Научная статья на тему 'Бассейн реки Селенги как феномен российско-монгольского трансграничного сотрудничества'

Бассейн реки Селенги как феномен российско-монгольского трансграничного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
254
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН / ТРАНСГРАНИЧЬЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / PHENOMENON / TRANSBOUNDARY / COOPERATION / TOURISM / A RECREATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Халзагаров Максим Георгиевич, Шагжиев Карл Шагжиевич

Раскрывается возможная роль трансграничных контактов народов России и Монголии на условиях сетевого взаимодействия. Важная роль отводится развитию международного туризма в бассейне р. Селенги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Халзагаров Максим Георгиевич, Шагжиев Карл Шагжиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The river basin of Selenga as fenomen ON of transboUndary cooperation of Russia and Mongolia

The possible role of transboundary contacts of people of Russia and Mongolia on conditions of network interaction reveals. The important role is allocated to development of the international tourism in a river basin of Selenga.

Текст научной работы на тему «Бассейн реки Селенги как феномен российско-монгольского трансграничного сотрудничества»

Экономическое значение такого вида туризма неоспоримо, поскольку он дает возможность приобщения коренного населения к современному бизнесу через сервис, производство и сбыт сувениров. А главное, не происходит болезненного отрыва аборигенов от своих хозяйственных и культурных традиций, что обеспечивает хорошую сохранность и возрождение традиционных культур наравне с получением дополнительных доходов местным населением.

Традиции - это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Роль традиции неодинакова в различных сферах социальной жизни.

В максимальной степени традиции этносов отражаются в религии, но в значительной степени проявляются и в экономике. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными («что и как традиционно принимается»), так и негативными («что и как традиционно отвергается»). Кроме того, традиция - это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Народное творчество и массовая культура, напротив, представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций [4].

Посредством традиции коллектив людей передает по наследству послание, необходимое для будущего выживания, экономического развития. Таким образом, можно сказать, что традиция есть механизм коллективной автокоммуникации, выживания в определенной природной среде. Этнические традиции тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), с экономической основой жизни, с ремеслами. Этнические традиции, основанные на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими.

Национальные традиции - это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературы, искусства, науки и пр. К сожалению, очень часто это ведет в лучшем случае к «национальному романтизму», к конфронтации с другими народами из-за прошлых страданий, унижений, взаимонепонимания [4].

Таким образом, любой тип традиции - это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники. Самой яркой, сложной и характерной формой традиции являются народные праздники, их смысл не только в развлекательности и отдыхе, но и в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим.

В данное время в России разрабатываются проекты, целью которых является стимулирование экономического развития общин коренного населения посредством этноэкологического туризма как вида экономической деятельности самих коренных народов, осуществляемой ими на территориях их традиционного природопользования. Такие проекты направлены на развитие устойчивого этнического туризма силами коренного населения, одного из наименее социально, экономически защищенных групп населения современного российского общества. Представители общин коренных малочисленных народов Севера впервые получат возможность пройти обучение основам организации и развития этнического туризма как устойчивого бизнеса и осуществлять экономическую деятельность на собственных территориях традиционного природопользования.

Наиболее значимым видом этнического туризма является, на наш взгляд, посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать показательными, это могут быть и временные стоянки и заимки кочевников, скотоводов, оленеводов, охотников, собирателей. Туристские маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, наиболее известным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни [2]. Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны - индейцев. Для этого туристы отправляются в глубинные районы страны - в частности, в джунгли бассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этнического туризма с экологическим. Аналогичные маршруты проложены в горах Северной Индии и Северного Таиланда, во внутренних районах Австралии и на

островах Океании. В некоторых сельских поселениях стран Европы для привлечения туристов население иногда надевает свою национальную одежду. Часто в разных регионах мира туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местных умельцев, пробуют блюда национальной кухни [4].

Этнический туризм включает в себя также знакомство с музеями народного быта. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. Первый такой музей под открытым небом был создан в 1891 г. в Швеции. Он получил название Скансен. В нем собраны все традиционные постройки со всей Швеции, проводятся фестивали и демонстрируются национальные танцы. Наиболее известный из российских музеев под открытым небом -Кижи, расположенный на одноименном острове в Карелии. Тысячи туристов посещают этнографический музей в г. Космодемьянске (Республика Марий-Эл), в котором представлены образцы деревянного зодчества, старинные орудия труда и предметы быта, применявшиеся в традиционном крестьянском хозяйстве марийского Поволжья [6].

Итак, благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов

Интерес к особенностям культурного пространства Бурятии создает мотивацию для его посещения как у иностранцев, так и у туристов со всей России. Ресурсы туризма республики - это не только памятники природы, но и историко-культурное наследие региона. Оно представлено уникальными памятниками культуры и археологии, сакральными местами, тибетской медициной, историей и культурой коренных народов, их традициями, верованиями, обрядами и другими составляющими культурного пространства. Республика уникальна и тем, что здесь мирно сосуществуют буддизм, православие, шаманизм, старообрядчество.

Во многом именно самобытная культура бурятского народа, буддийские или шаманские обряды, этнический музыкальный фольклор формируют перспективы этнотуризма в нашем регионе. Растущий интерес к объектам этнокультурного пространства и развитие этнотуризма позволят «открыть» для туристов новые этнографические объекты, восстановить некоторые из утраченных (воссоздать или реконструировать), сделать их доступными для посещения туристов. Так, например, общение с практикующим шаманом, который умеет соблюсти правила шаманских обрядов, помнит родовые предания и имена духов предков, становится эффектным дополнением к туристическому маршруту. Туристы, которые больше интересуются буддизмом или православием могут посещать дацаны, церкви, монастыри.

Необходимо отметить, что до 40% всех туристов посещают Этнографический музей, где знакомятся с уникальной материальной культурой эвенков, бурят, старожилов (казацкий комплекс), старообрядцев, городской культурой начала XX в. [3].

Среди объектов культурного наследия особый интерес представляют формы живой традиционной культуры, отражающие культурные навыки и традиции коренных этносов (буряты, эвенки, сойоты), а также старообрядческого населения.

Забайкальские старообрядцы, называемые местным населением «семейские», представляют одну из интереснейших этнических групп края. В 2002 г. ЮНЕСКО включила традиционную культуру старообрядцев (уклад жизни, фольклор, обряды, ремесла, народная медицина) в список девятнадцати нематериальных мировых шедевров, требующих особого внимания, изучения и сохранения, как уникальный феномен живой традиционной культуры.

Бурятская культура - это неисчерпаемый ресурс туризма на Байкале. Концентрацией всего того, чем интересен наш регион в плане ресурсов этнического туризма, являются такие традиционные национальные праздники, как Сурхарбан, Алтаргана, Больдер. Брэнд «Буддизм» создает синергетический эффект, значительно усиливающий рекреационный потенциал региона. Примером тому может служить феномен нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова, привлекающий особое внимание туристов. Именно на этих праздниках, фестивалях есть возможность полностью представить бурятскую культуру, подчеркнуть ее уникальность и разнообразие.

Для развития туризма в Бурятии целесообразно изучение опыта организации индустрии туризма в Монголии, занимающего важное место в пополнении бюджета страны. При населении

чуть больше 2 млн человек в 2003 г. Монголию посетило более 200 тыс. иностранных туристов, что на 40% больше, чем в 2002 г., при этом 78,9% из них составляют граждане Восточной Азии и Тихоокеанского региона и 17,6% из Европы. Туристов в Монголию привлекает экзотика классического буддизма, природа Внутренней Азии с ее бескрайними степями и пустынями, кочевые традиции в аграрном секторе экономики, натуральные продукты питания и сравнительно недорогая сфера услуг. Привлекательным туристическим брендом является имя Чингисхана, создавшего самую большую мировую империю [5].

Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционного проживания. Этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.

Литература

1. Большая Советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1978.

2. Воскресенский В.Ю. Международный туризм [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Воскресенский. - М.: Юнити-Дана, 2006.

- 255 с.

3. Ефимов С. Г., Бураева О. В. Живая традиционная культура как фактор устойчивого развития туризма // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф.: Улан-Удэ, 23-25 мая 2007 г. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - 524 с.

4. Курина В. Культурно-познавательные возможности этнического туризма [Электронные данные].- Самарская государственная академия культуры и искусств [15-16 октября 2008 г.]. -URL: http://www.acis.vis.ru/8/2/2 2/Kurina.htm, свободный.

5. Тулохонов А. К. Глобализация и региональные аспекты развития туризма// Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / Улан-Удэ, 23-25 мая 2007 г. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007.

- 524 с.

6. Чумаков К. Этноэкологический туризм в сохранении природного и культурного наследия [Текст] / К. Чумаков // Новая жизнь. - 2006.- № 5. - С. 15-16.

Literature

1. Great soviet encyclopaedia. - Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1978.

2. Voskresenskiy V.Yu. International tourism [text]: training appliances. - Moscow: Yuniti-Dana, 2006. - 255 p.

3. Efimov S.G., Buraeva O.V. Alive traditional culture as factor of stable development of tourism //Stable development of tourism: experience and innovations: Materials of II International scientific - practical conference/ Ulan-Ude, 23-25 of May 2007: Ulan-Ude: Izdatelstvo BNC SO RAN, 2007. - 524 p.

4. Kurina V. Cultural - cognitive possibilities of ethnic tourism - Samara’s State Academy of culture and arts.

5. Tulokhonov A.K. Globolization and regional aspects of tourism’s development // Stable development of tourism: experience and innovations: Materials of scientific - practical conference/ Ulan-Ude, 23-25 of May 2007: Ulan-Ude: Izdatelstvo BNC SO RAN, 2007. - 524 p.

6. Chumakov K. Ethno-ecological tourism in the saving of natural and cultural heritage [text] //New life. - 2006. - № 5. -P. 15-16.

Сведения об авторах

Сундуев Чингис Баясхаланович - аспирант кафедры экономической, социальной и политической географии, биолого-географического факультета. БГУ. E-mail: [email protected]

Хышиктуева Лидия Валентиновна - канд. геогр. наук, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии, биолого-географического факультета БГУ.

Data on authors

Sunduev Chingis Bayaskhalanovich - post-graduate student of economic, social and political geography department of biological-geographical faculty of BSU.

Khyshiktueva Lidiya Valentinovna - candidate of geographic science, assistant professor of economic, social and political geography department, biological-geographical faculty of BSU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.