Научная статья на тему 'Финансовая политика банка: теоретические аспекты'

Финансовая политика банка: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
919
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В БАНКЕ / ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ БАНКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БАНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко Ольга Сергеевна

В статье исследуются подходы к определению финансовой политики банка. Сделан вывод о месте финансовой политики в банковском финансовом менеджменте, выделены черты финансовой политики банка, показана связь финансовой политики с внутренней культурой управления банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая политика банка: теоретические аспекты»

Финансовая политика банка: теоретические аспекты Bank's financial policies: theoretical aspects

Мирошниченко Ольга Сергеевна

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» (Тюмень)

e-mail: olga2907@rambler.ru

Olga S. Miroshnichenko

associate professor of Economics, Tyumen State University (Tyumen)

e-mail: olga2907@rambler.ru

Аннотация.

В статье исследуются подходы к определению финансовой политики банка. Сделан вывод о месте финансовой политики в банковском финансовом менеджменте, выделены черты финансовой политики банка, показана связь финансовой политики с внутренней культурой управления банка.

Abstract.

The article examines the approaches to the definition of the financial policy of the bank. It is concluded that the place of financial policies in the banking financial management, highlighted the features of the financial policy of the bank, shows the relationship of financial policy with the internal culture of the bank's management.

Ключевые слова: банковская политика; финансовый менеджмент в банке; внутренняя культура управления; управление капиталом банка; стратегия развития банка

Keywords: banking policy; financial management in the bank; intemal management culture; management of the bank's capital; development strategy of the bank

Для успешной реализации стратегии развития, управление банком должно осуществляться в соответствии с достижениями теории и передовой практики. В современной экономической литературе банковский менеджмент определяется как научная система управления в условиях рыночной экономики (банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере)» [1, с.526-527; 2, с.21], «целенаправленная специализированная деятельность людей в процессе организации и управления банком, как предприятием, отражающая выполнение функций предпринимателя, в соответствии с требованиями действующего законодательства, интересами собственника (предпринимателя), функциями и целями развития этого банка» [3, с.177], «самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов» [4, с.5], «непрерывный процесс, охватывающий все сферы деятельности в их эволюционном развитии, который осуществляется через реализацию управленческих функций путем эффективного воздействия на внутрибанковские взаимоотношения, а также отношения с внешней средой» [5, с. 50].

Экономист О.И. Лаврушин, характеризуя менеджмент как управленческую деятельность, предлагает рассматривать его как «систему, включающую следующие элементы: объект, субъект, инструменты, процедуры, правовое обеспечение» [2, с.21], при этом правовое обеспечение как элемент банковского менеджмента определяет правовую основу управленческой деятельности банка. В некоторой степени точку зрения О.И. Лаврушина разделяют иные экономисты [см. 5,6]. Экономист О.И. Лаврушин к объекту управления относит операции, результаты деятельности, персонал,

качественные процессы деятельности банка [2, с.21]. По мнению О.Н. Литун, объектами банковского менеджмента являются банк и происходящие в нем процессы [5, с.17]. По мнению Н.П. Радковской, «с точки зрения финансов к объектам управления финансами банков относятся капитал, доходы (прибыль), денежные фонды и средства, риски, связанных с ними, и т.д.» [3, с.261].

Субъектами управления выступают государство, Банк России как орган банковского регулирования и надзора, органы управления коммерческого банка [2, с.21]; «предприниматель (собственник банка), непосредственно банк, как единое целое, его подразделения и филиалы» [3, с.261]; «менеджеры и высшее руководство банка, Центральный Банк, Государственная Дума и Правительство России, уполномоченные международные организации» [5, с. 18].

Активность взаимодействия субъекта и объекта характеризуют функции управления, которые реализуются в зависимости от складывающейся ситуации с учетом принципов менеджмента.

В экономической литературе достаточно устоялась точка зрения о разделении банковского менеджмента на два блока, или составляющих управления: управление финансами (финансовый менеджмент) и управление персоналом [см.2, с.24; 3, с.215]. Формирование (разработка) банковской политики рассматривается авторами как конкретное направление для принятия управленческих решений в системе финансового менеджмента [3, с.234], направление банковского менеджмента в блоке финансового менеджмента, общебанковский инструмент управления [см.2, с.24].

Банковская политика - понятие комплексное, не получившее однозначного определения в современной теории банковского дела. Термин «банковская политика» может использоваться применительно к макроуровню и микроуровню экономики. На макроуровне банковскую политику можно определить как деятельность государства (в лице государственных органов, центрального банка, иных финансовых регуляторов), осуществляемую в соответствии с законодательством, и направленную на достижение определенных целей в отношении банковской системы страны. Экономист

О.И. Лаврушин указывает, что на уровне макроэкономики банковская политика включает денежно-кредитный аспект, политику «в области налогообложения банков, форм стимулирования их деловой активности, организации расчетно-кассовых отношений, политику по управлению рисками, рентабельностью банков, их взаимодействия друг с другом и другими секторами экономики» [6, с. 12]. Банковская политика на макроуровне обычно закрепляется в форме нормативных правовых документов.

На микроуровне политика разрабатывается банком самостоятельно, с учетом банковской политики, реализуемой государством на макроуровне. Среди экономистов не сформировалось единого мнения о понятии банковской политики, ее составляющих и элементах.

Экономист А.М. Тавасиев характеризует политику банка с позиции содержания стратегии развития: «Политика банка - это цели его деятельности, получившие уточненное качественное и количественное выражение (измеренные цели) и ставшие планами и критериями успешной деятельности банка в целом и/или отдельных его подразделений.» [7, с.401] Характеризуя кредитную политику, в качестве примеров иных политик по другим направлениям деятельности, А.М. Тавасиев выделяет депозитную, процентную, тарифную, техническую, кадровую, по отношению к клиентуре, к конкурентам и т.д. [см. 7, с.612]

Экономист И.В. Ларионова разграничивает стратегию и политику банка. «Политика - это курс, которого придерживается банк»; ее основной чертой является «взвешенность суждений в управлении делами и процедурами в нужном для стратегии направлении» [8, с.18].

Экономист А.Р. Алавердов, исследуя вопросы стратегического менеджмента в коммерческом банке, определяет стратегию как «совокупность наиболее значимых целей функционирования предприятия и подходов к их практической реализации» [9, с.9]. Банковская политика

рассматривается им именно как подходы к практической реализации целей функционирования банка.

Стратегические цели должны быть согласованы по направлениям уставной деятельности банка, а также по технологическому, кадровому направлениям, направлениям в области банковской безопасности и в области риск-менеджмента. Стратегии по направлениям деятельности банка, в том числе уставной, включают «[...] несколько автономных политик. Последние определяют избранные банком модели поведения на конкретном рынке или по конкретному аспекту деятельности в рамках соответствующего направления» [9, с.24]. Следуя вышеизложенной логике, А.Р. Алавердов распределяет политики банка по стратегиям следующим образом. Прежде всего, он объединяет все политики банка в три группы: политики, относящиеся к финансовой стратегии, политики, относящиеся к стратегическому маркетингу, и политики, относящиеся к другим направлениям стратегии банка [см.9, с.3]. Финансовая стратегия предполагает наличие политики поддержания ликвидности, процентной, эмиссионной, депозитной, кредитной, фондовой и дивидендной политик. Стратегия маркетинга предполагает наличие конкурентной, ассортиментной, ценовой, рекламной политик, а также политики освоения рыночных ниш. В составе политик, относящихся к иным направлениям стратегии банка, А.Р. Алавердов выделяет кадровую, технологическую стратегии, а также стратегию обеспечения безопасности и стратегию управления рисками. Кадровая стратегия предполагает наличие политики регулирования численности персонала, политики развития персонала, политики мотивации персонала и социальной политики. Технологическая стратегия предполагает наличие инновационной и консервативной политики, а стратегия обеспечения безопасности - политику упреждающего воздействия, политику адекватного ответа и политику пассивной защиты. И, наконец, стратегия риск-менеджмента предполагает наличие высокорисковой политики, политики диверсификации рисков, политики минимизации рисков [см. 9, с.24-31].

Приведенная группировка автономных политик банка в соответствии с банковскими стратегиями по направлениям его деятельности, в том числе, уставной, имеет положительные стороны, но и не лишена недостатков. Важнейшим положительным моментом является попытка автора систематизировать элементы банковской политики в соответствии с банковскими стратегиями. Важнейшим недостатком выступает отсутствие единого группировочного признака разделения элементов банковской политики по стратегиям. Так, в рамках финансовой стратегии, политики выделяются по основным направлениям уставной деятельности банка, банковским операциям. При отсутствии в деятельности банка какой-либо операции отсутствует необходимость разработки соответствующей политики. Верно также и то, что отсутствие какой-либо автономной политики из политик финансовой стратегии по причине отказа банка от проведения какой-либо операции не влияет на возможность успешной реализации банком иных автономных политик этой же стратегии. Политика стратегий маркетинга выделяется по процессному признаку как совокупность автономных политик, отсутствие или низкое качество одной из которых не позволит в полной мере успешно реализовать иные автономные политики стратегии маркетинга. Технологическая стратегия, стратегии обеспечения безопасности и риск -менеджмента включают политики, которые в большинстве случаев являются взаимоисключающими разновидностями политики более высокого порядка. Например, высокорисковую политику, политику диверсификации рисков и политику минимизации рисков, выделяемые А.Р. Алавердовым в рамках стратегии риск-менеджмента, целесообразно рассматривать как варианты реализации политики по управлению рисками. Конкретные варианты политик банка по отдельным направлениям его уставной деятельности определяются на этапе разработки стратегии рыночного поведения.

Экономист К.Р. Тагирбеков приводит следующее определение банковской политики: «Банковская политика - комплекс внутренних эталонов, самостоятельно разрабатываемых и устанавливаемых банками и

предопределяющих параметры и характеристики их оперативной деятельности и перспектив развития» [10, с. 687]. Он также определяет сферу индикации банковской политики как «ряд характеристик банка (название, специализация, приоритеты целей и рекламный облик), позволяющих изначально определить и оценить основные элементы банковской политики» [10, с.688].

Зарубежный экономист Х.ван Грюнинг, исследуя системы оценки корпоративного управления и анализ банковских рисков, достаточно подробно характеризует политику управления риском. Политика управления рисками разделяется на составляющие по видам банковских рисков, в частности, автор выделяет политику управления кредитным риском, политику управления ликвидностью, политику управления рыночным риском [см.11, с.У1].

Структурно банковская политика может включать разные составляющие, которые следует отличать от элементов политики. Приведенный тезис не нашел однозначного понимания в работах ученых -экономистов. Экономист К.Р. Тагирбеков в структуре банковской политики выделяет следующие составные части: «кредитная политика, депозитная политика, ценовая политика, инвестиционная политика, политика рисков, политика залогов, работа с проблемными кредитами, структурирование и политика диверсификации, политика соблюдения ликвидности, политика санкций» [10, с.664]. Экономист А.М. Тавасиев указывает, что «политика банка всегда существует как целая система политик (планов, программ, проектов)» [7, с.401]. Экономист А.Р. Алавердов говорит не о составляющих, а о вариантах политик банка: «конкретные варианты политик банка по отдельным направлениям его уставной деятельности определяются на этапе разработки стратегии рыночного поведения» [см. 9, с.31]; называет финансовые политики банка автономными направлениями его финансовой стратегии [см. 9, с.70] . Ряд авторов, не определяя банковскую политику,

определяют составляющие (составные части, варианты, автономные направления) политики.

Разные авторы выделяют различные составляющие банковской политики. Экономист О.И. Лаврушин, исследуя банковский менеджмент, выделяет депозитную политику, политику управления активами и пассивами, кредитную, инвестиционную политики, политику в области управления прибылью [см.2, с.27], политику в сфере управления ликвидностью [см.2, с.210], кадровую политику, «политики в области управления отдельными сферами деятельности банка» [2, с.28].

Экономисты Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая указывают, что банковскими «документами, определяющими основные направления и условия размещения привлеченных средств» и «регламентирующим процесс привлечения [...] средств в [...] депозиты» являются кредитная, инвестиционная и депозитная политики. [12, с.214] Также отмечается, что «важным средством конкурентной борьбы между банками за привлечение ресурсов является процентная политика» [12, с. 216].

Экономист В.М. Усоскин не приводит определения банковской политики и ее составных частей и элементов; рассматривает кредитную политику, перечисляя ее основные разделы, среди которых выделяет общую цель, виды предоставляемых кредитов, правила выдачи кредитов отдельным заемщикам и иные. Документ о кредитной политике, отражающий общие принципы и ограничения, сформулированные советом директоров, выступает руководством для сотрудников банка [см.13, с. 221-222].

Экономист П.А. Продолятченко определяет банковскую политику при исследовании депозитной политики банка. «Банковская политика [...] - это совокупность действий по достижению главных целей хозяйствования банка» [14, с.126]. Выделяя в банковской политике финансовую политику, автор определяет последнюю как «форму реализации финансовой философии и главной финансовой стратегии банка» [14, с.128]. Депозитная политика рассматривается как составляющая финансовой политики банка, а

финансовая политика, в свою очередь, является составляющей банковской политики. Помимо депозитной политики, в составе финансовой политики банка П.А. Продолятченко выделяет политику по формированию привлеченных ресурсов, кредитную политику, политику расчетно-кассового обслуживания клиентов. Также он упоминает товарную, сбытовую, ценовую, коммуникационную политики. [14, с.132].

Экономистом А.М. Тавасиевым достаточно подробно рассматривается учетная политика банка как часть банковской политики. Он понимает учетную политику в широком и в узком смысле. В широком смысле под учетной политикой А.М. Тавасиев понимает методологию (порядок) ведения оперативного и бухгалтерского учета для определенных целей. В узком смысле учетная политика, по мнению автора, представляет собой «установленный законодательством набор альтернатив для отражения в бухгалтерском учете операций, активов и обязательств, затрат и финансовых результатов» [7, с.803]. Преобразовав определение учетной политики, предложенное А.М. Тавасиевым, можно предложить следующее определение банковской политики (ее составляющей). Банковская политика (ее составляющая) - совокупность принципов, правил (вариантов правил) и технологий (способов, методов) разумной организации и осуществления конкретной деятельности (проведения операции) в конкретном банке с определенной целью. Политика банка должна отвечать определенным требованиям, иметь документальное оформление, предусматривать порядок и случаи внесения в нее изменений, содержать ряд аспектов, в том числе организационно-технический и методический аспекты [см. 7, с.807-812].

Значительное развитие в теории банковского дела получили вопросы кредитной политики коммерческого банка. Экономистом Г.Г. Коробовой обобщены определения кредитной политики. По мнению Г.Г. Коробовой, указанная политика определяет задачи и приоритеты соответствующей деятельности банка; политика - стратегия и тактика банка в области соответствующих операций. Точку зрения Г.Г. Коробовой на политику

организации как стратегию и тактику разделяют иные экономисты. Содержательно политика банка (в контексте кредитной политики) рассматривается экономистом Г.Г. Коробовой по-разному, например, как система мер в соответствующей области банковской деятельности, как способ выполнения последовательно связанных действий при осуществлении определенной деятельности, «где принципы представляют собой основу определения соответствующей политики и способов ее осуществления» [15, с.701]. Кредитная политика - система «мер банка в области кредитования его клиентов, осуществляемых банком для реализации его стратегии и тактики, с определением приоритетов в процессе развития кредитных отношений, с одной стороны, и функционирования кредитного механизма - с другой» [см.15, с.702]. «Кредитная политика заключается в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса, повышении его эффективности и минимизации кредитных рисков» [15, с.707].

По мнению экономистов В. Платонова, М. Хиггинса, «кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, средства и методы их реализации, а также принципы и порядок организации кредитного процесса», выступает «.необходимым условием разработки системы документов, регламентирующих процесс кредитования» [16, с.112].

Зарубежный экономист Дж. Синки - мл. определяет политику кредитования следующим образом: «политика кредитования - изложенный письменный набор правил, устанавливающих принципы общей организации и контроля банковского кредитования» [см.17, с.998].

Помимо кредитной, в значительной степени в теории банковского дела определена депозитная политика банка. Экономист Г.Г. Коробова определяет депозитную политику банка как «совокупность мероприятий коммерческого банка, направленных на определение форм, задач, содержания банковской деятельности по формированию банковских ресурсов, их планированию и

регулированию» [15, с.209]. Иными словами, она придерживается процессно-процедурного подхода к политике банка в части депозитной политики.

Банк России в рекомендательных и регламентирующих документах также использует термин «политика» в контексте управления коммерческим банком на микроуровне. Так, в письме от 13.09.05 г. № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях», к направлениям корпоративного управления в банке ЦБ РФ относит определение стратегии развития, управление банковскими рисками, предотвращение конфликта интересов, соблюдение принципов профессиональной этики, информационную политику, а также распределение полномочий, вопросов компетенции и подотчетности между органами управления. В том же документе характеризуются политика предотвращения конфликтов интересов, упоминаются кредитная и инвестиционная политики.

Требования положения Банка России от 16.12.03 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» предусматривают перечень основных вопросов, связанных с осуществлением внутреннего контроля, по которым кредитная организация должна принять внутренние документы: учет (учетная политика); управление банковскими рисками; кредитная и депозитная политика; порядок осуществления кредитования связанных лиц; открытие (закрытие) и ведение счетов и вкладов; процентная политика; осуществление расчетов (наличных, безналичных); совершение операций с валютными ценностями; осуществление валютного контроля; совершение операций с ценными бумагами; выдача банковских гарантий; совершение кассовых операций, инкассация денежных средств и других ценностей; правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; политика информационной безопасности; обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановления деятельности кредитной организации на случай непредвиденных обстоятельств.

Банк России обязывает кредитные организации принять внутренние документы по перечисленным основным вопросам, связанным с осуществлением внутреннего контроля. Внутренние документы (правила, процедуры, положения, распоряжения, решения, приказы, методики, должностные инструкции и иные документы в формах, принятых в международной банковской практике) могут приниматься кредитной организацией и по иным вопросам совершения банковских операций и других сделок. Коммерческий банк самостоятельно определяет, каким образом в принимаемых им внутренних документах будут сочетаться вопросы, связанные с осуществлением внутреннего контроля. При определении целесообразности сочетания нескольких вопросов в одном регламентирующем документе, банк должен принимать во внимание объем и характер операций, виды и уровень банковских рисков, иные обстоятельства.

О банковской политике также упоминается в указании Банка России от 05.07.02 г. № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций». В частности, при характеристике разделов бизнес-плана, утверждаемого общим собранием учредителей (участников), указывается, что кредитная организация отражает аспект рыночной политики, которая «должна содержать описание спектра ее банковских операций и сделок». Также в указании № 1176-У упоминается о необходимости для кредитной организации иметь кадровую политику.

Обобщая точки зрения разных авторов - экономистов на определение банковской политики, можно сделать следующие основные выводы.

Все многообразие авторских подходов к определению и характеристике банковской политики, финансовой политики банка можно разделить по следующим признакам: во-первых, по соотношению политики и стратегии банка; во-вторых, по содержательному наполнению понятия; и, в -третьих, по составу.

По соотношению политики и стратегии банка, все многообразие авторских подходов можно разделить на три взаимоисключающих группы:

стратегия как модель (выбор и обоснование; долговременный курс) политики (И.В. Ларионова, А.М. Тавасиев); политика как направление (часть) стратегии (А.Р. Алавердов), политика как сочетание стратегии и тактики (О.И. Лаврушин, Г.Г. Коробова, другие).

По содержательному наполнению определения банковской политики можно разделить на три группы в зависимости от авторского подхода. Во-первых, целеориентированный подход, при котором банковская политика определяется как комплекс внутренних эталонов, цели, ставшие планами и т.п. Целеориентированный подход нашел отражение в определениях банковской политики таких авторов, как К.Р. Тагирбеков, А.М. Тавасиев, А.Р. Алавердов, И.В. Ларионова, В. Платонов, М. Хиггинс. Во-вторых, процессно-процедурный подход, при котором банковская политика определяется как совокупность действий, избранные модели поведения, определенные процедуры. Процессно-процедурный подход нашел отражение в определениях банковской политики таких авторов, как О. И. Лаврушин, А.Р. Алавердов, П.А. Продолятченко, Г.Г. Коробова, а также процессно-процедурный подход присущ рекомендациям Банка России [см., например, письмо Банка России от 29.06.11 г. № 96-Т «О методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала»]. В-третьих, документарный подход, при котором банковская политика (ее составляющие) определяются как внутренний документ (или совокупность внутренних документов) коммерческого банка. Документарный подход нашел отражение в определениях банковской политики и ее составляющих таких авторов, как Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая, Дж. Синки-мл., В. Платонов, а также документарный подход присущ требованиям и рекомендациям Банка России. Разделение определений банковской политики (ее составных частей) на группы в зависимости от подхода, используемого автором, не исключает объединения в одном определении нескольких подходов. Коммерческий банк должен формулировать стратегические цели и тактические способы их достижения

по отношению ко всей совокупности финансовых объектов своей банковской политики.

В научной литературе не в полной мере достигнуто единство точек зрения авторов на составляющие и элементы банковской политики, при этом авторы в явной или в не явной форме характеризуют политику банка как комплексное понятие. Структурирование банковской политики посредством разделения ее на блоки по объектам, выделение финансовой политики, объектами которой выступают финансовые объекты, целесообразно в силу специфики финансового менеджмента как самостоятельного научного направления, специфики его инструментария, категорийного аппарата, определенного обособления деятельности финансового менеджера от деятельности иных менеджеров. Достаточно однозначно разделяются на крупные блоки составляющие банковской политики в зависимости от свойств (характеристик) объекта управления на финансовую политику и нефинансовую политику банка, которые, в свою очередь, подразделяются на политики более низкого порядка.

Объектами финансовой политики банка выступают финансовые объекты, находящиеся под контролем банка, и операции с ними. Все многообразие составляющих банковской политики, объектами которых не являются финансовые объекты, предлагается рассматривать в рамках нефинансовой политики банка. Подобное разделение условно, поскольку успех любой операции банка (проводимой в рамках реализации соответствующей составляющей финансовой политики) не возможен без грамотного персонала (объекта кадровой политики), грамотной политики продвижения на рынок (маркетинговой политики), иных политик банка.

Наличие взаимосвязи между различными составляющими банковской политики позволяет выделить признаки формирования политики банка.

Во-первых, научная обоснованность банковской политики, то есть соответствие политики банка современным достижениям в области

финансового менеджмента, оперирование научно обоснованными категориями и понятиями, концепциями, инструментарием.

Во-вторых, практическая (прикладная) направленность банковской политики, поскольку политика содержит требования тактического характера, конкретные указания по реализации положений политики для сотрудников, процедуры, направленные на достижение стратегических целей банка.

В-третьих, ориентация политики конкретного банка на банковскую политику государства, требования внешней среды, отсутствие противоречий указанным требованиям и рыночными условиями, в которых функционирует банк.

В-четвертых, документарный характер банковской политики, предполагающий закрепление содержания политики во внутренних документах банка.

В-пятых, стабильность банковской политики, стратегический характер, поскольку политика необходима для достижения стратегических целей банка, и разрабатывается на продолжительный период времени (не менее трех лет).

В-шестых, гибкость банковской политики, поскольку тактика реализации политики зависит от рыночных, внутрибанковских и нормативных правовых условий, которым присуща изменчивость.

В-седьмых, индивидуальный характер банковской политики, обусловленный тем, что банковская политика, составляющие ее политики разрабатываются каждым банком самостоятельно, и подлежат изменению в связи с изменением условий деятельности конкретного банка. В этой связи в один и тот же момент времени политика одного банка будет отличаться от политики другого банка, и в разные моменты времени политика одного и того же банка также не будет тождественной.

В-восьмых, конфиденциальность банковской политики, поскольку содержание политики коммерческого банка не подлежит разглашению неограниченному кругу лиц. Наоборот, круг лиц, имеющих доступ к содержанию банковской политики, строго ограничен требованиями

законодательства, Банка России, самого коммерческого банка. Конфиденциальность не распространяется на элементы (или их часть) составляющих банковской политики, предназначенные для информирования клиентов и контрагентов, в том числе о перечне операций банка, порядке и условиях их совершения.

Для каждой составляющей политики банка возможно выделение как общих черт по сравнению с иными составляющими, так и некоторых отличительных особенностей.

К общим чертам составляющих банковской финансовой политики следует относить единство каждой в целом для коммерческого банка, ориентация на требования внешней среды, обязательность реализации сотрудниками, документарный характер, взаимосвязь составляющих политики друг с другом.

Отличительные черты той или иной составляющей финансовой политики банка определяются объектом, на которое направлено управляющее воздействие субъекта управления. Например, управление капиталом предполагает два направления управленческих воздействий в отношении собственных средств банка: во-первых, это управление формированием капитала, и, во-вторых, управление использованием собственного капитала банка. Инструментом финансового менеджмента, обеспечивающим реализацию управленческих функций по формированию капитала, выступает капитальная политика. В составе важнейших отличительных особенностей капитальной политики могут быть выделены следующие особенности.

Во-первых, обоснование капитальной политики специфической терминологией в рамках специально разработанных моделей капитала; при ее разработке и реализации используется специфический инструментарий.

Во-вторых, отсутствие необходимости детализации политики по подразделениям, в отличие, например, от кредитной, депозитной, инвестиционной политик. Собственный капитал банка представляет собой единое целое, и полномочия, а также процедуры по его формированию и

распределению не должны в полной мере делегироваться подразделениям банка. Следовательно, капитальная политика банка не подразумевает разработку более частных капитальных политик для подразделений.

В-третьих, реализация капитальной политики сосредоточена в головном офисе, и координируется непосредственно высшими органами управления. Структурные подразделения банка (обособленные и внутренние структурные) реализуют капитальную политику опосредованно, то есть лишь в части обеспечения банку получения прибыли как внутреннего источника роста капитала, и в части принятия рисков, на покрытие которых должен быть достаточен капитал. В этой связи нет необходимости доводить до подразделений содержание капитальной политики, хотя ее основную цель для внешнего пользования можно сделать транспарентной.

В-четвертых, существенная нормативная правовая регламентация состава и структуры капитального портфеля, его достаточности значительно ограничивают банк в выборе инструментов реализации политики.

В-пятых, отсутствие нормативного правового требования в проведении банком обязательных аналитических процедур в отношении каждого из элементов капитального портфеля, в отличие от, например, ссуд кредитного портфеля, качество каждой из которых подлежит регулярной оценке.

В-шестых, наличие ограниченного круга сотрудников, имеющих доступ к содержанию капитальной политики и обладающих полномочиями по ее реализации.

В-седьмых, при формировании и реализации капитальной политики обеспечивается взаимосвязь всех подразделений, всех направлений деятельности банка с учетом механизмов принятия финансовых решений, основанных на результатах внутренних процедур оценки достаточности капитала.

Капитальная политика отдельного банка в меньшей степени, чем иные политики, например, депозитная, кредитная, зависит от состояния конкуренции на банковском рынке. Условия формирования элементов

капитального портфеля для каждого банка в совокупности уникальны, причем будут различаться в разные периоды его существования (в чем проявляется общее между иными элементами банковской политики). Так, если на депозитную, кредитную, тарифную политику банка существенное влияние, среди прочих факторов, оказывает аналогичная политика банков-конкурентов, а также небанковских финансовых организаций (в соответствующем сегменте банковского рынка), то капитальная политика каждого банка ориентируется на капитальную политику иных банков в меньшей степени, если не ориентируется вовсе. Условия, на которых банк привлекает источники собственного капитала, отличаются уникальностью по сравнению с условиями привлечения депозитов, условиями выдачи кредитов и иных операций банков. Общие черты (по сравнению с другими банками) могут быть присущи условиям привлечения субординированных кредитов (займов, депозитов, облигационных займов), однако причиной наличия общих черт при формировании субординированных долгов выступает не конкуренция или действия конкурентов, выравнивающие параметры рыночных сделок, а нормативные правовые требования к указанному элементу собственных средств (капитала) банка.

Определяющее воздействие на содержание финансовой политики банка оказывает его внутренняя культура управления.

В работах экономистов, посвященных вопросам банковского финансового менеджмента, и в документах банковского регулятора используются термины «культура банка», «внутренняя культура управления».

По мнению экономиста С.М. Бреславцева, культура охватывает взгляды, философию, организацию и процедуры, относящиеся к определенному процессу в банке [18, с.116].

По мнению экономистов В.И. Видяпина, К.Р. Тагирбекова, развитие культуры банка в определенной сфере его деятельности достигается путем использования в практической деятельности внутренних правил, регламентов, процедур, обеспечивающих единообразие проведения

операции / операций, подлежащих обязательному документальному оформлению и утверждению. [19, с.220] Ответственность за развитие культуры банка в определенной сфере деятельности ложится на совет директоров и высшее исполнительное руководство банка [19, с.222].

По мнению экономиста Э. Морсмана, исследующего вопросы управления кредитным портфелем, культура банка представляет собой «совокупность убеждений, стилей работы, способов самовыражения и философии» [см.20, с.169]; это мировоззрение и система ценностей, принятых в банке.

По мнению Банка России, изложенному в письме от 16.05.2012 N 69-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору "Принципы надлежащего управления операционным риском»», под внутренней культурой управления понимается сочетание индивидуальных и общекорпоративных ценностей, установок, компетенций и поведенческих моделей, определяющих отношение компании к управлению и стиль этого управления. Внутренняя культура управления, в том числе в сфере финансовой политики, согласуется с этическими принципами деловой практики, отражаемыми в кодексе поведения или этической политике, и с политикой в области выплаты вознаграждений.

Таким образом, финансовая политика банка может быть определена как инструмент банковского финансового менеджмента, используемого субъектами управления при воздействии на финансовые объекты. Для реализации финансовой политики в банке должен быть разработан адекватный финансовый механизм. Библиографический список:

1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; Под

общ. ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2004 - с.526-527

2. Банковский менеджмент: Учебник / под ред. О.И. Лаврушина. М.:

КНОРУС, 2010.

3. Радковская Н.П. Методология финансового менеджмента и управления прибылью кредитных организаций [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра

экон. наук: 08.00.10. - М.: РГБ, 2006.

4. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. - М.: Банки и биржи,

ЮНИТИ, 1997.

5. Литун О.Н. Методологические основы банковского менеджмента. - СПб.:

Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

6. Лаврушин О.И. О денежно-кредитной и банковской политике.

Банковское дело. 2008. № 2. С. 10-14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для

вузов / под ред. А.М. Тавасиева. М.: Дашков и К, 2010.

8. Ларионова И.В. Управление активами и пассивами в коммерческом

банке /И.В. Ларионова. - М.: Консалтбанкир, 2003.

9. Алавердов А.Р. Стратегический менеджмент в коммерческом банке. М.:

Маркет ДС, 2007.

10. Организация деятельности коммерческого банка / под ред. Тагирбекова

К.Г. М.: Весь Мир, 2004.

11.Грюнинг, Х.ван. Анализ банковских рисков. Система оценки

корпоративного управления и управления финансовым риском / Х.ван

Грюнинг, С. Брайович Братанович; пер.с англ. - М.: Весь Мир, 2004.

12. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П.

Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 2009.

13.Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и

операции / В.М. Усоскин. - М.: ИПЦ Вазар-Ферро, 1994.

14.Продолятченко П.А. Политика коммерческого банка по финансовому

обеспечению деятельности. Вестник ОрелГИЭТ, 2010, №1(11)

15.Банковское дело: Учебник / под ред. Г.Г. Коробовой. М.: Юристъ, 2008.

16. Банковское дело: стратегическое руководство / кол. авторов; под ред. В.

Платонова, М. Хиггинса. - 2-е изд. - М.: Консалтбанкир, 2001.

17.Синки Д. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в

индустрии финансовых услуг / Дж. Синки-мл.; пер. с англ. - М.:

Альпина Бизнес Букс, 2007.

18.Бреславцев С.М. Теоретические и практические аспекты управления

капиталом коммерческого банка: монография / С.М. Бреславцев. -Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010.

19. Все о коммерческом банке. Кн.6. Методологии анализа, обеспечивающие основные банковские процессы управления (анализ -основа управления. Методы исследования финансового состояния в практической банковской деятельности. Комплексный анализ рисков; анализ при управлении лизинговыми проектами, факторинговым обслуживанием. Анализ ликвидности при планировании и оперативном управлении. Международное кредитование. Управление экономической безопасностью.) Том 1. / под ред. В.И. Видяпина, К.Р. Тагирбекова. -

М.: Кучково поле; Ассоциация «Военная книга», 2007.

20.Морсман, Э. Управление кредитным портфелем / Э. Морсман: пер. с

англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. References

1. Financial and Credit encyclopedic dictionary / Coll. authors; Under the

Society. Ed. AG Hraznova. - M .: Finance and statistics, 2004.

2. Banking Management: Textbook / ed. OI Lavrushina. M .: KNORUS 2010.

3. Radkovskaya NP Methodology of financial management and profit

management of credit institutions [electronic resource]: dis. Dr. ... Econ.

Sciences: 08.00.10. - M.: RSL, 2006.

4. Zhukov EF Management and marketing in banks. - M.: Banks and stock

exchanges, Unity, 1997.

5. Litun ON Methodological bases of bank management. - St. Petersburg: Publ

SPSUEF, 2000.

6. Lavrushin OI On monetary and banking policy. // Banking. 2008. № 2. p. 10-14.

7. Banking Management and Technology: A manual for schools / ed. AM

Tavasieva. M.: Dashkov and K 2010.

8. Larionova IV Asset and liability management in commercial bank /I.V.

Larionov. - M.: Konsaltbankir, 2003.

9. Alaverdov AR Strategic management in commercial bank. M.: Market DC,

2007.

10. Organization of the commercial bank / ed. Tagirbekova KG M.: All the World, 2004.

11.Gruening, H.van. Analysis of banking risks. System of corporate governance and financial risk management / H.van Gruening, S. Brajovic Bratanovich;

per.s English. - M.: All the World, 2004.

12.Banking: Textbook / Ed. GN Beloglazova, LP Krolivetskaya. M.: Finance

and statistics, 2009.

13.Usoskin VM Modern Commercial Bank: Management and Operations / VM

Usoskin. - M.: IPC Vasari Ferro, 1994.

14.Prodolyatchenko PA Policy on Commercial Bank financial support of.

Herald OrelGIET 2010, №1 (11).

15.Banking: Textbook / ed. GG Korobova. M.: Yurist 2008.

16.Banking: strategic management / col. authors; ed. V. Platonov, M. Higgins. -

2nd ed. - M.: Konsaltbankir, 2001. l7.Sinkey D. Financial management in commercial banks and the financial

services industry / J.. Cinco ml .; lane. Translated from English. - M.:

Harvard Business Review, 2007.

18.Breslavtsev SM Theoretical and practical aspects of money management of

a commercial bank: monograph / SM Breslavtsev. - Shahty: GOU VPO "SRSUES" 2010.

19.All of the commercial bank. Kn.6. Analysis methodology, providing basic banking management processes (analysis - the basis of management. Methods financial condition in practical banking. Comprehensive risk analysis, and analysis of the management of the leasing project, factoring service. Liquidity analysis in the planning and operational management. International lending. Department of Economic Security .) Volume 1 / edited. VI Vidyapin, KR Tagirbekova. - M.: Kuchkovo field; Association

"Military Book", 2007.

20.Morsman, E. Credit portfolio management / E. Morsman: Translated from

English. - M.: Alpina Business Books, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.