6. Паршков Г.В. Строительная деятельность воспитанников архитектурного класса Российской Академии художеств на Алтае в конце
XVIII - первой половины XIX века / Г.В. Паршков, А.Г. Степанская // Культурное наследие Сибири: сб. науч. трудов / под ред.
Т.М. Степанской. - Барнаул, 2011. - Вып. 12.
7. Черняева, И.В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX - XXI веков. - Барнаул, 2013.
8. Степанская, Т.М. Традиции российской науки // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1(44).
Bibliography
1. Stepanskaya, T.M. Kuljtovoe zodchestvo Altaya (XVIII- nachalo KhKh v.). - Barnaul, 2013.
2. Stepanskaya, T.M. Khudozhestvennoe nasledie Altaya i sopredeljnihkh territoriyj (Kazakhstan, Mongoliya, Kitayj) v kontekste problemih
preemstvennosti pokoleniyj. - Barnaul, 2013.
3. Stepanskaya, T.M. Arkhitektura Altaya XVIII - XX vv. - Barnaul, 2006.
4. Stepanskaya T.M. Osobennosti khudozhestvennogo prostranstva G.I. Choros-Gurkina // Kuljturnoe nasledie Sibiri: sb. nauch. trudov / pod
red. T.M. Stepanskoyj. - Barnaul, 2010. - Vihp. 11.
5. Nekhvyadovich L.I. Ehtnoiskusstvoznanie kak mezhdisciplinarnoe nauchnoe napravlenie // Kuljturnoe nasledie Sibiri: sb. nauch. trudov / pod
red. T.M. Stepanskoyj. - Barnaul, 2010. - Vihp. 11.
6. Parshkov G.V. Stroiteljnaya deyateljnostj vospitannikov arkhitekturnogo klassa Rossiyjskoyj Akademii khudozhestv na Altae v konce XVIII -
pervoyj polovinih XIX veka / G.V. Parshkov, A.G. Stepanskaya // Kuljturnoe nasledie Sibiri: sb. nauch. trudov / pod red. T.M. Stepanskoyj. -
Barnaul, 2011. - Vihp. 12.
7. Chernyaeva, I.V. Khudozhestvennihe galerei Zapadnoyj Sibiri na rubezhe XX - XXI vekov. - Barnaul, 2013.
8. Stepanskaya, T.M. Tradicii rossiyjskoyj nauki // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1(44).
Статья поступила в редакцию 20.03.14
УДК 7.07-05
Bibikova A.V. THE BASIC TRAITS OF PERSONALITY AND THE MECHANISM OF SELF-REALIZATION AS A BASIS FOR UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF LEADERSHIP IN CREATIVE (PERFORMING) GROUPS.
This article presents a set of basic personality traits of a leader in creative (performing) groups, differentiated according to their type. In this paper the author uses the methodology developed in the framework of the quantitative content analysis. The purpose of the article is to give the characteristic of the concept of understanding of leadership phenomenon in the creative (performing) teams as a result of the inclusion of the mechanism of self-realization in the light of the views of A. Maslow. The author makes a conclusion about direct linking between the presence of basic personality traits and capabilities of its self-actualization.
Key words: leader, leadership phenomenon, self-realization, creative group, basic sets of traits, personal documents, content analysis.
А.В. Бибикова, аспирант каф. театрального искусства «Академии переподготовки работников
искусства, культуры и туризма», г. Москва, Е-mail: aannette@inbox.ru
БАЗОВЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ПОНИМАНИЯ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В ТВОРЧЕСКИХ [ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ] КОЛЛЕКТИВАХ
Представлен набор базовых черт личности лидера творческого (исполнительского) коллектива, дифференцированный в зависимости от вида возглавляемого им коллектива. В работе применена методика, разработанная в рамках количественного контент-анализа. Цель статьи - характеристика концепции понимания феномена лидерства в творческих (исполнительских) коллективах как результата включения механизма самореализации в свете взглядов А. Маслоу. Делается вывод о прямой зависимости между наличием базовых черт личности и возможностями её самоактуализации.
Ключевые слова: лидер, феномен лидерства, самоактуализация, творческий коллектив, базовый набор черт, личные документы, контент-анализ.
Одни и те же социально-психологические закономерности могут по-разному преломляться в коллективах различных видов деятельности. Это касается и достаточно разработанной в социологии категории лидерства. Категория «лидер» и феномен «лидерства» неоднозначны, зачастую строго неопределимы и для того, чтобы можно было ими оперировать, необходимо однозначное понимание, что в данном конкретном случае имеется в виду под «лидерством». В самом общем виде под «лидерством» понимаются «отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе отношений <...> в группе» [1, с. 212]. Ряд исследователей, характеризуя лидерство как социальный феномен, рекомендуют не смешивать его с руководством, которое, по их мнению, отличается применением специфических форм воздействия, в том числе экономических, организационных, административных [2, с. 532]. В то же время лидерство в чистом виде зиждется на «личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе» [2].
Однако существует ряд групп высшего развития, получивших в отечественной социальной психологии наименование «коллективов». Под коллективом современными социологами пони-
мается группа, объединённая задачами и целями, разделяемыми всеми её членами. Важнейшую роль в деятельности коллектива играет цель, ради которой он был создан и функционирует. Актуальность исследования, направленного на понимание того, какой тип личности встаёт во главе творческого коллектива, объясняется тем обстоятельством, что деятельность такого лидера (режиссёра, дирижёра) незаменима в творческом процессе и наиболее заметна на сломе эпох, когда привычные нравственные, художественные, этические и эстетические принципы в той или иной степени утрачивают своё значение, вытесня-ясь новыми нормами и установками. Именно творческие (исполнительские) коллективы транслируют значительную часть ценностей мировой культуры, и результаты их деятельности играют исключительную роль в становлении мышления, духовно-нравственного облика человека, имеют первостепенное значение для интеграции личности в современное общество, в процессе социокультурной адаптации. Таким образом, основной задачей данной работы является выяснение тех особых качеств, базовых черт личности индивида, которые определяют его возможность возглавлять творческий (исполнительский) коллектив.
Творческие коллективы отличаются от прочих предметом своей деятельности. Из коллективов такого рода наиболее изучены научные группы, в то время как исполнительские (музыкальные и театрально-драматические) практически не попадали в поле зрения социологов.
Исполнительский коллектив, возглавляемый лидером, реализует его «творческие идеи» и «творческую мысль». Кроме того, лидер контролирует уровень мастерства каждого из его членов. Чем выше его авторитет, тем эффективнее действие всего коллектива. Одновременно лидер и коллектив отражают не только внутренние взаимоотношения, но и взаимоотношения в обществе, поскольку строят свои отношения так, как принято традицией и социальными нормами.
Осознаваемая лидером цель определяет коллективные цели, интересы, идеалы. В этом случае возникает необходимость в наделении его административными функциями для наиболее эффективного достижения желаемых результатов. Тем более, что зачастую именно лидер организует свою творческую группу или, придя в уже существующую, реформирует ее согласно своим взглядам и ценностным представлениям.
Существуют несколько теоретических подходов, объясняющих генезис лидерства: «теория черт», «ситуационная теория лидерства», «системная теория лидерства» [3, с. 220221]. В данном исследовании предпринята проверка положений «теории черт» применительно к феномену лидерства в творческих (исполнительских) коллективах. В «теории черт» феномен лидерства объясняется наличием определённых личностных качеств (совокупностью психологических черт) человека. По результатам исследования лидеров коллективов различного уровня и видов деятельности был составлен перечень данных черт [3, с. 220]. Такого же рода перечень можно встретить в исследованиях американских психологов Раймонда Кэттелла и Гордона Олпорта.
Наряду с этим современный американский психолог Ральф Стогдилл, сравнивая между собой более 120 аналогичных исследований, пришел к выводу об отсутствии серьезных научных данных по поводу личностных особенностей лидера: «Нет оснований считать, что лидерами становятся люди, обладающие какими-то особенными чертами характера или специфической конфигурацией этих черт» [4, с. 36]. Таким образом, ряд исследователей разделяет взгляды Стогдилла, другие придерживаются ровно противоположных, настаивая на истинности «теории черт».
«Теория черт» имеет своих сторонников, свою систему доказательств неоспоримости, и поныне дополняется и уточняется. Не случайно отдельные рекомендации сторонников теории позднее легли в основу процедур отбора кандидатов на руководящие должности. И, хотя Р. Стогдилл заключил, что не существует связи между наличием определенных качеств и тем, какое место занимает конкретный человек в коллективе, можно сделать заключение, что связь между лидерскими чертами и положением человека в группе, несомненно, существует, но она не прямая. Отечественные исследователи академики А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский пришли к выводу, что «если дифференцировать группы по видам деятельности и по уровню группового развития <...> то, может быть, удастся для каждого конкретного вида групп выделить некоторый набор личностных характеристик, которые могут выступать как «качества», присущие лидеру подобной группы» [4, с. 288].
Кроме объективных причин трансформации личности в лидера, существуют и субъективные причины. Лидер как личность и феномен лидерства как процесс в творческих (исполнительских) коллективах существенно отличаются от лидерства и лидеров в коллективах, занятых иными видами деятельности, именно потому, что лидер или создаёт коллектив, или пересоздаёт его для реализации своих идей. «Существует, - говорил Вильгельм Райх, - обязанность высказаться, с которой не могут сравниться никакие другие из многих высоких обязанностей» [6, с. 72]. Речь, разумеется, идёт о художественном, сценическом или музыкальном «высказывании». В данном случае идёт включение механизма самомотивации, что в свою очередь определяет наличие некоторых специфических черт личности лидера творческого (исполнительского) коллектива. Художник, став лидером, может «высказаться» лишь опираясь на созданную творческую группу. Ведь исполнительское искусство - это попытка выразить себя, свою особость через других (членов творческого коллектива) и другое (музыкальный или драматургический текст).
Бульшая часть деятельности лидера творческого коллектива не улавливается методиками, предлагаемыми социальными психологами. Одарённость, законы её функционирования и проявления не поддаются прямому наблюдению и анализу. Однако многие невидимые стороны творческой личности могут быть познаны через теоретические труды и практические рекомендации самих лидеров творческих коллективов.
Некоторые исследователи отказывают самонаблюдениям лидеров в пригодности для научной практики, поскольку «их высказывания фигурировали, как правило, в жанрах достаточно далёких от научно-теоретического и методологического исследования» [7, с. 3]. Игнорируя зафиксированные самими художниками наблюдения, мы, тем самым, исключаем из исследовательского оборота уникальную информацию, которой более нигде не существует. Такого рода работы в социологии относят к неофициальным (личным) документам. В них мы видим фактическую картину взаимодействия лидера и его творческого коллектива, изложенную от «первого лица», и находим реальные лидерские черты, необходимые в деятельности с творческой группой.
Для получения необходимой информации были проанализированы труды К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, Г. Крэга, В.Э. Мейерхольда, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, Б.Е.Заха-вы, А.А. Гончарова, Н.П. Акимова, Г.А. Товстоногова, О.Н. Ефремова, В. Фуртвенглера, Ш.Я. Мюнша, Б.Э. Хайкина, А.М. Пазовс-кого, Л.М. Гинзбурга, Е.Ф. Светланова, Б.Я. Тилеса, Я. Латам-Кёнига, Г.М. Козинцева, А.А. Тарковского, Р Клера, С.А. Герасимова, Е.А. Татарского, Ю.Б. Норштейна, Ф. Трюффо, М.И. Ромма, Ф. Феллини, С.М. Эйзенштейна и других художников, оставивших значительный след в исполнительском искусстве.
Самонаблюдения лидеров, зафиксированные в личных документах, позволили решить поставленную задачу: во-первых, определить фактическое наличие базовых лидерских черт личности, возглавляющей творческий (исполнительский) коллектив, во-вторых, определить их набор для лидера соответствующей творческой (исполнительской) группы. Для соблюдения требований валидности были применены процедуры контент-анализа: определялся список документов для сбора исходной информации, изучалось, насколько часто упоминается исследуемый признак в тексте. Из общего массива анализируемого материала были выбраны данные, необходимые для исследования базовых черт лидера творческого (исполнительского) коллектива. Исследуемое содержание анализируемых текстов надёжно фиксирует изучаемые характеристики и их частоту.
Необходимо осознавать, что влияние базовых черт на поведение личности зависит от конкретной ситуации, которая и выстраивает частоту проявления той или иной черты. Различаются общие черты личности, которые могут встречаться у многих людей, и индивидуальные, присущие только данному человеку. И те и другие поддаются изучению на основе различных методик, позволяющих выявить постоянство и регулярность их проявления.
Затем дифференцировано, в зависимости от вида творческого коллектива, были определены базовые черты лидеров конкретных творческих (исполнительских) коллективов: музыкальных и драматических.
Базовые черты личности, в зависимости от того, как они воздействуют на личность, рассматривались в соответствии с классификацией Г. Оллпорта как «кардинальные, центральные и вторичные» [8, с. 269]. Под кардинальными понимаются черты, доминирующие, господствующие в структуре личности. Полученная в ходе анализа информация позволила не только перечислить основные лидерские качества, но и ранжировать их. Так, для дирижёра инструментального (симфонического) коллектива кардинальными оказываются «ощущение оркестра как своего инструмента», «дар внушения», «умение мыслить многоголосно», «воля и творческая устремлённость в работе». Центральными считаются черты, воздействующие на многие поступки личности, в данном случае «чувство формы», «талант организатора, педагога» и т.д. Под вторичными понимаются такие черты, которые постоянно присутствуют в структуре личности, но оказывают на неё влияние эпизодически.
Иные базовые черты обнаруживаются в структуре личности лидеров театральных коллективов. Здесь большее значение имеет самомотивация (необходимость художественного высказывания), креативность, педагогические способности, волю и упорство на пути к поставленной цели.
Рассмотренные базовые черты лидера творческого (исполнительского) коллектива присутствуют в личности в виде врожденных потенций, актуализирующихся под влиянием специфических условий деятельности. Но в конечном счёте направленность деятельности определяют кардинальные черты личности.
Установка на реализацию своих способностей и раскрытие творческого потенциала - одна из основ человеческого поведения. Однако наличие тех или иных черт вовсе не гарантирует утверждения статуса лидера. Для того чтобы человек стал лидером, необходима дополнительная мощная самомотивация. Особенно важно это в сфере искусства, в которой особую роль играет личностный фактор: «Произведение искусства незаменимо, как и создавшая его личность, и эта незаменимость и есть главный признак искусства» [9, с. 231]. Здесь под «произведением искусства» понимаются не только произведения, созданные индивидуально, но и те, что возникают в коллективном исполнении. А это, в свою очередь, сплочения исполнительского коллектива на основе предлагаемой лидером интерпретации музыкального или драматического произведения. Таким образом, изучение мотиваций вкупе с анализом «теории черт» позволяет определить причины, по которым конкретная личность становится лидером творческого (исполнительского) коллектива.
Один из виднейших учёных двадцатого века, основоположник гуманистической психологии Абрахам Маслоу, проанализировал биографии и характеристики личностей, известных своими бесспорными творческими успехами. На основе проведённого анализа он составил перечень специфических свойств творческой личности:
- способность эффективно воспринимать реальность и устойчивость по отношению к неопределённости;
- принятие себя и других такими, какими они являются;
- спонтанность в мыслях и поведении;
- сосредоточенность на решаемой проблеме, а не на себе;
- хорошо развитое чувство юмора;
- высокая креативность (творческость);
- озабоченность проблемами человечества;
- склонность устанавливать глубокие межличностные отношения с несколькими, а не со многими людьми;
- способность смотреть на жизнь объективно [2, с. 353].
Нельзя не обратить внимание на явное совпадение перечня свойств «самоактуализирующейся творческой личности», найденных А. Маслоу, и базовых черт лидеров творческих кол-
Библиографический список
лективов. Это совпадение не случайно. С одной стороны, совпадает исследуемый объект, с другой - идея о том, что личность не может самоактуализироваться вне творческого процесса: «Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне их самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы, и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд - радости». <...> Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» ценностями, т. е. поиску предельных ценностей» [10, с. 50-51].
Цели, которые ставит себе лидер творческого (исполнительского) коллектива, полностью раскрывают его интеллектуальные и психологические черты. Они заметны не только в его непосредственной деятельности, но и в теоретических и практических разработках. Таким образом, практика коллективного исполнительского искусства подтверждает основные положения «теории черт». Сравнивая исследования А. Маслоу с результатами исследований, полученными в данной работе, можно заметить глубинное сходство, объясняемое реальностью изучаемого феномена, фактическим наличием определённого круга базовых лидерских черт в личности лидера творческого (исполнительского) коллектива, которые активизируются при включении механизма самоактуализации.
Результаты исследования позволяют сделать соответствующие выводы:
1. В личности лидеров творческих (исполнительских) коллективов существует набор базовых лидерских черт, варьирующихся в зависимости от того, в каком виде творчества специализируется данная личность.
2. Анализ личных документов лидеров творческих (исполнительских) коллективов подтверждает объективность «теории черт» и позволяет конкретизировать сами эти черты.
3. Подтверждена применимость теории иерархии потребностей (мотивов) А. Маслоу для объяснения феномена лидерства в творческих (исполнительских) коллективах.
4. Обнаружено совпадение теории черт и теории иерархии потребностей, что подтверждает их истинность, поскольку разными методами, исходя из неодинаковых предпосылок, были получены валидные результаты.
1. Психологический словарь. - Ростов-на Дону, 2003.
2. Современная психология. - М., 1999.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М., 2001.
4. Жеребова, Н.С. Лидерство в малых группах, как объект социально-психологического исследования // Психология и психоанализ влас-
ти. - Самара, 1999.
5. Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону, 1996. - Т. 2.
6. Райх, В. Психология масс и фашизм. - М., 1997.
7. Буянова, Н.Б. Проблема лидерства в художественно-творческом коллективе: структура, мотивация, направленность (Психолого-педа-гогические аспекты). - М., 2011.
8. Теория личности: познание человека. - СПб., 2003.
9. Конт-Спервиль, А. Философский словарь. - М., 2012.
10. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. - М., 1999.
Bibliography
1. Psikhologicheskiyj slovarj. - Rostov-na Donu, 2003.
2. Sovremennaya psikhologiya. - M., 1999.
3. Andreeva, G.M. Socialjnaya psikhologiya. - M., 2001.
4. Zherebova, N.S. Liderstvo v malihkh gruppakh, kak objhekt socialjno-psikhologicheskogo issledovaniya // Psikhologiya i psikhoanaliz vlasti. -Samara, 1999.
5. Petrovskiyj, A.V. Istoriya i teoriya psikhologii / A.V. Petrovskiyj, M.G. Yaroshevskiyj. - Rostov-na-Donu, 1996. - T. 2.
6. Rayjkh, V. Psikhologiya mass i fashizm. - M., 1997.
7. Buyanova, N.B. Problema liderstva v khudozhestvenno-tvorcheskom kollektive: struktura, motivaciya, napravlennostj (Psikhologo-pedagogicheskie aspektih). - M., 2011.
8. Teoriya lichnosti: poznanie cheloveka. - SPb., 2003.
9. Kont-Spervilj, A. Filosofskiyj slovarj. - M., 2012.
10. Maslou, A. Novihe rubezhi chelovecheskoyj prirodih. - M., 1999.
Статья поступила в редакцию 18.03.14
З19