Научная статья на тему 'Базовые и элективные дисциплины в формировании рекреационных компетенций у будущих бакалавров физической культуры'

Базовые и элективные дисциплины в формировании рекреационных компетенций у будущих бакалавров физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / РЕКРЕАЦИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ФИТНЕС / КОМПЕТЕНЦИИ РЕКРЕАЦИИ / FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE / RECREATION / ELECTIVE DISCIPLINES / FITNESS / COMPETENCE OF RECREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барковский Евгений Сергеевич

Исследование проведено с будущими бакалаврами физической культуры 2017-2019 гг. (3-4 курс обучения). Нами разработаны программы базовых дисциплин и курсов по выбору для качественного и принципиально нового обучения рекреационным компетенциям. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, опрос, экспертная оценка, методы математической статистики. В результате эксперимента ЭГ превосходит КГ по способности провести детский досуг, фитнес занятие, занятие по снижению массы тела, а также по показателям целеустремленности и организаторским способностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барковский Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic and elective disciplines in forming recreational competences of future bachelors of physical culture

The study was conducted with future bachelors of physical culture 2017-2019 (3-4 courses). We have developed programs of basic disciplines and elective courses for high-quality and fundamentally new training in recreational competencies. Research methods: analysis of scientific and methodical literature, pedagogical experiment, survey, expert evaluation, and methods of mathematical statistics. As a result of the experiment, the experimental group exceeds the control group in terms of the ability to spend children's leisure, fitness classes, weight loss classes, as well as in terms of commitment and organizational skills.

Текст научной работы на тему «Базовые и элективные дисциплины в формировании рекреационных компетенций у будущих бакалавров физической культуры»

21-22 апреля 2011 г. / отв. ред. Н.А. Калиненко. - Омск : типография «Стивэс», 2011. - 125 с.

REFERENCES

1. Federal State Educational Standard of Higher Education in the Direction of Training 49.03.01 Physical culture (bachelor degree), available at: http://fgosvo.ru/news/2/394 (access date: 11/20/2018).

2. Ed. Kalinenko, N.A. (2011), Environmental education in Russia and abroad: features of training of competitive specialists, Materials of the project seminar 159325-TEMPUS-DE-TEMPUS-JPHES "Development of qualification frameworks in the direction of" Ecology and Nature Management "April 2122, 2011, Steves, Omsk.

Контактная информация: nv.bagautdinova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.04.2019

УДК 796.077.5

БАЗОВЫЕ И ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ

РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Евгений Сергеевич Барковский, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Исследование проведено с будущими бакалаврами физической культуры 2017-2019 гг. (3-4 курс обучения). Нами разработаны программы базовых дисциплин и курсов по выбору для качественного и принципиально нового обучения рекреационным компетенциям. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, опрос, экспертная оценка, методы математической статистики. В результате эксперимента ЭГ превосходит КГ по способности провести детский досуг, фитнес занятие, занятие по снижению массы тела, а также по показателям целеустремленности и организаторским способностям.

Ключевые слова: будущие бакалавры физической культуры, рекреация, элективные дисциплины, фитнес, компетенции рекреации.

BASIC AND ELECTIVE DISCIPLINES IN FORMING RECREATIONAL

COMPETENCES OF FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE

Evgeny Sergeevich Barkovsky, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

The study was conducted with future bachelors of physical culture 2017-2019 (3-4 courses). We have developed programs of basic disciplines and elective courses for high-quality and fundamentally new training in recreational competencies. Research methods: analysis of scientific and methodical literature, pedagogical experiment, survey, expert evaluation, and methods of mathematical statistics. As a result of the experiment, the experimental group exceeds the control group in terms of the ability to spend children's leisure, fitness classes, weight loss classes, as well as in terms of commitment and organizational skills.

Keywords: future bachelors of physical culture, recreation, elective disciplines, fitness, competence of recreation.

Будущие физкультурные кадры должны уметь организовывать и проводить занятия физкультурно-оздоровительной и туристкой направленности для различных групп населения, в частности уметь организовать туристское мероприятие, провести оздоровительную тренировку, фитнес-программу, регулировать и контролировать самочувствие занимающихся, составлять и проводить занятия коррекционной направленности, учитывая возраст, состояние здоровья занимающихся [1, 2, 4, 5]. Также бакалавры по физической культуре должны владеть методикой проведения занятий по различным направлениям рекреационной деятельности (аквафитнес, атлетическая гимнастика, анимация, активный отдых,

фитнес-программы, спортивно-оздоровительный туризм, физкультурное праздники, восточные оздоровительные практики, детский фитнес, скандинавская ходьба); выбирать средства оздоровительной тренировки для улучшения физического состояния населения разного пола и возраста [3, 7].

Сформировать компетенции рекреационной направленности на должном уровне возможно только в процессе практической деятельности, и использования личностно-ори-ентированного подхода при изучении дисциплин, в том числе дисциплин по выбору (аэробика, детский фитнес, атлетическая гимнастика, туризм, аквафитнес). К компетенциям рекреационной деятельности относятся: ПК - 15, 17, 16, 18, 19, 20 [6, 7].

При этом в процессе обучения необходимо использовать новые подходы в обучении, выбирать формы, методы средства обучения (мастер-классы, практико-ориентированные занятия, тренинговые упражнения, лекции-конференции, лабораторные работы, междисциплинарные занятия, такие как анатомия - избранный вид спорта, иностранный язык -фитнес, детский фитнес - теория и методика дошкольного физического воспитания, атлетическая гимнастика - физическая культура для взрослого населения).

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, опрос, экспертная оценка, методы математической статистики. Исследование проведено с будущими бакалаврами физической культуры 2017-2019 гг. (3-4 курс обучения). ЭГ посещали разработанными нами элективные курсы, КГ обучалась по курсам: организация физкультурно-спортивных мероприятий, базовые виды спорта, теория и методика дошкольного физического воспитания. Базовые дисциплины: теория и методика преподавания туризма, оздоровительная аэробика и курсы по выбору (ЭГ): детский фитнес, атлетическая гимнастика, аквафитнес (табл. 1).

Таблица 1 - Дисциплины в формировании рекреационных компетенций

Дисциплины Трудоемкость Компетенции Курс

Теория и методика преподавания туризма 72 часа ОПК-4, 7; ПК-17, 20 3 курс 5 семестр)

Оздоровительная аэробика 72 часа ПК-1, 4; 15-18 2 курс (4 семестр)

Детский фитнес 72 часа ПК-17, 19 4 курс (7 семестр)

Атлетическая гимнастика 108 часов ПК-15, 18, 19 4 курс (7 семестр)

Теория и методика аквафитнеса 144 часа ПК-17, 18, 19 4 курс (8 семестр)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате освоения компетенций рекреационной направленности бакалавры в завершении 2 курса должны уметь: проводить оздоровительные тренировки на основе аэробики с учетом особенностей обучающихся; регулировать и контролировать самочувствие занимающихся, применять методы вербального и невербального общения, использовать музыкальное сопровождение; использовать интервальный, повторный методы обучения, метод строго регламентированного упражнения; составлять комплексы упражнений для коррекции состояния обучающихся, применяя степ-платформу, медбол, фитбол, гантели (0,5-1,5 кг) (ПК-18). Также реализовывать практические занятия с целью управления массой тела (ПК-19). Владеть: методикой проведения занятий по различным направлениям аэробики: базовая, степ-аэробика, танцевальная, круговая тренировка, силовой урок аэробики; выбирать средства и методы аэробики для коррекции физического состояния занимающихся (ПК-17, 18, 19). Актуальность аэробики обусловлена тем, что она повсеместно проводится в школе, в фитнес клубах, в дополнительных программах для студенток, в группах здоровья, детских садах, клубах по месту жительства.

В конце обучения на 3 курсе будущие бакалавры по ФК должны уметь: моделировать туристские мероприятия, соответствующие уровню физической подготовленности и состояния здоровья, предпринимать меры по предупреждению и ликвидации аварийной ситуации; владеть: навыками преодоления и проведения полосы препятствий, а также

навыками пешего, вело и лыжного туризма, средствами предотвращения травм, чрезвычайных ситуаций; ориентирования по карте местности (ПК-20).

В завершении обучения (4 курс) бакалавры должны уметь провести: 1) детский досуг; 2) туристское мероприятие; 3) уметь составить модель физкультурного занятия для дошкольников, школьников, студентов и взрослого населения; 4) провести фитнес занятие как эффективного средства управления массой тела; 5) составить индивидуальную программу активного отдыха, учитывая возраст, пол, уровень физической подготовленности; 6) провести комплекс производственной гимнастики, учитывая условия труда; 7) составить комплекс атлетической гимнастики для восстановления работоспособности и укрепления физического состояния, учитывая возраст, пол [4]; 8) разрабатывать, реализовывать и корректировать индивидуальные программы (проекты) рекреационной деятельности для различных групп населения, с учётом социокультурных, морфофункциональных, половозрастных особенностей (ПК-17,18,19).

Таблица 2 - Результаты рекреационных компетенций в эксперименте

Компетенции рекреации КГ (X ±о) ЭГ (X ±о)

3 курс 4 курс 3 курс 4 курс

Способность провести занятия по снижению массы тела 4,7±2,2 5,4±1,6 5,7±1,4 8,7±0,8

Умение провести фитнес занятие 4,8±0,8 5,1±1,1 5,1±1,1 7,3±1,2

Организационные способности 6,0±0,9 7,1±0,7 5,9±0,8 8,30±0,8

Проведение детского досуга 7,2±1,2 8,3±0,9 6,7±1,1 9,2±0,5

Целеустремленность 7,8±0,9 8,3±6,0 7,5±0,8 9,0±1,-

ВЫВОДЫ

В результате эксперимента ЭГ превосходит КГ по способности провести детский досуг, фитнес занятие, занятие по снижению массы тела. Наилучший результат достигнут в проведении детского досуга - 9,2 балла, благодаря практическим занятиям в детском саду, летней практике с дошкольниками и младшими школьниками, а также авторской алгоритмизации занятий по детскому фитнесу. Элективные дисциплины позволили повысить целеустремленность - 9,0 баллов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко, Л.Б. Физкультурно-оздоровительные технологии в укреплении состояния здоровья студентов и сотрудников вуза / Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько, Т.Н. Шутова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 261.

2. Спортизация физического воспитания в системе образования: новые векторы развития формирование готовности у студентов к развитию физической культуры и спорта как долгосрочный федеральный инновационный проект / Л.Б. Андрющенко, И.В. Орлан, И.В. Лосева, Т.Н. Шутова // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М., 2016. - С. 244251.

3. Барковский, Е.С. Зарубежный опыт повышения двигательной активности и влияния физической культуры на производительность труда / Е.С. Барковский, Ю.А. Фисенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 34-38.

4. Кондраков, Г. Б. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза / Г.Б. Кондраков, Т.Н. Шутова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - М., 2016. - С. 504-511.

5. Современные средства обучения по физической культуре для студентов специальности "Экономическая безопасность" / Ю.В. Подоруев, С.Ю. Витько, Р.Р. Пихаев, Д.М. Гаджиев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 4. - С. 74-76.

6. Рыбакова, Е.О. Совершенствование компетенций рекреационной направленности в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 4. - С. 77-84.

7. Рыбакова, Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 3. - С. 58-62.

REFERENCES

1. Andrushchenko, L.B., Vitko S.Yu. and Shutova T.N. (2016), "Sports and health technologies in strengthening the health of students and staff of the University", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 261.

2. Andrushchenko, L.B., Orlan, I.V., Loseva, I.V. and Shutova, T.N. (2016), "Sportization of physical education in the education system: new vectors of development formation of students readiness for the development of physical culture and sports as a long-term Federal innovative project", Scientific-pedagogical schools in the field of sport and physical education (): proceedings of I All-Russia scientific-practical Conference with international participation, Moscow, pp. 244-251.

3. Barkovsky, E.S. and Fisenko Yu.A. (2018), "Foreign experience of improving motor activity and the influence of physical culture on productivity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 10 (164), pp. 34-38.

4. Kondrakov, G.B. and Shutova, T.N. (2016), "Athletic gymnastics as a prospect of development of physical culture for students of economic University", Liberal education in the Economic University, materials V International scientific and practical correspondence internet conference, Moscow, pp. 504511.

5. Poduruev, Yu.V., Vitko, S.J., Pichai, R.R. and Hajiyev, D. M. (2018), "Modern methods of training on physical culture for students of a specialty "Economic security"", Theory and practice ofphysical culture, No 4, pp. 74-76.

6. Rybakova, E.O. and Shutova T.N. (2016), "Improving the competencies of recreational orientation in professional training of bachelors of physical culture", News of Tula state University. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 77-84.

7. Rybakova, E.O. and Shutova T.N. (2015), "Improvement of professional education of students of physical culture University by means of fitness", News of Tula state University, No. 3, pp. 58-62.

Контактная информация: barkovskye@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2019

УДК 796.011:612

ЗНАЧЕНИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ФУНКЦИИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ

Ирина Александровна Батракова, кандидат биологических наук, доцент, Елена Алексеевна Зубко, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Иванович Колесов,

старший преподаватель, Андрей Николаевич Алёшкин, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, г. Москва; Наталия Николаевна Карелина, старший преподаватель, Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва

Аннотация

В данной статье рассмотрены возможности оптимизации учебно-тренировочного процесса с учетом функциональных возможностей вестибулярного аппарата. Данные, полученные в результате проведенного эксперимента, свидетельствуют о наличии взаимосвязи между состоянием вестибулярного аппарата и спортивными возможностями студентов. Эта информация может использоваться в целях рациональной организации занятий и упражнений.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, образовательный процесс, вестибулярная система, лабиринтная функция, адаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.