Научная статья на тему 'БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ'

БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зюзина Е.В.

В данной статье представлены различные модели прогнозирования банкротства предприятий, используемые на краткосрочный и долгосрочный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANKRUPTCY OF ENTERPRISES

This article presents different models of predicting bankruptcy of enterprises used short-term and long-term period.

Текст научной работы на тему «БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ»

предприятия / В.В. Шлыков - СПб: «Алетейя», 2011. — 320с.

6. Гершанок, Г.А. Устойчивое развитие региона: инновации, экономическая безопасность, конкурентоспособность / Г.А. Гершанок, Ж.А. Мингалёва // Экономика региона. 2015. - № 3. - С.188.

7. Гладких, Е.Л., Савон И.В. Методы защиты от угроз экономической безопасности / Е.Л. Гладких, И.В. Савон // Евразийский научный журнал. 2015. - № 6 - С. 23-28

УДК 330.1

Зюзина Е.В. студент 5 курса факультет «Экономики и управления» ПИУ им. П.А. Столыпина научный руководитель: Копьев И.Г., кандидат военных наук

доцент Россия, г. Саратов

БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В данной статье представлены различные модели прогнозирования банкротства предприятий, используемые на краткосрочный и долгосрочный период.

Ключевые слова: банкротство, прогнозирование, диагностика.

Zyuzina E. V.

5-year student, Faculty of Economics and Management

ISU them. P.A. Stolypin Russia, Saratov Scientific adviser: Kopyev I.G.

Candidate of Military Sciences, Associate Professor.

BANKRUPTCY OF ENTERPRISES

Abstract

This article presents different models of predicting bankruptcy of enterprises used short-term and long-term period.

Keywords: bankruptcy, prediction, diagnosis.

На современном этапе развития российской экономики прогноз вероятности банкротства приобретает первостепенное значение, поскольку выявление неблагоприятных тенденций развития предприятия и своевременная диагностика его банкротства позволяют разработать программу финансовой стабилизации предприятия для преодоления финансового кризиса и исключения процедур банкротства. Однако, методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет [6].

Прежде чем переходить к рассмотрению методик оценки вероятности

банкротства, уточним понятия «несостоятельность» и «банкротство». Общепринятым является мнение, что несостоятельность и банкротство предприятия - понятия синонимичные. Это не совсем так. Несостоятельность - это скорее такая степень неэффективности предпринимательской деятельности (бизнеса), при которой объемы генерируемых денежных средств, а также накопленных за весь период существования бизнеса ликвидных активов недостаточны для удовлетворения всех внешних требований, связанных с такой деятельностью (перед контрагентами, работниками, налоговыми органами) [5].

Банкротство - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежными обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [1]. Во всем мире под банкротством принято понимать финансовый кризис, то есть неспособность фирмы выполнять свои текущие обязательства. Помимо этого, фирма может испытывать экономический кризис и кризис управления. Соответственно, различные методики предсказания банкротства, как принято называть их в отечественной практике, на самом деле, предсказывают различные виды кризисов. Видимо, все эти методики вернее было бы назвать кризис-прогнозными [6].

Факторы, которые могут обусловить возникновение финансового кризиса на предприятии, подразделяются на внешние, или экзогенные (которые не зависят от деятельности предприятия), и внутренние, или эндогенные (которые зависят от предприятия). К основным экзогенными факторам финансового кризиса на предприятии можно отнести: ухудшение конъюнктуры экономики в целом; уменьшение покупательной способности населения; значительный уровень инфляции; нестабильность хозяйственного и налогового законодательства; нестабильность финансового и валютного рынков; усиление конкуренции или кризис в отрасли; усиление монополизма на рынке. Влияние внешних факторов кризиса, как правило, имеет стратегический характер. Они предопределяют финансовый кризис на предприятии, если менеджмент ошибочно или несвоевременно реагирует на них, то есть если отсутствует система раннего предупреждения и реагирования, одной из задач которой является прогнозирование банкротства, или такая система функционирует несовершенно [2, 3].

Можно выделить большое количество эндогенных факторов финансового кризиса. С целью систематизации их можно сгруппировать в такие блоки: низкое качество менеджмента; несовершенство организационной структуры; низкий уровень квалификации персонала; недостатки в производственной сфере; просчеты в области снабжения; низкий уровень маркетинга и потеря рынков сбыта продукции; просчеты в инвестиционной политике; дефицит финансирования; отсутствие финансово го контроля или несовершенство его организации [3, 4].

Мировой практике известно два противоположных подхода к

проблеме критерия банкротства. Первый подход - объективный: должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного времени.

Если должник под страхом ликвидации в результате банкротства не способен изыскать средства (например, реализовав часть дебиторской задолженности) для удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник не в состоянии функционировать в рыночных условиях; более того, его деятельность может нанести ущерб интересам кредиторов (как реальных, так и потенциальных). Описанный критерий получил название критерия неплатежеспособности либо потока денежных средств.

Второй подход к критерию банкротства заключается в том, что банкротом может быть признан должник, стоимость имущества которого меньше общего размера его обязательств. При этом не имеет значения, насколько размер задолженности превышает установленный законом минимальный для признания банкротства, насколько просрочена эта задолженность по сравнению с установленным минимальным сроком просрочки. При использовании этого критерия (он получил название критерия неоплатности либо структуры баланса) предприятие-должник имело возможность годами не исполнять свои обязательства, для чего нужно было делать только одно - поддерживать размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. Признать такого должника банкротом было невозможно, даже если он явно пользовался в своих интересах описанной ситуацией. Например, практике известны ситуации, когда должник погашал строго определенную часть задолженности - как раз такую, чтобы оставшаяся часть становилась меньше стоимости имущества. В случаях, когда речь шла о крупном дорогостоящем предприятии, соответственно и размер долгов был огромным.

Одним из наиболее действенных средств преодоления платежного кризиса и предотвращения банкротства предприятия является финансовая санация, целью которой является покрытие текущих убытков и устранение причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных мероприятий производственно-технического характера. Она должна осуществляться по таким основным направлениям как: реструктуризация активов, уменьшение (замораживание) затрат, увеличение выручки от реализации, что позволит повысить уровень платежеспособности предприятия и обеспечить его дальнейшее развитие.

Использованные источники:

1. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. №127- ФЗ.

2. Афоничкин А.И., Журова Л.И. Основы финансового менеджмента: Учеб.

пособие. В 2 ч. Ч 1. Методология финансового менеджмента. - Тольятти: Изд-во Волжского ун-та имени В.Н.Татищева, 2006. - 239 с.

3. Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий // Управление риском - 1999 г. - №3. - С. 13

4. Казиев К.В., Казиева Б.В. Применение кризис-прогнозных моделей в диагностике финансовой состоятельности предприятий. -[http://sciencebsea.bgita.ru/2007/ekonom_2007_2/kaziev_prim.htm] - Научная база знаний

5. Чалиев А.А. Банкротство компании. Курс лекций -[http://chaliev.narod.ru/bankrotstvo/] - Персональный сайт к.э.н. Чалиева А.А.

6. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учебн. Пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012, с186-189

УДК 338.583

Иваненко И.А., к.э.н., д.п.н. доцент, профессор кафедра «экономической теории и анализа»

Ибрагимов А.Р. магистрант

Башкирский государственный университет

Россия, г. Стерлитамак СТРУКТУРА И ВОЗМЕЩЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК Аннотация: в статье раскрывается сущность экономических издержек. Рассмотрены проблемы в планировании современных предприятий и оптимизации их работы с течением времени. Приведены методы снижения и возмещения издержек производства. На основании данных сделан соответствующий вывод.

Ключевые слова: Издержки, прибыль, себестоимость, объемы производства, оборотный капитал.

UDC338.583

Ivanenko I., Assistant professor, c.e.s., d.p.s. Professor of the Department of «Economic Theory and Analysis»

Bashkir State University Russia, Sterlitamak Ibragimov A., Magistr Bashkir State University Russia, Sterlitamak STRUCTURE AND COMPENSATION OF ECONOMIC COSTS. Abstract: The article reveals the essence of economic costs. Problems in the planning of modern enterprises and optimization of their work over time are considered. Methods of reducing and compensating production costs are presented. Based on the data, the corresponding conclusion is drawn. Keywords: Costs, profit, cost, production, working capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.