путешествие в воображаемое, идеальное - это некое начало, желаемое, от которого выстраиваются проекции будущего.
Другим важным компонентов воспроизводства этнического капитала выступают религиозные традиции. Православие по единодушным оценкам русских и хакасских экспертов является сегодня зоной контакта в межэтнических отношениях русских и хакасов. Массовое представление о том, что хакас — это обязательно шаманист, а русский — обязательно православный, уходит в прошлое. Такая оппозиция была актуальна для XIX века, когда православие маркировалось как «русская» вера. Многие хакасы в настоящее время считают себя православными, а православную религию полагают традиционной религией своего народа. Православие стало частью традиционных религиозных представлений хакасов. В то же время для значительной части хакасов православие представляет собой не только зону контакта, но и этническую границу. Среди них немало тех, кто ориентирован на восстановление традиционных, дохристианских верований хакасов.
Русские также участвуют в культовых дохристианских практиках наряду с хакасами. Многие из них оказываются способными «видеть» иную реальность. На символической карте региона появились так называемые «места силы»: пос. Казановка, Большой Салбыкский курган. Они имеют особый сакральный статус не только для хакасов.
Особой сакрализации подвергаются памятники историко-культурного наследия: древние курганные могильники (особенно тагарские), писаницы, менгиры и стелы окуневской культуры. Последние становятся объектом почитания ввиду их высокой художественной ценности.
Наконец, одним из самых значимых ресурсов воспроизводства этнического капитала остаются наука и высшее образование. Научный авторитет уроженцев края Н.Ф. Катанова и С.Д. Майнагашева, ученых с мировым именем, предопределил высокий престиж профессии исследователя в регионе, что помогло преодолеть спад престижности профессии ученого и преподавателя в постсоветский период.
Таким образом, сочетание традиционализма с ориентацией на динамический идеал, характерный для обществ инновационного типа, высокая оценка культурного наследия своей «малой родины» как части исторического наследия России, значимость культурного ландшафта для исторической памяти — все это в совокупности помогает понять значение этнического капитала для воспроизводства регионального сообщества Республики Хакасия и позитивной основы межэтнических отношений в регионе.
Информация об авторе:
Е.А. Ерохина, доктор философских наук, доцент. Information about the author:
E.A. Erokhina, Doctor of Philosophy, Associate Professor.
Научная статья УДК 94 (47)
doi 10.24412/cl-37216-2024-6-71 -75
База данных земских школ и учителей в Пермской губернии: от источников к
*
постановке новых исследовательских вопросов
Илиана Дамировна Исмакаева
Высшая школа экономики Пермский филиал, Пермь, Россия, [email protected]
* Публикация подготовлена в ходе проведения исследования (№23-00-030 «"Третий элемент" в Пермском земстве: социокультурный облик и деятельность (1870-1918 гг.)») в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)».
Аннотация. Статья посвящена вопросам проектирования базы данных земских школ и учителей в Пермской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. На основе материалов делопроизводства - описаний начальных народных училищ, сведений школьных переписей, списков земских учителей - выявлены основные сущности базы данных и их атрибуты, среди которых «Школы», «Учителя», «Школьные здания» и др. Отмечены возможности базы данных и обозначены исследовательские вопросы, на которые она может ответить.
Ключевые слова: Пермское земство, третий элемент, земские служащие, земские учителя, базы данных
Original article
Database of zemstvo schools and teachers in Perm province: from sources to the formulation
of new research questions
Iliana D. Ismakaeva
HSE University's Perm, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the issues of designing a database of zemstvo schools and teachers in the Perm province in the second half of the XIX - early XX centuries. The main entities of the database and their attributes are identified on the basis of records management materials -descriptions of primary public schools, information from school censuses, lists of zemstvo teachers. The article highlights the capabilities of the database and identifies research questions that it will be able to answer.
Keywords: Perm zemstvo, the third element, zemstvo employees, zemstvo teachers, databases
Исследователи активно применяют технологии баз данных для изучения земской истории, в том числе создания коллективных портретов ее ключевых деятелей: земских гласных - выборных членов губернских и уездных земских собраний, и земских служащих -«третьего элемента» - разночинной интеллигенции, служившей по найму в земских учреждениях [Корниенко, Гагарина, Поврозник, 2021, с. 168-172; Куликова, 2020, с.109 и др.]. В большей степени подобные исследования направлены на изучение социокультурных характеристик гласных земских собраний. Это объясняется тем, что по земским гласным сохранились источники и достаточно подробная информация, а о некоторых категориях земских служащих мы можем вообще не иметь информации, особенно за первые десятилетия земской деятельности. В последнее время мы можем встретить базы данных, содержащие сведения и о земских служащих, а также их отдельных категориях, например, о земских врачах [Черноухов, 2020, с. 193; Кириллова, 2023, с. 276]. Активную работу в этой области ведет и коллектив научно-учебной группы «Земское самоуправление в России как фактор социокультурной трансформации (II половина XIX - начало XX веков)» НИУ ВШЭ -Пермь [Научно-учебная группа ... ]. Она реализует проект по изучению земских служащих, на текущий момент коллективом собрана информация о более 1000 земских служащих Пермской губернии - врачах, статистиках, библиотекарях и др. категориях земских служащих [Информационная система «Земское ... ].
Одна из наиболее крупнейших по численности категорий земских служащих - земские учителя - в данном аспекте остается наименее разработанной. Создание базы данных земских учителей обладает своей спецификой, поскольку достаточно сложно найти полный перечень земских учителей, информация о них не была зафиксирована и при сборе сведений о земских служащих в начале 1902 года Хозяйственным департаментом Министерства внутренних дел [Пирумова, 1980, с. 110]. Тем не менее, автором предпринята попытка проектирования и реализации базы данных земских школ и учителей Пермской губернии.
Далее будут представлены основные источники, на основе которых разрабатывалась модель базы данных, а также ее возможности в изучении состава и деятельности земских учителей.
Сведения о земских школах в основном представлены в делопроизводственных источниках - различных докладах, отчетах, сведениях, актах, переписках и т.д. Одними из наиболее интересных источников для изучения состояния школ и состава учителей в Пермской губернии являются описания народного образования и начальных народных училищ в Пермской губернии или отдельных уездах в разные периоды деятельности земских учреждений (например, описание начальных народных училищ в уездах Екатеринбургском, Ирбитском и Шадринском Екатеринбургского района Пермской губернии 1878 года [Шишонко, 1878], материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии ... 1879 года [Шишонко, 1879], и др.). В зависимости от времени составления и автора они могут содержать следующее «описание» школы: наименование, дата открытия и перехода к земству, история школы и в целом образования в данном населенном пункте, географические сведения - где находится школа, из каких еще населенных пунктов обучаются в этой школе дети, какова удаленность этих населенных пунктов, информация о здании школы, наличие библиотеки, сведения о попечителе и учителях, как правило с указанием ФИО, должности (законоучитель, учитель/ница, помощник/ца), времени начала работы в этой школе, а также в целом начала преподавательской деятельности.
Отдельно необходимо отметить материалы школьных переписей, которые представляли собой «регистрацию данных о состоянии школьного дела, проводимую периодически по определенной программе в отдельных регионах и масштабах страны в целом» [Павлова, 2017, с. 115]. Последняя дореволюционная школьная перепись проводилась Министерством народного просвещения и прошла 18 января 1911 года [Однодневная перепись ..., 1916], программу переписи составляли следующие основные блоки (всего 9): общие сведения об училище (наименование, местонахождение, тип училища, время основания и др.), сведения об учителях и учащихся (число учителей по общеобразовательным и специальным предметам - пению, рукоделию и т.д.), сведения об учебном годе и дне (когда началось и завершилось обучение в предыдущем учебном году, количество учебных дней и т.д.), сведения об училищном здании, учебных и образовательных средствах и пособиях (в том числе наличие библиотеки и книг). В отдельном листе подавались сведения об учителях - ФИО, возраст, сословие или звание, семейное положение, образование (в каком именно учебном заведении и в котором году окончил курсы), опыт работы (сколько лет учительствует вообще, в этом училище), оклад и др. вопросы [Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 188. Д. 68. Л. 1-5].
Сведения об учителях представлены также в списках лиц, служащих при земстве. Как правило, они содержат следующую информацию: наименование школы, ФИО учителя, звание или чин, возраст, образование, должность, содержание, начало службы в земстве и др. [Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 42. Оп. 1. Д. 573. 31Л.].
Таким образом, исходя из специфики источников и представленных в них сведений, обобщенная схема базы данных земских школ и учителей может быть представлена в следующем виде (см. рис. 1):
Рисунок 1. ER-диаграмма базы данных земских школ и учителей в Пермской губернии
На данный момент база данных находится на этапе заполнения, в связи с этим пока рано представлять результаты анализа земских учителей с применением запросов к вышеописанной базе данных. Однако уже на текущем этапе можно отметить возможности базы данных и обозначить исследовательские вопросы, на которые она сможет ответить, например:
- соотношение земских учителей по полу в разные периоды;
- образовательный уровень земских учителей;
- мобильность учителей - насколько была стабильна кадровая база земских школ, как часто учителя меняли место работы, а также найти взаимосвязь с условиями работы, содержанием и решением о смене места работы.
Эти и другие исследовательские вопросы могут стать основой для более глубокого анализа социокультурных характеристик и профессиональной деятельности земских учителей, и в целом деятельности земских учреждений в области народного образования.
Список источников
1. Информационная система «Земское самоуправление в России», раздел «Служащие». URL: https://zemstvohistory.ru/sluzhashhie/ (дата обращения: 30.05.2024).
2. Кириллова А. С. База данных по врачам Камышловского уездного земства: начало создания и перспективы рефлексии // Документ в современном обществе: коммуникативные модели и технологии: материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2023. С. 275-279. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/122873 (дата обращения: 30.05.2024).
3. Корниенко С. И., Гагарина Д. А., Поврозник Н. Г. Исторические информационные системы: теория и практика. Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. 231 с.
4. Куликова С. Г. Гуманитарная информатика в исследовании земского консерватизма // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2020. № 2(54). С. 105-121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43989430 (дата обращения: 30.05.2024).
5. Научно-учебная группа «Земское самоуправление в России как фактор социокультурной трансформации (II половина XIX - начало XX веков)». URL : https://perm.hse.ru/scs/hum/zemstvo/ (дата обращения: 30.05.2024).
6. Павлова А. Н. Материалы школьной переписи 1911 года как источник для изучения состояния образования нерусских народов восточной части России в начале ХХ века // Вестник Чувашского университета. 2017. №2. С. 115-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materialy-shkolnoy-perepisi-1911-goda-kak-istochnik-dlya-izucheniya-sostoyaniya-obrazovaniya-nerusskih-narodov-vostochnoy-chasti-rossii (дата обращения: 30.05.2024).
7. Пирумова Н. М. Списки земских служащих конца XIX-нач. XX вв. // Археографический ежегодник за 1980 год. Москва. С.110-122.
8. Однодневная перепись начальных школ в Империи, произведенная 18 января 1911 года. Диаграммы и картограммы к итогам по Империи / ред. В. И. Покровского; Министерство народного просвещения. Петроград, 1916. 30 с.
9. Шишонко В. Н. Описание начальных народных училищ в уездах Екатеринбургском, Ирбитском и Шадринском Екатеринбургского района Пермской губернии / сост. инспектор нач. нар. уч-щ В. Шишонко. Екатеринбург: типо-лит. и переплетная А. П. Мерной и Е. К. Краевой, 1878. 191 с. URL: https://www.prlib.ru/item/708724 (дата обращения: 30.05.2024).
10. Шишонко В. Н. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии, с указанием времени открытия учебных заведений: с приложением карты / сост. инспектор нар. училищ Екатеринбург. р-на В. Шишонко. Екатеринбург: Типолитография и переплетная А. П. Мерной и Е. К. Краевой, 1879. 396 с.
11. Черноухов Э. А. База данных по врачам Пермской губернии конца XVIII - начала ХХ вв.: источники для создания и перспективы рефлексии // Документальное наследие и историческая наука : Материалы Уральского историко-архивного форума, посвященного 50-летию историко-архивной специальности в Уральском университете (Екатеринбург, 11-12 сентября 2020 г.). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. С. 192-195. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/92908 (дата обращения: 30.05.2024).
Информация об авторе:
И. Д. Исмакаева, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ -Пермь.
Information about the author:
I. D. Ismakaeva, senior lecturer at the Department of Humanities, National Research University Higher School of Economics - Perm.
Научная статья УДК 811
doi 10.24412/cl-37216-2024-6-75-81
Об иноязычных словах в произведении «Заново переведенный Сон красного дворца»,
переведенном Хасбуу
Цэвээнжав Ичинхорлоо
Западный региональный филиал Монгольского государственного университета, Ховд,
Монголия
Аннотация: Писатель, переводчик Хасбуу, живший в конце ХVI в начале XVIII века, перевел с китайского языка на монгольский язык "Сон красного дворца", состоявшего из 120 глав. При переводе он адаптировал произведение до 40 глав и так настоящий перевод назвал "Заново переведенный Сон красного дворца". В ходе исследования наблюдается, что данный перевод является неповторимым, замечательно переведенным произведением со стилистической и художественной точки зрения. В наше время некоторые варианты