40
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
УДК 342.12
БАЯН КАК ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОТРАЖЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Л. А. Мищенко
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: mishenko.1948@mall.ru
В данной статье анализируются основные направления в становлении и развитии баяна в социокультурном пространстве России. Определяется роль и значение инструмента как ценности в культуре страны и общества. Рассматриваются современные аспекты в исполнительском искусстве на баяне.
Ключевые слова: баян, общество, функции инструмента, композиторы, баянисты-исполнители.
Стремление осмыслить баян и все, что связано с ним, как целостное явление музыкальной культуры, определяет задачи работы. Совокупность ценностей, созданных человеком в результате творческой деятельности, и факторы, с помощью которых эти ценности создаются, определили ценностный и деятельный подход в исследовании баяна в социокультурном пространстве России. Субъектом музыкальной культуры являются отдельные творцы - мастера по изготовлению инструментов, исполнители, композиторы, а условия для творчества создаются обществом. Объектом исследования является индивид - личность, непосредственно создающая ценности музыкальной культуры.
В истории многих стран и цивилизаций есть примеры не только уважительного отношения к музыкальным инструментам и музыкантам, игравшим на них, но и их возвышения до сакрального уровня. У многих народов мира музыка рассматривалась как магический мостик к богам и бессмертию. Во все времена музыка выполняла социальную роль - помогала устанавливать контакты, готовность к общению, адаптации к определенным условиям, оживляла трудовую деятельность, поднимала патриотический дух воинов. В инструментальном искусстве люди видели не только художественно-эстетическую функцию, но и врачующую, воспитывающую, обучающую, нравственную, социализирующую и т.д.
Сегодня ярким примером социально-значимой роли инструмента в обществе является баян. В его честь в России проводится День баяна. В нем участвуют не только профессиональные музыканты-исполнители, педагоги, но и любители музыки, почитатели искусства игры на баяне, композиторы, а также слушатели.
Многие ученые стараются осмыслить роль и значение музыкальных инструментов, и в частности баяна, постичь особенности его воздействия на человека, социальные группы и в целом на общество. К истории инструмента, проблемам исполнительства на баяне обращались в своих работах А. Аверин, В. Бычков, Д. Варламов, М. Имханицкий, Ф. Липс, А. Мирек, и др.
Для россиян баян и его предшественница гармоника являются одними из уникальных музыкальных инструментов в культуре народа. Эти инструменты были и
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
41
остаются спутниками русского человека и выразителями не только различных эмоциональных переживаний, но и социальных процессов.
Разнообразное использование этих инструментов в жизнедеятельности человека даёт основание утверждать о ценности, связанной с множеством функций, выполняемых в социокультурном пространстве человека. Появление и развитие баянного искусства имеет феномен стадиальности, у основания которой были первые концертирующие музыканты-гармонисты.
С появлением в социально-досуговом пространстве русского народа предвестницы баяна гармоники музыканты выполняли ряд функций - развлекали народ, скрашивали досуг, создавали фон во время зрелищных мероприятий, играли на народных гуляниях и праздниках, в ресторанах, цирках, тем самым пропагандировали инструмент и способствовали развитию интереса к обучению игре на нем.
С появлением в 1907 году русского баяна, благодаря идее Я. Орлаского-Титаренко и мастера П. Стерлигова, многие гармонисты стали интенсивно осваивать новый инструмент, совершенствуясь в его художественном и техническом освоении, тем самым стали создавать условия и предпосылки к становлению и развитию профессионального исполнительского искусства. С первых лет существования баяна появились имена баянистов, которые возглавили историю профессиональных музыкантов-баянистов - это Я.Орланский-Титаренко, Б. Богданов, В. Павлючук, П. Г воздев. Этот этап определял новую страницу в развитии нового типа инструментов и, как следствие, - исполнительского искусства игры на баяне, а это, в свою очередь, инициировало появление нового направления в композиторском творчестве.
Первая половина XX столетия стала для баянного искусства процессом утверждения инструмента как полноправного среди академических инструментов, соседствующего на больших сценах с такими инструментами, как скрипка, виолончель, фортепиано.
Говоря о баяне как феномене российской музыкальной культуры, следует учитывать интегративность данного понятия. Оно вбирает в себя три основных составляющих, образуя интегрированный творческий процесс, в котором сливается труд мастера, создавшего инструмент, творчество композитора, написавшего музыкальное произведение, и профессионализм музыканта-исполнителя.
Сегодня баян можно рассматривать не только как музыкальное орудие, способное передавать субъективные ощущения, но и как объективные основы бытия. Посредством созданных композиторами произведений музыкант особыми звуками музыки способен отразить природный мир и отношение человека к нему. Во многих произведениях для баяна отражаются исторические события, общественные явления, изображаются мифологические образы, рисуются специфическими средствами образы героев далекого прошлого и нашего времени, личностный мир чувств и переживаний человека и мн.др.
Особую социальную и патриотическую значимость баян приобрел в годы тяжких испытаний для страны. Для достижения победы над врагом в годы Великой Отечественной войны музыканты активно включились в борьбу с врагом, - кто с оружием в руках, а кто с музыкальным инструментом. Баян и гармонь звучали везде: на привале на поляне леса, в землянке, блиндаже, и даже в бой солдаты шли с баяном. В «Поэме о слепом баянисте» поэт А. Сурков рассказал о Михаиле Попове,
42
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
служившем в стрелковой бригаде им. Кирова, который играл в землянках и даже шел в атаку с баяном в руках, исполняя «Интернационал»1.
Использование баяна в годы войны на фронте было делом чуть ли не государственным. Этот инструмент в обязательном порядке имелся на всех подводных лодках и воинских подразделениях. Известно, что маршал Г.К.Жуков сам играл на баяне и очень тепло отзывался об этом инструменте1 2 3.
Ю.И. Козаков, участник фронтовых ансамблей, однажды сказал: « Если когда-нибудь будет создан памятник музыкантам-инструменталистам периода Великой Отечественной войны, то среди них обязательно должен быть солдат с баяном в
3
руках» .
На баяне звучали народные мелодии, популярные советские песни, задорные плясовые. Все это очень близко и дорого русскому человеку, а отсюда и национальная любовь и уважительное отношение к баяну, который был с человеком в бою в лихие военные годы, поднимал дух и физические силы в период восстановления страны и ее экономики. Пример тому - выступления баянистов на стройках больших заводов, гидроэлектростанций, на целине.
В 1951г., по инициативе Ю.Казакова, Ф. Фиганова и Н.Селезнева, был создан готово-выборный баян, который открыл новый этап в истории исполнительства. Эта конструкция расширила художественно-технические и репертуарные возможности, расширила горизонты баянного исполнительского искусства. В исполнении Ю.Казакова зазвучали сочинения И. Баха, Концерт Н. Чайкина и многие другие сложнейшие произведения.
В 1955г. Ю. Казаков стал обладателем первой премии на Международном конкурсе в Варшаве. Ему - единственному из мировых музыкантов - довелось играть в двух концертах на праздновании XX-летия ООН. С этого исторического этапа российские баянисты выходят на международный уровень, становясь обладателями призовых мест на Международном конкурсе баянистов на «Кубок мира». Первыми лауреатами были: А. Резчиков (1 место, 1953), В. Галкин (3 место,1958г.), Э. Митченко (3 место,1962), Ю. Вострелов (1 место,1968), В. Петров (1 место, 1969), О. Шаров (2 место, 1970), А. Скляров (1 место,1971) и мн. др. А в дальнейшем наши баянисты из года в год занимали ведущие позиции этого самого престижного конкурса. Не были исключением и Международные конкурсы аккордеонистов и баянистов «Дни гармоники» в г. Клингельтале, Г ермания.
Сегодня баян является также и феноменом материальной мировой культуры. Успех советской баянной школы не состоялся бы, если бы у исполнителей не было таких инструментов, как «Юпитер», «Аппассионата», «Россия» и других моделей. Благодаря российским инженерам-конструкторам из Москвы, Тулы, Кирова были созданы универсальные баяны.
К числу ведущих мастеров следует отнести Ю. Волковича,
сконструировавшего такие модели баянов, как «Солист» (1962), первый в России регистровый инструмент с ломаной декой, «Концерт» (1967), «Юпитер» (1969г., трёхголосный), в 1970г. - четырёхголосный. За эти инструменты автор был награжден на Лейпцигской ярмарке Большой золотой медалью.
1 Аверин В.А. История исполнительства на народных инструментах: курс лекций/ В.А. Аверин. Красноярск: КрасГУ, 2002. С.89.
2 Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства: учеб.пособие/ М.И. Имханицкий. М. РАМ им. Гнесиных, 2006. С.235.
3 Имханицкий М.И.Портреты баянистов/М.И. Имханицкий. М., 2001. С.92.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
43
В. Колчин стал автором ряда моделей: «Россия» (1960), «Россия-универсал» (1964), «Аппассионата»(1970). Ю. Маторин создал инструменты «Тула», «Пионер», «Юность», «Левша» вместе с В. Проскурдиным. Последний стал автором инструментов - «Мир», «Русь». Н. Самоделкин сконструировал баян «Рубин», «Спутник». Многие модели и авторы получили признание и одобрение известных баянистов-исполнителей, а также награды от государства. И сегодня процесс создания новых видов инструментов развивается динамично.
Баян стал своеобразным мостом между прошлым и будущим. Теперь на этом инструменте исполняются произведения далекого Европейского Средневековья, эпохи Просвещения, музыка Барокко, Классицизма, Романтизма. На баяне исполняются произведения крупных форм и миниатюры, музыка разных стилей и жанров. В исполнении баянистов звучит музыка разных стран и эпох - Бах, Скарлатти, Г айдн, Моцарт, Лист, Шопен, Астора Пьяццолла и мн. др.
На всем историческом пути баян развивался и совершенствовался, став могучим инструментом с разными возможностями, равному оркестру, органу. В данный момент баян в какой-то степени стал конкурентом клавесину, органу. В сравнении с этими инструментами он дает музыканту бесконечно богатые артикуляционные возможности, а артикуляцию на инструменте можно сравнить с живой, эмоциональной человеческой речью.
В настоящее время благодаря тому, что на баяне имеется множество регистров, на нем можно исполнять любую музыку, в любых темпах, с различной агогикой, динамикой, различными штрихами. Баянисты-исполнители берут любую музыку для исполнения, написанную для других инструментов, делают всевозможные транскрипции, переложения, обработки, делают все возможное, чтобы написанное для другого инструмента произведение стало исполнимым без авторских потерь на баяне.
Большой вклад в расширение репертуара баянистов внес Ф. Липс, который переложил для баяна музыку, ранее не исполнявшуюся на нём - это Франк, «Хоральная фантазия», Стравинский, «Русская песня» из «Мавры», Мессиан, заключительный номер «Бог среди нас» из «Рождества Господня», Мусорский, «Картинки с выставки», и мн.др.
Исполнительское искусство игры на баяне теснейшим образом связано с композиторским творчеством, а оно, как известно, разновекторно,
многофункционально. В репертуаре баянистов всегда присутствует крупная форма -от Баховских партит до концертов, сонат, сюит современных композиторов (Н.Чайкин, Ю. Шишаков, К. Мясков А. Репников, С. Василенко, В.Золотарев, С.Губайдулина).
Композиторы в сотрудничестве с мэтрами баянного исполнительства создают необыкновенные творения. Примером тому служит сотрудничество С. Губайдулиной и Ф. Липса, в результате чего на свет появились такие творения, как «De profundis» (Из глубины), соната Et exspecto (В ожидании), партита «Семь слов» для баяна, виолончели и камерного оркестра, трио «Silenzio» (Молчание) для баяна, скрипки и виолончели, затем Концерт для баяна с симфоническим оркестром «Под знаком скорпиона».
Следует особо подчеркнуть тот факт, что, когда появляется талантливый исполнитель, многие современные композиторы пишут музыку именно для него. И примеров тому множество. Так, для Ф. Липса писали Эдисон Денисов, Владислав Золотарев, Софья Губайдулина, Александр Вустин, Роман Леденёв, Александр
44
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
Холминов, Сергей Беринский, Ефим Подгайц, Татьяна Сергеева. Кирилл Волков, Михаил Боннер.
Не обходили вниманием композиторы и таких всемирно известных баянистов, как А. Склярова, А. Полетаева, В. Бесфамильного, В. Галкина и мн. др.
В течение сравнительно недолгой истории баяна расширяются конструктивные особенности инструмента, он вписывается в современный контекст музыкальной культуры и социокультурное пространство общества. Исполнители-баянисты, в совершенстве овладев исполнительской техникой и художественно-выразительными приемами, а также необходимыми для профессиональной исполнительской деятельности приемами и средствами, находятся в постоянном поиске форм, средств, направлений.
Сегодня трудно представить оркестр или ансамбль русских народных инструментов без баяна. Велика его роль в аккомпаниаторском искусстве в различных ансамблях песни и пляски, народно-хоровых коллективах. Баян сегодня главенствует на профессиональных сценах, в любительском музицировании, без него сложно представить народные праздники, без него невозможна работа народнохоровых и народно-танцевальных коллективов.
Значимость баяна для русской национальной культуры огромна, ибо с ним ассоциируется духовная жизнь русского народа. Примером тому могут служить произведения В. Золотарева: «Ферапонтов монастырь», «Размышление у фресок Диониссия», а в Партите отражено развитие традиций колокольности в музыке. В репертуаре баянистов-исполнителей звучат произведения, затрагивающие
религиозную тематику: пьеса «Рай» В.Власова на темы картины «Страшный суд» (Концертный триптих), Сюита А. Белошицкого «Из глубины веков», «Набат. Звоны Святой Софии» А. Сташевского и мн.др.
Следует особо подчеркнуть темы, которые интересны исполнителям, композиторам и актуальны для современного российского общества. Сегодня в произведениях для баяна используются философские проблемы, все чаще слышится тема смысла жизни, композиторы стали обращаться к религиозной тематике, к христианским образам и православным идеалам.
Социально-политические темы нашли отражение в произведениях «Пять взглядов на страну ГУЛАГ» В. Власова, «Дети перестройки» Е. Дербенко. В этом смысле современные композиторы, пишущие музыку для баяна, стали продолжателями традиций русской композиторской школы, начатой М. Глинкой, М.Мусорским, А. Бородиным, П. Чайковским, С.Проковьевым, С.Рахманиновым и др. К числу таких современных композиторов следует отнести В. Золотарева, Н. Чайкина, В. Подгорного, К. Мяскова, В. Власова, Е. Дербенко, С. Губайдулину, А. Кусякова, Г. Банщикова, Е. Подгайца, В. Зубицкого, В. Семенова и др.
Важным связующим звеном творческого процесса является современный профессиональный исполнитель-баянист. Он, прежде всего, продолжатель лучших традиций отечественной и зарубежной исполнительских школ, воспитанный на лучших образцах классической зарубежной и российской национальной музыки, а также является для слушателя транслятором музыки современных композиторов. И от того, насколько творчески интересно он интерпретирует и доносит до слушателя исполняемую музыку, завит дальнейшая жизнь произведения.
На всех этапах культурно-исторического развития музыкально-
инструментальная культура, в том числе баянное искусство, вели сложный культурный диалог с академическим и народным искусством. В развитии баяна, гармонии были единые универсальные архетипы, воплотившиеся в форме и функциях
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
45
национального инструментального творчества и мелоса народной музыки. Для России особенно характерны такие формы культурного диалога, которые приводили к живой ткани бытования и органического синтеза народного и академического искусств.
Каково сегодня место баянного академического искусства в культуре общества? На одной из научно-практических конференций в музыкальной Академии им. Г несиных всемирно известный баянист, профессор, народный артист РФ Фридрих Липс ответил так: «Золотой век органа - это музыка барокко, для фортепиано -романтизм, а для баяна - это XXI век». И как он подчеркнул далее, «предыдущими поколениями баянистов и нашими усилиями заложены основы того, чтобы он наступил».
Как правило, концертные программы баянистов-исполнителей представляют собой калейдоскоп различной музыки, - от классики до джаза. В последние годы многие музыканты стали обращаться к так называемому «легкому» жанру. Почва для этого направления была подготовлена давно, с тех пор, когда гармонисты стали развлекать публику, исполняя популярные мелодии, музыку из оперетт, танцевальную музыку разных стран. Самыми первыми и яркими представителями этого жанра были исполнители на гармонике - П.Жуков, В. Иванов, Ф. Туишев, А.Коротаев.
Творческая деятельность музыкантов и композиторов подготовила почву для появления эстрадного направления в жанре сольного и ансамблевого исполнительства на баяне. Это оказало активное влияние на формирование нового типа концертноисполнительского мышления баяниста.
Сегодня эстрадная музыка и её эстетическое воздействие на сознание, эмоции, вкусы слушателей достаточно велики, т.к. не только отвечают потребности человека в отдыхе и развлечениях, но служат постоянным звуковым фоном, сопровождая его в праздниках и буднях и тем самым становясь элементом социальной жизни общества и отдельного человека.
Многие баянисты-исполнители и композиторы-народники ощутили дух современного времени и стали часто обращаться к эстрадно-джазовым композициям, создавая яркую палитру зарисовок, связанных с жизнью и бытом нашего общества, наделяя музыкальные произведения жизнерадостностью, оптимизмом. Во многих таких произведениях изобилуют элементы импровизационности, сходные с афроамериканским фольклором, своеобразными приемами звукоизвлечения, ритмическим многообразием, эмоциональностью, яркостью красок и мн.др. Но при этом композиторы и исполнители мастерски соединяют все эти элементы с русским мелосом. Этот факт в исполнительском искусстве баянистов говорит о мощном сдвиге в искусстве, о появлении нового направления в исполнительстве на баяне.
Следует отметить, что молодое поколение баянистов-исполнителей в своих творческих поисках выходит за рамки классической и эстрадной музыки, прокладывает дорогу новым стилям и направлениям, - благо современный баян с его неограниченными возможностями даёт авторам дорогу к творческим поискам. И это удается очень многим музыкантам и композиторам, их творчество становится востребованным у слушателей, т.к. русский народ всегда испытывал к баяну особые чувства, ассоциируя его с особенностями русской души и характера, и воспринимал баян как органичную часть современного музыкального искусства.
Развитие эстрадного исполнительства на баяне связано с именем баяниста и композитора Б.Тихонова. Он представил русский народный инструмент баян в новом амплуа - эстрадном. В этом смысле Борис Ермилович в 40-60гг. в числе первых
46
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
продемонстрировал использование баяна в сольном и ансамблевом эстрадном исполнительстве.
В 60-70гг. О.Шаров, известнейший и международно-признанный исполнитель-баянист, внес свою лепту в становление эстрадного жанра как исполнитель и как руководитель эстрадного ансамбля с участием баяна. Эстрадная и популярная музыка для этого музыканта была предметом подлинного внимания и высокохудожественного исполнения.
Имя В.Ф. Гридина, к сожалению рано ушедшего из жизни, бывшего солиста эстрадно-симфонического оркестра под управлением Ю.Силантьева, главного дирижера оркестра «Россия», прекрасного и самобытного исполнителя на баяне, композитора, известно не только каждому баянисту, но и любителям музыки. Свободное музицирование, уникальная техника звукоизвлечения, ритмическое разнообразие, притягательная эмоциональность и многое другое характеризуют этого исполнителя и композитора, который, находясь в рамках народно-песенного жанра, «одел» свои произведения в эстрадно-джазовые ритмы, гармонии.
Перечень имен, чье творчество так или иначе связано с эстрадным жанром, можно продолжать и продолжать - это Р. Бажилин, Е. Дербенко, А.Пушкарено, А. Дмитриев, А. Доренский, «Баян Микс» и мн.др. Главное то, что баян в контексте современного социокультурного пространства доказал свою жизнеспособность, востребованность, а стало быть, социальную и художественную ценность. Баянное искусство идет по пути прогресса и с каждым этапом своего развития показывает неисчерпаемые возможности в отражении русской ментальности.
Сегодня баян, исполнительство на нем, репертуар, проблема подготовки кадров стали предметом и объектом научных исследований. Буквально на всех проводимых научно-практических конференциях в учебных заведениях по всей стране поднимаются важнейшие вопросы музыкальной педагогики и исполнительства, проблемы, связанные с подготовкой специалистов по классу баяна для различных сфер - социокультурной, образовательной, а также вопросы, связанные с профессиональным исполнительством. В этой связи отводится важное место проблеме качества подготовки исполнителя-баяниста.
На сегодняшний день исполнительское мастерство многих баянистов подняло данный жанр на высокий академический уровень. Но, наряду с академическим исполнительским искусством, в обществе растет потребность в профессиональных баянистах для социокультурной сферы, преподавателях для детских музыкальных школ, аккомпаниаторах для художественно-творческих коллективов и т.д.
Востребованность в таких сферах творческой деятельности требует от специалиста особой разноплановой подготовки, а именно - высокого профессионального исполнительского мастерства в сочетании с владением фольклорными традициями, умением играть по слуху, импровизировать, сочинять.
Глобализационные процессы, окутавшие весь мир, ведут к нивелированию национальных культур, насаждению чуждых российскому менталитету культурных ценностей. А отсюда падает у населения, и особенно у подрастающего поколения, интерес к русским народным инструментам, в том числе и к баяну. Задача учебных заведений - возродить интерес к баяну как музыкальному инструменту и подготовить высококачественных специалистов для города и области. В учебном заведении будущий специалист осваивает не только технику игры и художественновыразительные средства в исполнении произведений, но и готовит себя к предстоящей самостоятельной деятельности.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
47
Резюмируя выше сказанное, следует подчеркнуть главное в истории баяна как феномена российской музыкальной культуры. Пережив эпохальные события вместе с народом, страной, баян и сегодня не теряет своей человеческой и национальнокультурной значимости. Несмотря на глобализационные процессы во всех сферах человеческой деятельности, баян продолжает быть нужным в российском обществе. Эта данность требует от всех участников процесса инновационных подходов в исполнительском и композиторском искусствах, чтобы сохранить этот инструмент для будущих поколений россиян и удержать престиж этого инструмента на международной конкурсно-исполнительской арене.
Список литературы
1. Аверин В. А. История исполнительства на народных инструментах: курс лекций/ В. А. Аверин. - Красноярск: КрасГУ, 2002. -296с.
2. Имханицкий М.И.Портреты баянистов/М.И. Имханицкий. - М., 2001.
3. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства: учеб.пособие/ М.И. Имханицкий. - М. РАМ им. Гнесиных, 2006, 520с., с илл.
BUTTON ACCORDION AS A PHENOMENON OF MUSICAL CULTURE IN REFLECTION OF SOCIAL REALITY
L. A. Mishchenko
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: mishenko.1948@mall.ru
The aim of the article is to analyze the principal directions in formation and development of a button accordion in Russian social and cultural space, to define the role and significance of the musical instrument in a Russian culture as a value of the country and society, to consider the modern aspects of button accordion performing art.
Keywords: button accordion, society, functions of musical instrument, composers, button accordion performer.