УДК 796.077.5
ДЕТСКИЙ ФИТНЕС В ФОРМИРОВАНИИ РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Нина Евгеньевна Копылова, старший преподаватель, Александр Георгиевич Ростеванов, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Исследование проведено с будущими бакалаврами ФК, которые выбрали курс по выбору «Детский фитнес» (ЭГ), КГ - студенты, выбравшие курс «Организация и проведение физкультурных мероприятий». В завершении эксперимента интерес к детскому фитнесу изменился от 4,3 балла до 9,0 баллов (ЭГ), наивысший интерес выявлен у девушек, планирующих профессиональную деятельность в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательной школе. Юноши ЭГ проявили высокий интерес к занятиям в условиях фитнес центров с детьми 7-12 и 10-14 лет с элементами атлетической гимнастики, единоборств.
Ключевые слова: бакалавры физической культуры, детский фитнес, рекреация.
CHILDREN'S FITNESS IN FORMING A RECREATIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE
Nina Evgenievna Kopylova, the senior lecturer, Alexander Georgievich Rostevanov, the senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
Annotation
The study was conducted with the future bachelors of FC, who chose the course of choice "Children's fitness "(EG), KG - students who chose the course "Organization and conduct of physical activities". At the end of the experiment, the interest in children's fitness changed from 4.3 points to 9.0 points (EG), the highest interest was found in girls planning professional activities in preschool educational institutions and secondary school. Young men showed a high interest in training in fitness centers with children 7-12 and 10-14 years with elements of athletic gymnastics, martial arts.
Keywords: bachelors of physical culture, children's fitness, recreation.
ВВЕДЕНИЕ
В программе развития российского образования до 2020 года ставятся задачи подготовки компетентных педагогов по физической культуре, отличающихся умением работать во всех ступенях образовательных учреждений, в том числе дошкольных и школьных, наряду с этим наблюдается недостаток знаний новых форм и средств оздоровительной физической культуры [4, 5]. Будущие бакалавры по физической культуре должны будут снизить «двигательный дефицит» детей и подростков, которые все больше времени находятся в статичном положении (за столом, телевизором, компьютером). Статичное положение тела детей приводит к утомлению определенных мышечных групп, и как следствие к нарушению осанки, плоскостопию, низкому уровню физической подготовленности. Средства детского фитнеса будущим бакалаврам физической культуры позволяет повысить объем двигательной активности детей, уровень их физической подготовленности, способность выполнять нагрузку аэробной направленности, а также повысить тонус мышц и интерес к занятиям физическими упражнениями.
В настоящее время разработана концептуальная основа детского фитнеса (Е.Г. Сайкина) [3], содержание программ физического воспитания детей на основе фитнеса, методики повышения физической подготовленности детей средствами дополнительных занятий фитнесом (Ж.Е. Фирилева, 2008; О.О. Николаева, 2015; Клочко Н.В., Логвина Т.Ю., 2017) [1, 3]. Популярность детского фитнеса растет быстрыми темпами, однако ощущается острая недостаточность практического обучения физкультурных кадров в работе с детьми
разного возраста, в работе на открытом воздухе, в бассейне, в парковой зоне, в спортивном зале с разнообразным фитнес инвентарем. Физкультурные кадры недостаточно изучают разновидности детского досуга, фитнеса в условиях детских лагерей, детских фитнес программ для укрепления осанки, танцевальных фитнес уроков, детского кроссфита.
Детский фитнес - одно из современных направлений оздоровительной гимнастики - представляет собой синтез музыки, ритмических движений, элементов акробатики, игровых видов спорта, восточных единоборств, который повышает общий и эмоциональный тонус организма, улучшает физическую и умственную работоспособность, удовлетворяет потребность ребенка в двигательной активности, формирует связи между схемами движений с эмоциональными и познавательными психическими процессами и поведением; умением слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту, выражать свои эмоции [1, 3, 6].
В зависимости от возраста детей, программы детского фитнеса классифицируют для детей от 1 года до 3 лет вместе с родителями, для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 (младший, средний, старший), для детей школьного возраста (младший, средний, старший). По мнению Е.Г. Сайкиной, детский фитнес (фитбол-гимнастика, степ-аэробика, занятия на тренажерах, игровой стретчинг, чирлидинг, пилатес) способствует улучшению уровня физической работоспособности, повышению интереса к занятиям физическими упражнениями [3]. Названия существующих программ: «Са-Фи-Дансе», «Фитбол-гимна-стика», «Игровой стретчинг», Junior fit, Dance kids, Pilates kids, бокс (7-12 лет), детское кудо (7-12 лет), «Зверобика», чирлидинг, логоритмика, фитнес урок с мини-батутами, степ-аэробика, туристская полоса препятствий, подвесная туристская переправа, фитнес для идеальной осанки, тай-бо урок (10-14 лет).
Детский кроссфит отличается простой упражнений, применением широкого круга фитнес инвентаря, увеличением прыжков, перешагиваний, помимо этого, реализуются упражнения с медболами, фитболами, гантелями минимального веса, упражнения на «шведской» стенке и гимнастическом канате, полоса препятствий. Программы кроссфита классифицируются: «CrossFit Baby» для детей от 4 до 6 лет, «CrossFit Kids» от 7 до 10 лет и занятия «CrossFit Teens» от 10 до 14 лет [2].
Следовательно, необходимо разработать программы дисциплин по выбору, рекреационной направленности для детей и/или программы, входящие в цикл вариативных дисциплин для будущих бакалавров физической культуры всех профилей [4, 5]. Так физическая рекреация - это вид физической культуры, которая представляет собой рекреативную деятельность: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов деятельности. Рекреация включает: рекреативная физическая культура; рекреация спорта; туризм; оздоровительная физическая рекреация; рекреационная ФК.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено с будущими бакалаврами физической культуры 4 курса, с сентября по декабрь 2018 года, которые выбрали курс по выбору «Детский фитнес» (ЭГ), всего 36 человек, из них 23 девушки и 13 юношей. Контрольная группа - студенты, выбравшие курс «Организация и проведение физкультурных мероприятий».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами разработана дисциплина «Детский фитнес» (дисциплина по выбору, 72 часа, 7 семестр). Цель дисциплины: овладение обучающимися теоретическими и практическими основами в области детского фитнеса, формирование комплекса базовых знаний, умений и навыков инструктора по детскому фитнесу, повышение рекреационной компетентности.
Задачи дисциплины: 1) ознакомить с теоретическими и практическими основами фитнеса для детей от 1 до 3 лет; от 4 до 7 лет, 7-10 лет и 10-14 лет; 2) сформировать навыки проведения занятий с различным фитнес инвентарем в условиях зала, парка, бассейна, летнего отдыха; 3) обучить методике гантельной и фитбол гимнастики, методике степ-аэробики и круговой тренировки, танцевальной аэробики для детей разного возраста.
Бакалавр по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки (рекреационной деятельности): 1) обобщать и внедрять в практическую деятельность передовой отечественный и зарубежный опыт в области оздоровительных технологий; 2) разрабатывать рекреационные программы для различного контингента занимающихся; 3) анализировать эффективность рекреационных программ и вносить в них коррективы.
В результате изучения дисциплины «Детский фитнес» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты освоения: знать: теоретическую основу фитнес тренинга, методику проведения занятия с разнообразным фитнес инвентарем для детей разного возраста; технику безопасности при проведении занятий; закономерности физического развития ребенка; средства фитнеса для развития определенных физических качеств, средства фитнеса в укреплении основных мышечных групп.
Уметь: обучать комплексам танцевальной, атлетической и коррекционной направленности; уметь провести детский досуг средствами фитнеса, регулировать физическую и психоэмоциональную нагрузку в процессе занятий; реализовывать программы детского фитнеса по профилактике нарушений осанки, организовать дополнительные занятия по фитнесу.
Владеть: методикой повышения физической подготовленности детей на основе фитнеса; средствами фитнеса для развития физических качеств, средствами фитнеса для детей разного возраста; комплексами упражнений спортивной, рекреационной, оздоровительной направленности; средствами повышения эмоционального состояния детей. В таблице 1 продемонстрировано распределение часов дисциплины.
Таблица 1 - Содержание и объем часов «Детский фитнес» (72 часа)
Содержание (часов) 36 ч. практическая работа и 36 ч. самостоятельная
Практ. Самостоят.
Теоретическая основа детского фитнеса 6 8
Методика обучения гантельной и фитбол гимнастики, аэробики для детей разного возраста 12 8
Средства фитнеса для повышения физической подготовленности детей разного возраста 8 6
Методика аквафитнеса в летнем оздоровительном лагере 4 6
Фитнес с элементами единоборств, кроссфита (7-12 и 10-14 лет) 6 6
Всего 36 36
Рекреационные компетенции. Способность организовывать и вести рекреационную деятельность в организациях различного типа с учетом особенностей обучающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов (ПК-17). Способность формировать и поддерживать мотивацию у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности (ПК-16)
Особенности обучения для учителей ФК должны касаться методики аэробики для девочек 1-11 классов; комплексов с фитнес инвентарем, групповых фитнес программ с элементами единоборств, гантельной гимнастики, игр-эстафет, игр-конкурсов. Для профиля адаптивная ФК необходимо увеличить объем подготовки в организации и проведении физкультурных досугов, анимационных программ, средств ФК и активного отдыха для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Для профиля физкультурно-оздоровительные технологии особо обратить внимание на аквафитнес для детей и родителей 1-3 года, детские танцевальные программы, популярные фитнес-программы в условиях фит-нес центров, анимационные программы.
В завершении исследования, студенты ЭГ превосходят студентов КГ по всем критериям формирования рекреационных компетенций (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты педагогического эксперимента
Контрольные критерии КГ (X±g) 4 курс ЭГ (X±g) 4 курс
В начале В конце В начале В конце
1. Проведение части занятия для детей (балл) 6,2±2,0 7,1±0,8 6,0±0,6 7,6±0,6*
2. Знания техники безопасности проведения занятий ФК для организаций различного типа с учетом особенностей обучающихся (балл) 6,7±0,6 7,9±0,3* 7,0±0,4 8,6±0,5**
3. Коммуникативные и организаторские способности (балл) 6,8±0,5 8,0±1,4 6,4±0,5 8,5±0,6*
4. Составление положения о детском мероприятии (балл) 7,4±0,5 8,1±0,5 6,9±0,4 9,0±0,6**
* - P <0,05; ** - P <0,01.
ВЫВОДЫ
Интерес к детскому фитнесу в процессе изучения курса по выбору изменился от 4,3 балла до 9,0 баллов (ЭГ), наивысший интерес выявлен у девушек, планирующих профессиональную деятельность в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательной школе. Юноши проявили высокий интерес к практическим занятиям в условиях фитнес центров с детьми 7-12 и 10-14 лет с элементами атлетической гимнастики, единоборств, общей физической подготовки с фитнес инвентарем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клочко, Н.В. Детский фитнес в системе физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.В. Клочко, Т.Ю. Логвина // Здоровье для всех : материалы VII междунар. науч.-практ. конф. - Пинск, 2017. - С. 24-27.
2. Структура и содержание процесса физической подготовки студентов на основе кросс-фита / Д.А. Кокорев, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, И.М. Бодров // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 19-21.
3. Сайкина, Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях : монография / Е.Г. Сайкина. - Санкт-Петербург : [б.и.], 2012. - 301 с.
4. Рыбакова, Е.О. Совершенствование компетенций рекреационной направленности в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 4. - С. 77-84.
5. Рыбакова, Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 3. - С. 58-62.
6. Физическая культура: фитнес : учебное пособие / Т.Н. Шутова, Д.В. Выприков, О.В. Везеницын, И.М. Бодров, Г.С. Крылова, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров, О.В. Мамонова, Д.М. Гаджиев. -Москва : [б.и.], 2017. - 132с.
REFERENCES
1. Klochko, N.V. and Logvina, T. Yu. (2017), "Children's fitness in the system of physical education of children of preschool age", Materials of VII intern. scientific- pract. conf., Pinsk, pp. 24-27.
2. Kokorev, DA., Vezenitcyn, V.O., Veprikov, D.V. and Bodrov, I.M. (2017), "The structure and content of process of physical training of students on the basis of crossfit", Theory and practice ofphysical culture, No.9, pp.19-21.
3. Saykina, E.G. (2012), Fitness in physical education of children ofpreschool and school age in modern socio-cultural conditions: monograph, St. Petersburg.
4. Rybakova, E.O. and Shutova, T.N. (2016), "Improving the competence of recreational orientation in professional training of bachelors of physical culture", News of Tula state university. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 77-84.
5. Rybakova, E.O. and Shutova, T.N. (2015), "Improvement of professional education of students of physical culture University by means of fitness", News of Tula state University. Physical culture. Sport, No. 3, pp. 58-62.
6. Shutova, T.N., Veprikov, D.V., Vetericyn, O.V., Bodrov, I.M. Krylova, G.S., Kokorev, D.A., Burov, A.G., Mamonova, A.V. and Gadjiev, D.M. (2017), Physical culture Fitness: study guide, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.01.2019
УДК 378.147
К ВОПРОСУ: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Андрей Сергеевич Королев, преподаватель, Татьяна Евгеньевна Мануковская, старший преподаватель, Надежда Николаевна Ткачева, старший преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ)
Аннотация
Представлен анализ деятельности учителя физической культуры и оценка уровня физической культуры учащихся общеобразовательных школ с целью выявления проблем качества преподавания предмета физическая культура в рамках реализации ФГОС. В процессе работы был выявлен ряд недостатков школьной системы физического воспитания в целом и отдельно предмета физическая культура.
Ключевые слова: ФГОС, школьная система, мотивация, здоровый образ жизни, самовоспитание, урок физической культуры, потребность, качество образования.
TO THE QUESTION: PROBLEMS OF MODERN LESSON OF PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF SECONDARY GENERAL EDUCATION
Andrey Sergeevich Korolev, the teacher, Tatyana Evgenievna Manukovskaya, the senior teacher, Nadezhda Nikolaevna Tkacheva, the senior teacher, Voronezh State Pedagogical University
Annotation
The analysis of the pedagogical activity of the teacher of physical culture and the assessment of the level of physical culture of students in general education schools were conducted in order to identify problems of the quality of education in physical education classes as part of the FGOS. In the process of work, the following results of the school system of physical education were identified.
Keywords: FGOS, school system, motivation, healthy lifestyle, self-education, physical education lesson, need, quality of education.
ВВЕДЕНИЕ
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в системе среднего общего образования требует от педагогов поиска новых, нестандартных подходов к проведению урока, к планированию учебного материала и самостоятельной работы учащихся, а от администрации школы - к организации учебно-воспитательного процесса, контролю качества образования. Возникшие проблемы в реализации ФГОС не обошли стороной и деятельность учителей Воронежской области по дисциплине «Физическая культура». Малоизученные результаты влияния на качество образования от внедрения ФГОС в систему среднего общего образования, а также недостаточные исследования в области решения возникающих проблем с реализацией ФГОС и поиск средств, методов, форм и технологий в успешном выполнении требований ФГОС и обусловливает актуальность такого рода исследований.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На современном этапе развития образования преподавание предмета «Физическая культура» вызывает много вопросов. Обостряют ситуацию содержание не так давно