Научная статья на тему 'Банковское корпоративное управление: региональный аспект'

Банковское корпоративное управление: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / РЫНОК / КРИЗИС / РЕГИОН / БАНК / КОНКУРЕНЦИЯ / РИСК / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенюта О.Г., Яковенко С.Н.

Усиление внимания к корпоративному управлению в национальной и региональной банковской сфере вызвано в целом либерализацией и неустойчивостью финансовых рынков, возросшей конкуренцией, которые подвергают банки новым рискам, требуют постоянно обновлять способы управления бизнесом, чтобы выжить в условиях финансового кризиса, сохранить конкурентоспособность и успешно интегрироваться в международную финансовую систему. Основные тенденции и стратегические перспективы развития корпоративного управления в банковской системе Краснодарского края рассмотрены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковское корпоративное управление: региональный аспект»

Банковский менеджмент

банковское корпоративное управление: региональный аспект

о.Г. СЕМЕНЮТА, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой банковского дела Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

С.Н. ЯКОВЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанский государственный университет

С середины 2008 г. банковская система России функционировала в условиях острого дефицита ликвидности, вызванного общемировым финансовым кризисом, что обусловило обострение внутрибанковских проблем и существенное повышение рискового потенциала. Указанная ситуация потребовала от собственников банков корректировки стратегических планов развития, а от менеджеров — принятия оперативных управленческих решений; те банки, которые были лишены государственной поддержки, доступа к ликвидности и практически «брошены на произвол судьбы», указанные угрозы почувствовали особенно остро. Прежде всего, это касается банков, работающих на межрегиональном и региональном рынках.

Основные проблемы регионального банковского сектора проанализированы многими экспертами. Почти все они отмечают отставание российской банковской системы по степени институционального и экономического развития от общемировых банковских систем. Совершенно очевидно, что для выравнивания дисбаланса между банковской системой России и зарубежных стран, посткризисным развитием национального и регионального банковского сектора и темпами экономического развития страны необходимо решить целый спектр проблем общеэкономического и правового характера и, прежде всего, устранить

внутренние факторы, препятствующие пропорциональному развитию банковской сферы, ее инвестиционной привлекательности и антикризисным реформам.

Представляется, что универсальным инструментом, с помощью которого можно комплексно решать вопросы преобразования банковского сектора, является повышение качества управления банковской деятельностью — от управления каждой региональной кредитной организацией до управления их системой в целом [1]. Усиление внимания к корпоративному управлению в национальной и региональной банковской сфере вызвано в целом либерализацией и неустойчивостью международных финансовых рынков, возросшей конкуренцией и диверсификацией, которые требуют постоянно обновлять способы управления бизнесом и связанными с ним рисками, чтобы сохранить конкурентоспособность [2].

Учитывая явный дисбаланс в развитии регионального банковского сектора с преобладанием мелких и средних банков и медленным процессом консолидации в структуре корпоративного сектора, с доминированием крупных предприятий, требующих больших объемов внешнего финансирования, который происходит на фоне недостаточной капитализации банков, низкого уровня доверия вкладчиков, все это обусловливает консолидацию

банковского сектора, которая становится почти неизбежной и может привести во многих банках к изменениям в структуре собственников [3].

Госдума приняла во втором чтении законопроект о поэтапном повышении требований к минимальному размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» устанавливает, что если размер капитала банка по состоянию на 1 января 2007 г. был менее 90 млн руб., то банк обязан довести размер собственных средств до указанного размера к 1 января 2010 г., а к 1 января 2012 г. — до 180 млн руб. Поправки депутатов, предлагающих увеличение указанного срока и фактически означавшие оказание поддержки, прежде всего региональным банкам, были отклонены или отозваны.

Для почти половины из 700 кредитных организаций, не консолидированных в группы и холдинги, а это 300 региональных и межрегиональных банков, капитал которых будет менее 180 млн руб. к 1 января 2012 г. это будет означать принудительную ликвидацию. В Краснодарском крае из 17 действующих на 01.01.2009 самостоятельных кредитных организаций 5 имеют размер собственных средств (капитала) на уровне ниже 90 млн руб. и 9 — на уровне ниже 180 млн руб. Основные показатели деятельности самостоятельных кредитных организаций региона представлены в табл. 1.

Именно для этой группы банков особенно остро сейчас стоят вопросы выживания, которые могут быть решены только с принятием пакета мер, направленных на прирост капитализации. Крупные банки, имеющие доступ к национальным и международным финансовым рынкам, имеют возможность выпускать акции или облигации для поддержания непрерывного роста своей деятельности. У региональных банков такие возможности весьма ограничены. Они, как правило, не могут привлечь инвесторов из-за отсутствия соответствующей репутации, более низкого уровня платежеспособности. Кроме того, небольшие по размеру выпуски ценных бумаг плохо реализуются на открытом рынке, их размещение связано с большими издержками и рисками. Поэтому небольшим региональным банкам приходится полагаться на внутренние источники наращивания собственного капитала, использование которых в условиях кризиса весьма затруднено.

Дальнейшее посткризисное развитие и модернизация банковской системы невозможны без формирования в региональных кредитных орга-

Таблица 1

данные о размере активов и капитала самостоятельных кредитных организаций краснодарского края на 01.10. 20081

Кредитные организации региона Активы собственные средства (капитал)

текущее значение, млн руб. Прирост, % текущее значение, млн руб. Прирост, %

УралсибЮг банк АКБ 30 018,5 + 14,39 3 851,363 +29,39

Кубань-кредит 14 133,426 +28,35 2 186,799 + 15,59

Крайинвест-банк 12 319,809 +20,00 2 819,975 + 139,46

Первомайский АКБ 4 756,110 +23,96 321,759 +26,16

Юг-Инвестбанк 3 736,140 +0,34 456,949 + 18,60

Банк ЗЕНИТ -Сочи 1 527,265 +46,03 221,008 +74,53

Геленджик-банк 1 212,773 +23,18 118,605 +31,40

Крыловский АКБ 1 126,275 -12,55 137,51 +5,54

Кубанский универсальный банк 1 101,445 + 14,72 351,036 +23,07

Новопокровс-кий КБ 654,109 + 140,74 109,566 + 1266,32

Максвелл банк КБ 363,143 +22,82 56,803 + 13,17

Кубаньторгбанк КБ 320,129 + 15,00 109,267 + 174,92

Кубань-банк КБ 307,429 +43,72 90,566 0,45

Исток КБ 215,354 +33,33 59,809 +401,62

Кавказский Комсельхозбанк 208,450 -39,15 25,355 + 11,34

ИБК 195,778 +5,59 76,375 -2,77

Арвеста АКБ 55,306 -27,17 45,426 + 15,64

низациях системы корпоративного управления и внутреннего контроля, соответствующей международным стандартам и призванной обеспечить важную задачу, стоящую сейчас перед банковским сектором — прирост капитализации и повышение рыночной стоимости банковского бизнеса.

По оценке аналитиков №С (Международной финансовой корпорации), проводивших в 2003 — 2006 гг. исследование практики корпоративного управления в банковском секторе России, российский банковский сектор достигнет высших стандартов корпоративного управления только лет через десять [4].

Необходимым условием успешного послек-ризисного реформирования банковской системы России, в том числе и совершенствования кор-

1 Рассчитано автором по материалам обзора банковских ренкингов. URL: http://www.finmarket.ru.

поративного управления, является проведение последовательной государственной политики в этой области.

На уровне Центрального банка РФ и Правительства РФ были предприняты огромные усилия по продвижению реформ. В настоящее время ЦБ РФ переходит от метода, при котором он полагался на анализ отчетности кредитных организаций, к более качественному пруденциальному подходу, к оценке финансового состояния банков, включая принятие активных превентивных мер по решению проблем до их обострения. Происходит оптимизация надзорных функций Банка России «смещение фокуса» с формальной оценки количественных параметров на глубокую профессиональную и качественную диагностику. Одним из таких элементов совершенствования является грядущее внедрение института кураторского надзора, который поможет перейти от формального банковского надзора к содержательному, и особое значение будет иметь в регионах.

Так, Центральным банком РФ совместно с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ с 2005 г. реализуется программа переподготовки банковских кадров — «Куратор коммерческого банка — банковский менеджер», способствующая переориентации банковских работников надзорного блока в менеджеров новой волны, которые должны активно помогать кредитным организациям в их деятельности, а не заниматься лишь проверками и наказаниями. Эти изменения, наряду с не так давно принятыми документами в области корпоративного управления (письма ЦБ РФ от 13.09.2005 № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» и от 07.02.2007 № 11-Т «О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления»), способствуют развитию понимания в российском банковском сообществе того, что установление практики эффективного корпоративного управления становится неотложной потребностью.

Недавно ЦБ РФ издал нормативный акт, согласно которому все российские банки обязаны предоставлять точную и полную информацию о своих акционерах. Имеются позитивные указания на то, что большое число российских банков пытается идти дальше требований, налагаемых российским законодательством при разработке своих правил корпоративного управления и основывает свою деятельность в этой области на примерах наилучшей банковской практики и рекомендациях Базельского комитета. Принятие Кодексов безуп-

речной банковской этики многими российскими банками — еще одно доказательство этому.

В настоящее время в условиях турбулентности мировой экономики проблема оптимизации корпоративного управления кредитных организаций в целях достижения ими финансовой стабильности и эффективности функционирования приобретает особую актуальность, так как неэффективный менеджмент может привести банк к банкротству. Мировой финансовый кризис, затронувший российскую национальную и региональную банковские системы, потребовал сместить целевые ориентиры в области корпоративного управления и направить их на повышение капитализации банковского бизнеса.

Этим объясняется то внимание, которое уделяет Банк России, как орган банковского надзора, данной проблеме. Так, в «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» на период до 2008 г. отмечалось, что «в сфере корпоративного управления кредитным организациям особое внимание необходимо уделить: повышению качества корпоративного управления;развитию и повышению роли систем внутреннего контроля; достижению должного уровня прозрачности системы корпоративного управления, которая должна обеспечивать всем категориям заинтересованных пользователей, включая акционеров (участников), своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, обеспечению законных прав собственников, в том числе миноритарных». В продолжение указанной стратегической линии и в доказательство того, что указанная проблема недостаточно решена, в «Стратегии развития банковского сектора России до 2020 года», которая принята в конце 2008 г., отмечается, что: «...Среди прочих нерешенных задач стоит отметить отставание нормативно-правового регулирования российского финансового рынка от практики развитых стран в областях банковского корпоративного управления:

• препятствования инсайду и манипулированию ценами;

• проведения сделок с производными финансовыми инструментами;

• обеспечения секьюритизации банковских активов...» [5].

Основатель международного экономического форума, который в конце января 2009 г. проходил в Давосе и был посвящен проблеме поиска путей выхода из мирового финансового кризиса, Клаус Шваб (Klaus Schwab) объявил о «глобальной ини-

циативе реконструкции» для реформирования банковского, регуляционного и корпоративного управления.

Несмотря на то, что с точки зрения государственного надзора банковский рынок является достаточно отрегулированным, проблема достижения финансовой стабильности остается для российских банков острой и недостаточно изученной. Банк России лишь создает необходимые предпосылки формирования сильного финансового рынка и уменьшения ущерба от некачественного банковского менеджмента. Проблемы национальной банковской системы необходимо решать, прежде всего, изнутри — на уровне каждого регионального коммерческого банка, и делать это банки должны самостоятельно, рассчитывая только на свои силы на основе внедрения системы корпоративного управления. Инфраструктурное поле для этого имеется, рассмотрим это на примере основных тенденций развития банковской системы Краснодарского края.

Краснодарский край занимает 11-е место по вкладу в ВВП среди всех регионов РФ. Край входит в пятерку регионов-лидеров по инвестиционному потенциалу2. К 2025 г. прогнозируется опережающий рост в таких отраслях, как: туризм, транспорт, пищевая промышленность, информационно-компьютерные технологии, производство строительных материалов. Среднегодовой темп роста ВРП в 2009 — 2014 гг. с учетом финансового кризиса прогнозируется на уровне 106 — 108 % против 113 %, планируемых в начале 2008 .

Важнейшими стратегическими факторами, определяющими рост экономики края и его привлекательность для инвестиций в 2009 — 2014 гг., являются: проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 г., в рамках подготовки к которым в экономику края будут дополнительно инвестированы 313,887 млрд руб.; создание в Краснодарском крае особой экономической зоны курортно-рекреационного типа на Черноморском побережье. Планируемый объем государственных и частных инвестиций — до 50 млрд руб.3. Все это является объективной причиной активного роста потребностей региона в банковских услугах.

Банковский сектор Краснодарского края пока еще характеризуется организациями закрытого типа, в которых доминируют крупные акционеры из промышленного и финансового сектора, с нечетким различием между собственниками и

2 По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», 2007.

3 По данным Департамента финансового и фондового рынка Краснодарского края. URL:http://www.fmmarket.kubangov.ru.

менеджерами. Если в контексте классического корпоративного управления защита акционеров от ненадлежащих действий органов управления компанией стоит на первом плане, то в контексте регионального банковского сектора противоположность ролей часто является обычной нормой, когда организации нуждаются в «защите» от своих акционеров. Таким образом, тенденция к выделению в самостоятельные структуры и консолидации очевидна, которая еще больше подстегивается более привлекательными инвестиционными возможностями за пределами банковского сектора.

В настоящий момент дать однозначную оценку ситуации в региональном банковском секторе весьма затруднительно. Хотя банковский сектор Краснодарского края стал значительно объемнее, чем несколько лет тому назад, он еще очень мал по мировым меркам и не всегда развивается по международным стандартам корпоративного управления. Высокая динамика показателей деятельности банковского сектора при низком уровне корпоративного управления приводит к аккумулированию рискового потенциала, который под воздействием различных, порой чисто психологических факторов способен вызвать снижение степени взаимного доверия на межбанковском рынке и недоверие к банкам со стороны клиентов. Кроме того, неустойчивость международных финансовых рынков повсеместно потребовала усилить внимание банков и надзорных органов к эффективному контролю над операционными рисками.

По состоянию на 01.01.2009 в Южном регионе 115 действующих кредитных организаций, количество филиалов данного региона на территории России 108, банковская система Краснодарского края представлена 17-ю самостоятельными кредитными организациями и 108-ю филиалами кредитных организаций, из них: 18 филиалов региональных банков; 90 филиалов инорегиональных (в том числе 30 филиалов Сбербанка). В регионе действуют 2 банка с государственным участием и 3 кредитные организации, контролируемые иностранным капиталом, таким образом, конкурентное банковское поле достаточно обширное, особенно по уровню корпоративного управления. На начало 2008 г. по количеству действующих кредитных учреждений и филиалов Краснодарский край занимал 1-е место в ЮФО и 6-е по России. В банковском секторе края представлены интересы 24 из 30 крупнейших банков России.

Наблюдается тенденция снижения количества действующих самостоятельных кредитных органи-

Таблица 2

характеристика состояния банковской системы Краснодарского края

Наименование показателя На 01.01.2005 На 01.01.2006 На 01.01.2007 На 01.01.2008 На 01.01.2009

1. Количество действующих кредитных организаций края и их филиалов, филиалов инорегиональ-ных банков 131 132 127 117 115

2. Количество действующих самостоятельных кредитных организаций края 21 21 18 18 17

3. Количество филиалов действующих кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков, находящихся на территории региона, всего В том числе: 105 106 103 106 108

— расположенных в регионе вместе с головной кредитной организацией 23 23 19 19 19

— филиалы СБ РФ 30 30 30 30 30

— филиалы, головные банки которых находятся за пределами региона 52 53 54 57 58

заций края (с 21 в 2005 г. до 17 в 2009 г.) и филиалов кредитных организаций, зарегистрированных на территории края (с 23 в 2005 г. до 19 в 2009 г.). Среди действующих региональных кредитных организаций 11 являются акционерными, 6 — обществами с ограниченной ответственностью. Общая характеристика состояния банковской системы Краснодарского края представлена в табл. 24.

В последние годы кредитные учреждения региона эффективно развивались: увеличивались объемы банковских операций, ресурсный потенциал, объемы кредитования, повышался уровень капитализации, улучшались финансовые результаты деятельности. Несмотря на достигнутые положительные результаты, уровень важнейших показателей развития банковского сектора по сравнению с основными макроэкономическими параметрами развития экономики края остается невысоким и недостаточным для достижения требуемых ориентиров экономического роста, банковские технологии не соответствуют потребностям расширения объема и ассортимента, повышения качества выполняемых банками операций.

Когда почти 3 года назад №С начала работать с российскими банками в области совершенствования практики корпоративного управления, одним из самых существенных недостатков в деятельности российских банков был низкий уровень прозрачности и раскрытия информации. Например, 20 % респондентов, опрошенных в ходе проводимого №С в 2003 г. исследования уровня корпоративного управления в банках, ответили, что даже Централь-

4 По данным ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru.

ному банку РФ не известны все основные бенефициарные владельцы [4]. По сравнению с начальным этапом деятельности №С положение в кредитных организациях в настоящее время изменилось к лучшему. Во-первых, вследствие внедрения системы страхования вкладов и реализации других мер государственного регулирования, инициированных ЦБ РФ и ФСФР (вопросы допуска к размещению и обращению ценных бумаг на фондовых биржах), российские банки стали уделять больше внимания совершенствованию своей практики раскрытия информации. Повышение заинтересованности российских банков в размещении своих акций на российских и международных фондовых биржах или в выпуске облигаций на международных рынках капитала еще более повысило актуальность обеспечения прозрачности в банковском секторе.

Но, несмотря на это, имеется ряд факторов, сдерживающих внедрение стандартов корпоративного управления в региональной банковской системе. Они связаны с общей недоразвитостью цивилизованных рыночных отношений, а именно: сокрытием финансовых результатов деятельности и реальной стоимости активов потенциальными ссудозаемщиками; неготовностью населения к полноценному использованию банковских продуктов; недостаточным развитием отдельных видов банковских услуг; высокой стоимостью отдельных услуг; недостатком высокопрофессиональных кадров, владеющих знаниями в области корпоративного менеджмента; достаточно высокой инфляцией.

Руководители банков края осознают, что надлежащая практика корпоративного управления

помогает им привлекать стратегических инвесторов и средства на рынках капиталов, повышать эффективность работы, увеличивать темпы роста, особенно капитализацию, а также защищать права миноритарных акционеров и иных заинтересованных лиц, таким образом, обеспечивая доверие со стороны инвесторов и вкладчиков.

В результате исследования практики корпоративного управления в банковском секторе экономики Краснодарского края получены следующие основные выводы:

1. Региональные банки в целом соблюдают законодательные и нормативно-правовые требования и предпринимают предварительные шаги по совершенствованию корпоративного управления; но некоторые банки не имеют четко сформулированной миссии и стратегического плана развития; уровень корпоративного управления у региональных банков низкий; достоверная информация об их финансовом положении, доступная для клиентов, иногда отсутствует.

2. Банки Краснодарского края имеют достаточно стандартную для российской банковской системы структуру наблюдательных советов на уровне ниже оптимального (80 — 90 % составляют известные влиятельные представители крупного бизнеса региона, а принципы выдвижения кандидатов на должности членов наблюдательных советов не соответствуют наилучшей международной практике); кроме того, банки испытывают определенные трудности при распределении функций между членами наблюдательных советов и правлением. Негативными последствиями этого являются необоснованное вмешательство в деятельность организации аффилированных лиц, излишняя вовлеченность Совета директоров (наблюдательного совета) в оперативное управление банком, при котором, с одной стороны, вопросы стратегии и объективной оценки деятельности организации отодвигаются на второй план, а с другой — исполнительные органы лишаются необходимых полномочий для выполнения своих функций и не несут ответственности за результаты своих действий.

Не обладают достаточной прозрачностью отношения с аффилированными лицами, что обусловлено, с одной стороны, отсутствием в законодательстве требований о раскрытии такими лицами информации кредитным организациям о себе и своей деятельности, деловой репутации и финансовом состоянии, а с другой — формальным соглашением отдельных кредитных организаций к выявлению таких лиц и раскрытию соответствующей информации.

3. Низкий уровень формализации принципов корпоративного управления внутри банков (только 8 банков имеют свой внутренний Кодекс корпоративного управления, и только 6 из них раскрывают его содержание заинтересованным лицам).

4. Практически всем банкам края необходимо повышать транспарентность и информационную прозрачность своего бизнеса.

На фоне повышения уровня раскрытия информации, демонстрируемого некоторыми ведущими международными банками, региональным банкам целесообразно повысить и уровень раскрытия информации в части, касающейся структур корпоративного управления, финансов и операционной деятельности. Письмо ЦБ РФ от 13.09.2005 № 119-Т дает направление для формирования политики банка в области публичного раскрытия информации. Банкам, стремящимся выйти на международные рынки капиталов, рекомендуется внимательно ознакомиться с принципами обеспечения прозрачности банковской деятельности, разработанными Базельским комитетом. И письмо ЦБ РФ, и документ Базельского комитета — это всего лишь рекомендации, которые выходят за рамки действующего российского законодательства. Однако это не должно помешать какому-либо банку, особенно крупному, предпринять в этом направлении дополнительные усилия, повысив свою «прозрачность». Считаем необходимым, чтобы банки определенной величины в обязательном порядке становились публичными. Более того, следует законодательно ввести такое же условие и для «дочек» иностранных банков, чтобы в числе их акционеров обязательно присутствовали российские юридические и физические лица.

5. Банкам следует пересмотреть структуру и аналитические возможности внутреннего аудита и управления рисками, так как, в частности, система оценки рисков в банках региона не предусматривает оценку практики корпоративного управления у корпоративных клиентов.

6. Уровень капитализации самостоятельных банков Кубани невысок; одной из причин этого, помимо макроэкономических, является то, что акционеры некоторых региональных коммерческих банков не заинтересованы в увеличении уставного капитала.

Частично решить этот вопрос можно за счет институтов развития, создаваемых за счет средств государственных и квазигосударственных фондов на поддержание ликвидности и среднесрочного рефинансирования кредитных организаций, которые

должны входить в капитал региональных банков по той же методике, что и ЕБРР. Они должны участвовать в субординированном кредитовании и, таким образом, дополнительно повышать капитализацию региональных банков. Еще одно направление, которое может стимулировать рост капитализации, — это получение банками инвестиционной льготы: уменьшение налога на прибыль в той части, которая была направлена на увеличение капитала банка, об этом говорится и в Стратегии развития банковского сектора до 2020 г.

Укрупнение или консолидация банков, которые должны будут объединяться в банковские группы, также становится необходимой мерой для «выживания». Санаторами при этом могут выступать те банки, которые вошли в первую и вторую группу надежности, выделившиеся в условиях кризиса, о которых говорится в последнее время все чаще [6].

Ряд последних законопроектов, одобренных или обсуждаемых в настоящее время в Правительстве РФ и Парламенте, позволяют говорить о том, что механизмы выделения ресурсов, необходимых для реализации указанных направлений, поэтапно получают закрепление и государственную поддержку.

Правительство РФ, Центральный банк РФ должны конкретно рассмотреть еще такие вопросы корпоративного управления: как раскрытие информации об аффилированных сторонах, критерии «деловой репутации» для участников и владельцев кредитных организаций, конкретные требования по корпоративному управлению к руководству банков, а также к членам наблюдательных советов и т. д.

Основное направление перспективного посткризисного развития банковской системы Краснодарского края — это формирование устойчивой банковской инфраструктуры, развивающейся в соответствии с международными стандартами корпоративного управления, способной активно содействовать решению задач социально-экономического развития края, максимально обеспечивая потребности региона в банковских услугах.

список литературы

1. Мурычев А. В. Инновационное развитие корпоративного управления в банках России. — М.: РАГС, 2006.

2. ГрюнингХ. В., Братанович С. Б. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском. — М.: Весь мир, 2007.

3. Банковское дело / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. — 2-е издание. — ПИТЕР, 2008.

4. Аналитический отчет «Исследование практики корпоративного управления в банковском секторе России» — IFC, 2006. URL: http://wwwiifc.org.

5. Из выступления на Конференции Ассоциации региональных банков «Россия» Д. Н. Ананьева, Председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению. - М., 2008. - Май.

6. Аксаков А Г. Консолидация в банковском секторе: финансовый кризис и новое финансовое законодательство // Финансы и кредит. — 2008. — № 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.