УДК 94:2(47+57)"1940/1950"
ГРНТИ 03.23.55: История России Новейшего времени
DOI 10.35231/25422375_2022_1_42
Д.А. Беговатов
База данных как результат изучения церковной повседневности
в СССР в 1940-1950-е гг.*
В статье представлен обзор базы данных, которая является результатом реализации проекта по изучению церковной повседневности в советском обществе в 1940-1950-е гг. на основе воспоминаний «детей войны». Обосновывается выбор источниковой базы, дается общая характеристика привлеченных респондентов по ряду важнейших признаков, доказывается репрезентативность выборки для проведения исследования применительно к Калининской области и к СССР в целом.
В ряде анкет встречается дополнительная информация, конкретизирующая представление о повседневности советского периода, которая аккумулируется в банке данных. В статье приводится подробное описание структуры базы и банка данных: обозначаются основные разделы, характеризуются конкретные поля, отмечается их значение для раскрытия отдельных сторон изучаемой проблемы. Обосновывается тезис о большом значении созданной информационной системы для изучения широкого спектра вопросов, в том числе для решения ключевых проблем церковной истории XX в. В заключение обозначаются перспективы использования и популяризации базы и банка данных в научном сообществе.
Ключевые слова: повседневность, религиозная повседневность, Калининская область, советское общество, база данных, банк данных, информационная система, устная история, воспоминания, «дети войны».
Dmitrii A. Begovatov
The database as a result of the study of Church everyday life in the USSR in the 1940s - 1950s.
The article presents an overview of the database, which is the result of a project implication of studying church everyday life in Soviet society in the 1940s and 1950s based on the memoirs of "Children of War". The choice of the source base is justified, the general characteristics of the respondents involved are given on the basis of a number of important features, the representativeness of the sample for conducting the study in relation to the Kalinin region and the USSR as a whole is proved. In a number of questionnaires, additional information is found that concretizes the idea of the everyday life of the Soviet period, and it is accumulated in a data bank. The article provides a detailed description of the structure of the database and the data bank: the main sections are designated, specific fields are characterized, their significance for the disclosure of individual aspects of the studied problem is noted. The author substantiates the thesis
© Беговатов Д.А., 2022
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-09-43126.
about the great importance of the created information system for studying a wide range of issues, including solving key problems of church history of the XX century. In conclusion, the prospects for the use and popularization of the database and data bank in the scientific community are outlined.
Key words: everyday life, religious everyday life, the Kalinin region, Soviet society, database, data bank, information system, oral history, memories, "Children of war".
Тема церковной повседневности в СССР в военный и послевоенный периоды остается недостаточно изученной, что стало следствием ряда причин. Во-первых, объективное научное исследование данного вопроса в советскую эпоху было практически невозможно. Во-вторых, когда после распада СССР в руки историков попал большой массив документов и появилась возможность разрабатывать ранее «закрытые» сюжеты, наибольшее внимание исследователей привлек «верхний слой» церковной истории XX в., а именно церковно-государственные отношения, которые задавали официальные рамки функционированию религиозных институтов в советском государстве [1-3].
Рассмотрение истории Русской православной церкви в контексте взаимоотношений с советской властью позволило исследователям выделить несколько хронологических периодов, одним из которых стали 1940-1950-е гг. Применительно к годам Великой Отечественной войны и послевоенному времени основные дискуссии ведутся вокруг определения сущности данного исторического отрезка и доминирующего вектора развития религиозной жизни в стране, причем авторы высказывают диаметрально противоположные мнения.
Помимо работ, концентрирующихся на рассмотрении церковно-государственных отношений, есть немногочисленные труды, которые затрагивают проблему церковной повседневности в советский период [4-9]. Такие исследования в основном базируются на материалах государственных и епархиальных архивов, а также на мемуарных источниках.
Авторы предпринимают попытку раскрыть церковную жизнь в СССР на низовом уровне через призму делопроизводственных и отчетных документов, которые создавались в светских и церковных структурах, а также через преломление индивидуального опыта, который зафиксирован в воспоминаниях отдельных личностей. Не отрицая уместность данного подхода к рассмотрению проблемы, следует заметить, что в силу специфики источниковой базы он не способен воссоздать картину ушедшей реальности достаточно полно: для этого требуются свидетельства, которые носят массовый характер и исчисляются сотнями.
На современном этапе исторической науке важно найти ответы на целый ряд вопросов: чем характеризовалась церковная жизнь в СССР
в тот или иной период времени; что менялось в религиозных практиках населениях и какие ритуальные формы доминировали; какое место в жизни общества занимала вера и в чем конкретно это проявлялось; насколько сильно в советском социуме укоренился атеизм и в каких именно социальных группах и т. д.
Наиболее верным представляется искать ответы на эти и другие вопросы в источнике, который не прошел бюрократического корректирующего «горнила» и отражает широкую палитру мнений. Речь идет о свидетельствах современников, воспоминания которых крайне важны для целенаправленного анализа ряда малоизученных аспектов прошлого.
В 2021 г. четверо сотрудников исторического факультета Тверского государственного университета начали работу в рамках проекта «Церковная жизнь в советском обществе в 1940-1950-е гг.: религиозные практики населения Калининской области в воспоминаниях „детей войны"». Ранее эта тема практически не затрагивалась на материале данного региона и большая часть имеющихся публикаций принадлежит членам исследовательской группы.
Так, Т.Г. Леонтьевой была дана общая характеристика церковной повседневности в послевоенный период [8] и выявлены основные тенденции развития Калининской епархии в эти годы [9]. Н.А. Дмитриевым отмечены проявления «малого церковного возрождения» в Калининской области [10], дана оценка деятельности местных архиереев в это время [11] и проанализирован вклад верующих в борьбу за расширение религиозного сектора в жизни общества [12].
В рамках реализации проекта была разработана анкета из 109 пунктов; опрос респондентов был начат в 2021 г. и к концу 2022 г. планируется собрать 500 интервью. Методика проведения опроса и формирования коллекции воспоминаний были описаны О.Г. Леонтьевой [13]. Подавляющее большинство вопросов относится к периоду 1940-1950-х гг.
Воспоминания респондентов отражают индивидуальный и семейный разнопоколенческий опыт, а также содержат сведения о религиозных проявлениях в жизни соседей и знакомых. Не все опрошенные «дети войны» в 1940-1950-е гг. проживали в Калининской области, что позволяет сравнить процессы и явления в данном регионе с их аналогами в других частях СССР (начиная от Украины и заканчивая Дальним Востоком и Средней Азией).
Собранные данные анализируются и сопоставляются с документами Государственного архива Российской Федерации, государственного архива Тверской области, Тверского центра документации новейшей истории и архивного отдела Тверской епархиальной научной библиотеки. Последнее учреждение малознакомо исследователям, но его возможности для изучения религиозной жизни в
Калининском регионе применительно к советскому периоду в целом [14] и ко времени «церковного возрождения» в частности [15] велики. Особо следует подчеркнуть потенциал епархиальных ежегодных отчетов: в некоторых случаях именно они помогают прояснить те моменты, которые остаются неясными после анализа устноисторического материала [16].
Промежуточные итоги работы по проекту представлены в ряде публикаций. На основе анализа собранных воспоминаний был определен уровень воцерковленности жителей Калининской области в 19301950-е гг. [17], дана оценка деятельности местного уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви [18], рассмотрен процесс открытия храмов на завершающем этапе Великой Отечественной войны [19], охарактеризована религиозная жизнь Осташковского района в послевоенный период [20].
Так как на данный момент опрошено уже несколько сотен человек, то для проведения глубокого анализа собранного материала требуется скрупулезная работа по его упорядочиванию. Следует отметить, что в современной исторической науке все более востребованным инструментом становится электронная база данных, которая используется не только для систематизации и хранения информации, но также для проведения глубокого анализа и представления полученных результатов. Сегодня с помощью баз данных, построенных на платформах Microsoft Office Access и Microsoft Office Excel, изучаются самые разные явления: древние некрополи, народные сказители, городские застройки, революционные движения, советские репрессии, образовательные системы в отдельно взятых регионах и многое другое [21-26].
Главными итогами проекта по изучения церковной повседневности в СССР в 1940-1950-е гг. должна стать коллективная монография, а также электронная база данных, построенная на платформе Microsoft Office Excel. Целью настоящей статьи является характеристика методики создания этой информационной системы и описание ее структуры.
Следует отметить, что в рамках данного проекта речь в действительности идет о создании сразу двух тесно взаимосвязанных систем: банка данных и базы данных. Они агрегируют и систематизирует наиболее важные блоки информации, полученной в ходе интервьюирования респондентов, но отличаются наполнением: если банк данных содержит цитаты-фрагменты расшифрованного текста интервью, то в базу данных помещаются формализованные и унифицированные записи из разработанного перечня, которые характеризуют ту или иную сторону действительности.
Для раскрытия научного потенциала этой системы следует подробно остановиться на ее структуре, которая идентична для банка и базы данных. В основу была положена анкета, которая используется для проведения интервью, однако из 109 позиций было отобрано чуть более половины.
Для каждого опрошенного в таблице предусмотрена отдельная строка с 56 полями, при этом все ячейки делятся на несколько крупных смысловых блоков.
Первый блок аккумулирует общую информацию о респонденте. Строка начинается с порядкового номера интервью в рамках проекта, далее следуют фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения опрашиваемого лица. Так как было принято решение о допустимости респондентам сохранять анонимность (для создания атмосферы психологической свободы и «открытости» в ходе интервью), то в этой связи важна фиксация пола, так как мужская и женская религиозность существенно отличаются. Если собеседник не желал называть фамилию, имя и отчество, то для сохранения анонимности вместо полной даты рождения ему предлагалось указать только год и месяц.
Следует отметить, что дата рождения - ключевой параметр при отборе респондентов, так как исследование строится на воспоминаниях представителей конкретной социальной группы. В соответствии с законом «О детях войны в Тверской области» № 19-ЗО от 29.04.2019 г. «детьми войны» в данном регионе признаются лица, которые родились в период с 01.01.1928 г. по 31.12.1945 г.
Место рождения, место проживания в 1940-1950-е гг. и настоящее место жительства также находят отражение в системе. Как отмечалось выше, значительное количество респондентов родились за пределами Калининской области либо выехали из нее в раннем возрасте, из-за чего сознательный период их жизни протекал в другом регионе СССР. Это позволяет провести важный сопоставительный анализ и демонстрирует крайне высокую степень разнообразия в течение религиозной жизни в разных уголках страны.
Например, как показали опросы, в одном из городов Западной Сибири дети ежедневно после уроков выходили из школы и гурьбой беспрепятственно направлялись в расположенный по соседству храм, где могли наблюдать за совершением таинств и обрядов, креститься, разговаривать со священником и т. д. [27, № 16]. В Калинине в 19401950-е гг. такая ситуация была просто немыслима [27, № 38, 41].
Второй блок полей касается социокультурных характеристик респондента. Один из столбцов таблицы отражает уровень образования интервьюируемых, которые во время беседы либо указывают его (высшее, среднее профессиональное и т. д.), либо дают развернутую характеристику (где, когда и по какой специальности проходили обучение). Если уровень образования высший, то такая информация обычно сообщается особенно охотно и с многочисленными деталями.
Одно из полей данного блока базы данных касается членства респондента в детских, подростковых и молодежных организациях СССР, а также в рядах ВКП(б) - КПСС. Некоторые опрошенные в этой связи сообщают дополнительные сведения, которые касаются их ра-
боты в профсоюзах, представления к наградам и пр. Такая информация не отражается в базе данных, но аккумулируется в банке данных, что расширяет представление исследователя о повседневности советского периода.
Последняя ячейка в группе социокультурных параметров респондента отражает род занятий членов его семьи. Обычно именно с этого пункта поля банка данных содержат значительный объем информации.
Основная часть банка/базы содержит информацию относительно церковной и религиозной жизни в СССР в 1940-1950-е гг., и в ней выделяется несколько смысловых блоков. Первым идет обширный блок полей, характеризующий общий религиозный фон в семье респондента, и начинается он с оценки отношения к Церкви и вере в кругу интервьюируемого. Обычно собеседники перечисляют признаки религиозности членов семьи, констатируют степень их воцерковленно-сти либо указывают на общий настрой в доме в этом отношении.
Логичным продолжением являются два поля с информацией относительно крещения респондента. Многие опрошенные владеют информацией по этому вопросу, но что касается подробностей, то, как правило, они сообщают только отдельные детали [27, № 2, 33, 39] либо констатируют отсутствие в памяти какой-либо конкретики по данному вопросу [27, № 11, 12, 42].
Два поля таблицы содержат сведения о нательном крестике: имелся ли он у респондента в интересующий период и если да, то носился ли он. Ответы опрошенных по этому поводу разнятся: у кого-то крестика не было вовсе [27, № 4, 5, 10, 18, 58, 63], кто-то тайно всегда носил его [27; 15; 22; 31; 50], у кого-то он имелся дома, но не носился либо носился редко [27, № 1, 2].
Одна из ячеек системы агрегирует информацию о наличии/отсутствии у респондента веры в Бога в интересующий период. В этой связи важно то, как описывают свои религиозные чувства интервьюируемые применительно к 1940-1950-м гг. и на какие причины указывают в этой связи. Большинство ответов можно разделить на две категории: одни утверждают, что «всегда верили» и имели хотя бы общее представление о Боге [27, № 1, 12, 64], другие указывают на отсутствие веры, объясняя это тотальным дефицитом информации, страхом последствий со стороны властей, школьной пропагандой и отсутствием концентрированности на данном вопросе [27, № 5, 19, 31, 57].
Несколько полей банка/базы посвящены наличию в доме респондента в 1940-1950-е гг. предметов религиозного характера. Часть интервьюируемых отмечает присутствие дома икон, пусть и спрятанных; в отдельных семьях также имелись лампады, свечи, ладан и пр. Некоторые вспоминают о духовных книгах [27, № 43, 45, 46, 47], а кто-то указывает на наличие подобной литературы у близких родственников
[27, № 39, 40]. Значительное количество опрошенных упоминает о крещенской воде, которая хранилась дома.
Информация о молитвенных практиках также отражается в банке/базе данных. В ходе опроса респондентам предлагалось рассказать о том, молились ли они сами или члены их семей в 1940-1950-е гг. Часть интервьюируемых упоминает в этой связи бабушек и мам, которые порой привлекали к этому и детей, при этом отцы обычно не запрещали им этого делать.
Вообще о религиозности мужчин вспоминают единицы, и банк/база данных позволяет выявить и систематизировать подобные ценные свидетельства. Отдельное поле отражает знание респондентами в 1940-1950-е гг. наизусть молитв. Анализ записей позволяет выделить несколько ключевых ответов: полное незнание молитв [27, № 4, 22, 41, 52, 59] и знакомство с простыми и короткими [27, № 12, 16, 27, 47, 64]. Исключительное явление - знание «Символа веры» [27, № 24, 56].
Две ячейки в таблице содержат информацию относительно участия респондента в 1940-1950-е гг. в таинствах исповеди и причастия. Анализ записей показывает, что на постоянной основе к ним приступало небольшое количество опрошенных и главную роль в приобщении к ним детей играли бабушки [27, № 10, 25]; реже инициатива исходила от матерей [27, № 34, 45]. Примыкает сюда ячейка, содержащая сведения о соблюдении церковных постов.
Важный элемент, характеризующий религиозную повседневность, -это наличие/отсутствие дома разговоров относительно веры и Церкви. Это помогает выявить определенные черты религиозного фона и быта в семье, а также прояснить отношения между родственниками, почему данная информация также отражается в электронной системе.
Два пункта банка/базы освещают традиции, связанные с церковными праздниками. Обычно респонденты указывают на уборку, украшение дома специальными атрибутами, приготовление особенной пищи, иногда - организацию тематических развлечений. Еще две ячейки посвящены наличию рядом с местом жительства респондента действующего храма, а также посещению церкви. Применительно к исследуемому периоду респонденты достаточно редко вспоминают о каких-либо чудесах, что также фиксируется в банке/базе.
Большой блок полей, который объединяет 25 ячеек, касается наблюдений респондента за проявлениями религиозной жизни в советском обществе в 1940-1950-е гг. Один из столбцов предполагает оценку количества верующих, которые ходили в храм, при этом важно иметь в виду, что сообщить достоверные сведения по этому поводу могут только те лица, которые сами посещали церковь.
Два поля фиксируют осведомленность респондентов о негативных последствиях, которые могли последовать за посещением храма, и о
репрессиях за веру. Как правило, интервьюируемые отмечают наличие страха перед преследованиями властей, необходимость соблюдать осторожность, но порой вспоминают, что представители старшего поколения в этом отношении были более свободны [27, № 15]. Что касается репрессий за веру, то опрошенные нередко либо признают свое незнание по этому пункту, либо сообщают о репрессиях как таковых, без упора на религиозную причинность [27, № 4, 5, 13].
Отдельная ячейка содержит информацию относительно тайных крещений, венчаний и отпеваний. Прослеживается следующая тенденция: респонденты упоминают о совершавшихся втайне крещениях (могли приглашать священника на дом или вывозить детей в другой населенный пункт/регион) и о заочных отпеваниях, при этом про венчания практически никто не вспоминает.
Два поля посвящены бывшим и странствующим священнослужителям и монашествующим. Один из пунктов банка/базы содержит информацию относительно возможного столкновения респондента со случаями почитания советских политических лидеров в качестве святых. Одна ячейка отведена для занесения личных воспоминаний относительно разрушения храмов, однако очевидцев таких происшествий выявлено немного.
Очень важное поле в таблице - это фиксация того, что говорилось в школе относительно Бога, Церкви и веры. Среди ответов респондентов выделяются две группы свидетельств: одни говорят о полном игнорировании данной темы, другие отмечают настойчивую атеистическую пропаганду. Даже в рамках одного города ситуация могла существенно разниться (не говоря уже о стране в целом) [27, № 12, 29].
Несколько полей банка/базы посвящены религиозной ситуации в СССР в период Великой Отечественной войны. Данную информацию могут сообщить только те респонденты, кто застал данное время в сознательном возрасте. Один столбец отражает осведомленность собеседников о восстановлении в 1943 г. патриаршества. Несколько полей характеризуют религиозную ситуацию в стране в послевоенный период.
Два поля в таблице аккумулируют информацию относительно «неофициальных» религиозных собраний православных, представителей иных конфессий, сектантов, старообрядцев и пр. Одна ячейка отражает присутствие милиционеров и антирелигиозных активистов около храмов в дни церковных праздников.
Несколько полей банка/базы содержат информацию о случаях агрессивно-атеистического поведения детей и молодежи, а также об оскорблениях верующих атеистами. Еще два поля посвящены случаям ограничений прав верующих в производственных коллективах и обсуждениям на производственных собраниях вопросов веры и атеизма.
Один из столбцов фиксирует оценки современниками материального достатка священнослужителей в 1940-1950-е гг.
Последнее поле в банке/базе данных фиксирует место интервьюирования, которое почти всегда совпадает с местом жительства респондента. За 2021 г. члены исследовательского коллектива опросили лиц, проживающих в Твери, Бологом, Калязине, Кашине, Лихославле, Осташкове, Кимрах, Конакове, Удомле, Торжке, Селижарове, Спирове, Пене и в прилегающих к ним районах.
Завершая обзор, следует отметить, что создание банка и базы данных необходимо не только для решения прикладных задач текущего проекта, но также для дальнейшего изучения темы другими исследователями: ими может быть заимствована методика изучения вопроса, использован массив информации для сравнительно-сопоставительного анализа с другими регионами Советского Союза и иными хронологическими периодами.
Наконец, анализ банка данных может способствовать поиску ответа на вопрос относительно характеристики самой сути тех процессов, которые протекали в церковной жизни страны в 1940-1950-е гг.: происходившие изменения были подлинным религиозным подъемом или же тактическим отступлением, на которое пошел И.В. Сталин ради решения внешнеполитических задач?
В настоящее время информационная система находится в стадии формирования и дополняется по мере поступления новых интервью. Итоговый вариант планируется запатентовать и представить широкому кругу исследователей после завершения работ над проектом в конце 2022 - начале 2023 гг.
Список литературы
1. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995. - 509, [2] с.
2. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 863 с.; илл.
3. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). - М.: Крутицкое Патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 1999. - 400 с.
4. Чеботарев С.А. Тамбовская епархия. 40-60-е гг. XX в. - Тамбов: Юлиус, 2004. - 379 с.
5. Федорова З.А. Деятельность уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви Калининской области в период Великой Отечественной войны // Вопросы исторической науки: материалы междунар. заоч. науч. конф. (Пермь, январь 2012 г.) / под ред. Г. Д. Ахметовой. - М., 2012. - С. 71-75.
6. Иванов П.С. Новейшая история сельских православных приходов в Тверской области (1940-1980-е гг.) // Вестник Тверского государственного университета. - Серия: Экономика и управление. - 2011. - Вып. 9. - С. 126-135.
7. Иванов П.С. Белая Троица в биографиях ее церковнослужителей 1940-х -1970-х годов // Из истории тверского края: сборник статей по материалам конференции, посвященной 450-летнему юбилею церкви Белая Троица в Твери. - Тверь, 2014. - С. 96-105.
8. Леонтьева Т.Г. Церковная повседневность эпохи позднего сталинизма в провинциальном измерении // Советское государство и общество в период позднего сталинизма. 1943-1953 гг.: материалы VII международной научной конференции. Тверь, 4-6 декабря 2014 г. - М.: Полит. энциклопедия; Президентский центр Б.Н. Ельцина, 2015. - С. 6-16.
9. Леонтьева Т.Г. Калининская епархия в послевоенный период (19451953 гг.) // Вестник Тверского государственного университета. - Серия: История. -2016. - № 4. - С. 39-58.
10. Дмитриев Н.А. «Церковное возрождение» в СССР в послевоенный период // Путь в науку: материалы международной научной конференции молодых ученых исторического факультета Тверского государственного университета, Тверь, 27 апреля 2020 г. / сост., ред. Т.Г. Леонтьева, Ю.В. Степанова. - Тверь: Тверской государственный университет, 2020. - С. 134-142.
11. Дмитриев Н.А. Управляющие Калининской епархией в период «церковного возрождения» // Вестник Тверского государственного университета. - Серия: История. - 2019. - № 4 (52). - С. 108-118.
12. Дмитриев Н.А. Борьба верующих за храмы в Калининской епархии в период «церковного возрождения» // StudArctic forum. - 2020. - Вып. 4 (20) [Электронный ресурс].
13. Леонтьева О.Г. Формирование коллекции воспоминаний «детей войны» о религиозных практиках населения Калининской области в 1940-1950-е годы // Вестник Тверского государственного университета. - Серия: История. - 2021. -№ 3 (59). - С. 114-119. DOI: 10.26456/vthistory/2021.3.116-121.
14. Беговатов Д.А. Архивный отдел Тверской епархиальной научной библиотеки: исследовательский потенциал для изучения церковной и религиозной жизни в Калининской области // 21 century: fundamental science and technology XXVIII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 27-28.12.2021/ - Morrisville, NC, USA: Lulu Press, 2021. - P. 16-21.
15. Дмитриев Н.А. Информативные возможности документов Калининского епархиального архива для изучения «церковного возрождения»: 1943-1958 гг. // Путь в науку: материалы международной научной конференции молодых ученых исторического факультета Тверского государственного университета «Путь в науку», Тверь, 21 апреля 2021 г. / сост., ред. Т.Г. Леонтьева, Ю.В. Степанова. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2021. - С. 217-222.
16. Беговатов Д.А. Епархиальные отчеты как источник по изучению церковной повседневности начала 1950-х гг. (на примере Калининской епархии) // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. - 2021. - № 4. -С. 108-125.
17. Леонтьева Т.Г. О воцерковленности населения Калининской области в 1930-1950 гг. (по воспоминаниям «детей войны») // Вестник Тверского государственного университета. - Серия: История. - 2021. - № 3 (59). - С. 39-60. DOI: 10.26456/vthistory/2021.3.040-061.
18. Дмитриев Н.А. Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области в период «церковного возрождения»: гонитель или помощник? // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. - 2021. - №3. - С. 71-80.
19. Леонтьева О.Г. Религиозная жизнь в советском обществе: открытие церквей в Калининской области в 1944 году // 21 century: fundamental science and technology XXVIII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 27-28.12.2021. -Morrisville, NC, USA: Lulu Press, 2021. P. 11-15.
20. Дмитриев Н.А. Религиозная жизнь в осташковском районе в послевоенный период // XV Ежегодная научная сессия аспирантов и молодых ученых: материалы Всероссийской научной конференции (Вологда, 23 ноября 2021 г.): в 3 т. -Вологда: ВоГУ, 2021. -Т. 3. - С. 40-43.
21. Канищев В.В., Баранова Е.В. Особенности формирования компьютерной базы данных как структурного элемента геоинформационной системы по истории погромного движения // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2019. - № 1. - С. 69-77.
22. Ким О.Г. База данных «Парцелляция и застройка Белого города Москвы в XVIII веке»: новый инструмент изучения исторических ландшафтов // Историческая информатика. - 2020. - № 4. - С. 164-178. DOI: 10.7256/2585-7797.2020.4.34716.
23. Куденко Н.В. Применение технологий баз данных для работы с делопроизводственными источниками периода Большого террора - протоколами милицейской тройки (на материалах Алтайского края) // Исторический курьер. - 2019. -№ 1 (3). - Статья 11. DOI: 10.31518/2618-9100-2019-1-11.
24. Львова С.Д., Герасимова Л.Н. Из опыта разработки базы данных о сказителях якутского эпоса // Научный диалог. - 2021. - № 3. - С. 231-243. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-3-231 -243.
25. Разинков С.Л., Захаровский Л.В. Информационный потенциал базы данных «Профессионально-техническое образование в Свердловской области (19201950-е гг.)» // Историческая информатика. - 2020. - № 3. - С. 51-70. DOI: 10.7256/2585-7797.2020.3.33935.
26. Серегин Н.Н., Радовский С.С. База данных некрополей Быстрянской культуры Алтая: структура и возможности использования // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: сборник научных статей / отв. ред. А.А. Тишкин. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2019. - Вып. XXV. - С. 212-218.
27. Архив участников научного проекта РФФИ № 21-09-43126. Анкеты № 1, 2, 4, 5, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 22, 24, 25, 27, 29, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 47, 50, 52, 56, 57, 58, 59, 63, 64.
References
1. Pospelovskij D.V. Russkaya pravoslavnaya cerkov' v XX veke [The Russian Orthodox Church in the XX century]. - M.: Respublika, 1995. - 509, [2] s. (In Russ.)
2. Cypin Vladislav, protoierej. Istoriya Russkoj Cerkvi. 1917-1997 [The History of the Russian Church. 1917-1997]. - M.: Izdatel'stvo Spaso-Preobrazhenskogo Va-laamskogo monastyrya, 1997. - 863 s ill. (In Russ.)
3. Shkarovskij M.V. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' pri Staline i Hrushcheve (Gosudarstvenno-cerkovnye otnosheniya v SSSR v 1939-1964 godah) [The Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev (State-Church Relations in the USSR in 1939-1964)]. - M.: Krutickoe Patriarshee podvor'e, Obshchestvo lyubitelej cerkovnoj is-torii, 1999. - 400 s. (In Russ.)
4. Chebotarev S.A. Tambovskaya eparhiya. 40-60-e gg. XX v. [Tambov Diocese. 40-60s of the XX century]. - Tambov: YUlius, 2004. - 379 s. (In Russ.)
5. Fedorova Z.A. Deyatel'nost' upolnomochennogo soveta po delam Russkoj Pra-voslavnoj Cerkvi Kalininskoj oblasti v period Velikoj Otechestvennoj vojny [Activities of the Commissioner of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church of the Kalinin Region during the Great Patriotic War] // Voprosy istoricheskoj nauki [Problems of historical science]: materialy mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (Perm', yanvar' 2012 g.) / Pod red. G. D. Ahmetovoj. - M., 2012. - S. 71-75. (In Russ.)
6. Ivanov P.S. Novejshaya istoriya sel'skih pravoslavnyh prihodov v Tverskoj oblasti (1940-1980-e gg.) [Recent history of Rural Orthodox parishes in the Tver Region
(1940s-1980s)] // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tver State University]. - Seriya: Ekonomika i upravlenie. - 2011. - Vyp. 9. - S. 126-135. (In Russ.)
7. Ivanov P.S. Belaya Troica v biografiyah ee cerkovnosluzhitelej 1940-h - 1970-h godov [The White Trinity in the Biographies of its Clergy of the 1940s - 1970s] // Iz istorii tverskogo kraya [From the history of the Tver region]: Sbornik statej po materialam kon-ferencii, posvyashchennoj 450-letnemu yubileyu cerkvi Belaya Troica v Tveri. - Tver', 2014. - S. 96-105. (In Russ.)
8. Leont'eva T.G. Cerkovnaya povsednevnost' epohi pozdnego stalinizma v pro-vincial'nom izmerenii [Church Everyday life of the Late Stalinist Era in the Provincial dimension] // Sovetskoe gosudarstvo i obshchestvo v period pozdnego stalinizma. 19431953 gg. [The Soviet state and society in the period of late Stalinism. 1943-1953]: Mate-rialy VII mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Tver', 4-6 dekabrya 2014 g. - M.: Polit. enciklopediya; Prezidentskij centr B.N. El'cina, 2015. - S. 6-16. (In Russ.)
9. Leont'eva T.G. Kalininskaya eparhiya v poslevoennyj period (1945-1953 gg.) [Kalinin Diocese in the post-war period (1945-1953)] // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tver State University]. - Seriya: Istoriya. - 2016. - № 4. - S. 39-58. (In Russ.)
10. Dmitriev N.A. «Cerkovnoe vozrozhdenie» v SSSR v poslevoennyj period ["Church Revival" in the USSR in the post-war period] // Put' v nauku [The path to science]: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh istoricheskogo fakul'teta Tverskogo gosudarstvennogo universiteta, Tver', 27 aprelya 2020 g. / Sost., red. T. G. Leont'eva, YU. V. Stepanova. - Tver': Tverskoj gosudarstvennyj universitet, 2020. - S. 134-142. (In Russ.)
11. Dmitriev N.A. Upravlyayushchie Kalininskoj eparhiej v period «cerkovnogo vozrozhdeniya» [Bishops of the Kalinin Diocese during the period of "church revival"] // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tver State University]. -Seriya: Istoriya. - 2019. - № 4 (52). - S. 108-118. (In Russ.)
12. Dmitriev N.A. Bor'ba veruyushchih za hramy v Kalininskoj eparhii v period «cerkovnogo vozrozhdeniya» [The struggle of believers for churches in the Kalinin diocese during the period of "church revival"] // StudArctic forum. - 2020. - Vypusk 4 (20). (In Russ.)
13. Leont'eva O.G. Formirovanie kollekcii vospominanij «detej vojny» o religioznyh praktikah naseleniya Kalininskoj oblasti v 1940-1950-e gody [Formation of a collection of memoirs of "war children" about religious practices of the population of the Kalinin region in the 1940s-1950s] / O. G. Leont'eva // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tver State University]. - Seriya: Istoriya. - 2021. - № 3 (59). - S. 114-119. (In Russ.) DOI: 10.26456/vthistory/2021.3.116-121.
14. Begovatov D.A. Arhivnyj otdel Tverskoj eparhial'noj nauchnoj biblioteki: issle-dovatel'skij potencial dlya izucheniya cerkovnoj i religioznoj zhizni v Kalininskoj oblasti [Archive Department of the Tver Diocesan Scientific Library: research potential for the study of church and religious life in the Kalinin region] // 21 century: fundamental science and technology XXVIII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 2728.12.2021/ - Morrisville, NC, USA: Lulu Press, 2021. - P. 16-21. (In Russ.)
15. Dmitriev N.A. Informativnye vozmozhnosti dokumentov Kalininskogo eparhial'nogo arhiva dlya izucheniya «cerkovnogo vozrozhdeniya»: 1943-1958 gg. [Informative possibilities of documents of the Kalinin Diocesan Archive for the study of "church revival": 1943-1958] // Put' v nauku [The path to science]: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh istoricheskogo fakul'teta Tverskogo gosudarstvennogo universiteta «Put' v nauku», Tver', 21 aprelya 2021 g. / sost., red. T.G. Leont'eva, YU.V. Stepanova. - Tver': Tver. gos. un-t, 2021. - S. 217-222. (In Russ.)
16. Begovatov D.A. Eparhial'nye otchety kak istochnik po izucheniyu cerkovnoj povsednevnosti nachala 1950-h gg. (na primere Kalininskoj eparhii) [Diocesan Reports as a source for the study of Church Everyday Life in the early 1950s (on the example of the Kalinin Diocese)] // Teologicheskij vestnik Smolenskoj pravoslavnoj duhovnoj semi-narii [Theological Bulletin of the Smolensk Orthodox Theological Seminary]. - 2021. -№ 4. - S. 108-125. (In Russ.)
17. Leont'eva T.G. O vocerkovlennosti naseleniya Kalininskoj oblasti v 1930-1950 gg. (po vospominaniyam «detej vojny») [About the churching of the population of the Kalinin region in 1930-1950 (based on the memoirs of the "children of war")] // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tver State University]. - Seriya: Is-toriya. - 2021. - № 3 (59). - S. 39-60. (In Russ.) DOI: 10.26456/vthistory/2021.3.040-061.
18. Dmitriev N.A. Upolnomochennyj Soveta po delam Russkoj pravoslavnoj cerkvi po Kalininskoj oblasti v period «cerkovnogo vozrozhdeniya»: gonitel' ili pomoshchnik? [Commissioner of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church in the Kalinin region during the "church revival": persecutor or assistant?] // Teologicheskij vestnik Smolenskoj pravoslavnoj duhovnoj seminarii [Theological Bulletin of the Smolensk Orthodox Theological Seminary]. - 2021. - №3. - S. 71-80. (In Russ.)
19. Leont'eva O.G. Religioznaya zhizn' v sovetskom obshchestve: otkrytie cerkvej v Kalininskoj oblasti v 1944 godu [Religious life in Soviet Society: the opening of churches in the Kalinin region in 1944] // 21 century: fundamental science and technology XXVIII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 27-28.12.2021. - Morrisville, NC, USA: Lulu Press, 2021. P. 11-15. (In Russ.)
20. Dmitriev N.A. Religioznaya zhizn' v ostashkovskom rajone v poslevoennyj period [Religious life in the Ostashkovsky district in the post-war period] // XV Ezhegodna-ya nauchnaya sessiya aspirantov i molodyh uchenyh [XV Annual scientific session of graduate students and young scientists]: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii (Vologda, 23 noyabrya 2021 g.): v 3 t. - Vologda: VoGU, 2021. -T. 3. - S. 40-43. (In Russ.)
21. Kanishchev V.V, Baranova E.V. Osobennosti formirovaniya komp'yuternoj ba-zy dannyh kak strukturnogo elementa geoinformacionnoj sistemy po istorii pogromnogo dvizheniya [Features of the formation of a computer database as a structural element of a geoinformation system on the history of the pogrom movement] // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta [Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant]. - Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. - 2019. - № 1. - S. 6977. (In Russ.)
22. Kim O.G. Baza dannyh «Parcellyaciya i zastrojka Belogo goroda Moskvy v XVIII veke»: novyj instrument izucheniya istoricheskih landshaftov [The database "Parcelling and building of the White City of Moscow in the XVIII century": a new tool for studying historical landscapes] // Istoricheskaya informatika [Historical informatics]. -2020. - № 4. - S. 164-178. (In Russ.) DOI: 10.7256/2585-7797.2020.4.34716.
23. Kudenko N.V. Primenenie tekhnologij baz dannyh dlya raboty s deloproizvod-stvennymi istochnikami perioda Bol'shogo terrora - protokolami milicejskoj trojki (na ma-terialah Altajskogo kraya) [Implementing Database Technologies for the Analysis of Record-Keeping Documentation from the Period of the Great Terror - Protocols of the Militia Troikas (On the Materials of Altai Krai)] // Istoricheskij kur'er [Historical Courier]. -2019. - № 1 (3). - Stat'ya 11. (In Russ.) DOI: 10.31518/2618-9100-2019-1-11.
24. L'vova S.D. Iz opyta razrabotki bazy dannyh o skazitelyah yakutskogo eposa [Experience of Developing a database of storytellers of the Yakut Epos] // Nauchnyj dialog [Scientific dialogue]. - 2021. - № 3. - S. 231-243. (In Russ.) DOI: 10.24224/22271295-2021-3-231-243.
25. Razinkov S.L., Zaharovskij L.V. Informacionnyj potencial bazy dannyh «Pro-fessional'no-tekhnicheskoe obrazovanie v Sverdlovskoj oblasti (1920-1950-e gg.)» [Information potential of the database "Vocational and technical education in the Sverdlovsk region (1920-1950s)"] / S. L. Razinkov, L. V. Zaharovskij // Istoricheskaya in-formatika [Historical informatics]. - 2020. - № 3. - S. 51-70. (In Russ.) DOI: 10.7256/2585-7797.2020.3.33935.
26. Seregin N.N., Radovskij S.S. Baza dannyh nekropolej Bystryanskoj kul'tury Altaya: struktura i vozmozhnosti ispol'zovaniya [Database of the necropolis of the By-stryanskaya culture in Altai: structure and possibilities of use] // Sohranenie i izuchenie kul'turnogo naslediya Altajskogo kraya [Preservation and study of the cultural heritage of the Altai Territory]: sbornik nauchnyh statej / otv. red. A. A. Tishkin. - Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2019. - Vyp. XXV. - S. 212-218. (In Russ.)
27. Arhiv uchastnikov nauchnogo proekta RFFI № 21-09-43126 [Archive of participants of the scientific project of the RFBR № 21-09-43126]. Ankety [Questionnaires] № 1, 2, 4, 5, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 22, 24, 25, 27, 29, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 47, 50, 52, 56, 57, 58, 59, 63, 64.