К. Новожилов
БАС-ГИТАРА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ: КОНСТРУКЦИЯ ИНСТРУМЕНТА И ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ
Бас-гитара в настоящее время использует ся в разнообразных музыкальных коллективах. Наряду с широким применением этого универсального инструмента в джазовой, рок- и поп-музыке, некоторые современные композиторы включают ее в состав симфонического оркестра. Выполняя в основном аккомпанирующие функции, бас-гитара является ведущим звеном ритм-секции ансамбля, участвует, с одной стороны, в создании ритмической канвы произведения, с другой, - образует фундамент его гармонических построений. Иными словами, инструмент обеспечивает метро-гармоническую пульсацию композиции, ее единство и контрасты.
В ходе своей эволюции бас-гитара, родственница контрабаса и обычной гитары, претерпела серьезные изменения. Эти изменения связаны не только с ее внешним видом и принципами звукообразования, но и с техникой исполнения, функциями бас-гитары в ансамбле и оркестре. Джако Пасториус и Алфонсо Джонсон, Джон Патитуччи и Гарри Виллис, Маркус Миллер и Виктор Вутен, Билли Шихэн и Стюарт Хэмм, множество других замечательных исполнителей своим творчеством доказали, что бас-гитара способна выполнять функции не только сопровождения, но и быть полноценным солирующим инструментом. В своих импровизационных соло исполнители стали использовать пяти-, шестиструнные бас-гитары, а также инструменты без ладов, звучание которых приближено к контрабасовому. Естественно, что в процессе развития выразительных возможностей бас-гитары эволюционировала и техника исполнения, в частности, способы звукоизвлечения. Появились такие приемы, как слэп и тач-техника. Применение бас-гитары в различных коллективах и жанрах эстрадной музыки привело к необычайной популярности этого инструмента за рубежом и в нашей стране.
Таким образом, бас-гитара стала инструментом, способным привлечь внимание не только испол-
нителей и дизайнеров инструментов, но и исследователей, изучающих проблемы органологии. Ученых интересуют прежде всего три основных вопроса: эволюция, систематика этого инструмента и функционирование его отдельных моделей. С одной стороны, своеобразие звучания и оригинальность конструкции учитываются в той мере, в какой это необходимо для построения историко-ти-пологической систематики и прочерчивания путей эволюции. С другой, - конкретный музыкальный инструмент рассматривается в тесной связи с духовной и материальной культурой, в историческом контексте инструментальной музыки, вызвавшей его к жизни. При этом выявляется соотнесенность источника звука с жанром и стилем, музыкальным языком и композицией. Важнейшим звеном в этой цепочке является фигура исполнителя и его манера игры, стимулирующие как совершенствование конструкции инструмента, так и выдвижение новых приемов игры на нем. Подобное видение проблематики отличает труды последних десятилетий. И. Мациевский подчеркивает: «.. .сама специфика материала и соответствующий взгляд на него ставят на повестку дня сегодняшнего развития науки вопрос о реализации системно-этнофоническо го метода, предполагающего синхронное исследование инструмента и музыки на всех этапах их изучения» [3, 38].
Обращение собственно к электромузыкальным инструментам требует уяснения общих вопросов их эволюции: «История инструментов по существу есть постепенная эмансипация музыки, отделение ее от жизни на благо самой жизни. Это путь, ведущий от прямого слияния тела и звука в синкретичном от природы человеческом голосе к полному отчуждению звука от человека в органном и фортепианном звучании, а еще более в электромузыкальных инструментах» [4, 82-83]. При последовательном отчуждении звука от исполнителя еще более возрастает потребность «одухотворить» музыкальный материал, что осуществляется в твор-
ческих поисках исполнителей. Им необходимо выстраивать не только мелодический рельеф, добиваясь выразительности музыкально-речевой интонации, но также гармоническую вертикаль и фактуру, определяемые интонацией тоново-колорис-тической (эти два вида интонации рассматривает Е. Назайкинский [4, 38]).
XX век - время бурного технического прогресса и открытий в самых различных областях науки и техники. Инновации затронули в немалой мере и музыкальную сферу. Этим обусловлено появление принципиально новых музыкальных инструментов, а также значительное видоизменение традиционных. Некоторые из них так и остались лишь экспериментальными образцами, другие органично вписались в музыкальную палитру, привнеся оригинальные краски, отвечающие новым требованиям исполнителей и композиторов.
Наиболее типичным способом модернизации музыкальных инструментов стала их электрификация, которая применялась с целью получить дополнительные выразительные возможности, найти необычные тембры, а также для достижения большей мощности звука. Это было связано с тем, что музыка стала звучать не только в филармонических залах, но и в более крупных концертных аудиториях, в пределах огромных открытых пространств. Возросшая значимость ритм-секции в эстрадной и джазовой музыке послужила одной из причин увеличения громкости некоторых инструментов. Гитара или контрабас без дополнительного усиления звучности практически не были слышны на фоне ударной установки и группы духовых.
Вряд ли будет ошибочным предположение, что практически любому инструменту пытались создать электрифицированный или электронный аналог. Таким экспериментам подвергались не только струнные щипковые или клавишные инструменты, но даже смычковые и различные духовые. Однако не все эксперименты по электрическому или электронному адаптированию завершались успешно. Многие инструменты не смогли доказать свое право на существование. Так, например, канули в лету попытки создать электротромбон. Саксофон-контроллер стал неким экзотическим инструментом. Даже многие модели клавишных либо обрели статус самостоятельного подвида, либо превратились в музейные экспонаты, интересные, пожалуй, лишь с точки зрения эволюции
электронных музыкальных инструментов. Можно смело утверждать, что наиболее «гладко» и естественно протекало видоизменение гитары, которая прочно вошла в самые различные стили и жанры музыки и даже стала символом некоторых эстрадных направлений, которые в настоящее время просто немыслимы без электрогитары.
Гитара, пребывавшая практически с XVII столетия в неизменном виде, в XX веке, после регистрации в 1927 году патента по ее электрификации, менее чем за семьдесят лет прошла стремительный путь эволюции. В течение относительно короткого времени возникло немалое количество ее разновидностей. Если изначально был создан всего лишь адаптированный вариант обычной гитары со всеми характерными для гитары приемами игры, то уже в 50-х годах в популярной музыке появились разновидности - соло-, ритм- и бас-гитары, которые имели как принципиальные отличия в конфигурации, так и различные «обязанности» в музыкальном коллективе. По прошествии некоторого времени стерлась грань между соло- и ритм-гитарой. Это связано с унификацией исполнителя-гитариста, который должен быть и виртуозом-солистом и «сайдменом» высокого уровня. (Понятие «сайдмен» перенесено из джазовой музыки, оно обозначает участника ритм-секции биг-бенда). Иначе сложилась судьба бас-гитары, которая первоначально закрепилась в ансамбле, выполняя функции контрабаса. Фактически бас-гитара синтезирует гитарный и контрабасовый принципы. Бас-гитара как более компактный, легкий и удобный в концертной практике инструмент сразу завоевала доверие исполнителей-басистов.
Определение роли бас-гитары в системе музыкальных инструментов « задача простая только на первый взгляд. Обозначить бас-гитару как струнный щипковый электрофон можно имея лишь поверхностное представление об этом инструменте. «Классификаторские работы всегда в какой-то мере условны. Ведь то, что обычно подлежит упорядочению и систематизации, возникает без системы, растет и изменяется, невзирая на установленную (нами) схему. Предмет классификации - это всегда нечто живущее, динамичное, не знающее резких границ и неизменных форм. Система же статична и оперирует чрезвычайно четкими разграничительными линиями и категориями», - данное высказывание Э. Хорнбостеля и К. Закса [5, 229] в достаточной мере иллюстрирует сложность по-
ставленной проблемы. Факт бурного технического прогресса, порой опережающего освоение вводимых электронных новшеств, усугубляет возможную путаницу в вопросах классификации. В попытке систематизировать разновидности исследуемого инструмента необходимо учитывать универсальную классификацию Э. Хорнбостеля и К. За-кса (имеется в виду пятая группа инструментов под названием «эфирофоны»), при этом следует постоянно корректировать ее параметры, что вызвано современными высокими темпами развития отрасли инструментостроения, а также эволюцией исполнительства.
Согласно вышеупомянутой системе и устоявшимся представлениям о модели инструмента (Е. Назайкинский), основными принципами классификации будут следующие: источник звука (вибратор), возбудитель колебаний (способы звуко-извлечения), конструкция инструмента (резонатор). По признаку «колеблющееся тело» бас-гитара без всяких оговорок относится к классу «хордо-фонов», иначе - струнных инструментов. Поэтому возможно ввести подразделение по следующим признакам: количество струн, строй, темперация; уместен также обзор основных типов струн, производимых фирмами-изготовителями. При этом в качестве отдельного пункта классификации следует выделить принцип преобразования звука. Теснейшим образом связанный со струной звукосниматель является в современных инструментах составляющим компонентом возникновения звука. Это касается не только электрифицированных, но и акустических инструментов, требующих усиления звучания в условиях современных концертных площадок.
Принцип деления по способам возбуждения звука не позволяет составить достаточно убедительную классификацию. Дело в том, что бас-гитара традиционно рассматривается как щипковый инструмент с двумя основными способами звуко-извлечения - пиццикатным (пальцами) и плектор-ным (медиатором). Но в случае применения более современной исполнительской техники «слэп» (slap) бас-гитара становится перкуссивным, если точнее выразиться, - ударным инструментом с определенной звуковысотностью, когда звук извлекается либо непосредственно ударами пальцев, либо специальными приспособлениями - «слэпринг» (slapring) или «фанк фингерс» (funk fingers) - металлическим кольцом или распиленными пополам
барабанными палочками, надеваемыми на пальцы исполнителя1. Еще более необычная, получившая распространение только в последние три десятилетия техника - «тэппинг» (tapping) - позволяет отнести ту же бас-гитару в раздел тач-инструмен-тов (touch-прикосновение). Такой способ звукоизв-лечения существенно расширил исполнительские возможности и спровоцировал возникновение принципиально нового инструмента - «стик» (stick), который лишь условно можно обозначить как бас-гитару. С точки зрения звукообразования необходимо назвать и электромеханическое приспособление, применение которого переводит электрогитары в разряд если не смычковых (хотя устройство и названо «силовым смычком» - e-bow от energy bow), то фрикционных или вибро-инстру-ментов.
Принцип конструктивных различий предполагает рассмотрение не только строения инструментов как таковых, но и материалов, применяемых при их изготовлении. В вопросах конструкции необходимо упомянуть и устройства звукоусиливающей аппаратуры, поскольку именно электроакустические колонки являются дополнительным резонатором акустических (электрифицированных) инструментов и излучателем звука (альтернативой резонатора) электрических (электронных) инструментов. Предполагаемые в некоторых классификациях функциональные критерии систематизации, требующие сравнения ансамблевой и оркестровой практики, - тема обширная настолько, что заслуживает подробного рассмотрения в отдельной статье.
Всеобъемлющая классификация модификаций бас-гитары необходима, хотя любая систематизация исключает возможность рассмотрения процесса эволюции инструмента в его динамике. Поэтому требуется дополнить классификацию фактами и событиями, во всей полноте позволяющими увидеть историю инструмента. Но прежде обратимся к прототипам бас-гитары с тем, чтобы новейший инструмент вписать в панораму общей модернизации хордофонов.
История струнных басовых инструментов берет свое начало от виол, первые из которых появились в Южной Испании в середине XV века. За основу была взята гитара типа «виуэла» и смычок от ан-далусийского ребаба. Первые виолы имели шесть
1 Некоторые факты и иллюстрации данной статьи почерпнуты из различных Интернет-ресурсов.
струн, гриф, оснащенный ладами (размеры грифа колебались в пределах от 60 сантиметров до 1,8 метра). В конце XV века такие инструменты были усовершенствованы в Италии и обрели известность как семейство виол да гамба. Эти инструменты стали прототипами первых контрабасов. Некоторые из них достигали по высоте двух метров и более (точнее, около восьми футов) и имели строй такой же, как у современной бас-гитары (E1, A1, D, G). При игре использовался смычок, однако гриф был темперирован ладами, которые исчезли примерно в XVIII веке. К этому времени контрабас приобрел более компактные размеры. В последующей эволюции контрабаса его звук, конструкция и внешний вид мало изменились. С двадцатых годов прошлого века контрабас начал играть весьма значимую роль во многих стилях популярной музыки, таких, как джаз, блюз и ранний рок. Поначалу исключительно аккомпанирующий инструмент - основа ритм-секции, позже он становится полноправным солистом благодаря стараниям замечательных джазовых контрабасистов, которые начинают исполнять отдельные мелодические линии, а в дальнейшем « развернутые соло.
Андалусийская виуэла, послужившая прототипом виолы, продолжала самостоятельное существование в ансамблях испанских и мексиканских марияччи. В XIX веке возникла ее басовая разновидность - гитаррон (guitarrón). Данный инструмент функционально явился прямым предшественником бас-гитары. Таким образом, от виуэлы произошли две ветви прототипов бас-гитары: виола/контрабас и гитаррон (схема 1).
В 1910 году фирма «Гибсон» (Gibson) выпустила акустический бас, который внешне напоминал мандолину и обладал достаточно громким на тот момент звучанием. А в 1926 году изобретатель Ллойд Лор изготовил первый звукосниматель для контрабаса. Позднее Пол Тутмарк осуществил первую попытку электрификации бас-гитары (1933). Но действительно ключевым моментом ее истории стал выпуск фирмой «Аудиовокс» инструмента «Electric Bass Fiddle» « в 1935 году.
Переворот в «басовом мире» произошел в 1951 году, когда Лео Фендер представил свою первую электрическую бас-гитару. С этого момента бас стал выглядеть как цельнокорпусная гитара, намного более удобная в эксплуатации, нежели громоздкий контрабас. Версии инструмента « ладовые и безладовые, цельнокорпусные, акустические и полуаку-
стические, с большим или меньшим количеством струн (от двух до двенадцати, а иногда и до пятнадцати) производятся до настоящего времени. Создание различных модификаций бас-гитары осуществлялось благодаря самым смелым экспериментам исполнителей в тесном сотрудничестве с изготовителями. Одновременно с внешним дизайном эволюционировала и система преобразования звука. На смену традиционным «однокатушечным» звукоснимателям пришли хамбакеры, различные «гибридные» датчики, активная и пассивная электроника, пьезо-, оптические и, наконец, миди-зву-косниматели. Все эксперименты и появляющиеся в результате модернизации новшества были продиктованы, прежде всего, стремлением исполнителей расширить тембровую палитру инструмента и желанием получить новые технические и выразительные возможности2.
Обширный список родственных бас-гитаре инструментов, созданных в период с 1490 по 2004 год, может быть расширен и продолжен вплоть до сегодняшнего дня. Однако это будет описание экспериментов по «гибридизации» инструментов в области дизайна, применения нетрадиционных материалов для корпуса или грифа, темперации, увеличения или уменьшения диапазона за счет количества струн или ладов, экспериментов со звукоснимателями. И чем подробнее будет подобный список, тем более он будет походить на «летопись» конкурентной борьбы фирм-изготовителей. Поэтому целесообразнее рассмотреть существующие ныне типы инструментов.
Итак, базовой моделью является четырехструнный бас. Такой инструмент имеет цельный корпус, гриф с количеством ладов от двадцати до двадцати четырех, как правило, два пассивных звукоснимателя и стандартный темброблок. Классические модели бас-гитары - это инструменты фирмы «Фендер» (модели Jazz Bass и Precision Bass), а также гитары фирмы «Гибсон» (модели Les Paul и Thunderbird), бас String Ray фирмы «Мюзик Мэн» (Music Man) и «Рикенбэкер» (Rickenbaker), модель - 4001. Вышеуказанные инструменты исторически стали ключевыми (в Приложении 1 выделены жирным шрифтом). Существует огромное количество производителей, выпускающих типовые модели, имеющие сходный дизайн, но под своим име-
2 В донолнение к статье представлена хронологическая схема предпосылок и основных событий в истории создания и эволюции электрической бас-гитары (Приложение 1).
нем, с несущественными технологическими изменениями.
Одним из основных признаков вариантности моделей инструментов является диапазон. В этом плане можно выделить бас-гитары с одной или двумя дополнительными струнами. На инструментах, имеющих низкую струну «Си2» (В2)3, чаще ставится активная электроника. В отдельную группу можно выделить инструменты с нестандартным количеством струн (менее четырех и более шести). Если трехструнные и даже двуструнные бас-гитары относятся скорее к экзотическим изыскам, то многострунные «монстры» получили большое распространение в силу своей функциональности. Среди многострунных гитар следует различать два подвида: инструменты с дублированными или даже со строенными струнами. В таком случае восемнад-цатиструнный бас - это всего лишь версия шестиструнного, где каждая основная струна имеет две дополнительные обертоновые. Такие бас-гитары не имеют принципиального отличия от обычных (несколько специфичен их тембр благодаря бульше-му количеству обертонов).
Однако существуют многострунные басы и без дублирующих струн. Их главное преимущество -
■широкий диапазон. Наибольшее -количество струн ((одиннадцать) |имеют бас-гитары |Элла Колдуэлла и |Гэрри Гудмэна. Их ¡немыслимый диапазон - почти шесть октав, строй - С#2, Б#2, В2, бх, Л1? Б, О, с, £ Ь, еЬг Самый низкий звук - С#2, имеет частоту 17 №. Самая высокая струна настраивается на полтона ниже, чем первая струна на обычной гитаре. На подобных многострунных инструментах возможно исполнение полноценного аккордового аккомпанемента, а при использовании тач-техники - даже полифонической фактуры. (Справка о технике тэп-пинг, иначе тач-технике, размещена в приложении 2).
Из многострунных бас-гитар закономер-
3 В джазовой традиции принято звук «Си» обозначать как «В», а звук «си-бемоль» « как «ВЬ».
но выделился отдельный класс инструментов, который можно условно обозначить как тач-гитары или инструменты для игры тэппингом. К ним следует отнести бас-гитары фирмы Уорр (Warr) и стик-гитары (Stick). На уорр-гитарах устанавливаются два параллельных комплекта по шесть-семь струн таким образом, что можно провести некую аналогию с двумя мануа-лами клавишного инструмента. При этом возможны различные варианты настройки. Стик-инструменты имеют симметричный комплект из десяти-
двенадцати струн, самые низкие из них расположены по центру грифа. В результате строй повышается к обоим краям грифа.
Среди многострунных инструментов следует назвать двугрифовые бас-гитары. Количество струн на каждом грифе, как правило, не превышает пяти. В таких случаях один гриф темперирован, а другой - безладовый. Иной пример гибридной темперации « семиструнный бас американской фирмы «Armen». Его гриф частично темперирован: струны B2, Ex и с, f «лежат на ладах», а средний диапазон (струны Ax, D, G) « безладовый. Выделять подобные инструменты в отдельный класс не имеет смысла, они скорее являются иллюстрацией вышеупомянутых экспериментов по гибридизации. Как самый смелый опыт совмещения далеко не родственных инструментов, следует вспомнить так называемый диж-бас (dijbass). Этот продукт синтеза архаического духового инструмента дид-жеридо и бас-гитары, пожалуй, достоин занять соответствующее место в «галерее музыкальных казусов».
Предпринятая в настоящей статье попытка
вписать бас-гитару в систему современных музыкальных инструментов несколько проясняет обозначенную проблему, однако в результате ее разработки возникают новые вопросы, обусловленные статичностью любой системы, с одной стороны, и динамичным, порой даже стихийным развитием самого предмета классификации. Ярким тому примером может послужить тот факт, что за достаточно недолгий срок с момента написания данной статьи появилась информация о двенадцатиструнной бас-гитаре. Учитывая особенности современной гитарной музыки и формирование относительно новых исполнительских приемов, а также принимая во внимание тенденции расширения диапазона электрогитары и, в частности, бас-гитары, можно констатировать факт возникновения новой ветви электроинструментов. Кроме того, вполне уме-
стно прогнозировать дальнейшую популяризацию «широкодиапазонных» электрогитар и возможную унификацию исполнительского мастерства бас-гитариста.
Множество виртуозных басистов своим творчеством подтверждают эти прогнозы. За прошедшие пять лет выпущены сотни альбомов, где солирующим инструментом выступает бас-гитара. Безусловно, нельзя утверждать, что бас-гитара полностью вытеснит обычную электрогитару и примет полномочия соло-инструмента. Вероятнее всего сохранятся традиционные функции гитары и бас-гитары в ансамблевой и оркестровой практике, и в то же время будут продолжаться смелые эксперименты с широкодиапазонными тач-инстру-ментами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Володин А. Электромузыкальные инструмен-
ты. М., 1979.
2. Коллиер Дж. Становление Джаза. М., 1984.
3. Мациевский И. Основные проблемы и аспек-
ты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. - Ч. 1.
4. Назайкинский. Е. Звуковой мир музыки. М.,
1988.
5. Хорнбостель Э., Закс К. Систематика музы-
кальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. - Ч. 1.
СХЕМА 1
ВАЖНЕЙШИЕ ВЕХИ ЭВОЛЮЦИИ БАС-ГИТАРЫ
Андалусийский ребаб XIV-XV в.
XV век: Bass Viola da Gamba Сильвестро Ганасси (1490 Silvestro Ganassi, Venice, Italy)
Позднее в 1500-х: первый контрабас Гаспаро д'Сало (Gasparo d'Salo - Italy)
Контрабас XVIII век
(с начала XX века применяется в джазовой музыке)
1926 - Первый электрифицированный контрабас от Ллойда Лора (Lloyd Loar)
1933 - первый электрифицированный
цельнокорпусный бас
Пола Тутмарка (Paul Tutmarc)
1951 год
Fender
Precision bass
La vihuela
- аккомпанирующие гитары марияччи
XX век: Guitarrón басовые гитары мексиканских марияччи
1910 - Gibson Mando-Bass
1935 - Audiovox Electric Bass Fiddle
1952 год
Kay
Electric Bass
1953 год
Gibson EB-1 «Violin-Bass»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
XV век. Bass Viola da Gamba Сильвестро Ганасси (1490 Silvestro Ganassi, Venice, Italy).
Позднее, в 1500-х, - первый контрабас Гаспаро д'Сало (Gasparo d'Salo - Italy).
Контрабас XVIII век (с начала XXвека применяется в джазовой музыке).
XIX век. Contrabajo guitarra - Guitarron (басовые гитары мексиканских марияччи).
1910. Фирма Гибсон (Gibson) выпускает Mando-Bass (акустический бас с мензурой 24" 17 ладов, без какого либо усиления звука).
1926. Первый «Electric Upright» - электрифицированный контрабас от Ллойда Лора (Lloyd Loar).
1933. Пол Тутмарк (Paul Tutmarc) изготавливает первый цельнокорпусный электрифицированный бас.
1935. Audiovox Electric Bass Fiddle.
1936. Rickenbacker Bedpost-Bass.
1939. Serenader Bass от Пола Тутмарка (Paul Tutmarc).
1947. Эверетт Хулл (Everett Hull) конструирует звукосниматели для контрабасов, двумя годами позже основывает фирму «Эмпег» (AMPEG).
1951. Fender Precision Electric Bass (Leo Fender).
1952. Kay Electric Bass.
1953. EB-1 «Violin-Bass», короткомензурный бас (ответ фирмы Gibson на выпуск Fender Precision).
1956. Фирма Хофнер (Hofner) производит легендарный 500/1-Bass, известен как бас-гитара Пола Маккартни (Beatles).
1957. Новый дизайн Fender Precision.
1957. Фирма Rickenbacker выпустила модель 4000 (THE Rickenbacker).
1958. Gibson EB-2 (полуакустическая бас-гитара).
1956. Первый шестиструнный бас UB1 от Дэнэ-
лектро (Danelectro). Иначе такой инструмент называется баритон-гитара, имеет строй: Ej, A1, D, G, B, е.
1959. Gibson EB-0 (первая бас-гитара в стиле -Les Paul Junior Styling).
1960. Fender Jazz Bass.
1960. Gibson EB-6 шестиструнный бас от Гибсон (строй: Ej, Aj, D, G, B, е).
1960. Danelectro's Longhorn Bass.
1962. Fender VI (строй: E1, A1, D, G, B, е) - баритон-гитара.
1962: Первая бас-гитара с активной электроникой BURNS TR2 от английского мастера Джима Бернса (Jim Burns of London).
1963. Gibson Thunderbird.
1964. Fender V - первая пятиструнная бас-гитара от фирмы Фендер.
1965. Первый серийный безладовый бас Aubi от Ampeg.
1968. Hagstroem 8 String Bass - четырехструнный бас с удвоенными струнами.
1969. Dan Armstrong's SEE-THRU Bass.
1970. Основана фирма Элембик (Alembic).
1974. Эмметт Чепмен (Emmett Chapman) организовал Stick Enterprises для производства 8, 10, 12-струнных инструментов «Стик» (Stick).
1975. Карл Томпсон (Carl Thompson) производит Piccolo Bass.
1976. Фирма Music Man выпускает модель Sting Ray, дизайн Лео Фендера.
1977. Рик Тернер (Rick Turner) разрабатывает «графитовый» (усиленный графитом) гриф по заказу фирмы Alembic.
1978. Hammer изготавливает первый двенадца-ти-струнный бас для Тома Петерсона (Tom Petersson of Cheap Trick).
1978: Карл Томпсон производит первый безладовый шестиструнный бас.
1981. Стейнбергер (Steinberger Bass) и Статус (Status graphite) были представлены на выставке Frankfurt Music Show.
1982. Кен Смит (Ken Smith), по заказу Энтони Джексона, подготовил «Anthony Jackson's 6 string bass» (первый бас в строе: B2, Ej, A1, D, G, с).
1983. Фирмой Ибанез (Ibanez) выпущен MC 924 «half and half» (ладовый до двенадцатого лада, а далее безладовый).
1986. Произведен первый семиструнный бас (предположительно мастер Паттерсон - Patterson).
1987. Guild Ashbory « короткомензурный бас (22») и синтетические струны.
1989. Двугрифовые инструменты (Double neck Basses) от Ле Фэй и Джерри Джонса (Le Fay and Jerry Jones).
1997. Фирма Конклин (Conklin) « первый семиструнный двугрифовый бас.
2001. Крис Бенавенте (Chris Benavente) изготовил первый девятиструнный бас для Эла Калдуэлла (Al Caldwell).
2004. Майк Эдлер (Mike Adler) спроектировал и произвел первый одиннадцатиструнный бас для Гэрри Гудмена (Garry Goodman).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Техника двуручного тэннинга
Техника тэппинга (tapping) зародилась в среде электрогитаристов еще в середине XX века. Ее возникновение явилось неизбежной реакцией на появление нового (по тем временам) более чувствительного инструмента « электрогитары. Первоначально тэппинг (резкое прижатие струны пальцем правой руки, «хэммер») был просто одним из технических приемов, подобно флажолету. В таком примитивном виде тэппинг используют уже несколько поколений рок-гитаристов. Однако со временем этот прием развился в отдельный способ игры на электрогитаре «двуручный тэппинг (под словом «двуручный» подразумевается, что левая рука извлекает звук самостоятельно, без помощи правой) или «фортепианную» технику. Эта техника кардинально отличается от традиционных способов игры на гитаре, когда каждая рука может играть отдельную, независимую партию.
В создании техники двуручного тэппинга участвовали такие известные в свое время музыканты, как Мерл Трэвис (Merle Travis) и Джимми Уэбстер (Jimmy Webster). Одним из пионеров этого вида техники стал и поныне популярный джазовый гитарист Стэнли Джордан (Stanley Jordan). С тех пор многие исполнители освоили данный способ игры. В России тоже есть гитаристы, использующие «фортепианную» технику. (Недавно увидел свет замечательный учебник «Two handed tapping - прогрессивная техника игры на электрогитаре» Дмитрия Малолетова. Книга не содержит особенно сложных произведений, однако охватывает все основные моменты «фортепианной» техники).
Таким образом, «тач-техника» (еще одно название, от слова «touch» « касание) неуклонно продолжает завоевывать поклонников по всему миру. Поскольку «фортепианная» техника дает гитаристу
возможность играть каждой рукой самостоятельные нартии, возникла необходимость в снециаль-ном инструменте для техники двуручного тэннин-га. Немало гитарных дизайнеров, ноклонников тач-техники, нредставили свои варианты инструментов « от нростой комбинации баса и гитары на одном или двух отдельных грифах до 24-х (и более) струнных нанелей или гитар с цилиндрическим грифом. Подобное разнообразие было вызвано, отчасти, тем, что новая техника игры находилась в нроцессе становления.
Со временем в мире образуется достаточное количество фирм-нроизводителей снециальных тач-инструментов. Говоря о гитарных инженерах-дизайнерах, работавших в этой сфере, нельзя не назвать такие имена, как Дэйв Банкер (Dave Bunker), Чарльз Суньйоз (Charles Soupios), Сергио Сантуч-чи (Sergio Santucci), Стюарт Бокс (Stuart Box), Ричард Эберлен (Richard Eberlen). Однако большая часть их нродукции нашла свое место лишь в частных коллекциях любителей экзотических инструментов и энтузиастов тач-техники. Только два инструмента нолучили достаточно широкое рас-нространение и нризнание нрофессиональных музыкантов. Это инструменты Эммета Ченмена (Чен-мен-стик) и Марка Уорра (Уорр-гитар). Тач-техни-ка становится все более нонулярной, количество иснользующих ее гитаристов неуклонно растет. Многие из них нредночитают обычной электрогитаре снециальные тач-инструменты, тем более, что и на снециальных инструментах можно с большим или меньшим уснехом нрименять традиционные виды звукоизвлечения. Не исключено, что тач-ин-струменты станут одним из музыкальных символов XXI века.