138
АНТИБОЛЬШЕВИСТСКАЯ РОССИЯ
Л.Л. Сардак
БАРОН В.В. МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ (1863-1920)
Меллер-Заюмельские стали известны в России в конце XVIII в.
В 1740 г. в русскую артиллерию простым канониром был зачислен 15-летний Иван Меллер, происходивший из «немецкой нации мещан лютеранского закона». Грамотный, смышленый и отчаянно смелый, он быстро сделал карьеру в тот «громкий век военных споров, свидетель славы россиян». Прославился он как покоритель крепости Очаков во время Руссю-турецкой войны 1787-1791 гг.
Екатерина II высоко оценила военный талант и мужество генерал-анше фа Моллера: в 1789 г. он был возведен с нисходящим потом-ств ом в баронское до стоин-ство с повелением писаться «Меллер-Закомельс-кий».
Два сына Ивана Ивановича, Егор и Петр, сделали блестящую военную карьеру: оба участвовали в войнах с наполеоновской Францией, в Отечественной войне 1812 г. и в заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. Петр Иванович Меллер-Зако- в в Меллер-Закомельский
мельский в 1814 г. был про- (Кыштымский историю-революционный
музей. Публикуется впервые)
изведен в генералы от артиллерии и назначен командующим всей артиллерией русской армии, с 1819 г. до своей смерти в 1823 г. занимал пост военного министра.
И его сын Владимир выбрал во енную карьеру. В начале 1850-х гг. он женился на Клавдии Александровне Зотовой, внучке купца Л.И. Расторгуева и сдной из наследниц принадлежавших тому чугунолитейных и железоделательных заводов Кыштымскош горного округа Пермской губернии. После смерти Раст оргуева управление округом негласно перешло к отцу его зятя - фанатичному старообрядцу ГФ. Зотову, одному из руководителей секты старообрядцев-беспоповцев на Южном Урале. Между тем император Николай I начал гонения на старообрядцев с целью искоренить раскол церкви; особенно жестко преследовались сектанты-беспоповцы. И Зотов, который несмотря на уговоры высшего духовенства и светских властей перейти в единоверие, оставался твердым приверженцем старообрядчества, в 1837 г. по личному распоряжению Николая I был сослан на вечно е поселение в финский горсд Кевсгольм. Конечно, рсдство Меллер-Заюмельских со старообрядцами не могло остаться без последствий, и генерал-майор В.П. Мел-лер-Закомельский вынужден был уйти в отставку в 1857 г. «по семейным обстоятельствам». После его смерти в 1862 г. его вдова, потомственная купчиха Клавдия Александровна Зотова, владевшая двумя доходными домами на Офицерской улице в С.-Петербурге, сохранила право именоваться баронессой Меллер-Закомельской.
Из их шестерых детей только младший сын Владимир, родившийся в 1863 г., получил известность в России. Как сын генерала и внук военного министра он был зачислен в Пажеский корпус (в первых пяти классах пажи проходили учебную программу военных гимназий, затем они учились еще два года в специальных классах по программе военных училищ). Владимир готовился стать кавалеристом и в старшем специальном классе, кроме общих для всех пажей вурсов военных наук, прошел полный курс езцы, рубки и вольтижировки под руководством инструктора Офицерской кавалерийской школы. Будучи одним из лучших воспитанников корпуса, в последний год обучения он проходил службу камер-пажом при дворе (камер-пажи состояли при особах царской фамилии для выполнения их поручений и оказания им различных услуг при проведении дворцовых церемоний и балов, куда не допускалась обычная прислуга).
Пажеский корпус В.В. Меллер-Закомельский окончил в 1883 г. по 1-му разряду с производством в корнеты и был выпущен в л.-гв.
Конный полк. Однообразная и не слишюм тяжелая служба, тесно переплетенная со светской жизнью высшего столичного общества и богатая на празднества и кутежи, скоро стала ему в тягость. И про служив в полку несколько лет, он вышел в запас гвардейской кавалерии в чине корнета и начал активно участвовать в делах Кыштымских горных заводов, сдним из наследников которых он был.
В 1892 г. барон Мсллср-Закомсльский вошел в Главное правление Кыштымсюго горного округа (состояло из тре х членов, избираемых общим собранием владельцев при закрытом голосовании). И после того, как его мать выкупила у одной из наследниц заводов, А.П. Головниной-Харитоновой, ее долю, Меллер-Заюмельские стали самыми крупными пайщиками из всех совладельцев округа.
В 1893 г. он приобрел в Ямбургсюм уезде С.-Петербургской губернии большое имение, имевшее две усадьбы. Заложив его на льготных условиях в Государственном дворянском банке, на полученную ссуду он построил мост через р. Лугу, соединивший две усадьбы, и занялся расширением и благоустройством имения. И чере з несколько лет оно стало лучшим в северных районах губернии. Живописно рас-по ложенное, оно имело «просторный, богато отделанный барский дом, две дачи для сдачи в аренду, дом лесника, обширный парк, тянущийся далеко по берегу реки Луги, роскошный сад, скотный двор на 200 голов рогатого скота, оборудованный железной дорогой для подачи корма и водопроводом с желобами в бетонном по лу, великолепную конюшню на 30 лошадей, огород, теплицы, птичник, молочню, разные барские затеи». Имение рекомендовалось «для дачников из состоятельного класс а, желающим с полным комфортом провести лето в деревне псд Петербургом».
Хозяйственный «корнет запас а» стал активным деятелем Ямбур-гского уездного земства, и его избрали гласным С.-Петербургского губернского земского собрания. В 1903 г. он был избран предводителем дворянства Ямбургсюго уезда.
Оставаясь в то же время членом Главного правления Кыштымс-кого горного округа, он принимал деятельное участие в его работе. Заводы округа нуждались в переоборудовании, а это требовало значительных финансовых вложений. Для упорядочения управления округом и распределения расходов и доходов совладельцы округа в 1900 г. создали акционерное Общество Кыштымских горных заводов», 50% акций которого принадлежали Меллер-Заюмельским. В том же году псд залог имущества акционерного общества правление получило в Ярос-
лавско-КЪстромсюм земельном банке ссуду в 3 473 тыс. руб. Вложив значительную ее часть в техническую модернизацию заводов, акционеры планировали завершить его в 1903 г., но работы задерживались. Финансовая задолженность общества нарастала, так как появились трудности с реализацией готовой продукции: началась война с Японией, получение вагонов для вывоза продукции стало затруднительным и она оседала на складах, а между тем цены на железо на российском рынке падали. И округ оказался в критическом положении: не хватало оборотных средств, росла задолженность рабочим по заработной плате.
В 1904 г. Министерство императорского двора и уделов предложило Меллер-Заюмельсюму должность начальника Главного управления Алтайского округа, рудники и заводы которого пришли в упадок. Для управления округом требовался человек не обязательно с горным образованием, но энергичный и с деловой хваткой, способный решать хозяйственные вопросы в новых условиях. Отработав на Алтае два года и приобретя хороший административный опыт, он возвратился в С.-Петербург.
В 1906 г барон Меллер-Заюмельский был избран председателем С.-Петербургской губернской земской управы. Занимаясь делами земства, он много внимания уделял Кыштымскому горному округу - основному источнику его доходов, ибо финансово е положение акционерного обществ а становилось все бо лее угрожающим. Используя его связи, правление с декабря 1904 г, неоднократно обращалось в Министерство финансов и в Государственный банк с просьбой выдать денежные ссуды, утверждая каждый раз, что «в случае отказа обществу в испрашиваемой ссуде заводы останутся без необходимых материалов и в самом непродолжительном времени принуждены будут остановить сюе действие и рабочие останутся без работы и без средств к существованию». Однако и после получения ссуд общестю не смогло выйти из кризиса: суммарная задолженность на 1 января 1906 г. выросла до 8 385 тыс. руб. при балансе в 15 963 тыс. Над обществом нависла угроза банкротства.
Унаследовавший купеческую хватку, Меллер-Заюмельский в 1906 г. сумел привлечь для кредитования округа только что созданную в Лондоне Англо-Сибирскую корпорацию: заинтере совал англичан добычей медесодержащей руды и производства меди в Кыштымсюм горном округе, где медеплавильное производство было остановдено более полувека назад «по убожеству руд и по неоткрытию еще других, лучших и для плавки более выгодных». Директор Англо-Сибирской юрпора-
ции, горный инженер по образованию, Л. Уркарт с 1896 г. жил в России, где активно занимался нефтяным бизнесом и изучал состояние отраслей российской промышленности, а потому ему было хорошо известно о росте спроса на медь, вызванным быстрым развитием электротехники. Рост цен на медь совпал с сильным падением цен на железо, и, по расчету Уркарта, временные убытки от производства железа на модернизированных заводах Кыштымсюго горного округа могли быть компенсированы за счет выплавки и продажи меди. Правдение Англо-Сибирской корпорации направило деньги на завладение копями и заводами Кыштымского горного округа, придумав сложную схему сделки с Общестюм Кыштымских горных заводов, которая позволила бы завуалировать переход округа под контроль британского капитала. Чтобы схема сработала, нужен был русский посредник, авторитетный как в бюрокрагиче ских, так и деловых кругах России. Эту роль Уркарт предложил Меллер-Заюмельскому, и тот согласился. И в 1907 г. Совет министров утвердил сделку между Обществом Кыштымских горных заводов и Англо-Сибирской корпорацией. В итоге Уркарт вошел в состав правления Общества Кыштымских горных заводов с правами, дававшими ему возможно сть контролировать распределение финансов и управлять делами, а председателем был избран Меллер-Заюмельский, единственный о ставшийся в правлении из прежнего состава. Барон стал посредником при продаже бывшими владельцами округа своих акций англичанам и, видимо, посредником не бескорыстным: в 1911 г. в Сенат поступила жалоба владельца 1 500 акций общества В.Г Дружинина, бывшего члена Главного правления округа, требовавшего от В.В. Меллер-Заюмельсюго пересмотра условий их продажи. Так или иначе, но привлечение британского и американского капитала позволило построить новые рудники и медеплавильные заводы, оснастить их самым современным американским оборудованием, и к 1915 г. производство меди в Кыштымском горном округе составило почти половину объема ее производства на Урале.
Тем временем Меллер-Заюмельский в 1909 г. был переизбран председателем С.-Петербургсюй губернской земсюй управы на второй трехлетний срок. Вступив в партию «Союз 17 октября», он стал членом ее ЦК.
В 1912 г. С.-Петербургское губернское земсюе собрание избрало надворного советника В.В. Меллер-Заюмельсюго в Государственный совет России. С 1913 г. он возглавлял влиятельную в Государственном совете группу «Центр», юторая насчитывала оюло 60 человек, имела
свое бюро и выступала за укрепление конституционно-монархическо-го строя в России. Летом 1915 г., после поражений русской армии, в Государственной думе был создан Прогрессивный блок, намеревавшийся убедить императора Николая II образовать «правительство общественного доверия», способное привести Россию к победе. Заседания президиума Прогрессивного блока проводились на квартире Меллер-Закомельского (Мойка, 75). От имени группы «Центр» Государственного совета он подписал выработанную Прогрессивным блоком программу действий будущего правительства.
Помимо политической деятельности он был занят выполнением обязанностей члена Учетно-ссудного комитета по торгово-промышленным кредитам при Правлении С.-Петербургской конторы Го сударствен-ного банка (комитет рассматривал представленные к учету векселя, давал оценку товарам, под залог которых «испрашивалась ссуда», «об-сужда л» кредиты залогодателей и их благонадежность). Члены комитета, хорошо известные в столичном деловом мире ЛЮДИ (Э.Л. Нобель, И.А. Воронин, A.A. Шварц, А.Н. Брусницын и другие - всего 15 человек), избирались Советом Г осу дарственного банка на два года и утверждались на должность министром финансов. По ходатайству управляющего конторой, который являлся председателем Учетно-ссудного комитета, Меллер-Закомельскому срок пребывания на этой должности неоднократно продлевался.
Все предреволюционные годы он тесно сотрудничал с Уркартом, который активно расширял свой бизнес в цветной металлургии России, применяя схему, апробированную при овладении Кыштымским горным округом. Через подставных учредителей, среди которых был и Меллер-Заюмельский, были созданы три горнопромышленных общества. Их правления находились в С.-Петербурге, их формальным председателем и владельцем крупных пакетов акций, приобретенных на льготных условиях, был Меллер-Заюмельский, но реально всеми тремя обществами управлял Уркарт.
В ноябре 1917 г заводоуправления Общества Кыштымсюго горного округа отказались выполнять большевистский декрет о введении рабочего контроля, и уже в декабре Совнарком принял постановдение о юнфискации и национализации «всего имущества акционерного общества Кыштымсюго горного округа».
Меллер-Заюмельский предпочел покинуть Петроград. В начале 1918 г. он объявился в Киеве, где вошел в бюро Особого совещания членов Государственной думы всех созывов и Государственного совета. В октябре 1918 г в Киеве состоялся съезд монархически настроен-
ных бывших членов Г осу дарственной думы, Г осударственного совета, Церковного собора, земств, представителей различных политических партий России, выступавших против большевиков. На съезде был создан Совет государственного объединения России (СГОР) - самое представительное объединение антибольшевистских сил на тот момент, которое сыграло большую роль в Белом движении. Барон В.В. Мел-лер-Закомельский был избран его председагьелем, а заместителями -П.Н. Милюков и A.B. Кривошеин.
О задачах СГОРа Меллер-Заюмельский поспешил проинформировать командующего Добровольческой армией генералал А.И. Деникина (письмом от 31 октября 1918 г.): «Приступая ныне к своей работе, Совет государственного объединения России поручил мне сообщить Вашему превосходительству, что он предоставляет все силы, знания и опыт объединившихся в нем лиц в распоряжение Доброволшеской армии и будет всемерно счастлив, если он в хоть небольшой доле сможет облегчить армии ее великий ратный подвиг и ее славное служение нашему общему делу воссоздания великой, единой и неделимой России». Приветствуя создание СГОРа, Деникин в ответ написал Меллер-Заю-мельскому: «Я не премину широко использовать те живые силы и тот государственный опыт, который Вы и Ваши сотрудники несете нашему общему русскому делу».
Свою деятельность СГОР начал с обращения к правительствам стран Антанты за поддержкой. В середине ноября 1918 г. в Яссах открылось совещание военных и дипломатических представителей держав Антанты и США, с одной стороны, и русской делегации - с другой (с конца ноября до 6 января 1919 г. продолжило работу в Одессе). В делегацию входили представители СГОРа, Национального центра, Союза возрождения России и других организаций, ее председателем был барон В.В. Меллер-Заюмельский.
СГОР действовал на территории, занимаемой Вооруженными силами на Юге России. Его члены активно разрабатывали проекты государственного устройства России после победы над большевиками, входили в состав правительств Деникина и Врангеля. С поражением Белого движения СГОР прекратил свое существование. Многие его члены, в их числе и Меллер-Закомельский, выехали за границу.
Умер барон В.В. Меллер-Закомельский в 1920 г.