Научная статья на тему 'Базовые элементы системы управления интеллектуальными активами предприятия'

Базовые элементы системы управления интеллектуальными активами предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые элементы системы управления интеллектуальными активами предприятия»

Базовые элементы системы управления интеллектуальными активами предприятия

Х.А. Мамаджанов

главный научный сотрудник Института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса, доктор технических наук А.П. Фильков

экономист Управления проектного финансирования ЗАО «Федеральный промышленный банк», аспирант Международной академии оценки и консалтинга А.А. Кореневский

финансовый менеджер торговой компании ООО «Аурум», аспирант Международной академии оценки и консалтинга

В современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что компании, ориентированные на увеличение своей стоимости, должны осуществлять корректировку текущей деятельности с учетом требований окружающей действительности [1]. При этом в качестве эффективного инструмента можно использовать интеллектуальные активы. В последнее время их применение становится все актуальнее, поскольку интеллектуальные ресурсы не только неисчерпаемы, но и быстро наращиваются при умелом с ними обращении [2].

Один из ведущих специалистов России в области управления интеллектуальной собственностью Б.Б. Леонтьев отмечает, что сегодня удельный вес нематериальных активов только по всем хозяйствующим субъектам в среднем составляет от 10 до 12 процентов от общего объема всех активов, а на промышленных предприятиях и того больше -25-30 процентов [2]. В то же время, как показывает результат анализа деятельности зарубежных высокотехнологичных компаний, стоимость интеллектуальных активов в составе их имущественного комплекса может составлять 80 процентов и выше. «Крупное обследование, проведенное в США в 2002 году Congerence Board и Pricewater House-Coopers и охватившее 158 корпораций, выявило, что 80 процентов компаний ввели систему управления знаниями, 25 процентов компаний имеют должность главного менеджера по управ-

лению знаниями, 53 процента компаний -специальные службы для этого, 46 процентов компаний - специальный бюджет, 6 процентов применяют общекорпоративные программы, а 60 процентов собираются сделать это в ближайшее время» [3]. На этой почве и зарождается потребность в рациональном использовании этих активов, так как все интеллектуальные ресурсы, находящиеся у предприятия, должны давать максимальный эффект в реализации стратегии капитализации бизнеса путем построения системы управления интеллектуальными активами (УИА).

По мнению Б.Б. Леонтьева, к наиболее важным функциям УИА следует отнести следующие:

• экономическое управление капиталом с целью устойчивого извлечения сверхприбылей и наращивания его стоимости;

• обеспечение технологического превосходства над конкурентами;

• обеспечение высокой и стабильной правовой защищенности бизнеса;

• формирование новой корпоративной культуры с целью обеспечения быстрой об-новляемости высококачественных товаров и услуг;

• индивидуализацию бизнеса на основе брэнд-стратегии;

• насыщение товара особыми потребительскими свойствами.

Увеличение стоимости компании как основная цель достигается благодаря разра-

ботке и проведению на предприятии таких управленческих стратегий, как маркетинговая, инновационная, финансовая, производственная и другие. Важнейшую часть в этом комплексе составляет стратегия УИА. На скорость и качество их реализации с различной степенью влияния оказывают воздействие внешние факторы. К ним, в частности, можно отнести емкость рынка, конкурентную среду, существующую экономико-правовую и социально-политическую ситуацию в регионах и государстве в целом, а также перспективу их развития и т. п.

В российском бизнесе организация системы УИА на уровне предприятий находится только на начальной стадии своего становления. Формирование такой системы начинается с реализации базовых элементов. К таким элементам в первую очередь следует отнести обеспечение правовой охраны, то есть патентование и(или) регистрацию прав на новейшие разработки.

Следует отметить, что в последнее время наблюдается позитивная тенденция роста подачи заявок на выдачу патентов на объек-

ты промышленной собственности. Подтверждением тому является динамика подачи заявок и выдачи патентов на изобретение, которая свидетельствует об усилении изобретательской активности (табл. 1). Показатели количества выданных патентов несколько ниже, чем поданых заявок. Это объясняется в том числе и тем, что в процессе гармонизации национального законодательства Российской Федерации по интеллектуальной собственности предъявляются более высокие требования международных соглашений (в первую очередь соглашения ТРИПС Всемирной торговой организации) к процедуре патентной экспертизы [4].

Наибольшая активность в области передачи инновационных нововведений, запатентованных в России, проявляется в таких отраслях, как нефтегазодобывающая промышленность, энергетика и электротехника, медицина, электроника, вычислительная техника и приборостроение. Такие же уверенные темпы развития набирают сельское хозяйство, геология и полиграфия, которые отражены в строке «Прочие» таблицы 2.

Таблица 1

Динамика подачи заявок и выдачи патентов на изобретение

Показатели 1998 1999 2000 2001 2002

Подано заявок в Российское агентство по патентам и товарным знакам: 21 362 24 659 28 688 29 989 29 225

российскими заявителями 16 454 19 900 23 377 24 777 23 712

иностранными заявителями 4 908 4 759 5 311 5 212 5 513

Выдано патентов: 23 315 19 508 17 592 16 292 18 114

российским заявителям 19215 15 362 14 444 13 779 15 140

иностранным заявителям 4 100 4 146 3148 2 513 2 974

Таблица 2

Доля лицензионных договоров по передаче запатентованных технологий

Область техники Доля, %

1998 1999 2000 2001 2002

Нефтегазодобывающая промышленность 2,7 6,5 10,6 6,5 4,6

Энергетика, электротехника 5,1 4,4 7,1 5,8 7,1

Медицина 10,6 14,2 12,5 14,2 14,4

Электроника, вычислительная техника, приборостроение 5,4 6,6 3,7 5,1 7,3

Легкая, пищевая промышленность 13,5 17,2 15,3 13,3 13,3

Металлургия 5,1 6,0 4,0 3,1 4,3

Машиностроение, станкостроение, производство инструмента 23,7 12,5 16,3 15,4 16,1

Химия, нефтехимия 13,6 14,1 9,6 13,4 9,0

Строительство, строительные материалы 7,2 4,7 4,2 5,7 4,1

Прочие 13,1 13,8 16,7 17,5 19,8

В 2002 году общее количество использованных на лицензионной основе охраняемых объектов промышленной собственности увеличилось на 0,3 процента и составило 2 146, в том числе 1 693 патента на изобретение, 146 патентов на промышленные образцы и 307 свидетельств на полезные модели. Более 25 процентов объектов промышленной собственности переданы по лицензии многократно, то есть являлись предметом нескольких договоров.

Анализ и тенденции развития торговли лицензиями подтверждают, что в российском бизнесе наступает момент, когда интеллектуальный актив при эффективной организации и управлении им становится универсальным источником увеличения доходов и стоимости компании. В связи с этим активно развивающиеся высокотехнологичные компании при выработке своих стратегий уделяют особое внимание вопросам УИА.

Стратегия УИА имеет свойство как выделяться в отдельное направление, так и быть частью любой из управленческих стратегий. В частности, реализация маркетинговой стратегии в целях расширения влияния на определенный сегмент рынка осуществляется с помощью активной рекламной компании путем позиционирования предприятия через фирменное наименование, товарные знаки и другие средства индивидуализации.

Одной из задач реализации финансовой стратегии является оптимизация налогооб-

ложения. Здесь интеллектуальная собственность (ИС) может сыграть существенную роль, так как при постановке ее на бухгалтерский учет в виде нематериальных активов предприятие увеличивает свою балансовую стоимость и формирует амортизационный фонд для накопления капитала с целью реализации в дальнейшем новых инновационных нововведений. Исключение с 1 января 2004 года из налогооблагаемой базы по налогу на имущество нематериальных активов создает еще более благоприятное условие для наращивания капитала предприятия через его интеллектуальные активы [5].

Как показывают результаты наших исследований, для увеличения стоимости компании одного только предоставления патентования, различных лицензионных операций и ведения бухгалтерского учета, не достаточно. Это всего лишь базовый этап закрепления прав предприятия на результаты научно-технической деятельности. А умело и эффективно капитализировать эти результаты - задача весьма важная, сложная и специфичная.

Эффективное УИА достигается путем проведения комплекса мероприятий с интеллектуальными активами предприятия (рис. 1).

Формирование системы УИА на предприятии осуществляется последовательно, по этапам, выраженным в виде моделей управления, имеющих определенные функции

Правовая охрана (регистрация прав)

Идентификация

Инвентаризация

Использование

Стоимостная оценка

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Статистический учет

Страхование

\ Т Т /

Важнейшие операции управления интеллектуальными активами

Защита

/ __________I

Аудит

Лицензирование

Международные

отношения

Сертификация

Франчайзинг

Коммерциализация

Рис. 1. Комплекс операций УИА на уровне предприятий

для решения конкретных задач. Рассмотрим первый (базовый) этап - вовлечение ИС в хозяйственный оборот (рис. 2).

Все мероприятия, проходящие в рамках этой системы, необходимы для создания условий для дальнейшего эффективного использования интеллектуальных активов.

На этапе правовой охраны (регистрации прав) осуществляется закрепление исключительных прав предприятия на интеллектуальные активы путем подачи заявки и получения охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Только при наличии патента или иного охранного документа, выданного федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с законами Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности, можно иметь определенные гарантии защиты бизнеса от недобросовестной конкуренции и посягательств на собственность предприятия.

Как показывают результаты наших исследований материалов приватизации и акционирования предприятий, функции отделов ИС многих предприятий ограничиваются подачей заявки и получением патентов на свои разработки. Лишь отдельные предприятия учитывают на балансе свои патенты в качестве нематериальных активов. В то же время бизнес этих предприятий, как было отмечено ранее, основан на технологических разработках, маркетинговых исследованиях, активной рекламной компании через свои фирменные наименования и товарные знаки, а их роль в стоимости компании не замечается или сведена к минимуму. Причиной тому является отсутствие систематической работы с этими специфичными активами.

Поскольку предприятия, формируя стратегию своего развития, делают акцент на эффективном управлении своими интеллектуальными активами, то следует их выявлять, оценивать и включать в состав имущества и, следовательно, учитывать в собственном капитале предприятия. Это достигается путем проведения идентификации.

Процедура идентификации объектов интеллектуальной собственности (ОИС) предполагает решение таких задач, как:

• выявление (обследование и установление наличия) ОИС, используемых предприятием;

• классификация выявленных ОИС по группам, областям использования, видам материального носителя в соответствии с общепринятой классификацией и др.;

• правовая экспертиза (выявление документов, устанавливающих правомочность владения и(или) использования ОИС, подтверждение правомочного владения имущественными правами);

• определение формальных признаков ОИС;

• выявление источников поступления ОИС;

• выявление условий поступления (приобретения) ОИС;

• идентификация и анализ источников получения доходов (преимуществ) от использования ОИС;

• оформление формуляра на ОИС;

• ведение единого реестра ОИС.

Решение описанных задач позволяет

реализовать мероприятия по признанию ИС как нематериального актива предприятия с целью последующего учета и правомерного использования в хозяйственном обороте, то есть перейти к этапу инвентаризации.

Проведение инвентаризации преследует следующие цели:

• поиск и проверка комплектности (полноты) документов, подтверждающих права предприятия на использование ОИС;

• проверка правильности и своевременности отражения ОИС на балансе предприятия;

• определение места хранения и использования ОИС;

• определение затрат, произведенных на приобретение ОИС и доведение его до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях;

• выявление первоначальной стоимости, степени износа и остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета;

• документирование итогов инвентаризации;

• рекомендации по учету итогов инвентаризации.

Правовая

охрана (регистрация прав) Идентификация Инвентаризация Оценка Использование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Базовый этап организации системы УИА на уровне предприятия

Результаты инвентаризации позволяют определить стоимостные показатели интеллектуальных активов в зависимости от целей их использования. Такими целями могут быть:

• купля-продажа;

• обеспечение залога при кредитовании;

• страхование;

• бухгалтерский учет;

• слияние предприятий (консолидация имущества);

• раздел собственности;

• обоснование целесообразности осуществления инвестиционных проектов;

• внесение в уставный капитал в виде вкладов учредителей;

• прекращение хозяйственной деятельности (ликвидация предприятия);

• судопроизводство;

• банкротство, конфискация имущества и другие.

Реализация указанных этапов УИА обеспечивает законность в целом, юридическую правомерность и осуществимость, с финансовой точки зрения, введения в хозяйственный оборот ИС, включая документальное фиксирование такого вовлечения ИС в оборот.

В заключение подчеркнем, что интеллектуальные активы следует рассматривать как универсальный ресурс увеличения доходов и стоимости предприятия. Благодаря неоднок-

ратной покупке и продаже, внесению в уставный капитал при создании новой компании или слиянии уже существующих, использованию как инструмента контроля управляющей компании за своими дочерними подразделениями можно повлиять на инвестиционную привлекательность предприятия, выставлять его в качестве гаранта инвестиций, увеличивать денежный поток и т. д.

В условиях жесткой конкуренции только уникальный характер интеллектуальных активов предприятия и умелое управление ими могут обеспечить в долгосрочной перспективе получение стабильных доходов на рынке.

Литература

1. Щербакова О.Н. Современные технологии оценки, используемые в рамках управления стоимостью компании. www.iteam.ru/pubMcations/strategy/sec-йоп_20/агйс1е_1175/

2. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Акционер, 2002.

3. Мильнер Б.З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2003.

4. Федеральный институт промышленной собственности. www.fips.ru

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2 глава 30). Правовая база «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.