БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
РЖ. БАЙБУЛАТОВ,
ведущий экономист Управления инспектирования Департамента Банковского Надзора Национального Банка Республики Казахстан,
научный работник кафедры "Банковское дело" КазГАУ
Переход к рыночной экономике и активизация роли государственной политики в денежно-кредитной сфере усилили влияние массы денег на уровень цен, сбалансированность совокупного спроса и предложения, способствовали повышению интереса к вопросам теории денег. Признание приоритета количества денег в установлении уровня цен и изменении эффективности производства составляет основное содержание количественной теории денег в обращении. Такое влияние денег отражено в уравнении обмена американского экономиста И. Фишера, которое стало частью неоклассического направления теории денег:
А/У = Р(2, (1)
где:
М - количество денег в обращении или денежное предложение;
У- скорость обращения денег;
Р - средний уровень цен товарных сделок;
0 - объем товарных сделок (национальный продукт).
В действительности изменение цен связано не только с количеством денег в обращении, но и с изменением стоимости товаров (издержек производства). Концепция количественной теории денег верна для стабильных величин скорости оборота денег (У) к объема товарных сделок (0, чего на практике не существует. Другой представитель количественной доктрины (кембриджской) английский экономист А. Пигу предлагает такую формулу предложения денег:
М — К х Р х Т, (2)
где:
М - количество денег;
К - доля годовых доходов, которую желают иметь в денежной форме;
Р - уровень цен;
К - физический объем производства.
Уравнение обмена позволяет понять, что если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с ростом производства товаров и услуг в той же степени, то роста цен не происходит. В реальной действительности скорость обращения денег то растет, то снижается в зависимости от объема производства и денежной массы. Со стабилизацией инфляции скорость оборота денег (среднегодовое количество оборотов денег в обращении) снизилась, например, в России с 10 до 8 раз [1], в Казахстане с 18 в 1995 году до 15,2 раз в 1999 году. Для государств с переходной экономикой снижение скорости оборота денег означает снижение роста цен (роста инфляции) в условиях значительного падения собственного товарного производства. Величина скорости оборота денег в государствах с развитой рыночной экономикой обычно не превышает 1 -2,5 раз [2].
Внутренняя способность экономики к саморегулированию, как правило, в период роста производства и загрузки мощностей, содействует повышению скорости обращения денег, а в период спада - ее снижению. На скорость обращения денег оказывает влияние уровень денежной наличности: чем больше наличных денег в обороте, тем ниже скорость их оборота [3]. В Казахстане удельный вес наличных денег в обращении вырос и составил в 1998 году - 46% против
41% в 1995 году. Движение денег сопровождалось неравномерной концентрацией денежных запасов в секторах экономики и преимущественным накоплением капитала в монополизированных отраслях и производствах. Произошел определенный отрыв процесса накопления в реальном секторе и в финансовой сфере. Денежные потоки, оторвавшись от материально-вещественных потоков, снизили инвестиционную активность воспроизводства в реальном секторе. Капитализация денежных ресурсов в банковской сфере шла в условиях инфляции, снижения реальной стоимости денег и склонности к накоплению в виде ликвидных средств.
Долгие годы экономисты ведут дискуссии относительно концепции денежно-кредитной политики, воздействующей на факторы экономического роста. В современной экономической теории сложились, в основном, два подхода к теории денег: модернизированная кейнсианская теория и количественная теория денег (монетаризм). В основе данных подходов заложена теория денег Дж. Кейнса [4]. И кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на размер валового национального продукта, но оценивают по-разному значение этого влияния и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев в основу денежно-кредитной политики должен быть положен уровень процентной ставки или спрос на деньги, а с точки зрения монетаристов - сам уровень предложения денег.
Основные положения кейнсианской теории денег основаны на следующем: рыночная экономика внутри себя представляет неустойчивую, переменчивую систему, в которой главная роль отведена государственному регулированию. В числе регуляторов важное место отведено монетарной политике государства; изменение в предложении денег является причиной изменения уровня процентной ставки, приводящее к изменению инвестиционного спроса, что через мультикативный эффект приводит к изменению номинального валового национального продукта (ВНП).
Основное теоретическое уравнение кейнсианской теории денег таково:
ВНП = С + 1+в +№, (3)
где:
С - потребительские расходы населения;
/ - инвестиции;
(7 - государственные расходы на покупку товаров и услуг;
ИХ - чистый экспорт.
Кейнсианцы в процессе государственного регулирования отводят основное значение бюджетной политике в деле стабилизации депрессивной экономики, изменению налоговой системы и структуры государственных расходов. В их понимании макроэкономические последствия монетарной политики в условиях спада производства, безработицы и инфляции весьма неоднозначны. Согласно кейнсианской концепции стимулирование монетарной политики снижением уровня реальной процентной ставки (процентной ставки за вычетом процента инфляции) увеличивает денежное предложение и ведет к увеличению инвестиционного спроса.
Согласно этому рост инвестиций увеличивает ВНП с мультипликационным эффектом. Приостанавливается спад производства и снижение безработицы, создаются условия роста доходов населения. При увеличении предложения денег возникает их кратковременный избыток. Население вкладывает возросшие денежные запасы на покупку товаров либо сберегает на вкладах в банках. Спрос на деньги растет, растут соответственно цены. Население и фирмы увеличивают количество наличности на счетах. Предложение денег растет, процентная ставка продолжает снижаться. Если уменьшить предложение денег, то равновесие устанавливается с ростом процентной ставки.
Однако наращивание денежного предложения чревато появлением эффекта "ликвидной ловушки", когда снижение процентной ставки до критического уровня приводит к потере ликвидности финансовых институтов. При таком положении новый виток инфляции делает равнодушной процентную ставку к росту предложения денег и разрывает причинно-следственные связи между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП, ведет к более разрушительному спаду производства и новым неплатежам.
Неокейнсианцы считают более эффективным "подстегивание спроса" на деньги при государственном регулировании уровнем инфляции, поскольку низкая инфляция является дополнительным генератором эффективного спроса. Между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами существует определенный временной лаг. Мгновенной реакцией рынка на увеличение предложения денег будет прежде всего рост цен (рост инфляции). Вслед за адаптацией к повышенным ценам возникает ожидание и повышенный спрос, связанный с предполагаемым дальнейшим ростом цен. Неоклассическая школа спроса считает это необхо-
димым условием рыночного равновесия. Между тем, последствия неокейнсианской концепции регулирования малопригодны для долгосрочного периода, поскольку усиливается инфляционное финансирование экономики на новом витке инфляции. Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - это внутренне устойчивая система, способная к саморегулированию. Он нисходит из наличия более тесной связи между массой денег в обращении и реальным ВНП, чем между инвестициями и ВНП. Главный теоретик этого направления М. Фридмен выдвинул "денежное правило сбалансированной долгосрочной монетарной политики", которое заключается в том, что государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина такого прироста определяется по уравнению М. Фридмена:
AM = AP + AY, (4)
где:
AM -среднегодовой темп прироста денег, процент на длительный период;
АР - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, процент на длительный период;
AY - среднегодовой темп прироста ВНП, процент на длительный период.
Денежное правило предполагает стабильный и умеренный рост денежной массы, приблизительно равный трехпроцентному уровню роста реального объема производства в долгосрочном временном интервале [5]. Введение монетарной политики в 1978 году в Англии и в 1980 году в США подтвердило денежное правило М. Фридмена: темп роста ВНП составил 3,5%, инфляция снизилась с10-20до5%.В Основных направлениях социально-экономической политики, разработанной Правительством республики и Национальным банком Казахстана на 2000 год, заложены параметры денежного правила трехпроцентного уровня роста валового внутреннего продукта, роста объема промышленного производства на 4% и сохранения индекса потребительских цен (инфляции) на уровне 12,9%.
Современная количественная теория модернизировала классические каноны. Теоретические денежные модели приобрели синтетические формы, включающие общие для обеих теорий элементы в государственной денежно-кредитной политике. Денежно-кредитная политика (анг,-monetary policy) - это политика правительства, воздействующая на количество денег, находящихся в обращении [5]. Положения монетаристской концепции в денежно-кредитной политике рес-
публики были реализованы частично в силу специфики экономики переходного периода (например, рост неплатежей при снижении денежной массы). На практике возобладала необходимость поиска компромиссных решений, увязки противоречивых тенденций, использования разумных эффективных мер для решения сложных проблем [6].
Во всех странах с переходной экономикой наблюдалось падение нормы сбережений населения, что отражало переход от принудительной системы сбережений планового хозяйства и товарного дефицита к самостоятельным сберегательным решениям домохозяйств. Дополнительным фактором снижения сбережений стало недоверие населения к финансовой системе после краха ряда крупных банков. В 1997 году, например в России, норма сбережений составила 8,3% [6], в Казахстане - по нашим расчетам - только 4% в 1998 году. Населением в первую очередь поддерживалось снижающееся потребление, а не сбережение.
Стабилизация инфляции и достаточно высокий уровень процента не создали должных стимулов для связывания сбережений, привлечения средств физических и институциональных инвесторов как через кредитные институты, так и через долгосрочные инструменты рынка корпоративных ценных бумаг, в частности акций и облигаций казахстанских предприятий. Без этого стала невозможна активизация развития реального сектора [6]. Продлить позитивность максимума экономической стабилизации не удалось по причине разразившегося мирового финансового кризиса и падения мировых цен на продукцию экс-портно-вывозящих производств, составляющих почти половину всего экспорта республики. Оживление деловой активности наметилось только с ростом мировых импортных цен на нефть и металлы и поиском резервов импортозамещения в промышленном производстве с середины 1999 года.
Таким образом, регулирование массы денег в обращении происходит в процессе различных мер денежно-кредитной политики, которая вобрала из различных концепций приемлемые периоду высокой инфляции рекомендации по управлению предложением денег и денежным спросом. В этом состоит основная особенность переходной экономики.
Подтверждением сочетания в концепции денежного регулирования методов ограничения спроса с последующей сменой на методы стимулирования спроса послужило введение свободного валютного курса и необходимость расширения чистых международных резервов банковской си-
стемы. В контексте косвенного контроля и регулирования денежного обращения решение центрального банка о поглощении или предложении резервов, использовании определенного набора инструментов для оказания воздействия на уровень банковских резервов, на краткосрочные процентные ставки и обменные ресурсы показателем целого ряда скоординированных мероприятий. По существу была осуществлена эффективная координация политики на институциональном (организационно-правовом) и на оперативном уровне.
В целях более эффективного функционирования банковской системы и решения проблемы оперативного регулирования, произошло выделение функций банковского надзора в самостоятельную службу со сложившейся методологической, информационной, аналитической и технической базой. Характер регулирования и вопросы регулятивных правил тесно смыкаются с проблемами денежно-кредитной политики государства, с макроэкономическим анализом последствий денежно-кредитной политики. По истечении ряда лет это позволяет исследовать реальную эффективность надзорных функций и пути ее повышения.
Банковский надзор в развитых странах развивался в ответ на финансовые кризисы, экономические события и политические явления. При существовании двухуровневой банковской системы центральный банк осуществляет надзор за механизмом денежных мультипликаторов или за эмиссией безналичных денег (вторичной эмиссией), которую производят банки второго уровня [1]. В условиях административно-командной экономики роль денег была подчинена совокупному определению различных издержек (материалов, амортизации, заработной платы и т.д.) на изготовление продукции. Преобладающая учетная и контролирующая роль денег способствовала сокрытию "подавленной инфляции", установлению неравновесных цен при потребительском товарном дефиците и иммобилизации ресурсов в товарные неликвиды. Директивно устанавливаемые цены оставались неоправданно стабильными при разбалансированном соотношении совокупного спроса и совокупного предложения.
В административно-распределительной экономике эмиссия наличных и безналичных денег производилась монопольно Государственным банком. В условиях рыночной экономики и двухуровневой банковской системы эмиссия безналичных денег осуществляется системой коммерческих банков, а эмиссия наличных денег - государственным центральным банком или Национальным
банком республики. При этом вторичной является эмиссия безналичных денег, которые поступают в оборот из банков посредством их кредитных операций. Эмиссионный механизм приводит в действие механизм денежного, кредитного, депозитного мультипликаторов.
Следует отметить, что в административно-распределительной экономике механизм банковских мультипликаторов не существовал в силу того, что наличный и безналичный оборот денег обслуживал распределительные отношения в государстве. При этом соотношение между наличным и безналичным оборотом устанавливалось государством, денежный оборот был централизован: его начальный и завершающий этапы сосредоточены в государственном банке. Безналичный оборот обслуживал преимущественно распределение средств производства через систему материально-технического снабжения, а наличный оборот - распределение предметов потребления в форме реализации продуктов и услуг. Распределительные отношения остаются только в сфере финансовых отношений, связанных с функционированием государственного и муниципального бюджетов, предоставлением кредитов центрального банка правительству и коммерческим банкам. Надо отметить, что в сфере кредитования роль Национального банка из года в год сужается. В кредитном процессе повышается значение банков второго уровня, как экономические институты, занимающиеся привлечением и размещением денег. Основную часть ресурсов составляет средства, привлеченные в виде депозитов (вкладов), также контокоррентных и корреспондентских счетов.
Рестрикционная денежно-кредитная политика переходной экономики, базирующаяся на отдельных положениях монетарной концепции регулирования, стимулировала ограничение спроса на деньги по сравнению с предложением товаров вплоть до периода введения свободного обменного курса национальной валюты в апреле 1999 года. Жесткой денежно-кредитной политикой удалось подавить темпы роста инфляции издержек. Но в этих краткосрочных условиях успел сформироваться неэластичный спрос на деньги относительно предложения денег, несмотря на снижение нормы минимальных резервных требований к банкам с 30 до 10%.
Снизилась скорость оборота денег, ускорился процесс оттока накоплений из реального сектора в финансовые операции спекулятивного характера. Понижение инвестиционной активности ускорило падение производства и рост неплатежей. Низкая монетизация валового внутренне-
го продукта (насыщенность экономики деньгами) способствовала отчасти снижению скорости обращения денежного агрегата М2. Банки регулировали свои текущие минимальные резервные запасы без существенных избыточных активов, предпочитая удовлетворять дополнительный спрос на деньги межбанковского рынка, минуя дорогие "короткие" деньги центрального банка. До середины 1995 года происходит усиленное воздействие монетарной политики, направленной на снижение и поддержание неизменной массы предложения денег. С середины денежно-кредит-ная политика государства приобретает более гибкий характер с усилением поддержки процентной политики [7]. На фазе оживления делового цикла потребовалась смена денежно-кредитного механизма краткосрочного регулирования по следующим причинам:
во-первых, надлежало увеличить финансовый инструментарий для ускорения безналичного оборота и накопления денег в финансовом секторе как для покрытия дефицита бюджета, так и для процесса капитализации банков;
во-вторых, на уровне денежного рынка повысилась необходимость увеличения числа профессиональных участников и институционального развития небанковских финансовых учреждений для преодоления риска ликвидности при переходе к формированию долгосрочного предложения денег;
в-третьих, на промежуточном этапе усилились методы косвенного регулирования посредством собственных процентных ставок и операций рефинансирования, изменились масштабы интервенций на открытом рынке и рынке валютных операций для выравнивания спроса и предложения денег по отдельным каналам движения денег;
в-четвертых, усилилось предложение денег на долгосрочных кредитных рынках и рынках долгосрочных капиталов для удовлетворения спроса экономики на деньги и кредиты. Исследование зависимости инфляции и количества денег в обращении в 83 странах мира показало высокую степень зависимости между количеством находящихся в обращении денег и скоростью инфляции [5].
В мировой экономической практике используются разнообразные регулирующие инструменты денежно-кредитной политики:
операции на открытом рынке, то есть на рынке ценных бумаг;
политика учетной ставки, то есть регулирование процента по займам банков второго уровня у центрального банка;
изменение норматива обязательных резервов.
Учетная ставка - это процент (у нас ставка рефинансирования), по которому Национальный банк предоставляет кредиты банкам второго уровня, выступая как кредитор в последней инстанции. Величина ставки процента начинает все более зависеть от спроса и предложения на кредитные ресурсы в силу развивающейся конкуренции между финансовыми институтами. Но, как известно, на величину процента оказывает влияние опять-таки уровень инфляции. Учитывая, что банковские активы за 1995 - 1998 годы выросли в 4,6 раза, а оптовые цены увеличились более чем в 140 раз и опережали рост цен на потребительские товары, процентная ставка за кредит сегодня - величина не столь значительная. Подобное увеличение цен сократило в 50 раз реальную прибыль промышленного производства. Хотя эконо-мисты-ученые считают уровень процентных ставок в республике высоким и, ввиду этого, тормозящим спрос на кредитные ресурсы [8]. В республике только со второй половины 1994 года впервые ставка рефинансирования Национального банка стала позитивной, то есть превышающей уровень инфляции, что позволило снизить инфляцию спроса. Выполнение требования МВФ по достижению положительной величины учетной ставки по централизованным кредитам Национального банка и ставки рефинансирования стало носить постоянный характер. В настоящее время установлена самая низкая для переходной экономики ставка рефинансирования в размере 18%. Это имеет важное макроэкономическое значение, поскольку обеспечивает равнодоступность кредитных ресурсов для различных секторов экономики, стимулируя в определенной степени инвестиционную политику.
Использование такого регуляторно-надзорно-го инструмента денежно-кредитной политики, как изменение нормы обязательных резервов, также проводилось в русле жесткой денежно-кредитной политики, направленной на сжатие кредитной эмиссии. Вначале был введен достаточно высокий норматив обязательного резервирования в размере 30% с постепенным снижением по мере уменьшения денежной массы и уровня инфляции. В Казахстане (и, к примеру, в России) норматив обязательных резервов сегодня выше, чем в других странах. В США банки, являющиеся членами ФРС, обязаны держать в ФРС 3% от остатков на счетах до востребования и депозитов. Лишь по некоторым остаткам величина резерва увеличивается до 12%. В Швейцарии норма обязательных резервов - 2,5% [5].
Высокая норма обязательных резервов устанавливается с целью:
обеспечить ликвидность банков;
уменьшить эмиссию кредитов при высокой инфляции;
расширить финансовые возможности центрального банка в области денежно-кредитного регулирования.
Для банков второго уровня резервирование по высоким требованиям означает удорожание стоимости привлеченных ресурсов. Дорогие ресурсы в свою очередь могут размещаться только в высокодоходные операции с высокой степенью риска. Постепенное снижение норматива обязательных резервов активизирует возможности по кредитованию экономики, соответственно, увеличивает предложение денег. Более высокий уровень резервирования средств в переходной экономике связан с проблемой поддержания ликвидности зарождающейся банковской системы и высокими рисками накопления денежного капитала банками, проблема которого до сего времени не преодолена в свете регулярного и вполне оправданного повышения требований Национального банка к величине собственного капитала банков второго уровня. До конца 2000 года банки обязаны иметь собственный капитал не менее 1 млрд тенге.
Операции центрального банка на открытом рынке позволяют ему посредством продажи либо покупки ценных бумаги, включая собственные ноты Национального банка, осуществлять регулирование вливанием либо изъятием денежных средств. При наличии излишка денежной массы в обращении Национальный банк начинает продавать собственные ноты, либо предлагать как оператор Министерства финансов государственные ценные бумаги банкам и другим финансовым институтам - первичным дилерам, изымая таким образом определенную часть денежной массы из обращения и сокращая банковские резервы. Кривая предложения сдвигается влево -процентная ставка растет. При недостатке денег в обращении Национальный банк начинает скупать ценные бумаги, проводя политику расширения предложения денег. Рыночная цена ценных бумаг возрастает. Кривая предложения сдвигается вправо, процентная ставка падает.
Управляющие инструменты денежно-кредит-ной политики: процентная ставка рефинансирования, ставка вознаграждения по тенговых краткосрочным кредитам и трехмесячным мекамам составляют основу механизма монетарного процесса Национального банка при контроле за денежной эмиссией.
С помощью подобных инструментов центральный банк непосредственно и по согласованию с
Министерством финансов формирует процентные условия, объемы предложения на денежном рынке в соответствии с монетарной политикой на данный период. Для этого он изменяет собственные процентные ставки в операциях рефинансирования и открытого рынка, принимает решения о моменте интервенции на денежном рынке. Одной из ключевых целей развития банковской системы является стремление сделать экономику менее уязвимой для финансовых потрясений, повышение ее гибкости и адаптированное™ к рыночным отношениям. Согласно экономической теории в переходный период монетарная политика представляет балансирующего характера систему мер денежной, кредитной и валютной политики, оказывающих влияние на товарную цену денег. Все решения, представленные в перечне средств достижения денежной, кредитной и курсовой политики оказывают воздействие на товарную цену денег. Регулирование стабильности денег становится макроэкономическим инструментом адаптации к рыночным условиям, инструментом усиления контроля сферы обращения денежных средств посредством двухканальной эмиссии денег (денежной массы) и скорости оборота денег.
Существующее в потенциале противоречие между денежной и кредитной политикой должно балансироваться регулированием стабильности денег и развитием экономики.
При девальвации национальной валюты центральный банк регулирует приток и отток национальной валюты на денежный рынок, сдерживая опасность инфляционных всплесков. Необходимо отметить вторую особенность механизма монетарной политики переходной экономики, характер интервенций которой отличается от более слаженного механизма операций в развитой рыночной экономике. К примеру, управление Немецким федеральным банком на денежном рынке проводится достаточно синхронно и эластично относительно изменения процентных ставок. Снижение процентных ставок, стимулирующее спрос на деньги, стерилизуется операциями Немецкого банка с ценными бумагами. В отличие от этого на казахстанском денежном рынке стоимость кредитных денег со стоимостью сделок по ценным бумагам представляют спрос с единичной эластичностью. Это означает, что если ставка вознаграждения по краткосрочным кредитам снижается на один процент, то величина спроса на ценные бумаги увеличивается на такой же процент, причем общий доход остается неизменным [9]. Использование рыночных денежно-кредитных инструментов в финансовых системах с неплате-
жеспособными учреждениями и с банковской системой, не завершившей пока процесс своего формирования, может вызвать сложные оперативные проблемы их ликвидности. В этом состоит третья особенность денежно-кредитного регулирования в переходной экономике. Постепенно контроль и регулирование денежного обращения смешается в сторону активного управления ликвидностью и качественного финансового менеджмента в банках. Повышается роль и значение банковского надзора за функционированием денежных потоков в пределах установленных норм и требований.
Государственная надзорная политика по отношению к банкам в разных странах ведется по-разному и имеет свои особенности. Ни одна из них не умаляет роли государства как гаранта стабильности банковской системы, имеющей первостепенное значение. Разумное регулирование и банковский надзор призваны устранять или максимально уменьшать опасность общей нестабильности. В разных странах используются разные модели регулирования и надзора над банковской деятельностью. Их объединяет цель регулирования предложением денег, предотвращения финансовой нестабильности и принятия механизма регулирования, направленного на повышение эффективности и прибыльности финансового посредничества.
Поскольку банки выполняют посреднические функции в качестве собирателей депозитов и распределителей кредитов, то они несут ответственность за опасность изъятия депозитов и потерю доверия депозиторов. Депозиторы могут быть спровоцированы получением неполной либо неточной информации и слухами, касающимися финансового положения банков. Банкротство крупного банка либо серия последующих ликвидационных процессов могут вызвать резкое изменение предложения денег крах платежной системы, серьезное расстройство экономики, возникновение явных либо скрытых долгов правительства.
Государственная политика по отношению к банкам в форме денежно-кредитной политики систематизирована на базе ряда законодательных актов, постановлений и инструкций, издаваемых
правительством и Национальным банком республики. По своей сущности все эти документы делятся на акты разумного либо экономического регулирования [10]. Разумное регулирование как бы кодифицирует государственную политику в области банковского дела. Такому регулированию подлежат, как известно, пределы рисков кредитования, уровни минимального капитала, степень ликвидности. С другой стороны, экономическое регулирование направлено на достижение макроэкономических показателей через инструменты денежно-кредитной политики. И надзор представляет систему средств, с помощью которых государство добивается исполнения банками требований денежно-кредитной политики.
Список литературы
1. Усоскин В.М. Денежный мир Милтона Фрид-мена. - М., 1989.
2. Сенчагов В. Денежная масса и факторы ее формирования // Вопросы экономики, 1977, № 10.
3. Die Deutshe Bundesbank. Немецкий федеральный банк. Денежно-политические задачи и инструменты: Специальное издание Немецкого федерального банка. - М.: Республика, 1993.
4. Кейнс. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
5. Долан Эдвин Дж. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - Санкт-Петербург, 1994.
6. Нурланова Н.К. Региональная инвестиционная политика. В кн. Региональная политика Республики Казахстан. - Алматы: Институт экономики МН-АН РК, 1998.
7. Экономическая теория. Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос, 1999.
8. Турысов К. Т., Есентугелов А. Экономические реформы, состояние экономики, пути и перспективы экономического развития. - Алматы, 1996.
9. Долан Эдвин Дж., Лидсней Дэйвид Е. Рынок. Микроэкономическая модель. - М., 1996.
10. Соколинская Н.Э. Банковская деятельность за рубежом // Экономика и коммерция, 1993, № 2, 3.