Научная статья на тему 'Место и роль татарской семьи в этнокультурном пространстве региона'

Место и роль татарской семьи в этнокультурном пространстве региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
425
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Азисова Надия Низаметдиновна

В статье рассматриваются место и роль татарской семьи в условиях современной полиэтничной среды региона. Несмотря на то что татарская семья представляет в целом российскую семью, наблюдаются особенности в ценностных ориентациях, установках, традициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль татарской семьи в этнокультурном пространстве региона»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Холостова Е. И. Сельская семья и социальная работа / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Г. Н. Чу пина. - М. : Дашков и К0, 2005. - 240 с.

Поступила 13.07.11.

МЕСТО И РОЛЬ ТАТАРСКОЙ СЕМЬИ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА

Н. Н. Азисова

В статье рассматриваются место и роль татарской семьи в условиях современной по-лиэтничной среды региона. Несмотря на то что татарская семья представляет в целом российскую семью, наблюдаются особенности в ценностных ориентациях, установках, традициях.

Родство и семья — неразрывные социальные институты, служащие важнейшим стержнем построения человеческой культуры, своеобразным механизмом передачи сострадания, взаимопонимания, взаимопомощи. Через них воспринимаются традиции и обычаи, многовековой опыт преемственности и сохранения культурного постоянства, т. е. реализуется закон социального детерминизма.

Татары как этническая группа с древних времен проживают на территории Республики Мордовия и являются коренным народом, их численность, по данным переписи 2002 г. составляет 46,3 тыс. чел. — 5,2 % от общего числа населения региона. Население Республики Мордовия полиэтнично, а отношения между этносами на протяжении веков (в 2012 г. в Республике Мордовия пройдут праздничные мероприятия, посвященные 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства) складываются как дружеские и добрососедские.

В Мордовии татары издавна проживали компактно в более чем 130 сельских населенных пунктах. Их численность отмечалась во всех переписях населения. Традиционными занятиями татар Мордовии были пашенное земледелие, скотоводство, охота, бортничество. Землевладение и землепользование были общинными: пахотные земли, луга и леса распределялись между отдельными хозяйствами, как правило, по числу мужчин. Преобладала трехпольная система

земледелия. Возделывали в основном рожь, овес, ячмень, яровую пшеницу, просо, полбу, гречиху, горох, чечевицу, лен, коноплю. Разводили лошадей, коров, овец, коз, кур, гусей, уток. Подсобными являлись пчеловодство, рыболовство, охота, садоводство и огородничество (выращивали лук, морковь, свеклу, тыкву, редьку, в отдельных хозяйствах — огурцы, капусту, томаты; с середины XIX в. основной огородной культурой стал картофель). Как и другие народы края, татары осваивали различные ремесла и промыслы, в том числе кожевенный, ювелирный и золотошвейный. С XVIII в. занимали ведущее место в торговле. В одежде татар, как и во всей материальной культуре, сочетались традиции степных кочевников и оседлых народов. В пище татар преобладали мучные и мясо-молочные изделия.

Изучение татарского населения Мордовии началось с середины XX в. В 1955 — 1965 гг. Институт языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова (Казань) проводил на территории республики фольклорную, диалектологическую и этнографическую экспедиции. Анализировать жизнедеятельность татарской семьи в той или иной степени можно, базируясь на результаты опроса Научно-исследовательского института регионо-логии «Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии» (1994 — 2008). Конкретных социологических исследований по татарам, в том числе татарской семье, в рес-

© Н. Н. Азисова, 2011

публике не проводилось. Недостаточна информация в целом по характеру семейных взаимоотношений: мотивы вступления в брак и создания семьи, репродуктивные ориентации, положение мужа и жены, распределение обязанностей, семейные ценности, причины разводов и другая важная информация. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования.

В декабре 2010 г. в Республике Мордовия автором проведен анкетный опрос «Семья в современном обществе», в котором участвовали 400 семей. Сбор первичной социологической информации осуществлен с

очного анкетирования. Такой выбор продиктован возможностью получения социально значимой информации от довольно большой группы людей в сжатые сроки. В ходе опроса приняли участие 57 % русских, 31 % мордовских, 10 % татарских семей и 2 % семей других национальностей, 65 % из которых проживают в городах и 35 % — в сельской местности, что в целом соответствует этнической структуре и территориальной локализации населения республики. В опросе участвовали как молодые семьи, так и семьи, прожившие в браке более 20 лет (до 1 года — 14,1 %; от 1 года до 5 лет — 29,0, 6—10 лет — 11,2, 11—20 лет — 21,2, более 20 лет — 24,5 %. Для полного представления о современной татарской семье Мордовии нами рассматривались ее состав, образование членов семьи, материальное положение, состояние в браке, репродуктивные установки, характер семейно-родственных отношений, установки на семейные ценности, а также роль и место в этнокультурном пространстве региона.

Профессиональный состав татарских семей- пестрый: 25,8 % работники коммерческих организаций; 16,1 % — работники

производственных предприятий; 12,9 работники бюджетной сферы; 12,9 % — инженерно-технические работники; 6,5 % — работники правоохранительных учреждений и военнослужащие; 6,5 % — индивидуальные предприниматели, фермеры; 3,5 % —руководители и заместители руководителей организаций и структурных подразделений и др. Мужчины чаще заняты в сфере коммерции и индивидуального предпринимательства, женщины — в бюджетной и производственной сферах. Уровень образования супругов достаточно высок, хотя и различается. Высшее образование имеют 58,0 % женщин (для сравнения — 50,0 % русских и 51,0 % мордвы) и только 36,0 % мужчин (39,6 и 39,5 % соответственно). Среди мужчин распространено среднее специальное (32,3 %) и начальное профессиональное (19,4 %) образование, а среди женщин — среднее специальное (25,8 %) образование. Высокий уровень образования во всех основных этнических группах, скорее всего, обусловлен наличием большого количества вузов в республике.

Постсоветский период развития российского общества характеризуется расслоением общества, причем дифференциация доходов становится все более значительной. Продолжается расслоение общества на небольшую группу богатых, средних и значительную часть бедных. Объективные показатели материального положения сейей часто не совпадают с их субъективными самооценками и возможностями решать личные проблемы. Поэтому очень важно знать, как семьи оценивают собственное материальное положение, какими источниками пользуются для решения возникающих проблем. Ответы на данный вопрос показаны в табл. 1.

Таблица 1

Распределение респондентов в соответствии с доходами, % (2010 г.)

Вариант ответа 1 Русские Мордва Татары категория

1 2 3 4 5

Денег вполне достаточно, чтобы вообще ни в чем себе не отказывать 5,7 2,3 — « Состоятельные»

Покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизор и др.) не вызывает трудностей, однако покупка квартиры или автомашины сейчас недоступна 23,3- т 26,1 С. 29,0 «Обеспеченные»

Окончание табл. 1

1 2 г* Л 3 4 5

Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, на более крупные покупки приходится откладывать 45,3 56,8 54,8 « Среднеобеспеченные»

Денег сейчас хватает только на приобретение продуктов питания 18,9 9,1 9,7 « Бедные»

Денег не хватает на продукты питания, постоянно приходится брать в долг 1 к * 3,0 3,4 • "Л — — < Нищие»

Затрудняюсь ответить 3,8 2,3 6,5 Ф V ^ Лт

По собственным оценкам опрошенных семей, состоятельных среди них в среднем менее 4,0 %, причем русских семей в два раза больше, чем мордовских. Татары же себя к числу состоятельных граждан вообще не отнесли, вероятно, в силу йриродной сдержанности или в силу причины не казаться «богаче других».

Анализ доходов семей различных этнических групп показал несколько иную картину по сравнению с субъективными самооцен-

ками респондентов. Так, семьи с доходами менее 10 тыс. руб. (находящиеся за чертой бедности) в исследуемой совокупности составляют 13,6 %. Следует отметить, что существует тенденция к сокращению числа бедных и увеличению числа более обеспеченных семей, о чем свидетельствуют данные табл. 2. Как видим, доходы татарских семей в совокупности практически не отличаются от доходов других этнических групп.

Таблица 2

Совокупный доход семьи за последний месяц, %

Вариант ответа Все семьи Русские Мордва Татары

До 5 000 руб. 4,0 4,3 1,9 5,0

От 5 001 до 10 000 руб. 9,6 10,6 9,3 5,0

От 10 001 до 20 000 руб. 52,5 51,0 50,0 65,0

От 20 001 до 30 000 руб. 24,9 21,3 33,2 20,0

От 30 001 до 50 000 руб. 7,3 9,6 5,6 5,0

Выше 50 001 руб. 1,7 3,2 — —

Ответы на вопрос: «Кто в вашей семье зарабатывает больше?» показаны в табл. 3. Таким образом, можно сделать вывод, что

во всех семьях сохраняется положение, где мужчина является основным добытчиком семьи и его доходы гораздо выше, чем у жены.

Таблица 3

Распределение доходов в зависимости от пола, %

Вариант ответа Все семьи Русские Мордва Татары

Жена 8,6 9,0 6,3 3,7

Муж 70,4 66,5 74,7 77,8

Оба в равной степени 16,9 19,3 15,8 14,8

Затрудняюсь ответить 4,1 5,2 3,2 3,7

Абсолютное большинство семей, принимавших участие в опросе (88,0 %), состоят в официально зарегистрированном браке. Самая большая доля семей, живущих в официальном браке, — среди татар (96,8 %), на втором месте — мордва (94,3 %), на третьем — русские (84,3 %), среди представителей не основных этнических групп тЙйсовых половина. Несмотря на эмансипацию современных женщин, данная цифра стабильно держится последние годы. Лишь чуть более 10,0 % всех семей предпочитают не узаконивать отношения (15,7 % русских, 5,7 % мордвы и 3,2 % татар). По этническому составу татарская семья неоднородна. Из всех опрошенных семей 77,0 % отметили, что их брак мононациональный, в 13,0 % семей жёйа — русская, в 10,0 % — мордовка. Это свидетельствует о том, что татары традиционно предпочитают брак с представителями своей национальности, что наблюдается на протяжении всего изучаемого периода. Среди исследуемых групп большинство (91,0 %) указали на первичность их брачного союза: 89,6 % русских, 92,9 % мордвы и 96,8 % татар.

Идеальным возрастом вступления в брак для девушки 57,6 % респондентов считают 18 — 23 года, в то время как 40,4 % опрошенных назвали возраст от 24 до 28 лет. Идеальным возрастом для женитьбы мужчины 70,0 % участвующих в опросе назвали от 24 до 28 лет. Сохраняется стереотип, характерный для традиционной патриархальной семьи, что мужчина — добытчик, хозяин, поэтому, вступая в брак, он должен иметь как минимум хорошее образование и стабильную работу, соответственно и материальный достаток для содержания семьи.

Понятия женского идеального возраста в семьях разных этнических групп не совпадают. Как и сотни лет назад, татары предпочитают более молодых невест (71,0 %), в то время как среди них нет идеализирующих более старший возраст невесты (старше 29 лет). По идеальному возрасту мужчин этнические особенности не выявлены. В ответе на вопрос о смене фамилии невестой большинство представителей всех этнических групп (74,0 %) практически солидарны: женщина, выходя замуж, должна взять фамилию мужа. Так и поступили большинство (70,0 %) женщин.

В Республике Мордовия демографическая ситуация характеризуется сложными количественными и качественными изменениями численности, состава и воспроизводства населения. Высокая смертность и ухудшение здоровья привели к сокращению про-

должительности жизни, а соответственно и численности населения. По предварительным результатам переписи населения 2010 г., с 2002 г. численность населения сократилась на 54 тыс. чел.

Несмотря на все усилия государства, неблагоприятной остается ситуация с рождаемостью, хотя некоторые положительные сдвиги за последние пять лет наметились. Как и в зарубежных государствах, часть молодых семей в Мордовии сегодня сознательно откладывают рождение не только второго, но даже первого ребенка. Из общего числа опрошенных семей 75,0 % указали на наличие детей: 35,0 % имеют одного, 34,0 % — двоих, 6,0 % — троих и более детей.

Ценности семьи уникальны. Большинство из них воспроизводятся и реализуются в основном в сфере брачно-семейных отношений. Например, всю глубину и полноту таких ценностей, как материнство, отцовство, детство, родство, человек способен понять и воплотить только будучи членом семьи. Вне семьи испытать эти ценности в полной мере ему не дано.

Совершенно необходимыми для создания семьи, по мнению опрошенных, являются (ответы ранжированы по степени убывания):

— любовь (81,5 %);

— уровень доходов (53,7 %);

— согласованность семейных и личных

планов (45,3 %);

— жилье (41,9 %).

Опыт совместного быта (6,4 %) и сексуальных отношений (8,7 %) имеет значение для очень малого числа респондентов. Татарские семьи данные позиции не отмечали. Чуть более четверти - татарских семей признавали необходимость общей культуры и уровня образования. Представители других национальностей (4,4 % русских и 5,7 % мордвы) практически не обращали на это внимания. Семья как социальный институт и ее члены используют далеко не все возможности: только часть ценностей воплощается в жизнь. Данный процесс сопровождается постоянно возникающими сложностями, многообразными преградами и издержками.

Вопрос о том, чем лучше руководствоваться при вступлении в брак — рассудком или чувствами, — для респондентов является неоднозначным. Приверженцев как одной, так и другой точки зрения практически поровну (47,8и45,5% соответственно), 7,0 % семей затруднились ответить. По отношениям в семье можно судить о качестве других семейных сфер ценностей. Прерывистые, конфликтные отношения сопровождают неустоявшиеся или недостигнутые супругами цен-

ности. Наоборот, ровные и гибкие творческие отношения присущи тем семейным парам, которые в своей деятельности воплотили желаемые ценности. Через отношения начинает формироваться система ценностей семьи, точно так же ценности формируют всю структуру отношений. Поэтому при изучении ценностных ориентаций отношения всегда представляют особый интерес.

Удовлетворенность семейными отношениями в той или иной степени выразили 84,9 % респондентов (48,3 % вполне удовлетворены, 36,6 % скорее удовлетворены). Причем мужчины удовлетворены больше (93,5 %), чем женщицы (81,6 %). Это объясняется тем, что женщина предъявляет больше требований к себе, детям и семье и чаще выражает недовольство. К сожалению, как доказывают исследования, современные мужчины реже бывают дома и меньше участвуют в воспитательном процессе.

В русских и мордовских семьях семейные отношения устраивают одинаково 84,0 % женщин. Что касается степени удовлетво-

ренности другой половины семьи, то картина также практически одинакова: 83,6 % русских и 87,3 % мордовских мужчин удовлетворены семейными отношениями. В татарских семьях удовлетворены отношениями в семье 100 % мужчин и 96,0 % женщин. Как показывают наблюдения, татарские женщины более терпеливы, большинство из них воспитаны в традициях, когда мужчина — глава семьи и основной добытчик. На наш взгляд, поэтому удовлетворенных семейными отношениями среди респондентов татарской национальности значительно больше. Описывая отношения в семье, мужчины и женщины характеризуют их неодинаково. Так, мужчины дают более положительную характеристику и менее склонны к идеализации семейных отношений. Иногда женщинам кажется, что они разговаривают с мужьями на разных языках, поэтому логична и оценка семейных отношений: среди мужчин (6,6 и 17,2 % соответственно) практически в три раза меньше утверждающих о непонимании друг друга (табл. 4).

Таблица 4

Субъективная оценка респондентами семейных отношений, %

Вариант ответа Мужчины Женщины

Мы очень хорошо ладим друг с другом 27,6 19,7

Мы находим общий язык, даже если случается, что наши мнения расходятся 61,8 53,7

Мы часто не понимаем друг друга 6,6 17,2

Наши отношения плохие, мы постоянно ссоримся — 3,4

Затрудняюсь ответить 3,9 5,§

Рост профессиональной занятости женщин, определяемый не только экономическими, но и в значительной степени социально-психологическими факторами, роль которых имеет явную тенденцию к возрастанию по мере расширения образования женщин, оказал сильное влияние на регламентацию семейной жизни и брачных отношений. Это в свою очередь вызвало ослабление репродуктивной активности семей. Как показывают многочисленные исследования последних лет, в обществе распространен эгалитарный тип семьи, дифференциация труда между полами в общественной и семейной жизни исчезает, уступая место интеграции супружеских ролей и высокой степени их взаимозаменяемости. Поэтому становится актуальным вопрос о сочетании профессиональных и семейных обязанностей как для женщин, так и для

мужчин, для определения восприятия разделения труда в семье респондентам был за-дан вопрос: «Как распределяются обязанности между супругами в Вашей семье?». Ответы показаны в табл. 5.

Результаты исследования показывают, что в семье существуют как гендерно окрашенные, так и гендерно нейтральные виды домашних обязанностей, которые выполняют оба супруга. Из перечисленных обязанностей самая «мужская» — зарабатывание денег. На это указали 48,4 % опрошенных семей, хотя в русских семьях данная обязанность чаще распределяется между обоими супругами (47,4 %). Самой почетной женской обязанностью в большинстве семей является распределение средств на текущие расходы (68,0 %). Остальные виды домашних обязанностей являются эгалитарными.

Распределением средств на крупные расходы в большинстве семей занимаются оба супруга (65,7 %). Только в половине татарских семей оба супруга принимают в этом участие, а 41,7 % указали, что это обязанность му^са.

Почти 46,0 % респондентов отметили, что домашние дела выполняет жена, в то же время очень высока доля семей, в которых эти обязанности выполняют оба супруга

(43,1 %).

Таблица 5

Распределение семейных обязанностей между супругами, %

Обязанность

Кто выполняет

Все семьи

Русские

Мордва

Татары

Жена

4,9

3,2

Зарабатывание денег

Муж

48,4

44,8

Оба супруга

43,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47,4

Затруднились ответить

2,8

4,5

4,3

52,7

43,0

8,0

52,0

36,0

4,0

Жена

16,4

17,6

Распределение средств на крупные расходы

Муж

16,8

14,4

Оба супруга

65,7

67,3

Затруднились ответить

1,1

0,7

14,4

15,6

67,8

2,2

8,3

41,7

50,0

Жена

68,0

63,3

Распределение средств на текущие расходы

Муж

3,3

3,3

Оба супруга

28,0

32,7

Затруднились ответить

0,7

0,7

70,1

2,3

26,4

1,1

87,5

4,2

8,3

Жена

33,5

35,8

Воспитание детей

Муж

1,1

0,6

Оба супруга

59,6

57,0

Затруднились ответить

5,8

6,6

Жена

15,0

11,9

Решение вопросов о проведе нии досуга, выходных, отпуска

Муж

5,4

6,0

Оба супруга

68,6

70,9

Затруднились ответить

11,0

11,2

29,2

2,2

64,0

4,5

16,3

4,3

67,4

12,0

39,1

52,2

8,7

16,7

8,3

62,5

12,5

Жена

45,9

47,7

Дела, связанные с домашним хозяйством

Муж

7,1

5,2

Оба супруга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43,1

41,8

Затруднились ответить

3,9

5,2

42,4

6,5

47,8

3,3

45,8

12,5

41,7

Жена

17,7

17,6

Подержание отношений с родственниками

Муж

5,3

4,6

Оба супруга

Затруднились ответить

70,9

73,2

6,0

4,6

15,6

4,4

71,1

8,9

20,8

8,3

66,7

4,2

Необходимо отметить, что эгалитарный тип семейных отношений является характерным для всех семей основных этнических групп республики. Уходит в прошлое жесткая патриархальная модель, определяющая разделение «мужских» и «женских» домашних обязанностей. Ценности семьи зависят и от целого ряда других факторов: национальных и региональных обычаев и традиций, религии, значимости родства и т. д. Несомненно, важен и субъективный фактор: супруги сами выбирают семейные ценности, ими определяется ход борьбы между индивидуальными и семейными, между семейными и общественными ценностями.

Исторически сложилась, что татарские семьи в большинстве своем были очень религиозными, соблюдали традиции и обычаи ислама. Исходя из результатов нашего исследования можно утверждать, что такая тенденция сохраняется и в настоящее время, так как 86,0 % опрошенных отметили, что считают себя верующими и исповедуют ислам. Хотя доля практикующих мусульман среди них крайне низкая — всего 20,0 %. В то же время большинство отмечают, что посещают мечеть только по большим праздникам, таким как Ураза-байрам и Курбан-бай-рам.

Насколько сохраняется татарский язык

как средство общения в татарских семьях? В условиях полиэтничной среды, когда учеба, работа, общение проходят в русскоязычной среде, сохранить родной язык для многих народов бывает очень трудно. Если в семье этому не будут придавать огромное значение, то ни государство, ни общественные организации не смогут содействовать процессу ассимиляции. Анализируя общение членов семьи на родном языке, можно интерпретировать, что большая часть татарского населения (64,0 %) разговаривает на родном языке (табл. 6), хотя существует тенденция утраты языка по разным причинам. Причины, по которым члены семьи не общаются на родном языке, как объективные, так и субъективные (табл. 7). Многие родители не знают татарский язык, потому что их не обучили родители родители, живущие в городской среде и следующие моде разговаривать только на русском как дома, так и в других местах общения. Сложнее обстоят дела в мордовских семьях, где только 29,8 % членов семьи разговаривают на мордовском языке (см. табл. 6). Утрачено огромное поколение людей, которые не знают родной язык, язык предков. Для возрождения его в семье необходимы совместные усилия правительства республики, общественности и семьи.

Таблица б

Общение членов семьи на родном языке, %

Вариант ответа Русские Мордва Татары

Общаются только супруги 12,5 19,1 20,0

Общаются родители и дети 64,0 29,8 64,0

Дети понимают родной язык, но не разговаривают на нем 2,9 13,8 4,0

Нет 20,6 37,2 12,0

Таблица 7

Причины, по которым не разговаривают на родном языке дома, %

Причина Русские Мордва Татары

Супруги разных национальностей 33,3 27,9 33,3

Не считают это нужным 29,4 36,1 22,2

Родной язык знает только один из супругов 19,6 36,0 22,2

Другое 17,6 — 22,2

В современной татарской в семье сохранилась традиция отмечать национальные и религиозные праздники. На это указали 89,3 % татар. Широкую известность и популярность сохраняют такие религиозные праздники, как Ураза-байрам и Курбан-байрам, национальный праздник Сабантуй менее значим. Религиозные и национальные праздники в современных татарских семьях Республики Мордовия сопровождаются обязательным приготовлением национальных блюд — это пярямячи, салма, чак-чак, эчпочмак, бя-леш, шурпа. Многие блюда мусульманской кухни, например манты и самса, настолько прижились в татарской среде, что их можно отнести к традиционным татарским блюдам региона. Религиозные и национальные татарские праздники поддерживаются представителями всех национальностей республики. Не только в сельской, но и городской среде соседи охотно угощают друг друга традиционными национальными блюдами, приглашают друг друга в гости. Это возможно только в условиях дружеских отношений, которые

Поступила 13.07.11.

сложились на протяжении тысячелетней истории гостеприимной мордовской земли.

Активную поддержку семье в сохранении самобытности татарского народа, сохранения им традиций, обычаев, культуры оказывают муфтияты республики, региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия «Якташлар» («Земляки»), Мордовская республиканская общественная организация татарских женщин Республики Мордовия «Чулпатг («Утренняя звезда») и другие государственные и общественные организации. Необходимо отметить, что семью и семейные ценности отличает динамизм, поскольку на них оказывают влияние социокультурные условия. Воспринимая их, семья адаптируется и, по возможности, регулирует степень их воздействия с учетом интересов и потребностей. Это отражается в изменении положения семьи по отношению к материальным ценностям, традиционным и новым устоям, в разрешении конфликта между семьей и обществом, между индивидом и семьей.

ТРАДИЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ СЕМЕЙНОГО УКЛАДА АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МИГРАНТОВ В МОРДОВИИ

Л. И. Никонова, А. А. Шевцова, 3. И. Акимова

На основе полевого экспедиционного материала, собранного в Республике Мордовия в семьях мигрантов-азербайджанцев из государств Закавказья (Армения, Азербайджан) авторы рассматривают традиционное представление о семье как фактор сохранения этнической идентичности. «Оторванная от корней» традиционная семейная обрядность мигрантов трансформируется под влиянием универсальной западной городской культуры, инокультурного, иноязычного и иноэтничного окружения. В этих сложных условиях традиционные семейные связи, семейная и свадебная обрядность, наряду с привычной системой питания, выступают в роли этнического маркера, сохраняя и презентуя этническую идентичность мигрантов в инокультурной среде. Особое внимание уделено межнациональным бракам, которые стали одной из стратегий адаптации.

Создание семьи у народов Закавказья считается важным этапом в жизни не только молодежи, но и всего социума в целом. В прошлом у азербайджанцев браки заключались преимущественно по сговору и по выбору родителей [18, с. 165]; желания сыновей и тем более дочерей в расчет не прини-

мались. Теперь браки, как правило, заключаются по обоюдному выбору молодых людей, изменился и характер добрачных отношений. У народов Закавказья наряду с общинными прослеживались патронимические связи [3, с. 129; 9, с. 216]. Входившие в патронимии родственные семьи старались селить-

9 + 1

© Л. И. Никонова, А. А. Шевцова, 3. И. Акимова, 2011

«

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.