Научная статья на тему 'О классификации методов денежно-кредитной политики'

О классификации методов денежно-кредитной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2852
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О классификации методов денежно-кредитной политики»

Денежно-кредитная политика

О КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

С. К. СЕМЕНОВ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономического анализа АстраханьНИПИгаза, доцент Астраханского государственного технического университета

Денежно-кредитная политика: цели и методы.

Денежно-кредитная политика — одно из главных направлений государственной экономической политики; мероприятия по государственному управлению денежным обращением и кредитом, осуществляемые центральным банком в определенных сочетаниях и направленные на сдерживание инфляции и устойчивое развитие экономики.

Входе денежно-кредитной политики регулируется в основном спрос на деньги или предложение денег (денежная масса). Для первого, в первую очередь, используется управление ценой денег - краткосрочными процентными ставками: высокие процентные ставки ограничивают спрос на деньги, в частности кредитование; низкие, напротив, его стимулируют. Однако более контролируемым (но не всегда более эффективным) является управление предложением денег, так как центральный банк обладает монополией на налично-денежную эмиссию и большими возможностями эмитировать безналичные деньги по сравнению с коммерческими банками. Предложение денег чаще всего определяется центральным банком через регулирование количества денег - агрегатов денежной массы или в основном денежной базы (компонентов денежной базы).

Денежно-кредитная политика осуществляется набором стандартных инструментов, используемых в разном сочетании во всех странах мира. Вместе с тем некоторые методы в отдельных государствах не используются, зато применяются специфические национальные инструменты, например отечественный метод - эмиссия облигаций Центрального банка России.

Основная цель денежно-кредитной политики называется первичной (конечной).

Во времена золотого стандарта первичной целью являлась стабилизация цены на золото, т.е. поддержание фиксированного валютного курса. С утверждением плавающих валютных курсов первичной целью стала в большинстве стран мира ценовая

стабильность, под которой подразумевается столь небольшой рост цен (незначительная инфляция) в течение длительного промежутка времени, который не учитывается субъектами экономики.

Принципами (нормами) проведения денежно-кредитной политики являются:

выбор явного номинального «якоря» денежно-кредитной политики в виде промежуточной цели центрального банка;

• независимость центрального банка;

• подотчетность центрального банка обществу, чаще всего в лице парламента;

• открытость денежно-кредитной политики.

В ходе денежно-кредитной политики центральный банк осуществляет таргетирование промежуточных целей - устанавливает количественные ориентиры целевой переменной и применяет все функционирующие методы денежно-кредитного регулирования д ля достижения утвержденного ориентира.

Обеспечение достижения первичной цели осуществляется центральным банком через таргетирование промежуточных целей:

• таргетирование инфляции: промежуточная цель денежно-кредитной политики может не устанавливаться, совпадать с первичной целью, или ею является прогноз инфляции;

• таргетирование процентной ставки: промежуточная цель — процентная ставка;

• денежное таргетирование: промежуточная цель — определенные денежные агрегаты и/или денежная база и/или даже их компоненты в виде установления ориентиров прироста;

• таргетирование номинального дохода: промежуточная цель — прирост номинального ВНП (или ВВП).

Со второй половины 1970-х гг. большинство стран отказались от таргетирования процентной ставки и валютного курса и перешли к денежному таргетированию, которое также оказалось малоэффективным. Наибольшую эффективность

проявило инфляционное таргетирование, отказов от которого не наблюдалось.

Промежуточные цели бывали неявными, когда центральные банки публично не объявляли о целях денежно-кредитной политики, и явными, которые широко используются лишь в последние десятилетия.

Большинство центральных банков применяют таргетирование нескольких явных целей денежно-кредитной политики.

Следующее, основное, место в иерархии целей денежно-кредитной политики занимают оперативные (тактические) цели, которые используются для повседневного тактического денежно-кредитного регулирования.

Операционные цели определяются режимом денежно-кредитной политики (характером индикативных переменных или промежуточных целей) и, в свою очередь, формируют комплекс используемых инструментов денежно-кредитной политики.

Операционные цели утверждаются на конкретный отрезок времени (горизонт таргетирования), которому соответствует конкретное количественное значение цели.

Центральные банки при реализации денежно-кредитной политики могут прибегать к косвенному или прямому регулированию.

Прямыми инструментами, отражающими прямую связь метода и операционной цели (объекта регулирования), центральный банк устанавливает либо лимитирует ценовую или количественную переменную. Косвенные методы влияют на операционную цель (объект регулирования) косвенно

— через изменение рыночной конъюнктуры.

Большая часть эмиссионных банков в 1970-е гг. использовала прямые методы; с начала 1980-х гг.

- развитые страны, а с 1990-х - многие другие страны перешли на косвенные инструменты. Такова общая тенденция. Это связано в основном с глобализацией мировой экономики и финансов, что сделало прямые методы недостаточно эффективными, хотя они и продолжают использоваться в большинстве развивающихся и переходных государств, в частности из-за дешевизны их реализации. Иногда прямые и косвенные инструменты используются одновременно1.

Классификация методов денежно-кредитной политики. Единая государственная денежно-кредитная политика представляет собой комплекс соответствующих инструментов, объединенных в единое целое и действующих одновременно в определенных сочетаниях и взаимодействии. Поэтому предлагаемая классификация методов денежно-кредитной политики (таблица) предполагает не обособление

1 Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: взгляд изнутри // Дайджест-Финансы. 2002. № 7. С. 41 - 45.

инструментов, а, напротив, их группировку по определенным признакам, установление взаимосвязи и взаимозависимости, а также отражение характерных особенностей и анализ действия.

В основу классификации положена группировка инструментов по значимости: базовые и дополнительные.

Базовые методы используются (или использовались - классификация проводится в историческом аспекте) в большинстве стран, включая развитые, формируют основные направления денежно-кредитной политики, обладают эффективным влиянием на денежно-кредитные отношения и экономику в целом, например операции на открытом рынке.

Дополнительные (второстепенные) методы как бы дополняют базовые, их действие может и не иметь четко выраженного эффекта. Например, депозитные операции адсорбируют излишнюю ликвидность как результат действия других, эмиссионных методов денежно-кредитной политики (рефинансирование), поэтому эти операции вторичны, производны от основных. Иногда дополнительные инструменты отражают национальные особенности денежного обращения и кредита (в таблице - национальные особенности России выделены курсивом. Например, методы организации налично-денежного обращения и использование профицита государственного бюджета для стерилизации ликвидности в России).

Далее используется классическая классификация: подразделение методов на прямые и косвенные (принципы отнесения изложены выше).

Указаны переменные, на которые действуют конкретные инструменты, или основные операции метода с их характеристикой (и характеристикой соответствующих методов) в последующих графах.

Экономическая сущность инструмента определяет, каким является метод (операция): денежным, кредитным, или одновременно денежным и кредитным (денежно-кредитным). Например, лимитирование кредитования — кредитный.

Направленность отражает направление действия метода (конкретной операции метода) на функционирующую денежную массу. Функционирующая денежная масса - предлагаемое новое понятие, под которой понимается денежная масса, реально обслуживающая экономику, т.е. денежная масса в обращении за вычетом «неработающих» компонентов: в частности, средств на счетах обязательных резервов, в депозитах центрального банка и др. К примеру, при депозитных операциях центрального банка денежная масса в обращении не изменится, а функционирующая сократится. Направленность отражает, только ли уменьшается функционирующая денежная мас-

м о

Классификация и характеристика инструментов денежно-кредитной политики России

е в я

о Е

н «

41

■Е

1ч К н

Значимость

1. Базовые

2 До пол -нительные

Действие метода

А. Прямые

Б. Косвенные

Название метода

1.А.1. Прямые количественные ограничения

1 .А.2. У становление ориентиров роста денежной массы

1.Б.З. Рефинансирование

1.Б.4. Процентные ставки

1.Б.5. Резервные требования 1.Б.6. Операции на открытом рынке

1.Б.7. Валютное регулирование

2. Б. I. Депозитные операции

2.Б.2. Обязательные экономические нормативы

2. Б.З. Эмиссия облигации Банка России

2. Б. 4. Профицит бюджета

2. Б. 5. Методы организации налич-но-денежного обращения

Переменные или основные операции

Прямое регулирование процентными ставками: максимальный уровень ставок по отдельным видам операций; «Замораживание процентных ставок» и пр. Лимитирование кредитования и др.

Таргетирование денежной базы. Таргетирование денежных арегатов.

Кредиты: ломбардный, внутридневной, овернайт и др. Операции прямого РЕПО. Валютный своп

Учетная ставка.

Сигнальные функции учетной ставки. Налогообложение: процентов по депозитам со ставкой выше учетной; и из прибыли процентов по кредитам со ставкой выше учетной (сочетание денежно-кредитной и налоговой политики). Кредитные ставки. Депозитные ставки.

Ставки по операциям с ценными бумагами Нормативы обязательного резервирования

Купля-продажа ценных бумаг. Операции прямого и обратного РЕПО

Валютные интервеции. Валютный своп

Депозитные аукционы Депозитные операции

Достаточность собственного капитала (Н1). Ликвидность активов (Н2, НЗ, Н4, Н5). Предоставление крупного кредита (Н6, Н7, Н9.1, Н10.1)

Использование капитала банка для приобретения акций

(долей) других компаний (Н12)

Продажа Банком России собственных облигации

Аккумуляция средств профицита госбюджета на счетах в Банке России (сочетание денежно-кредитной и бюджетной политики)

Предельно допустимая сумма расчетов предприятий наличностью.

Кассовый контроль.

Лимит остатка кассы предприятия.

Минимально допустимая сумма наличности в кассах банков

Экономическая сущность

Де нежно - кредитн ы й Денежно-кредитный

Кредитный Денежный

Денежно-кредитный Кредитный Денежный Денежный

Денежно-кредитный налог. Денежно-кредитный

Денежно-кредитный и налоговый

Кредитный Денежный Денежный Денежный

Денежный

Денежный

Денежный

Денежно-кредитный

Денежный Денежный Кредитный

Денежный Денежный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Денежный и бюджетный Денежный

Направленность

Т

1 (уменьшение) 1 (уменьшение)

I (увеличение)

1 (увеличение)

1 (уменьшение)

2

1 (уменьшение)

] (уменьшение) I (умеиыиение)

1 (уменьшение)

Форма

Эмиссиононная и неэмиссионная Эмиссиононная и неэмиссионная

Эмиссионная Эмиссионная

Эмиссионная

Эмисионная и неэмиссионная Эмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионный

Эмиссионная Неэмиссионная Эмиссионная Эмиссионная

Эмиссионная

Эмиссионная

Неэмиссионная

Эмиссиононная и неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Эмиссионная

Неэмиссионный

Эмиссионный

Неэмиссионный

Неэмиссионный

Объект

Спрос и пред-

ложение

Спрос

Предложение Предложение

Предложение

Спрос

Спрос и предл. Предложение

Спрос и предложение

Предложение

Предложение

Предложение Предложение

Спрос

Характер

Администрати вн ы й

Административный

Рыночный

Административно-

рыночный

Рыночный

Рыночный

Административный

Рыночный Рыночный Рыночный Административный

Рыночный

Рыночный

Рыночный

Административный

Рыночный Административный

Административный

№ X

О *

X

о

к

тз ф

ь

Ч X 0)

я □

о ь

Ч Ж

ш

го

со

СП

ю о о сл

са, либо только увеличивается под воздействием метода денежно-кредитной политики (операции метода) — однонаправленный метод; например рефинансирование. Либо двунаправленный метод, с помощью которого можно поочередно расширять или сужать функционирующую денежную массу, например нормативы обязательного резервирования.

Форма воздействия метода - эмиссионная, когда метод (операция) вызывает (сопровождается) эмиссию денег (например, рефинансирование), и обратная - неэмиссионная; к примеру обязательные экономические нормативы.

Объект воздействия инструмента — спрос на деньги, или предложение денег. Иногда одни методы (операции) воздействуют на спрос, а другие -на предложение. Спрос и предложение денег будут уменьшаться (увеличиваться) так же, как направленность воздействия инструмента.

Характер воздействия — рыночный, предполагающий экономические стимулы; и административный - властное принуждение, санкции за нарушение норм, финансовые репрессии и т.д. Пример последних — прямые количественные ограничения.

Особенности денежно-кредитной политики России. Управление денежным оборотом и кредитом (а через последние в определенной степени и экономикой в целом) производится Банком России в соответствии с основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики, которая формируется, согласовывается, в частности с Правительством РФ, утверждается эмиссионным банком в порядке, определенном законодательством.

Центральный банк РФ, имеющий монопольное право эмиссии наличных денег, отвечает за стабильность денежного оборота.

Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определены порядок подготовки и принципы проведения денежно-кредитной политики, а также ее методы, большинство которых используется и в западных государствах.

Основные инструменты денежно-кредитной политики определены ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной

массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России проводит денежно-кредитную политику исходя из необходимости создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов - базовых для устойчивого экономического роста. Поэтому главными целями единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместное Правительством РФ, являются устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

В соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2006 г., согласованными с Банком России, предполагается постепенное снижение темпов инфляции до 6,5 - 8,5% в 2005 г. и 5,5 - 7,5% в 2006 г.

Такая траектория инфляции в рамках намеченной на этот период бюджетно-налоговой политики представляется реальной, и Банк России ставит цель обеспечить указанную динамику инфляции с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Исторический опыт многих стран, в том числе и современный российский, показывает, что переход к политике таргетирования инфляции, применяемой многими центральными банками, требует отказа от политики управляемого плавающего валютного курса, которую Банк России проводил в последние годы. Кроме того, в формировании индекса потребительских цен все еще высока роль регулируемых цен, динамика которых лежит вне сферы воздействия Банка России, но которые могут исказить выстроенную в соответствии с монетарными зависимостями прогнозную траекторию инфляции. На современном этапе Банк России не считает возможным отказаться от политики управляемого плавания валютного курса, так как слишком быстрый переход в условиях относительно высоких цен на нефть от режима управляемого плавания к режиму плавающего обменного курса может привести к резкому изменению относительной привлекательности активов, номинированных в российской и иностранной валюте. Предоставление возможности домашним хозяйствам и предприятиям адаптироваться к изменяющимся показателям стоимости рубля в такой ситуации, по мнению Банка России, необходимо.

По мере создания стабилизационного фонда Правительства Банк России считает необходимым

последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Сокращение необходимости в проведении интервенций Банка России на валютном рынке позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции. Кроме того, сокращение интервенций на валютном рынке повысит роль процентной политики Банка России. Такая политика будет способствовать стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.

При проведении политики управляемого плавания валютного курса роль процентной политики Банка России в управлении инфляционными процессами существенно ограничена, однако использование процентных ставок может быть эффективным для предотвращения чрезмерного притока краткосрочного портфельного капитала и стерилизации избыточной ликвидности с помощью операций на открытом рынке.

Таким образом, воздействие на уровень инфляции осуществляется Банком России посредством комбинированного использования трех основных инструментов денежно-кредитной политики: выбора курсовой политики, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения в соответствии с параметрами денежной программы, установления краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.

Несмотря на снижение эффективности использования показателя денежной массы в качестве промежуточной цели для достижения запланированного уровня общей инфляции, динамика и структура денежной массы остаются важными ориентирами для оценки текущих монетарных условий, инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции.

Для достижения конечной цели денежно-кредитной политики Банк России должен располагать системой инструментов, позволяющих обеспечить сбалансированное и относительно устойчивое состояние денежно-кредитной сферы при различных сценариях экономического развития. Набор инструментов денежно-кредитной политики и система их применения должны обеспечивать Банку России возможность не только регулировать уровень свободных денежных средств банковской системы (сглаживать краткосрочные конъюнктурные колебания ликвидности), но и формировать совокупное предложение денег надолгосрочную перспективу так, чтобы его динамика в наибольшей степени зависела от действий Банка России, предпринимаемых для устранения ожидаемых диспропорций между спросом

и предложением денег. Поэтому Банк России должен располагать инструментами как для абсорбирования избыточной ликвидности, так и для предоставления денежных средств кредитным организациям.

Принципы формирования системы инструментов денежно-кредитной политики и ее основы заложены в 2002 - 2003 гг. Опыт данного периода показывает, что необходимо продолжить реализацию политики активного применения рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования. При этом будет продолжена работа, направленная на создание равных условий доступа к инструментам денежно-кредитного регулирования для всех кредитных организаций — участников рынка.

В целях связывания ликвидности Банк России намерен регулярно проводить аукционы по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа на срок от 28 дней до шести месяцев, а также депозитные аукционы по привлечению средств кредитных организаций на срок от двух недель до трех месяцев. В целях относительно долгосрочного "связывания" свободных денежных средств и расширения спектра финансовых инструментов планируется выпуск облигаций Банка России на срок до одного года. Решению этой задачи будут служить и операции по прямой продаже государственных облигаций Банком России из собственного портфеля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Банк России сохраняет окна постоянного доступа для размещения свободных средств кредитных организаций в депозиты в Банке России на основе проведения депозитных операций с использованием системы "Рейтере-Дилинг" на установленных стандартных условиях по фиксированной процентной ставке.

В целях сглаживания конъюнктурных колебаний уровня ликвидности Банк России намерен активно развивать различные виды операций по предоставлению ликвидности.

Банк России продолжил целенаправленное формирование системы инструментов денежно-кредитной политики, которые используются в условиях значительного уровня банковской ликвидности. Для обеспечения возможности более гибко и эффективно воздействовать на изменение состояния денежно-кредитной сферы, в том числе на уровень процентных ставок межбанковского рынка, проводилась политика активного использования рыночных инструментов на основе сочетания операций по краткосрочному предоставлению ликвидности банкам с применением механизмов средне- и долгосрочной стерилизации временно свободных денежных средств. При этом высокий уровень свободной ликвидности обусловил приоритет стерилизационных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.