Научная статья на тему 'Роль уникальных ресурсов региона в формировании комплексного туристического продукта'

Роль уникальных ресурсов региона в формировании комплексного туристического продукта Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
277
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИКАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ТРАНСПОРТНОЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ТУРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / СУВЕНИРЫ / UNIQUE RESOURCES / REGIONAL PRODUCT / TRANSPORT AND LOGISTICS HUB / TOURISM / NATIONAL FOOD / SOUVENIRS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Очиров Буянто Доржибалович

В статье показано, что стратегия развития Республики Бурятия направлена на диверсификацию структуры экономики с выдвижением на первые позиции тех секторов экономики, которые имеют высокий неиспользованный потенциал. Выявлено, что большинство перспективных проектов развития республики связаны с развитием транспортно-логистического и туристического комплекса, которые как раз основаны на уникальности ресурсов региона. Стратегия развития уникального продукта основана на оптимальном сочетании уникальных и общераспространенных ресурсов. Региональный туристический продукт носит комплексный характер и может быть сформирован на использовании комплексного ресурса, включающего в себя практический все экономические и социальные ресурсы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Очиров Буянто Доржибалович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF UNIQUE RESOURCES OF THE REGION IN DEVELOPING A COMPLEX TOURISM PRODUCT

The article shows that the development strategy of the Republic of Buryatia is aimed at diversifying economic structure with the nomination of those sectors of economy that have a high untapped potential. It has been revealed that most of the perspective projects of the republic are related to the development of tourism, transport and logistics hub, based on the uniqueness of the region's resources. The strategy for developing a unique product is based on the optimal combination of unique and common resources. The regional tourism product is complex, and can be based on the use of integrated resources, which includes nearly all economic and social resources of the region.

Текст научной работы на тему «Роль уникальных ресурсов региона в формировании комплексного туристического продукта»

УДК 332

doi: 10.18101/2304-4446-2017-3-87-91

РОЛЬ УНИКАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЛЕКСНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

© Очиров Буянто Доржибалович Аспирант, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, Смолина, 24а Е-mail: buna_ochirov@mail.ru

В статье показано, что стратегия развития Республики Бурятия направлена на диверсификацию структуры экономики с выдвижением на первые позиции тех секторов экономики, которые имеют высокий неиспользованный потенциал. Выявлено, что большинство перспективных проектов развития республики связаны с развитием транспортно-логистического и туристического комплекса, которые как раз основаны на уникальности ресурсов региона. Стратегия развития уникального продукта основана на оптимальном сочетании уникальных и общераспространенных ресурсов. Региональный туристический продукт носит комплексный характер и может быть сформирован на использовании комплексного ресурса, включающего в себя практический все экономические и социальные ресурсы региона.

Ключевые слова: уникальные ресурсы; региональный продукт; транспортно-логистический комплекс; туризм; национальное питание; сувениры.

Уникальные ресурсы определяют конкурентоспособность продукции и услуг на всех рынках, особенно на рынках с жесткой конкуренцией. Понятие уникальности связано с редкостью предлагаемого продукта. При этом редкость может носить как абсолютный, по физической доступности, так и относительный, по экономической доступности, характер.

Абсолютная редкость касается продуктов с территориальной локализацией, к которым относятся, в частности, туристический продукт, минерально-сырьевые ресурсы и т. д. Абсолютная редкость уникальных ресурсов дает значительные преимущества их обладателю, так как их аналоговое воспроизведение в подавляющем большинстве случаев невозможно.

Относительная редкость касается в основном инновационных продуктов, не прошедших стадию диффузии на рынках, а также интеллектуальной продукции, в случае невозможности трансфера интеллектуального потенциала (например, культура). Однако при этом информационные технологии позволяют обеспечить частичный доступ к интеллектуальным услугам в случае их трансфера в другие регионы из центров их производства. Относительная редкость уникального продукта функционально снижается во времени в процессе совершенствования технологий и развития производственных систем.

Соотношение абсолютной и относительной редкости уникального продукта зависит от сферы деятельности и в какой-то мере управляется стратегиями развития социально-экономических систем.

Так, многие развивающие страны в конце прошлого века, такие как Сингапур, Гонконг и др., смогли создать уникальный относительный продукт рыночного характера. В основном это финансовые рынки, девелопмент, туризм, индустрия отдыха.

Даже отсутствие значительных абсолютных уникальных ресурсов территориального или природно-сырьевого характера не помешало данным государствам найти свое место в мировой экономической системе. Пример создания уникального регионального продукта в зарубежных странах достаточно поучителен для тех регионов России, которые ищут свое место в экономике или пытаются диверсифицировать его.

В целом стратегия развития уникального продукта должна быть основана на оптимальном сочетании ресурсов, используемых в его создании. Редкость уникальных ресурсов заставляет подумать о более эффективном использовании общераспространенных ресурсов, в сочетании с уникальными, позволяющих достигнуть нужного результата в формировании конкурентоспособного и в какой-то мере уникального регионального продукта.

Предлагаемое использование сочетаний уникальных и общераспространенных ресурсов может иметь следующий характер:

- Дополнения, в котором общераспространенные ресурсы способствуют повышению эффективности формирования комплексного ресурса и его реализации в программах развития уникального регионального продукта. В этом случае общераспространенные ресурсы связаны с уникальными, однако являются только обеспечивающими или вспомогательными. Примером таких сочетаний является придорожное хозяйство в транспортных перевозках.

- Интегрирования, в котором общераспространенные ресурсы сливаются с уникальными в комплексный ресурс. Примером такого ресурса является туристический продукт, объединяющий озеро Байкал и сопутствующие продукты.

Практика показывает, что стратегии развития регионов России можно поделить на следующие направления:

- использование традиционной специализации региона;

- попытка диверсифицировать структуру экономики с выдвижением на первые позиции тех секторов экономики, которые имеют высокий неиспользованный потенциал;

- создание новых секторов экономики, инновационных для регионов.

Бурятия в попытках найти свой путь развития пытается использовать

все направления, но преимущественно отдает приоритет второму направлению.

Республика имеет ряд проектов в области промышленности (машиностроение, лесопереработка, стройиндустрия и др.), сельского хозяйства, социальной сферы и т. д. Большинство перспективных проектов развития республики связаны с развитием транспортно-логистического и туристического комплекса, которые как раз основаны на уникальности ресурсов региона.

Транспортно-логистический комплекс обусловлен уникальным территориальным положением региона на стыке европейского и азиатского центров бизнеса. Обойти Бурятию по южно-среднеазиатскому направлению

транспортных коридоров возможно. Однако неразвитость инфраструктуры требует высоких инвестиционных затрат. Также существуют риски политической и даже военной нестабильности в регионах данного направления. Поэтому выбор Бурятии (и России) как основы транспортного коридора объективно обусловлен.

Так, в рамках семинара по подготовке к реализации межправительственного соглашения о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог в Республике Бурятия 30 августа 2017 г. встречались министр транспорта РФ Максим Соколов, заместитель министра транспорта Китая Ли Сяомин и замминистра транспорта и развития дорог Монголии Цогтгэрэл Батчулун. Минтранс России поддержал планы по созданию в Бурятии узлового центра грузоперевозок из азиатских стран [1].

Включение в транспортный коридор Китай — Монголия — Россия на первом этапе основано на расширении контейнерного стока ст. Тальцы до мировых стандартов, реконструкции а/д Улан-Удэ — Кяхта, строительстве второй очереди ж/д Улан-Удэ — Наушки, модернизации и развитии железнодорожной и автодорожной сети Монголии [2]. Дальнейшая организация мультимодального транспортно-логистического центра включает в себя создание на основе железнодорожного вокзала Улан-Удэ транспортно-пересадочного узла, строительство терминально-логистических центров. В частности, речь идет о переносе грузового двора со станции Тальцы на территорию Иволгинского района, который расположен вблизи автомобильных магистралей (Транссиб и УБЖД).

Вторым ключевым направлением развития республики, позволяющим сформировать уникальный продукт, является туристический комплекс. Туризм достаточно давно позиционируется как одно из приоритетных направлений развития. Предпосылки этому следующие:

- наличие огромного потенциала близости к озеру Байкал, имеющему мировую известность;

- наличие потенциала восстановительного туризма — минеральные источники, бальнеологический потенциал, центры восточной медицины и т. д.;

- наличие потенциала для религиозного туризма (дацаны, сакральные места и т. д., а также компактное проживание старообрядцев);

- наличие потенциала для этнического туризма (малые народности);

- наличие потенциала для спортивного туризма (Восточные Саяны, Хамар-Дабан, реки);

- наличие потенциала для исторического туризма (гуннское городище, Чайный путь и т. д.);

- а также наличие потенциала для организации других видов туризма.

Региональный туристический продукт носит комплексный характер и

может быть сформирован на использовании комплексного ресурса, включающего в себя практически все экономические и социальные ресурсы региона.

В числе социальных ресурсов автор выделяет этнические ресурсы. В их состав помимо прочих входит и национальное питание бурят как коче-

вого народа, основанное на мясных и молочных блюдах. Бурятская кухня в России присутствует как в самой Бурятии, Иркутской области и Забайкальском крае, местах традиционного проживания бурят, так и в других регионах. В Москве бурятская кухня представлена многими заведениями общественного питания. Наиболее известное из них — ресторан «Сэлэнгэ» [3].

Большие перспективы имеются у долгохранящихся продуктов — ааруул (сушеный сыр), борсо (сушеное мясо) и другие продукты, могущие выступить в качестве товаров, вывозимых из республики гостями. В условиях полного запрета вылова омуля, являющегося традиционным брендом Байкальского региона, продукты национальной бурятской пищи могут частично заменить его, формируя новый бренд республики.

Туризм как комплексный продукт может включать в себя большое количество вариантов предложения ассортимента услуг для потенциального потребителя. Выбор варианта базового продукта или набора продуктов позволит наиболее эффективным образом способствовать потребителям ознакомиться с республикой.

В рамках основного продукта туристу могут быть предложены дополнительные: национальное питание, сувениры (в том числе изделия из нефрита), музеи (исторические, этнографические), посещение учреждений культуры (национальный балет, опера), посещение этнографических поселений (старообрядцы, малые народности) и др.

В настоящее время есть ряд проектов формирования уникального регионального туристического продукта (табл. 1).

Таблица 1

Проекты, входящие в уникальный региональный туристический продукт

Вид продукта Уникальные ресурсы Дополняющие ресурсы

Туризм отдыха Оз. Байкал Тункинская долина Национальное питание Сувениры (в том числе изделия из нефрита) Музеи (исторические, этнографические) Культура (национальный балет, опера) Этнографические поселения (старообрядцы, малые народности и др.)

Оздоровительный туризм Минеральные воды Горячие источники, бальнеология Восточная медицина

Межрегиональный туризм Байкал-Хубсугул Чайный путь

Спортивный туризм Восточные Саяны Хамар-Дабан Большая Байкальская тропа

Исторический туризм Гуннское городище «Бренд» Чингисхана.

Спортивно -этнический туризм Конный туризм Стрельба из лука

Религиозный туризм Буддийские дацаны Старообрядчество

Приведенные примеры создания уникального туристического продукта позволят увеличить совокупные возможности и объединить рекреационные и этнические потоки туристов с целью получения синергетического эффекта.

Проблема рационального использования уникальных ресурсов региона рассмотрена автором на примере нефрита. Бурятия обладает уникальным запасом различных сортов нефрита, в республике находится 90% российских запасов, представлены две разновидности камня — зеленого и более ценного белого цвета.

Так, объединение в единой интегрированной структуре процессов добычи, переработки, изготовления готовой продукции из нефрита и ее реализация могут способствовать усилению территориальных преимуществ региональных экономических кластеров — обрабатывающей промышленности горнорудного и туристического кластеров.

Благодаря изготовлению сувенирных и художественных изделий, а также изделий культового и религиозного назначения возможно повышение привлекательности региона для религиозного туризма, с учетом наличия в Республике Бурятия центра российского буддизма и множества сакральных мест.

Литература

1. Бурятия станет международным «хабом» по транзитным перевозкам [Электронный ресурс]. URL: https://www.baikal-daily.ru/news/15/269071 (дата обращения: 01.09.2017).

2. Бурятия: пути открыты [Электронный ресурс]. URL: http://www.infpol.ru/rich-buryatia/ (дата обращения: 01.09.2017).

3. Бурятская кухня: рецепты и блюда [Электронный ресурс]. URL: http ://fb. ru/article/243960/buryatskaya-kuhnya-retseptyi-i-blyuda (дата обращения: 01.09.2017).

THE ROLE OF UNIQUE RESOURCES OF THE REGION IN DEVELOPING A COMPLEX TOURISM PRODUCT

Buyanto D. Ochirov Research Assistant,

Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

The article shows that the development strategy of the Republic of Buryatia is aimed at diversifying economic structure with the nomination of those sectors of economy that have a high untapped potential. It has been revealed that most of the perspective projects of the republic are related to the development of tourism, transport and logistics hub, based on the uniqueness of the region's resources. The strategy for developing a unique product is based on the optimal combination of unique and common resources. The regional tourism product is complex, and can be based on the use of integrated resources, which includes nearly all economic and social resources of the region.

Keywords: unique resources; regional product; transport and logistics hub; tourism; national food, souvenirs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.