Научная статья на тему 'Банковский менеджмент, его понятие и элементы'

Банковский менеджмент, его понятие и элементы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7603
829
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / БАНКОВСКОЕ ДЕЛО / БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ТЕОРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / BANK / BANKING / BANKING ACTIVITIES / CONTROL SYSTEM / CREDIT ORGANIZATION / FINANCIAL STABILITY / LIQUIDITY MANAGEMENT / MANAGEMENT / SUPERINTENDENCE / THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилова Анастасия Александровна, Городничева Мария Алексеевна

В данной статье мы рассмотрим теоретические основы банковского менеджмента, его элементы и экономическую сущность. Менеджмент это наука о наиболее рациональной системе организации и управления. Значимость менеджмента в индустриально развитых странах была уже осознана в 30-е гг. XX столетия. Банковский менеджмент это автономный вид профессиональной управленческой деятельности, которая направлена на достижение конкретных целей посредством рационального использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов. Использование банковского менеджмента предусматривает решение конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли. Он обусловлен банковской деятельностью в рыночных условиях, когда результат управленческой и банковской деятельности получает оценку в процессе проведения различных банковских операций. Банковский менеджмент это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутри банковский аудит и контроль и т. д. Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANK MANAGEMENT, CONCEPT AND ELEMENTS

In this article we will discuss the theoretical foundations of the bank management, its elements and the economic substance. Management the science of the most rational system of organization and management. The importance of management in industrialized countries has already been realized in the 30-ies XX century. Bank management a kind of professional self-management activities aimed at achieving specific goals through the use of bank management and labor with the use of their specific principles, functions and methods. The use of bank management provides a solution to the specific bank, financial, social and psychological problems that arise in the course of economic activity and to obtain profits. It is due to banking activities in market conditions, when the result of management and banking is assessed in the course of various banking operations.Bank management a practical activities related to the direct control of the implementation process of its commercial bank functions. In this respect, the bank acts as a management system for the development of control actions on the object management: active and passive operations, cash settlement transactions, the performance of regulatory financial and economic indicators, intra audit and control and so on. Banks must constantly respond to the changing demands of the market, its clientele, nonbank financial institutions, and the aggravation price competition. The constant development of new areas of banking activities in the development and implementation of banking products and services inevitably encounters difficulties caused by lack of proper interaction between the functional units of the bank, the exchange of information between them and coordinate their efforts.

Текст научной работы на тему «Банковский менеджмент, его понятие и элементы»

ing should take place in strict compliance with existing legislation governing the relevant part of the banking activities that directly or indirectly affect the ability of banks to carry out investment in certain types of active operations. The main types of active operations of the bank are: credit (lending) operations; stock exchange transactions; settlement (payment and settlement) operations, investment operations the Bank's investments of its assets in shares or units; commissions and guarantee operations. The economic importance and urgency of this issue - the issue of active operations and determined the writing of this article, which aims to explore the theoretical level the nature and significance of active operations of commercial banks, as well as analyze the practice of implementation of these operations.

Keywords: active, active operations, bank, revenue, profitability, quality, credit institution, liquidity, management, operation, principles of management, governance, risk level.

УДК 336 © 2015

БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ

А. А. Курилова, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» М. А. Городничева, студент 4 курса кафедры «Менеджмент организации»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим теоретические основы банковского менеджмента, его элементы и экономическую сущность. Менеджмент - это наука о наиболее рациональной системе организации и управления. Значимость менеджмента в индустриально развитых странах была уже осознана в 30-е гг. XX столетия. Банковский менеджмент - это автономный вид профессиональной управленческой деятельности, которая направлена на достижение конкретных целей посредством рационального использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов. Использование банковского менеджмента предусматривает решение конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли. Он обусловлен банковской деятельностью в рыночных условиях, когда результат управленческой и банковской деятельности получает оценку в процессе проведения различных банковских операций. Банковский менеджмент - это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутри банковский аудит и контроль и т. д. Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий.

Ключевые слова: банк, банковское дело, банковская деятельность, кредитная организация, менеджмент, система управления, теория, управление, управление ликвидностью, финансовая устойчивость.

Переориентация банковской деятельности со спекулятивного бизнеса в сферу реальной экономики требует организации системы внутреннего контроля всей деятельности банка. Поэтому в данный момент перед коммерческими банками на первый план выдвигается необходимость повышения качества банковского менеджмента и всех его составляющих: риск-менеджмента, финансового менеджмента, организации и маркетинга.

Банковский менеджмент - это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ [1, с. 40].

К микроэкономическим целям относятся устойчивость банковского учреждения, сохранность и до-

ходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические цели находятся в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент позволяет банку не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, ведущим к банкротству, но зачастую адаптирует их к своим целям. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.

Банк как коммерческая организация ставит своей задачей получение прибыли, которая обеспечивает устойчивость и надёжность его функционирования и может быть использована для расширения его деятельности. Ориентация на прибыльность операций

всегда связана с различными видами рисков, которые при отсутствии системы их ограничения могут обернуться убытками. Неэффективное управление рисками в банковской деятельности может привести учреждение к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и граждан. Поэтому любой банк при определении стратегии своей деятельности должен сформировать такую систему мероприятий, которая направлена на получение прибыли и одновременно максимально учитывает возможности предотвращения потерь при осуществлении банковской деятельности [2, с. 7].

Успешное решение проблемы оптимизации соотношения «прибыльность-риск» при проведении кредитных операций банка во многом определяется применением эффективных приёмов банковского менеджмента.

Умение рисковать в разумных пределах - один из элементов культуры предпринимательства в целом, а банковской в особенности. Надежность управления банком определяется следующими характеристиками:

• компетентностью руководства в стратегическом анализе, планировании, разработке политики и в управленческих функциях;

• качеством планирования;

• управлением рисками (кредитными, процентными, валютными);

• управлением ликвидностью банка;

• управлением человеческими ресурсами;

• созданием систем контроля: аудит и внутренний аудит, мониторинг доходности, ликвидности рисков;

• единой информационной технологией: комплексной автоматизацией документооборота, бухгалтерского учета, текущего анализа и контроля, стратегического планирования [3, с. 13].

Совокупность перечисленных выше условий проявляется при реализации банковского менеджмента и его составляющих.

Банковский менеджмент - научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.

Банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков. Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:

• управление финансово-экономической деятельностью банка (финансовый менеджмент);

• управление персоналом [4, с. 252].

Направления банковского менеджмента

Содержание банковского менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.

Общее планирование позволяет моделировать будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы

и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также объективную оценку имеющихся ресурсов. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам, показывает взаимодействие всех сторон деятельности банка через сводные показатели, даст возможность соотнести их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке.

Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития. Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и другая политика) [5, с. 288].

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Основу свободной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном разрезе. Главным направлением анализа является оценка динамики объемных показателей деятельности показателей банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка. Наряду с этим коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям [8, с. 255].

Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Учитывая, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы «чужих» денег, государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, огра-

ничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В связи с этим система внутри банковского регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутри банковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутри банковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

Внутри банковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Центрального банка РФ, внутри банковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов [9, с. 70].

Функции и принципы банковского менеджмента:

Банковский менеджмент является очень широкой дисциплиной, охватывающей методы анализа и управления всеми сферами деятельности банка, в связи с чем излагают два элемента банковского менеджмента:

• управление кредитным портфелем банка;

• банковский маркетинг.

Функции банковского менеджмента:

• выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;

• координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;

• организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т. д.).

Принципы банковского менеджмента:

• учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;

• учет нормативных требований Центрального Банка;

• ориентация деятельности на рыночный спрос на услуги кредитный организаций;

• оптимизация доходности и рисков банковских операций;

• сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении [9, с. 71].

Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности каждый банк представляет

собой самоуправляемую систему, имеющую собственное содержание.

Содержание процесса управления кредитной организацией:

• постановка целей;

• анализ управленческой деятельности;

• прогнозирование;

• планирование;

• организация и регулирование деятельности всех подразделений банка;

• мотивация деятельности персонала;

• мониторинг (слежение), контроль и учет.

Виды банковского менеджмента

Виды банковского менеджмента:

• стратегический (общий);

• финансовый;

• менеджмент персонала [10, с. 250].

Стратегический (общий) менеджмент включает

определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.

Таким образом, банковский менеджмент- это система экономических денежных отношений по управлению денежными ресурсами, находящимися в распоряжении банка, в соответствии с концепцией развития банка.

К основные направлениям финансового менеджмента в банке можно отнести:

• формирование политики коммерческого банка;

• управление собственным капиталом;

• управление ликвидностью;

• управление маркетингом;

• управление доходностью, прибыльностью;

• управление активами и пассивами;

• управление кредитным портфелем;

• управление банковскими рисками.

Объектами деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке являются анализ финансовых операций банка и управление потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке заключается в разработке и использовании систем и методик рационального планирования, а также в реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств) [11, с. 81].

Организационная цель финансового менеджмента в коммерческом банке - определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устой-

чивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала и прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке - денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, которые посредством различных форм управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта [11, с. 84].

Каждый коммерческий банк самостоятельно выбирает приёмы и методы управления. Однако необходимым требованием для всех них является соответствие финансового менеджмента общей концепции развития банковского сектора.

Одной из особенностей финансового менеджмента в российских коммерческих банках является отсутствие единообразной технологии управления

экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения. Постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся примеров ведения банковского дела [16, с. 10].

Менеджмент персонала- управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка.

Распределение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность, связанную с внутри банковским регулированием и направленную в первую очередь на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора [19, с. 21].

Таблица 1 - Функции банковского менеджмента

Финансовый менеджмент Управление персоналом

1. Управление активами и пассивами 1. Администрирование системы организация и оплаты труда

2. Управление ликвидностью

3. Управление собственным капиталом 2. Организация подбора и расстановки персонала

4. Управление заемным капиталом

5. Управление банковскими рисками 3. Организация системы подготовки персонала

6. Управление кредитным портфелем

7. Организация внутрибанковского контроля

Таблица 2 - Задачи банковского менеджмента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача Содержание решаемых задач

Банковская политика 1. Постановка главных задач, выделение основной цели существования банка 2. Разработка комплексны программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка 3. Разработка методологии управления деятельность банка 4. Разработка организационной структуры банка в соответствии с выбранной политикой развития банка 5. Стратегия управления персоналом банка: - в области организации работы персонала; - в области определения эффективности работы персонала; - в области мотивации персонала; - в области стимулирования инновационного потенциала персонала; - в области продвижения персонала

Банковский маркетинг 1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг 2. Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры 3. Установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг 4. Внедрение новы видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения

Создание банковских продуктов 1. Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальны клиентов банка 2. Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов

Формирование 1. Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных,

клиентской базы банка, операционных, инвестиционных и др.) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие обслуживание субъекты, государственные учреждения, физические лица)

Продолжение таблицы 2

клиентов, продажа услуг 2. Завоевание новых рынков банковских услуг 3. Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка и т. д.

Экономика и финансы 1. Приращение капитала 2. Управление прибылью и ликвидностью 3. Максимизация управленческого вознаграждения 4. Обеспечение стабильности развития банка 5. Обоснование финансовых решений 6. Управление издержками банка

Информационно -аналитическое обеспечение 1. Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций

Администрирование 1. Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахмадеев М. Г., Шакиров Д. Т. Экономическая безопасность в банковском секторе//Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 39-45.

2. Basel Committee on Banking Supervision, Principles for enhancing corporate governance. Oct. 2010. [Электронный ресурс]: http://www.bis.org / publ / bcbs176.htm.

3. Лаврушина О. И. Банковский менеджмент. М., 2009. С. 13-14.

4. Белозеров С. А., Мотовилов О. В. Банковское дело. М. : Проспект, 2014. C. 252.

5. Галанов В. А. Основы банковского дела: учебник. М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 288 с.

6. Горячева Е. А., Минаков В. Ф., Барабанова М. И. Модель управления ликвидностью при контроле Банком России в режиме реального времени // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 4. С.166-170.

7. Евстратов Р. М. Место финансовых рисков в системе предпринимательских рисков коммерческих организаций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 3 (14). С. 38-41.

8. Жуков Е. Ф. Банковский менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 255 с.

9. Коваленко О. Г. Банковский финансовый менеджмент и проблемы эффективного управле-ния//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 70-72.

10. Курилов К. Ю., Курилова А. А. Формирование эффективной структуры организации как средство преодоления негативного влияния цикличности экономических процессов //Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 248-253.

11. Курилова А. А., Курилов К. Ю. Формирование системы ключевых показателей финансового механизма управления // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010. № 20. С. 80-87.

12. Макшанова Т. В. Развитие нормативно-правового регулирования рынка деривативов в России // Экономика и социум. 2013. № 1(6). С. 452-458.

13. Марамыгин М. С., Суплаков Д. А. Управление риском ликвидности банка // Управленец. 2012. № 9-10. С.46-50.

14. Никитушкина И. В., Болотников И. И. Практические аспекты оценки рисков в сделках слияния и поглощения Российских публичных компаний // Вопр. экономики и права. 2012. 1. С. 221.

15. Подольская Т. О. О дифференциации нормативов банковской ликвидности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 3. С.160-163.

16. Синки Дж. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. М. : Бизнес Букс, 2007.

17. Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела // М. : Форум, Инфра-М, 2014. С. 132.

18. Учаева Е. А., Коваленко О. Г. Оценка ликвидности коммерческих банков по нормативам ликвидности Центрального Банка России//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 135-138.

19. Цаплев Д. Н., Штезель А. Э. Организационно-экономическое обеспечение развития процессов межбанковской конкуренции в России // Экономика и предпринимательство. 2012.

20. Чернова Г. В., Кудрявцев А. А. Управление рисками: учебное пособие. М. : ТК Велби, Проспект, 2003. С. 25.

BANK MANAGEMENT, CONCEPT AND ELEMENTS

© 2015

A. A. Kurilova, doctor of Economic sciences, head of chair «Finance and Credit» M. A. Gorodnicheva, 4th year student ofchair «Management of organization»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: In this article we will discuss the theoretical foundations of the bank management, its elements and the economic substance. Management - the science of the most rational system of organization and management. The importance of management in industrialized countries has already been realized in the 30-ies XX century. Bank management - a kind of professional self-management activities aimed at achieving specific goals through the use of bank management and labor with the use of their specific principles, functions and methods. The use of bank management provides a solution to the specific bank, financial, social and psychological problems that arise in the course of economic activity and to obtain profits. It is due to banking activities in market conditions, when the result of management and banking is assessed in the course of various banking operations.Bank management - a practical activities related to the direct control of the implementation process of its commercial bank functions. In this respect, the bank acts as a management system for the development of control actions on the object management: active and passive operations, cash settlement transactions, the performance of regulatory financial and economic indicators, intra audit and control and so on. Banks must constantly respond to the changing demands of the market, its clientele, nonbank financial institutions, and the aggravation price competition. The constant development of new areas of banking activities in the development and implementation of banking products and services inevitably encounters difficulties caused by lack of proper interaction between the functional units of the bank, the exchange of information between them and coordinate their efforts.

Keywords: bank, banking, banking activities, control system, credit organization, financial stability, liquidity management, management, superintendence, theory.

УДК 338.3

НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ

© 2015

О. А. Луговкина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет,

анализ и аудит» М. С. Шуткина, магистрант Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос незаконного оборота денежных средств. Результаты исследования позволили выявить способы борьбы государства с организациями занимающиеся незаконным денежным оборотом и определить уровень ответственности данных организаций и причастных лиц.

Ключевые слова: незаконный денежный оборот, фирмы-однодневки, уголовная ответственность, незаконное предпринимательство, обналичивание денежных средств.

Ведение бизнеса в теневом секторе, на данный момент в России, носит практически массовый характер. Большинство предпринимателей даже не представляют себе, что можно строить свой бизнес иначе: соблюдать все законы, платить налоги и т. д. Осуществление деятельности в обход закона на сегодняшний момент - это общепринятое правило ведения дел для незаконопослушных предпринимателей.

Развитию экономических отношений приносит огромный ущерб, проявляющийся в порождении неравенства в условиях ведения бизнеса предпринимателями, находящимися в одной экономической зоне, проявляющийся в виде незаконного оборота денежных средств.

Уход от налогов, незаконный оборот денежных средств, создание фирм - однодневок - все эти действия нарушают закон. Нарушение законодательства несет в себе риск привлечения к административной и уголовной ответственности и отвлекает значимую часть денежных ресурсов.

Основным способом незаконного оборота денежных средств принято считать заключение мнимой сделки, сутью которой является выполнение работ или услуг, поставка товара, которая фактически не выполняется.

Термин «Обналичивание денежных средств» раскрыт в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии легализа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.