АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ И ПРАВА
УДК: 341.655, 341.018, 347.77.
Урюпина В.С. студент 3 курса Российская государственная академия интеллектуальной собственности
Россия, Москва
БАРЬЕРЫ МЕХАНИЗМОВ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАРУБЕЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, И ПУТИ ИХ
РЕШЕНИЯ
Аннотация. В данной статье проводится анализ барьеров в механизме импортозамещения, которые связаны с использованием импортной высокотехнологичной продукции и лицензий на зарубежные запатентованные технологии. На актуальных примерах рассмотрено и проанализировано, как Российская Федерация преодолевает такого рода барьеры, стимулирует развитие внутренних инноваций и укрепляет технологический суверенитет страны. Целью исследования является расширение понимания проблемы и обозначение возможных стратегий для преодоления правовых барьеров в контексте импортозамещения и использования зарубежных объектов интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: экономика, интеллектуальная собственность, импортозамещение, конкурентоспособность, санкции.
Uryupina V.S. 3rd year student Russian State Academy of Intellectual Property
Russia, Moscow
BARRIERS TO IMPORT SUBSTITUTION'S MECHANISMS RELATED TO THE USE OF FOREIGN INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS
AND WAYS TO SOLVE THEM
Abstract. This work examines the obstacles in the process of import substitution that are associated with the utilization of imported high-technology products and licenses for foreign patent-protected technologies. Using relevant examples, I considered and analyzed how the Russian Federation surmounts such obstacles, promotes the development of indigenous innovations, and strengthens the country's technological independence. The aim of the study is to expand understanding of the problem and identify possible strategies to overcome
regulatory hurdles in the context of import substitution and the use of foreign intellectual property objects.
Keywords: economics, sanctions, intellectual property, import substitution strategy, competitiveness.
Введение
Импортозамещение является важной стратегией для многих стран, стремящихся к экономическому и технологическому суверенитету и укреплению внутреннего производства. Под термином «импортозамещение» понимается экономическая политика государства, направленная на удовлетворение потребностей его субъектов путем замены на внутреннем рынке импортных товаров (т. е. продукции, производимой вне государственных границ) на выпускаемую в данной стране продукцию [1]. Другими словами, это комплекс мероприятий для обеспечения достаточного количества собственной продукции для покрытия потребности собственных предприятий.
В условиях глобальной экономической неопределённости и стремительного изменения геополитической обстановки вопросы импортозамещения приобретают значимость для тех стран, которые стремятся развиваться независимо от влияния на них других государств. Россия, как одна из крупнейших экономик мира, активно работает над сокращением зависимости от импорта, вкладываясь в развитие собственных технологий.
Активное импортозамещение в России началось примерно в 2014 году, когда Европейский союз и другие западные страны ввели и продолжают вводить до сих пор пакеты экономических санкций. Эти санкции ограничили доступ российских компаний и банков к западным финансам и технологиям, что подтолкнуло российские власти к разработке политики импортозамещения. Санкции совпали с падением цен на нефть, что значительно снизило доходы России от экспорта и усилило экономический кризис. Это привело к девальвации рубля и сделало импортные товары более дорогими, что только увеличило спрос на отечественную продукцию. Таким образом, после первых и последующих антироссийских санкций возникла серьёзная необходимость выработки целенаправленных и комплексных государственных мер поддержки отечественного производства и в целом активного развития политики импортозамещения.
Начиная с 2022 года политическая ситуация обострилась, западные страны продолжили вводить экономические и политические ограничения против России, и по состоянию на май 2024 года действует уже тринадцать санкционных пакетов. В список запрещённого, в том числе попал запрет на импорт в России многих необходимых комплектующих, ресурсов,
оборудования, используемого в разных сферах, технологий, а также запрет на работу с российскими компаниями и организациями.
Сегодня после ухода с российского рынка многих зарубежных компаний вопросы импортозамещения и обхода барьеров, связанных с правами на интеллектуальную собственность, выходят на первый план, являясь одним из важнейших и приоритетных направлений развития национальной экономики и реализации технологического потенциала страны. Однако, несмотря на совершенствование механизмов импортозамещения, на сегодняшний день всё равно остаются барьеры, включающие в себя сложности производства, внедрения и использования инноваций без прав на объекты интеллектуальной собственности. В основном всё это является правовыми барьерами, которые значительно усложняют отечественным производителям.
Основная проблема заключается в том, что большинство высокотехнологичных решений, необходимых для успешного импортозамещения ушедших с российского рынка, уже защищены патентами, авторскими правами или торговыми марками, принадлежащими иностранным компаниям. Это создает юридические препятствия для легального использования данных технологий в национальных проектах. В условиях санкционного давления и ограниченного доступа к передовым зарубежным технологиям необходимость разработки эффективных стратегий обхода этих правовых барьеров становится как никогда актуальной.
В данной статье будут рассмотрены правовые проблемы с использованием зарубежных объектов интеллектуальной собственности и прав на них, а также актуальные примеры возможных путей их решения. Анализ сложившейся российской практики в разных отраслях позволит выявить наиболее эффективные механизмы преодоления данных барьеров, способствующие развитию отечественного производства и инноваций и поддержанию стратегии независимого развития.
Основная часть
В связи с введёнными санкциями Россия столкнулась с рядом правовых барьеров при импортозамещении, связанных с использованием зарубежных объектов интеллектуальной собственности, которые затрудняют развитие собственных инноваций. Основная проблема заключается в том, что большинство высокотехнологичных решений, которые могут помочь в развитии стратегии импортозамещения, уже зарегистрированы иностранными компаниями и защищаются. Это создает юридические препятствия для легального использования данных технологий в национальных проектах. В условиях санкционного давления и ограниченного доступа к передовым зарубежным технологиям необходимость разработки эффективных стратегий обхода этих правовых барьеров становится как никогда актуальной.
Проанализировав долю потребления отечественной продукции в периоде с 2014 по 2021 год, можно отметить высокие уровни обеспеченности в промышленности стройматериалов, транспортном машиностроении и чёрной металлургии (96%, 92% и 90% соответственно). Это свидетельствует об успешной реализации политики импортозамещения в этих отраслях. В то же время станкоинструментальная промышленность, производство строительно-дорожной и аэродромной техники, медицинская, фармацевтическая промышленность и индустрия детских товаров показывают низкие уровни обеспеченности отечественной продукцией (от 24% до 35%) [4, с. 8]. Низкий уровень обеспеченности отечественной продукцией в данных отраслях может указывать на зависимость от импорта специализированного оборудования или на отсутствие технологической базы для производства определенных видов инструментов.
Для успешной реализации политики импортозамещения важно принимать во внимание специфику каждой отрасли, её потребности и особенности. Для повышения уровня обеспеченности отечественной продукцией в проблемных отраслях необходимы дополнительные усилия со стороны правительства, бизнеса и научных учреждений. Также способствовать улучшению ситуации могут разработка новых технологий, стимулирование инноваций и поддержка отечественного производства в целом.
Самая серьёзная проблема - отсутствие доступа к инновационным технологиям, а также ограничение на импорт высокотехнологичных продуктов, без которых российские компании не смогут своевременно развивать уровень технологического развития и избегать морального и технического устаревания, а также в полной мере конкурировать на международных рынках. Некоторые зарубежные компании отказывают в продаже или предоставлении лицензий на свои технологии российским компаниям, даже если они не находятся в санкционном списке. Проблема недостатка ресурсов стимулирует национальную экономику взять курс на развитие механизмов импортозамещения, например, по направлению создания объектов, альтернативных ушедшим с рынка, хотя это зачастую требует внушительных затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. На сегодняшний день это остаётся серьёзным препятствием для развития отечественной промышленности.
Многие ключевые технологии защищены патентами и другими видами свидетельств на объекты патентного права, что ограничивает возможности их использования без согласия правообладателей или создания собственных аналогов. Это касается новых изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности, которые необходимы для автоматизации и улучшения производственных процессов и не только. Если российская компания решит продолжить неправомерно использовать зарубежную
технологию или продукт, это может привести к нарушению законодательства в сфере интеллектуальной собственности и судебным искам со стороны правообладателя. Следствием этого отечественные компании могут столкнуться с угрозой штрафов, судебных издержек и возмещения ущерба от неправомерного использования зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности. Использование защищённого исключительным правом программного обеспечения без соответствующих лицензий является нарушением законодательства, что также затрудняет процесс импортозамещения.
Чтобы избежать проблем с нарушением законодательства в сфере интеллектуальной собственности, российские компании должны тщательно проверять свою продукцию, средства и процессы производства на предмет наличия нарушений прав интеллектуальной собственности, а также искать альтернативные решения для импортозамещения. Подстраховаться в таких ситуациях помогут разработка, регистрация и внедрение собственных технологий, которые будут позволять создавать конкурентоспособную продукцию без нарушения чужих исключительных прав. Большое внимание, в том числе нужно уделить и самой коммерциализации интеллектуальной собственности, что в методических рекомендациях Роспатента определяется как «деятельность по внедрению результата интеллектуальной деятельности в производство, в том числе вывод на рынок охраняемого РИД и/или продукта, изделия, произведенного на его основе» [6].
В сфере микроэлектроники использование отечественных разработок и технологий, не нарушающих патентные права иностранных компаний, уже стало важной частью процесса импортозамещения. Российская компания «Baikal Electronics», несмотря на нахождение в санкционных списках, продолжает проектировать интегральные микросхемы и процессоры, а московский центр SPARC-технологий («МЦСТ») уже несколько лет разрабатывает и успешно внедряет отечественные микропроцессоры «Эльбрус», которые являются развитием одноимённой технологии советских вычислительных комплексов. Например, у последних на 2025 год запланирован выход инженерного образца новой модели «Эльбрус-32С» в рамках 7-го поколения «Эльбрусов». Холдинг «Росэлектроника», входящий в состав госкорпорации «Ростех», занимается разработкой и производством электронной компонентной базы, в том числе такой микроэлектроники, которой сейчас так не хватает в связи с отказом зарубежных компаний импортировать свою высокотехнологичную продукцию в Россию. Со стороны может показаться, что это незначительные достижения, но именно с них и начинается полноценное развитие отрасли, поскольку невозможно заниматься импортозамещением, если нет отечественных продуктов, на базе которых можно разрабатывать более высококвалифицированные или узкие продукты.
Достойные примеры российских аналогов продукции и технологий есть не только в микроэлектронике, но и в других не менее важных отраслях, например, в здравоохранении. В ответ на необходимость снижения зависимости от импортных лекарств российские фармацевтические компании разработали ряд аналогов зарубежных препаратов, производство которых не нарушает исключительных прав иностранных компаний. Такие аналоги называются дженериками и содержат то же активное вещество, что и оригинальный препарат. «Дженерики, относящиеся к воспроизведенным лекарственным средствам, продаются после истечения срока действия патента под международным непатентованным названием либо под патентованным названием, отличающимся от фирменного названия разработчика препарата» [3]. С препаратами, которые имеют биоэквивалентность, в рамках политики импортозамещения также работает и российская фармацевтическая компания «Фармстандарт», разработки которой, в том числе позволяют обеспечить внутренний рынок доступными медикаментами и снизить зависимость от импорта уже сейчас. Уже в декабре 2024 у «Фармстандарта» намечены исследование биоэквивалентности ещё одного препарата, так что можно сказать, что в настоящее время производство дженериков активно развивается. Такой подход способствует улучшению национальной научно-технической базы, стимулирует развитие фармацевтической отрасли, делая её независимой от зарубежных поставок, а также позволяет обойти сложности, связанные с лицензированием и использованием зарубежных патентов на медицинские препараты.
Одним из самых успешных примеров создания собственных продуктов на базе того, что необходимо импортозаместить, являются технические решения относительно новой компании «ЛАБ СП». Стимулом к её созданию стали уход с рынка немецкой компании «SAP SE» и острая необходимость в адаптированных под российское законодательство программах для контроля над бизнес-процессами. Продукты «ЛАБ СП» учитывают специфику российского бизнеса и предоставляют решения, которые соответствуют требованиям и нормам, постоянно обновляясь. С момента основания компании в 2022 году её выручка и чистая прибыль продолжают расти, а в патентном портфеле уже два свидетельства на программы для ЭВМ. На примере этого кейса можно сказать, что создание отечественных аналогов может быть не только стратегически важной мерой, но и коммерчески прибыльной для частных компаний и предпринимателей с учётом освободившихся позиций на внутреннем рынке.
Как было сказано ранее, одним из ключевых направлений стратегии развития национального производства, которое будет независимо от импортных товаров и услуг, сейчас являются разработка, регистрация и внедрение собственных технологий и продуктов. В связи с этим государство
предпринимает соответствующие решения на разных уровнях и ищет новые альтернативы сотрудничеству с ушедшими компаниями стран, поддержавших санкционные ограничения, и всячески оказывает поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, способствуя появлению отечественных аналогов, не нарушающих чужих прав на объекты интеллектуальной собственности. Меры поддержки, создающие благоприятные условия для инновационной деятельности и стимулирующие её внутри страны, предполагают, например, субсидии на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, льготные промышленные ипотеки, разного вида контракты, соглашения и программы. Например, можно выделить специальный инвестиционный контракт (СПИК 1.0 и СПИК 2.0), согласно которому «инвестор обязуется реализовать инвестиционный проект, государство — поддерживать стабильные условия для ведения бизнеса и предоставить меры господдержки» [5]. Оба варианта контрактов предусматривают налоговые льготы и субсидиарные меры поддержки, упрощённое получение сертификации по программе «Сделано в России», возможность ускоренной амортизации, а также другие меры поддержки. Созданные в стране фонды развития поддерживают проекты в приоритетных отраслях экономики, предоставляя финансирование на конкурсной основе, что стимулирует компании к разработке качественных и конкурентоспособных проектов. Для менее прорывных и высокотехнологичных проектов есть более простые меры поддержки, например, некоторые банки предоставляют льготные кредиты для технологических стартапов и инновационных компаний. Эти кредиты имеют, как правило, более низкий процент по сравнению с коммерческими кредитами и предлагают более длительные периоды погашения. Кроме того, государство активно разрабатывает различные программы, которые направлены на поддержку НИОКР. Это включает в себя создание научных парков, инновационных центров и технополисов, где учёные и инженеры могут работать над созданием новых высокотехнологичных продуктов и передовых технологий. В целом эти меры поддержки создают сильную основу для развития отечественных отраслей науки и промышленности. В совокупности всё это играет важную роль в создании благоприятного инвестиционного климата и обеспечении условий для развития собственных технологий в России.
В рамках поддержки национального производства своевременно обновляется законодательная база, связанная с государственной регистрацией новых объектов интеллектуальной собственности. Так, например, 29 апреля 2023 года вступил в силу новый Приказ Минэкономразвития России от 21.02.2023 № 107 «О государственной регистрации изобретений», который сделал недействительным ранее изданный приказ и стал более актуальным и отвечающим времени. Также Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) утвердил
приоритетный порядок рассмотрения заявок на изобретения и промышленные образцы, если их заявитель - малая технологическая компания. Такая ускоренная процедура экспертизы по существу действует уже с 1 мая 2024 года.
Правильно будет отметить, что не все лицензионные соглашения (а точнее, невозможность их заключить сегодня) затрудняют импортозамещение иностранных продуктов. Например, в сфере разработки программного обеспечения и другого авторского контента широко распространено применение свободных лицензий, таких как General Public License, Creative Commons и Free, Libre and Open-Source Software (FLOSS), которые позволяют легально использовать и модифицировать технологии и программное обеспечение. Такие исходные материалы, распространяемые на условиях открытого доступа, также предоставляют возможности для развития национальных решений. Это уже дало реальные плоды импортозамещённых продуктов в отрасли отечественного программного обеспечения. Наша компания «РусБИТех-Астра» занимается разработкой и продвижением отечественной операционной системы Astra Linux, которая позиционируется как альтернатива иностранным ОС. В условиях ограниченного доступа к зарубежным операционным системам Astra Linux стала важной частью импортозамещения в сфере информационных технологий, поскольку проект использует компоненты с открытым исходным кодом, что позволяет легально обходить санкционные ограничения, не нарушать авторские права разработчиков на программное обеспечение и создать основу для развития IT-индустрии в стране. Также немаловажно, что эта операционная система разработана и ориентирована на российские стандарты безопасности, что позволяет интегрировать её в государственные информационные системы.
Ещё одним эффективным способом легального обхода правовых барьеров при импортозамещении является заключение лицензионных соглашений, создание совместных предприятий и технологических альянсов с компаниями из дружественных стран, что поспособствует трансферу технологий и компетенций и доступу к некоторым необходимым продуктам. К успешным примерам международного сотрудничества можно отнести совместную российско-белорусскую разработку лёгкого многоцелевого самолёта «Освей», который призван заменить чешскую модель «L-410 Turbolet», лицензия на производство которой была утрачена в результате санкций Европейского союза. В ходе совместной разработки «Освея» российские и белорусские специалисты могут обмениваться опытом и технологиями, что способствует развитию отечественного авиастроения, международного партнёрства и снижению зависимости от импорта из недружественных стран.
Несмотря на непростую сложившуюся геополитическую обстановку в мире, российские компании не отказываются от взаимодействия с другими
странами, которые хотят продолжать деловое сотрудничество. Примером может служить сотрудничество государственной корпорации «Росатом» с консорциумом «Framatome-Siemens» (Франция и Германия, соответственно), с которым вместе работает над сооружением сразу двух новых блоков венгерской атомной электростанции «Пакш», ввод в эксплуатацию которых планируется в 2024 году. Это даёт основание говорить, что наши технологии и опыт до сих пор востребованы и являются признаны экспертными во всём мире. Такой и многие другие опыты совместной разработки способствуют трансферу технологий и позволяют российским компаниям легально использовать объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие компаниям-партнёрам международного проекта.
За последние два года набирает обороты практика выкупа российскими предпринимателями активов тех иностранных компаний, которые ушли с рынка и не имеют планов продолжать деятельность в нашей стране. Эта мера эффективна как для продавцов, которые могут ликвидировать свои активы путём продажи замороженных предприятий, не приносящих прибыль, так и для покупателей, которые получают готовую цепочку производства, систему менеджмента и управления, логистику и узнавание потребителями. Вместе с материальными переходят и нематериальные активы, такие как бренд (если рассматривать его как совокупность товарного знака, фирменного обозначения, сайта, доменного имени, гудвилла и др.) или используемые в производстве технологии, что является значительным вкладом в импортозамещение, ведь, по сути, в замещении конкретных РИДов в организации производства и работы компании отпадает. В таком случае никаких лицензий или соглашений на легальное использование этих объектов интеллектуальной собственности уже не требуется, поскольку они передаются согласно договору (хотя так происходит и не во всех случаях).
Приведённые примеры отражают стратегический подход России к преодолению правовых барьеров в области импортозамещения. Российские компании и государственные структуры активно работают над созданием собственных независимых технологий, что позволяет снизить зависимость от зарубежных объектов интеллектуальной собственности. Это достигается за счёт инвестиций в научные исследования и разработку, а также через использование открытых технологий и лицензий, которые способствуют трансферу знаний и ускорению технологического прогресса. Кроме того, заключение стратегических партнёрств с иностранными компаниями в различных отраслях позволяет обмениваться опытом и разрабатывать совместные проекты, что укрепляет позиции российских компаний как на внутреннем, так и на международном рынках. Улучшение законодательства в сфере интеллектуальной собственности обеспечивает защиту прав инноваторов и стимулирует создание новых технологий, что важно для
поддержания конкурентоспособности страны. Развитие эффективных мер поддержки отечественных инноваций, включая гранты, льготные кредиты, налоговые льготы и прочие инвестиционные стимулы, создаёт благоприятную среду для роста высокотехнологичных отраслей. Это не только способствует технологической независимости, но и приводит к увеличению объёмов производства и экспорта российской продукции, что положительно сказывается на экономике страны в целом. Такой разносторонний по проявлению подход не только способствует технологической и экономической независимости от импортных продуктов других стран, но и стимулирует развитие отечественной промышленности и инноваций.
Механизмы импортозамещения в России активно и непрерывно совершенствуются, закрывая потребности внутреннего рынка, а также отвечая всё новым и новым вызовам мировой экономики. В долгосрочной перспективе такие меры адаптируются, чтобы обеспечить стабильность и динамичное развитие и диверсификацию экономики, в том числе в части снижения зависимости от импортной продукции. Совершенствование этих механизмов требует комплексного подхода, включающего также развитие внутреннего рынка, что позволяет отечественным компаниям расширять производство и увеличивать объёмы продаж. Всё это способствует созданию внутри страны конкурентной экономической среды, в которой российские компании могут успешно конкурировать не только друг с другом, но и с иностранными компаниями.
Таким образом, можно сказать, что импортозамещение в России не является статичным комплексом мер, а представляет собой гибкую систему, способную относительно своевременно реагировать на внешние и внутренние изменения, обеспечивая тем самым устойчивое развитие национальной экономики и повышение качества жизни населения. Это открывает новые перспективы для роста и процветания российской экономики.
Заключение
В условиях глобальной экономической нестабильности и усиления санкционного давления вопрос эффективного импортозамещения становится приоритетным для России. Как в прошлом году верно заметил президент России Владимир Владимирович Путин: «Речь не должна идти только об обратном инжиниринге и о том, где бы что-нибудь там посмотреть, а прежде всего, конечно, речь должна идти о том, чтобы заместить своими разработками». Это заявление показывает необходимость сосредоточить усилия на создании собственных разработок и подчеркивает важность стимулирования отечественных инноваций и производства и технологического суверенитета страны, что полностью отвечает выбранной стратегии развития.
Импортозамещение — это сложный и системный процесс, требующий комплексных решений не только экономического, но и правового характера. Этот процесс должен быть направлен не столько на замену импортных товаров на продукцию отечественного производства, сколько на повышение технологического уровня и эффективности национальной продукции. Одной из самых значимых проблем в этом отношении выступают правовые барьеры, связанные с невозможностью использовать зарубежные объекты интеллектуальной собственности, включая инновационные технологии и продукты. Однако, несмотря на это, на данный момент есть реальные возможности и рабочие механизмы для их решения.
В ходе исследования были рассмотрены актуальные примеры, которые показывают, как российские предприятия и компании, столкнувшиеся с такими правовыми барьерами, активно ищут пути адаптации к новым экономическим реалиям и нынешним санкционным ограничениям. Одним из ключевых направлений стала разработка собственных технологических решений, что позволяет не только обойти правовые барьеры, но и укрепить позиции на внутреннем рынке. Адаптация к санкционным ограничениям стала стимулом для ускорения технологического и инновационного развития, что в долгосрочной перспективе может привести к увеличению конкурентоспособности как отдельной компании, так и целых отраслей экономики.
При этом необходимо разрабатывать соответствующие механизмы защиты прав интеллектуальной собственности и содействие лицензированию технологий для обеспечения устойчивого развития отечественного производства. Совершенствование законодательства в части более гибкой и простой регистрации и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности позволит устранить существующие барьеры и будет способствовать более эффективному использованию результатов интеллектуальной деятельности в интересах отечественных производителей и национальной экономики.
Создать благоприятную среду для развития инновационной деятельности можно путём стимулирования отечественных технологических проектов разными финансовыми инструментами, которые представляют собой эффективные механизмы поддержки. В их числе кредиты на льготных условиях, гранты и субсидии для конкурентоспособных и высокотехнологичных проектов, льготные промышленные ипотеки, разного вида контракты, соглашения и долгосрочные программы развития и др. Эти финансовые инструменты играют ключевую роль в создании условий для развития инновационной деятельности в России. Они направлены на поддержку технологических проектов на разных этапах: от фундаментальных и ориентированных
исследований и разработки тестового образца инновационного продукта до коммерциализации и позиционирования на рынок.
Среди других направлений импортозамещения можно упомянуть, в частности, создание результатов интеллектуальной деятельности на основе открытых лицензий и открытых инноваций, выкуп действующих предприятий для получения прав на их нематериальные активы, совместные с зарубежными странами инновационные проекты в разных сферах и многое другое. Реализация и развитие существующих мер может значительно улучшить механизм импортозамещения и способствовать более активному внедрению отечественных разработок и инноваций в производственный процесс, что, в свою очередь, укрепит экономическую безопасность страны и её независимость от иностранного импорта.
Несмотря на то, что импортозамещение является важным механизмом для независимого и эффективного развития национальной экономики, оно непосредственно связано с экономикой, наукой и социальной сферой жизни людей. При проведении стратегической политики, обеспечивающей технологический суверенитет страны, важно правильно оценивать целесообразность тех или иных принятых мер и их дальнейшее влияние на жизнь общества. Такие меры обязаны быть гибкими и адаптируемыми к изменяющимся условиям мировой экономики, а сама стратегия импортозамещения должна включать механизмы оценки эффективности принимаемых мер и их корректировки в соответствии с достигнутыми результатами.
Импортозамещение должно способствовать устойчивому экономическому росту, созданию новых рабочих мест и повышению качества жизни граждан, но вместе с тем необходимо избегать создания искусственных барьеров на внутреннем рынке, которые могут привести к повышению цен и снижению качества продукции. Основной тенденцией при внедрении политики импортозамещения становится идея, что отечественные товары и услуги должны конкурировать с импортной продукцией не только по цене, но и по качеству. Важно следить за тем, чтобы импортозамещение учитывало социальные последствия для населения. Например, переход на отечественную продукцию в отсутствие зарубежных аналогов не должен приводить к снижению качества жизни.
Подводя итог, можно сказать, что решение правовых барьеров механизмов импортозамещения, связанных с использованием зарубежных объектов интеллектуальной собственности, требует внимательного рассмотрения всех аспектов процессов и комплексного подхода, который включает в себя разные меры поддержки отечественной сферы интеллектуальной собственности. В то же самое время правильно реализованная политика импортозамещения может стать мощным стимулом для развития национальной экономики и повышения уровня благосостояния граждан. В заключение необходимо отметить, что только
через совместные усилия государства, частных компаний, независимых инвесторов и научных сообществ можно создать условия для эффективного развития национальной экономики, обеспечить конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке и устойчивый экономический рост Российской Федерации.
Использованные источники:
1. Воробьева, И.В. Возможности и риски импортозамещения для внешней и внутренней торговли продовольственными товарами / И.В. Воробьева, Т.А. Лукичева, К. Пецольдт // Тенденции развития мировой торговли в XXI веке: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию учебного заведения, Пермь, 22-31 октября 2019 года. - Пермь: Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2019.
- С. 11-16. - EDN NQDXTA.
2. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р., Зарезнов Д.А. Российская экономика 2023: неизбежное изменения парадигм и прогнозы развития // Вестник СИБИТа. 2023. №2. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/rossiyskaya-ekommika-2023-neizbezhnoe-izmeneniya-paradigm-i-progmzy-razvitiya (дата обращения: 20.05.2024).
3. Минакова Е.И. Препараты - дженерики на российском рынке // Политика, экономика и инновации. 2019. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preparaty-dzheneriki-na-rossiyskom-rynke (дата обращения: 28.05.2024).
4. Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра. Аналитический доклад НИУ ВШЭ / Я. И. Кузьминов (науч. рук. исслед.), Ю.В. Симачев (рук. авт. кол.), М.Г. Кузык (рук. авт. кол.), А.А. Федюнина (рук. авт. кол.), А.Б. Жулин (рук. авт. кол.), М. Н. Глухова (рук. авт. кол.), А.Н. Клепач (рук. авт. кол.); Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» при участии РСПП, Института исследований и экспертизы ВЭБ. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. — 272 с. — 35 экз. — ISBN 978-57598-2755-9 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-2835-8 (e-book).
5. «Ключевые механизмы поддержки промышленности и бизнеса в России
— меры поддержки Минпромторг», 2023. / [Электронный ресурс] // Деловой профиль: [сайт]. - URL: https://delprof.ru/press-center/experts-pubs/klyuchevye-mekhanizmy-podderzhki-promyshlennosti-i-biznesa-v-rossii-mery-podderzhki-minpromtorg/ (дата обращения: 27.05.2024).
6. Методические рекомендации для регионов по коммерциализации РИД. / Ульяшина С.Ю. - М.: ФИПС, 2021. - 43 с.