Барфилд Т.
АФГАНСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА.
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ ПЕРЕД ВЫВОДОМ ВОЙСК США
BARFIELD Th. Afghanistan's Ethnic puzzle. Decentralizing Power before the U.S. Withdrawal // Foreign affairs. - N.Y., 2011. - Vol. 90, N 5. - P. 54-65.
Т. Барфилд (Бостонский университет, США) считает, что неэффективность центральной власти в Афганистане порождает общее недовольство населения и способствует, как это уже случалось в прошлом, усилению этнических связей и региональной солидарности. В 2001 г. афганцы из всех районов и этнических групп так жаждали установления мира в стране, что были согласны на восстановление центральной власти при ее известном несовершенстве. Сегодня отношение к правительству в Кабуле изменилось. Если США с союзниками (прежде, чем их войска покинут страну) не сумеют помочь в проведении реформ по реорганизации системы власти, усилия Запада, направленные на создание стабильного Афганистана окажутся потраченными впустую.
Население Афганистана представлено семью крупными этническими группами. Это пуштуны,
таджики, хазарейцы, узбеки, аймаки, туркмены и белуджи. Пуштуны считаются большинством, хотя их реальная численность, по мнению аналитиков, колеблется между 40 и 45% населения. Однако в каждом, а иногда и в нескольких районах страны доминирует своя этническая группа: на юге и востоке - пуштуны, на северо-востоке и западе - таджики, в центре - хаза-рейцы, на северо-западе - узбеки. При этом с политической точки зрения этническая принадлежность является скорее внешним признаком и не имеет серьезного практического значения. Большинство афганцев осознают себя главным образом через принадлежность к роду, деревне, району. Среди непуштунов, например, землячество является более важным фактором, чем этническая принадлежность. Так, представители разных общин из одного и того же населенного пункта часто демонстрируют большую солидарность, чем соплеменники из разных концов страны. Для Афганистана полиэтничность является нормой, сохраняющейся уже более 250 лет. В течение этого времени имели место конфликты на этнической почве. Однако их содержание сводилось к проблеме политического доминирования одной из этнических групп и подчиненного положения остальных, а не к завоеванию каждой группой исключительного контроля над своей территорией.
Можно говорить о существовании некой закономерности: афганские правительства свергаются
путем мятежа, а новый стабильный режим устанавливается в результате гражданской войны. Именно по такой модели события развивались в конце XX в. Моджахеды начали борьбу против правительства НДПА, и после его падения в апреле 1992 г. началась гражданская война. У этой войны не было идеологической основы. Это была борьба этнических и региональных группировок между собой за собственные интересы. «Конфликт, который внешне выглядел как этнический, в реальности представлял собой борьбу за политические, экономические и военные ресурсы. Этот факт объясняет, почему во время гражданской войны происходили частые перегруппировки внутри альянса, и вопиюще отсутствовала сплоченность внутри каждой этнической группы» (с. 60). Единственная проблема, которую с натяжкой можно назвать этнической, сводилась к тому, что непуштуны пытались разрушить дискриминировавшую их традиционную этническую иерархию и вернуться к давней практике региональной автономии. К 1994 г. в отсутствие сплоченности среди пуштунов гражданская война зашла в тупик: каждая группировка была способна удерживать собственную территорию, но не могла выйти за ее пределы.
Патовую ситуацию нарушило исламское движение Талибан, сумевшее прекратить клановую междоусобицу и добиться объединения на религиозной основе. Теоретически Талибан мог бы объединить страну, если бы среди его
руководителей и членов так явно не преобладали пуштуны. Непуштунов возмущали этнический шовинизм и слишком жесткая тактика движения. Поэтому, когда в 2001 г. в борьбу с талибами вступили США, непуштунские группировки встали на их сторону и помогли выдворить талибов из Афганистана.
На общенациональном уровне поражение Талибана привело к возникновению вакуума власти. Влияние региональных лидеров снова возросло, но никто из них не выступил против идеи формирования нового центрального правительства. Подготовительная работа в этом направлении длилась несколько лет и отличалась стремлением к сотрудничеству. Особого внимания заслуживают следующие обстоятельства: лидеры Северного альянса, способствовавшие разгрому талибов, не стали создавать правительство в одностороннем порядке; пуштуны не понесли наказания за прежние симпатии к Талибану; ни одна из группировок не выступила в роли спойлера. Несмотря на то, что многие непуштунские группировки в стремлении к большей автономии не сразу согласились с проектом конституции, никто из них не захотел стать зачинщиком спора. Главой государства стал Карзай (пуштун из Кандагара), но министерские посты были поделены между представителями разных этнических групп. «Новая власть представляла собой брак по расчету, а не по страстной любви» (с. 61).
АФГАНСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ ПЕРЕД ВЫВОДОМ ВОЙСК США
Дефектом нынешней государственной системы Афганистана является отсутствие партий и политической конкуренции. Как следствие, происходит укрепление неполитических связей, основанных на семейной, региональной или этнической принадлежности. За неимением альтернативы афганский парламент быстро раскололся на «пуштунский» и «непуштунский» блоки, а министерства стали этническими вотчинами. Главным противником легальной деятельности партий и формирования парламента на основе партийного представительства является сам президент Карзай, считающий, что партии разрушают национальное согласие.
Еще одним пороком государственной системы является то, что все назначения (вплоть до уровня округов) делаются единолично Карзаем. Его назначенцы, злоупотребляющие властью или стравливающие между собой представителей разных этнических групп, способствуют возникновению враждебности по отношению к центральному правительству, особенно в тех местах, где сильны традиции автономии. Когда в 2005 г. на юге Афганистана вновь появились талибы, они воспользовались общим недовольством, а также убежденностью в том, что Карзай заботится не о национальных интересах, а использует семейные связи для поощрения союзников и наказания соперников.
США, которые в 2014 г. собираются вывести из страны свои войска и передать всю полноту
ответственности афганскому правительству, следует внимательнее отнестись к внутренним проблемам Афганистана. В государстве, которое возникнет после ухода войск США и НАТО, этнический фактор будет играть не последнюю роль. «В настоящий момент все непуштуны боятся, что Карзай заключит против них сделку с пуштунским крылом Талибан. Они также уверены, что подобная сделка не будет соответствовать реальному раскладу сил, но может стать предвестником возвращения Талибан. Вместо того чтобы вновь вступить в кровавую гражданскую войну, как это было в 1990-х годах, афганские непуштуны могут отказаться жить в едином государстве и отколоться, предоставив талибам бороться за власть с другими талибами на юге и востоке. Подобный сценарий неизбежно приведет к дестабилизации в тех районах Пакистана, где пуштуны составляют большинство, и будет способствовать возникновению обширных неуправляемых приграничных территорий, где воцарится анархия и создастся благоприятная почва для деятельности различного рода террористических групп» (с. 63).
Предотвратить такой сценарий еще возможно, так как рост значения этнических и региональных связей объясняется, главным образом, отсутствием альтернативы. США следует убедить Карзая обеспечить правовую основу для деятельности политических партий. Необходимость такой реформы очевидна, так как выступаю-
щие в личном качестве кандидаты в настоящее время получают на парламентских выборах менее 20% голосов избирателей, числящихся в округе. Если члены афганского парламента перестанут отражать географические и этнические особенности электората, а займутся отстаиванием позиции своих партий, эффективность этого института только возрастет. Наличие в нем разных политических группировок, включая Талибан, позволит мирным и законным путем бороться за представительство на национальном уровне. Именно такое положение вещей, а не закулисные договоренности руководства страны с талибами, способно обеспечить стабильность власти.
США также следовало бы убеждать Кабул в необходимости передать часть властных полномочий на уровень провинций и округов. Граждане должны получить возможность самостоятельно выбирать местное руководство. Последнее должно быть наделено правом собирать локальные налоги для финансирования местных нужд. Выборы губернаторов и глав округов могут стать наиболее безболезненной формой сотрудничества с Талибаном.
Важнейшей, но трудноосуществимой задачей США и их союзников является обеспечение соблюдения требований конституции при смене власти в Афганистане. Известно, что полномочия нынеш-
него президента Карзая (второй срок) истекают в 2014 г. Известно также, что еще ни один афганский лидер не уступал своего места добровольно. В Афганистане считают, что Карзай попытается сохранить за собой президентство, несмотря на положения конституции. Многие афганцы убеждены, что без давления со стороны Запада решить проблему смены власти невозможно. Представители западной коалиции должны употребить все свое влияние на то, чтобы убедить Карзая создать прецедент передачи власти преемнику с соблюдением конституционных требований. Для этого необходимо снять запрет на деятельность партий, чтобы привести на политическую сцену новое поколение афганцев.
Все эти меры следует принимать уже сейчас, а не откладывать до 2014 г. В противном случае о мире в стране не может быть и речи. «Хотя история показывает, что этнические и региональные группировки в Афганистане неизменно мобилизуются на борьбу при возникновении угрозы их интересам, такая реакция есть проявление прагматизма, а не имманентной враждебности или национализма. Лучший путь избежать конфликта и тем самым создать более стабильный Афганистан, - учесть эти интересы до, а не после возникновения конфликта» (с. 65).
Н.Б. Шувалова