свою специфику, что проявляется в их особой иерархии. В ценностном сознании студенческой молодежи фиксируются трансформация традиционных ценностных доминант (семьи, личностного общения) и одновременное возникновение новых видов ценностей, не свойственных основному массиву общества (достижение жизненного успеха, конкурентоспособность, толерантность).

Исследование ценностных ориентаций молодого поколения в перспективе поможет определить вектор развития современного общества, выявить степень адаптации молодежи к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал, поскольку от того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

Список литература

1. Лапин, Н. И. Базовые ценности, социальное самочувствие и доверие институтам власти / Н. И. Лапин // IX Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. - М. : ГУ ВШЭ, 2007.

2. Ядов, В. А. Регуляция и саморегуляция социального поведения личности: постановка проблемы / В. А. Ядов // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - М., 1979.

3. Schwartz, S. H. Towards a Psychological Structure of Human Values /

S. H. Schwartz, W. Bilsky // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987.

4. Лапин, Н. И. Динамика базовых ценностей и социальное самочувствие россиян / Н. И. Лапин // Глобализация и современные изменения в современной России : доклады Всероссийского социологического конгресса. - М. : Альфа-М, 2007.

5. Лапин, Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н. И. Лапин // Социологические исследования. - 2003. - Июнь. - № 6. - С. 78-87.

6. Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html

Рожкова Лилия Валерьевна

кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет

E-mail: mamaeva_lv@mail.ru

Rozhkova Liliya Valeryevna Candidate of sociology, associate professor, sub-department of sociology and human resource management,

Penza State University

УДК 316.752 Рожкова, Л. В.

Базовые ценности молодежи в полиэтнической студенческой среде /

Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4 (12). - С. 173-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.