Научная статья на тему 'БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6214
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гордеева Е.В.

В статье рассматриваются барьеры общения, приводящие к снижению эффективности коммуникации. Основной акцент делается на психологические и коммуникативные барьеры общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Приложение N 1. Требования к качеству коммунальных услуг

3. Жилищный кодекс Российской Федерации 2016г. Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

4. Введение в экономическую теорию: учебное пособие/Е.Б. Бедрина, О.А. Козлова, Т.А. Саламатова, А.В. Толпегин. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 210 с.

5. Экономика: Учебник/ под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 2004. - 630с.

Гордеева Е.В. магистр

ФГБОУВПО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются барьеры общения, приводящие к снижению эффективности коммуникации. Основной акцент делается на психологические и коммуникативные барьеры общения.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные барьеры, психологические барьеры, эффективность общения.

Барьеры общения - это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы: психологические и коммуникативные [1, с.147].

♦ Психологические барьеры возникают вследствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия) [2, с.73].

Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия.

Основные виды психологических барьеров:

Эстетические - возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.

Интеллектуальные - заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня

интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй - акцентировать внимание на негативе. К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения.

Мотивационные - проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.

Моральные или этические - эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов.

Барьер установки - если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей.

Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния -относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими [3, с. 112].

♦ Коммуникативные барьеры - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию [4, с. 89].

Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода.

Основные виды коммуникативных барьеров:

Семантические - возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой - как стратегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают.

Логические - проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий.

Фонетические - плохая техника речи, когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации [2, с.81].

Как преодолеть барьеры общения? Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров. Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок. Они плохо поддаются контролю.

Чтобы минимизировать вероятность возникновения барьеров необходимо следующее:

> следить за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации;

> пытаться воспринимать собеседника объективно и безоценочно. На самом деле, барьеры общения - это препятствие только до того

момента, пока вы не задумались, как их преодолеть. Больше практики, внимания к собеседнику, искреннего интереса к тому, что вам рассказывают, и половина проблемы будет решена [5, с.12 - 13].

Использованные источники:

1. Измайлова М.А. Деловое общение [текст]: Учебное пособие / М.А.Измайлова. - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2009. - 252с.

2. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии [текст]: Учебное пособие / Г.Г.Камардина. - Ульяновск, 2000. - 52с.

3. Скаженик Е.Н. Деловое общение [текст]: Учебное пособие/ Е.Н. Скаженик - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 287с.

4. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

5. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

Гордик А.Г. студент 2 курса факультет "Финансово-экономический" Шуклина З.Н., доктор экономических наук научный руководитель, профессор кафедра "Таможенного дела и маркетинга" Брянский Государственный Университет им. академика И.Г.

Петровского Россия, г. Брянск

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Формирование рыночных отношений в российской экономике связано с использованием маркетинга, который понимается довольно широко, но включается в систему экономической науки как концепция, методология и инструмент регулирования связей на основе выявления и удовлетворения потребностей клиентов. Механизмы формирования потребностей и оптимальных поведенческих реакций применяются на уровне отдельного человека, потребителя, на уровне экономики, рынка, отрасли и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.