Научная статья на тему 'Базовые модели экономического мониторинга и их роль в управлении предприятием'

Базовые модели экономического мониторинга и их роль в управлении предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые модели экономического мониторинга и их роль в управлении предприятием»

К важнейшим составляющим налоговой политики относятся налоговые скидки на инвестиции для новых и быстро развивающихся отраслей и компаний. Одновременно это означает возможность воздействия не только на объем, но и на отраслевую структуру капиталовложений и военную и экономическую безопасность страны и решение других аналогичных проблем, менее выгодных для отдельных предпринимателей, чем для функционирования народного хозяйства. Льготы научным организациям (речь идет о прикладной науке) должны стимулировать трансформацию последних в наукоемкие формы, а комплексные льготы науке и промышленности - объединение НИИ и крупных предприятий в консорциумы с ориентацией на производство конкурентоспособного товара.

Требуют внимания реструктуризация научной сферы и принципы ее финансирования. Нужны четкие конечные цели, методы и сроки реструктуризации. Имеется в виду общепризнанная модель построения науки, учитывающая перспективы академического, вузовского и отраслевого секторов, малого научного бизнеса, а также интегрирующих структур типа технопарков, инновационно-промышленных центров и т.д.

Очевидно, не обойтись без селекции научных организаций (с точки зрения выбора тех направлений и того количества исследователей, которые может содержать государство). В условиях дефицита бюджета, как это не болезненно, придется отказаться от поддержки НИОКР по всем направлениям и скон центрировать финансирование на приоритетных разработках. Часть исследований можно перевести на режим научно-информационного отслеживания, по ряду из них финансирование целесообразно прекратить.

Активная научно-техническая деятельность невозможна на основе только бюджетного финансирования. За счет создания развитой системы льгот инвесторам (о чем говорилось выше) следует привлекать в науку промышленный и частный капитал. Необходимо использование средств компаний, инвестиционных и коммерческих банков, кредитных учреждений, венчурных, страховых фондов и т.д. Финансирование исследований должно быть многоканальным. Пока же у нас прои сходит дробление бюджетных средств. Важна опора как на традиционное для страны прямое финансирование, так и новые его формы: ссуду, кредит, займы, программно-целевые фонды, а также на венчурный капитал, что в совокупности обеспечит устойчивость финансирования научно-технической сферы.

Подводя итог, необходимо отметить, что развитие инновационной сферы будет зависеть от усиления роли государства в регулировании инновационных процессов, выбора научно-промышленных приоритетов, продуманной системы льгот в научной и инновационной деятельности, реструктуризации науки, от новых механизмов ее финансирования.

Гасангаджиева Р.Г.

Базовые модели экономического мониторинга и их роль в управлении предприятием

Развитие рыночных отношений, формирование новой структуры собственности, изменение системы управления требуют формирования адекватного этим изменениям информационного обеспечения предпринимательской деятельности. В современных условиях в структуре экономической информации более значительное место должна занимать аналитическая информация, необходимая для эффективного управления, по сравнению с традиционно формируемой и используемой при анализе экономико-статистической информацией. Условия рыночной экономики обусловливают развитие системы экономической аналитической информации в первую очередь на микроуровне-на уровне отдельных предприятий. Основное назначение такой системы - это интеграция данных первичного учета в специальные показатели и другие формы наглядного представления информации для выявления существующих и назревающих проблем и обоснования хозяйственных решений. Функцией СЭМ определяется систематическое обобщение, контроль, анализ и представление в наглядной форме полезных для предприятия и управленческих решений сведений.

На первом этапе создания системы экономического мониторинга СЭМ необходимо формирование базовых моделей для анализа финансово -хозяйственной деятельности предприятия в целом, которые могут использоваться на верхних уровнях управления. В соответствии и по аналогии с разделением учета и анализа на внешний- финансовый и внутренний- управленческий представляется целесообразным сформировать две базовых модели экономического мониторинга: финансовую и управленческую.

Подобное разделение базовых моделей определяет поиск исходной информации. Для финансовой модели исходные данные - данные доступные внешним пользователям, а для управленческой модели- данные для внутреннего учета. Исходная информация и аналитические процедуры экономического мониторинга должны быть согласованы, поэтому отбор показателей и конструирование моделей должны происходить параллельно.

Внешним пользователям доступно ограниченное число учетных показателей, поэтому на уровне построения конструктивной модели можно считать, что все эти показатели являются информационной основой построения финансовой базовой модели СЭМ.

В управленческой модели число учитываемых показателей значительно больше. Целью управленческой модели является комплексное и системное описание предприятия, отображающее общее экономическое состояние и направленность его развития. Системным классификатором, отвечающим этим целям, может служить определение системы как единства входа, выхода и процессора, предназначенных для реализации функции. Функция предприятия - преобразование ресурсов в продукты и услуги - определяет те показатели, которые могут служить отображением других системных элементов. Исходные данные для базовой управленческой модели экономического мониторинга должны включать не меньше шести показателей (по числу системных элементов: вход, выход, оснащение, упорядоченность, субъективный фактор, катализатор).

На выходе выделяются задачи интерпретации полученных интегральных показателей и оценок, выявление проблем и факторов, их порождающих. Эти задачи могут быть решены только после решения задач формализации и операционализации оснащения.

Задачи по формализации оснащения - это задачи разработки косвенных измерений, интегральных показателей, построения нормативных и дескриптивных моделей. Основные моменты здесь- интеграция информации и сравнение с нормативами.

Объединение разнокачественных и непосредственно несоизмеримых показателей, в совокупности комплексно характеризующих функционирование предприятия, в единый интегральный показатель- задача очень сложная. Теория и практика используют разные способы обобщения неоднородных показателей: и самые простые. Вопрос об обобщающей оценке результативности действий предприятия не решен, и идут активные поиски его решения. Большинство предлагаемых методов не удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям.

Принципы разработки СЭМ составляют теоретическую основу моделирования. Первый- принцип взаимоувязки элементов СЭМ. Основным недостатком традиционного анализа экономической информации о состоянии производственного предприятия является изолированность, нацеленность на один фактор (ликвидность, платежеспособность, рентабельность и т. д.) Второй принцип, вытекающий из наличия у системы интегративных (целостных) свойств - принцип интеграции. Этот принцип требует, прежде всего, разработки интегральных показателей. Еще важный принцип системных экономических исследований - принцип нормативности. Принцип нормативности требует разработки нормативов инвариантных реальному (достигнутому или ожидаемому) состоянию объекта, т. е. имеющих свое собственное содержание.

Сформированная полная система принципов, представленная в таблице 1., включает в себя девять принципов. Эта система охватывает как синтаксический, семантический и прагматический аспекты информации, так и методологический, методический и практический уровни исследования и конструирования. Наиболее важными требованиями к СЭМ как аналитической информационной системе являются: сравнимость, комплексность, системность, обоснованность, наглядность.

Таблица 1.

_Система принципов экономического мониторинга_

Принципы экономиче- Информационный аспект

ского мониторинга Синтаксический Семантический Прагматический

Взаимоувязан- Интеграция по- Формирование

ность элементов казателей, про- идеальной норма-

Методоло- СЭМ цедур, решений тивной модели

гический 1 2 3

Минимально Единство прин- Повышение ин-

Уро- Методиче- допустимая точ- ципов конструи- формативности

вень ский ность рования

иссле- 4 5 6

дования Связь с дей- Наглядность Универсальность

Практический ствующей системой учета 7 (понятность, удобство) 8 9

В соответствии с перечисленными принципами экономического мониторинга, создаваемая новая модель интегрирования информации должна одновременно играть роль дескриптивной и нормативной модели, быть комплексной и системной, обеспечивать получение интегральных показателей и увеличивать информативность, то есть быть универсальной.

Базовые модели экономического мониторинга предлагается формировать в виде упорядочения показателей, отобранных при описании входа СЭМ.

Синтаксический аспект упорядочения состоит в выборе одного из возможных способов упорядочения.

В первом способе выбирается пара показателей, из которых выявляется тот, который должен расти быстрее. Берется третий показатель, сравнивается с более быстрым и выявляется более быстрый из них. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет выбран один самый быстрый показатель, который становится первым в искомом упорядочении. Такая же процедура повторяется на всем множестве показателей, кроме первого, тем самым устанавливается второй показатель и т. д. до упорядочения всех показателей.

Во втором способе выбирается и упорядочивается пара показателей; берется третий показатель и последовательно сравнивается с двумя упорядоченными, тем самым устанавливается его место в упорядочении из двух показателей. Затем путем последовательного сравнения устанавливается место четвертого в упорядочении из трех показателей и т. д. до тех пор, пока не будут упорядочены все показатели.

Результатом использования этих способов является упорядоченный ряд показателей, каждому из которых присваивается число-ранг, являющееся его номером в упорядочении.

В силу особенностей экономического измерения важно обеспечить случайность последовательности показателей, принимаемых к рассмотрению в процессе ранжирования.

Семантический аспект упорядочения состоит в экономической интерпретации парного соотношения темпов роста.

Прагматический аспект упорядочения показателей состоит в придании нормативного характера парным соотношениям темпов роста показателей. Таким образом, в базовых моделях упорядочение показателей должно осуществляется с ориентацией на экономические цели, и упорядочение каждой пары должно быть обосновано.

В силу разнородности экономических показателей не все они могут быть непосредственно сравнимы (в семантическом и прагматическом аспекте), поэтому применение указанных выше способов упорядочения показателей не всегда оказывается возможным. Для упорядочения экономических показателей более приемлем способ построения графа предпочтений. Вершины графа символизируют собой отобранные для модели показатели. Дуги графа символизируют отношение «быстрее» между показателями. Случайным образом выбирается пара показателей. Анализируется содержание соотношения их темпов роста, выбирается то соотношение, которое признается лучшим с точки зрения целей построения интегрального показателя. В графе появляется дуга, соответствующая выделенному выявленному соотношению. Если соотношение темпов роста выбранных двух показателей не поддается интерпретации, то в графе будет отсутствовать дуга, соединяющая соответствующие вершины. Далее выбирается другая пара показателей и т. д. Чем больше отношений «быстрее» удастся выявить, тем более комплексным и системным будет интегральный показатель. В идеальном случае интерпретируются все возможные соотношения пар показателей, в случае чего в графе каждая вершина оказывается связанной дугой с каждой. В этом случае получается строгое (линейное) упорядочение показателей, когда каждому показателю может быть присвоен ранг (по смыслу построения- это нормативный ранг):

1

2

3

В случае если не удается выявить отношения «быстрее» между всеми парами показателей и при этом полученные частичные упорядочения показателей не сводятся в единое упорядочение, результатом ординального моделирования служит граф предпочтения (1) (рис. 1 (1)). Графическое изображение при большом числе показателей и дуг ненаглядно. Средством наглядного представления графа может служить матрица, каждый элемент которой отображает нормативное соотношение показателей (рис 1 (2)). Построенную таким образом матрицу по аналоги с графом назовем матрицей нормативных предпочтений.

Кроме парных соотношений при построении графа предпочтений можно использовать содержательный анализ соотношений и большего числа показателей. Кроме этого, увеличение числа целевых установок, задаваемых соотношениями между темпами роста показателей, можно получить, используя принцип транзитивности, когда из А^Б и Б^В следует А^В.

Формально процесс увеличения установок представляется как процесс построения «замыкания графа». Замыкание графа- это граф, полученный из исходного путем включения в него всех дуг, отображающих отношения «быстрее», выявленные на основе свойства транзитивности.

п

На рисунке 1 (3) и (4) представлено замыкание исходного графа (1) и соответствующая ему матрица нормативных предпочтений. Для полноты отображения в матрице представлены элементы, соответствующие как целевым соотношениям «быстрее», так и «медленнее», хотя очевидно, что соотношение «медленнее» выражается соотношением «быстрее» при рассмотрении показателей в другом порядке.

N А Б В Г Д

А б б ? ?

Б м ? б ?

В м ? ? ?

Г ? м ? б

Д ? ? ? м

(1)

(2)

А Б

В V Г

Д

N А Б В Г Д

А б б б б

Б м ? б б

В м ? ? ?

Г м м ? б

Д м м ? м

(3) (4)

Рис. 1. Графы предпочтений и соответствующие им матрицы:

(1) - граф предпочтений: А^Б означает, что первый показатель А растет быстрее Б;

(3) - замыкание графа (1) на основе принципа транзитивности;

(2), (4) - матрицы предпочтений, соответствующие графам (1), (3): элементы матрицы:

б - показатель, которому соответствует строка, должен расти быстрее, чем показатель которому соответствует столбец;

м - показатель, которому соответствует строка, должен расти медленнее, чем показатель, которому соответствует столбец;

«?» - отношение «быстрее не установлено».

Предлагаемый метод свертки является одновременно и системным и комплексным. Системность проявляется в том, что эти модели выражают динамику показателей в их взаимном отношении, т. е. позволяют задать и оценить цели, которые ни одним показателем в отдельности выражены быть не могут. Комплексной она является потому, что в такой свертке можно использовать показатели, отражающие все аспекты деятельности предприятия, вне зависимости от используемых для них единиц измерения.

Такая свертка может играть роль нормативной (когда соотношение между темпами роста показателей устанавливается исходя из целевых установок и дескриптивной модели, когда упорядочиваются фактические темпы роста показателей).

Такая свертка минимизирует потерю информации, так как в не каждый показатель сохраняет свою собственную роль. В такой свертке отсутствует эффект взаимопогашения «положительных» и «отрицательных» изменений, улавливаемых разными показателями.

Заданный в графе нормативный порядок движения показателей выступает в качестве «идеальной модели» экономической стратегии предприятия и служит точкой отсчета для оценки результатов ее реализации.

Таким образом, очевидно, что предложенный подход согласуется со сформулированными выше принципами и критериями экономического мониторинга.

Описанный метод и форма представления результатов ранжирования показателей служат конструктивной моделью. Выступающей основой формирования операциональных моделей СЭМ, которые, в свою очередь, могут служить в качестве базовых нормативных информационно-аналитических моделей системы экономического мониторинга.

В соответствии с вышеизложенным необходимо построить две модели:

- финансовую базовую нормативную информационно-аналитическую модель экономического мониторинга - БНИАМЭМ-Ф;

- управленческую базовую нормативную информационно-аналитическую модель экономического мониторинга - БНИАМЭМ-У.

Построение операциональной БНИАМЭМ-Ф сводится к упорядочению отобранных показателей, на основе содержательной интерпретации темпов роста, исходя из функции предприятия, прибыльности и эффективности его деятельности.

Средством выражения целей в нормативной управленческой модели аналогично финансовой служит нормативное упорядочение двух и более показателей. В основу упорядочения показателей при построении БНИАМЭМ-У заложены те же соображения, что и при построении БНИАМЭМ-Ф. Формирование множества целей стратегического управления и отбор показателей для нормативной управленческой модели производится одновременно.

Классификация показателей, используемых при формировании типовой нормативной управленческой модели СЭМ, обеспечивается выделением системных характеристик предприятия, предусмотренных в конструктивном определении любой системы: вход. Выход, оснащение, упорядоченность, катализатор, субъективный фактор.

Системная классификация показателей, выбор наиболее общих и важных показателей в каждом их классе с учетом требований, предъявляемых к исходной информации, и их упорядочение по темпам роста позволяют построить типовую управленческую базовую нормативную информационно-аналитическую модель экономического мониторинга. На ее основе формируется БНИАМЭМ-У конкретного предприятия, которая включает в себя набор важнейших упорядоченных показателей и является комплексной и системной посредством отражения разных темпов роста показателей и характеризует результативность управления и коммерческую устойчивость предприятия.

Бацына С.Ю.

Инновационные технологии в развитии банковского маркетинга

Огромную роль в коренном усовершенствовании банковской деятельности играет внедрение в повседневную практику работы банков последних достижений науки и техники. Использование технических средств способствует автоматизации расчетных операций, в связи с чем, обеспечивается ускорение расчетов, а также позволяет создать принципиально новые виды банковских продуктов и услуг. Автоматизация позволяет осуществлять перевод денежных средств по телефону, электронным каналам доставки, управлять денежными потоками, а также высвобождать служащих для работы на других наиболее перспективных направлениях развития банка. С помощью автоматизированных систем можно осуществлять расчеты в режиме реального времени, что повышает их качество, обеспечивает высокую надежность системы платежей.

Следует отметить, что автоматизация банковских услуг, способствует увеличению доли рынка, например, осуществляя автоматизацию трудоемкого обслуживания мелких клиентов и частных вкладчиков, можно добиться значительного увеличения доли рынка на этом сегменте и укрепления своих позиций на рынке.

Электронные коммуникационные системы постепенно стали входить в практику отечественных банков. Например, новый вид услуги для физических лиц - перевод денег с использованием системы «Маниграмма», которая позволяет осуществлять переводы в 26 тысяч городов стран мира за 15 минут. Этот прогрессивный, быстрый и надежный вид услуги по переводу денежных средств целесообразно взять на вооружение отечественным коммерческим банкам в проведении инновационной маркетинговой работы.

В последние годы ожидания и предпочтения клиентов претерпели значительные изменения. Наиболее значимыми являются: надежность банка, скорость реализации услуг, решение банком проблем клиента, непрерывный доступ к банковским услугам.

Для удовлетворения таких требований коммерческие банки должны «приблизить» к клиенту продукты и услуги. Достичь этого можно с помощью использования электронных каналов предоставления банковских продуктов и услуг.

По характеру взаимодействия между банком и клиентом можно выделить следующие типы каналов:

1 .Филиальная сеть (филиалы, отделения, агентства, обменные пункты). Обязательно присутствие сотрудника банка при взаимодействии с клиентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.