Научная статья на тему 'Эволюция жанра сюиты для русских народных инструментов (на примере творчества уральского композитора А. Б. Бызова)'

Эволюция жанра сюиты для русских народных инструментов (на примере творчества уральского композитора А. Б. Бызова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
636
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР СЮИТЫ ДЛЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО / БЫТОВЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ И ПЕСЕННЫЕ ФОРМУЛЫ / ИНТОНАЦИОННОЕ РОДСТВО / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ / THE SUITE GENRE FOR FOLK INSTRUMENTS / ARTISTIC TIME AND SPACE / DOMESTIC DANCE AND SONG FORMULAS / INTONATION KINSHIP / SPECIFIC METHODS OF SOUND PRODUCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковалева Анна Андреевна

Жанр сюиты для русских народных инструментов (первые в истории народно-оркестрового репертуара сочинения в жанре сюиты появились в начале XX в.) популярен у композиторов разных поколений (известно свыше 200 произведений) и довольно хорошо теоретически разработан. Вместе с тем недостаточно изучено творчество современных отечественных композиторов, работающих в данном жанре. Среди них и уральский композитор А. Б. Бызов. На примере его сюит мы попытались выявить академические традиции построения сюитного цикла для народных инструментов и создание на их основе качественно нового жанра профессиональной народно-инструментальной музыкальной литературы. Для анализа мы взяли три совершенно разные сюиты А. Б. Бызова, получившие наибольшую известность: 1) «Русские зарисовки» (1972 г.), связана с русской фольклорной традицией; 2) «Три пьесы по мотивам рассказов Джека Лондона» (1983 г.), высвечивает национальный американский колорит (стилистика кантри и джаза), рисует образ «золотой лихорадки»; 3) «Сюита для двоих» для двух мандолин (1994), написана в лирико-философском ключе. Несмотря на разные подходы к сюжетам, образному строю, стилевым моделям, данные сюиты отличает строгая выстроенность, симметрия формы, афористичность высказывания. На примере этих произведений хорошо видны особенности, присущие жанру сюиты в целом: броская характерная образность, часто связанная с бытовыми танцевальными и песенными формулами; компактность формы; зачастую программность содержания; сохранение целостности, замкнутости формы при «преднамеренном» объединении контрастных частей. Таким образом, сюита дает широкие возможности для творческих поисков в области соотношения академического, фольклорного и авторского материала, для исследования традиционных и новаторских средств музыкальной выразительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF A SUITE GENRE FOR THE RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS (by the example of the works of the Ural composer A. Byzov)

Suite genre for Russian folk instruments (the first works in the genre of the suite in the history of the folk-orchestral repertoire appeared in the early 20th century) is popular with the composers of different generations (it is known more than 200 works) and it is quite well theoretically developed. At the same time, the work of contemporary Russian composers working in this genre is not sufficiently studied. The Ural composer A. Byzov is among them. By the example of his suites, we tried to identify the academic traditions of constructing a suite cycle for folk instruments, and the creation on their basis of a qualitatively new genre of professional folk-instrumental musical literature. We took three completely different suites by A. Byzov for analysis, which are best known: 1) “Russian sketches” (1972), associated with the Russian folklore tradition; 2) “Three plays based on the stories of Jack London” (1983), highlighting the national American flavor (country and jazz stylistics), depicting the image of the “gold rush”; 3) “Suite for for two mandolins” (1994), written in a lyrical and philosophical way. These suites are distinguished by strict alignment, symmetry of form, aphorism of utterance despite the different approaches to plots, imagery, style models. By the example of his suites, the features inherent in the genre of the suite as a whole are clearly visible: a catchy characteristic imagery, often associated with domestic dance and song formulas; compactness of the form; often the program content; preservation of integrity, closed form with the “deliberate” unification of contrasting parts. Thus, the suite provides ample opportunities for creative searches in the field of correlation of academic, folklore and author's material, for the study of traditional and innovative means of musical expressiveness.

Текст научной работы на тему «Эволюция жанра сюиты для русских народных инструментов (на примере творчества уральского композитора А. Б. Бызова)»

УДК 784:398(571)

А. А. Ковалева

аспирант, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского E-mail: aaman85@mail.ru

ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА СЮИТЫ ДЛЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (на примере творчества уральского композитора А. Б. Вызова)

Жанр сюиты для русских народных инструментов (первые в истории народно-оркестрового репертуара сочинения в жанре сюиты появились в начале XX в.) популярен у композиторов разных поколений (известно свыше 200 произведений) и довольно хорошо теоретически разработан. Вместе с тем недостаточно изучено творчество современных отечественных композиторов, работающих в данном жанре. Среди них и уральский композитор А. Б. Бызов. На примере его сюит мы попытались выявить академические традиции построения сюитного цикла для народных инструментов и создание на их основе качественно нового жанра профессиональной народно-инструментальной музыкальной литературы.

Для анализа мы взяли три совершенно разные сюиты А. Б. Бызова, получившие наибольшую известность:

1) «Русские зарисовки» (1972 г.), связана с русской фольклорной традицией;

2) «Три пьесы по мотивам рассказов Джека Лондона» (1983 г.), высвечивает национальный американский колорит (стилистика кантри и джаза), рисует образ «золотой лихорадки»;

3) «Сюита для двоих» для двух мандолин (1994), написана в лирико-философском ключе.

Несмотря на разные подходы к сюжетам, образному строю, стилевым моделям, данные сюиты отличает строгая выстроенность, симметрия формы, афористичность высказывания.

На примере этих произведений хорошо видны особенности, присущие жанру сюиты в целом: броская характерная образность, часто связанная с бытовыми танцевальными и песенными формулами; компактность формы; зачастую программность содержания; сохранение целостности, замкнутости формы при «преднамеренном» объединении контрастных частей.

Таким образом, сюита дает широкие возможности для творческих поисков в области соотношения академического, фольклорного и авторского материала, для исследования традиционных и новаторских средств музыкальной выразительности.

Ключевые слова: жанр сюиты для народных инструментов, художественное время и пространство, бытовые танцевальные и песенные формулы, интонационное родство, специфические приемы звукоизвлечения

Для цитирования: Ковалева, А. А. Эволюция жанра сюиты для русских народных инструментов (на примере творчества уральского композитора А. Б. Бызова) / А. А. Ковалева // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 2 (50). - С. 152-159.

Инструментальная сюита1 является излюбленным жанром многих авторов, пишущих для

1 Сюита (фр. .suite, буквально - 'ряд, последовательность') -одна из основных разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. Основные принципы сюитной циклической формы определились еще в барочную эпоху: сложение преимущественно из танцевальных пьес, темповый контраст при общем тональном единстве. С каждым новым историческим витком жанр получает новое прочтение. В музыке венских классиков некоторые свойства сюиты находят приложение в жанрах прикладного характера - серенаде, дивертисменте, кассации. В XIX в. помимо танцев в сюиту включают части с программными заголовками. Входят в обиход также сюиты, составленные из музыки к театральным постановкам, балетам, операм. Подбор частей в них не всегда определяется требованиями собственно циклической формы (он может осуществляться, например, исходя

народных инструментов, и насчитывает свыше 200 опусов. Первые в истории народно-оркестрового репертуара сочинения в жанре сюиты принадлежат перу Н. И. Привалова (начало ХХ в.) [2, с. 23-60], вслед за ним стилистические поиски в данной области продолжают А. Н. Аксенов, Н. П. Будашкин, С. Н. Василенко, Б. Е. Глыбовский, М. А. Матвеев, А. П. Новиков, Ю. А. Шапорин. Во второй половине

из степени популярности номеров). Принцип подчинения целого главной тональности перестает быть обязательным, и степень единства формы в таких случаях близится к минимуму [7, с. 116].

152

ХХ столетия к жанру сюиты обращаются Л. П. Балай, В. М. Блок, В. Т. Бряшов, Ю. М. За-рицкий, Б. В. Кравченко, А. П. Курченко, К. А. Мясков, Ю. Н. Шишаков. В последние десятилетия жанр пополнился новыми художественно-эстетическими решениями в творчестве В. В. Беляева, М. Б. Броннера, К. Е. Волкова, В. Г. Кикты, А. Л. Ларина, Е. И. Подгайца [12].

Безусловно, жанр сюиты для народных инструментов становится объектом и теоретического осмысления. Беря во внимание труды

B. П. Бобровского [3], Б. Л. Яворского [15], Ю. Н. Хохлова [14], И. Э. Манукяна [9],

C. Ю. Маслий [10], направленные на изучение специфики жанра сюиты в академическом инструментальном искусстве, появляются многочисленные работы, частично затрагивающие область проблем, связанных с эволюцией жанра: «История исполнительства на русских народных инструментах» В. А. Аверина [1], «История исполнительства на русских народных инструментах» М. И. Имханицкого [5], «Жанровые особенности оркестра русских народных инструментов и пути его развития»

A. Д. Польшиной [11], «Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры (Начало XIX - конец XX в.: исполнительство, музыка, инструментарий)»

B. В. Бычкова [4]. Особо выделим в этой связи исследование нашего современника А. А. Ро-машкова, направленное на «изучение художественного своеобразия жанра сюиты для оркестра русских народных инструментов в ХХ -начале XXI столетия с точки зрения образно-идейного понимания содержания, основных стилевых особенностей и разновидностей образцов жанра» [12].

В чем же кроется притягательность данного жанра для композиторов? Несомненно, в броской характерной образности, часто связанной с бытовыми танцевальными и песенными формулами, в компактности формы, зачастую - в программности содержания.

Сюита дает возможность автору свободно обращаться с художественным временем и пространством [6, с. 34-46]. Как отмечает М. Ка-

ган: «... двоякая детерминированность трактовки художественного пространства и времени позволяет осуществлять с ними в искусстве такие трансформации, которые решительно противоречат реальной структуре пространственно-временного континуума» [13, с. 147]. С эпохи романтизма были открыты пути изображения героя в любых обстоятельствах времени и места, почти неограниченных хронологических и пространственных перемещениях. Настоятельная потребность в контрасте, переключении внимания, разрывах «времени и места» оказывается психологической необходимостью. Только при этом и может осуществиться целостность, замкнутость формы цикла для современного слушателя. Художественные возможности сюитного цикла, так же как и драмы, членящейся на действия, или романа, заключаются в том, что явление, событие, процесс могут быть показаны с разных точек зрения, в разных временных срезах.

Наконец, разрывы между частями, срезы времени необходимы как условие «сокращения деталей» (термин Х. С. Кушнарева связан художественным отбором значимого, с обобщением), «пропуска» ненужного, как «реально ощущаемый "видимый" аспект художественного отбора наиболее существенного» [13, с. 149]. Само по себе объединение контрастных частей показывает условность как художественную необходимость, «преднамеренность» композиции, собственно творческое начало в области композиции.

Такие черты жанра сюиты, как компактность и мобильность формы, афористичность высказывания, несомненно, привлекают уральского композитора Андрея Бызова - ценителя немногословности и точности.

На протяжении всей композиторской биографии, с первых лет обучения в Свердловском областном музыкальном училище вплоть до сегодняшнего для жанр инструментальной сюиты проходит через его творчество сквозной нитью. Истоки увлечения этим жанром автор ведет от первых детских музыкальных впечатлений, например, от «Шехеразады» Н. А. Рим-ского-Корсакова.

153

Образный мир сюит для народных инструментов А. Бызова многолик: от сказочных персонажей до героев приключенческих рассказов Джека Лондона, от лубочных зарисовок до тонких лирических высказываний, от созерцания красоты русских пейзажей до обличения современного общества с его жаждой обогащения. Для воплощения указанных образных сфер композитор в индивидуальном порядке подбирает палитру средств музыкальной выразительности. Обратимся к сюитам А. Бызова, получившим наибольшую известность.

Сюита «Русские зарисовки» - первое сочинение композитора, ставшее репертуарным для многих баянистов (студентов и профессиональных исполнителей). Две ее части были написаны во время учебы на четвертом курсе музыкального училища (1972), две другие -в консерваторские студенческие годы (1977). Первым исполнителем стал автор, затем сюита звучала в интерпретации В. Романько и Ф. Липса.

Четыре части сюиты - «Блины», «Собрались красны девицы», «Колыбельная» и «Сани» - на самом деле представляют собой небольшие музыкальные зарисовки. Лаконичные по форме и простые по языку, они являются своего рода «копилкой», в которой собраны и далекие воспоминания «родом из детства», и вдумчивые наблюдения за жизнью русской деревни с позиции уже городского жителя. Не основанные на подлинных фольклорных источниках, они впитали в себя лексику плясовых и песенных жанровых прототипов.

Обрамляют сюиту плясовые наигрыши -«Блины» и «Сани». Их отличают подвижный темп, энергичные ритмоформулы, мелодические ходы по звукам трезвучий. Фактурное изложение в обеих частях представляет собой типичный для плясовой аккомпанемент «бас-аккорд» или пульсирующее ostinato, изображающее бег саней, и мелодию, дублированную терциями, секстами или трезвучными аккордами. Характерны элементарные гармонические обороты - Т-Б-Т-S в D dur, эффектные обыгрывания основных трезвучий - «шутливые» подмены на гармоническую S (g-moll) и ми-

норную D (a-moll). По-молодецки залихватски, «с огоньком» звучат вихреобразные пассажи.

Вторая часть - «Собрались красны девицы» - своеобразное интермеццо, связанное с традиционной лирической образной сферой. Медленный темп, приглушенная динамика, тональность g-moll, тонкая кружевная вязь трех мелодических голосов в среднем регистре рисуют картину позднего вечера, напоенного тоской и печалью. Постепенное «обволакивание» подголосками выдержанного тона «g», мягкое crescendo и расширение диапазона обнажают щемящие ноты напева. Как стон, вырвавшийся из глубины души, звучит он в кульминационном разделе, высвечиваясь гармониями B dur. На время исчезает даже органный пункт - словно бы сброшены тяжелые оковы. Но вновь все стихает и замирает, лишь три отдаленных удара «g» в низком регистре, подобно колокольному звону, напоминают о прошедшем.

«Колыбельная», напротив, звучит умиротворенно, светло и прозрачно: характерные фигуры покачивания, вариативная повтор-ность мелодии, динамика в пределах пиано. Их дополняют изысканные гармонические обороты при переменном устое («h/d-e», «fis», «e», «h-d») и регистровая переокраска каждого проведения, в третьей октаве напоминающая звон колокольчиков, а в перекличках в малой октаве - наигрыши свирели. Интонационный комплекс колыбельной, фактурная разреженность и игра тембров могут вызвать ассоциации с началом симфонической сказки А. Лядова «Кикимора».

Композиция сюиты «Русские зарисовки» отличается цельностью и симметрией. Ритмическая игра с акцентированием слабых долей и манера завершения (взлетающий вверх пассаж и туттийный аккорд на forte) характерны для быстрых крайних частей, фразы широкого дыхания и медленное затухание-угасание в конце - для медленных. Функцию обрамления выполняет тональность крайних частей D dur. При этом все части сюиты интонационно родственны - их объединяет нисходящая попевка, в основе которой лежит интервал секунды и

154

кварты (ч. 1 - «а^-ё»; ч. 2 - «ё-с^»; ч. 3 -«ё-с18-Ь-Й8»; ч. 4 - «а^-ё»).

К моменту написания другого сочинения -«Три пьесы по мотивам рассказов Джека Лондона» (1983) - А. Бызов уже неоднократно апробировал жанр сюиты, выбирая, однако, стилистические модели, отсылающие к русской фольклорной традиции, - «Русские зарисовки» (1977), «Русские сюжеты» (1978), «В Уездном городе К» (1982). На этот раз «почвенный» уральский композитор обратился к новой для себя стилистике, связанной с джазом и американским стилем кантри.

Первоначально произведение было написано для балалайки и гитары по заказу молодого и многообещающего филармонического дуэта в составе Ш. Амирова и В. Деруна. Позже появились версии для фортепиано, ансамбля народных инструментов и др. В основу «сюжетной» трехчастной сюиты (ч. 1 - «Золотая лихорадка», ч. 2 - «Мисс Джой», ч. 3 -«Покорители Аляски») положены мотивы цикла рассказов «Смок Беллью» американского писателя рубежа XIX - ХХ вв. Джека Лондона. А. Бызов не случайно останавливается на прозаическом первоисточнике. Его привлекли яркие сюжеты Дж. Лондона, возможность показать богатую приключениями жизнь героев. Особенностью цикла можно назвать необычную фольклорную «составляющую». В картинах описания быта и нравов жителей Аляски точечно «высвечивается» национальный американский колорит - стилистика кантри и джаза, их самобытная интонационная, ритмическая и тембровая стороны.

В сюите преобладают две интонационные сферы: взвинченная пульсация и энергичные фигуры 08йпа1ю, движения по хроматизмам и звукам трезвучий, с одной стороны, и пластичная квази-импровизационная мелодия, синкопированный ритм и альтерированные гармонии - с другой. При этом обе сферы имеют джазовую природу. В образном плане первая связана с болезненным, «горячечным» поиском золотых приисков, вторая - создает портрет очаровательной юной американки, героини рассказов.

Образ «золотой лихорадки» объединяет крайние номера сюиты - «Золотая лихорадка» и «Покорители Аляски». Ажиотаж, нервозность, судорожность выражена быстрыми темпами (Presto, Allegro) и тенденцией к ускорению, безостановочной пульсацией мелких длительностей (восьмые и шестнадцатые). Неустойчива и гармония - движение по хроматизмам, диссонирующие созвучия (Ув. 35 и Ум. 35), постоянная смена устоев. Взвинченность состояния передается внезапными сменами динамики, а также нарастаниями и спадами (p-ff) в пределах двух-трех тактов. «Закручивающиеся» мелодические фигуры, вихри восходящих пассажей и глиссандо накладываются на ostinato в аккомпанементе. Форма выстраивается на основе вариантной повторности материала. В результате, характеризуя первую и третью части, в обобщенно-философском смысле можно говорить о вращающейся рулетке на карточном столе или даже о колесе Фортуны.

Средняя часть - «Мисс Джой» - посвящена воплощению образа «на редкость красивой и дьявольски славной девушки» [8, с. 14]. Национальный колорит воспроизведен посредством характерных джазовых «формул». Солнечно-светлый A dur обыгрывается блюзовыми гармониями (обороты с альтерированными ступенями, особенно на I и III низких ступенях), движение - параллельными септаккордами и нисходящими по хроматизму ходами в басу. «Своенравная» угловатость, импро-визационность мелодии и аккомпанемента связаны с пунктирным и синкопированным ритмами, кварто-терцовыми «качаниями», подменой основной ступени лада на пониженную или повышенную. В партитуре детально прописаны штрихи (акценты на слабых долях), динамические оттенки и темповые изменения (то оживление, то замедление). Строгая квадратность построений компенсируется постоянным варьированием тематизма и гармонического оформления.

В каком бы исполнительском составе ни звучали «Три пьесы по мотивам рассказов Дж. Лондона», сохраняется, пожалуй, самая главная «изюминка» цикла, отсылающая слу-

155

шателей к стилю кантри: подражание тембрам, приемам звукоизвлечения и принципам игры на национальных американских инструментах - гитаре, губной гармошке и банджо (струнный щипковый инструмент, близкий домре, гитаре), с характерным острым, резким звуком, быстро затухающим, с шуршащим оттенком. Среди них - удары медиатором по деке, подставке и струнам, игра на закрытых и полуприжатых струнах пальцем левой руки, щипки и щелчки пальцем или подтягивание на одном звуке струны на % - 'Л тона выше (ч. 3), глиссандо и скольжения по струнам. Необычное тембровое решение вызывает ассоциации с ударами рабочих инструментов, скрежетом тележек, с шумом промываемого в ручье золотого песка, звоном монет и т. п.

Последнее рассматриваемое нами сочинение написано для довольно необычного инструментального состава - двух мандолин. «Сюита для двоих» (1994)1 в четырех частях -«Предисловие», «Вальс», «Новелла», «Финал и послесловие» - заметно отличается от других произведений А. Бызова, созданных в этом жанре. Здесь начисто отсутствуют как программность замысла, так и контрастные образно-тематические сопоставления, отчасти вариативное развитие материала - черты, столь характерные для других сочинений данного жанра. В образном плане «Сюита для двоих» решена в лирико-философском ключе - музыка словно раскрывает перед слушателями два параллельно сосуществующих мира: внутренних переживаний и внешних, «выносимых на публику». На эту же идею работает и тембр мандолины (домры): ее протяженный, открытый, прозрачный звук как нельзя лучше подходит для интимного тона высказывания2.

«Предисловие» (ч. 1), проникнутое острощемящей болью, как будто обнажает в душе

1 В 1998 г. за «Сюиту для двоих» А. Бызов был удостоен звания лауреата Международного композиторского конкурса, проходившего в Нью-Йорке.

2 Отечественным аналогом «европейского» инструмента мандолины является весьма распространенная в России четырехструнная домра (именно на таком варианте домры традиционно ведется обучение в Уральской консерватории).

сокровенные чувства. Экспрессивный возглас в верхнем регистре на forte в начале номера подается «с надрывом»: вопросительная интонация (интервал 2м) распевается нисходящим поступенным движением (напоминает напев жестокого романса). Но с каждой новой фразой возглас «надламывается» - сдает свои высотные и динамические позиции, сворачивается в «комочек» приглушенных кварто-квинтовых покачиваний.

Пленительно, по-детски наивно и чисто звучит игрушечно-фарфоровый «Вальс» (ч. 2). Достигается этот эффект максимально простыми средствами: верхний регистр, прозрачная фактура, представленная легким аккомпанементом (только бас, дающий сильную долю) и кружащейся мелодией в терцовом удвоении на staccato. D dur оттеняется VI гармонической ступенью на вершине мелодической фразы, скользящими движениями по звукам хроматического звукоряда. Тембровая острота мандолин в сочетании с «вариативно-вращающейся» повторностью гармонических и мелодических оборотов к концу номера все более напоминает заунывно-печальный наигрыш старой шарманки.

«Новелла» (ч. 3), напротив, трепетна и лирична: светлая печаль e-moll, приглушенная динамика, доверительный диалог мелодических линий широкого дыхания (имитационная фактура). Интонация плача из «Предисловия» растворяется в хроматических скольжениях, а покачивающаяся квартовая фигура преображается в интонацию зова. К концу движение постепенно замедляется и, подобно знаку романтического вопроса, в верхнем регистре «повисает» 6м (morendo).

«Финал» (ч. 4) отличается драматическим, взволнованно пульсирующим движением. Впервые в сюите появляется быстрый темп, моторные ритмические фигуры, тональная неустойчивость, крупные динамические волны. Постепенно мелодические завихрения, обрисовывающие интервал увеличенной кварты хроматическими движениями, уступают место токкатным, жестко акцентированным фигурам. Им в противовес выступает мелодический

156

рельеф, интонационно близкий «теме зова» из ч. 1. Однако фразы, проходящие в среднем регистре, обладают наступательным, волевым характером (legato, восходящая направленность), а фразы в верхнем регистре -саркастичны и зловещи (staccato, угловатая скачкообразная линия).

Этот номер обрамляется, с одной стороны, проведением тематизма «Предисловия» (практически полностью) - как своего рода отступление, а с другой - спокойным, отрешенным «Послесловием», в котором вновь слышится «интонация зова», она медленно растворяется в верхнем регистре в солнечном ореоле трезвучия одноименной тоники (A dur).

Сюиту в целом отличает лаконичность формы каждой из частей (модель трехчастной формы), преобладание верхнего регистра и приглушенной динамики, прозрачная фактура, функционально простые гармонические обороты, расцвеченные хроматическими ходами-скольжениями. Средствами объединения послужили тематическая арка между крайними разделами, логика тонального движения (замыкание: a-moll - D dur - e-moll - a-moll), «модулирование» кварто-квинтовых покачиваний в «интонацию зова», своего рода романтического вопроса.

Таким образом, в большинстве сюит разных инструментальных составов А. Б. Бызов следует сложившимся традициям чередования контрастных номеров. Так, противопоставляются танцевальные и песенные «модели», плотная и более прозрачная музыкальная ткань. Моторика движения, активная ритмическая пульсация, энергичные фигуры ostinato сменяются неспешным, размеренным движением, нередко созерцательного плана. Скачкообразная мелодия противостоит пластичным, волнообразным контурам, а формульные попевки - фразам широкого дыхания. Движение по хроматизмам, альтерированные аккорды, уменьшенные и увеличенные созвучия, с одной стороны, светлая диатоника и «пустотные» кварто-квинтовые созвучия - с другой. Немаловажную роль играют тембровые,

регистровые, динамические и штриховые контрасты.

В то же время за счет интонационных связей достигается единство цикла. Подобные примеры имеются почти в каждой сюите. Это нисходящая малая и большая секунды с квартой в «Русских зарисовках», интонация романтического вопроса в «Сюите для двоих», опора на единый звукоряд в «Русских сюжетах» или энергичные фигуры ostinato и взвинченная пульсация в «Трех пьесах по мотивам рассказов Дж. Лондона» и «Новорусской сюите». В ряде случаев объединению в цикл способствует симметрично выстроенный тональный план: например, «Русские зарисовки» обрамляет D dur, «Сюиту для двоих» - a-moll. Родство частей просматривается и на уровне принципов развития материала - вариационный либо вариантный. Максимальной связи отдельных частей сюит способствует их функциональная сопряженность: наиболее отчетливо функции начала и конца выявлены в «Русских сюжетах» и «Сюите для двоих».

При имеющихся разных подходах к сюжетам, образному строю, стилевым моделям инструментальные сюиты А. Бызова отличает строгая выстроенность, симметрия и компактность формы, немногословность и афористичность высказывания.

В свете вышеизложенного понимание притягательности жанра сюиты для композиторов, пишущих музыку для народных инструментов, выходит на новый уровень. Сюита оказалась способна аккумулировать в себе наиболее типичные мелодико-ритмические, тембровые, жанровые формулы, предоставить благодатную почву для индивидуальных творческих поисков в области взаимоотношения фольклорного и авторского материала, для исследования традиционных и нетрадиционных средств музыкальной выразительности, а также поиска новых приемов исполнения на русских народных инструментах. Мобильность формы, свобода воплощения вкупе с органичностью замысла подвигнет обратиться к жанру сюиты еще не одно поколение композиторов.

157

1. Аверин, В. А. История исполнительства на русских народных инструментах : курс лекций / В. А. Аверин ; М-во культуры Рос. Федерации [и др.]. - Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2002. - 296 с.

2. Акулович, В. И. Н. И. Привалов - создатель и руководитель любительских оркестров и ансамблей народных инструментов / В. И. Акулович // Русский народный оркестр и его дирижеры: Проблемы и перспективы. Обучение : сб. науч. ст. / науч. ред. А. В. Абашонок ; сост., отв. за вып., авт. предисл. Ю. Б. Богданов. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2011. - С. 23-59. - (Труды. Т. 191).

3. Бобровский, В. П. О переменности функций музыкальной формы : исследование / В. П. Бобровский. -Москва : Музыка, 1970. - 227 с.

4. Бычков, В. В. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры (Начало XIX - конец XX в.: исполнительство, музыка, инструментарий) : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / В. В. Бычков. - Санкт-Петербург, 1999. - 53 с.

5. Имханицкий, М. И. История исполнительства на русских народных инструментах : учеб. пособие / М. И. Имханицкий. - Москва : Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.

6. Каган, М. С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки / М. С. Каган // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / отв. ред. Б. Ф. Егоров. - Ленинград : Наука, 1974. - С 26-38.

7. Кюрегян, Т. С. Форма в музыке XVII - XX вв. / Т. С. Кюрегян. - Москва : Сфера, 2003. - 345 с.

8. Лондон, Дж Смок Белью // Собрание сочинений : в 14 т. / Дж Лондон. - Москва : Огонек, 1961. - Т. 10. - С. 5-123.

9. Манукян, И. Э. Сюита / И. Э. Манукян // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. -Москва : Совет. энцикл. : Совет. композитор, 1981. - Т. 5. Симон - Хейлер. - С. 359-363.

10. Маслий, С. Ю. Семантико-драматургический и исторический аспекты исследования : автореф. дис. ... канд. искусствоведения [Электронный ресурс] / С. Ю. Маслий. - Москва, 2003. - 24 с. - Режим доступа : dissercat.com/content/syuita-semantiko-dramaturgicheskii-i-istoricheskii-aspekty-issledovaniya.

11. Польшина, А. Д. Жанровые особенности оркестра русских народных инструментов и пути его развития / А. Д. Польшина // Народное творчество : труды. - Москва : Научно-исследовательский институт культуры, 1974. - Вып. 20. - С. 55-75.

12. Ромашков, А. А. Жанровая модель сюиты для оркестра русских народных инструментов : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / А. А. Ромашков. - Саратов, 2015. - 28 с.

13. Ручьевская, Е. А. Цикл как жанр и форма / Е. А. Ручьевская, Н. И. Кузьмина // Форма и стиль : сб. науч. тр. Ч. 2. - Ленинград : Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1990. - С. 129-174.

14. Хохлов, Ю. Н. Оркестровые сюиты Чайковского / Ю. Н. Хохлов - Москва : Музгиз, 1961. - 92 с. : нот. ил. - (Б-ка слушателя концертов).

15. Яворский, Б. Л. Сюиты Баха для клавира / Б. Л. Яворский. - Москва : Классика-ХХ1, 2006. - 156 с.

Получено 25.01.2017

А. Kovaleva

post-graduate student, Ural State Mussorgsky Conservatoire E-mail: aaman85@mail.ru

EVOLUTION OF A SUITE GENRE FOR THE RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS (by the example of the works of the Ural composer A. Byzov)

Abstract. Suite genre for Russian folk instruments (the first works in the genre of the suite in the history of the folk-orchestral repertoire appeared in the early 20th century) is popular with the composers of different generations (it is known more than 200 works) and it is quite well theoretically developed. At the same time, the work of contemporary Russian composers working in this genre is not sufficiently studied. The Ural composer A. Byzov is among them. By the example of his suites, we tried to identify the academic traditions of constructing a suite cycle for folk instruments, and the creation on their basis of a qualitatively new genre ofprofessional folk-instrumental musical literature.

158

We took three completely different suites by A. Byzov for analysis, which are best known: 1) "Russian sketches" (1972), associated with the Russian folklore tradition; 2) "Three plays based on the stories of Jack London" (1983), highlighting the national American flavor (country and jazz stylistics), depicting the image of the "gold rush"; 3) "Suite for for two mandolins" (1994), written in a lyrical and philosophical way. These suites are distinguished by strict alignment, symmetry ofform, aphorism of utterance despite the different approaches to plots, imagery, style models. By the example of his suites, the features inherent in the genre of the suite as a whole are clearly visible: a catchy characteristic imagery, often associated with domestic dance and song formulas; compactness of the form; often the program content; preservation of integrity, closed form with the "deliberate " unification of contrasting parts. Thus, the suite provides ample opportunities for creative searches in the field of correlation of academic, folklore and author's material, for the study of traditional and innovative means of musical expressiveness.

Keywords: the Suite genre for folk instruments, artistic time and space, domestic dance and song formulas, intonation kinship, specific methods of sound production

For citing: Kovaleva A. 2017. Evolution of a suite genre for the russian folk instruments (by the example of the works of the Ural composer A. Byzov). Culture and Arts Herald. No 2 (50) : 152-159.

References

1. Averin V. 2002. Istoriya ispolnitel'stva na russkikh narodnykh instrumentakh [The history of performing on Russian folk instruments]. Krasnoyarsk : Krasnoyarsk State University. 296 p. (In Russ.).

2. Akulovich V. 2011. N. Privalov - founder and director of amateur orchestras and ensembles of folk instruments. Russkiy narodnyy orkestr i ego dirizhery: Problemy i perspektivy. Obuchenie [Russian folk orchestra and its conductors: Problems and Prospects. Education]. Abashonok A., scientific ed. ; comp. and foreword by Bogdanov IU. Saint Petersburg : State Institute of Culture publishing. P. 23-29. Vol. 191. (In Russ.).

3. Bobrovskii V. 1970. O peremennosti funktsiy muzykal'noy formy : issledovanie [On variability features of musical form : Research]. Moscow : Muzyka. 227 p. (In Russ.).

4. Bychkov V. 1999. Formirovanie i razvitie bayanno-akkordeonnogo iskusstva kak yavleniya otechestvennoy i evropeyskoy muzykal'noy kul'tury (nachalo XIX - konets XX v.: ispolnitel'stvo, muzyka, instrumentariy) [Formation and development of bayan-accordion art as a phenomenon of Russian and European musical culture (Beginning of XIX - the end of XX centuries: performance, music, instruments)]. Saint Petersburg. 53 p. (In Russ.).

5. Imhanitsky М. 2002. Istoriya ispolnitel'stva na russkikh narodnykh instrumentakh [The history performing art on Russian folk instruments]. Мoscow : Publ. Gnessin Russian Academy of Music. 351 p. (In Russ.).

6. Kagan M. 1974. Space and time in art as a problem of aesthetic science. Ritm, prostranstvo i vremya v literature i iskusstve [Rhythm, space and time in literature and art]. Egorov B., ed. Leningrad : Nauka. P. 26-38. (In Russ.).

7. Kiuregian T. 2003. Forma v muzyke XVII - XX vekov [The form in music of XVII - XX centuries]. Moscow : Sfera. 345 p. (In Russ.).

8. London J. 1961. Smoke Bellew. Sobranie sochineniy : v 14 t. T. 10 [Collected works : in 14 vol. Vol. 10]. Мoscow : Ogonek. P. 5-123. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Manukian I. 1981. Suite. Muzykal'naya entsiklopediya : v 6 t. T. 5 [Music encyclopedia : in 6 vol. Vol. 5]. Мoscow : Sovetskaya entsiklopediya : Sovetskiy kompozitor. P. 359-363. (In Russ.).

10. Maslii S. 2003. Semantiko-dramaturgicheskiy i istoricheskiy aspekty issledovaniya [Semantic-dramaturgical and historical aspects of the study] [Electronic resource]. Moscow. Available from : dissercat.com/content/syuita-semantiko-dramaturgicheskii-i-istoricheskii-aspekty-issledovaniya. 24 p. (In Russ.).

11. Polshina A. 1974. Genre features of an orchestra of Russian folk instruments and the ways of its development. Narodnoe tvorchestvo [Folkart]. Moscow : Nauchno-issledovatel'skiy institut kul'tury. P. 55-75. (In Russ.).

12. Romashkov A. 2015. Zhanrovaya model' syuity dlya orkestra russkikh narodnykh instrumentov [Genre model of Suite for orchestra of Russian folk instruments]. Saratov. 28 p. (In Russ.).

13. Ruchevskaia E., Kuzmina N. 1990. The cycle as a genre and form. Forma i stil', ch. 2 [The shape and style, part 2]. Leningrad : The Rimsky-Korsakov Leningrad State Conservatory. P. 129-174. (In Russ.).

14. Khokhlov IU. 1961. Orkestrovye syuity Chaykovskogo [Tchaikovsky's Orchestral Suites]. Moscow : Muzgiz. 95 p. (In Russ.).

15. Iavorskii B. 2006. Syuity Bakha dlya klavira [Bach's Suites for harpsichord]. Moscow : Klassika-ХХI. 156 p. (In Russ.).

Received 25.01.2017

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.