Научная статья на тему 'Байконур: проблемы и перспективы российско-казахстанского сотрудничества в космической сфере'

Байконур: проблемы и перспективы российско-казахстанского сотрудничества в космической сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
2918
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЙКОНУР / BAIKONUR / РОССИЯ / RUSSIA / КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN / КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / SPACE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баскакова Ирина Андреевна

Статья посвящена оценке нынешнего состояния и перспектив взаимодействия России и Казахстана по вопросу эксплуатации космодрома Байконур с учетом имеющихся проблем: стремления Казахстана изменить правовую основу сотрудничества, замены российской ракеты-носителя «Ангара» на российско-украинский «Зенит», строительства Россией космодрома Восточный на своей территории и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Baikonur: Problems and Prospects of Russian-Kazakhstan Space Cooperation

The article is dedicated to present state and prospects of Russian-Kazakhstan joint exploitation of the Baikonur space launching site. It also explores such problems as Kazakhstan intention to change a legal platform of cooperation, use of Russian-Ukrainian carrier rocket “Zenit”, that replaced the Russian “Angara” rocket, building of “Vostocniy” space launching site on the Russian territory and other issues.

Текст научной работы на тему «Байконур: проблемы и перспективы российско-казахстанского сотрудничества в космической сфере»

И.А. Баскакова

БАЙКОНУР: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Статья посвящена оценке нынешнего состояния и перспектив взаимодействия России и Казахстана по вопросу эксплуатации космодрома Байконур с учетом имеющихся проблем: стремления Казахстана изменить правовую основу сотрудничества, замены российской ракеты-носителя «Ангара» на российско-украинский «Зенит», строительства Россией космодрома Восточный на своей территории и др.

Ключевые слова: Байконур, Россия, Казахстан, космическая отрасль.

Казахстан является ключевым союзником России на постсоветском пространстве, активно участвующим во всех про-российских интеграционных проектах1, включая формирующийся Евразийский экономический союз. Между двумя государствами налажены тесные политические и экономические связи, осуществляется сотрудничество в сфере безопасности.

Тем не менее помимо укрепления двухсторонних связей и углубления интеграции в российско-казахстанских отношениях существуют и проблемы. Одна из самых значительных - совместная эксплуатация космодрома Байконур, находящегося на территории Казахстана, но являющегося основной стартовой площадкой для пусков, осуществляемых Российской Федерацией. На данный момент это единственный космодром, с которого производятся российские пилотируемые запуски.

Первое межправительственное соглашение, регулирующее вопросы эксплуатации Байконура, было заключено между Россией и Казахстаном в 1992 г. По этому соглашению РФ взяла на себя 94 % финансирования объектов Байконура, располагавшиеся там войска вошли в состав военно-космических сил РФ2. Но условия соглашения не нравились казахстанской стороне.

© Баскакова И.А., 2014

На заре независимости Казахстана президент Нурсултан Назарбаев выступал с идеей создания на базе Байконура международного консорциума, где у России не было бы никаких преимуществ не только перед республиками бывшего СССР, но и перед США. Разумеется, Москва выступила резко против, но эта идея еще несколько лет обсуждалась казахстанскими властями.

В итоге в 1994 г. было заключено межправительственное соглашение об аренде Россией космодрома Байконур3 сроком на 20 лет (стоимость аренды - 115 млн долл. в год)4. Согласно этому документу, необходимо развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в космической области и расширять участие Казахстана в выполнении космических программ на Байконуре, проводить модернизацию его инфраструктуры, повышать экологическую безопасность деятельности, осуществляемой на космодроме.

В 2004 г. соглашение было продлено до 2050 г. Стоимость аренды не изменилась, но, согласно новым условиям, Россия обязана делиться с Казахстаном доходами от реализации совместных с ним проектов на Байконуре5. Во время выработки нового соглашения возникла проблема, с какой даты его продлевать. В Астане предлагали сделать это с момента заключения первого соглашения в 1994 г., а в Москве - с момента подписания нового соглашения, т. е. с 2004 г. Поэтому срок аренды на 50 лет до 2050 г. можно назвать компромиссным вариантом6.

Стоит отметить, что Россия это соглашение ратифицировала сразу же, а Республика Казахстан (РК) - только в апреле 2010 г. после ноты МИД РФ7 (казахстанских парламентариев не устраивали сохранение прежней стоимости аренды, при том, что до половины этой суммы включалось в различные взаимозачеты, а не переводилось живыми деньгами, а также правовой статус граждан РК на Байконуре8). Но уже с 2012 г. казахстанские официальные лица все чаще стали говорить о необходимости подписания нового соглашения с целью отхода от арендных отношений9. По мнению Талгата Мусабаева, председателя Национального космического агентства Республики Казахстан (Казкосмос), «арендные отношения в некоторой степени начинают тормозить, к примеру, развитие казахстанского космоса, мы не можем никак не войти на космодром и сделать что-то. Казахстан изменился, авторитет нашей страны вырос во всех отношениях. Военная составляющая Российской Федерации ушла полностью с космодрома. Если это была раньше воинская часть, то теперь это совершенно гражданский объект. Все это требует внесения новых положений...»10. Текст соглашения в данный момент находится на согласовании в Москве, а в качестве

возможной даты подписания называется 2016 г.11 (после окончания срока действия «дорожной карты», подробнее о которой будет сказано ниже).

Как уже говорилось выше, на данный момент ситуация с Байконуром является одним из наиболее проблемных сюжетов российско-казахстанских отношений. Во-первых, напряженность между нашими странами в космической сфере связана со статусом Байконура и свободой его использования Россией. Во-вторых, сложно решался вопрос о выборе ракеты-носителя, которая придет на смену «Протону» (в итоге вместо российской «Ангары» будет использоваться российско-украинский «Зенит»). В-третьих, несмотря на в целом благожелательное отношение Казахстана к межгосударственному сотрудничеству с Россией, периодически возникают крайне неприятные эпизоды: попытки квотировать запуски «Протонов», усложнение согласования трасс выведения или отказ в согласовании.

Кроме того, до недавнего времени существовало значительное недопонимание между руководством Казкосмоса и Федерального космического агентства (Роскосмоса). Лишь после назначения в конце 2013 г. на должность главы Роскосмоса Олега Остапенко эту проблему удалось решить.

Вскоре после этого на межправительственном уровне удалось согласовать и принять «дорожную карту» по Байконуру, что, по мнению главы Казкосмоса Т. Мусабаева, стало большим шагом в развитии партнерских отношений: «Договорились и зафиксировали на бумаге, что проект создания ракетно-космического комплекса "Байтерек" будет реализовываться с использованием ракеты-носителя "Зенит"»12.

Для лучшего понимания ситуации необходимо напомнить, что одним из ключевых проектов в начале 2000-х гг. было создание ракетно-космического комплекса (РКК) «Байтерек» для запусков российской ракеты-носителя «Ангара» вместо используемого сейчас «Протона».

В итоге по ряду причин Казахстан не стал строить этот комплекс в первоначальном варианте. Кроме того, постоянно переносились сроки первого запуска с космодрома Плесецк ракеты-носителя «Ангара». В этих условиях Казахстан предложил создать комплекс «Байтерек» под российско-украинскую ракету-носитель «Зенит»13.

До января 2015 г. этот комплекс будет выведен из аренды России и передан Казахстану, который возьмет на себя расходы по его содержанию - около 10 млн долл. в год. Речь, однако, идет о сов-

местном использовании комплекса - Казахстан, по словам Т. Мусабаева, не собирается самостоятельно «там работать и ракеты запускать. Мы осознаем, что на сегодняшний день это невозможно. Также мы планируем в будущем модернизировать "Зенит" с тем, чтобы создать на основе этого комплекса ракету тяжелого класса, чтобы впоследствии она могла заменить "Протон"»14. По оценке заместителя председателя национальной компании Казкосмос Меирбека Молдабекова, это станет возможным к 2025 г.15 Однако перспективы проекта «Байтерек» в таком формате вызывают сомнения у ряда экспертов16.

Еще более усложнилась ситуация с началом острой фазы украинского кризиса. В апреле 2014 г. глава Роскосмоса О. Остапенко заявлял, что не считает перенос производства на российские предприятия целесообразным, но для принятия окончательного решения необходимо подождать разрешения политического кризиса на Украине. «Делать ставку на ракету-носитель "Зенит" смысла нет, но время покажет, как будут развиваться события... Мы базовую ориентацию делаем на отечественные, российские ракеты-носите-ли»17. На данный момент (июнь 2014 г.) реализация проекта продолжается18, даже несмотря на заявление президента Украины П. Порошенко о разрыве военно-промышленного сотрудничества с Россией, однако уверенности в том, что завершить проект удастся, у российской стороны нет.

Накаляет и без того сложную ситуацию и вопрос о компенсации в связи с падением «Протонов». Последний раз «Протон-М» рухнул на старте 2 июля 2013 г. По оценке Министерства окружающей среды и водных ресурсов Казахстана, сумма ущерба - около 90 млн долл. Однако Россия заявила, что Роскосмос проведет собственную экспертизу, для того чтобы оценить корректность расчетов19. Тем временем в мае 2014 г. случилась очередная авария20.

Неудачные пуски и трения по вопросу о компенсации случались и раньше. Например, после падения российской ракеты-носителя «Днепр» в 2006 г. между Россией и Казахстаном возникли споры, касающиеся выплаты компенсаций пострадавшей стороне. Казахстан первоначально оценил совокупный экономический и экологический ущерб в 40,7 млрд тенге (330 млн долл.), что в два раза превышает ежегодную арендную плату России за использование Байконура. РФ отказалась выплачивать подобную сумму, и Казахстан был вынужден снизить свои требования до 141,8 млн тенге (1,11 млн долл.). Компенсация была выплачена, и в январе 2007 г. Казахстан дал разрешение на возобновление запусков «Дне-

пра»21. В том же 2007 г. неудачей завершился запуск ракеты-носителя «Протон», сумма компенсации составила 2,5 млн долл., хотя изначально казахстанская сторона говорила о 8,5 млн долл.22 Неудачные пуски имели место и в 2010-2012 гг.23

Понимание необходимости отказа от гептиловых ракет есть у обеих сторон. Но для этого сначала надо разработать ракету-носитель на экологически безопасном топливе24. Такой проект у России есть - это «Ангара». Как было сказано выше, в 2013 г. Казахстан из проекта вышел. Поэтому теперь Россия планирует использовать «Ангару» на космодроме Восточный.

Несмотря на наличие космодромов на своей территории, Россия по-прежнему арендует Байконур, так как географическое положение космодрома позволяет запускать пилотируемые корабли, межпланетные станции и спутники (и спутники связи, и шпионские) на геостационарную орбиту. По техническим причинам это неосуществимо с космодромов Плесецк и Капустин Яр на территории Российской Федерации25. Сходные условия лишь на Дальнем Востоке, но космодром Восточный пока не готов к использованию.

Строить новый крупный космодром в Амурской области и со временем перевести на него все российские пилотируемые запуски Кремль вынужден из-за постоянных конфликтов по поводу выплат и, самое главное, опасений возможной политической нестабильности после ухода Назарбаева. Байконур будет эксплуатироваться как минимум до 2050 г., как это предусмотрено имеющимися российско-казахстанскими договоренностями, но нагрузка на него постепенно будет снижаться, заявляют в Роскосмосе.

Обеспечение самостоятельного доступа в космос на фоне сложностей российско-казахстанских отношений имеет первоочередное значение для Москвы. В соответствии с соглашением 2004 г. российской стороне необходимо согласовывать с Астаной план запуска с Байконура ракет, использующих токсичные компоненты топлива. С тех пор ежегодно договоренности по числу пусков становятся предметом особых политических спекуля-ций26. А главное, как уже говорилось выше, с 2012 г. Астаной неоднократно ставился вопрос о подписании нового соглашения с целью отхода от арендных отношений. Создание нового космодрома связано с решением и других задач: укрепление позиций России в АТР с учетом космических программ Китая и Индии, развитие российского Дальнего Востока, использование оставшейся инфраструктуры закрытого в 2007 г. космодрома Свободный. Не менее важен и экономический фактор: кроме арендной платы в

размере 3,5 млрд руб. (115 млн долл.), 1,5 млрд руб. уходит на поддержание объектов космодрома. Еще более 1 млрд руб. - дотации в городской бюджет Байконура27.

Глава Казкосмоса признает оправданной политическую составляющую строительства нового космодрома, который необходим России для обеспечения независимого доступа в космос (это особенно актуально при запусках аппаратов двойного назначения в интересах национальной безопасности и обеспечения обороноспособности) и как новый стимул для развития Дальнего Востока. Но, разумеется, Т. Мусабаев не считает строительство Восточного экономически оправданным: «С экономической точки зрения создание такого рода полигона и соответствующих космических ракетных комплексов на нем является капиталоемким и долговременным мероприятием для любого государства»28.

Как уже было сказано выше, в ближайшие годы Россия продолжит использование Байконура, что подтвердил в феврале 2014 г. первый заместитель генерального директора научно-производственного центра им. Хруничева Владимир Нестеров: «У нас нет никаких планов уходить с Байконура. Когда появится "Ангара", она должна будет набрать определенную положительную статистику». Вместе с тем он отметил, что после ввода в строй Восточного у России появится определенная «свобода маневра»29. Согласно «дорожной карте» по совместному использованию комплекса Байконур на 2014-2016 гг., подписанной в декабре 2013 г., кроме развития проекта «Байтерек» с использованием ракет-носителей «Зенит» в 2014 г. должна быть проработана «возможность создания совместных космических ракетных комплексов легкого (сверхлегкого) класса на космодроме». Также предполагается выработка специального механизма обеспечения допуска казахстанских специалистов к документации и оборудованию космодрома, содержащим государственную тайну, разработка порядка использования секретного оборудования и определение порядка приема на работу казахстанских специалистов по специальностям космического профиля30.

Одним из крупных проектов, реализуемых двумя государствами, является проект создания казахстанской системы спутниковой связи и вещания «КазСат». Первый «КазСат» был запущен в 2006-м, но спустя два года возникли проблемы в работе системы управления и спутник был безвозвратно потерян. Казахстан в потере «КазСата» обвинил Россию: спутник «собрали из ненадежных российских конструкций»31. В 2011 г. на орбиту был выведен «Каз-Сат-2», предназначенный для телевизионного вещания и передачи

данных спутниковой связи на территории Казахстана и стран Центральной Азии, а в апреле 2014 г. состоялся запуск «КазСат-3». «КазСат-2» и «КазСат-3» совместно должны образовать полноценную систему связи, благодаря чему республика будет независима от зарубежных систем. Кроме того, это позволит сократить импорт телекоммуникационных услуг примерно на 22 млн долл. в год. Тем временем Казкосмос уже планирует создание нового спутника. Но собираться «КазСат-4» будет уже не в России, а на базе сбороч-но-испытательного комплекса в Астане32.

В рамках подписанного 22 мая 2008 г. межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС33 национальной компанией «Казахстан Гарыш Сапа-ры» проводятся работы по созданию наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации Республики Казахстан (СВСН РК) на основе региональных дифференциальных систем СВСН с учетом использования стандартных сигналов ГЛОНАСС и американской GPS.

Национальный центр космических исследований и технологий Казахстана совместно с ведущими российскими научно-исследовательскими институтами (Институт космических исследований РАН, Институт солнечно-земной физики РАН, Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН и др.) проводит научные исследования в области астрофизики, физики ближнего и дальнего космоса, атмосферы и ионосферы Земли, а также космических технологий с целью решения научных и научно-технических проблем развития космической деятельности в рес-публике34.

В рамках двухстороннего сотрудничества осуществляется подготовка казахстанских специалистов для космической отрасли Республики Казахстан в таких российских вузах, как Московский авиационный институт, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана и др.35

Ведутся переговоры о возможности отправки Казахстаном своего космонавта на Международную космическую станцию (МКС) в 2016-2017 гг. Представитель Казахстана должен был отправиться на МКС в 2009 г. на корабле «Союз ТМА-16», однако в связи с сокращением бюджетных расходов республика отказалась от данной возможности36.

Главной проблемой Казахстана остается вопрос, что будет с Байконуром после ухода России. По мнению российских экспертов, вывод военных с космодрома значительно ослабляет

его перспективы и говорит об отсутствии долгосрочных планов в отношении него у России. Постепенная передача объектов гражданским службам Роскосмоса началась еще во второй половине 1990-х гг. К декабрю 2007 г. Байконур покинули 5 тыс. военнослужащих. Ввод в строй Восточного, несомненно, снизит роль Байконура в российской космической программе, особенно в пилотируемых полетах. Однако пока с учетом незавершенного строительства нового космодрома и очередного (уже девятого) переноса на 2014 г. первого пуска ракеты-носителя «Ангара»37 казахстанский космодром будет служить российской космонавтике еще по меньшей мере два ближайших десятилетия. В свете этих задач Россия будет поддерживать необходимый уровень технического оснащения казахстанского космодрома, продолжая и далее вкладывать средства в развитие инфраструктуры на собственной территории38.

Затем Казахстану придется самостоятельно сохранять и развивать «Байконур», что, очевидно, будет сложной задачей, так как у республики нет для этого достаточного научно-технического и кадрового потенциала39.

Однако хочется надеяться, что двустороннее сотрудничество не завершится «космическим разводом». В условиях ужесточающейся конкуренции, возможно, более целесообразным для России было бы инвестирование в разработку новых, более совершенных, ракет-носителей, которые пришли бы на смену ракетам пятидесятилетней давности, а не в строительство космодрома Восточный. Стоимость финансирования проекта, включая 2015 г., составляет 300 млрд руб. Необходимо сказать, что тот функционал, который запланирован, вряд ли позволит производить с Восточного большое количество запусков. И, главное, он не позволяет надеяться на то, что в обозримом будущем у России появится новый и современный класс ракет-носителей. Ведь на Восточном будет построен лишь один стартовый комплекс ракетоносителя среднего класса повышенной грузоподъемности (до 20 т) в составе двух пусковых установок. Есть сведения о том, что к 2018 г. построят две «тяжелые» стартовые площадки. Однако, учитывая, что две «средние» будут строиться 7 лет (и не факт, что будут готовы вовремя: проблема отставания в сроках строительства не решена до сих пор40), прогноз весьма пессими-стический41.

В случае полного ухода России с Байконура Казахстан не сможет поддерживать инфраструктуру космодрома, и его будущее представляется туманным. В связи с этим и Москве, и Астане необхо-

димо проявить большее стремление к компромиссу. Тем более что о заинтересованности в совместном использовании Байконура не только в ближайшие годы, но и в долгосрочной перспективе, несмотря на все сложности взаимодействия и строительство космодрома Восточный, обе стороны заявляли неоднократно42.

Примечания

За исключением Союзного государства.

Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке использования космодрома Байконур (Москва, 25 мая 1992 г.) [Электронный ресурс] // Федеральное космическое агентство. URL: http://www.federalspace. ru/2309/ (дата обращения: 07.06.2014).

На территории Байконура и г. Ленинска в отношении российских военных, специалистов и членов их семей применяется российское законодательство. Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации города Байконур. URL: http://www.baikonuradm.ru/index.php7mod1 =npb1&npbid=38 (дата обращения: 07.06.2014).

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2004/01/60146.shtml (дата обращения: 07.06.2014).

Григорьева Е. Путин решил проблему Байконура до 2050 года [Электронный ресурс] // Nomad. URL: http://www.nomad.su/7a-3-200401120026 (дата обращения: 07.06.2014).

Парламент РК ратифицировал соглашение с РФ, продлевающее аренду космодрома Байконур до 2050 года [Электронный ресурс] // Агентство международной информации «Новости - Казахстан». URL: http://www.newskaz.ru/ politics/20100409/521835.html (дата обращения: 07.06.2014). Чеберко И. Надавив на Казахстан, Россия получила Байконур до 2050 г. [Электронный ресурс] // Деловая газета «Маркер». URL: http://marker.ru/news/395 (дата обращения: 07.06.2014).

Подробнее см., напр.: Астана и Москва прорабатывают возможность поэтапного отхода от арендных отношений по Байконуру [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства Meta. URL: http://www.meta.kz/novosti/ kazakhstan/758780-astana-i-moskva-prorabatyvayut-vozmozhnost-poetapnogo-othoda-ot-arendnyh-otnosheniy-po-baykonuru.html (дата обращения: 07.06.2014);

3

4

5

6

7

8

Аксенов П. Россия может отказаться от аренды космодрома Байконур [ Электронный ресурс] // BBC. Русская служба. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/rus-sia/2012/12/121210_baikonur_rent_russia.shtml (дата обращения: 07.06.2014); Новое соглашение по космодрому Байконур [Электронный ресурс] // Военно-промышленный курьер. URL: http://www.vpk-news.ru/articles/14534 (дата обращения: 07.06.2014).

10 Мусабаев Т. У Казахстана есть реальные достижения в развитии космической отрасли [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Интерфакс-Казахстан». URL: http://www.interfax.kz/?lang=rus&int_id=13&news_id=220 (дата обращения: 07.06.2014).

11 Там же.

12 Шалабаева А. Теперь нам только снится рокот космодрома [Электронный ресурс] // Эксперт-Казахстан. URL: http://expertonline.kz/a12446/ (дата обращения: 07.06.2014).

13 В соответствии с соглашением 2004 г. Москва согласилась на паритетных началах с Астаной принять участие в проекте РКК «Байтерек» как одного из направлений повышения эффективности эксплуатации Байконура. Источником финансирования должен был стать льготный кредит в размере 223 млн долл., предоставленный казахстанской стороной специально созданному совместному казахстанско-российскому предприятию «Байтерек». Комплекс ориентирован на выполнение коммерческих пусков, а также на космические программы России и Казахстана. В качестве технической базы проекта предполагалось создание стартового и технического комплексов для разрабатываемой российской ракеты-носителя «Ангара». «Байтерек» должен был заложить основу для самостоятельных казахстанских пусков ракет в будущем. Однако к лету 2007 г. у участников проекта возникли разногласия. Глава Казкосмоса даже обвинил Россию в затягивании сроков реализации программы, сославшись на недорабо-танность эскизного проекта РКК и проблемы в техническом проектировании «Ангары». В начале 2012 г. добавились разногласия по вопросам финансирования, и осенью того же года казахстанская сторона предложила создать комплекс «Байтерек» под российско-украинскую ракету-носитель «Зенит» вместо «Ангары». Подробнее см.: Лихачев М.А. К 2030 году Россия будет запускать ракеты с собственных космодромов [Электронный ресурс] // Российский институт стратегических исследований. URL: http://www.riss.ru/analitika/2495-perspek-tivy-rossijskogo-prisutstviya-na-bajkonure (дата обращения: 07.06.2014); Проекту «Байтерек» необходимо участие Казахстана в режиме контроля за ракетными технологиями [Электронный ресурс] // Tengrinews. URL: http://tengrinews. kz/progress/proektu-bayterek-neobhodimo-uchastie-kazahstana-rejime-kontrolya-raketnyimi-248762/ (дата обращения: 07.06.2014).

14 Мусабаев Т. Мы бы хотели, чтобы Россия осталась на Байконуре навсегда [Электронный ресурс] // Известия. URL: http://izvestia.ru/news/563496#ixzz2tlWfgCl0 (дата обращения: 07.06.2014).

15 Казахстан с 2014 г. намерен самостоятельно запускать ракеты «Зенит» [Электронный ресурс]// РИА Новости. URL: http://ria.ru/space/20131203/981552073. html (дата обращения: 07.06.2014).

16 См., напр.: Россия уходит с Байконура? [Электронный ресурс] // Медиапортал «Радиоточка». URL: http://www.radiotochka.kz/news/full/1473.html (дата обращения: 07.06.2014); Проект «Байтерек» под вопросом [Электронный ресурс] // Военно-промышленный курьер. URL: http://vpk-news.ru/articles/18847 (дата обращения: 07.06.2014).

17 Роскосмос против переноса производства ракет-носителей «Зенит» в РФ [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/space/20140424/1005286092. html (дата обращения: 07.06.2014).

18 Днепропетровское бюро продолжает обслуживать российские ракеты [Электронный ресурс] // Украинская правда. URL: http://www.pravda.com.ua/rus/ news/2014/06/19/7029528/ (дата обращения: 19.06.2014).

19 Красиенко Я. Казахстану никак не удается получить 13,5 миллиарда за падение «Протона» [Электронный ресурс] // Сайт телеканала «КТ». URL: http://www. ktk.kz/ru/news/video/2014/02/04/26514 (дата обращения: 07.06.2014).

20 Ракета «Протон» с российским спутником упала за пределами Казахстана [Электронный ресурс] //РИА Новости. URL: http://ria.ru/science/20140516/1007966351. html (дата обращения: 07.06.2014).

21 Россия и Казахстан согласовали компенсацию за упавший «Протон» [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2007/01/08/dnepr/ (дата обращения: 07.06.2014).

22 Казахстан разрешил России запускать с Байконура ракеты «Днепр» [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2007/12/19/proton/ (дата обращения: 07.06.2014).

23 Ахматова З. «Протон». Хроника падения [Электронный ресурс] // Уласть. URL: http://vlast.kz/article/_laquoproton_raquo_hronika_padenija-5581.html (дата обращения: 07.06.2014).

24 Шалабаева А. Указ. соч.

25 Цехмистренко С. Между Москвой и Алма-Атой пролегла байконурская тень [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru/doc. aspx?DocsID=72173 (дата обращения: 07.06.2014).

26 Лихачев М.А. Указ. соч.

27 Там же.

28 Шалабаева А. Указ. соч.

29 Россия не планирует уходить с Байконура [Электронный ресурс] // Информационное агентство "NewTimes.kz". URL: http://newtimes.kz/security/8135-rossiya-ne-planiruet-ukhodit-s-bajkonura (дата обращения: 07.06.2014).

30 Рафалович С. Дорожная карта - план к действию [Электронный ресурс] // Кызылординские вести. URL: http://www.kzvesti.kz/191-ot-31-dekabrya-2013/1280-dorozhnaya-karta-plan-k-deystviyu.html (дата обращения: 07.06.2014).

31 Казахстанский спутник потерян [Электронный ресурс] // Лаборатория общественно-политического развития стран ближнего зарубежья. Информационно-аналитический центр. URL: http://ia-centr.ru/publications/3120/ (дата обращения: 07.06.2014).

32 Россия успешно вывела на орбиту казахстанский спутник «КазСат-3» [Электронный ресурс] // Центральный интернет-портал Шанхайской Организации Сотрудничества. URL: http://infoshos.ru/ru/7idn-12779 (дата обращения: 07.06.2014).

33 Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы (Астана, 22 мая 2008 г.) [Электронный ресурс] // Федеральное космическое агентство. URL: http://www.federalspace.ru/2310/ (дата обращения: 07.06.2014).

34 Рассматривая тему ГЛОНАСС, необходимо отметить, что в апреле 2014 г. Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о создании единого навигационного пространства. Наземный сегмент ГЛОНАСС пополнят 50 измерительных станций, размещенных за пределами России. Подробнее см.: Иванов: Россия, Белоруссия и Казахстан создадут единую сеть ГЛОНАСС [Электронный ресурс] // Газета «Труд». URL: http://www.trud.ru/article/23-04-2014/1311744_ ivanov_rossija_belorussija_i_kazaxstan_sozdadut_edinuju_set_glonass.html (дата обращения: 07.06.2014).

35 Шаймагамбетов Е. Международное сотрудничество - важный шаг в развитии космонавтики [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Национального космического агентства Республики Казахстан. URL: http:// kazcosmos.gov.kz/kz/press-office/intervyu/ma%D2%9Balalar-men-s%D2%B1x-battar-kontejner/20.html (дата обращения: 07.06.2014).

36 Казахстан ведет переговоры с Россией о возможности отправки своего космонавта на Международную космическую станцию [Электронный ресурс] // Trend News Agency. URL: http://www.trend.az/regions/casia/kazakhstan/2262815.html (дата обращения: 07.06.2014).

37 Первый старт ракеты «Ангара» в Архангельске перенесен на 2014 год [Электронный ресурс] // Аргументы недели. URL: http://argumenti.ru/army/2013/04/249171 (дата обращения: 07.06.2014).

38 Лихачев М.А. Указ. соч.

39 Voloshin G. Kazakhstani-Russian Space Cooperation Further at Risk [Электронный ресурс] // The Jamestown Foundation. URL: http://www.jamestown.org/sin-gle/?tx_ttnews [tt_news]=4142 7&no_cache=1 #.VChRf 1 cve8o (дата обращения: 07.06.2014).

40 Рогозин Д. Строительство нового космодрома все еще отстает от графика [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/space/20140416/1004129631. html (дата обращения: 07.06.2014).

41 Тучков В. Слабый отблеск Байконура. Принесет ли счастье российской космонавтике переезд из Казахстана на Дальний Восток? [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал «ЦентрАзия». URL: http://www. centrasia.ru/newsA.php?st=1392218280 (дата обращения: 07.06.2014).

42 См., напр., уже упоминавшиеся публикации: Мусабаев Т. Мы бы хотели, чтобы Россия осталась на Байконуре навсегда...; Россия не планирует уходить с Байконура.. , а также интервью заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина: «Это вложение в будущее этих стран и в наши стратегические интересы» [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: http://www. kommersant.ru/doc/2274864 (дата обращения: 07.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.