Ростовская консерватория: история и современность
ливал его эскизами и набросками и расхаживал с гордо поднятой головой до нового разноса, -вспоминает Ипполитов-Иванов.
По иронии судьбы, спустя время его гениальные ученики «отомстили» ему: Рахманинов и Скрябин не проявляли должного усердия; последний даже был исключен Аренским со второго курса свободного сочинения.
И хотя Фортепианный концерт Аренского не относится к числу абсолютных шедевров, пожалуй, нет у него более свежего, по-юношески непосредственного сочинения, где с такой любовью, так ювелирно разработана фактура и царит культ «вкусных пианистических мелочей».
Г. Мелик-Тангиева Барбер. Capricorn Concerto для флейты, гобоя, трубы и струнных
Сегодня мы познакомимся с сочинением американского композитора Самюэля Барбе-ра для флейты, гобоя, трубы и струнного оркестра. Называется оно «Capricorn Concerto», что в переводе на русский звучит как «Концерт Козерога». Неизвестно, явилось ли оно посвящением определенному человеку, родившемуся под этим знаком зодиака, или самому небесному созвездию. Однако совершенно ясно, что композитор питал к нему особую симпатию. Спустя год после написания концерта, в 1945-м, в штате Нью-Йорк, близ горы Киско он купил дом и дал ему романтичное название «Капри-корн» (Козерог). В этом доме Барбер написал почти все свои произведения послевоенного периода. Возможно, пристально всматриваться в звездное небо музыкант привык во время службы в Военно-воздушных силах США, где выполнял обязанности офицера по культурному обслуживанию авиационных частей. Кстати сказать, концерт написан в эти годы.
Наверное, наблюдая за взлетающими в ночное небо самолетами, он вдохновился невероятно симпатичным созвездием козерога, походящим на огромную улыбку. Любопытно, что «Концерт Козерога» был 21-м опусом Барбера, согласно же астрологическому календарю, знак козерога вступает в силу с 21 декабря, а номер звезды первой величины в созвездии - тоже 21. В том же 1944 году по заданию командования Военно-воздушных сил композитор написал свою Вторую симфонию. В ней использовались специально сконструированные приборы, которые имитировали звуки радиосигналов, направляющих летчика в слепом полете к атакуемой цели.
К этому времени имя 34-летнего Самюэла Барбера уже знала вся Америка. Первый крупный успех (в 21 год!) ему принесло сочинение «Дуврское взморье» для баритона и струнного квартета, написанное в расчете на собственные исполнительские возможности, когда ему было только 19 лет. К тому моменту композитор уже
вполне владел голосом и частенько даже давал концерты в городах Европы как певец и дирижер собственных произведений.
Уже в 13 лет он поступил в только что открывшийся Музыкальный Институт Кёртис в Филадельфии, где обучался игре на фортепиано, дирижированию, композиции и вокалу. Для композиторов XX века такое сочетание -большая редкость. Среди его педагогов была известная русская пианистка Изабелла Венгеро-ва (у нее учился и Леонард Бернстайн). Позднее Барбер сам стал преподавать в этом институте инструментовку и дирижирование хором. Студентом третьего курса молодой музыкант получил премию Колумбийского университета за свою Скрипичную сонату. Впереди его ждало множество наград, в том числе две Пулитцеров-ские премии.
Музыку Барбера исполняли Тосканини и Кусевицкий, Горовиц и Гедда. Одну из его опер поставил Дзеффирелли. Очевидно, в творчестве композитора было что-то, что искала в музыке Америка и в 1930-е годы, и позднее. Его и сегодня считают самым репертуарным американским композитором. Недаром стала крылатой однажды сказанная фраза: «Когда американская мечта терпит поражение, по радио передают Адажио Барбера».
За довольно долгий жизненный путь, длиной в 70 лет, Самюэль Барбер пополнил копилку шедевров американской музыки не одним десятком композиций, а «Capricorn Concerto» - одна из самых ценных среди них. Вот как охарактеризовал это сочинение музыковед Григорий Шнеерсон: «Виртуозное использование инструментов, тонкое сопоставление тембров духовых и струнных, сложная игра остросинко-пированных ритмов, напоминавших динамику регтаймов, выразительность интонационного рисунка, лаконизм и ясная логика строения формы целого - всё это отличает опус Барбера как одно из наиболее удачных сочинений в жанре камерного концерта».