Научная статья на тему 'БАЯН КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА'

БАЯН КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / БАЯН / ГАРМОНЬ / ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / MUSICAL INSTRUMENT / ACCORDION / HARMON / SOUND PRODUCTION / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимова Р.Е., Янковская О.В.

Статья посвящена истории возникновения баяна как феномена русской музыкальной культуры. Рассматриваются различные точки зрения на вопрос происхождения этого музыкального инструмента. Прослеживаются традиции российского исполнительского искусства на баяне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BAYAN AS A PHENOMENON OF RUSSIAN MUSICAL CULTURE: THE HISTORY OF THE INITIATION AND EXECUTION

The article is devoted to the history of the appearance of bayan as a phenomenon of Russian musical culture. Various points of view on the origin of this musical instrument are considered. The tradition of Russian performing art on the accordion is traced.

Текст научной работы на тему «БАЯН КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

УДК 327.878

Герасимова Р.Е.

студент 2 курса ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова» научный руководитель: Янковская О.В., к.филол.н.

доцент кафедра НХТ Россия, РХ, г. Абакан БАЯН КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Аннотация: Статья посвящена истории возникновения баяна как феномена русской музыкальной культуры. Рассматриваются различные точки зрения на вопрос происхождения этого музыкального инструмента. Прослеживаются традиции российского исполнительского искусства на баяне.

Ключевые слова: музыкальный инструмент, баян, гармонь, звукоизвлечение, исполнительство.

Gerasimova R.E. Second year student FGBOU VO "KSU them. NF Katanova»

Russia, RH, Abakan Scientific adviser: Yankovskaya O.V.

Candidate of Philology, Associate Professor of the NHT Department

BAYAN AS A PHENOMENON OF RUSSIAN MUSICAL CULTURE: THE HISTORY OF THE INITIATION AND EXECUTION

Annotation: The article is devoted to the history of the appearance of bayan as a phenomenon of Russian musical culture. Various points of view on the origin of this musical instrument are considered. The tradition of Russian performing art on the accordion is traced.

Key words: musical instrument, accordion, harmon, sound production, performance

«Баян с уверенностью можно назвать одним из феноменов русской музыкальной культуры. Вопрос зарождения и происхождения баяна, столь популярного у русского народа инструмента, до сих пор является спорным предметом изучения исследователей разных стран» [1, с. 56].

К истории возникновения и развития инструмента, вопросам исполнительства на баяне и гармони обращались такие отечественные ученые как А. Аверин, В. Бычков, Д. Варламов, М. Имханицкий, Ф. Липс, А. Мирек, и др.

Среди зарубежных исследователей можно выделить А. Рота (Германия), Т. Чаруаса (США), В. Мауэра (Австрия), П. Монишона (Франция), считавших, что гармоники ведут историю от азиатского шэна

(Китай). Согласно этнографическим источникам о нем было известно еще три тысячи лет назад. С середины XVIII в. до середины XX в. ученые были уверены в том, что китайский шэн является предшественником гармоники, однако, не могли объяснить факт его стремительного усовершенствования (всего за два столетия приведшего к возникновению множественных разновидностей гармоник) на фоне существования в абсолютно неизменном виде на протяжении трех тысяч лет.

По другим предположениям, возникновение гармоники связывалось с именами: М. Поло, Х.Г. Кратценштейна, Ф. Эшенбаха, органного настройщика Ф. Бушмана, в 1821 г. впервые изготовившего губную, а затем первую в Берлине ручную гармонику [2]. В музыкознании XX в. прочно закрепилось убеждение об австрийском или немецком происхождении гармони. Несмотря на различия концепций происхождения инструмента, в эволюционных теориях гармоник, прародителем, однозначно, признавался шэн.

Наиболее логичные, научно обоснованные доводы, приводит профессор истории и теории музыки А. Мирек, предположивший, что инструменты-«родственники» должны иметь аналогичный принцип звукоизвлечения. При сравнении шэна и гармоники он выделил принципиальные различия в звукоизвлечении, которые представлены в таблице 1:

Основные характеристики Шэн Гармоника

Источник звука Надрезной язычок, колеблющийся в проеме надреза Свободно проскакивающий язычок, колеблется внутри проема толстой планки

Колебание язычка Под воздействием подсоса воздуха Под воздействием компрессии

При извлечении звука Отверстия закрыты Отверстия над голосом - открыты

Уровень звучания язычка Слабое, требующее усиление звука (с помощью специальных трубочек) Громкое, не требующее специального усиления

Таблица 1. Основные характеристики звукоизвлечения шэна и гармоники.

Несомненно, что шэн в некоторой степени оказал влияние на развитие конструкторской идеи, но не в большей степени, чем другие предвестники гармоники - бибель-регаль и орган-портатив, от которых были взяты за основу меха и фортепианная клавиатура.

В своих трудах А. Мирек приводит достаточно веские доказательства первостепенной важности России в изобретении и развитии этого инструмента. Еще в Новгороде при раскопках XIV-XV веков были найдены фрагменты деревянных клавишных гармошек, конструкции которых не были похожи на привычные для нас баяны и аккордеоны. Органы-портативы с

трубами (XVI - XVII вв.) в России были особо популярны у скоморохов.

Возникновению абсолютно нового вида музыкального инструмента -гармоники, способствовало открытие органным универсальным мастером Ф. Киршником, проживавшим в Петербурге, принципиально нового метода извлечения звука. В 1783 г. он изготовил конструкцию, в которой источником звука служил колеблющийся язычок, расположенный над прорезью металлической планки. Высота звука в ней могла регулироваться изменением глубины проема планки и длины язычка, а в зависимости от силы воздушной струи нагнетаемой движением меха - амплитуда колебаний язычка.

Владея мастерской, Киршник, собственноручно изготавливает первый инструмент - настольную гармонику, при музицировании на которой, нажимая на клавиши горизонтальной клавиатуры правой рукой, исполнитель, левой - нагнетал в инструмент воздух, совершая вертикальные движения мехом. Таким образом, зарождение гармоники - принципиально нового музыкального инструмента, несомненно, опирается на изобретение Киршника.

В том же году гармоника была впервые представлена широкой публике в концертном зале дома Леона, в Петербурге. Событие произвело фурор, а весть о диковинном музыкальном инструменте получила распространение в высших слоях общества. Мастером было изготовлено несколько экземпляров инструментов подобного типа, об одном из них есть упоминание в личной переписке А. И. Тургенева (1802 г.), что документально подтверждает факт бытования гармоники в России на двадцать лет раньше, чем немецкий музыкальный мастер Ф. Бушман изобрел свои гармоники [2].

Приобретя популярность, гармоника стремительно распространилась по всему миру, претерпевая различные конструкторские усовершенствования. Существует официально зарегистрированный патент, выданный в 1829 г. в Вене на имя К. Демиана, на изобретение «аккордиона», конструкция которого предусматривала по пять кнопок с левой и правой сторон. Инструмент был способен воспроизводить десять отдельных звуков и десять готовых аккордов, что и определило его название. Под названием «аккордион» аналогичные инструменты получили распространение не только в Австрии и Германии, но и во многих других странах Западной и Восточной Европы (в конструкции - венская и немецкая), в Англии бытовала другая разновидность гармоники - концертина. О дальнейшем бытовании и развитии гармоники в России до 1830 г. история умалчивает [2].

Достоверно известен факт, что летом 1830 г. на ярмарке в Нижнем Новгороде, тульским оружейником И.Е. Сизовым, была приобретена однорядная немецкая гармонь, послужившая прототипом тульских гармоней. В 1840-е годы в Туле были открыты первые фабрики по изготовлению гармоней и уже к 1848 г. только одна фабрика музыкальных

инструментов И. Сизова выпускала до 3700 гармоник в год [5, с. 283].

Период 1840-1860 гг. - расцвет гармонного искусства в России, когда инструмент становится популярным как у профессиональных исполнителей, так и в быту. Вскоре, русские мастера гармонных дел, существенно изменили принцип звукообразования, перевернув другой стороной к клапанам голосовые планки, что позволило поменять звуки, извлекаемые на разжим и сжим меха. Подобная конструкция приобрела название русской или тульской. Правая клавиатура состояла из 5 - 10 клавиш, расположенных в одном ряду; левая - аккомпанирующая - имела две клавиши: бас и клавиша, на которой на разжим звучало мажорное трезвучие, на сжим -доминанта.

Гармонь необычной конструкции создали ливенские (г. Ливны, Россия) мастера, впервые применив новый принцип звукоизвлечения одной клавишей - воспроизведение одинаковых звуков на разжим и сжим меха, что достигалось изменениями в конструкции голосовой планки, которая имела два язычка приклепанные к противоположным сторонам основания.

Ливенка, в отличие от тульской (с мажорным звукорядом), имела строй по миксолидийскому ладу, а вместо готовоаккордового аккомпанемента, клавиши левой клавиатуры могли воспроизводить отдельные звуки, при этом пара голосов была настроена в унисон. Именно этот принцип лежит в основе конструктивной особенности баяна [4]. Не смотря на существенные конструкторские изменения однорядной гармоники, заметного улучшения ее игровых возможностей не произошло.

Затем русскими гармонными мастерами была создана новая конструкция - «венка» - классическая гармонь с русским строем, созданная тульскими умельцами, считающаяся эталонным видом двухрядной гармоники. В ней было увеличено количество клавиш в левой руке (удвоили звуки готовых аккордов в октаву или унисон) и правой; голоса расположили в отдельных резонаторных камерах, в «левой руке» впервые была применена «гнутая механика».

Хромка - еще один признанный представитель вида двухрядных гармоней. Является единственным типом гармоник, в котором звуки в обоих рядах клавиш правой клавиатуры расположены в терцию, а не по секундовому принципу. Но отсутствие полного хроматического звукоряда, не позволило профессиональным гармонистам включать в свой репертуар классические музыкальные произведения [3].

В 1907 г. петербургский гармонный мастер П.Е. Стерлигов конструирует первый баян для популярного виртуозного исполнителя Я.Ф. Орланского-Титаренко, давшего «имя» инструменту в честь персонажа «Слова о полку Игореве» - сказителя Бояна.

Затем совершенствуя свой инструмент, П. Стерлигов произвел изменения в раскладке правой трехрядной клавиатуры (московская раскладка), добавив еще один - дополнительный (вспомогательный) ряд. Такая раскладка была названа петербургской (позднее ленинградской).

В 1913 г. П.Е. Стерлигов сконструировал первый пятирядный баян, имеющий два вспомогательных ряда в правой клавиатуре, тем самым увеличив исполнительские возможности, одновременно дав толчок для усложнения технических приемов исполнения.

Вслед за П.Е. Стерлиговым, другие известные мастера - В. Самосонов, братья Генераловы продолжили изготовление пятирядных баянов, получивших популярность во всем мире [6].

В 50-е годы XX в. наступает новый этап в развитии баяна. Мастерами Н. Селезневым, Ф. Фигановым по заказу баяниста Ю. Казакова, был сконструирован готово-выборный баян, позволяющий при помощи переключения механики извлекать в левой клавиатуре как готовые аккорды, так и мелодию, что значительно расширяло возможности баяна, и в техническом, и в репертуарном плане. В свои концертные исполнения Ю. Казаков включил сложные произведения И. Баха, «Концерт №1 для баяна и симфонического оркестра», Н. Чайкина и др. Впервые в 1955 г. с готово-выборным баяном Ю. Казаков принял участие в международном конкурсе исполнителей на народных инструментах в Варшаве, где его дебют был отмечен первой премией и золотой медалью. Это выступление явилось переломным моментом в советском баянном исполнительстве, русские баянисты получили международное признание и вышли на новый исполнительский уровень [2].

Первыми лауретами международного конкурса баянистов и аккордеонистов «Кубок мира» стали: 1 место - А. Резчиков (1953 г.); 3 место - В. Галкин (1958 г.); 3 место - Э. Митченко (1962 г.); 1 место - Ю. Вострелов (1968 г.); 1 место - В. Петров (1969 г.); 2 место - О. Шаров (1970 г.); 1 место - А. Скляров (1971 г.) и мн. др. Современные российские баянисты продолжают традиции своих предшественников и находятся на ведущих позициях этого авторитетного конкурса:1 место - А. Комельков (2015 г.); 1 место — Трио баянистов Charm: А. Ардшин, А. Шкворов, В. Ступников (2017 г.) и др [8].

Современные конструкции баяна имеют практически неограниченные технические возможности, что позволило молодому поколение исполнителей-баянистов в своих творческих исканиях выйти из строгих канонов эстрадной и классической музыки, открыв новые музыкальные стили и направления.

К таким исполнителям с полным правом можно отнести дуэт «Баян Микс»: С. Войтенко и С. Храмков. Созданный ими стиль исполнения не имеет аналогов в мире: ремиксы в стиле техно-поп эстрадных и классических мелодий в танцевальной современной обработке, а также их авторские произведения. Творчество дуэта вызывает интерес у широкой аудитории, в связи, с чем возникает потребность в баянистах -профессионалах в сфере социальной культуры, и первоначального музыкального образования.

Итак, баян является феноменом русской музыкальной культуры, его

предком была русская гармонь. Не утративший своей актуальности в культурных традициях российского народа, баян требует креативных подходов, как в исполнительстве, так и в композиторском искусстве.

Использованные источники:

1. Бганцева О. В., Сафонова Е. Г., Климова Т. И. В мире музыкальных инструментов: методическое пособие. - Волгоград: ОУНБ им. М. Горького, 2011. - 65 с.

2. Вороненко Н. Первая гармоника // Народник. - 2005. - № 1. - С. 14-17.

3. Вороненко Н. Родина гармоники все-таки Россия // Играй гармонь. -2003. - № 11. - С. 31-33.

4. Лобакова Н.А. История русской гармоники // Видеолекция музея русской гармоники А. Мирека - 2016. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=b5 F 9 pQWI (дата обращения 20.03.2018).

5. Мирек А.М. Гармоника. Прошлое и настоящее: научно-историческая энциклопедическая книга. - М.: Интерпракс, 1994. - С. 282 - 283.

6. Мирек А.М. Современная концепция появления и развития гармоники в России // Гармоника: история, теория, практика: материалы междунар. науч. практич. конф. - Майкоп, 2000. - С. 5 - 11.

7. Мищенко Л.А. Баян как феномен музыкальной культуры в отражении социальной действительности // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - № 3(7). - С. 40.

8. Лауреаты международных конкурсов «Кубок мира» и «Трофей мира»: сайт Межрегиональной ассоциации баянистов и аккордеонистов России. -11.08.2011 [Электронный ресурс] URL: М1р://маба.рфЛаигеа1:уЛаигеа1:у mezhdunarodnyh konkursov kubok mira i trof ej_mira/ (дата обращения 10.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.