Научная статья на тему '«Бароны-разбойники» или «капитаны индустрии» в изображении американских карикатуристов последней трети XIX – начала XX века'

«Бароны-разбойники» или «капитаны индустрии» в изображении американских карикатуристов последней трети XIX – начала XX века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / последняя треть XIX – начало XX в. / американская карикатура / «большой бизнес» / «бароны-разбойники» / «капитаны индустрии» / журнал «Puck» / USA / the last third of the XIX – early XX centuries / American caricature / «big business» / «robber barons» / «captains of industry» / magazine Puck

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алентьева Татьяна Викторовна

В статье анализируется образ американских бизнесменов рубежа XIX–XX вв. в творчестве американских карикатуристов, главным образом на страницах сатирического журнала «Puck». Журнал имел прогрессивные позиции по вопросам социальной сферы и резко критически относился к деятельности крупных магнатов бизнеса. Практически деятельность карикатуристов этого издания закрепила в общественном мнении американцев образ «баронов-разбойников» как определяющую метафору по отношению к тем, кто хотел бы выглядеть «капитанами индустрии» и филантропами, работающими на благо общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Robber Barons» or «Captains of Industry» as Depicted by American Cartoonists of the Last Third of the XIX – Early XX Centuries

The article analyzes the image of American businessmen of the turn of the XIX–XX centuries in the works of American cartoonists, mainly on the pages of the satirical magazine «Puck». The magazine had progressive positions on social issues and was sharply critical of the activities of large business magnates. Practically, the activities of the cartoonists of that periodical consolidated in the public opinion of Americans the image of «robber barons» as a defining metaphor for those who would like to look like «captains of industry» and philanthropists working for the benefit of society.

Текст научной работы на тему ««Бароны-разбойники» или «капитаны индустрии» в изображении американских карикатуристов последней трети XIX – начала XX века»

Т.В. АЛЕНТЬЕВА

«БАРОНЫ-РАЗБОЙНИКИ» ИЛИ «КАПИТАНЫ ИНДУСТРИИ» В ИЗОБРАЖЕНИИ АМЕРИКАНСКИХ КАРИКАТУРИСТОВ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

T.V. Alentieva

«ROBBER BARONS» OR «CAPTAINS OF INDUSTRY» AS DEPICTED BY AMERICAN CARTOONISTS OF THE LAST THIRD OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

В статье анализируется образ американских бизнесменов рубежа XIX-XX вв. в творчестве американских карикатуристов, главным образом на страницах сатирического журнала «Puck». Журнал имел прогрессивные позиции по вопросам социальной сферы и резко критически относился к деятельности крупных магнатов бизнеса. Практически деятельность карикатуристов этого издания закрепила в общественном мнении американцев образ «баронов-разбойников» как определяющую метафору по отношению к тем, кто хотел бы выглядеть «капитанами индустрии» и филантропами, работающими на благо общества.

Ключевые слова: США, последняя треть XIX - начало XX в., американская карикатура, «большой бизнес», «бароны-разбойники», «капитаны индустрии», журнал «Puck».

The article analyzes the image of American businessmen of the turn of the XIX-XX centuries in the works of American cartoonists, mainly on the pages of the satirical magazine «Puck». The magazine had progressive positions on social issues and was sharply critical of the activities of large business magnates. Practically, the activities of the cartoonists of that periodical consolidated in the public opinion of Americans the image of «robber barons» as a defining metaphor for those who would like to look like «captains of industry» and philanthropists working for the benefit of society.

Keywords: USA, the last third of the XIX - early XX centuries, American caricature, «big business», «robber barons», «captains of industry», magazine Puck.

Последнюю треть XIX в. историки определяют как «Позолоченный век», эпоху бурной предпринимательской деятельности1. Название возникло из книги Марка Твена и Чарльза Уорнера «Позолоченный век» (Gilded Age), в которой обыгрывалось понятие «золотого века», так и не наступившего в Америке, поскольку золото заменила позолота и многие явления американской действительности имели весьма противоречивый характер. Довольно ярко это противо-

1 Селигмен Б. Сильные мира сего: бизнес и бизнесмены в американской истории. М., 1976. С.144-165.

речие отразилось в карикатуре Удо Кепплера «Золотой телец вытесняет Свободу» . На постаменте вместо уже ставшей привычной статуи Свободы высится массивный позолоченный бык в короне со знаком доллара как орденом на груди. В океанских волнах медленно тонет сброшенная с пьедестала статуя Свободы.

Образ золотого тельца здесь можно воспринимать не только как отсылку к известной библейской притче, но и аналогию с образами фондового рынка Уолл-стрит: «быками». Помимо «быков» в образах Уолл-стрит есть еще и «медведи». «Быки», как правило, играют на повышение стоимости акций, скупая активы, а «медведи» - наоборот, на их понижение. Их деятельность чаще всего непонятна новичкам в бизнесе, что ярко отразилось в карикатуре Джозефа Кепплера «Безжалостный бизнес на Уолл-стрит. Как неофиты теряют

3

голову» .

На карикатуре изображены занимающиеся спекуляциями железнодорожные магнаты и финансовые спекулянты Вандербильт и Гульд, проверяющие сообщения на телеграфной ленте. Лента прямо сообщается с опасной бритвой с

2 Keppler U. Golden Cow Replaces Liberty // Puck. July 3. 1912.

3 Keppler J. Cut-throat Business in Wall Street. How the Inexperienced Lose their Heads // Puck. Sept. 9. 1881.

острым лезвием. На верхней, не опасной части лезвия балансируют с денежными мешками «медведь и бык». В опасной части бритвы, между острым лезвием и рукоятью, изображены многочисленные инвесторы, тянущиеся за пачками акций «Пасифик Мэйл», «Вестерн Юнион» и «Эри». Лезвие готово упасть и лишить их в прямом смысле головы. Рядом на полу уже лежат отрезанные головы и пачки акций. На заднем плане другая группа инвесторов, которых художник юмористично именует «группа ягнят», направляется на нью-йоркскую фондовую биржу. Умелая игра на понижение и повышение курса акций приносила быстрое обогащение. Но при этом самые ловкие и бесчестные дельцы использовали любые способы для обмана конкурентов. Так, биржевой делец Дэниэл Дрю изобрел трюк «разводнения» акций, когда их выпускалось во много раз больше, чем было их реальное обеспечение.

В период «Позолоченного века» карикатура оставалась очень острым оружием социальной сатиры. В этот период продолжает издаваться «Harper's Weekly», самым знаменитым художником которого по-прежнему остается Томас Наст4.

Но теперь у этого издания появляются соперники. Это, прежде всего, «Puck» («Шалун») - еженедельный сатирический журнал, выходивший с 1871 по 1918 г. Это был первый успешный юмористический журнал в США с красочными карикатурами и политической сатирой на злобу дня. Он был основан в 1871 г. как немецкоязычное издание Джозефом Фердинандом Кепплером (1838-1894), художником-карикатуристом австрийского происхождения. Первое англоязычное издание «Puck» было опубликовано в 1877 г., охватывая такие вопросы, как деятельность Таммани-холл в Нью-Йорке, президентская политика и социальные проблемы конца XIX - начала XX в. Название было заимствовано из комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Это был Пак - шаловливый и плутоватый лесной дух, подобный античному Пану. Этот персонаж, изображенный в логотипе журнала, представлял малыша в распахнутом фраке

4 Алентьева Т.В. Томас Наст - некоронованный король карикатуры // Американский ежегодник. 2021. М., 2021. С. 220-240.

и в цилиндре, который восхищается собой в ручном зеркале. Вверху постоянно цитировались слова шекспировского персонажа: «Люди - ну ж и дурачье!»5. Тираж в 1880-е гг. составлял 85 тыс. экз.6

На протяжении многих лет в еженедельнике «Puck» работали известные карикатуристы. Среди них сын создателя издания Удо Кепплер (1872-1956), Луи Далримпл (1866-1905), Бернард Джиллэм (1856-1896), Фредерик Бэрр Оп-пер (1857-1937), Джон Сэмюэл Пью (1870-1909)7.

Другой новый юмористический журнал взял название «The Judge» (Судья). Этот еженедельный сатирический журнал издавался в США с 1881 по 1947 г. Его основателями стали карикатурист Джеймс Альберт Уэллс (18521886), книгоиздатель Фрэнк Тоузи (1853-1902) и сочинитель Джордж Х. Джессоп (1852-1915). К 1900-м гг. журнал достиг тиража в 100 тыс. экз.

Именно «Puck» отличался наибольшим вниманием к социальной критике деятельности «капитанов индустрии», которых его сотрудники чаще всего изображали как «баронов-разбойников»9. Эта метафора появилась еще 9 февраля 1859 г., когда газета «New York Times» использовала ее для характеристики деловой практики К. Вандербильта. Историк Т.Д. Стайлз пишет, что эта метафора «вызывает в воображении образы титанических монополистов, которые сокрушали конкурентов, подтасовывали рынки и коррумпировали правительство» 10. Однако споры в американской историографии с самого начала ставили вопрос ребром: были ли крупные монополисты действительно «баронами-разбойниками» или все же «капитанами индустрии»? Историки отвечали на

5 Шекспир У. Сон в летнюю ночь. Акт 3, сцена 2.

6 Алентьева Т.В., Илюхина Е.В. Политическая борьба в США в последней трети XIX в. в отражении карикатуры. Курск, 2019. С. 166-172.

7 Алентьева Т.В. Визуальный поворот в источниковедении и образ «большого бизнеса» в американском еженедельнике «Puck» // Актуальные проблемы источниковедения: 2 т. Витебск, 2023. Т. 2. С. 79-82.

8 Sloane D.E. American Humor Magazines and Comic Periodicals. Greenwood, 1987. P. 226.

9 Worth R.M. Populist Cartoons: an Illustrated History of the Third-party Movement in the 1890s. Kirksville, Missouri, 2011. P. 13; Culbertson T. Illustrated Essay: The Golden Age of American Political Cartoons // The Journal of the Gilded Age and Progressive Era. Vol. 7. No. 3. July 2008. P. 276-295; Edwards R. Politics as Social History: Political Cartoons in the Gilded Age // OAH Magazine of History. Vol. 13, No. 4. The Gilded Age. Summer 1999. P. 11-15.

10 Stiles T.J. Robber Barons or Captains of Industry? // History Now. June 24. 2010.

этот вопрос в зависимости от своих политических позиций и убеждений, а иногда под влиянием конъюнктуры. Так, в своей книге 1934 г. «Бароны-разбойники: Великие американские капиталисты 1861-1901» Мэтью Джо-зефсон утверждал, что промышленники, которых называли «баронами-разбойниками», имеют сложное наследие в истории американской экономической и социальной жизни. В оригинальном предисловии к книге он утверждает, что «бароны-разбойники» на самом деле были больше «капитанами индустрии»; под их руководством обновление экономической жизни страны шло неуклонно: крупномасштабное производство заменило разрозненный, децентрализованный способ производства; промышленные предприятия стали более концентрированными, более технически «эффективными» и по существу «кооперативными» там, где они до этого были чисто индивидуалистическими и прискорбно расточительными11.

Историк Хэл Бриджес, наоборот, считал, что термин «бароны-разбойники» отражает идею о том, что «лидеры бизнеса в Соединенных Штатах примерно с 1865 по 1900 г. были группой алчных негодяев, обманывавших и грабивших инвесторов и потребителей, коррумпировали правительство, безжалостно воевали между собой и в целом занимались хищнической деятельностью, сравнимой с деятельностью баронов-разбойников средневековой Евро-12

пы» .

И все же в американской историографии больше положительных оценок представителей большого бизнеса, нежели негативных. Это в наибольшей степени отразилось в работах историков после Второй мировой войны. Так, А. Невинс называл последнюю треть XIX в. «героическим веком американского предпринимательства». Он писал, что именно капиталисты «"Позолоченного века", установив порядок и стабильность в конкурентном бизнесе, сделали Со-

13

единенные Штаты передовой экономикой к XX в.» . «Бароны-разбойники»

11 JosephsonM. The Robber Barons: The Great American Capitalists, 1861-1901. N.Y., 1934.

12 Bridges H. The Robber Baron Concept in American History // Business History Review. Vol. 32. No. 1. Spring 1958. P. 1-13.

13 Nevins A. John D. Rockefeller: The Heroic Age of American Enterprise: 2 vols. N.Y., 1940.

способствовали значительному экономическому и промышленному росту в США, создавая финансовые империи в ключевых отраслях промышленности, таких как железные дороги, сталелитейная промышленность, нефтепереработка, электротехническая промышленность. Современный историк трансконтинентальных железных дорог Ричард Уайт заявил, что он не использует термин «бароны-разбойники», поскольку большая часть современной истории корпораций - это реакция против термина "бароны-грабители" и разоблачение вымыслов, которые их окружают». В своей истории капитализма в Америке Алан Гриспен и Адриан Вулдридж называют период второй половины XIX в. «эпохой гигантов». Они пишут, что вождями экономической революции в США являлись «подлинные гиганты, их энергия и честолюбие были неистощимы. Они располагали большей властью, чем доставалась королям или полководцам прежних лет». Они - те, «кто заслуживает сравнения с Александром Великим, Цезарем и Наполеоном»14.

Если в советский период отечественной историографии доминировала ленинская теория империализма применительно к экономической истории США, то в настоящий период оценки резко поменялись. Теперь исследователи больше уделяют внимания организационным проблемам «большого бизнеса», его положительному влиянию на экономику страны в целом, на филантропическую деятельность крупных бизнесменов-монополистов15.

Широкую филантропическую деятельность отмечают все биографы ведущих американских бизнесменов. Об этом пишет и Говард Зинн в своей «Народной истории США»: «Р. Конуэлл был основателем Университета Темпл. Дж.Д. Рокфеллер вкладывал средства в колледжи по всей стране и содействовал созданию Чикагского университета. К.П. Хантингтон, владелец железной дороги "Сентрал Пасифик", давал деньги двум негритянским колледжам -Хэмптоновскому и Таскиджийскому институтам. Э. Карнеги жертвовал сред-

14 Гринспен А, Вулдридж А. Капитализм в Америке. История. М., 2022. С. 146.

15 Шпотов Б.М. Организация большого бизнеса в США на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Американский ежегодник. 1998. М., 1999. С. 33-58; Согрин В.В. Крупный бизнес США от «Позолоченного века» до «Прогрессивной эры» // Новая и новейшая история. 2010. №6. С. 38-59.

ства колледжам и создал 2 509 общественных библиотек. Университет Джонса Гопкинса был учрежден торговцем-миллионером, а миллионеры Корнелиус Вандербильт, Эзра Корнелл, Джеймс Дьюк и Лиланд Стэнфорд основали университеты, названные их именами»16. Однако при этом Зинн не забывает напомнить о том, какой ценой достигались крупные состояния в Америке «Позолоченного века». Миллиарды прибыли создавались за счет жесточайшей эксплуатации рабочих разных национальностей, женщин, детей. В 1880-х гг. в страну въехало 5,5 млн иммигрантов, в 1890-х гг. - 4 млн. Их присутствие позволяло сдерживать рост заработной платы, постоянно ее урезать, платить минимум того, что необходимо для поддержания жизни. Женщинам и детям можно было платить вдове меньше, чем мужчинам. В 1880 г. в США трудились 1 млн 118 тыс. детей в возрасте до 16 лет. Условия труда были очень тяжелыми, ни о какой охране труда или безопасности на производстве речи не шло. На сталелитейных заводах Карнеги рабочий день продолжался 12 часов круглый год, без выходных. Очень высоким был производственный травматизм. Только в 1889 г., по данным Комиссии по торговле между штатами, 22 тыс. же-

17

лезнодорожных рабочих погибли или получили увечья . Сотрудник одной из страховых компаний Ф.Л. Гофман отмечал, что в 1908 г. до 35 тыс. чел погибли на производстве, 2 млн были искалечены18.

Не случайно, что американская политическая карикатура рубежа XIX-XX вв. изображала представителей «большого бизнеса» не как «капитанов индустрии», а именно как «баронов-разбойников». В 1890 г. в стране было 4 000 миллионеров, сосредоточивших в своих руках 20% национального богатства. Среди лидеров бизнеса этого периода особенно выделяются: Корнелиус Вандербильт (судостроение и железнодорожный бизнес), состояние которого оценивалось в 105 млн долл.; Джон Пирпонт Морган (банковское дело, сталелитейная и электротехническая промышленность), один из самых влиятельных

16 Зинн Г. Народная история США с 1492 года до наших дней. М., 2006. С. 328-329.

17 Зинн Г. Указ. соч. С. 321, 333.

18 Ленс С. Бедность - неискоренимый парадокс Америки. М., 1976. С. 273.

людей в деловом мире, имевший состояние в 80 млн долл.; создатель «Стандарт Ойл Компании» Джон Дэвисон Рокфеллер (добыча, транспортировка и переработка нефти), личное состояние которого оценивалось в 2 млрд долл.; владелец «Карнеги Стил Компании», крупнейшей сталелитейной компании в мире в 1889 г. Эндрю Карнеги с состоянием в 380 млн долл.; Сайрус Маккормик - в сельскохозяйственном машиностроении, Джордж Вестингауз - в электротехнической промышленности, Густавус Свифт - в мясопереработке19. «Бароны-грабители» захватили контроль над такими отраслями промышленности, как железные дороги, банки, сталь, хлопок, нефть, табак и спиртные напитки, установив монопольный контроль над ценами на услуги и товары. Чтобы монополизировать эти отрасли и подавить конкурентов, они использовали любые средства. Чтобы увеличить свою прибыль, они сокращали численность рабочей силы (вместе с ее заработной платой), безжалостно расправлялись с конкурентами, применяя нечестные методы ведения бизнеса. Эти монополии были построены на использовании таких практик, которые скорее характерны для организованной преступности: запугивание, насилие, убийства, коррупция, заговоры и мошенничество.

На карикатуре с красноречивым названием «История повторяется - бароны-разбойники средневековья и бароны-разбойники наших дней» художник С. Эрхардт проводит параллель между средневековыми грабителями с баронскими титулами и современными ему американскими бизнесменами20.

На ней промышленные магнаты изображены как «бароны-разбойники» -намек на средневековых феодалов, которые взимали непомерные сборы с путешественников, проезжавших через их земли. В верхнем углу небольшая сцена переносит зрителя в Средние века, где грабители в одежде знати забирают доходы крестьян.

19 Гейсст Ч. История Уолл-стрит. М., 2001. С. 82.

20 Ehrhardt S. History Repeats Itself: The Robber Barons of the Middle Ages and the Robber Barons of Today // Puck. Nov. 6. 1889.

А на основной карикатуре бизнесмены, одетые в средневековые костюмы, однако в цилиндрах, вооруженные мечами с надписью: «законодательство», сурово взирают на коленопреклоненных простых американцев, протягивавших им мешки с деньгами в качестве оброка, помеченные как «налоги» и «заработная плата». На поясах новоявленных «баронов» написано «Трест» и «Монополия», что указывает на их контроль над целыми отраслями промышленности. Многие американцы, подобно Эрхардту, считали, что промышленные магнаты разбогатели за счет рабочих и простых налогоплательщиков.

Аналогичное название носит другая карикатура Бернарда Джиллэма

21

«Наши бароны-разбойники» . На ней изображены несколько грабителей в средневековых одеждах на большой дороге ночью. Вчетвером, вооруженные до зубов, они напали на несчастного путника - обычного американца-налогоплательщика (это написано на его поясе) в одежде XIX столетия. Кто же эти негодяи? Художник постарался придать им узнаваемые черты и снабдил пояснениями на перьях их шляп. Это - Джей Гульд с надписью «Дорожный монополист», К. Вандербильт с надписью «Корпорация», Сайрус Фильд с

21 Gillam B. Our Robber Barons // Puck. June 14. 1882.

надписью «Телеграфная монополия», Рассел Сейдж с надписью «Биржевая спекуляция». А Джордж М. Робсон с надписью «Конгресс» душит налогоплательщика «Несправедливым налогом». На правом переднем плане двое грабителей разбираются с добычей, находящейся в тележке. На мешках с товарами -надпись - «Продукты честного труда». В левом углу Вандербильт направляет других рядовых грабителей с мешками добычи (с надписями «Грабеж» и «Прибыль») вверх по лестнице к замку на высоком утесе (Замок монополии). Ступеньки лестницы, ведущей к замку, также снабжены красноречивыми пояснениями: «Налоговые кражи», «Земельные гранты», «Дружественные судьи», «Лоббизм» и «Общественная апатия». На заднем плане, справа, расположены промышленные здания с надписями «Мануфактура закрыта», «Литейный цех закрыт» и т.д., что прямо указывает на сокращения и увольнения рабочих. Чтобы подчеркнуть, что монополисты пользуются протекционистской поддержкой государства, морская гавань перегорожена огромной цепью с надписью «Протекционизм».

Еще более красноречива карика-

22

тура Удо Кепплера «Объявление дивидендов» . На ней бизнесмены Джон Дэвисон Рокфеллер и его сын, Джон Рокфеллер-младший, компаньоны Генри Роджерс, Генри Флэглер и ведущий республиканский политик Нельсон Олдрич, председатель финансового комитета Сената, представлены в виде пиратов в соответствующем виде. Они все одеты в видавшую виды изорванную одежду буканьеров XVII столетия. На берегу свалена захваченная добыча: золото,

22 Keppler U.J. Declaring a Dividend // Puck. Febr. 7. 1906.

мешки с деньгами, бочонки. Чтобы у зрителя не было сомнений, откуда взялось награбленное добро, в гавани стоит величественный фрегат с флагом «Стандарт Ойл», а на горизонте тонет охваченный пламенем ограбленный парусник.

Главная фигура - Рокфеллер-старший, в красном плаще, принявший позу римского патриция, жестом указывает, как делить добычу. Для художника все эти бизнесмены - настоящие пираты, грабящие народ. И что, по его мнению, вовсе отвратительно, это их тесные связи с политической элитой в лице Н. Олдрича.

Неудивительно, что этот политик стал фигурантом другой карикатуры. На ней изображен Нельсон Олдрич в виде огромного паука, раскинувшего свою паутину с надписью «Зал заседаний Сенатского комитета» между Капитолием и башней «Стандарт Ойл». В этой паутине завязли и погибли мухи, символизировавшие «антитрестовский законопроект» и другие прогрессивные законы, не

23

устраивавшие монополистов .

Богачи не только делали деньги, но и тратили их с такой помпой, что она казалась просто неприличной. Писатель-социалист Эптон Синклер в романе «Столица» описывает эти безумные траты на строительство и отделку дворцов, пышные приемы, одежду и украшения, светские развлечения. Одна из героинь

23 Pughe J.S. Killed in Committee // Puck. May 16. 1906.

говорит: «Теперь задают обеды, которые стоят по тысяче долларов на каждого человека! И если стол украшен красивыми цветами - это теперь считается недостаточным, надо еще сооружать целые декорации. Обед должен происходить на фоне какого-нибудь сельского ландшафта, в полоскательнице для рук должны плавать золотые рыбки, стол должен быть усыпан вывезенными из Флориды орхидеями, по крайней мере, на пять тысяч долларов, и гостям необходимо преподносить розы, которые обходятся по сто пятьдесят долларов за дюжи-

24

ну» .

Не желая тратить деньги на помощь беднякам, голодающим и бездомным, богачи с удовольствием транжирили их на своих домашних питомцев. Тот же Э. Синклер пишет: «Многие светские женщины искусственным образом обеспечивали себе бесплодность из-за неудобств, сопряженных с беременностью и материнством, и все свои нежные чувства изливали на кошек и собак. Некоторые из этих животных носили костюмы, которые по своим ценам могли соперничать со стоимостью туалетов их приемных матерей. У них были крошечные сапожки по восемь долларов за пару, домашние туфли и высокие шнурованные ботинки; у них были домашние халатики, уличные пальто, пыльники, свитеры, шубки, подбитые горностаем, автомобильные манто с капюшонами и автомобильные очки, а каждое пальто было снабжено маленьким карманом, в котором лежал крошечный носовой платок из тонкого полотна или кружевной! Ошейники украшались рубинами, жемчугом и бриллиантами, - у одной из собачонок ошейник стоил десять тысяч долларов!»25

А вот описание владений одного из богатых нью-йоркцев, данное Э. Синклером: «Дом, или, вернее, дворец, Уоллингов занимал целый квартал на Пятой авеню; это был один из шести особняков семьи Уоллингов, принадлежащих к достопримечательностям столицы. Для того, чтобы получить представление обо всех их владениях, пришлось бы составить целый каталог: одно имение находилось в Северной Каролине; другое - в Адирондаке, несколько

24 Синклер Э. Столица. М., 1957. Глава 8.

25 Там же.

поместий на Лонг-Айленде и в Нью-Джерси; было их несколько также и в Ньюпорте; из последних одно почти всегда пустовало, за что миссис Билли Ол-

сс ■>•> 26

дэн прозвала его трехмиллионным пустынным замком » .

Как можно было оправдать великолепие новых особняков среди зловонных и грязных трущоб и роскошь тех, кто не знал, что делать с деньгами на фоне кризисов, безработицы и голода? Идеологией финансовой олигархии стал социал-дарвинизм Г. Спенсера и его американского последователя У.Г. Самне-ра. Его приезд в США в 1882 г. практически превратился в государственный визит: представители элитарных кругов и «большого» бизнеса оказывали ему всяческие почести. «Рост большого бизнеса, - утверждал Дж. Рокфеллер, - это просто выживание самых приспособленных». А его компания «Стандарт Ойл» - «не продукт вредной тенденции бизнеса, а лишь просто результат закона природы и закона Божьего»27. Карнеги, получивший признание в качестве теоретика социал-дарвинизма, в своих эссе неизменно рассуждал о способах выживания в условиях полной экономической свободы. Например, он писал, что «сосредоточение богатства в руках немногих - результат длительного накопления опыта человечества, эволюции общества и экономики»28.

Но карикатуристы журнала «Puck» продолжали свои нападки на «баронов-разбойников», живущих за счет эксплуатации тружеников. Характерна в этом плане карикатура «Защитники нашей промышленности»29 Бернарда Джиллэма. Она ярко демонстрировала, за чей счет наживались миллионные состояния. На ней железнодорожные магнаты Джей Гульд и Корнелиус Вандер-бильт, владелец универмагов Маршалл Фильд и финансист Рассел Сейдж спасаются от надвигающейся волны «трудных времен» за счет простых американцев. Бизнесмены сидят на вершине плота на мешках с миллионами долларов, и сама их одежда стилизована под денежные мешки. Плот с сидящими на нем

26 Там же. Глава 10.

27 Ленс С. Указ соч. С. 255-258.

28 Козлов В.О. Идеология финансово-промышленной олигархии США конца XIX - начала XX в. // США-Канада: экономика, политика, культура. 2021. №1. С. 121.

29 Gillam B. The Protectors of Our Industries // Puck. Febr. 7. 1883.

бизнесменами поддерживают на своих плечах труженики. В то время как рабочие борются с приливом (трудные времена), промышленники остаются в безопасности и комфорте на плоту при поддержке своих миллионов.

Вывески вокруг плота сообщают о заработной плате работников различных отраслей промышленности: швейники - 9 долл. в неделю; бельевщики -11 долл.; металлурги - 7 долл.; деревообработчики - 6 долл.; обувщики -7 долл.; изготовители бумаги - 6 долл. На эти деньги невозможно было прокормить себя и свою семью. Нью-Йоркское бюро труда считало, что нужно за-

30

рабатывать по крайней мере 10 долл. в неделю, чтобы просто выжить . Карикатура изображает вопиющее неравенство, царившее в «Позолоченный век». Этот образ отражает разочарование общественности паразитической динамикой власти между промышленными гигантами и рабочим классом.

Бизнесмены обычно эксплуатировали своих работников, заставляя их работать в ужасающих и часто опасных условиях. Не случайно в журнале «Puck» появляется карикатура Бернарда Джиллэма, названная «Современный рынок

31

рабов» . Стоимость квалифицированного рабочего на таком аукционе составляла 7 долл. в неделю. По существу художник нарисовал сюжет, сходный с

30 Ленс С. Указ. соч. С. 272.

31 Gillam B. The Slave-market of To-day // Puck. Jan. 2. 1884.

продажей рабов-негров в довоенной Америке. Только в качестве «живого товара» стоит белый рабочий-американец.

В период «Позолоченного века» быстрыми темпами шло освоение западных земель, не случайно именно тогда появляется теория «фронтира» или «подвижной границы» Ф. Тернера. Широкой экспансии на Запад способствовало бурное железнодорожное строительство. С 1869 по 1893 г. в строй вошли четыре трансконтинентальные железные дороги. За 50 лет, с 1865 по 1916 г., развитие железных дорог приняло солидные размеры: железнодорожная сеть увеличилась с 35 тыс. до 254 тыс. миль, почти половина железных дорог в мире приходилась на долю США. Железнодорожные компании получали поддержку и выгодные условия от федеральных и местных властей, поэтому между монополистами велась ожесточенная конкурентная борьба, отразившаяся в карикатурах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На карикатуре Ф. Оппера «Позвольте им владеть всем, и покончим с этим»32 железнодорожные «короли» Вандербильт, Гульд и другие распиливают остров Манхэттен, на котором расположена основная часть Нью-Йорка, чтобы каждому иметь свою долю «пирога».

32 Оррег Let ^ет Have П ЛИ, and Ве Done тоЛ П! // Риск. Febr. 8. 1882.

Интересно, как художник расположил занятия своих персонажей. Сейдж держит в руках удочку с предложением «купить Европу». Изображенные обобранными до нитки монархи Европы с ужасом взирают на него. Вандербильт и неизвестный монополист, вооруженные огромными тесаками, с воодушевлением кромсают железнодорожные пути и земельные участки. Ну, а С. Фильд вместе с Дж. Гульдом заняты известной игрой всех мошенников в «наперстки». Карикатура была явным отголоском известной «войны Эри». В 1868 г. Вандербильт вступил в спор с Дэниэлом Дрю, который стал казначеем железной дороги Эри. Он попытался загнать железнодорожную компанию в угол, что привело к так называемой «войне Эри». Это вызвало прямой конфликт с партнерами Дрю. Ими были ловкачи, мошенники и спекулянты Джей Гульд и Джеймс Фиск, составившие вместе с Дрю так называемую «шайку Эри». Джеймс Фиск, известный как «Большой Джим», «Бриллиантовый Джим», прозванный также

33

«Барнумом с Уолл-стрит», был агрессивным брокером на фондовой бирже. Он поддерживал открытый альянс с организацией Таммани босса У.М. Твида34, который помогал в проворачивании незаконных сделок. Эта троица сумела победить Вандербильта, выпустив «разводненные акции» (акции, не обеспеченные активами) вопреки закону штата.

35

Карикатура «Великая гонка за западными ставками» также была посвящена борьбе этих конкурентов. Она изображает соперничество К. Вандербильта и Дж. Фиска в попытке взять контроль над транспортом штата Нью-Йорк. На карикатуре Вандербильт оседлал свои две железные дороги, «Гудзон-Ривер» и «Нью-Йорк Сентрал», увещевая своего конкурента: «Ну, тогда Джим, не шутите, вы знаете, что будет!» Карликовый Фиск, сидящий верхом на дороге Эри, отвечает пожеланием гибели конкурента: «Пусть они разорвут коммодора!» Железнодорожная война в штате Нью-Йорк велась самыми агрессивными

33 Финеас Тейлор Барнум - крупнейшая фигура американского шоу-бизнеса XIX в., широко известный своими мистификациями, создавший цирк своего имени в Нью-Йорке.

34 Алентьева Т.В. Борьба с коррупцией в Нью-Йорке // Новая и новейшая история. 2018. №6. С. 3-16.

35 The Great Race for the Western Stakes. 1870. URL: http://www.loc.gov/pictures/collection/app/item/2003656591 (дата обращения: 12.05.2023).

методами. Вандербильт не ограничился скупкой акций Эри (с целью получения контрольного пакета), он нанял для нападения на ее поезда отпетых негодяев. Однако Фиск и его компаньон Гульд не сдавались. Подкупив законодательные власти соседнего штата Нью-Джерси, они осуществили незаконную дополнительную эмиссию акций, на скупку которых у Вандербильта сил уже не хватило. А для защиты поездов и мостов Гульд не поскупился приобрести списанные армейские пушки и создать специальную боевую флотилию. Эта долгая война конкурентов закончилась компромиссом. Вандербильт потерял 1,5 млн долл., а Фиск и Гульд сохранили контроль над железной дорогой, поставленной на грань банкротства36.

Трио, однако, недолго праздновало победу - в 1870 г. Фиск и Гульд предали Дрю. Их манипуляции с ценами акций стоили ему 1,5 млн долл. В 1871 г. Фиск был убит (из-за любовницы); Гульда его доли в железнодорожной компании лишили другие мошенники. Биржевая паника 1873 г. подкосила позиции Дрю, и он был вынужден объявить себя банкротом, долгов у него было больше миллиона долларов.

Действительно, это был период ожесточенной конкурентной борьбы, когда на Уолл-стрит стремительно обогащались дельцы, занимавшиеся биржевой игрой и спекуляциями, процветали тайный сговор и коррупция. Карикатура «Современный

37

Колосс» Джозефа Кепплера изображает железнодорожного магната К. Вандер-

36 Корнелиус Вандербильт. URL: http://latino-america.ru/central_america/honduras/cornelius_vanderbilt.html (дата обращения: 14.05.2023).

37 Keppler J. The Modern Colossus of (rail)roads // Puck. Dec. 10. 1879.

бильта. Ногами он опирается на железнодорожные пути, подчинив себе конкурентов Фильда и Гульда. Они изображены привязанными к его длинным ногам. А его руки держат на привязи корабли и другие принадлежащие ему объекты собственности. В результате удачных биржевых спекуляций он увеличил свое

38

состояние. К концу жизни К. Вандербильт обладал более чем 100 млн долл. Известна его фраза, обращенная к партнерам по бизнесу: «Джентльмены, вы попытались меня надуть. Я не буду преследовать вас по суду, потому что это слишком долгое дело. Я вас просто раздавлю. Искренне ваш, К. Вандер-

39

бильт» . В «Открытом письме коммодору Вандербильту» Марк Твен пишет о

40

его грязных махинациях, позволивших нажить огромное состояние .

Карикатура Д. Пью «Король комбинаций»41 на Джона Рокфеллера, первого в истории миллиардера, изображала его в виде монарха. Он представлен карликом с большой непропорциональной головой, в огромной короне и мантии, стоящим на резервуаре для хранения нефти, с надписью «Стандарт Ойл». Корона украшена железнодорожными вагонами, нефтяными цистернами, названиями компаний и увенчана знаком доллара. К 1880 г., благодаря многочисленным мелким и средним слияниям, в руках Рокфеллера оказалось 95% нефтедобычи Америки. При этом он безжалостно разорял и устранял конкурентов.

Свою огромную империю Рокфел-

38 VanderbiltA.T., II. Fortune's Children: The Fall of the House of Vanderbilt. N.Y., 1991. P. 49.

39 BaidaP. My Vanderbilt Movie // American Heritage. Nov. 1987. Vol. 38. Issue 7.

40 ТвенМ. Соединенные Линчующие Штаты. М., 1985. С. 15-20.

41 Pughe J. The King of the Combinations // Puck. Febr. 27. 1901.

лер стал создавать, как и многие другие нувориши, еще в период Гражданской войны 1861-1865 гг. Рокфеллер избежал военной службы, заплатив 300 долл. тому, кто его заменил. Так же поступили и Дж П. Морган, Эндрю Карнеги, Джей Гульд и Джеймс Меллон. Отец последнего написал сыну, что «человек может оставаться патриотом, не рискуя жизнью и не жертвуя здоровьем. Для

42

этого есть предостаточно жизней, которые являются менее ценными» .

Во время войны Рокфеллер поставлял продовольствие для союзной армии, нажив на завышенных ценах свой первый капитал. Когда же его родной брат Фрэнк пошел воевать добровольцем, он попросил у родственника 75 долл. на обмундирование, но тот ему отказал в столь мизерной сумме. И хотя сам Джон Рокфеллер не знал, куда девать свалившееся ему в руки богатство, он оставил без всякой материальной поддержки жену брата и его детей, которые умерли от голода. Правда, разрешил захоронить их в фамильном склепе. Когда Фрэнк вернулся с войны, он велел перезахоронить их, сказав: «Я не хочу, чтобы кто-то из моих близких покоился в земле этого чудовища, этого монстра Джона Дэвисона Рокфеллера» 43.

Одной из одиозных фигур «Позолоченного века» стал финансист Джей Гульд, излюбленная мишень карикатуристов. «Из всех бедствий, постигавших нашу страну, Джей Гульд был самым ужасным, - пишет о нем Марк Твен. -Джей Гульд научил всю страну обожествлять деньги и владельца денег, невзирая на то, каким путем эти деньги добыты... Евангелие, оставленное Джем Гульдом, свершает гигантскую работу в наши дни. Вот оно: "Делай деньги! Делай их побыстрее! Делай их побольше! Делай их как можно больше! Делай их бесчестным путем, если удастся, и честным, если нет другого выхода!"»44.

Еще в 1869 г. Гульд вместе с Джеймсом Фиском попытался провернуть аферу, взвинтив цены на золото. Они лоббировали президента Улисса С. Гранта, чтобы он прекратил федеральные продажи золота, и пытались повлиять на

42 Зинн Г. Указ. соч. С. 320.

43 Тоболкин Д. 100 знаменитых американцев. М., 2004. С. 316.

44 Твен М. Указ. соч. С. 53.

него, коррумпируя членов его семьи. Это закончилось финансовой паникой, известной как «Черная пятница»45. Сотни инвесторов понесли тяжелые убытки.

Карикатура художника Ф. Оп-пера «Уолл-стрит как частный боулинг финансиста Джея Гульда»46 высмеивала этого железнодорожного магната и биржевого дельца. На карикатуре Гульд кидает шары для боулинга под названием «обман», «ложные сообщения», «частная пресса» и «общая беспринципность», чтобы сбить кегли, помеченные как «оператор», «брокер», «банкир», «неопытный инвестор» и т.д. Доска объявлений показывает контрольные пакеты акций Гульда в различных корпорациях.

Гульд довольно рано осознал важность контроля над средствами массовой информации, прежде всего газетами и телеграфом. Будучи собственником газеты «New York World», он, организовав спекулятивную игру на понижение акций «Вестерн Юнион», сумел приобрести контрольный пакет акций и стать владельцем этой компании, контролируя значительный поток телеграфных но-

47

востей . Карикатурист Ф. Оппер нарисовал его в виде паука в паутине телекоммуникационных линий «Вестерн Юнион», которые тянутся от нескольких опор электропередач в карикатуре «Правосудие в паутине». Паутина Гульда затянуло в ловушку правосудие («Здание суда»)48.

45 Алентьева Т.В. Коррупционные скандалы в период президентства У.С. Гранта // Новая и новейшая история. 2023. №2. С. 61-71.

46 Opper F. Jay Guld's Private Bowling Alley // Puck. Mar. 29. 1882.

47 Steinmetz G. American Rascal. How Jay Gould Built Wall Street's Biggest Fortune. N.Y., 2023.

48 Opper F. Justice in the Web // Puck. July 22. 1885.

Его настолько ненавидели его конкуренты, что даже после смерти возле его склепа приходилось держать вооруженную охрану. Бесконечно изобретательный, крайне своекорыстный, он стал автором «самых черных страниц в истории американских железных дорог», писала в некрологе «Sent-Louis Post Dispatch». Он обманывал, уходил от налогов, подкупал всех, кого мог подкупить, обрушивал рынки, разорял своих конкурентов. В 1873 г. его аферы едва не довели до международного скандала. Для очередной аферы по установлению контроля над железной дорогой Эри он купил услуги некоего лорда Гордона за 1 млн долл. Но лорд оказался мошенником и самозванцем. Присвоив деньги Гульда, он сбежал в Канаду. После провала попытки убедить канадские власти выдать самозванца, Гульд и его партнеры, среди которых были два будущих губернатора штата Миннесота и три будущих члена Конгресса, попытались похитить его. Попытка оказалась провальной, т.к. похитителей задержала канадская полиция. Они были помещены в тюрьму без права внесения залога. Это привело к обострению американо-канадских отношений. Дело закончилось чуть ли не вторжением ополчения Миннесоты в Канаду. Но затем спор разрешился переговорами. Похитителей освободили, но не лорда-самозванца.

Контроль Гульда над «Вестерн Юнион» настолько беспокоил правительство, что появилась карикатура, в которой Дядя Сэм изображен привязанным к телеграфному столбу, а телеграфные провода держат в своих руках Дж. Гульд и

К. Вандербильт49.

Еще одна карикатура на этого ловкого дельца назвалась «Новая версия старой истории»50. На ней Гульд в виде енота сидит на дереве с надписью «Вестерн Юнион». Дядя Сэм, представленный как полковник Дэйви Крокет, вооруженный ружьем, пытается его согнать или даже застрелить. Карикатура снабжена диалогом внизу. Енот (Гульд) говорит дяде Сэму: «Ты это серьезно? Я могу слезть с дерева за 80 млн долл.». Далее идет пояснение автора, что компания «Вестерн Юнион» стоит 30 млн, а Гульд таким образом намеревался положить в свой карман 50 млн. Правда, сделка не состоялась.

В 1879 г. Гульд начал активно скупать систему железных дорог на Среднем Западе, создав компании «Юнион Пасифик» и «Миссури Пасифик». К 1880 г. он владел и управлял 16 тыс. км железных дорог, что составляло примерно 1/9 всей системы железных дорог США. В итоге Гульд был одной из ведущих фигур в финансовых операциях по развитию железных дорог. Его состояние оценивалось в 72 млн долл. Гульду приписывается фраза, сказанная по поводу забастовки железнодорожников 1886 г.: «Я могу нанять половину рабочего класса, чтоб они убивали другую»51.

49 Keppler J. The Two Philanthropists // Puck. Febr. 23. 1881.

50 Gillam B, A New Version of an Old Story // Puck. Aug. 15. 1883.

51 Klein М. In Search of Jay Gould // The Business History Review. Vol. 52. No. 2. Summer, 1978. P. 166-199.

-52-

Карикатура «Пещера отчаянья» посвящена проблеме эксплуатации

труда монополиями. На ней Гульд изображен в виде великана с дубинкой, охраняющим вход в пещеру. Над ней красуется надпись, что это - телеграфная компания «Вестерн Юнион» и далее, как у Дантова ада - изречение «Оставь надежду всяк сюда входящий». Уныло, понурив головы, бредут на работу мужчины, женщины, дети. И все-таки художник не хочет полностью лишать их надежды, поскольку на горизонте восходит солнце с надписью «Забастовка». И это намек, что только борьбой рабочие могут исправить свое положение. Хотя добиться таким образом справедливости в то время редко удавалось.

Насколько равнодушны к простым американцам были «бароны-разбойники», показывает карикатура, посвященная трагедии городка Джонстаун, произошедшей по вине бизнесменов Э. Карнеги и Г. Фрика.

Клуб, организованный железнодорожными магнатами Западной Пенсильвании, в 1881 г. выкупил дамбу с прудом-накопителем. Так появилось частное озеро, предназначенное для летнего отдыха членов клуба. Были выстроены гостевые дома и главное здание клуба. Высота дамбы была немного уменьшена, чтобы расширить проходящую по ней дорогу, вдобавок к тому предыдущий владелец перед продажей демонтировал чугунные сбросные устройства и продал их на металл. 31 мая 1889 г. после необычайно мощных ливневых дождей дамба 22 метров высотой была размыта, и 20 млн кубометров воды затопили находящиеся ниже по долине города Саут-Форк, Вудвейл и Джонстаун. Карикатура «Республиканский клуб любителей монополии и его

53

опасная плотина» была опубликована в журнале «Puck» 12 июня 1889 г. На ней изображены члены рыболовного клуба Саут-Форк, устраивающие пикник на вершине плотины, наслаждаясь развлечениями, в то время как протекающая плотина затопляет город внизу.

52 OpperF. The Cave of Despair // Puck. Aug. 29. 1883.

53 The Republican Monopoly Pleasure Club and its Dangerous Dam // Puck. June 12. 1889.

На переднем плане Карнеги и Фрик безмятежно пьют шампанское. Члены клуба не только безразличны к ужасной трагедии, причиной которой они являются, но и по-прежнему наслаждаются тем же роскошным образом жизни, в то время как граждане, которых они эксплуатировали, исчезают с лица земли.

При обрушении водохранилища стена воды обрушилась каскадом через долину, уничтожая все на своем пути и убив 2 208 человек54. Было разрушено 1 600 домов, нанесен материальный ущерб на сумму 17 млн долл., центр Джонстауна был полностью уничтожен. Работы по очистке завалов продолжались в течение многих лет. Наводнение в Джонстауне долгое время оставалось самым смертоносным национальным бедствием в стране.

Пожертвования на оказание помощи поступили со всех концов США и из-за рубежа. Для оказания помощи Джонстауну было собрано 3 млн 742 тыс. долл. из восемнадцати зарубежных стран, включая Россию.

На последовавшем после трагедии суде адвокаты, нанятые членами Клуба, успешно доказали, что разрушение плотины было «стихийным бедствием, которое было деянием Божьим», и никакой юридической компенсации выжив-

54 Coleman N.M., Kaktins U., Todd D., Wojno S. Revisiting the Timing and Events Leading to and Causing the Johnstown Flood of 1889 // Pennsylvania History. Vol. 80. No. 3. 2013. P. 335-363.

шим во время наводнения выплачено не было. Клуб так и не был привлечен к юридической ответственности за катастрофу55.

«Бароны-разбойники» безжалостно расправлялись с попытками рабочих добиться более справедливых условий труда и зарплаты. Примером может служить знаменитая Гомстедская стачка 30 июня 1892 г. - 6 июля 1892 г., при подавлении которой были убиты 10 человек и 60 ранены. Забастовали рабочие одного из сталелитейных заводов Э. Карнеги в знак протеста против намерения владельцев урезать их и без того мизерную зарплату56. Для подавления забастовки Карнеги нанял агентов Пинкертона, которые открыли огонь по безоружным рабочим. Когда все же прекратить забастовку не удалось, губернатор Пенсильвании мобилизовал национальную гвардию для охраны штрейкбрехеров. 23 июля анархист пытался убить партнера Карнеги Г. Фрика, нанес ему несколько ножевых ранений и дважды выстрелил в него. Однако Фрик не сильно пострадал.

Компания начала суд против лидеров рабочих. 18 июля 16 руководителям забастовки были предъявлены обвинения в заговоре, массовых беспорядках и убийстве. Большинство рабочих вожаков не смогли внести залог в 10 тыс. долл.

57

и отправились в тюрьму. Суд закончился проигрышем рабочих . Конечным результатом стало крупное поражение забастовщиков и неудача в их усилиях по объединению сталеваров в профсоюзы. Карнеги ушел из бизнеса в 1901 г. в возрасте 66 лет после продажи «Карнеги Стил Компани» Дж. П. Моргану за 487 млн долл. Эта сделка превратила Карнеги в самого богатого человека в мире.

55 Christie R.D. The Johnstown Flood // The Western Pennsylvania Historical Magazine. Vol. 54. No. 2. April 1971.

56 Homestead Strike // Harper's Weekly. July 16. 1892; An Awful Battle at Homestead, Pa. // National Police Gazette. July 23. 1892; Homestead Strike // Frank Leslie's Illustrated Newspaper. July 16. 1892.

57 Krause P. The Battle for Homestead, 1890-1892: Politics, Culture, and Steel. Pittsburgh, Pa., 1992. P. 348-350.

«Публика может убираться к черту», - это высказывание К. Вандер-

58

бильта стало названием для карикатуры Ф. Оппера . На ней вверху были помещены не менее колоритные высказывания магната.

Сам Вандербильт в окружении любимых собачек пребывает в благодушном настроении в компании с портвейном и сигарами. Одна его нога покоится на столе, другая попирает американского орла (национальный символ страны).

Настоящей язвой, разъедающей американскую демократию, стала коррупция. Карикатура художника Дж. Кепплера «Боссы Сената»59 совершенно ясно и недвусмысленно показывала, что владельцы монополий, олигархи с помощью подкупа могут провести в Конгрессе любой закон. На карикатуре за сидящими в зале крошечными сенаторами изображены нависающие над ними денежные мешки, представляющие корпоративные интересы - от стали, меди,

58 Opper F. The Public Be Damned // Puck. Oct. 18. 1882.

59 Keppler J. Bosses of Senate // Puck. Jan. 23. 1889.

~ 278 ~

нефти, чугуна, сахара, соли, олова и угля до бумажных пакетов. На карикатуре также изображена запертая на засов дверь в галерею - «народный вход». Галереи пустуют, в то время как представители особых интересов действуют под девизом: «Это Сенат монополистов, созданный монополистами и для монополистов!»

Карикатура широко распространялась в средствах массовой информации. Бизнесмены имели подавляющее политическое влияние во времена «Позолоченного века». Правовая система Америки была коррумпированной и, по сути, бесполезной, поскольку доминирующие промышленные интересы подрывали любое стремление к справедливости. Несмотря на то что бизнесмены часто действовали несправедливо и даже незаконно, им постоянно удавалось избежать последствий.

На карикатуре Дж. Кепплера «В опасности»60 монополии представлены огромным удавом, угрожающим Колумбии. Впрочем, карикатуристы были пессимистичны в отношении проблемы коррупции. И это отразилось в другой любопытной карикатуре «Будущее Сената»61, где вместо депутатов сидят денежные мешки. На похожей по названию карикатуре нарисован безымянный лоб-

60 Keppler J. In Danger // Puck. Febr. 9. 1881.

61 The Senate in the future // Puck. Jan. 19. 1887.

бист в виде кошелька с долларовой монетой вместо головы, который протяги-

Карикатура Ф. Оппера «Исправление проблем стоит де-

63

нег» очень хорошо иллюстрирует продажность народных избранников-конгрессменов. На ней монополист Гульд протягивает деньги посреднику, чтобы купить лоббистские услуги сенатора. У каждого сенатора табличка, за какую сумму он готов «продаться». В заднем ряду услуги стоят дешевле. В первом ряду запросы намного выше, до 20 тыс. долл.

Иногда коррупционные сделки становились достоянием общественности. Так, серьезный скандал сопровождал строительство Тихоокеанской железной дороги, когда в коррупции оказался замешанным даже вице-президент. С 1868 по 1872 г. «Юнион Пасифик» израсходовала на взятки конгрессменам 400 тыс. долл., с 1875 г. ей приходилось тратить на эти же цели по 500 тыс. долл. ежегодно. «Палата представителей подобна залу аукциона, - писал конгрессмен из Огайо, - где ударом молотка спикера распределяются более ценные вознаграждения, чем где бы то ни было на земле»64.

Огромные состояния сколачивались недобросовестными предпринимателями и крупными монополистами-землевладельцами. Многие из них имели лоббистов в Конгрессе, которые обеспечивали им прохождение выгодных для них решений. «Какое забавное маленькое правительство»65. Карикатурист

62 The United States Senator of the Future - Is this what We are Coming to? // Puck. Febr. 17. 1883.

63 Opper F. It Costs Money to Fix Things // Puck. Jan. 9. 1884.

64 Алентьева Т.В., Филимонова М.А. США в новое время: общество, государство и право. Часть 2. 1800-1877 гг. М., 2022. С. 173.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

65 Taylor H. What a Funny Little Government // The Verdict. Dec. 4. 1899.

Гораций Тейлор нарисовал эту политическую карикатуру на нефтяного магната Рокфеллера, держащего Белый дом и Министерство финансов на ладони.

Имея огромные средства, воротилы бизнеса могли их бесконтрольно тратить на подкупы представителей всех структур власти. Характерна в этом плане карикатура «Национальный стервятник»66. На ней белоголовый орлан, символ национального герба США, распростер крылья над гнездом, устланным

долларовыми бумажками. На его крыльях красуется надпись: «корпоративный вятник», что должно символизировать все американские крупные монополии, занимающиеся подкупом должностных лиц. Орел кормит жадных птенцов, в его клюве мешочек с деньгами, на котором для ясности написано «бабло». В виде ненасытных птенцов фигурируют «"наши" сенаторы», «"наши" конгрессмены», «"наши" судьи».

Карикатура Удо Кеплера «За клавиатурой»67 изображала Дж. П. Моргана и Дж. Д. Рокфеллера нажимающими клавиши, струны от которых были протянуты к каждому конгрессмену в Палате представителей.

Другая карикатура Удо Кеплера под названием «Следующий»68 изображала трест Рокфеллера «Стандарт Ойл» как громадного осьминога с широко

66 Pugh J.S. The National Bird of Prey // Puck. Sept. 6. 1905.

67 Keppler U. At the Keyboard. Puck. Mar. 15. 1905.

раскинутыми щупальцами. В его ужасающих объятиях оказались и Белый дом, и Капитолий, и объекты промышленной инфраструктуры, и простые граждане, страдающие от монопольно высоких цен.

Карикатуры этого периода также отразили тяжелое положение трудящихся в связи с монополизацией экономики и ростом цен. Ф. Гратц показал конфликт труда и капитала в своей карикатуре «Турнир сегодняшнего дня - это

- 69

поединок между трудом и монополией» .

68 Keppler U. Next! // Puck. Sept. 7. 1904.

69 Graetz F. The Tournament of Today - a Set-to between Labor and Monopoly // Puck. Aug. 1. 1883.

Карикатура изображает «рыцарский турнир» между огромным рыцарем, верхом на коне-локомотиве, в броне с надписью «монополия», с длинным плюмажем, на котором написано «высокомерие», со щитом с надписью «коррупция» и копьем с надписью «подкупленная пресса», и босоногим человеком, символизирующим «Труд», - верхом на истощенной полудохлой кляче, с надписью «бедность», вооруженным кувалдой с надписью «Забастовка».

Слева - места, «зарезервированные для капиталистов», где сидят известные монополисты: Сайрус У. Филд, Уильям Х. Вандербильт, Джон Роуч, Джей Гульд и Рассел Сейдж. Справа, за секцией труда, находятся телеграфные линии, на которых развеваются флаги монополии с надписью «Уолл-Стрит».

Карикатуристы считали необходимым принятие законов, ограничивающих произвол монополий, нацеленных на борьбу с коррупцией в правительственных сферах. Показательна в этом плане карикатура Джона Пью «Необхо-

70

димо антитрестовское законодательство» .

На ней изображен сердитый дядя Сэм, поднимающий фонарь с надписью «Законодательство Конгресса», чтобы осветить толстяка в короне с надписью «Тресты» и в мантии, украшенной знаками доллара. На шнурке у него на поясе

70 Pughe J.S. The kind of anti-trust legislation that is needed // Puck. Febr. 5. 1902.

висит кольцо с множеством ключей, и он сидит на стопке книг, которые помечены «Ежедневник», «Гроссбух», «Приходная книга», «Складская книга», «Кассовая книга». Все книги заперты на висячие замки, чтобы их было сложно проверить. Дядя Сэм говорит владельцу треста: «Ты могущественный человек, и от тебя есть польза. Но если ты честен, почему ты прячешься в темноте? Открой эти книги!»

Карикатуры, подобные этим, помогли вдохновить реформаторов ограничить контроль корпораций над американской политикой и обществом. Карикатуристы живо откликались на запросы времени, обличая крупных бизнесменов как новоявленных «баронов-разбойников», бичуя коррупцию, к которой вело господство трестов в экономике. Яркие выразительные образы финансовых спекулянтов и дельцов, ловких бизнесменов, занятых погоней за наживой, создавали у американцев негативный образ американского бизнеса периода «Позолоченного века». Негативное общественное мнение о «баронах-разбойниках» стимулировало принятие законодательства, направленного против трестов и монополий. Одним из наиболее важных законодательных актов в области бизнеса стал антитрестовский закон Шермана в 1890 г. Этот акт не остановил «баронов-грабителей», но положил конец нерегулируемой деловой практике. Основная цель закона состояла в том, чтобы положить конец возникновению монополий. За ним последовали два других федеральных закона - антимонопольный закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии. Вместе эти три закона составляют основу федерального антимонопольного законодательства в США на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.