Научная статья на тему 'БАЗОВЫЕ СФЕРЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТУРЕ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

БАЗОВЫЕ СФЕРЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТУРЕ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ДВИЖЕНИЕ / ЭМОЦИИ / ФУНКЦИИ / СФЕРЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Владимир Геннадьевич, Федоров Андрей Владимирович, Стовбур Андрей Петрович

В статье рассматривается проблематика военно-физкультурного образования различных категорий военнослужащих с учетом специфики их должностного предназначения. Целевая установка ориентирована на реализацию двигательно-координирующей функции физической подготовки, способствующей ее гармонизации в рамках трех взаимосвязанных сфер целенаправленного воздействия на организм военнослужащих: регулятивно-развивающей, эмоционально-волевой, функционально-оздоровительной. Это обеспечивает как повышение уровня практической подготовленности военнослужащих, так и снижение нервно-психического напряжения, а также поддержание здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Владимир Геннадьевич, Федоров Андрей Владимирович, Стовбур Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC AREAS OF HARMONIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN THE PEDAGOGICAL CONTOUR OF THE DEVELOPMENT OF MILITARY PHYSICAL EDUCATION

The article deals with the problems of military-physical education of various categories of military personnel, taking into account the specifics of their official purpose. The target setting is focused on the implementation of the motor-coordinating function of physical training, which contributes to its harmonization within the framework of three interrelated spheres of purposeful impact on the body of military personnel: regulatory-developmental, emotional-volitional, functional-recreational. This provides both an increase in the level of practical training of military personnel, and a reduction in neuropsychiatric stress, as well as maintaining health.

Текст научной работы на тему «БАЗОВЫЕ СФЕРЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТУРЕ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 796.011.1

БАЗОВЫЕ СФЕРЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТУРЕ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Андрей Владимирович Федоров, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Петрович Стовбур, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного

Аннотация

В статье рассматривается проблематика военно-физкультурного образования различных категорий военнослужащих с учетом специфики их должностного предназначения. Целевая установка ориентирована на реализацию двигательно-координирующей функции физической подготовки, способствующей ее гармонизации в рамках трех взаимосвязанных сфер целенаправленного воздействия на организм военнослужащих: регулятивно-развивающей, эмоционально-волевой, функционально-оздоровительной. Это обеспечивает как повышение уровня практической подготовленности военнослужащих, так и снижение нервно-психического напряжения, а также поддержание здоровья.

Ключевые слова: военно-профессиональная деятельность, физическая подготовка, гармонизация, движение, эмоции, функции, сферы гармонизации физической подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p368-371

BASIC AREAS OF HARMONIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN THE PEDAGOGICAL CONTOUR OF THE DEVELOPMENT OF MILITARY PHYSICAL

EDUCATION

Vladimir Gennadievich Fedorov, the doctor of pedagogical sciences, professor, P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, Saint Petersburg; Andrey Vladimirovich Fedorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Academy of Communications, Andrey Petrovich Stovbur, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Military Academy of Communications

Abstract

The article deals with the problems of military-physical education of various categories of military personnel, taking into account the specifics of their official purpose. The target setting is focused on the implementation of the motor-coordinating function of physical training, which contributes to its harmonization within the framework of three interrelated spheres of purposeful impact on the body of military personnel: regulatory-developmental, emotional-volitional, functional-recreational. This provides both an increase in the level of practical training of military personnel, and a reduction in neuropsychiatric stress, as well as maintaining health.

Keywords: military-professional activity, physical training, harmonization, movement, emotions, functions, areas of harmonization of physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Военно-профессиональная деятельность своей интенсивностью и напряженностью предъявляет высокие требования к уровню разносторонней подготовленности военнослужащих. Многолетняя служба существенным образом влияет на организм каждого че-

ловека, что особенно обостряется с повышением возрастного ценза в процессе решения служебных задач. В связи с этим правомерно возникает вопрос о том, как совместить высокие физические нагрузки со стабильно повышенным фоном нервно-психического напряжения и желательным проявлением заботы о сохранении здоровья различных категорий военнослужащих.

ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Техническое переоснащение армии и флота современным вооружением, тем не менее, не снижает высоких требований к уровню профессиональной готовности различных категорий военнослужащих. Более того, возрастает ответственность каждого военного специалиста за решение профильных задач, что обусловливает постоянное физическое и нервно-психическое напряжение. Это усугубляется многолетней службой офицерского состава и военнослужащих-контрактников, что существенным образом сказывается на состоянии их здоровья.

Следует отметить, что отдельные виды военно-профессиональной деятельности по своему предназначению оказывают тренировочное воздействие на организм военнослужащих и для обеспечения их физической готовности целесообразны достаточно интенсивные нагрузки. И, наоборот, в других видах деятельности характерно проявляется выраженная гиподинамия при том, что военнослужащие данных специальностей находятся в постоянном повышенном нервно-психическом напряжении и чрезмерные физические нагрузки могут вызвать негативные последствия в состоянии их здоровья.

В данном контексте проводились специализированные исследования основ военно-физкультурного образования, анализировался и апробировался общий порядок целесообразного построения физической подготовки, разрабатывались педагогические контуры развития системы военно-физкультурного образования с акцентом на активизацию учебно-познавательной деятельности военнослужащих и формирование профильных фундаментальных знаний.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирические знания показывают, что любая двигательная деятельность гармонично сопряжена с целенаправленным решением, по крайней мере, триединой задачи:

^ выполнение движения;

^ включение функциональных систем;

^ проявление эмоций.

С данной позиции проявление в целом характерной гиподинамии, но с реализацией мелкой моторики, например, при работе (игре) на компьютере зачастую приводит к эмоциональным всплескам и чрезмерной активизации сердечно-сосудистой системы, что при многократном повторении вряд ли положительно отразится на состоянии здоровья человека, особенно детей. И, наоборот, выполнение упражнений, например, на развитие общей или специальной выносливости характеризуется незначительной вариативностью эмоций при выраженном проявлении волевых усилий.

Безусловно, примеры в данном контексте можно и продолжить, однако даже эти варианты позволяют говорить о наличии определенного внутреннего координационного центра, который на основе центральной нервной системы управляет данным явлением. Зачастую, для человека это происходит подсознательно.

С определенной долей вероятности можно сказать, что в данной ситуации важен внешний координационный центр, включая в данное понятие профессиональную деятельность специалистов физкультурного профиля, предметно реализующих представленную целевую установку в практической деятельности по повышению уровня физической подготовленности людей, при этом активно проявляя заботу о состоянии, прежде всего, их нервно-психического здоровья.

С учетом вышеизложенного нам представляется методологический подход в контексте комплексного совершенствования регулятивно-развивающей, эмоционально-волевой и функционально-оздоровительной сфер гармонизации физической подготовки в процессе военно-профессиональной деятельности (рисунок 1)._

Рисунок 1 - Базовые сферы гармонизации физической подготовки в процессе военно-профессиональной деятельности

Воинская служба априори предъявляет высокие требования к уровню подготовленности военнослужащих и состоянию их здоровья. При этом значимым является факт того, что служба продолжается в течение нескольких десятилетий и характеризуется достаточно стабильным поддержанием постоянной готовности к решению конкретных военно-профессиональных задач.

В целом двигательно-координационная функция предопределяет общий порядок решения служебно-прикладных задач в процессе физической подготовки. Важно, что реализация данной функции направлена на комплексное решение триединой задачи в рамках регулятивно-развивающей, эмоционально-волевой и функционально-оздоровительной сфер воздействия средств и методов физической подготовки на организм занимающихся. Данный подход представляется вполне естественным, поскольку взаимоувязывает представленные сферы гармонизации физической подготовки военнослужащих.

1. Любому виду практической деятельности присущи как минимум три относительно самостоятельных, в то же время гармонично взаимосвязанных явления: движение, функционал, эмоции. В отдельных ситуациях они проявляются подсознательно и управляются условно названным нами внутренним координационным центром. В данном контексте напрашивается определение внешнего координационного центра, который нам представляется в виде профессиональной деятельности, в частности, специалистов военно-физкультурного профиля.

2. Исследования показали, что интенсивность военно-профессиональной деятельности во многом сопряжена либо с высокими физическими нагрузками, либо с существенным нервно-психическим напряжением, что определенным образом влияет на состояние здоровья военнослужащих. В связи этим представляется возможной целесообразность гармонизации физической подготовки с акцентированным вниманием на взаимообусловленные регулятивно-развивающую, эмоционально-волевую и функцио-

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЫВОДЫ

нально-оздоровительную сферы планомерного воздействия на военнослужащих.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.07.2021

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ

ОБЩЕНИЯ

Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Николаевна Павлова, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Викторовна Забродина, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Александровна Стерлигова, преподаватель, Наталья Александровна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Анатольевна Чепуренко, кандидат филологических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Современные условия развития общества диктуют новые требования к качеству профессионального образования, которые направлены на формирование способности к саморегуляции и развитию самоконтроля и волевых свойств обучающихся. С повышением качества учебного процесса в педагогическом вузе предъявляются новые требовании к его студентам, которые должны уметь эффективно распределять учебное время, качественно и систематически готовиться к учебным занятиям, осуществлять самостоятельный поиск учебно-познавательной литературы, а также управлять выражением собственных эмоций в процессе общения. Цель исследования состоит в определении уровня сформированности самоконтроля будущих педагогов в процессе общения при помощи теста «Оценка самоконтроля в общении» (Марион Снайдер). Полученные результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют о том, что большинство будущих педагогов имеют средний коммуникативный контроль, такие студенты проявляют искренность в общении и сдержанность в своих эмоциональных проявлениях, при взаимодействии с окружающими людьми считаются с их мнением.

Ключевые слова: самоконтроль, уровни и характеристика самоконтроля; общение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p371-374

FEATURES OF SELF-CONTROL OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF

COMMUNICATION

Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Larisa Nikolaevna Pavlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Inga Viktorovna Zabrodina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Aleksandrovna Sterligova, the teacher, Natalya Aleksandrovna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Anatolyevna Chepurenko, the candidate of philological sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

Modern conditions for the development of society dictate new requirements for the quality of vocational education, which are aimed at the formation of the ability to self-regulation and the development of self-control and volitional properties of students. With increase in the quality of the educational process in the pedagogical university, the new requirements are imposed on its students, who must be able to efficiently allocate study time, prepare qualitatively and systematically for studies, carry out the independent search for educational and cognitive literature, and also manage the expression of their own emotions in the process of communication. The aim of the study is to determine the level of self-control of future teachers in the communication process using the test "Assessment of self-control in communication" (Marion Snyder). The obtained results of the experimental research indicate that the majority of future teachers have average communicative control, such students show sincerity in communication and restraint in their

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.