Научная статья на тему 'АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX СТОЛЕТИЯ В ОТРАЖЕНИИ АМЕРИКАНСКОЙ КАРИКАТУРЫ'

АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX СТОЛЕТИЯ В ОТРАЖЕНИИ АМЕРИКАНСКОЙ КАРИКАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

545
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XIX век / США / Великобритания / внешняя политика / экспансио-низм / карикатура / XIX century / USA / Great Britain / foreign policy / expansionism / caricature

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алентьева Татьяна Викторовна

В статье анализируется, каким образом англо-американские отношения в последней трети XIX века представлялись в американской политической карикатуре. В качестве источ-ников были привлечены сатирические издания «Puck» и «Judge». В центре внимания автора было творчество художников Удо Кепплера, Луиса Далримпла, Джона Пью. Американская политическая карикатура способствовала преодолению распространенной в американском обществе англофобии и укреплению взаимопонимания между Великобританией и США, вы-разившегося в процессе «великого сближения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANGLO-AMERICAN RELATIONS IN THE LAST THIRD OF THE NINETEENTH CENTURY IN THE REFLECTION OF THE AMERICAN CARICATURE

The author analyzes how Anglo-American relations in the last third of the XIX century were represented in the American political caricature. The satirical publications «Puck» and «Judge» were used as sources. The author focused on the work of artists Udo Keppler, Louis Dalrymple, and John Pugh. The American political caricature helped to overcome the Anglophobia prevalent in American society and to strengthen mutual understanding between the United Kingdom and the United States, which was expressed in the process of «great rapprochement».

Текст научной работы на тему «АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX СТОЛЕТИЯ В ОТРАЖЕНИИ АМЕРИКАНСКОЙ КАРИКАТУРЫ»

Т.В. АЛЕНТЬЕВА

АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX СТОЛЕТИЯ В ОТРАЖЕНИИ АМЕРИКАНСКОЙ КАРИКАТУРЫ1

T. V. Alentieva

ANGLO-AMERICAN RELATIONS IN THE LAST THIRD OF THE NINETEENTH CENTURY IN THE REFLECTION OF THE AMERICAN CARICATURE

В статье анализируется, каким образом англо-американские отношения в последней трети XIX века представлялись в американской политической карикатуре. В качестве источников были привлечены сатирические издания «Puck» и «Judge». В центре внимания автора было творчество художников Удо Кепплера, Луиса Далримпла, Джона Пью. Американская политическая карикатура способствовала преодолению распространенной в американском обществе англофобии и укреплению взаимопонимания между Великобританией и США, выразившегося в процессе «великого сближения».

Ключевые слова: XIX век, США, Великобритания, внешняя политика, экспансионизм, карикатура.

The author analyzes how Anglo-American relations in the last third of the XIX century were represented in the American political caricature. The satirical publications «Puck» and «Judge» were used as sources. The author focused on the work of artists Udo Keppler, Louis Dalrymple, and John Pugh. The American political caricature helped to overcome the Anglophobia prevalent in American society and to strengthen mutual understanding between the United Kingdom and the United States, which was expressed in the process of «great rapprochement».

Keywords: XIX century, USA, Great Britain, foreign policy, expansionism, caricature.

Великобритания и США имеют общие корни, они связаны общей историей, общим языком и правовой системой, а также родственными узами, которые простираются на сотни лет, включая родственные связи между американцами и выходцами из Англии, Шотландии, Уэльса, Ирландии. И это в определенной степени всегда влияло на их взаимоотношения, которые переживали разные периоды - как сближения, так и конфронтации.

Девятнадцатое столетие было веком расцвета Великобритании. Она была огромной империей, которая контролировала большие территории по всему

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-09-00166 А).

миру. В середине XIX столетия она была общепризнанной «мастерской мира». До последней четверти столетия она производила больше товаров, чем любая другая страна мира. Оставаясь «владычицей морей», Великобритания активизировала свою внешнюю колониальную политику практически по всему миру: в Африке, в Азии, в Латинской Америке.

США после Гражданской войны переживают период ускоренной модернизации, их экономический потенциал бурно растет. В связи с почти постоянным пребыванием у власти республиканцев основной экономической доктриной становится протекционизм2. В связи с монополизацией экономики, увеличением количества трестов и акционерных обществ США более остро нуждаются во внешних рынках, в территориальной экспансии, наблюдается активизация их внешней политики, в том числе в отношении Великобритании. Американцев интересовали те направления английской внешней политики, которые затрагивали их собственные интересы, что нашло свое отражение в американской политической карикатуре.

Главными сатирическими изданиями США в последней трети XIX в. являлись «Puck» («Шалун») и Judge» («Судья»).

«Puck» являлся еженедельным сатирическим журналом, выходившим с 1871 по 1918 гг. Его отличали красочные карикатуры, созданные талантливыми художниками. Издание было основано в 1871 г. Джозефом Фердинандом Кеп-плером (1838-1894), художником-карикатуристом австрийского происхождения, и первоначально выходило на немецком языке. Первое англоязычное издание «Puck» было опубликовано в 1877 г. Другой новый юмористический журнал принял название «The Judge». Он был еженедельным сатирическим журналом, издававшимся в США с 1881 по 1947 г. Его основателями стали карикату-

2

Байбакова Л.В. Двухпартийная система в период вступления США в индустриальное общество (последняя треть ХЕХ в. М., 2002; Ярыгин В.В. Президентство Бенджамина Гаррисона: партии, Белый дом, Конгресс. Брянск, 2019.

рист Джеймс Альберт Уэллс (1852-1886), книгоиздатель Фрэнк Тоузи (18531902) и сочинитель Джордж Х. Джессоп (1852-1915) .

Наиболее яркими карикатуристами этого периода были: Джозеф Кепплер (1838-1894) и его сын Удо Кепплер (1872-1956), Бернард Джиллэм (1856-1896) и его брат Фредерик Виктор Джиллэм (1858-1920), Джон Пью (1870-1909), Луис Далримпл (1866-1905).

В своих сатирических работах они отражали не только внутриполитические проблемы, но и наиболее важные события внешнеполитической сферы, делая их более понятными для рядовых читателей, не очень интересующихся тем, что происходит за пределами их страны. К тому же в американском обществе сохранялась определенная англофобия, связанная с коллективным бессознательным и архетипами, сложившимися еще в период Войны за независимость. Ее преодолению и служил легкий юмор, с которым в это время карикатуристы изображали Джона Буля.

Великобритания продолжала придерживаться своей политики свободной торговли даже тогда, когда ее основные конкуренты, США и Германия, обратились к высоким тарифам (как и Канада). Американская промышленность росла быстрее, чем английская, и к 1890-м гг. вытесняла британское машиностроение и другие товары с мирового рынка. Лондон, однако, оставался мировым финансовым центром, хотя большая часть его инвестиций направлялась на американские железные дороги. Американцы оставались далеко позади британцев в

4

международных перевозках и страховании .

Британская колониальная империя продолжала расширяться, правящие круги Великобритании строили новые завоевательные планы, что ярко отразилось в карикатуре Джона Пью «Жадный Джонни». На ее переднем плане изображен изрядно растолстевший Джон Буль, с руками, полными еды, сладо-

Алентьева Т. В. Разящее оружие смеха. Американская политическая карикатура XIX века (1800-1877). СПб., 2020; Алентьева Т.В., Илюхина Е.В. Политическая борьба в США в последней трети XIX века в отражении карикатуры. Курск, 2019. С. 166-172.

4 Mollan S., Michie R. The City of London as an International Commercial and Financial Center since 1900 // Enterprise & Society. 2012. Vol. 13. № 3. P. 538-587.

~ 170 ~

стей и игрушек, с надписями: «Гибралтар, Цейлон, Бермуды, Британская Индия, Канада, Австралия». У его ног - предметы, которые он уронил: фрукты с надписями «Египет, Гондурас, Британская Африка, Британская Гвиана» и пакет жареных каштанов с надписью «Острова Вест-Индии». Небольшая группа фигур на заднем плане изображают страны: Россию, Турцию, Германию, Италию, Францию, а также за их спинами высоченного Дядю Сэма, которые откровенно завидуют Великобритании5.

GREEDY JOHNNIE

После завершения Гражданской войны и Реконструкции американские правящие круги начинают мечтать о расширении своих территориальных владений. Экспансионизм становится ведущей внешнеполитической доктриной США. Он базировался на идеях мессианизма американской нации, теории явного предначертания (Manifest Destiny), обновленной трактовке доктрины Монро.

5 Greedy Johnnie / J.S. Pughe // Puck. Febr. 19, 1896.

~ 171 ~

Особенно основательно новая экспансионистская идеология развивалась в трудах Джона Фиске и Джона Барджеса6. Теологическую основу американскому экспансионизму придал труд протестантского миссионера Дж. Стронга «Наша страна: ее возможное будущее». Главным средством разрешения обострившихся в американском обществе социальных проблем Стронг считал широкую внешнюю экспансию, которая сплотит американский народ вокруг новых целей и идеалов . Определенное влияние на формирование идей экспансионизма оказала «теория границы» Фредерика Тернера. Выступив в 1893 г. с докладом «Значение «подвижной границы» (фронтира) в американской истории», он пытался доказать, что в связи с исчерпанием к концу XIX в. «свободных земель»

о

США неизбежно должны вступить на путь территориальной экспансии . Усилению на этой основе роста национализма, шовинизма и джингоизма9 способствовали в значительной степени идеи А. Мэхэна о решающей роли морской мощи в истории, изложенной первоначально в его книге «Влияние морской силы на историю, 1660-1783» (1890)10. В своем труде он обосновывал необходимость для США покончить с изоляционистским характером внешней политики и ускорить строительство сильного океанского флота11. Аргументы экспансионистов использовались в выступлениях конгрессменов и политических деяте-

12

лей: Т. Рузвельта, Г. Лоджа, Дж. Хэя, Б. Адамса . Эти идеи тиражировались в

6 Болховитинов Н.Н. Доктрина Монро. Происхождение и характер. М., 1959; Дементьев И.П. Формирование идеологии империалистической экспансии на рубеже XIX-XX в. // Американский экспансионизм. Новое время. М., 1985. С. 134-155; Он же. Идейная борьба в США по вопросам экспансии (на рубеже XIX - XX вв.). М., 1973.

7

Pratt J. Expansionists of 1898. N.Y., 1951. P. 8; Kraus M. The Writing of American History. Norman, 1953. P. 191; Strong J. Our Country: Its Possible Future and Its Present Crisis. Cambridge, Mass., 1963. P. 1.51.

Turner F.J. The Frontier in American History. N.Y., 1921. P. 219; Тернер Ф. Фронтир в американской истории. М., 2009; Болховитинов Н.Н. О роли «подвижной границы» в истории США // Вопросы истории. 1962. № 9. С. 57-74.

9 Джингоизм (англ. jingoism) - термин, служащий для обозначения крайних шовинистических и империалистических воззрений.

10 Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю 1660-1783. СПб., 2002.

11 Williams W.A. The Roots of Modern American Empire. N.Y., 1969; Печатнов В.О., Маны-кин А.С. История внешней политики США. М., 2012. С. 79-80.

12 BeardCh. A. A Foreign Policy for America. N.Y., 1940. P. 39.

популярных вариантах в периодической печати, преподносились публике в юмористическом виде карикатуристами.

Довольно ярко круг проблем, волновавших американское общество в последней трети XIX в., отражен в карикатуре Удо Кепплера «Экспансионизм. Мечты Дяди Сэма о завоеваниях, вызванные чтением джингоистских газет». На карикатуре изображен Дядя Сэм, спящий в кресле, рядом с ним сидит орел, один из государственных символов. Он мечтает во сне о завоеваниях и аннексиях, отстаивает свои права с позиций «доктрины Монро», становится хозяином морей, ставит на место Джона Буля и строит «грозную и неуязвимую береговую оборону»; на полу у кресла лежат ура-патриотические газеты и из-

13

дания желтой прессы, пропагандирующие идеи экспансионизма .

Достигнутое в последней трети XIX в. экономическое превосходство США позволяло активизироваться американской внешней политике. Рост могущества США подпитывал шовинистические джингоистские настроения в американском обществе, что также отразилось в творчестве карикатуристов.

13

Uncle Sam's dream of conquest and carnage - caused by reading the Jingo newspapers / Udo J. Keppler // Puck. Nov. 13, 1895.

Карикатура Удо Кепплера «Ура-патриот - хулиган»14 отражает стремление США разговаривать с Европой с позиций экономической мощи. На переднем плане огромный великан, американский экспансионист-джингоист, демонстрирует сжатый кулак странам Европы, представленным растерянными маленькими символическими фигурами по другую сторону Атлантики. За спиной у джингоиста развевается американский флаг, а Дядя Сэм деловито складывает готовую продукцию американских заводов, фабрик и ферм в мешках и бочонках.

Карикатура снабжена подписями. Джинго (сердито): «Посмотрите сюда. Зачем вы бросаете камни в наш флаг?» Европейские мальчики и девочки: «Мы не будем бросать камни». Джинго (яростно): «Ну и какого черта вы их не бросаете?» Этим диалогом художник хотел подчеркнуть нарастающее экономическое соперничество США с Великобританией и другими европейским странами.

Одной из проблем, занимавших американских карикатуристов, было экономическое соперничество США и Великобритании. Оно отражено в ряде ка-

14 ТЪе Jingo Ви11у / Шо J. Керр1ег // Риск. Dec. 22, 1897.

~ 174 ~

рикатур. Одна из них - «Наш британский сторожевой пес» Джона Пью -

отображала растущий продовольственный экспорт США в Великобританию15.

На карикатуре изображен британский бульдог с надписью «Коммерческие интересы», стоящий перед тарелкой с едой с надписью «Американские продукты». Он смотрит через небольшой водоем, изображающий Ламанш, на четырех кошек: Францию, Италию, Австрию и Германию, сидящих на заборе с надписью «Континентальная зависть». Над стеной развевается флаг «Коммерческая тарифная блокада». Бульдог прикован цепью к собачьей будке, увешанной британскими и американскими знаменами, на ней - вывеска, которая гласит: «Англия - крупнейший потребитель американских товаров» (газета «Таймс»).

Сложнее обстояло дело в области кораблестроения. Здесь первенство по-прежнему держала Великобритания, хотя ее статусу «владычицы морей» начинала угрожать Германия. США тоже стремились к тому, чтобы стать ведущей морской державой, поэтому карикатура Луиса Далримпла называлась «Соперник, который пришел, чтобы остаться»16.

15 Our British watch-dog / J. S. Pughe // Puck. July 24, 1901.

16 A rival who has come to stay / L. Dalrymple // Puck. July 24, 1895.

На ней изображен Дядя Сэм с огромным пароходом на заднем плане, стоящий с раскинутыми руками на прочном причале с надписью «США». Рядом на причале табличка, гласящая: «Дядя Сэм - судостроитель, восстановленный с большим успехом в 1893 г. Американские корабли для американской торговли!».

По другую сторону водоема, символизирующего Атлантику, стоит Джон Буль. Он - в состоянии шока. На берегу - надпись «Англия», рядом табличка, которая гласит: «Джон Буль - старый надежный судостроитель с 1861 г. Специальность - корабли для американской торговли». Данная карикатура служила пропаганде концепции американского адмирала Мэхэна о «морской мощи». США начинают активно развивать свой военно-морской флот и за несколько лет по мощи ВМФ США переместились с 12 на 5 место. Однако этого все равно было недостаточно, чтобы в равной мере конкурировать в военной силе с ведущими европейскими державами.

Ряд проблем, осложнявших американо-британские отношения после окончания Гражданской войны, был разрешен благодаря заключению Вашингтонского договора 1871 г.

В начале 1871 г. британское правительство направило своего посланника Джона Роуза в Соединенные Штаты, чтобы выяснить, будут ли переговоры по

17

урегулированию северо-западного пограничного спора поддержаны президентом Улиссом С. Грантом. Правительство США, благодаря дипломатическим

18

способностям государственного секретаря Гамильтона Фиша , приняло предложения Великобритании. 26 января британский посол в США Эдвард Торнтон официально предложил создать совместную комиссию для переговоров в Вашингтоне. США с готовностью согласились при условии, что разногласия, возникшие в результате Гражданской войны, будут рассматриваться в качестве одного из предметов обсуждения. Британское правительство незамедлительно приняло американскую оговорку, и президент назначил уполномоченных. Среди британской делегации был премьер-министр доминиона Канада Джон Мак-дональд19. Президент Грант назначил руководить переговорами госсекретаря США Гамильтона Фиша.

Хотя договор был подписан от имени Британской империи, присутствие Макдональда означало, что новообразованный доминион Канада также будет принимать участие в урегулировании иностранных дел, которые непосредственно затрагивали его, особенно в отношениях с США. Совместная комиссия сразу же приступила к выполнению своей задачи и 8 мая заключила договор, который получил незамедлительное одобрение обоих правительств. Помимо урегулирования спора, возникшего из так называемых «алабамских» претен-

17

Курилла И.И. Американо-канадская граница: Исторический очерк. URL: https://america-

xix.ru/library/kurilla-us-canada-border (дата обращения: 18.05.20).

18

Libby J. Hamilton Fish and the Origins of Anglo-American Solidarity // Mid America. Vol. 76. 1994. Issue 3. P. 205-226; Nevins A. Hamilton Fish: The Inner History of the Grant Administration N.Y., 1957. Vol. 2. Ch. 20-23.

19 Messamore B.J. Diplomacy or Duplicity? Lord Lisgar, John A. Macdonald, and the Treaty of Washington, 1871 // Journal of Imperial & Commonwealth History. May 2004. Vol. 32. Issue 2. P. 29-53.

-20-

зий , было предусмотрено урегулирование целого ряда проблем между США и

21

Канадой .

Такие проблемы неоднократно отражались американскими карикатуристами в этот период и в дальнейшем. Так, карикатура Джозефа Кепплера «Канада как матушка Мандель-22

баум» поднимала вопрос о бегстве нарушителей американских законов, всяких криминальных элементов в Канаду. Карикатура представляет Дядю Сэма в образе полицейского, находящегося на американской стороне «забора» и пристально

23

смотрящего на Фредерику Мандельбаум , которая стоит на канадской стороне, одетая как коренная американка, в головном уборе с надписью «Канада». Позади нее «неплательщик налогов в США», несущий чемодан с надписью «Р.С. Скотт». Он приподнимает шляпу в приветственном жесте, абсолютно уверенный в своей безнаказанности.

20 Во время Гражданской войны в США Великобритания поддерживала южан и строила для

них корабли, нанесшие серьезный урон федеральному Союзу.

21

Киселева О.А. «Алабамский кризис» (1865-1872 гг.) в официальных публикациях и свидетельствах современников. URL: https://america-xix.ru/library/kiseleva-alabama-crisis (дата обращения: 18.05.20); Она же. Канадские проблемы в американо-английских отношениях в 1871-1877 гг. URL: https://america-xix.ru/library/kiseleva-canadian-problems (дата обращения: 18.05.20); Robson M.M. The Alabama Claims and the Anglo-American Reconciliation, 1865-1871 // Canadian Historical Review. 1961. Vol. 42. №1. P. 1-22.

22 Canada as «Mother Mandelbaum» / J. Keppler // Puck. June 17, 1885.

23 Фредерика «Марм» Мандельбаум (1818-1894) была скупщицей краденого для многих гангстерских банд в 1862-1884 гг. Она финансировала организацию краж со взломом и других преступных операций в Нью-Йорке. После того как на ее след вышли агенты Пинкертона, эмигрировала в Канаду, где оставалась до самой своей смерти.

Между США и Канадой были постоянные экономические трения, что выразилось в войне тарифов. В карикатуре Удо Кепплера «Причина всех раздоров»24 она была представлена в виде ссоры двух женщин.

США изображались в виде Колумбии во фригийской шапочке и одежде цветов американского флага, а Канада в индейском одеянии с британской расцветкой. У их ног сцепились в жестокой схватке два сторожевых пса с соответствующими надписями на шкурах: «американский протекционизм» и «канадский протекционизм». Под карикатурой была подпись: «Они были бы добрыми соседями, если бы не их никчемные сторожевые псы».

Вашингтонский договор 1871 г. был ратифицирован обеими странами. Он урегулировал различные споры, включая иски, связанные с возмещением ущерба американскому судоходству, причиненного британскими военными кораблями и конфедератским кораблем «Алабама». Также был разрешен вопрос о незаконном промысле рыбы в канадских водах и потерях британского гражданского населения в американской Гражданской войне.

Вашингтонский договор положил начало постоянным мирным отношениям Соединенных Штатов с Канадой и Великобританией. В 1872 г. после одобрения независимых арбитров Великобритания урегулировала спорные вопросы, заплатив Соединенным Штатам 15,5 млн долл. Этот международный арбитраж

24 ТЪе саше of к а11 / Керр1ег // Риск. Sept. 7, 1893.

~ 179 ~

создал прецедент и вызвал интерес к кодификации международного публичного права.

Вашингтонский договор оказал значительное влияние на долгосрочные отношения Соединенных Штатов с Канадой и Великобританией. США больше

25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

никогда не поднимали вопрос об аннексии Канады .

В 1895 г. разразился венесуэльский кризис с участием Соединенных Штатов. Пограничный спор между Британской Гвианой и Венесуэлой вызвал серьезные осложнения в англо-американских отношениях. Американская пропаганда убеждала общественное мнение своей страны в том, что британцы вторгаются на территорию Венесуэлы и тем самым нарушают принципы доктрины Монро. Американское правительство потребовало объяснений, но премьер-министр Р. Солсбери отказался их дать. Кризис обострился, когда президент Гровер Кливленд, ссылаясь на доктрину Монро, выдвинул ультиматум, потребовавший уступок со стороны Великобритании. В нем он недвусмысленно намекнул на возможность военных действий. А госсекретарь Ричард Олни предложил новую интерпретацию принципа «Америка для американцев»: «В настоящее время США практически являются сувереном на этом континенте, и их воля - закон... Дело в том, что многочисленные ресурсы США в сочетании с изолированным положением делают их хозяином ситуации»26. В США ультра-патриоты с гордостью заявляли, что «сумели унизить Великобританию,

27

принудив высокомерного Солсбери отступить» . Эта ситуация была отражена

в очень едкой карикатуре Джона Пью под названием: «Президент Гровер

28

Кливленд накручивает хвост британскому льву» . На карикатуре американский президент в экзотической военной форме под восторженные крики евро-

25

Киселева О.А. Внешнеполитическая мысль США и планы аннексии Канады в 18651871 гг. URL: https://america-xix.ru/library/kiseleva-canada-annexation (дата обращения: 18.05.20); Stacey C.P. Britain's Withdrawal from North America, 1864-1871 // Canadian Historical Review. Vol. 36. 1955. № 3. Р. 185-198; McDonough D.S. Canada's National Security in the Post-9/11 World: Strategy, Interests, and Threats. Toronto, 2012. P. 27.

26 Bailey Th. A Diplomatic History of the American People. N.Y., 1958. P. 441.

27 Nevins A. Grover Cleveland: A Study in Courage. N.Y., 1932. P. 139.

28 US President Cleveland twists the tail of the lion (Britain) / J.S. Pughe. // Puck. Jan. 8, 1896.

~ 180 ~

пейских держав закручивает в спираль хвост британского льва. Надпись под карикатурой гласила: «Крутани еще разок, Гровер, - мы все с тобой! »

Доктрина Олни обозначила новый рубеж во внешней политике США и во многом содействовала продвижению США к статусу мировой державы. Англия проявила мудрую сдержанность и уклонилась от конфронтации. Ее позицию довольно ясно объяснил американский посол в Лондоне Томас Байард: «Руки Великобритании полностью заняты как раз сейчас в других частях земного шара. США - последняя нация на земле, с которой британский народ или его руководители хотят ссориться; новые тому доказательства я получаю каждый день, общаясь с ними. Европейские нации подкарауливают друг друга как бок-

29

серы на ринге» .

По предложению британской стороны Венесуэльский кризис 1895 г. был мирно разрешен путем арбитража. Обе страны осознали, что желательно создать механизм, позволяющий избежать возможных будущих конфликтов. В январе 1897 г. госсекретарь США Ричард Олни заключил арбитражный договор с британским дипломатом Джулианом Понсефотом. Президент США Уильям Маккинли поддержал договор, как и большинство лидеров общественного мне-

29 Bemis S. The Latin-American Policy of the United States. N.Y., 1967. P. 119.

~ 181 ~

ния. Тем не менее в США оказалось немало противников соглашения. Основная оппозиция исходила от американцев ирландского происхождения, которые очень негативно относились к Британии из-за ее политики в Ирландии. Сенат США принял ряд поправок, затруднявших арбитраж. Любой вопрос требовал утверждения двумя третями голосов. Договор был передан на ратификацию в Сенат. В мае 1897 г. сенаторы проголосовали: 43 голоса - «за», «против» - 26, что на три голоса было меньше необходимого большинства в две трети. Сенат ревниво относился к своему контролю над международными договорами и был

30

подвержен глубоко укоренившейся англофобии .

Договор Олни-Понсефота 1897 г., несмотря на широкую общественную поддержку, так и не вступил в силу, поскольку не был ратифицирован Сенатом

31

США. Кабинет Роберта Солсбери был недоволен таким исходом дела, но все

32

же было решено искать более дружественных отношений с Америкой . Сами США, поддержав Венесуэлу против англичан, улучшили отношения с латино-

33

американцами .

Арбитраж был использован для урегулирования спора о границе между Аляской и Канадой, но канадцы чувствовали себя обманутыми достигнутым результатом. Покупка Аляски в 1867 г. провела границу между Канадой и Аляской неоднозначным образом. С началом золотой лихорадки на Юконе в 1898 г. золотоискатели нарушали границу. Канада хотела, чтобы граница была пересмотрена таким образом, чтобы она смогла получить свой собственный морской порт. Она отклонила американское предложение о долгосрочной аренде американского порта. Этот вопрос был передан в арбитраж, и в 1903 г. пограничный спор на Аляске был окончательно разрешен. Решение было принято в пользу США, когда британский судья встал на сторону трех американских

30 Blake N.M. The Olney-Pauncefote Treaty of 1897 // American Historical Review. 1945. Vol. 50. № 2. P. 228-243.

31

Науменков О.А. Роберт Солсбери и его время. Викторианская Англия в лицах. СПб., 2004.

32 Humphreys R.A. Anglo-American Rivalries and the Venezuela Crisis of 1895 // Transactions of the Royal Historical Society. 1967. Vol. 17. Р. 131-164.

33 Nevins А. Grover Cleveland. P. 647-648.

судей против двух канадских судей в арбитражной коллегии. Канадское общественное мнение было возмущено тем, что их интересы были принесены Лондоном в жертву британско-американской гармонии34.

Новой проблемой, осложнившей англо-американские отношения, стал проект о строительстве канала через территорию Никарагуа.

Открытие золота в Калифорнии в 1848 г. вызвало большой спрос на проезд к золотым месторождениям, причем основные маршруты пересекали Панаму, чтобы избежать очень долгого, медленного плавания вокруг всей Южной Америки. Открытие трансконтинентальной железной дороги в 1869 г. сделало путешествие в Калифорнию быстрым, дешевым и безопасным. Американцы потеряли интерес к строительству канала и сосредоточили свое внимание на железных дорогах. Тем временем британцы проявляли повышенный интерес к Суэцкому каналу, открытие которого состоялось в 1869 г. Англичане сумели выкупить египетские акции канала, благодаря дальновидности Б. Дизраэли.

35

В 1882 г. Великобритания оккупировала Египет .

В 1890-х гг. французы предприняли серьезные усилия, чтобы построить канал через Панаму, но он так и не был построен из-за плохого управления, серьезной коррупции и особенно из-за неблагоприятных природных условий выбранного маршрута.

Американцев привлекал проект никарагуанского канала, который мог решить проблему более быстрого морского сообщения с Калифорнией. Американские бизнесмены получили необходимое разрешение в результате переговоров США и Никарагуа. Однако Великобритания была исполнена решимости блокировать американский проект канала. В Вашингтоне доминировали сторонники мирного решения конфликта. Соединенные Штаты решили, что канал должен быть открыт и нейтрален для всех мировых перевозок, а не милитари-

34 Haglund D.G., Onea T. Victory without Triumph: Theodore Roosevelt, Honour, and the Alaska Panhandle Boundary Dispute // Diplomacy and Statecraft. Vol. 19. Mar. 2008. № 1. P. 20-41.

35

Трухановский Б.Г. Бенджамин Дизраэли. М., 1993. С. 315-318; Гелла Т.Н. У. Гладстон, либералы и Британская империя в последней трети XIX века. Орел, 2008. С. 171-182.

зован. Напряженность все же нарастала, сопровождаясь мелкомасштабными столкновениями на местах. Но Вашингтон и Лондон нашли дипломатическое решение36. Клейтон-Бульверский договор 1850 г. гарантировал равные права на

37

канал как США, так и Великобритании . В результате переговоров каждая из сторон согласилась не колонизировать Центральную Америку. Однако между ними возникли разногласия, и Никарагуанский канал так и не был открыт38.

США очень настороженно относились к любому вмешательству европейских держав в латиноамериканские дела, отстаивая главный принцип доктрины Монро «Америка - для американцев». По этому поводу появилось немало язвительных карикатур. Карикатура Виктора Джиллэма «Держитесь подальше!

39

Доктрину Монро нужно уважать» должна была символизировать непреклонную решимость США защищать свои интересы на американском континенте.

36 Van Alstyne R.W. Anglo-American Relations, 1853-1857 // American Historical Review. Vol. 42. 1937. № 3. P. 491-500.

37

Van Alstyne R.W. British Diplomacy and the Clayton-Bulwer Treaty, 1850-1860 // Journal of Modern History. Vol. 11. 1939. № 2. P. 149-183.

38

Bourne K. The Clayton-Bulwer Treaty and the Decline of British Opposition to the Territorial Expansion of the United States, 1857-1860 // Journal of Modern History. 1961. Vol. 33. № 3. P. 287-291.

39

Keep off! The Monroe Doctrine must be respected / F.V. Jillam // Puck. Febr. 15, 1896.

На карикатуре Дядя Сэм в военной форме, вооруженный винтовкой, преграждает путь любому вмешательству. Рядом с ним грозная надпись: «Посторонним вход воспрещен! Америка для американцев. Дядя Сэм». За его спиной в различных позах изображены явно недовольные такой позицией Никарагуа, Венесуэла и Мексика. По другую сторону Атлантики в экзотических национальных костюмах представлены европейские страны: Испания, Франция, Германия, Португалия. На переднем плане - ошарашенный Джон Буль держит в руке свой проект Никарагуанского канала.

Тему строительства канала этот художник продолжил в другой карикатуре «Хорошо начатое дело наполовину сделано»40.

На рисунке изображен президент Маккинли, засучивший рукава, с киркой в руках пытается возобновить работу над предполагаемым Никарагуанским каналом. Одна его нога опирается на Соединенные Штаты, а другая - на Центральную Америку. Дядя Сэм на заднем плане покидает Вашингтон и спешит ему на помощь с охапкой инструментов в руках. Корабли выстраиваются в линию по обе стороны предполагаемого участка канала, ожидая возможности пройти через него. Американские флаги развеваются над Филиппинами, Гавайями, Аляской, Кубой и Пуэрто-Рико.

40 A thing well begun is half done / Victor Gillam // Judge. Oct. 7, 1899.

~ 185 ~

К концу 1890-х гг. Британия увидела необходимость значительно улучшить отношения с Соединенными Штатами и согласилась не препятствовать им в строительстве канала либо через Никарагуа, либо через Панаму. Выбор пал на Панаму. Договор Хэя-Понсефота 1901 г. заменил договор Клейтона-Булвера и принял правило нейтрализации для Панамского канала, который затем построили США (он был открыт в 1914 г.)41.

Договор Хэя-Понсефота предоставил Соединенным Штатам право построить и контролировать канал через Центральноамериканский перешеек, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. В договоре Клейтона-Булвера обе страны отказывались от строительства такого канала под единоличным контролем одной страны. Теперь Британия осознала, что ее влияние в регионе уменьшается, и решила использовать Соединенные Штаты в качестве противовеса влиянию Германии в Центральной и Южной Америке.

Проект договора был направлен в Сенат США президентом США Уильямом Маккинли 5 февраля 1900 г. Он предусматривал: 1) что канал может быть построен Соединенными Штатами или под их руководством; 2) что канал должен быть постоянно нейтрализован на основе подобного соглашения о Суэцком канале - быть открытым в любое время, будь то война или мир, для всех судов, без дискриминации, и никакие укрепления не должны быть построены рядом; 3) что другие державы должны быть приглашены присоединиться к этой гарантии нейтралитета.

Эти положения вызвали оппозицию в США, и сенатор Генри Дэвис предложил поправку, принятую комитетом по иностранным делам. Поправка предусматривала, что пункт о нейтрализации не должен препятствовать Соединенным Штатам принимать любые меры, которые они сочтут необходимыми для своей собственной обороны или сохранения порядка, в частности объявляла договор Клейтона-Булвера аннулированным и исключала третий пункт, призывающий к согласию других держав. Сенат ратифицировал договор с этой по-

41 WilliamsM.W. Anglo-American Isthmian Diplomacy, 1815-1915. N.Y., 2016.

~ 186 ~

правкой 20 декабря 1900 г., но Великобритания отказалась принять измененный договор, и срок его действия истек 5 марта 1901 г.

Оба дипломата, государственный секретарь Соединенных Штатов Джон Хэй и посол Великобритании лорд Понсефот, приступили к работе над компромиссным вариантом, который они подписали 18 ноября 1901 г. Президент Теодор Рузвельт направил его в Сенат, который ратифицировал его 16 декабря. В своей окончательной форме договор Хэя-Понсефота отменял договор Клей-тона-Булвера, не запрещал Соединенным Штатам строить укрепления и не требовал, чтобы канал оставался открытым во время войны. Договор уступил США право строить канал и управлять им при условии, что всем странам будет

42

разрешен доступ .

В конце XIX столетия начинается, по мнению современников, «Великое сближение» между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. Американцы, несмотря на различия с британцами, рассматривали свою цивилизацию как англосаксонскую. Англия постепенно становится партнером США,

43

которые начинают претендовать на верховенство в этом союзе .

Англосаксонское единение отстаивал английский исследователь Джеймс Брайс, проведший в Америке свои студенческие годы. Его двухтомный труд «Американское содружество наций» (1888) стал классикой для американских дипломатов. При администрации У. Тафта он стал английским послом в Вашингтоне. «Великобритания и США, - писал Брайс, - являются естественными союзниками; иначе говоря, каждая страна тяготеет к другой в силу естественных связей, обусловленных общими кровью и языком, общей литературой, общими идеалами, общей любовью к свободе, а также общими материальными интересами, узами более прочными, чем те, которые связывают любую из них с какой бы то ни было инородной державой. Поэтому исключительно важно по своим последствиям для благополучия и процветания этих двух, а также всех

42

Bennett I.E. History of the Panama Canal, Its Construction and Builders. Washington, DC, 1915. P.241-242.

43 Согрин В.В. Американская цивилизация. М., 2020. С. 37-38.

~ 187 ~

других стран, заинтересованных в мире между ними, и в силу морального воздействия, оказываемого ими, чтобы в их отношениях возобладали только доб-

44

рые чувства и сердечный импульс» .

Британия испытывала все большее давление со стороны Германской империи в связи с ростом немецкой экономики и усилением торговой конкуренции, а также была обеспокоена усилением ее военно-морского флота, это еще больше подталкивало ее к сближению с США.

Наиболее заметным признаком улучшения отношений во время «Великого сближения» были действия Великобритании в период Испано-американской войны, начавшейся в 1898 г. Первоначально Великобритания поддерживала Испанскую империю и ее колониальное господство над Кубой, поскольку предполагаемая угроза американской оккупации и территориального захвата Кубы Соединенными Штатами могла нанести ущерб британским торговым и коммерческим интересам в пределах ее собственных имперских владений в Вест-Индии. Однако после того, как Соединенные Штаты дали искренние заверения в том, что они предоставят Кубе независимость (что в конечном итоге произошло в 1902 г. на условиях, продиктованных поправкой Платта), британцы отказались от этой политики и в конечном счете встали на сторону США, в отличие от большинства других европейских держав, которые поддерживали Испанию. В интервью американской газете «World» английский политик Чарльз Дилк в мае 1898 г. заявил: «США удержат Филиппины по праву завоевания. Ни одна держава не будет иметь права на вмешательство. Мысль о давлении Европы я считаю иллюзией. Без морской поддержки Англии ни одна держава не осмелится действовать»45. Поддержка Англии была на стороне США, английский флот был направлен к Филиппинам после появления там германской эскадры.

44 Цит. по: История внешней политики США. 1867-1918. М., 1997. С. 77.

45 Там же. С. 147.

В свою очередь, правительство США поддерживало Великобританию во время Англо-бурской войны, хотя многие американцы отдавали предпочтение бурам46.

47

Карикатура Дж. Пью «Удовлетворение их любопытства» весьма красноречиво изображает нейтральную позицию Великобритании. На ней изображен Джон Буль, сидящий на ощетинившейся пушками крепости, представляющей Англию, с подзорной трубой в правой руке. В левой он, представленный как Гулливер, держит связку канатов, прикрепленных к линкорам. На краю континента находятся четыре фигуры, представляющие Германию (Вильгельм II), Австрию (Франц Иосиф I), Италию (Умберто I) и Францию (Феликс Фор). Они недоумевают по поводу позиции Джона Буля: «Что вы там делаете?» - «О! Ничего, совсем ничего. Просто смотрю!» - гласит подпись к карикатуре. На заднем плане бушует битва между Соединенными Штатами и Испанией вокруг острова Куба.

46 Dumbrell J. America's Special Relationships: Allies and Clients. N.Y., 2009. P. 31.

47 Satisfying their curiosity / J.S. Pughe // Puck. May 18, 1898.

На самом деле Великобритания готова была даже поддержать США в их конфликте с Испанией, что отразилось в карикатуре Виктора Джиллэма «Ру-

48

ки, протянутые через океан» .

I

I....... ,

На рисунке Джон Буль в морской военной форме протягивает руку Дяде Сэму, ведущему военные действия на Кубе. И это несмотря на возмущенные жесты Испании и негодование Германии, Франции и России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дружеская поддержка Великобритании была просто необходима при недоброжелательном отношении Европы. И карикатурист Удо Кепплер стремится это продемонстрировать в своей работе «Выживает наиболее приспособленный»49. В ней подчеркивается, что война с Испанией - это сражение со средневековьем, борьба современной цивилизации против старого мира.

Карикатура изображает сцену дуэли между потрепанным пиратом с надписью «Испания» и «Средневековье» и Дядей Сэмом, который держит меч с надписью «Просвещение XIX века». На земле между ними лежит сломанный меч с надписью «Беззаконие», выпавший из рук Испании. Две фигуры, выступающие в роли секундантов, Австрия (Франц Иосиф I) и Германия (Виль-

48 Hands Across The Sea / Victor Gillam // Judge. June 11, 1898.

49 The survival of the fittest / Udo Keppler // Puck. June 1, 1898.

~ 190 ~

гельм II), поддерживают обессилевшую «Испанию». На помощь к раненому спешит Франция с врачебной сумкой в правой руке. Джон Буль и Япония (Мэйдзи) стоят позади Дяди Сэма, в роли его секундантов. Дядя Сэм говорит: «Мне жаль беднягу, но он заставил меня это сделать! »

Еще более выразительной представляется карикатура Луиса Далримпла «В ожидании вердикта»50.

На ней слева изображен Дядя Сэм, прислонившийся к стене под вывеской «Что убило Испанию? Следствие продолжается». В центре - тело «Испании», лежащее на носилках и задрапированное испанским флагом, рядом с ним на земле лежит окровавленная бритва с надписью «Глупость». Муза истории Клио сидит справа и пишет свой вердикт в книге с надписью «История». На заднем плане Джон Буль, представляющий Англию, обсуждает ситуацию с Германией (Вильгельм II), а слева от них - четыре фигуры, представляющие Францию (Феликс Фор), Россию (Николай II), Австрию (Франц Иосиф I) и Италию (Ум-берто I). Карикатуру сопровождает надпись: «Ожидание приговора: консилиум коронеров, несомненно, установит, что покойный покончил жизнь самоубийством».

50 Waiting for the verdict / L. Dalrymple // Puck. July 27, 1898.

~ 191 ~

Победа в Испано-американской войне позволила Соединенным Штатам создать собственную растущую империю. По мирному договору с Испанией они присоединяли к себе Филиппины и Пуэрто-Рико, а также устанавливали протекторат над Кубой. В этом же 1898 г. американский Конгресс утвердил аннексию Гавайских островов.

Карикатура Джона Пью «Отклоняется с благодарностью»51, с одной стороны, отражала итоги военного конфликта с Испанией, а с другой - рост антиэкспансионистских настроений в самих США.

Карикатура изображает огромного пузатого Дядю Сэма, получающего новый наряд, сшитый в компании «Маккинли и национальные портные». Президент Маккинли в качестве портного снимает мерки с растолстевшего Дяди Сэма, полосатые штаны которого украшены надписями его территориальных приобретений: Техас, Луизиана, Аляска, Флорида, Калифорния, Гавайи и Пуэрто-Рико. Справа на стеллажах - рулоны ткани с надписями «просвещенная внешняя политика» и «рациональная экспансия».

51 Declined With Thanks / John S. Pughe // Puck. Sept. 5, 1900.

~ 192 ~

Антиэкспансионисты Карл Шурц, Джозеф Пулитцер и Освальд Оттен-дорфер стоят у входа в швейный магазин. Шурц безрезультатно предлагает Дяде Сэму ложку лекарства для похудения «против политики экспансии», он сам и вошедшие держат солидные бутыли этого средства.

Карикатура Виктора Джиллэма «Новый гигант среди наций, пред-

52

ставляемый его кузеном Джоном Булем» отражала дальнейшее наметившееся сближение Великобритании и США после Испано-американской войны.

На ней в центре в горделивой позе в военной форме национальных цветов, в колониальной каске с пышным султаном стоит, опираясь на саблю, Дядя Сэм. Рядом в несколько заискивающей позе его кузен Джон Буль, также при полном боевом параде, явно вернувшийся с очередной колониальной войны. По обе стороны от этой парочки единомышленников по экспансионистским аппетитам - представители Европы, Азии и Африки. Позы многих из них выражают негодование и страх.

52

The New Giant among Nations. Introduced by his Cousin, John Bull / Victor Gillam // Judge. July 9, 1898.

Теперь американская карикатура нацеливается на восхваление наметившегося англо-американского союза, скрепленного, по мнению большинства карикатуристов, совместной защитой цивилизации против варварства. В американском обществе распространяются идеи социал-дарвинизма, развиваемые английским философом Г. Спенсером. Американцы, как и англичане, стали разделять народы и расы на высшие и низшие. К высшим расам они относили ан-

53

глосаксонскую, т.е. свою страну и Великобританию .

Карикатура Виктора Джиллэма «Бремя белого человека»54 являлась апологией знаменитой поэмы Редьярда Киплинга.

На ней Джон Буль и Дядя Сэм сгибаются под тяжестью корзин, в которых расположились так называемые «нецивилизованные» народы. Оба персонажа легко узнаваемы благодаря ставшим традиционными деталям их облика и наряда. Джон Буль явно опережает Дядю Сэма, взбираясь по камням к сияющей

53

Rosenberg E.S. Spreading the American Dream: American Economic and Cultural Expansion, 1890-1945. N.Y., 1982; SebringE. Civilization & Barbarism: Cartoon Commentary & «The White Man's Burden» (1898-1902) // The Asia-Pacific Journal. Japan Focus. Vol. 13. Issue 27. № 1. July 2015. P. 1-43.

54 «The White Man's Burden» (Apologies to Rudyard Kipling) / Victor Gillam // Judge. Apr. 1, 1899.

вершине, на которой горделиво восседает «Цивилизация». У него явно больше «опыта», поскольку он предусмотрительно запасся посохом и идет, опираясь на него. Расположившиеся в «английской корзине» покоренные народы (турок, китаец, араб, негр, египтянин) демонстрируют удовлетворение своим положением в Британской империи и посмеиваются над США.

Ноша Дяди Сэма более тяжела, завоеванные им народы (кубинец, гаваец, пуэрториканец, филиппинец) проявляют не только вполне законное недовольство, но и готовность к сопротивлению. Здесь художник делает намек на продолжающуюся на Филиппинах национально-освободительную борьбу против американцев. Однако сам Джиллэм убежден, что США ведут народы по пути прогресса. Не случайно на камнях, по которым карабкаются Джон Буль и Дядя Сэм, красноречивые надписи: «варварство», «угнетение», «невежество», «суеверие», «жестокость», «порок».

Опубликованная в феврале 1899 г. поэма Киплинга стала весьма популярной в США в связи с аннексией Филиппин. США использовали «бремя белого человека» в качестве аргумента в защиту своего имперского контроля над Филиппинами и Кубой. Теперь, по мнению правительства США, их моральный

долг состоял в том, чтобы развивать и модернизировать завоеванные земли, чтобы помочь привести «иностранных варваров» к цивилизации.

США поддержали Великобританию в ее захватнической войне против бурских республик: Трансвааля и Оранжевой. Карикатуристы также изображали английскую экспансию в Африке как борьбу Цивилизации против Варварства. Характерна в этом плане карикатура «От Каира до Кейптауна» Удо Кеп-плера55, отражавшая заветную цель английских империалистов соединить свои африканские колонии сплошной полосой с Севера на Юг.

Свою работу художник снабдил красноречивой надписью: «Хотя этот процесс будет дорогостоящим, путь к прогрессу должен быть сокращен». На ней изображена Британия, несущая большой белый флаг с надписью «Цивилизация», а за ней - британские солдаты и колонисты, наступающие на орду туземцев, один из которых несет флаг с надписью «Варварство».

Солидарность с Великобританией, застрявшей в войне с бурами, американские карикатуристы выражали в довольно иронической форме. Характерна в этом плане карикатура Джона Пью «Буры-лилипуты и британский Гулли-

55 From Ше Саре Ш Са^о / и. Керр1ег // Риск. Dec. 10, 1902.

~ 196 ~

вер»56. Она изображает Джона Буля в роли Гулливера, накрепко привязанного лентами к вбитым в землю кольям. На лентах - названия сражений второй англо-бурской войны. Некоторые из лилипутов идентифицируются как южноафриканские генералы и президенты, такие как Бота, Жубер, Крюгер, Кронье и Стейн.

фа*

Сломанный меч с надписью «Британский престиж» лежит на земле рядом с Джоном Булем. На заднем плане валяется колониальная каска, которую буры разбивают киркой. Позади головы британского пленного гиганта с помощью нехитрого приспособления буры продолжают раскручивать новые ленты, символизирующие готовность к новым сражениям.

И все же колониальные авантюры сближают еще больше Великобританию и США, что ярко отразил в своей карикатуре «Несчастье любит компа-

57

нию, но они надеются скоро выйти из нее» Луис Далримпл . На ней в военном снаряжении представлены узнаваемые персонажи, символизирующие Англию и США. Джон Буль по колено увяз в бурской войне, стоимость которой ему обходится в 16 млн фунтов ежегодно.

56 The Boer Lilliputia[n] - the British Gulliver / J.S. Pughe // Puck. Febr. 21, 1900.

57

Misery Loves Company; but they hope soon to be out of it / Louis Dalrymple // Puck. Mar. 20, 1901.

Дядя Сэм - не в лучшем положении. Он тоже в отвратительном болоте колониальной войны на Филиппинах. И она тоже обходится ему недешево, в 80 млн долл. ежегодно. Только к 1902 г. американцам удалось установить на Филиппинах свое колониальное господство.

Знаменитая литография Луиса Далримпла по поводу имперских замашек нового американского президента Теодора Рузвельта высмеивала его политику «большой дубинки». Она

58

называлась «Мировой полисмен» и изображала Рузвельта в виде констебля, стоящего между Европой и Латинской Америкой. К его руке привязана дубинка с надписью «Новая дипломатия», предназначенная для американского континента.

58

The world's constable / L. Dalrymple // Judge. Jan. 14, 1905.

Англо-американское сближение становится одним из главных сюжетов для американских карикатуристов. «После многих лет»59 так называется карикатура Луиса Далримпла, посвященная укрепившейся британо-американской дружбе. Она показывает, как Британия и Колумбия пожимают друг другу руки, стоя на палубах боевых линкоров, грозно ощетинившихся орудиями. Обе дамы в воинских шлемах.

Колумбия в цветах американского флага опирается на меч, Британия, вооружившись щитом и морским трезубцем, подчеркивает этим, что владычество на морях все еще сохраняется за ней. Темные облака позади Британии обозначают «Восточный вопрос», а позади Колумбии - темные тучи «испано-американской войны».

Карикатура Луиса Далримпла «Беспроволочный телеграф»60 демонстрировала полное взаимопонимание

59

After Many Years. Britannia - Daughter! Columbia - Mother! / Louis Dalrymple // Puck. June 15, 1898.

60 Wireless telegraphy / Louis Dalrymple // Puck. Nov. 29, 1899.

двух империалистических держав. Она изображает Джона Буля, стоящего на скале с надписью «Южная Африка», держащего меч в одной руке и британский флаг в другой. На нем начертано: «добрая воля». Он оглядывается на Дядю Сэма, который стоит на своей земле и держит американский флаг также с надписью «добрая воля».

Хотя в вопросе о проникновении США в Китай под предлогом «доктрины открытых дверей» интересы двух стран резко расходились, они проявили полную солидарность в подавлении восстания ихэтуаней (боксеров), направленного против иноземных поработителей.

Поэтому карикатуристы, в частности все тот же Луис Далримпл, продолжали утверждать, что интересы двух стран основаны на защите цивилизации против варварства.

«Объединенные, мы стоим за цивилизацию и мир», так называлась его карикатура61. Она изображает Дядю Сэма и Джона Буля, стоящих плечом к плечу, держащих винтовки со штыками наизготовку. Они стоят на вершине укрепленного форта с развевающимися американским и британским флагами позади них. Это имперское по своей сути англо-американское сближение не может не вызвать опасений в связи их обоюдным стремлением к мировому господству, что отразил в своей карикатуре Виктор Джиллэм. Она называется «Это должен быть счастливый Новый год. Дядя Сэм и его английский кузен находятся в

61 United we stand for civilization and peace! / L. Dalrymple // Puck. June 8, 1898.

~ 200 ~

6 2

мире между собой» . Спина к спине Дядя Сэм и Джон Буль фактически делят пополам весь земной шар, который сросся с их туловищами намертво. У обоих из них вместо галстуков дредноуты с развевающимися красными вымпелами. Дядя Сэм курит сигару, не обращая внимания на то, что у него на плечах лежит британский погон.

Другая карикатура Виктора Джиллэма «Видавшие виды нации и англосаксонский баланс силы»63 также посвящена сближению США и Великобритании.

Карикатура изображает своеобразные качели в виде доски, балансирующей на пушке. В их центре помещена сама История. Дядя Сэм и Джон Буль, сидящие на одном конце качелей, перевешивают всех - на другой. А это Турция, Испания, Китай, Франция, Германия и Россия. Они изо всех сил пытаются удержать свой конец и приподнять другой, с Англией и США. Но им это не удается.

Американская политическая карикатура в сатирическом виде отражала перипетии взаимоотношений США и Великобритании. По существу она явля-

62 It ought to be a happy new year. Uncle Sam and his English cousin have the world between them / Victor Gillam // Judge. Jan. 7, 1899.

63 The see-saw nations. The Anglo-Saxons balance of power / Victor Gillam // Judge. Apr. 9, 1898.

~ 201 ~

лась своеобразным зеркалом, показывая преобладающие настроения в американском обществе в отношении экспансионизма и англо-американского сближения. Критическое отношение к происходящему было выражено в американской карикатуре недостаточно ярко, больше преобладала легкая насмешка. Главной целью карикатуристы считали укрепление чувства гордости за свою страну и воспитание патриотизма. В смешном, даже гротескном виде, как правило, представали все державы, кроме США (Дядя Сэм) и Великобритании (Джон Буль). «Великое сближение» двух стран встретило полное одобрение американских карикатуристов. Американская политическая карикатура способствовала преодолению распространенной в американском обществе англофобии и укреплению взаимопонимания между Великобританией и США. В целом же художники стремились формировать одобрительное отношение к главным векторам внешнеполитической стратегии США, способствовать укреплению имперского мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.