Научная статья на тему 'БАПТИСТЕРИИ И КУПЕЛИ В СЕВЕРОАФРИКАНСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ В IV-VI ВВ'

БАПТИСТЕРИИ И КУПЕЛИ В СЕВЕРОАФРИКАНСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ В IV-VI ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ АФРИКА / КРЕЩЕНИЕ / БАЗИЛИКА / ТЕРМЫ / БАССЕЙН / БАПТИСТЕРИЙ / КУПЕЛЬ / ГРОБНИЦА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Урбанович Юрий Язепович

В статье рассматривается вопрос литургического использования воды в раннехристианской традиции. Затрагивается вопрос зависимости внешних форм раннехристианских баптистериев и купелей для омовения от конструкции бассейнов терм и нимфеумов греко-римского периода. В качестве материала для изучения предлагается описание руин храмов и баптистериев в зонах археологических исследований Северной Африки (Тунис, Алжир, Ливия). Эти архитектурные объекты позволяют с большой долей достоверности говорить о внешних и внутренних особенностях церквей и баптистериев, построенных в IV-VI вв., так как последние перестройки датируются VII веком.The article discusses the issue of the liturgical use of water in early Christian tradition. It addresses the question of the dependence of external shapes of early Christian baptisteries and washing basins on construction of baths and pools of nympheums in Greco-Roman period. As a material for the study, there offered a description of the ruins of temples and baptisteries in zones of archaeological research in North Africa (Tunisia, Algeria, Libya). These architectural features allow to state with a high degree of confidence about the external and internal features of the churches and baptisteries, built in the IV-VI centuries, since the last adjustment date from the VII century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАПТИСТЕРИИ И КУПЕЛИ В СЕВЕРОАФРИКАНСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ В IV-VI ВВ»

Теологические

исследования

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2016. С. 7-13

УДК 271+904(6) Протоиерей Георгий (Урбанович Юрий Язепович) Смоленская Православная Духовная Семинария

Баптистерии и купели

В СЕВЕРОАФРИКАНСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

в 1У-У1 вв.

Ключевые слова: Северная Африка, крещение, базилика, термы, бассейн, баптистерий, купель, гробница.

В статье рассматривается вопрос литургического использования воды в раннехристианской традиции. Затрагивается вопрос зависимости внешних форм раннехристианских баптистериев и купелей для омовения от конструкции бассейнов терм и нимфеумов греко-римского периода. В качестве материала для изучения предлагается описание руин храмов и баптистериев в зонах археологических исследований Северной Африки (Тунис, Алжир, Ливия). Эти архитектурные объекты позволяют с большой долей достоверности говорить о внешних и внутренних особенностях церквей и баптистериев, построенных в 1У—У1 вв., так как последние перестройки датируются VII веком.

Для истории христианской архитектуры очевидным является факт зависимости внешних форм раннехристианских построек от экстерьера публичных зданий греко-римского периода. Базиликальная конструкция храмов, нартекс, открытый колоннадный двор (атриум или перистиль) с водным источником являются типичными вплоть до VI века и это подтверждается многочисленными археологическими исследованиями. Значительно сложнее говорить о внутреннем устроении раннехристианских построек, так как в ходе исторического развития интерьер церквей менялся порой до неузнаваемости как стилистически, так и идейно. В данном контексте несомненный интерес представля-

ют руины раннехристианских храмов и баптистериев в зонах археологических исследований Северной Африки (Тунис, Алжир, Ливия), так как позволяют с большой долей достоверности (последние перестройки датируются VII веком) говорить о внешних и внутренних особенностях церквей и баптистериев, построенных в IV—VI вв.

В римском мире бассейны, ванны и фонтаны различных форм и видов — прямоугольные и овальные, личные и общественные — были не только основными источниками потребления воды, но и частью культурной жизни греко-римского общества [2, с. 562]. Их простые функциональные формы претерпевали очень незначительные изменения с течением времени. Круглые и октагональ-ные очертания купелей в атриумах базилик являются, скорее всего, рецепцией римских традиций на христианской почве. Археологические раскопки свидетельствуют, что в структуру больших христианских (епископских) комплексов включались элементы терм (Суфетула и Булла Региа в Африке, Саламин на Кипре, Ефес в Малой Азии), что говорит и о преемственности традиции, и о заботе о духовной и телесной чистоте паломников и прихожан. Примечательно, что термин «baptisterium», являющийся производным от евангельского «фагашца» (погружение), в античном словоупотреблении дважды использовал Плиний, описывая ванны для полного погружения в римских термах [8].

В римских термах все виды отдыха и принятия водных процедур были тщательно продуманы и соответственно архитектурно оформлены. Октагональное помещение баптистерия в Карфагене (епископальная базилика Carthagenna) определенно имеет сходство с горячим залом (caldarium) комплекса римских терм Антонина, находящихся в непосредственной близости от епископального комплекса; трилистная (triconch) капелла Damous el Karita и другие подобные североафриканские конструкции могли также быть внешне заимствованы из трехсоставных помещений терм [15, p. 94].

Существуют и более наглядные примеры, когда происходило не только заимствование внешних форм, но прямое обращение отдельных помещений римских терм в баптистерии, например, малый бассейн (balnea) римских терм в Цимез (Cimiez) стал баптистерием, а холодный бассейн (frigidarium) терм в Мактаре был обращен в базилику [18, p. 145, fig. 83].

Подобные случаи не являются единичными, они характерны для христианизации всего пространства Римской империи. Трудно сказать, насколько серьезную трансформацию претерпевала конструкция терм, скорее всего, изменения вносились в интерьер здания или помещения, обращенного в церковь или баптистерий. На внешней же части появлялась выразительная христианская символика, например, изображение креста на ключевых сегментах арочных сводов, как было сделано в горячем зале (caldarium) римских терм Иераполя Фригийского, обращенном в V—VI веках в церковь святого Филиппа [14].

Археологически доказано, что в баптистерии обращались и нимфеумы на центральных площадях и улицах античных городов. Руины нимфеума (городского бассейна с колоннадой и фонтанами) в Лаодикии, посвященного Изиде

и находившегося на центральной площади города, указывают, что в ГУ—У вв. он был перестроен и использовался как церковь (баптистерий) [11, с. 223— 224]. На христианскую принадлежность здания указывают большие каменные панели с вырезанными крестами, установленные по периметру прямоугольного бассейна здания.

Обращение языческих публичных построек и помещений в церкви и баптистерии, скорее всего, не было связано с недостатком помещений для христианских богослужений, это могло быть частью общехристианской программы десакрализации всех аспектов языческой жизни. Церковь создавала тем самым некую идеологическую платформу, наглядно демонстрируя бессилие язычества и его пантеона богов или покровителей (термы всегда имели посвящение какому-либо богу или императору). В качестве примера можно привести эпизод из жития свт. Иоанна Златоуста, о котором обычно умалчивают в связи с трудностью его оценки с точки зрения современного христианского взгляда на сакральное пространство. Когда в марте 404 года, перед Пасхой, императором Аркадием святителю было запрещено входить в церкви Константинополя (конфликт с императрицей Евдоксией), он со всеми верными ему архиереями, священниками и паствой перешел в главные термы Константинополя и совершал Пасхальное богослужение с крещением оглашенных и Евхаристией прямо у бассейна.

«... пресвитеры Иоанна, собрав народ в общественных банях, которые прозывались Констанциевыми, совершали бдение, одни — читая Священное Писание, другие — крестя оглашенных, как и подобало ради Пасхи» [3].

«.... Царь объявил Иоанну, что он не может войти в церковь, потому что осужден двумя Соборами. Таким образом, Иоанн остался отлученным и с того времени никогда не входил в церковь. Поэтому и все преданные ему немедленно удалились из церкви и праздновали Пасху в общественных банях, называемых Константиновскими. Вместе с ними было много епископов, пресвитеров и других людей церковного чина.» [9].

Анализ результатов археологических раскопок и сохранившиеся памятники раннехристианской архитектуры свидетельствуют о широком и разнообразном использовании воды в христианской традиции: в баптистериях, купелях, фонтанах, чашах, колодцах и цистернах. Атриумы с фонтанами и купелями для омовения были характерны для всей раннехристианской архитектуры1 [4, с. 351]. Древний, несомненно, дохристианский обычай устанавливать источники перед храмами упоминал Исидор Севильский (Этимологии, XV. 4.): «Древние называли святилищами (ёе1иЪга) храмы, имеющие при себе источники, в которых омывались перед входом. Называются же они святилища (ёе1иЪга) от омовения (Ш1иепдо)».

1 «... Впрочем, вошедшему через врата внутрь он не позволил сразу же вступать в святилище нечистыми и неомытыми ногами, но, оставив между храмом и вратами ограды весьма большое место, украсил его со всех сторон четырьмя полукруглыми портиками и придал ему вид четырехугольника, поддерживаемого везде колоннами.Здесь, напротив храма, поместил он символы святого очищения, т. е. устроил источники, обильно дающие воду для омовения вступающим в церковный двор».

Люди, вступая в священное пространство храмов, кладбищ или паломнических центров, должны были пройти процедуру определенного ритуального омовения. Папа Лев I (440—461) построил источник перед базиликой в Остии и начертал на нем надпись:

«Вода омывает нечистоту тела, вера же изгоняет и очищает грехи в душах, предавая их забвению. Всякий, входящий в святилище Павлово, почитая его заслуги, омой с молитвой руки твои. Омоет долгие немощи струение воды, которое извергается для тебя в исполенной купели. Заботливо данной пастырям стараниями Льва. Она дарует овцам Христовым щедрые потоки» [20, p. 127—128]. Североафриканские базилики ввиду своего особого двухапсидного устройства не могли конструктивно иметь атриум. Три базилики Карфагена (Damous el Karita, св. Киприана и Bir el Knissia) имели атриумы, в чем-то сходные с подобными помещениями христианских храмов Италии или Малой Азии. Существенным отличием являлось то, что эти базиликальные структуры, отделенные от главного пространства храма и получившие вид атриума в византийский период, были наполнены гробницами мучеников, святых или уважаемых христиан. Такие североафриканские атриумы оказывались идеальным местом для паломников, которые перед началом богослужения могли почтить память мучеников и святых и привести себя в порядок после дальней дороги, совершив омовение [16, p. 883].

Безусловно, основное использование воды происходило во время Таинства Крещения, поэтому археологическое изучение этого аспекта жизни раннехристианских общин представляет наибольший интерес для исследователей. Следует сразу указать, что баптистерий в IV—VI веках мог быть устроен только в архиерейской церкви, так как в это время лишь епископ совершал Таинство Крещения. Тертуллиан говорил [10], что пресвитеры и диаконы могут совершать крещение, но «non sine episcopi auctoritate», что следует понимать в том смысле, что епископ предстоятельствует при совершении приема в Церковь, когда пресвитеры совершают крещение [1, c. 39]. Киприан Карфагенский подтверждает эту традицию, обобщая ее в рамках всей североафриканской Церкви: «У нас соблюдается обычай, чтобы крещаемые представлялись предстоятелям Церкви и через нашу молитву и возложение рук получали Духа Святого и восполнялись Господним знамением» [5]. Даже в V—VI веках, когда повсеместно происходило стремительное строительство христианских храмов, епископская церковь продолжала оставаться «крещальной», т. е. церковью, в которой осуществлялся прием в общину и совершителем Таинства по-прежнему оставался епископ. Эта практика стала претерпевать изменения только к VII веку, т. е. ко времени Трулльского собора (59-е правило) [7, c. 100].

Изучая устройство и структуру различных баптистериев, необходимо рассматривать их в контексте всего комплекса зданий кафедральной базилики, так как совершение Таинства предусматривало не только наличие епископа и

духовенства, но и целой многофункциональной системы по работе с оглашенными. Литературные памятники IV—V веков свидетельствуют [13, с. 46—48], что принятию Таинства Крещения предшествовала многолетняя катехизация, которая предполагала наличие целого штата учителей веры при кафедральной церкви. Баптистерий, построенный одновременно с главным зданием или находившийся внутри него, указывал на изначально высокий статус базилики, если же баптистерий был пристроен к церкви позднее, это означало приобретение данной церковью кафедрального значения. Если в каком-то городе (за исключением, конечно, столицы региона) было более одного баптистерия, это, скорее всего, свидетельствовало о существовании альтернативной церковной структуры во главе с епископом (донатисты, вандалы-ариане).

Результаты археологических исследований в различных регионах бывшей Римской империи, в том числе и Северной Африке, свидетельствуют, что архитектурно баптистерий устраивался по аналогии с главным алтарем храма [17, р. 140]. Помещение баптистерия всегда отделялось, как сакральное, от других частей храма и располагалось либо рядом с алтарем, либо в отдельной пристройке [18, р. 76]. Архитектурно баптистерий строился как храм в миниатюре: порой как базилика с выраженными нефами, а иногда как окта-гональный храм с колоннадой, обязательно с апсидой в одном направлении с главным алтарем. Купель баптистерия, как и главная святыня храма — алтарь, всегда окружалась колоннадой, поддерживающей балдахин или киворий. Наиболее интересными и изученными являются руины баптистериев в базиликах Карфагена (Carthagenna, Dermech I и Damous el Karita) и Суфетулы (Jucundus, Vitalis, Pretre Servus) [12].

Погружение в воду в купель баптистерия во время Таинства Крещения принципиально отличалось от омовения, совершаемого в атриуме христианского храма, и внутренне, и внешне. Кирилл Иерусалимский в своих тай-новодственных беседах писал: «Через это действие вы умерли и родились, и вода спасения была для вас одновременно гробницей и материнской утробой» [6]. Анализ археологических раскопок говорит о том, что древнейшие купели (IV—V вв.) баптистериев имели круглую форму и изображали утробу нового рождения (Сирия, Алжир, Тунис, Ливия). Это являлось символикой праздника Богоявления и богословием ап. Иоанна. «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). На рубеже V—VI вв. крещаль-ные купели приобретают прямоугольную форму и ступени с противоположных сторон. Крещаемые входили в воду с одной стороны и после погружения выходили из воды с другой стороны, тем самым через погружение изображая смерть, а через восстание из воды — возрождение в качестве новой твари. Это символика крещения как смерти восходит к богословию ап. Павла: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6, 3—4). Начиная с византийского периода именно эта символика у церковных писателей и архитекторов становится преобладающей.

Археологические и литературные сведения о ранних крещальных купелях, которыми мы располагаем, говорят о том, что в основном они не были рассчитаны на погружение. В некоторых случаях погружение было возможно, но, как правило, вода достигала лишь пояса крещаемого [12, с. 146—152]. Поэтому наиболее распространенным способом был такой, когда крещаемый стоял в воде, а тот, кто крестил, поливал ему воду на голову. Большинство баптистериев были прямоугольной или крестовидной формы, что обозначало смерть и погребение Христа, или же круглой или восьмиугольной, что обозначало утробу. Самые ранние формы просто воспроизводили внешние формы бассейнов в римских термах.

Анализ результатов археологических раскопок и литературных источников свидетельствует, что к VI веку язычество в основных своих архитектурно-идейных формах было преодолено. К этому времени зародилась школа христианского зодчества, основанная на лучших античных традициях, и стало возможным построение зданий (мартириумов, баптистериев, базилик), отражающих в архитектуре сформировавшееся христианское мировоззрение.

Литература

1. Афанасьев Н. Вступление в Церковь. M., 1993.

2. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция и Рим). M., 1972.

3. Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, Римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста, IX. URL: http://www.portal-slovo.ru/theology (дата обращения: 12.04 2016).

4. Евсевий Памфил. Церковная история. X, 37—44. 351 с.

5. Киприан Карфагенский. Письма о духовной жизни. M., 200S.

6. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные беседы 2, 4. URL: http://kateheo.ru/ library/fathers-texts/kirill-ierusalimskii-svt-pouchenija-oglasitelnye-i-ta#node-577264247fS6e (дата обращения: 11.02.2016).

7. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. M., 1993.

S. Плиний Mладший. Письма. Книга 5. 6. 25. URL: http://coollib.com/b/124551/read (дата обращения 03.04.2016).

9. Сократ Схоластик. Церковная история. VI. 1S. URL: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/History_Church/Sholastik/13.php. (дата обращения 15.04.2016).

10. Тертуллиан. De baptismo, XVII. URL: http://www.tertullian.org/russian/de_baptismo_ rus.htm (дата обращения 23.04.2016).

11. Урбанович Г., прот. Семь церквей Апокалипсиса. Церковно-археологический очерк. Смоленск, 2011. 264 с.

12. Урбанович Г., прот. Становление и развитие североафриканской христианской архитектуры. Смоленск, 2013. 200 с.

13. Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV века. M., 1992.

14. Andria F.D. Hierapolis of Phrygia an archaeological guide. Istanbul, 2007.

15. Chaouali M. Bulla Regia, The royal Bulla. Tunis, 2010.

16. Cintas J., Duval N. Le martyrium de Cincari et les martyria triconques et tötraconques en Afrique // Mfflanges de l'Ecole frarnaise de Rome. AntiquM. 1976. Vol. SS, No. 2.

17. Courtois Ch. Baptistare dïïcouvert au Cap Bon (Tunisie) // Comptes-rendus des sйances de l'Acadйmie des inscriptions et belles-lettres. 1956. Vol. 100, No. 2.

18. Duval N. Les йglises africaines а deux absides. Recherches arcM:ologiques sur la liturgie chrétienne en Afrique du Nord. Recherches arcM:ologiques a Sbeitla 1: Les Basiliques de Sbeitla a deux sanctuaires opposйs. Basiliques I, II et IV. Paris, 1971.

19. Duval N., Baratte F. Les ruines de Sufetula Sbeitla. Tunis, 1973.

20. Nouvelle Encyclopedie Theologique. Tome douzieme. Dictionnaire D'Archeologie sacree. Tome second. Paris, 1852.

Fr. George Urbanovich Smolensk Orthodox Theological Seminary

The baptistery and baptismal font in the North African Christian tradition in the IV—VI centuries

Key words: North Africa; baptism; the Basilica; therms; pool; baptistery; baptismal font; tomb.

The article discusses the issue of the liturgical use of water in early Christian tradition. It addresses the question of the dependence of external shapes of early Christian baptisteries and washing basins on construction of baths and pools of nympheums in Greco-Roman period. As a material for the study, there offered a description of the ruins of temples and baptisteries in zones of archaeological research in North Africa (Tunisia, Algeria, Libya). These architectural features allow to state with a high degree of confidence about the external and internal features of the churches and baptisteries, built in the IV—VI centuries, since the last adjustment date from the VII century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.