Научная статья на тему 'Некоторые проблемы туристического кластера Республики Бурятия и пути их решения'

Некоторые проблемы туристического кластера Республики Бурятия и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
659
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КЛАСТЕР / ИНФРАСТРУКТУРА / TOURISM / CLUSTER / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пивоваров Александр Николаевич, Очирова Яна Андреевна

В статье рассматриваются практические вопросы формирования и развития туристического кластера Республики Бурятия как одного из направлений модернизации региональной экономики. Региональный туристический кластер базируется на историко-этнографических, природно-рекреационных, религиозных и иных особенностях региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES WITH TOURISM CLUSTER OF THE REPUBLIC OF BURYATIA AND SOLUTIONS

The article deals with practical issues of tourism cluster formation and development in Republic of Buryatia as one of the ways of regional economy modernization. Regional tourist cluster is based on history and ethnographic, natural and recreational, religious and other features of the region.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы туристического кластера Республики Бурятия и пути их решения»

ных сточных вод (млн м3); Р1У 1(х) - образование отходов производства и потребления (тыс. т), то становится вполне целесообразной задача поиска определенной закономерности между данными показателями (моделями, функциями).

Таким образом, получим следующую систему:

Ря1( х) = 1,1Р71 (х) - 7053,7 РШ1 (х) = 2,5Р71 (х) - 16205,1 Р1У1 (х) = 19156281,6 - 2945Р11 (х)

РШ1 (х) = 2,273Р//1 (х)-173,964

Р1¥1 (х) = 271602,964- 2677,273РЛ1 (х)

Р1У1 (х) = 66673,8 - 1178РШ1 (х)

Данная система уравнений выявляет определенную закономерность между основными показателями, характеризующими воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы по Республике Бурятия.

Из системы видно, что нарушение земель в связи с несельскохозяйственной деятельностью Р71(х) находится в прямой зависимости с выбросами в атмосферу загрязняющих веществ Рп 1(х) и сбросом загрязненных сточных вод Рш\(х) и в обратной зависимости с образованием отходов производства и потребления Р1У 1(х). В свою очередь, выбросы в атмосферу загрязняющих веществ РЯ1(х) находятся в прямой за-

висимости со сбросом загрязненных сточных вод РШ1(х) и в обратной зависимости с образованием отходов производства и потребления Р1У 1(х) . Сброс загрязненных сточных вод Рш\(х) находится в обратной зависимости с образованием отходов производства и потребления Р1У 1( х).

Таким образом, для улучшения состояния окружающей среды и природных ресурсов в Республике Бурятия в рамках данной линейной эколого-экономической модели благоприятен будет тот случай, когда Рш 1(х)->0 , тогда I’111 (х) -ч> 66673.8 (в силу обратной зависимости (минимаксное значение в системе для Р1У 1( х))), и значения оставшихся показателей Р\(х) и Р111(х) снизятся в отличие от значений 2010 г. (Р11(х) 6482,04, Рп\{х) 76,535).

В итоге для окружающей среды и природных ресурсов будет нанесен наименьший урон при заметном снижении значений большинства показателей, характеризующих воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы по Республике Бурятия.

Литература

1. Костомаров Д.П., ФаворскийА.П. Вводные лекции по численным методам. - М.: Наука, 1987. - 215 с.

2. Статистический ежегодник. 2011: ст. сб. / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2011. - 329 с.

Барлуков Александр Михайлович, аспирант кафедры экономики Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: 8(301-2)21-35-06, e-mail: [email protected]

Barlukov Aleksander Mikhailovich, postgraduate student, Economy chair, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolina St. 24а, tel. 8(301-2)21-35-06, e-mail: [email protected]

УДК 332 © А.Н. Пивоваров, Я.А. Очирова

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье рассматриваются практические вопросы формирования и развития туристического кластера Республики Бурятия как одного из направлений модернизации региональной экономики. Региональный туристический кластер базируется на историко-этнографических, природно-рекреационных, религиозных и иных особенностях региона.

Ключевые слова: туризм, кластер, инфраструктура

A.N. Pivovarov, Ya.A. Ochirova

SOME ISSUES WITH TOURISM CLUSTER OF THE REPUBLIC OF BURYATIA AND SOLUTIONS

The article deals with practical issues of tourism cluster formation and development in Republic of Buryatia as one of the ways of regional economy modernization. Regional tourist cluster is based on history and ethnographic, natural and recreational, religious and other features of the region.

Keywords: tourism, cluster, infrastructure.

Согласно теории Майкла Портера, кластер -это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Туристический же кластер - это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. С помощью кластеров повышается конкурентоспособность территории, укрепляется и развивается экономическая ситуация. Кластеры стимулирует инновации и развитие новых направлений, содействуют эффективной работе предприятий и организаций, входящих в кластер. В этой связи туристический кластер Республики Бурятия должен включать три основных составляющих:

1) рост благосостояния жителей республики за счет создания новых рабочих мест и увеличения доходов бюджета;

2) знакомство жителей России и других стран с природой, историей и культурой Республики Бурятия;

3) сохранение и развитие природного и культурного наследия Республики Бурятия за счет увеличения финансирования и привлечения большего внимания.

Кластерный подход в качестве концептуальной основы повышения конкурентоспособности региона был впервые закреплен законом Республики Бурятия от 09.11.2007 № 2595 -Ш«О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г.». В соответствии с программой были определены кластеры: «Агропищевой». «Жилье», «Туризм». Дальнейшее развитие, закрепляющее приоритетность туристического кластера, они нашли в более чем 30 законодательных и нормативных документах Республики Бурятия. В анализе этих документов прослеживается противоречие между практическими действиями органов управления республики и реальными потребностями в подготовке кадров.

К примеру, в вопросах подготовки специалистов для туристической отрасли.

В разделе «Предполагаемые потребности в трудовых ресурсах» содержатся лишь общие формулировки больше напоминающие договора о намерениях или благие пожелания:

- «подготовка мультиязычного персонала будет осуществляется на факультете иностранных языков Бурятского государственного университета;

- подготовкой персонала для обслуживания средств размещения занимаются пять учебных заведений, в т.ч. два вуза (Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, представительство Российского нового университета);

- в республике подготовкой персонала для объектов общественного питания занимаются 23 учебных заведения, в т.ч. один вуз (ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления);

- подготовка специалистов для спасательных служб, лыжного патруля, медицинских служб будет осуществляться на базе факультета физической культуры и медицинского факультета Бурятского государственного университета;

- подготовка, переподготовка кадров обслуживания горнолыжного комплекса будет осуществляться с учетом мировых стандартов ИСО 9000 на базе Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления).

В целом за период до 2020 г. в учреждениях профессионального образования (НПО, СПО и ВПО) будет подготовлено 26 927 человек для сферы туризма и 6 847 - для сферы бытовых услуг и общепита. Однако в распоряжении президента Республики Бурятия от 25.08.2011 г. № 52-пр в приложении «Потребность организаций в Республике Бурятия в квалифицированных кадрах начального профессионального образования на 2011-2014 гг.» вообще не упоминаются специалисты сферы туризма. В секторе среднего профессионального образования потребность организаций в Республики Бурятия в квалифицированных кадрах на 2012-2015 гг. по специальности «Туризм» определена лишь в количестве 102 человек, по специальности «Гостиничный сервис» - 115. Потребность организаций в квалифицированных кадрах с высшим профес-

сиональным образованием на 2011-2018 гг. определена по специальностям:

«Сервис» - в количестве 75 человек;

«Туризм» - в количестве 246 человек;

«Гостиничный сервис» - в количестве 287 человек.

Профильное высшее образование чрезмерно академично при явном недостатке практических навыков и знаний. Обучение методом «погружения» в реальную среду обслуживания туристов не ведется, производственная практика непосредственно в гостиничном секторе и в экскурсионном обслуживании учебными заведениями, как правило, не обеспечивается. Учебные программы не отвечают реальным запросам туристического бизнеса. При нехватке квалифицированных кадров выпускники профильных специальностей часто остаются невостребованными из-за отсутствия конкретных навыков и знаний.

Из числа безработных граждан, направляемых на профессиональное обучение и переподготовку в 2012 г., по специальностям в сфере туризма запланированы только менеджеры в общественном питании и гостиничном обслуживании в количестве 10 человек и менеджеры по туризму, так же в количестве 10 человек. Недостаточна подготовка специалистов по производству сувенирной продукции. Торговля сувенирами и изделиями народных ремесел и промыслов является важнейшим сегментом индустрии гостеприимства, через который турист приобретает овеществленные элементы потребляемых впечатлений. Не выпускаются специалисты по организации сельского туризма, способствующего сокращению безработицы и развитию малого предпринимательства в аграрном секторе. Потенциал этой формы приема отдыхающих вообще не учтен.

Основой позиционирования Республики Бурятия на мировом и внутреннем туристических рынках является озеро Байкал как объект мирового наследия, символ многоконфессионально-сти (буддизм, шаманизм, христианство), этнокультурного своеобразия и традиций восточной медицины. Эти возможности используются не в полной мере. И в первую очередь не задействована культурная составляющая туризма: произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров прикладного искусства, отражающих творчество народа, его язык, обычаи, верования. Не нашли достойного места традиционные профессии, народные промыслы, фольклор, народные фестивали, цере-

монии и религиозные ритуалы, а также национальные спортивные состязания. В туристическом кластере наряду с оздоровительными (бальнеологическими, минеральными и пр.) природными ресурсами следует использовать потенциал восточной и нетрадиционной медицин, играющих заметную роль в формировании рекреационной привлекательности территории. Недостаточно учитываются социальноэкономические интересы местного населения, заинтересованного в трудоустройстве и в улучшении качества жизни. Решаемые в процессе создания туристического кластера задачи в значительной степени определяются целями регионального развития, а реализация этих задач находится в зависимости от:

а) формирования регионального хозяйственного механизма, регулирующего социальноэкономическое развитие в условиях жестких ограничений антропогенного воздействия на окружающую среду и органично сочетающегося с системой управления индустрией туризма;

б) осуществления инвестиционной политики, направленной на модернизацию и развитие социальной инфраструктуры, строительного и агропромышленного комплексов на основе экологически прогрессивных технологий, адаптированных к местным условиям;

в) принятия мер по стимулированию диверсификации регионального хозяйственного комплекса в целях кардинального повышения доли туризма и рекреации в валовом региональном продукте и структуре доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия.

Республике необходимо вовлечение в процесс создания туристического кластера, наряду с властно-распорядительными органами и субъектами профильного и связанного бизнеса, соответствующих элементов:

1) профессиональных объединений объектов различных секторов туристской отрасли (тура-генты и туроператоры, гостиничный менеджмент, рестораторы т.д.);

2) государственных и негосударственных (формальных и неформальных) институтов природоохранной направленности;

3) государственных и негосударственных (формальных и неформальных) институтов воспитания, образования и науки;

4) ассоциаций крестьянских и фермерских хозяйств, сельских товаропроизводителей и иных объединений, ориентированных на производство экологически чистой продукции аграрного комплекса;

5) ассоциаций, союзов и сообществ, объединяющих финансистов, промышленников и предпринимателей всех категорий, заинтересованных в различных формах участия в проектах туризма и рекреации;

6) институтов, стимулирующих развитие местных народных промыслов, а также широкое вовлечение местного населения в сферу обслуживания отдыхающих;

7) институтов этнокультурной направленности и национально культурных автономий, а также институтов традиционных религий и верований народов, населяющих Республику Бурятия;

8) различных сообществ, направленных на стимулирование развития промышленного, лю-

бительского и спортивного рыболовства и охотничьего хозяйства;

9) государственных и негосударственных (формальных и неформальных) институтов здравоохранения, в том числе восточной и нетрадиционной медицины;

10) федераций и иных объединений физической культуры и спорта, в первую очередь водных, горнолыжных и экстремальных видов.

Республика упускает возможность объединения в рамках единой системы управления опорных институциональных структур будущего кластера, субъектов малого и среднего предпринимательства. А ведь эта среда непосредственно влияет на функционирование регионального туристического кластера (табл. 1).

Таблица 1

Направления воздействия среды функционирования регионального туристического кластера

Субъекты воздействия Целевые направления воздействия

Распорядительные и регулирующие органы власти всех уровней. Административное и нормативное регулирование, обеспечение конкурентной среды, условий государственно-частного партнерства. Формирование механизма управления. Установление уровня общественно-необходимых затрат. Анализ и учет интересов прочих элементов системы.

Объединения субъектов туристской отрасли Производство, распределение, диверсификация и реализация продукта туристских комплексов. Ценообразование. Требования к маркетингу, региональной кадровой политике.

Предпринимательские сообщества Формирование финансовой, инвестиционной, производственной и кадровой базы регионального туристского комплекса.

Институты природоохранной направленности Анализ сочетаний компонентов природной среды с социальноэкономическими условиями и культурными ресурсами туризма. Научно-исследовательская работа. Координирование природных мероприятий. Экологический аудит туристической деятельности.

Институты воспитания и образования Учебно-воспитательная, массово-разъяснительная и пропагандистская работа. Криминогенно-профилактические мероприятия. Качественная модернизация программ подготовки кадров.

Этнокультурные и религиозные институты Включение материального и нематериального культурного достояния и культурной специфики региона в состав туристического продукта. Мобилизация событийного туризма.

Объединение субъектов народных промыслов Формирование материального компонента этнокультурной и религиозной составляющей туристического продукта региона.

Объединение медицинского сообщества, в том числе нетрадиционной медицины. Мобилизация ресурсов для удовлетворения медико-биологической функции рекреации.

Сообщества рыболовства и охоты Мобилизация ресурсов для реализации маркетинговой концепции, ориентированную на рыбную ловлю на Байкале и сибирскую охоту.

Объединение спортивного сообщества Мобилизация ресурсов событийного туризма, водных, горнолыжных, экстремальных и традиционных видов спорта.

Политические партии и общественные объединения Лоббирование законопроектов, содействующих эффективной реализации проектов ОЭЗ. Формирование независимых экспертных оценок деятельности ОЭЗ. Обеспечение публичности процессов функционирования ОЭЗ.

Институциональная среда кластера должна, пользования социально-психологических моти-

прежде всего, обладать высоким воздействием; ваций; быть адаптивной и стимулирующей эф-

быть простой в понимании и удобной для ис- фективное развитие:

- для туристов: сочетание уникальных историко-культурных, религиозных и природных объектов в достаточной близости и транспортной доступности;

- для компаний: возможность стабильного и последовательного развития бизнеса в туристической сфере;

- для населения: возможность получить достойную работу с перспективами личностного развития и повысить уровень благосостояния.

У республики нет другой альтернативы, как решать стоящие перед ней стратегические цели туристического кластера, главными из которых, на наш взгляд, являются следующие:

Цель 1. «Расширение известности туристического кластера Республики Бурятия на мировом рынке» включает следующие задачи:

• формирование общего предложения Республики Бурятия для мирового туристического рынка (включая имидж, символику и т.п.);

• определение целевых рынков для кластера;

• формирование программы приоритетных мероприятий по продвижению туристического кластера Республики Бурятия для целевых рынков;

• формирование регулярной программы общего продвижения туристического кластера Республики Бурятия.

Цель 2. «Создание конкурентоспособных туристических продуктов» включает следующие задачи:

• определение ограниченного набора потенциальных комплексных туристических продуктов - не более двух на каждый из наиболее сильных туристических активов Бурятии: история, религия, культура; экстремальный отдых; природа; горнолыжный отдых; оздоровление;

• окончательный отбор двух комплексных туристических продуктов, включающих разные виды отдыха за один тур, и трех специализированных продуктов по направлениям;

• обсуждение выбранных туристических продуктов и разработка «малыми» туристическими компаниями дополнительных предложений, позволяющих разнообразить комплексные туристические продукты по выбору туристов;

• продвижение выбранных туристических продуктов в рамках деятельности по стратегической цели 1.

Цель 3.«Создание благоприятной туристической инфраструктуры и высокого качества бизнес-климата для туризма» включает следующие задачи. Развитие:

• инфраструктуры, обеспечивающей доставку туристов в Республику Бурятия (авиационное сообщение, железнодорожное сообщение);

• гостиничной инфраструктуры в г. Улан-Удэ, в районах расположения основных туристических активов и около основных автодорог;

• специализированной туристической инфраструктуры (рестораны и кафе, пункты проката спортивного и туристического оборудования, конные базы, горнолыжные базы и т.п.);

• возможностей для этнографического туризма (традиционные бурятские поселения, традиционные русские поселения, народные промыслы, народные культура и искусство и т.п.);

• системы подготовки кадров для туристического кластера;

• информационной инфраструктуры (прежде всего в сети Интернет).

Цель 4. «Сохранение и развитие природного и культурного богатства Республики Бурятия» включает следующие задачи:

• снижение антропогенной нагрузки на озеро Байкал за счет сокращения доступа неорганизованных туристов, мероприятий по утилизации отходов и повышения ответственности за загрязнение озера Байкал;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• выбор «золотых объектов» природного и культурного наследия Республики Бурятия и разработка для них режима особой охраны;

• участие в международных программах сохранения и развития объектов культурного наследия и природных богатств;

• увеличение финансирования мероприятий по сохранению и развитию культурного и природного богатства за счет увеличения доходов бизнеса и республиканского бюджета от туризма.

Как известно, кластеры образуются и развиваются только там, где все необходимые факторы, ресурсы и компетенции сосредотачиваются, достигая определенного масштаба. Решение поставленных проблем позволит Республике Бурятия на равных конкурировать с другими регионами Российской Федерации по числу посещений туристов (в том числе иностранных) и доходам от туристической деятельности.

Литература

1. ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» (утв. постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644);

2. Концепция развития туризма на период до 2010 г.

(утв. постановлением Правительства РБ от 29 июля 2003 г. № 241);

3. РЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в 4. РЦП «Развитие трудовых ресурсов в Республике

Республике Бурятия на 2011-2016 гг.»; Бурятия на период до 2010-2020 гг.» (утв. постановлением

Правительства РБ от 19 февраля 2010 г № 6).

Пивоваров Александр Николаевич, кандидат экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления БГУ, тел. (3012)21-35-06.

Pivovarov Aleksandr Nikolaevich, Candidate of Economic Sciences, professor at State and Municipal Management Chair, Buryat State University, tel. (3012)21-35-06.

Очирова Яна Андреевна, университет Джун-Джен, Тайвань.

Ochirova Yana Andreevna, Chung-Cheng University, Taiwan

УДК 330.341.2 © З.Б. Дугаржапов

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ РЕГИОНОВ

В статье рассматриваются вопросы социально-экономической дифференциации регионов. Автором обосновывается положение о том, что выравнивание регионов должно начинаться не со сглаживания показателей валового регионального продукта или технологического уклада, а с изменения и развития институциональной среды.

Ключевые слова: институциональная среда, межрегиональное взаимодействие и дифференциация, симметричное развитие.

Z.B. Dugarzhapov

INSTITUTIONAL FEATURES AS THE FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC DISTINCTION OF THE REGIONS

In article is devoted to socio-economic distinction issues of the regions. The author established a point, that alignment of the regions should not begin with smoothing of indicators of a gross regional product or technological mode, but from a change and development of institutional environment.

Keywords: Institutional environment, inter-regional interaction, differentiation, symmetric development.

При всем разнообразии политических, социальных и экономических характеристик любого современного федеративного государства его реальная целостность, политическая и социальная стабильность зависят от степени регионального единства комплекса его социальных благ и способности хозяйства каждой из территорий его обеспечивать. Целостность страны зависит от способности удовлетворять потребности населения. Соответственно для каждого региона возможно выделение собственных регионообразующих потребностей населения, а, следовательно, и благ, способных их удовлетворять.

Межрегиональные (горизонтальные) отношения в рамках целого бывают нескольких типов: автаркия и сепаратизм, сотрудничество и интеграция. Опасность для целостности государства представляют глубокие территориальные различия экономических и социальных показателей. Асимметричное развитие приводит к усилению центробежных тенденций, взаимному удалению региональных показателей друг от

друга, углублению межрегиональных различий. За определенным пределом региональное расслоение неизбежно приводит к неконтролируемым дезинтеграционным процессам и разрушению государства.

Пределом обнищания региона является уровень, при котором не удовлетворяются базовые потребности населения. С другой стороны, желательным является уровень экономических и социальных показателей, при котором невозможна эксплуатация региона, а межрегиональный обмен близок к эквивалентному. Обеспечение элементарных условий существования и удовлетворение базовых потребностей населения необходимо для осуществления свободы выбора как основного условия рыночной экономики.

Очевидно, что при неудовлетворении базовых потребностей населения региона достигается предел обнищания региона, и возникает угроза его исчезновения. Следовательно, пределом дифференциации регионов по уровню экономи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.