Научная статья на тему 'Ценности и традиции в этническом измерении'

Ценности и традиции в этническом измерении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
400
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рожкова Лилия Валерьевна

В статье исследуются жизненные ценности и традиции сельского населения Пензенской области. На основе опроса разных этнических групп проводится анализ структуры ценностей этносов, рассматриваются традиции, принятые в семьях лиц различной национальной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности и традиции в этническом измерении»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.752

Л. В. Рожкова

ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ В ЭТНИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ1

В статье исследуются жизненные ценности и традиции сельского населения Пензенской области. На основе опроса разных этнических групп проводится анализ структуры ценностей этносов, рассматриваются традиции, принятые в семьях лиц различной национальной принадлежности.

Ценностная проблематика в первую очередь ориентирована на выявление содержания культурных форм и социальных отношений; по системе ценностей можно судить не только о материальных и духовных потребностях человека, но и о социокультурном состоянии конкретного общества. Динамика изменений жизненных ценностей населения является важным показателем происходящих социокультурных перемен, а образцы ценностей напрямую зависят от социокультурных характеристик общества.

С точки зрения К. Клахкона, ценности представляют собой «устойчивые во времени обобщенные абстрактные стандарты, определяющие, что является правильным и что должно быть свойственно людям того или иного общества» [1]. Ценностями могут выступать предметы или идеи, в отношении которых индивиды занимают позицию оценки, придают им важный статус в своей жизни, ощущают как необходимость стремления к обладанию ими. Ценности являются частью мировоззренческих различий социальных общностей, в том числе и этнических. Анализ структуры ценностей различных этнических групп позволяет понять различия в национальном менталитете и культурных традициях этносов.

В начатых еще в СССР этносоциологических исследованиях была предложена унифицированная шкала жизненных ценностей: семья, интересная работа, материальный достаток, спокойная жизнь, творчество, уважение других и др. Результаты исследований выявили различные типы ценностных ориентаций у разных народов СССР, а также связь этих ценностей с реальным поведением людей [2].

Шкала жизненных ценностей может быть разбита по семи основным сферам жизнедеятельности: работа, семья, досуг, друзья, религия, политика, экономика, внутри которых необходимы замеры ценностей каждой сферы. При этом в общий список базовых общечеловеческих ценностей необходимо включить следующие: семья, работа, досуг, друзья, свобода, порядок, равенство, демократия, религиозная сфера, общественная мораль и доверие. Предложенный список ценностей не является исчерпывающим и может быть ис-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Влияние социокультурных ценностей на жизненные стратегии трудоспособного населения Пензенской области в изменяющихся социально-экономических условиях России», проект 08-03-28301 а/В.

пользован при проведении измерений жизненных ценностей в совокупности со структурной моделью ценностей и методиками их замера, предложенной в российских исследованиях ценностей [3]. Взятые в динамике результаты замеров ценностей позволяют выявить изменения структуры и иерархии ценностей различных этнических общностей.

Ценностные изменения далеко не всегда очевидны для стороннего наблюдателя, и, вместе с тем, они перманентны. Фактически они составляют основу происходящих социальных трансформаций. В настоящее время все более очевидной и необходимой становится потребность социологического исследования эволюции субъективных мнений, анализа динамики смещения ценностей общества и отдельных социальных групп, которые способны влиять на жизненные стратегии населения и занимают значительное место в выборе альтернатив будущего социального развития.

Ценностное ядро представляет собой те доминирующие ценности (рис. 1), которые разделяет не менее 60 % населения и которые интегрируют общество в единое целое по актуальным вопросам жизни. Интегрирующим структурным резервом являются ценности, разделяемые 40-59 % людей; оппонирующий дифференциал включает ценности, разделяемые 21-39 % населения, и, наконец, на периферии ценностного сознания остаются ценности, которые значимы для 20 % респондентов и менее [4, с. 38].

Рис. 1 Структура ценностей [4]

Интегрирующий резерв является частью ценностного сознания, в которую входят ценности, имеющие шанс в будущем быть включенными в ядро или «выпавшие» из ценностного ядра в недавнем прошлом. Оппонирующий дифференциал ценностного сознания включает так называемые оппозиционные ценности, которые дифференцируют общество на группы, придерживающиеся различных, а иногда даже и противоположных целей и ценностей. Этот сегмент ценностного сознания служит полем разногласий и борьбы, вызванной ценностными конфликтами. Противоречия между дифференциалом и ядром - источник внутренних флуктуаций в социокультурной динамике [4, с. 40-42].

Психологические исследования показывают, что близость ценностей различных групп и наличие ценностного ядра в обществе являются факторами его консолидации. Внутри ядра выделяются два компонента: личностный (включает ценности, непосредственно важные для человека и являющиеся смысложизненными) и социетальный (объединяет ценности, имеющие наи-

большее значение на уровне общества в целом, создающие определенную общую ценностную атмосферу конкретного общества).

В рамках гранта РГНФ «Влияние социокультурных ценностей на жизненные стратегии трудоспособного населения Пензенской области в изменяющихся социально-экономических условиях России» (2008) были проведены социологические исследования среди сельских жителей Колышлейского, Шемышейского, Неверкинского районов Пензенской области. Было опрошено 360 респондентов (по 120 в каждом районе), в том числе 152 представителя русской национальности, 42 - татарской, 74 - мордовской и 8 - чувашской национальности.

Проведенное социологическое исследование позволило выявить структуру ценностного потенциала населения Пензенской области. Результаты в целом по всему исследованию, без дифференциации по этническим группам, показали, что ядро жизненных ценностей и интегрирующий резерв не сформированы. Оппонирующий дифференциал включает две ценности: здоровье (30,2 % респондентов), семейное благополучие, под которым в нашем исследовании мы понимали любовь, счастье и согласие в семье (24,4 % опрошенных). На периферии располагаются следующие ценности: мир и стабильность в обществе (19,4 %), экономическая независимость (11,3 %), интересная работа (10,5 %).

Результаты проведенного исследования показали, что главной жизненной ценностью, имеющей наибольшее значение для всех опрошенных этнических групп является собственное здоровье и здоровье близких. Так ответили 51,4 % русских, 26,6 % мордвы, 8,2 % татар, 0,9 % евреев, 1,8 % чувашей. При этом на втором ранговом месте у русских стоит любовь, счастье и согласие в семье, на третьем - власть, на четвертом - мир и стабильность в обществе. На рис. 2 показано распределение ответов респондентов, указавших свою национальность как русский (ответы на этот вопрос предполагали многовариантность, поэтому общее количество ответов превышает 100 %).

Рис. 2 Распределение ответов на вопрос: «Какие жизненные ценности имеют для Вас наибольшее значение?» по мнению представителей русской национальности (в процентах от числа опрошенных), N = 152

Для мордвы наибольшее значение имеет любовь, счастье и согласие в семье (29,7 % опрошенных), собственное здоровье и здоровье близких (28,7 % респондентов), мир, стабильность в обществе и экономическая независимость - по 11,9 %, соответственно. Опрошенные евреи отметили в равных долях три жизненные ценности: мир, стабильность в обществе; собст-

венное здоровье и здоровье близких; самореализация (по 33,3 % каждая). Для чувашей любовь, счастье и согласие в семье занимают первое ранговое место (30 % опрошенных), собственное здоровье, здоровье близких и интересная работа - второе место (по 20 %), мир, стабильность в обществе, самореализация, общественное признание стоят на третьем месте (по 10 %) среди жизненных ценностей, имеющих для них наибольшее значение. При этом ни один из опрошенных чувашей не отметил такие жизненные ценности, как экономическая независимость и личная свобода. Наибольшее значение для татар имеют собственное здоровье, здоровье близких и экономическая независимость (по 21,9 %, соответственно). Татарами не были выбраны ценности -власть и самореализация. Данные распределения среди лиц татарской национальности представлены на рис. 3 (ответы на этот вопрос предполагали многовариантность, поэтому общее количество ответов превышает 100 %).

Рис. 3 Распределение ответов на вопрос: «Какие жизненные ценности имеют для Вас наибольшее значение?» по мнению представителей татарской национальности (в процентах от числа опрошенных), N = 42

В структуре ценностей у русских, мордвы и чувашей выявлен оппонирующий дифференциал: здоровье и семейное благополучие; у татар в этом компоненте присутствует здоровье и экономическая независимость; у евреев -мир, стабильность в обществе, здоровье и самореализация.

Традиции, ценности, нормы определяют специфику культурного многообразия этнических общностей. Этнос рассматривается как носитель культурных традиций. В позитивном плане в интенсивном взаимодействии этнических культур справедливо видится предпосылка культурного многообразия как необходимого фактора развития. Этносы, оказываясь в сложных противоречивых условиях стремятся, с одной стороны, сохранить свою самобытность, укрепить свою самостоятельность, а с другой - ассимилироваться в иноэтничной среде [5]. И эта необходимость в адаптации к современным условиям обостряет внимание к роли традиций в сохранении этнических общностей. Особое место занимают семейные традиции.

Данные проведенного исследования показали следующее. Для населения Пензенской области базовой семейной традицией является уважительное отношение к старшим (38 % опрошенных). 35,5 % респондентов отметили трудовое воспитание; 21,6 % - совместный семейный отдых; 9,1 % указали на чтение книг; 8,6 % - соблюдение религиозных обрядов; 6,1 % - занятие спортом; 2,7 % - участие в культурных мероприятиях. При этом уважительное отношение к старшим считают основной традицией в семьях русских

(47,4 %), мордвы (22,6 %), татар (16 %), армян и чувашей - по 1,5 % и украинцев (0,7 %). Трудовое воспитание является значимым для 52,3 % опрошенных русских, 21,3 % мордвы и 10,1 % татар. Эта же традиция является главенствующей у русских. Данные распределения представлены на рис. 4 (ответы на этот вопрос предполагали многовариантность, поэтому общее количество ответов превышает 100 %).

соблюдение р елигиозных обрядов | совместный семейный отдых " чтение книг | занятие спортом | участие в культурныхмероприятиях | трудовое воспитание | укажитеяьное отношение к старшим |

0

Рис. 4 Распределение ответов на вопрос: «Каковы традиции в Вашей семье?» по мнению представителей русской национальности (в процентах от числа опрошенных), N = 152

Лица мордовской национальности отдают приоритет трудовому воспитанию (30,4 % опрошенных); 26,9 % респондентов отметили уважительное отношение к старшим; 17,4 % - совместный семейный отдых; 12,2 % - чтение книг; 6,1 % - соблюдение религиозных обрядов; по 3,5 % - занятие спортом и участие в культурных мероприятиях. 50 % чувашей считают уважительное отношение к старшим основной традицией в семье; 21,4 % чувашей пропагандируют в семье трудовое воспитание. 7,1 % опрошенных чувашей, соответственно, выделили спорт, чтение книг и отдых. По 3,6 % респондентов-чувашей указали культурные мероприятия и религиозные обряды. Основными традициями армяне и украинцы назвали трудовое воспитание и уважительное отношение к старшим; евреи - трудовое воспитание.

Для лиц татарской национальности на первом месте среди всех семейных традиций стоит уважительное отношение к старшим (37,9 % респондентов) (рис. 5) (ответы на этот вопрос предполагали многовариантность, поэтому общее количество ответов превышает 100 %). Второе ранговое место занимает соблюдение религиозных обрядов (24,1 %); на третьем месте - трудовое воспитание (22,4 %); совместный семейный отдых отметили 10,3 % опрошенных. При этом никто из опрошенных респондентов-татар не отметил участие в культурных мероприятиях, проводимых в районе.

Таким образом, наименее выбираемыми традициями в семье стали участие в культурных мероприятиях, проводимых в районе, и чтение книг. Причем первая ценность присутствовала только у русских и мордвы. Соблюдение религиозных обрядов отметили 29 % русских, 45,2 % татар и 22,6 % мордвы.

Для защиты своих интересов разные этнические общности выбирают свою стратегию. Одни обращаются в суд, другие идут на митинг, третьи участвуют в забастовках и акциях протеста. В рамках проводимого исследования представилось целесообразным рассмотреть формы защиты своих интересов

1 4

21

-1 2;2 1 5,8

-1-1-1-1-1-1 -1-1-1-1-1-

5 10 15 20 25 30

разными этносами. На вопрос «Что Вы готовы предпринять в защиту своих интересов?» в целом по всем районам Пензенской области 32,7 % опрошенных затруднились ответить; 14,4 % обратились бы в суд; 5 %, соответственно, по каждому варианту указали: «Мои интересы достаточно защищены, подпишу обращение к администрации Пензенской области, выйду на митинг, демонстрацию». 4,4 % респондентов в защиту своих интересов будут участвовать в забастовках и акциях протеста. Результаты опроса каждой национальности представлены на рис. 6.

собтодение религиозных обрядов совместный семейный отдых чтение книг занятие спортом участие в культурных мероприятиях трудовое воспитание укажигельное отношение к старшим

110,3

5,5

3

3 22,

24,1

4

15 37

о

10

=г= 15

20 25

г

30

г

35

40

Рис. 5 Распределение ответов на вопрос: «Каковы традиции в Вашей семье?» по мнению представителей татарской национальности (в процентах от числа опрошенных), N = 42

Рис. 6 Распределение ответов на вопрос: «Что Вы готовы предпринять в защиту своих интересов?» (в процентах от числа опрошенных по каждой этнической общности)

Таким образом, 50 % русских, 27,8 % татар и 22,2 % мордвы считают, что их интересы достаточно защищены. В случае же нарушения интересов 55,5 % русских, 5 % опрошенных татар, 27,5 % мордвы и 5 % чувашей не будут предпринимать никаких попыток для защиты своих прав и интересов. При этом 7,5 % не дали ответа на поставленный вопрос. Обращение в суд представляется лицам разных национальностей наиболее актуальным средством защиты. В настоящее время оно и наиболее востребовано.

Западные стандарты судебной защиты демонстрируют эффективность защиты своих интересов в судах. Воспринятые как наиболее действенный метод защиты, они получили в настоящее время широкое распространение и в России. Однако широко представленные в законодательстве другие способы защиты, по мнению опрошенных, не имеют положительного эффекта.

Представляется достаточно интересным распределение по рассматриваемому вопросу среди лиц татарской национальности. Так, судебную защиту использовали бы 23,8 % татар; возможное участие в забастовках отметили 9,5 % татар; также 9,5 % татар использовали бы обращение к администрации. Парадоксально, но данные показывают, что интересы татар наиболее защищены, чем у других групп. Однако это их чисто субъективная точка зрения. При сравнении этих показателей с подобными у других этнических групп налицо следующая тенденция: у лиц татарской национальности готовность защищать свои интересы намного выше, чем у других этнических общностей. Возможно, что та же тенденция будет присуща этой группе при защите интересов, связанных с их жизненными ценностями.

Итак, жизненные ценности, традиции различных этнических общностей составляют смысловое и психоэмоциональное ядро этнической идентичности. В условиях трансформации современного российского общества анализ возможностей использования потенциала ценностей в практике работы с широкими слоями населения и отдельными этническими группами становится приоритетным направлением социологических, психологических и этносоциологиче-ских исследований. Динамика изменений, анализ структуры ценностей разных этносов позволяет глубже изучить их самобытный этнокультурный мир, установить диалог, ориентированный на паритет ценностей контактирующих культур, создать «единство многообразия» культурного развития.

Список литературы

1. Клахкон, К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию / К. М. Клах-кон. - СПб., 1998.

2. Дробижева, Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / Л. М. Дробижева. - М. : Центр общечеловеческих ценно -стей, 2003.

3. Лапин, Н. И. Динамика базовых ценностей и социальное самочувствие россиян / Н. И. Лапин // Глобализация и социальные изменения в современной России : доклады Всероссийского социологического конгресса. - М., 2007.

4. Титаренко, А. Г. Национальная идентичность и социокультурные ценности населения в современном белорусском обществе / А. Г. Титаренко. - Минск : РИВШ, 2006.

5. Рудакова, Ю. С. Современные тенденции развития межэтнических взаимодействий / Ю. С. Рудакова // www.Altay-250-letie.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.