Научная статья на тему 'Конструктивные особенности гармоники в контексте теории генерал-баса'

Конструктивные особенности гармоники в контексте теории генерал-баса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
782
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕРАЛ-БАС / "ЗОЛОТАЯ СЕКВЕНЦИЯ" / БАСО-АККОРДОВЫЙ АККОМПАНЕМЕНТ / ЛЕВАЯ КЛАВИАТУРА ГАРМОНИКИ / "GOLD SEQUENCE" / GENERAL BASS / BASS-CHORD ACCOMPANIMENT / LEFT KEYBOARD OF HARMONICA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сагадеева Рашида Гильмановна

Обосновывается положение о том, что в основе устройства левой клавиатуры гармоники положен кварто-квинтовый принцип басо-аккордового аккомпанемента, выработанный теорией генерал-баса. Впервые основной атрибут исполнительства на гармонике анализируется как отражение гармонической логики «золотой секвенции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design Features of Harmonica in the Context of the General Bass Theory

The author proves the idea that the core of the organization of harmonica left keyboard is the circle of fifths principle of bass-chord accompaniment, developed within the theory of general bass. For the first time the main attribute of harmonica performance is analyzed as reflection of harmonious logic of “gold sequence”.

Текст научной работы на тему «Конструктивные особенности гармоники в контексте теории генерал-баса»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 16 (345). Филология. Искусствоведение. Вып. 91. С. 172-176.

Р. Г. Сагадеева

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИКИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ГЕНЕРАЛ-БАСА

Обосновывается положение о том, что в основе устройства левой клавиатуры гармоники положен кварто-квинтовый принцип басо-аккордового аккомпанемента, выработанный теорией генерал-баса. Впервые основной атрибут исполнительства на гармонике анализируется как отражение гармонической логики «золотой секвенции».

Ключевые слова: генерал-бас, «золотая секвенция», басо-аккордовый аккомпанемент, левая клавиатура гармоники.

Учебное пособие Аз. Иванова «Начальный курс игры на баяне» для многих поколений музыкантов стало школой, заложившей основы профессионализма1. Нотный материал курса составляют переложения произведений русских и зарубежных классиков, обработки народных мелодий, подавляющее большинство которых объединяет единая гармоническая последовательность - «золотая секвенция»2.

Мы не касаемся подробного освещения «золотой секвенции» и ссылаемся на авторитетные источники, одним из которых является учебник В. Беркова, где дается сравнительно полная и исчерпывающая трактовка данного термина: «...это в основном диатоническая, минорная нисходящая по секундам секвенция с доминантово-тоническим кварто-квинтовым строением звена. Такого рода секвенции получили с давних пор огромное распространение в музыке. Многие установившиеся, широко известные приемы (вроде "цепочки доминант") являются вариантами золотой секвенции, восходят к ней как к своему первоисточнику. Принимая во внимание все значение. последовательности, мы и дали ей наименование - золотая секвенция.»3

Несмотря на четкую теоретическую направленность, данная цитата имеет непосредственное отношение к нашей теме, а также к конструкции левой клавиатуры гармоники-баяна.

Несколько слов об истории термина «золотая секвенция», относящегося к эпохе Возрождения и, в частности, к музыкальному барокко.

В исторической эволюции европейской музыки особое значение имеет период ХУ1-ХУШ вв., связанный с возникновением и утверждением гомофонии. Это эпоха генерал-баса.

В словаре Г. Римана приводится характеристика данной эпохи: «Около 1600 г. замечается

громадный переворот во всей области музыкального творчества, .что вполне соответствовало духу нового времени. Прежде всего, появляется монодия (одноголосное пение) с инструментальным сопровождением аккордами, служившая для драматического пения, из коего возникли опера и оратория, затем развивается одноголосное пение с инструментальным сопровождением (концерт, дуэт, кантата и пр.) и, наконец, чистая инструментальная музыка (соната, сюита, увертюра, симфония).»4

Генерал-бас - яркая примета музыкального барокко, гармонически-инструментальный опорный элемент, сопровождающий верхние партии сочинения от начала до конца (отсюда название - «непрерывный» бас).

Утвердившись в конце XVI в., генерал-бас к середине XVIII в. стал одним из основных элементов музыкального письма. Над или под басовой строкой ставились цифры, указывающие на требующиеся гармонии (отсюда название «цифрованный» бас)5. Впервые указания на нумерацию появились в работах Якопо Пери и Джулио Каччини.

Начиная с 1750 г. понятие генерал-баса уступает место более точному понятию «аккомпанемент», свободно использовавшемуся еще с Античности6.

Таким образом, генерал-бас, став новым способом понимания музыки, стал и новым способом звуковой организации.

К примеру, один из шедевров эпохи музыкального барокко - «Ave Maria» Д. Каччини (ок. 1548-1618): кварто-квинтовое строение остинатного баса и аккордовой вертикали отражает логику гармонической последовательности, положенной в основу левой клавиатуры гармоники и впоследствии получившей название «золотая секвенция» (см. пример 1).

Дж. Каччини. Ave Maria (т. 25-29)

Пример 1

Кратко рассмотрим эволюцию классической гармонии.

Основной принцип аккордообразования -терцовость - встречается в профессиональной музыке уже в XIII-XIV в., а в XV в. происходит практическое закрепление аккорда.

В XVI в. Д. Царлино (1517-1590) дает теоретическую формулировку понятию «аккорд», указав на два его вида - мажорное и минорное трезвучия.

О сложившемся понятии «аккорд» свидетельствует пример 2 - Дж. да Палестрина (1525-1594) мадригал «Se lamentar»1. Гармоническая последовательность мажорных и минорных трезвучий представленного отрывка основана на кварто-квинтовом соотношении: А - D - g - C.

Интересно, что первая гармоника, изобретенная в 1829 г. венским мастером К. Демиа-ном, имела пять клавиш, позволяющих извлечь на разжим и сжим меха аккордовые созвучия, выстраиваемые в подобную же последовательность: А - D - G - C.

К XV-XVI вв. кварто-квинтовые соотношения аккордов, ставшие типичными для заключительных каденций, приобретают все большее значение: «желание фиксировать завершенность мысли более сильными средствами, чем протяженность заключающегося созвучия, сыграло немалую роль в развитии ладового мышления, способствовало вызреванию мажо-ро-минорной системы.. ,»8

Рассмотрим этот тезис на примере отрывка из сочинения О. Лассо (ок. 1532-1594) с гармонической последовательностью полного квинтового ряда (см. пример 3).

В этой связи музыковед Т. Дубравская пишет: «в поисках выразительной интонации Лассо нередко обращался к хроматизму.»9 Отметим в примере 3 кварто-квинтовую последовательность аккордов полного квинтового диатонического ряда с дополнительным хроматическим звуком Fis: Fis - H - E - A - D - G - C - F.

XVI-XVII в. - следующий этап эволюции западноевропейской музыки: в творчестве

Дж. да Палестрина. Мадригал «Se lamentar» (т. 55-58)

Пример 2

О. Лассо. "Prophetiae Sibyllarum. Prologue" (т. 14-18)1

Пример 3

Ж. Ф. Рамо. Перекликание птиц (т. 43-46)

Пример 4

К. Монтеверди (1567-1643) малый мажорный септаккорд получает практическое освоение, теоретическое его освещение как бифункционального диссонантного созвучия появляется в труде Ж. Ф. Рамо (1683-1764) «Трактат о гармонии, сведенный к ее естественным принципам» (1722). От его появления до настоящего времени прошло почти три столетия господства генерал-баса, но основные его принципы актуальны и в настоящее время.

Данный тезис наглядно иллюстрирует одно из известных сочинений Ж. Ф. Рамо - «Перекликание птиц»11, в частности, гармоническое оформление его кульминационного построения (см. пример 4).

Интересующий нас нижний голос имеет характерное для золотой секвенции кварто-квинтовое строение. В результате слияния голосов образуются созвучия: cis - Fis - h - E -a - D - G - C, представляющие собой нисходящую кварто-квинтовую последовательность. Все приведенные примеры 1-4 иллюстрируют нисходящие секвентные построения, которые

выстраиваются в суммированную гармоническую последовательность:

cis - Fis - H-h - E-e - A-a - D - G-g - C -F-f - b - Es - As - Des

Если сравнить данную гармоническую последовательность с расположением бас-аккордов левой клавиатуры гармоники-баяна, то обращает на себя внимание их полное соответствие друг другу (таблица).

В свете данной таблицы обратимся к первой известной (запатентованной) конструкции «ак-кордиона» К. Демиана (1829 г.)12.

Здесь огромный интерес представляет его сохранившееся описание:

«.На нем [«аккордионе» - Р. С.] после краткого обучения можно исполнить много известных арий, мелодий и маршей и так далее, ...даже несведущий в музыке человек после небольшой подготовки позволит себе услышать приятные и трогательные аккорды из 3, 4 и 5 звуков. ...его легко и удобно переносить.».

Ценность имеют и чертежи конструкции инструмента, целиком построенного на логике

Суммированная гармоническая последовательность анализируемых пьес эпохи барокко и левой клавиатуры гармоники

Пьесы cis Fis H-h E-e A-a D G-g C F-f b Es As Des

Левая клавиатура Cis Fis H E A D G C F В Es As Des

Пример 5

Аккордовые созвучия «аккордиона» К. Демиана13

^ et S

До g д 9 Но ?

= 8 = " 8- 8 Я - S ifl

- |й о « = 8 " — ця 5

S S - - ^

разжим сжим ракмы сжим разжим сжим разжим сжим

D7 G С G G D7 D А7*

î iH g

разжим сжим D7 G

золотой секвенции. Гармоника имела пять клавиш, позволявших извлекать на разжим-сжим меха следующие аккордовые звуки, как показано в схеме (см. пример 5).

Из приведенного примера следует, что аккорды первой гармоники К. Демиана - «аккордиона» находятся по отношению друг к другу в кварто-квинтовом соотношении, образуя основные гармонические функции: тонику, субдоминанту и доминанту в тональностях G dur и D dur.

Отсюда следуют основные выводы:

1. Гармоническая основа первой гармоники - «аккордиона» К. Демиана была построена на «импульсе золотой секвенции: доминанте и тонике»14.

2. Аккорды первой гармоники - «аккорди-она» находились по отношению друг к другу в кварто-квинтовом соотношении, образуя основные гармонические функции: тонику, субдоминанту и доминанту в тональностях G dur и D dur (при этом гармонический ряд тональности G dur имел и функцию двойной доминанты - А7 с пропущенной квинтой).

Если расположить клавиши гармоники К. Демиана в вертикальный ряд, начиная с последнего аккорда (см. схему из примера 5), то получится следующее нисходящее движение гармонических функций: А7 - D - (D7) - G -C (и обратное восходящее). Таким образом, выстраивается гармоническая последовательность: А - D - G - C15.

Следовательно, басо-аккордовый аккомпанемент левой клавиатуры гармоники-баяна является отражением гармонической логики золотой секвенции.

Исполнение золотой секвенции является крайне удобным и типичным приемом фактурной организации баянного аккомпанемента, в партии левой руки это движение басового голоса (и прилегающего к нему аккорда) вниз по смежным клавишам на три (и более) баса.

Таким образом, в основе устройства левой клавиатуры гармоники положен (кварто-квинто-

вый - TSDT) принцип басо-аккордового аккомпанемента, выработанный теорией генерал-баса.

Примечания

1 Иванов Азарий Иванович (1895-1956) - педагог, композитор. Автор популярного методического пособия «Начальный курс игры на баяне» (Л., 1941). (См.: Басурманов, А. П. Справочник баяниста. М., 1987; Баянное и аккордеонное искусство : справочник. М., 2003.)

2 «Это название дано по аналогии с выражением "золотой ход", "точка золотого сечения" и т. п.». (Берков, В. О. Гармония : учебник. М., 1970. С. 461.)

3 «Вместо кварто-квинтовых движений баса в качестве их вариантов могут, конечно, появиться и другие интервальные ходы: в зависимости от использования в звеньях секвенции обращений аккордов». (Там же.)

4 Риман, Г. Музыкальный словарь. М., 1904. С.562.

5 До начала XIX в. предмет «гармония» как музыкально-теоретическая дисциплина назывался генерал-бас. «Разработка цифровых обозначений аккордов для генерал-баса и явилась начальной стадией науки о гармонии» (Мясоедов, А. Н. Учебник гармонии. М., 1983. С. 7).

6 См.: Боффи, Г. Большая энциклопедия музыки. М., 2006. С. 73.

7 Отрывок из нотного примера № 195а // История полифонии : в 7 вып. Вып. 2-Б : Музыка эпохи Возрождения / Т. Н. Дубравская. М., 1996. С. 259.

8 Мюллер, Т. Ф. Гармония : учебник. М., 1982. С. 8.

9 Отрывок из нотного примера № 247а // Там же. С. 355.

10 Там же. С. 356.

11 Это произведение чаще всего исполняется в концертном и учебном репертуаре баянистов на готово-выборном баяне.

12 В 1831 г. французский мастер гармоник Жон Пишно назвал свою гармонику «accorde-

оп», сохранив название К. Демиана с небольшим изменением. (См.: Имханицкий, М. И. История баянного и аккордеонного искусства. М., 2006. С. 63.)

13 Там же. С. 51.

14 См.: Берков, В. О. Указ. соч. С. 463.

15 Самое удивительное, что этот расширенный впоследствии ряд аккордов кварто-квинтового соотношения составил основу левой клавиатуры баяна: ... Dis - Gis - Cis - Fis - H - E - A -D - G - C - F - В - Es - As - Des - Ges... (см. таблицу).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.