Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 16 (345). Филология. Искусствоведение. Вып. 91. С. 172-176.
Р. Г. Сагадеева
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИКИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ГЕНЕРАЛ-БАСА
Обосновывается положение о том, что в основе устройства левой клавиатуры гармоники положен кварто-квинтовый принцип басо-аккордового аккомпанемента, выработанный теорией генерал-баса. Впервые основной атрибут исполнительства на гармонике анализируется как отражение гармонической логики «золотой секвенции».
Ключевые слова: генерал-бас, «золотая секвенция», басо-аккордовый аккомпанемент, левая клавиатура гармоники.
Учебное пособие Аз. Иванова «Начальный курс игры на баяне» для многих поколений музыкантов стало школой, заложившей основы профессионализма1. Нотный материал курса составляют переложения произведений русских и зарубежных классиков, обработки народных мелодий, подавляющее большинство которых объединяет единая гармоническая последовательность - «золотая секвенция»2.
Мы не касаемся подробного освещения «золотой секвенции» и ссылаемся на авторитетные источники, одним из которых является учебник В. Беркова, где дается сравнительно полная и исчерпывающая трактовка данного термина: «...это в основном диатоническая, минорная нисходящая по секундам секвенция с доминантово-тоническим кварто-квинтовым строением звена. Такого рода секвенции получили с давних пор огромное распространение в музыке. Многие установившиеся, широко известные приемы (вроде "цепочки доминант") являются вариантами золотой секвенции, восходят к ней как к своему первоисточнику. Принимая во внимание все значение. последовательности, мы и дали ей наименование - золотая секвенция.»3
Несмотря на четкую теоретическую направленность, данная цитата имеет непосредственное отношение к нашей теме, а также к конструкции левой клавиатуры гармоники-баяна.
Несколько слов об истории термина «золотая секвенция», относящегося к эпохе Возрождения и, в частности, к музыкальному барокко.
В исторической эволюции европейской музыки особое значение имеет период ХУ1-ХУШ вв., связанный с возникновением и утверждением гомофонии. Это эпоха генерал-баса.
В словаре Г. Римана приводится характеристика данной эпохи: «Около 1600 г. замечается
громадный переворот во всей области музыкального творчества, .что вполне соответствовало духу нового времени. Прежде всего, появляется монодия (одноголосное пение) с инструментальным сопровождением аккордами, служившая для драматического пения, из коего возникли опера и оратория, затем развивается одноголосное пение с инструментальным сопровождением (концерт, дуэт, кантата и пр.) и, наконец, чистая инструментальная музыка (соната, сюита, увертюра, симфония).»4
Генерал-бас - яркая примета музыкального барокко, гармонически-инструментальный опорный элемент, сопровождающий верхние партии сочинения от начала до конца (отсюда название - «непрерывный» бас).
Утвердившись в конце XVI в., генерал-бас к середине XVIII в. стал одним из основных элементов музыкального письма. Над или под басовой строкой ставились цифры, указывающие на требующиеся гармонии (отсюда название «цифрованный» бас)5. Впервые указания на нумерацию появились в работах Якопо Пери и Джулио Каччини.
Начиная с 1750 г. понятие генерал-баса уступает место более точному понятию «аккомпанемент», свободно использовавшемуся еще с Античности6.
Таким образом, генерал-бас, став новым способом понимания музыки, стал и новым способом звуковой организации.
К примеру, один из шедевров эпохи музыкального барокко - «Ave Maria» Д. Каччини (ок. 1548-1618): кварто-квинтовое строение остинатного баса и аккордовой вертикали отражает логику гармонической последовательности, положенной в основу левой клавиатуры гармоники и впоследствии получившей название «золотая секвенция» (см. пример 1).
Дж. Каччини. Ave Maria (т. 25-29)
Пример 1
Кратко рассмотрим эволюцию классической гармонии.
Основной принцип аккордообразования -терцовость - встречается в профессиональной музыке уже в XIII-XIV в., а в XV в. происходит практическое закрепление аккорда.
В XVI в. Д. Царлино (1517-1590) дает теоретическую формулировку понятию «аккорд», указав на два его вида - мажорное и минорное трезвучия.
О сложившемся понятии «аккорд» свидетельствует пример 2 - Дж. да Палестрина (1525-1594) мадригал «Se lamentar»1. Гармоническая последовательность мажорных и минорных трезвучий представленного отрывка основана на кварто-квинтовом соотношении: А - D - g - C.
Интересно, что первая гармоника, изобретенная в 1829 г. венским мастером К. Демиа-ном, имела пять клавиш, позволяющих извлечь на разжим и сжим меха аккордовые созвучия, выстраиваемые в подобную же последовательность: А - D - G - C.
К XV-XVI вв. кварто-квинтовые соотношения аккордов, ставшие типичными для заключительных каденций, приобретают все большее значение: «желание фиксировать завершенность мысли более сильными средствами, чем протяженность заключающегося созвучия, сыграло немалую роль в развитии ладового мышления, способствовало вызреванию мажо-ро-минорной системы.. ,»8
Рассмотрим этот тезис на примере отрывка из сочинения О. Лассо (ок. 1532-1594) с гармонической последовательностью полного квинтового ряда (см. пример 3).
В этой связи музыковед Т. Дубравская пишет: «в поисках выразительной интонации Лассо нередко обращался к хроматизму.»9 Отметим в примере 3 кварто-квинтовую последовательность аккордов полного квинтового диатонического ряда с дополнительным хроматическим звуком Fis: Fis - H - E - A - D - G - C - F.
XVI-XVII в. - следующий этап эволюции западноевропейской музыки: в творчестве
Дж. да Палестрина. Мадригал «Se lamentar» (т. 55-58)
Пример 2
О. Лассо. "Prophetiae Sibyllarum. Prologue" (т. 14-18)1
Пример 3
Ж. Ф. Рамо. Перекликание птиц (т. 43-46)
Пример 4
К. Монтеверди (1567-1643) малый мажорный септаккорд получает практическое освоение, теоретическое его освещение как бифункционального диссонантного созвучия появляется в труде Ж. Ф. Рамо (1683-1764) «Трактат о гармонии, сведенный к ее естественным принципам» (1722). От его появления до настоящего времени прошло почти три столетия господства генерал-баса, но основные его принципы актуальны и в настоящее время.
Данный тезис наглядно иллюстрирует одно из известных сочинений Ж. Ф. Рамо - «Перекликание птиц»11, в частности, гармоническое оформление его кульминационного построения (см. пример 4).
Интересующий нас нижний голос имеет характерное для золотой секвенции кварто-квинтовое строение. В результате слияния голосов образуются созвучия: cis - Fis - h - E -a - D - G - C, представляющие собой нисходящую кварто-квинтовую последовательность. Все приведенные примеры 1-4 иллюстрируют нисходящие секвентные построения, которые
выстраиваются в суммированную гармоническую последовательность:
cis - Fis - H-h - E-e - A-a - D - G-g - C -F-f - b - Es - As - Des
Если сравнить данную гармоническую последовательность с расположением бас-аккордов левой клавиатуры гармоники-баяна, то обращает на себя внимание их полное соответствие друг другу (таблица).
В свете данной таблицы обратимся к первой известной (запатентованной) конструкции «ак-кордиона» К. Демиана (1829 г.)12.
Здесь огромный интерес представляет его сохранившееся описание:
«.На нем [«аккордионе» - Р. С.] после краткого обучения можно исполнить много известных арий, мелодий и маршей и так далее, ...даже несведущий в музыке человек после небольшой подготовки позволит себе услышать приятные и трогательные аккорды из 3, 4 и 5 звуков. ...его легко и удобно переносить.».
Ценность имеют и чертежи конструкции инструмента, целиком построенного на логике
Суммированная гармоническая последовательность анализируемых пьес эпохи барокко и левой клавиатуры гармоники
Пьесы cis Fis H-h E-e A-a D G-g C F-f b Es As Des
Левая клавиатура Cis Fis H E A D G C F В Es As Des
Пример 5
Аккордовые созвучия «аккордиона» К. Демиана13
^ et S
До g д 9 Но ?
= 8 = " 8- 8 Я - S ifl
- |й о « = 8 " — ця 5
S S - - ^
разжим сжим ракмы сжим разжим сжим разжим сжим
D7 G С G G D7 D А7*
î iH g
разжим сжим D7 G
золотой секвенции. Гармоника имела пять клавиш, позволявших извлекать на разжим-сжим меха следующие аккордовые звуки, как показано в схеме (см. пример 5).
Из приведенного примера следует, что аккорды первой гармоники К. Демиана - «аккордиона» находятся по отношению друг к другу в кварто-квинтовом соотношении, образуя основные гармонические функции: тонику, субдоминанту и доминанту в тональностях G dur и D dur.
Отсюда следуют основные выводы:
1. Гармоническая основа первой гармоники - «аккордиона» К. Демиана была построена на «импульсе золотой секвенции: доминанте и тонике»14.
2. Аккорды первой гармоники - «аккорди-она» находились по отношению друг к другу в кварто-квинтовом соотношении, образуя основные гармонические функции: тонику, субдоминанту и доминанту в тональностях G dur и D dur (при этом гармонический ряд тональности G dur имел и функцию двойной доминанты - А7 с пропущенной квинтой).
Если расположить клавиши гармоники К. Демиана в вертикальный ряд, начиная с последнего аккорда (см. схему из примера 5), то получится следующее нисходящее движение гармонических функций: А7 - D - (D7) - G -C (и обратное восходящее). Таким образом, выстраивается гармоническая последовательность: А - D - G - C15.
Следовательно, басо-аккордовый аккомпанемент левой клавиатуры гармоники-баяна является отражением гармонической логики золотой секвенции.
Исполнение золотой секвенции является крайне удобным и типичным приемом фактурной организации баянного аккомпанемента, в партии левой руки это движение басового голоса (и прилегающего к нему аккорда) вниз по смежным клавишам на три (и более) баса.
Таким образом, в основе устройства левой клавиатуры гармоники положен (кварто-квинто-
вый - TSDT) принцип басо-аккордового аккомпанемента, выработанный теорией генерал-баса.
Примечания
1 Иванов Азарий Иванович (1895-1956) - педагог, композитор. Автор популярного методического пособия «Начальный курс игры на баяне» (Л., 1941). (См.: Басурманов, А. П. Справочник баяниста. М., 1987; Баянное и аккордеонное искусство : справочник. М., 2003.)
2 «Это название дано по аналогии с выражением "золотой ход", "точка золотого сечения" и т. п.». (Берков, В. О. Гармония : учебник. М., 1970. С. 461.)
3 «Вместо кварто-квинтовых движений баса в качестве их вариантов могут, конечно, появиться и другие интервальные ходы: в зависимости от использования в звеньях секвенции обращений аккордов». (Там же.)
4 Риман, Г. Музыкальный словарь. М., 1904. С.562.
5 До начала XIX в. предмет «гармония» как музыкально-теоретическая дисциплина назывался генерал-бас. «Разработка цифровых обозначений аккордов для генерал-баса и явилась начальной стадией науки о гармонии» (Мясоедов, А. Н. Учебник гармонии. М., 1983. С. 7).
6 См.: Боффи, Г. Большая энциклопедия музыки. М., 2006. С. 73.
7 Отрывок из нотного примера № 195а // История полифонии : в 7 вып. Вып. 2-Б : Музыка эпохи Возрождения / Т. Н. Дубравская. М., 1996. С. 259.
8 Мюллер, Т. Ф. Гармония : учебник. М., 1982. С. 8.
9 Отрывок из нотного примера № 247а // Там же. С. 355.
10 Там же. С. 356.
11 Это произведение чаще всего исполняется в концертном и учебном репертуаре баянистов на готово-выборном баяне.
12 В 1831 г. французский мастер гармоник Жон Пишно назвал свою гармонику «accorde-
оп», сохранив название К. Демиана с небольшим изменением. (См.: Имханицкий, М. И. История баянного и аккордеонного искусства. М., 2006. С. 63.)
13 Там же. С. 51.
14 См.: Берков, В. О. Указ. соч. С. 463.
15 Самое удивительное, что этот расширенный впоследствии ряд аккордов кварто-квинтового соотношения составил основу левой клавиатуры баяна: ... Dis - Gis - Cis - Fis - H - E - A -D - G - C - F - В - Es - As - Des - Ges... (см. таблицу).