ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
И. Д. Исмакаева
© Исмакаева И. Д., 2022
Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1. С.168-180. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 1. P.168-180.
Научная статья УДК 37.01
doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-168-180
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРМСКОГО ЗЕМСТВА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ЗЕМСКИХ ШКОЛАХ
Илиана Дамировна Исмакаева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье анализируются учебно-методические основы преподавания в земских школах Пермской губернии во второй половине XIX в. По Положению земские учреждения не могли влиять на педагогическую сторону обучения, отдельные попытки земств повлиять на внутреннюю — учебную — сторону пресекались, земские решения и постановления приостанавливались или отменялись как не входящие в круг вверенных им дел. Однако Пермское земство через привлечение учителей к преподаванию «необязательных» учебных предметов в земских школах, ассигнования на покупку учебников, руководств, наглядных пособий и других учебных принадлежностей, внедрение земскими учителями методов и технологий обучения во многом способствовало изменению образовательного процесса в регионе, поднятию общего культурного уровня населения, развитию творческих способностей и улучшению его быта.
Ключевые слова: земская школа, Пермское земство, земские учреждения, история образования, учебно-методические основы, учебники, методы обучения
Для цитирования: Исмакаева И. Д. Деятельность пермского земства по совершенствованию системы обучения в земских школах // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1. С.168-180. 10.24412/2224-0772-2022-82-168-180.
Original article
Activities of the Perm zemstvo to improve the education system in zemstvo schools
Iliana D. Ismakaeva
HSE University, Perm, Russia,
Abstract. The article analyzes the educational and methodological foundations of teaching in the zemstvo schools of the Perm province in the second half of the XIX century. According to Regulations on the provincial and district zemstvo institutions, zemstvos could not influence the pedagogical side of education. Individual attempts of zemstvos to influence the internal, educational, side were suppressed, zemstvo decisions and resolutions were suspended or canceled as not included in the circle of affairs entrusted to them. However, the Perm Zemstvo, through the involvement of teachers in teaching "optional" subjects in zemstvo schools, allocations for the purchase of textbooks, manuals, visual and other educational materials, the introduction of teaching methods and technologies by Zemstvo teachers, largely contributed to changing the educational process in the region, raising the general cultural level of the population, developing creative abilities and improving its way of life.
Keywords: zemstvo school, Perm zemstvo, zemstvo institutions, history of education, educational and methodological foundations, textbooks, teaching methods
For citation: Ismakaeva I. D. Activities of the Perm zemstvo to improve the education system in zemstvo schools. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(1):168-180. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-168-180.
Школа — важный социальный институт, играющий ключевую роль в системе образования. В соответствии с государственным и социальным заказом она формирует мировоззрение, систему ценностей, помогает социализации личности, «является фундаментом, на котором возводится здание духовной и общественной жизни населения» [6, с. 7]. Школьное образование также является важным элементом социокультурной трансформации, показателем формирования индустриального общества в России во второй половине XIX — начале XX в. Уже во вто-
рой половине XIX в. школа формировала у учащихся базовые знания и навыки, должна была «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [2]. В этот период в Российской империи отсутствовала единая система начального образования, функционировали различные учебные заведения, принадлежавшие к разным ведомствам. Но наиболее распространенным типом начальной школы в это время стали «земские школы» — начальные народные училища, появившиеся после введения земских учреждений. Так, в Пермской губернии в 1890 г. всего насчитывалось 972 школы, из них 622 — земские [19]. Современники высказывали идеи о важности и необходимости распространения образования и грамотности среди всего населения, отмечали, что «земство является энергичным помощником в деле распространения образования в среде крестьянского населения: благодаря его щедрым, уделяемым на этот предмет расходам, вместе с мероприятиями для возможно большей полезности и производительности этих расходов, число школ, учреждаемых по Положению 1874 г., начинает быстро возрастать, число учащихся соответственно увеличивается, внешняя обстановка в школах значительно улучшается; и содержание школ получает прочное обеспечение. Эти хозяйственные заботы земства о школе, о внешней материальной ее постановке не могли не повлиять и на внутреннюю учебную ее сторону» [4, с. 496-497].
Несмотря на то что исследователи провели серьезную работу по изучению различных аспектов истории деятельности земских учреждений, в том числе в области народного образования, они акцентировали свое внимание прежде всего на внешней стороне деятельности земских учреждений в этой области и обходили внутреннюю сторону вопроса — о содержательных и учебно-методических основах земских школ. В то же время именно учебно-методические основы задают структуру и основные элементы обучения и воспитания и поэтому требуют своего исследования. На данный аспект и направлено основное внимание в этой работе. Целью данной статьи является анализ деятельности земства в области развития учебно-методических основ преподавания, а также влияния земских учреждений на содержательную сторону учебного процесса в земских школах Пермской губернии во второй половине XIX в.
Основными источниками исследования стали законодательно-нормативные акты («Положения о земских учреждениях», «Положение о начальных народных училищах» и др.), материалы делопроизвод-
ства (журналы Пермского губернского земского собрания и уездных земств, доклады и отчеты управ, а также постановления и отчеты других ведомств), периодическая печать («Правительственный вестник», «Народный учитель», «Пермские губернские ведомости», «Сборник Пермского земства», «Пермская земская неделя»), учебные пособия и руководства, которые использовались в начальных училищах Пермской губернии. Они позволяют выявить правовую базу создания и функционирования земских школ, содержат основополагающую информацию об учебном процессе, участии Пермского земства в деле народного образования.
Прежде всего обратимся к характеристике учебно-методических основ обучения — структуре учебных предметов и учебным пособиям в земских школах. По «Положению о начальных народных училищах» обязательными предметами учебного курса земской школы были: Закон Божий (краткий катехизис и Священная история), чтение, письмо, первые четыре действия арифметики [2]. По Положению 1874 г. к этим предметам добавилось и церковное пение, с оговоркой: «там, где преподавание его будет возможно» [3]. В меру средств и возможностей в училищах могли вводиться дополнительные предметы. В основном это были предметы, направленные на формирование трудовых и профессиональных навыков. Так, в 1887 г. при 14 начальных одноклассных училищах Соликамского уезда были даны уроки по обучению девочек рукоделию, в основном это были занятия в женских начальных училищах, учительницы которых получали за проведение занятий небольшое вознаграждение от земства или местного общества [14, л. 116]. К 1894 г. в 62 начальных училищах Пермского уезда преподавалось пение, в 17 была введена гимнастика, в 3-х преподавались ремесла, а при некоторых школах существовали земледельческие хозяйства [9, с. 27].
Как известно, именно количество и качество учебных пособий и материалов оказывает значительное влияние на качество образования, поэтому земские учреждения с самого открытия заботились о снабжении школ и школьных библиотек учебной и методической литературой, канцелярскими принадлежностями. В 1871 г. Пермским уездным земством в земские школы было разослано 850 экземпляров учебных пособий, среди которых «Родное слово» и «Детский мир» К. Д. Ушинского, «Библейская история» И. И. Базарова, Евангелие на славянском и русском языках, «Арифметика по способу Грубе» И. Паульсона, «Грамота»
священника Н. Н. Блинова, «Русская народная школа» и «Руководство к обучению грамоте» барона Н. А. Корфа, другие издания и разные припасы (аспидные доски, бумага, перья, карандаши, счеты и т.п.) всего на 346 рублей [16]. В первую очередь обращали внимание на обеспечение учебниками и учебными пособиями по основным предметам. Также уделялось внимание пособиям и руководствам, направленным на помощь в организации школ и совершенствование труда учителей. В 1872 г. Д. Д. Смышляев, председатель Пермской губернской земской управы, просил барона Н. А. Корфа, гласного Александровского уездного земства, выслать его учебные пособия и руководства — «Отчет о ревизии школ» и «Инструкцию сельским учителям» [17, с. 210].
О значимости этих видов земской деятельности можно судить по финансовым расходам и другим мероприятиям земств. С каждым годом расходы на приобретение учебных пособий росли, при земствах даже были открыты специальные книжные склады. В 1886 г. Ирбитское уездное земство на приобретение учебных пособий и классной мебели в 32 земских школах выделило 3 790 руб. 71 коп. [25, л. 57], в 1898 г. при управе существовал книжный склад, функции которого главным образом ограничивались снабжением училищ учебниками и пособиями [26, л. 21 об.]. В этом же году Верхотурское уездное земство на приобретение учебных пособий выделило более 6 000 рублей, а также сделало ассигнование 300 рублей на устройство книжных складов для продажи книг в уездах [26, л. 6 об.]. В целом в 1913 г. всеми земствами было ассигновано 4 200 тысяч рублей на приобретение и раздачу учебных пособий [7, с. 31].
В такой деятельности земства видели возможности повышения качества земского школьного образования. Так, современники отмечали, что «.. .земства пытались так или иначе повысить качество учебного и книжного материала, предоставляемого учителям земских школ, выбрать лучшее из существующих и тем косвенно повлиять на учебную часть» [7, с. 31]. Однако возможности земств в этой области были ограничены. В школах могли использоваться только те учебные пособия и руководства, которые были одобрены Министерством народного просвещения, а учебные пособия по Закону Божию и церковно-славянской грамоте утверждались и издавались духовным ведомством: Училищным советом при Святейшем Синоде специально издавались учебные Евангелие, Псалтирь, Часослов, Октоих, а также другие учебные пособия, например «Наставление в законы Божие» Архиепископа Александра, «Обучение
церковно-славянской грамоте» Н. И. Ильминского и др. [18] Кроме того, в ноябре 1892 г. для обсуждения вопросов о замене методов преподавания в начальных народных училищах и устаревших учебников и руководств был проведен съезд инспекторов народных училищ Пермской губернии, и уже в феврале 1893 г. было издано постановление о замене устаревших руководств и введении по всей Пермской дирекции одинаковых учебных пособий [12, с. 171].
Другим направлением влияния земств на содержание и качество учебного процесса и его совершенствование была деятельность по внедрению новых, передовых методик обучения в земских школах. Земства стремились к применению в земских школах интересной и передовой методики обучения. Они привлекали на места учителей начальных народных училищ, получивших специальную педагогическую подготовку (в том числе благодаря стипендиям и поддержке от земских учреждений) и владевших передовыми методами преподавания. Это во многом способствовало изменению внутренней стороны школы. В земских школах учителя применяли звуковой метод обучения грамоте, который теоретически был обоснован в работах барона Н. А. Корфа, известного педагога, организатора земских школ, а также других видных педагогов XIX в. — К. Д. Ушинского, Д. И. Тихомирова, Л. Н. Толстого. В целом, в XIX в. существовало три метода обучения грамоте, остальные были их сочетаниями: первый — метод «азов», складов и толков; второй — метод гласных и приставления к ним согласных, выражаемых вместе только с гласною; третий — звуковой метод [23, с. 63]. Н. А. Корф сравнил буквослагательный и звуковой методы обучения грамоте и выделил следующие преимущества последнего:
- звуковое обучение грамоте, обращаясь к рассудку, постоянно напрягая мыслительные способности, способствует развитию ученика, а буквослагательный — «притупляет» его, обращаясь к памяти;
- ученик, обученный по звуковому методу, не может забыть механизм чтения, т.к. он его не заучил, а понял;
- для обучения грамоте по буквослагательному методу требуется большое количество времени — «три зимы», в то время как для обучения по звуковому методу хватит и одного месяца. Это является большим преимуществом, когда период обучения является кратким [8, с. 92-94].
К. Д. Ушинский также указывал преимущества звуковой методики
обучения и отмечал, что она «способствует умственному развитию дитяти, тогда как прежняя останавливала и замедляла это развитие, и кроме того, надоедала детям» [24, с. 270]. Другой прогрессивный педагог, Д. И. Тихомиров, отмечал, что отказ от старинных названий букв («аз», «буки», «веди» и т. д.) и замена букв на звук, который он обозначает («а», «б», «в», и т. д.), «.облегчило отчасти слияние звуков; читая слово, ученик должен был по порядку произносить звуки, .и ему уже было легче догадываться о результате слияния.» [22, с. 30].
Необходимо отметить и то, что в земских школах применялся способ объяснительного чтения, которое развивало у учащихся навыки сознательного, правильного, выразительного чтения, мышления и речи, способствовало лучшему запоминанию слов и их значений. Как считал К. Д. Ушинский, чтению обязательно должна предшествовать беседа, а за чтением следовать анализ текста, который развивал бы у учащихся навыки самостоятельного добывания знаний из книг, навыки чтения, речи, творческого воображения [24, с. 289-290]. И земские учителя стремились следовать такому пониманию.
Широко практиковался и другой, передовой для того времени способ обучения — наглядное обучение. Такой способ обучения помогал развивать у детей устную речь, творческое мышление, воображение, расширял словарный запас учащихся. Учителя земских школ отмечали, что детская природа требует наглядности — учащиеся прочно сохраняют в памяти те образы, которые они сами видят, созерцают [7, с. 33].
С целью внедрения наглядного обучения земские учреждения снабжали школы различными наглядными пособиями, тем самым во многом способствовали качественному улучшению внутренней стороны обучения в земских школах. Земские учреждения снабжали начальные училища разнообразными картами (карта европейской России, карта азиатской России, карта полушарий, карта Пермской губернии, в некоторых училищах были и карты уезда), атласами (например, «Минералогический атлас, состоящий из 24-х таблиц с кратким текстом» А. Зауэра [13, л. 5], Ботанический атлас Н. П. Животовского, Атлас географический А. Ильина, Зоологический атлас А. М. Никольского [21, л. 92]), глобусами, портретами членов императорской семьи, известных писателей, картинками на разные темы (например, «История России в картинках» Дубенского или «Картины для наглядного преподавания Священной истории Ветхого и Нового завета» Сидорского и др. [13, л. 6]),
изображениями букв и др. материалами.
Земства поддерживали и широко практиковали совместное обучение мальчиков и девочек. Земские деятели отмечали, что «совместное обучение мальчиков и девочек в народной школе отвечает взгляду народа, условиям и обычаям народной среды и вместе с тем отвечает требованиям рациональной постановки обучения и воспитания» [15].
Совершенствованию земской школы, внедрению новых учебников и учебных пособий, методов и методик преподавания на основе обобщения опыта школьного образования и обсуждения его актуальных проблем и задач способствовало и проведение земскими учреждениями учительских съездов. Так, Верхотурское уездное земство с разрешения учебного начальства организовало три учительских съезда в 1870-80-х гг., все они проходили в каникулы. Помимо текущих вопросов и просмотра «открытых уроков» на съездах обсуждали и вопросы учебно-методического характера, методы преподавания русского языка, арифметики, Закона Божия и чистописания, а также пения и гимнастики [26, л. 6 об.-7].
Одним из важных направлений совершенствования земской школы и школьного обучения, повышения его содержательного, организационного и методического уровня стало образование в 90-е гг. XIX в. первых постоянных школьных комиссий и школьных бюро по народному образованию при губернских земских управах [1, с. 518]. Они занимались общей разработкой вопроса введения всеобщего обучения, развития школьной сети. В некоторых земствах на них было возложено и ведение текущей школьной статистики.
Однако процесс создания этих постоянно действующих земских структур для совершенствования организации и содержания деятельности земств в области народного образования проходил не без проблем. Так, в 1896 г. Пермское губернское земское собрание постановило учредить при губернской управе постоянную комиссию по разработке вопросов введения всеобщего обучения в Пермской губернии, однако комиссия собиралась всего пару раз и затем прекратила свое существование. Затем вопрос создания постоянной комиссии был поднят в 1900 г. на 21-м очередном губернском собрании. Собранием было принято решение об учреждении при губернской управе постоянной комиссии по народному образованию, которое занималось вопросами в этом направлении [20, с. 15].
В начале XX в. расходы земств на народное образование продолжали расти. Так, в 1910 г. расходы уездных земств Пермской губернии на содержание начальных училищ составляли 47% всех поступлений на эти училища [11, с. 116.], и естественно, что земства хотели принимать активное участие не только в хозяйственной, но и в учебной (педагогической) стороне обучения.
Это приводило к возникновению проблемы полномочий земств в организации, управлении и совершенствовании школьного образования. Поскольку ведению земских учреждений подлежало только участие в хозяйственных вопросах и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании в связи с этим возникали разногласия между земскими и другими учреждениями, участвующими в организации народного образования. Так, в 1910 г. при Пермской уездной земской управе была учреждена школьная комиссия и разработан проект «Положения школьной комиссии» [5, л. 6]. На комиссию возлагались участие в выборе кандидатов и кандидаток на свободные учительские места, составление заключений по вопросам перемещения или увольнения учительских кадров, выбор учебных пособий, учебников и книг для внеклассного чтения для училищ, а также книг для народных библиотек и предварительное рассмотрение всех докладов управы по вопросам народного образования, подлежащих представлению уездному земскому собранию. В этом же году подобные постановления об учреждении школьных комиссий были приняты и Чердынским, Осинским, Екатеринбургским и Ирбитским уездными земскими собраниями. Однако постановления всех вышеперечисленных пяти уездных земских собраний об учреждении школьных комиссий были опротестованы как выходящие за пределы полномочий земских учреждений. Но, несмотря на все протесты, в 1912 г. в журнале «Народный учитель» появилось известие, что при Пермской уездной земской управе все же проходили заседания школьной комиссии с участием представителей от учителей, а также инспектора народных училищ Пермского уезда М. И. Лебединского, инспектора Екатерино-Петровского четырехклассного городского училища Н. А. Бояршинова и помощника классных наставников реального училища Фотина [10]. В этом же году проходили заседания школьных комиссий и при других уездных земствах. Тем не менее эти комиссии должны были быть закрыты, они были определены как незаконные, поскольку комиссиями были «присвоены функции,
предоставленные уездным училищным советам» [5, л. 14].
В 1911 г. в Москве на первом общеземском съезде по народному образованию также поднимались вопросы относительно участия земских учреждений в учебной стороне обучения, было постановлено «признать единственно желательной и нормальной такую организацию управления и руководства делом начального образования, при которой заве-дывание учебно-воспитательной стороной в начальных школах земства (высших и низших) всецело принадлежало бы самому земству...» [27, с. 165-166]. Но, несмотря на все попытки земств, до 1917 г. учебная сторона в земских школах оказалась вне их прямого влияния. Тем не менее анализ деятельности земства по развитию учебно-методических основ преподавания в земских школах Пермской губернии свидетельствует о том, что земства проводили существенную работу по совершенствованию всех сторон этой деятельности, в том числе и внутренней — относящейся к содержанию образования и его учебно-методическим и педагогическим основам в целом. Основными направлениями деятельности земства в этой области во второй половине XIX в. кроме открытия учебных заведений было обеспечение их функционирования, забота о материально-хозяйственной части учебных заведений (земства покупали мебель, помогали с ремонтом, строили новые здания и т. д.) и учебно-методическом обеспечении (закупали учебники, учебные пособия, руководства к ним, канцелярские принадлежности, наглядные пособия и др.). Несомненно, это косвенное влияние на содержательный и учебно-методический процесс в земских школах отражался на организационной, содержательной и учебно-методической сторонах школьного образования.
Список источников
1. Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет. В 4-х т. Т. 1. СПб.: Издательство О. Н. Поповой, 1909. 724 с.
2. Высочайше утвержденное Положение о начальных народных училищах: указ от 14 июля 1864 г. // ПСЗ. Собрание 2. Т. 39. № 41068. С. 613-617.
3. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета, объявленное Сенату Управляющим Министерством Народного Просвещения по проекту нового Положения о начальных народных училищах: указ от 25 мая 1874 г. // ПСЗ. Собрание 2. Т. 39. № 53574. С. 834-840.
4. Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы / сост. В. В. Григорьев. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1900. 589 с.
5. Дело об учреждении школьной комиссии при Пермской уездное земской управе // РГИА. Ф. 733. Оп. 179. Д. 249. 14 л.
6. Доклады Пермской губернской земской управы Пермскому губернскому земскому собранию 44-й очередной сессии. Отдел 1. Народное образование. Пермь: Электро-типография гу-
бернского земства, 1913. 201 с.
7. Звягинцев Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию. 2-е изд. М., 1917. 88 с.
8. Корф Н. А. Русская начальная школа: рук. для земских гласных и учителей сельских школ. Изд. 6-е, вновь испр. и доп. СПб.: Тип. М. А. Хана, 1879. 283 с.
9. Маноцков В. И. 25-летие Пермского уездного земства (10 мая 1870—10 мая 1895 г.) / сост. В. И. Маноцков по источникам, имеющимся в распоряжении Уезд. земск. управы (журналам Собрания, докладам и отчетам Управы и проч.). Пермь: Пермское уездное земство, 1895. 127 с.
10. Народный учитель. Г. 7. 1912. № 5. Февраль.
11. Обзор Пермской губернии за 1910 г. Пермь: Типо-литография губернского правления, 1911. 174 с.
12. Образование в Пермской губернии XIX — начала XX века. Из истории учебных заведений системы начального образования: сборник документов // Гос. архив Перм. края. Пермь: Траектория, 2017. 320 с.
13. Опись, сведения и акт передачи документов Подъелниковской церковно-приходской школы в ведение Пермской уездной земской управы, 1917 г. // ГАПК. Ф. 40. Оп. 1. Д. 234. 17 л.
14. Отчет инспектора народных училищ о состоянии училищ, ведомости о количестве училищ, учителей и учеников // ГАПК. Ф. 42. Оп.1. Д. 186. 178 л.
15. Пермская земская неделя. 1914. № 9 от 27 февраля.
16. Пермские губернские ведомости. 1871. № 45 от 5 июня.
17. Песковский М. Л. Барон Николай Александрович Корф в письмах к нему разных лиц. Общая характеристика барона Корфа и пять отдельных очерков о его деятельности / сост. М. Л. Песковский. СПб.: Рус. Старина, 1895. 258 с.
18. Правила о школах грамоты, высочайше утвержденные, 1891 г. // ГАПК. Ф. 281. Оп. 1. Д. 794. Л. 37-42.
19. Правительственный вестник. 1890. № 188 от 26 августа.
20. Сборник Пермского земства. 1901. № 2. 310 с.
21. Сведения о количестве книг, учебных пособий и прочих предметов школьного обучения, находящихся при Ново-Ильинском училище, 1902 г. // ГАПК. Ф. 40. Оп. 1. Д. 153. 115 л.
22. Тихомиров Д. И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе. Методика. Руководство для учителей подготовительной и народной школы. М.: Типография К. Л. Меньшова, 1914. 266 с.
23. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / вступ. ст. С. А. Венгерова; очерк. педагогич. деят. Толстого и библиогр. А. Г. Фомина. СПб.: Изд-во газеты «Школа и жизнь», 1912. 411 с.
24. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 6: Родное слово. Книга для детей. Год первый и второй: книга для учащихся / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струмин-ский; сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. 445 с.
25. Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. 1891 г. группа Б. О доставлении земскими управами Пермской, Полтавской, Псковской, Рязанской и Самарской губерний сведений о числе земских и церковно-приходских школ и о расходах на их содержание // РГИА. Ф. 1287. Оп. 27. Д. 1857.
26. Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. 1896-1903 гг. Сведения об участии земств в деле народного образования по Пермской, Пензенской, Полтавской, Псковской, Петербургской и Рязанской губерниям // РГИА. Ф. 1287. Оп. 27. Д. 714.
27. Чарнолуский В. И. Вопросы народного образования на Первом общеземском съезде. СПб.: Знание, 1912. 180 с.
References
1. Veselovskij B. B. Istoriya zemstva za sorok let. V 4-h t. T. 1. SPb.: izdatel'stvo O. N. Popovoj, 1909. 724 s. [In Rus].
2. Vysochajshe utverzhdennoe Polozhenie o nachal'nyh narodnyh uchilishchah: ukaz ot 14 iyulya 1864 g. // PSZ. Sobranie 2. T. 39. № 41068. S. 613-617. [In Rus].
I M.fl. McMaKaeBa
3. Vysochajshe utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennogo Soveta, ob"yavlennoe Senatu Upravlyayushchim Ministerstvom Narodnogo Prosveshcheniya po proektu novogo Polozheniya o nachal'nyh narodnyh uchilishchah: ukaz ot 25 maya 1874 g. // PSZ. Sobranie 2. T. 39. № 53574. S. 834840. [In Rus].
4. Grigorev V. V. Istoricheskij ocherk russkoj shkoly / sost. V. V. Grigor'ev. M.: Tovarishchestvo tipografii A. I. Mamontova, 1900. 589 s. [In Rus].
5. Delo ob uchrezhdenii shkol'noj komissii pri Permskoj uezdnoe zemskoj uprave // RGIA. F. 733. Op. 179. D. 249. 14 l. [In Rus].
6. Doklady Permskoj gubernskoj zemskoj upravy Permskomu gubernskomu zemskomu sobraniyu 44-j ocherednoj sessii. Otdel 1. Narodnoe obrazovanie. Perm': Elektro-tipografiya gubernskogo zemstva, 1913. 201 s. [In Rus].
7. Zvyagincev E. A. Polveka zemskoj deyatel'nosti po narodnomu obrazovaniyu. 2-e izd. M., 1917. 88 s. [In Rus].
8. Korf N. A. Russkaya nachal'naya shkola: ruk. dlya zemskih glasnyh i uchitelej sel'skih shkol. Izd. 6-e, vnov' ispr. i dop. SPb.: Tip. M. A. Hana, 1879. 283 s. [In Rus].
9. Manockov V. I. 25-letie Permskogo uezdnogo zemstva (10 maya 1870—10 maya 1895 g.) / sost. V. I. Manockov po istochnikam, imeyushchimsya v rasporyazhenii Uezd. zemsk. upravy (zhurnalam Sobraniya, dokladam i otchetam Upravy i proch.). Perm': Permskoe uezdnoe zemstvo, 1895. 127 s. [In Rus].
10. Narodnyj uchitel'. G. 7. 1912. № 5. Fevral'. [In Rus].
11. Obzor Permskoj gubernii za 1910 g. Perm': Tipo-litografiya gubernskogo pravleniya, 1911. 174 s. [In Rus].
12. Obrazovanie v Permskoj gubernii XIX — nachala XX veka. Iz istorii uchebnyh zavedenij sistemy nachal'nogo obrazovaniya: sbornik dokumentov // Gos. arhiv Perm. kraya. Perm': Traektoriya, 2017. 320 s. [In Rus].
13. Opis', svedeniya i akt peredachi dokumentov Pod"elnikovskoj cerkovno-prihodskoj shkoly v ve-denie Permskoj uezdnoj zemskoj upravy, 1917 g. // GAPK. F. 40. Op. 1. D. 234. 17 l. [In Rus].
14. Otchet inspektora narodnyh uchilishch o sostoyanii uchilishch, vedomosti o kolichestve uchil-ishch, uchitelej i uchenikov // GAPK. F. 42. Op.1. D. 186. 178 l. [In Rus].
15. Permskaya zemskaya nedelya. 1914. № 9 ot 27 fevralya. [In Rus].
16. Permskie gubernskie vedomosti. 1871. № 45 ot 5 iyunya. [In Rus].
17. Peskovskij M. L. Baron Nikolaj Aleksandrovich Korf v pis'mah k nemu raznyh lic. Obshchaya harakteristika barona Korfa i pyat' otdel'nyh ocherkov o ego deyatel'nosti / sost. M. L. Peskovskij. SPb.: Rus. Starina, 1895. 258 s. [In Rus].
18. Pravila o shkolah gramoty, vysochajshe utverzhdennye, 1891 g. // GAPK. F. 281. Op. 1. D. 794. L. 37-42. [In Rus].
19. Pravitel'stvennyj vestnik. 1890. № 188 ot 26 avgusta. [In Rus].
20. Sbornik Permskogo zemstva. 1901. № 2. 310 s. [In Rus].
21. Svedeniya o kolichestve knig, uchebnyh posobij i prochih predmetov shkol'nogo obucheniya, nahodyashchihsya pri Novo-Il'inskom uchilishche, 1902 g. // GAPK. F. 40. Op. 1. D. 153. 115 l. [In Rus].
22. Tihomirov D. I. Chemu i kak uchit' na urokah rodnogo yazyka v nachal'noj shkole. Metodika. Rukovodstvo dlya uchitelej podgotovitel'noj i narodnoj shkoly. M.: Tipografiya K. L. Men'shova, 1914. 266 s. [In Rus].
23. Tolstoj L. N. Pedagogicheskie sochineniya / vstup. st. S. A. Vengerova; ocherk. pedagogich. deyat. Tolstogo i bibliogr. A. G. Fomina. SPb.: Izd-vo gazety «Shkola i zhizn'», 1912. 411 s. [In Rus].
24. Ushinskij K. D. Sobranie sochinenij. V 11 t. T. 6: Rodnoe slovo. Kniga dlya detej. God pervyj i vtoroj: kniga dlya uchashchihsya / redkol.: A. M. Egolin (gl. red.), E. N. Medynskij i V. Ya. Struminskij; sost. i podgot. k pechati V. Ya. Struminskij. M.; L.: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1949. 445 s. [In Rus].
25. Hozyajstvennyj departament Ministerstva vnutrennih del. 1891 g. gruppa B. O dostavlenii zemskimi upravami Permskoj, Poltavskoj, Pskovskoj, Ryazanskoj i Samarskoj gubernij svedenij o chisle zemskih i cerkovno-prihodskih shkol i o raskhodah na ih soderzhanie // RGIA. F. 1287. Op. 27. D. 1857. [In Rus].
26. Hozyajstvennyj departament Ministerstva vnutrennih del. 1896-1903 gg. Svedeniya ob uchastii zemstv v dele narodnogo obrazovaniya po Permskoj, Penzenskoj, Poltavskoj, Pskovskoj, Peterburgskoj i Ryazanskoj guberniyam // RGIA. F. 1287. Op. 27. D. 714. [In Rus].
27. Charnoluskij V. I. Voprosy narodnogo obrazovaniya na Pervom obshchezemskom s"ezde. SPb.:
Znanie, 1912. 180 s. [In Rus]. Информация об авторе
И. Д. Исмакаева — преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
Information about the author
I. D. Ismakaeva — Lecturer at Chair of Humanities
Статья поступила в редакцию 09.11.2021; одобрена после рецензирования 10.12.2021; принята к публикации 13.01.2022. The article was submitted 09.11.2021; approved after reviewing 10.12.2021; accepted for publication 13.01.2022.