Научная статья на тему 'Банковский маркетинг лизинговых услуг'

Банковский маркетинг лизинговых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковский маркетинг лизинговых услуг»

трат (отношение фактических значений к базисным). Его применение позволяет, по нашему мнению, не только оценивать эффективность, но и выбирать цели управления, отвечающие возможностям каждого предприятия в конкретной экономической обстановке и ситуации на рынке строительных работ и услуг. Это особенно важно на этапе стабилизации и подъема экономики, предполагающем качественные преобразования материально-технической базы и организации производства строительных предприятий, независимо от форм собственности и видов хозяйствования.

Целевой подход к эффективности управления наиболее полно отвечает решению проблемы организационно-технического развития строительного производства, основная задача которого заключается в разработке теоретических, методологических и методических предпосылок создания стратегического целевого управления. Это позволит строительным предприятиям перейти от отдельных разрозненных мероприятий к системному механизму целевой ориентации всех звеньев управления на решение задач экономического, организационного, технического и социального развития. Характерной чертой целевого управления развитием предприятия становится выдвижение цели в качестве средства решения проблемы, а не наоборот, как понимается в настоящее время.

Рассмотрение взаимосвязи организационных преобразований с системой управления будет неполным без отражения особенностей объекта управления. В этом качестве выступает «развитие предприятия», имеющее определенные отличия от понимания его функционирования. Наиболее существенным из них следует считать требование более высокой организованности строительного производства и специализированных подразделений. Это проистекает из условий действия эффективной организации производства, к которым относятся сбалансированность мощностей основных и вспомогательных подразделений, синхронизация взаимосвязанных процессов, наибольшая специализация работников и др. При этом эффективное функционирование подразделений обеспечивает максимальный эффект всей системы.

Таким образом, рассмотрение организации в единстве двух взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов отвечает современному пониманию ее сущности и назначения в управлении экономическими и хозяйственными системами. Подобный подход к определению организации в полной мере отвечает потребностям практики управления предприятиями промышленного комплекса на всех уровнях с учетом особенностей современного этапа развития отечественной экономики.

Гусейнова А.К.

БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ

Лизинг является одной из перспективных форм экономической активности, эффективной моделью, позволяющей формировать ресурсную базу для модернизации реального сектора. Лизинг реально вписывается в любую банковскую схему, раздвигает границы возможностей банка, дает им возможность развиваться: привлекать клиентов и реализовывать их проекты. Несмотря на очевидность преимущества лизинговых операций для банка, наиболее

эффективное и успешное их применение возможно лишь при правильно поставленной маркетинговой политике банков.

Ключевые слова: лизинг, банк, маркетинг.

Guseinova A.K.

BANKING MARKETING SERVICES LEASING

Leasing is one of perspective forms of economic activity, the effective model, allowing forming resource base for modernization of real sector. Leasing is really entered in any bank scheme, moves apart borders of possibilities of bank, and gives the chance to them to develop: to involve clients and to realize their projects. Despite evidence of advantage of leasing operations to bank, the most effective and their successful application it is possible only at correctly put marketing policy of banks.

Keywords: leasing, bank, marketing.

В условиях обострения конкуренции на рынке банковских услуг проведение коммерческими банками лизинговых операций способствует эффективному расширению сферы банковского влияния. Вкладывая средства в приобретение имущества с целью проведения лизинговых операций, коммерческие банки вносят свой вклад в формирование стратегии и тактики обновления основных фондов, определяют направления развития лизинга и контролируют ситуацию на лизинговом рынке.

Преимущество лизинговых операций для банка состоит в достаточно высокой рентабельности. Через лизинговые платежи банк приобретает не только новый источник дохода в виде комиссионных выплат, но и, развивая лизинговый бизнес, экономит средства на относительно простом учете лизинговых операций и платежей по сравнению с операциями долгосрочного кредитования, особенно если они носят целевой характер.

Участие коммерческих банков на рынке лизинговых услуг, обеспечивающих развитие инновационной деятельности, помимо экономической эффективности и преимуществ этой операции для банка, объясняется сложностью процесса кредитования в сложившейся политико-экономической ситуации в стране.

Наиболее эффективное применение лизинговых операций возможно лишь при правильной постановке вопроса организации лизинга в банке, способного учесть не только положительные, но и все отрицательные моменты лизингового бизнеса в банковской сфере. Успешная организация лизинга в коммерческих банках во многом зависит не только от нормативно-правового, финансового обеспечения лизинговых операций, но и от правильно поставленной маркетин-

о

говой политики банков на рынке лизинговых услуг .

В отличие от западных банков, где маркетинг в банковской сфере строился на основе опыта деятельности промышленных и торговых компаний, в России его использование предполагается с переходом к рынку всех структур и сфер хозяйства. Это обстоятельство усиливает значение маркетинга, заключающееся не только в активизации банковской деятельности, но и в ускорении формирования новой банковской системы. Необходимо также отметить, что

8 Философова Т.Г. Лизинг: Учебное пособие.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.с.154-157

68

объективная основа маркетинга в банковской сфере заключается в становлении и развитии финансового рынка в России.

Для организации работы по лизинговым сделкам банку необходимо подготовить инфраструктуру в соответствии с лизинговым продуктом.

Сложная модель организации и управления реализацией лизинговым проектом заставляет банк прибегать к определенным действиям, нацеленным на адаптацию и развитие форм и способов его активных операций. Формирование банковской инфраструктуры связано с двумя соизмеримыми и целенаправленными действиями. Во-первых, банку необходимо сформировать такую внутреннюю структуру, которая соответствовала бы его возможностям и интересам. Во-вторых, банку необходимо организовать внешнюю инфраструктуру, необходимую для реализации лизингового продукта. Таким образом, лизинговому проектированию предшествует большая работа по налаживанию оптимальных форм взаимодействия внутрибанковских структур и его окружающей среды, определяющая необходимость наиболее эффективного привлечения всех возможных рычагов воздействия на систему управления банка.

Инжиниринг системы управления банка должен быть реализован на всех уровнях: в сферах банковского и финансового менеджмента, его экономики и маркетинга.

Банковский маркетинг может быть изменен по двум направлениям, первое из которых состоит в продвижении банковского лизингового продукта на рынок. Для этого банку, прежде всего, необходимо провести оценку рынка лизинговых услуг. Основными направлениями анализа могут стать, во-первых, привлекательность лизингового рынка в данном регионе с точки зрения рентабельности и возможностей развития, определяемых интенсивностью конкуренции. Во-вторых, оцениваются основные участники лизингового рынка. Причем для каждого типа участников может потребоваться отдельный инструментарий. Лизинговые компании исследуются с точки зрения их специализации и участия на финансовом рынке, потенциальный лизингополучатель - кредитоспособности, ликвидности, оценки качества оборудования и конкурентных позиций в отрасли; лизингодатели - оцениваются по составу, товарной продукции, ее качеству, конкурентоспособности, срокам поставок. В-третьих, следует также проанализировать и другие банки, работающие на лизинговом рынке, их особенности. В-четвертых, необходимо изучить конкурентную позицию самого банка на всем рынке и конкурентоспособность его лизингового продукта.9 Основными задачами стратегий банковского маркетинга на данном этапе являются:

1. Определение и организация стратегий развития банковской деятельности.

2. Организация выполнения всех элементов

9 Для этой цели применима модель М.Портера, на базе которой могут быть проанализированы такие направления, как: наличие товаров- субститутов; влияние факторов внешней среды на лизинговую деятельность; конкурентоспособность и рентабельность проектируемого лизингового продукта.

3. Организация мониторинга и контроля над эффективностью мероприятий и определение системы их оценки.

Второе направление банковского маркетинга связано с необходимостью разработки комплекса маркетинга для тех лизинговых проектов, в которых банк принимает участие с учетом их специфики.

В целом, маркетинговая деятельность банка начинается с осознания того факта, что производители, так же, как и банки, существуют благодаря наличию спроса на их продукцию, банковские услуги.

Для выполнения аналитической работы на рынке лизинговых услуг банку необходимо создание системы маркетинговой информации — постоянно действующей системы взаимосвязи персонала, оборудования и методических приемов, предназначенных для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной и достоверной информации и использования ее с целью проведения лизинговых операций банком. Эта система функционирует на базе электронно-вычислительной техники, экономико-математических методов, банков данных и автоматизированных рабочих мест. Вся дальнейшая организация маркетинговой деятельности коммерческих банков в сфере лизингового бизнеса планируется на основе банка данных маркетинговой информации.

Способ организации маркетинга в сфере лизинговых услуг зависит от внешних и внутренних факторов, причем последние носят как экономический, так и психологический характер. К числу основных экономических факторов относят: наличие достаточного количества свободных денежных средств, необходимых для вовлечения их в лизинговые операции банка, количественную и качественную структуру клиентуры, постоянный портфель заказов на объекты лизинга и т.д. Психологические факторы определяются, прежде всего, отношением руководства и служащих банка, его учредителей и контрагентов к маркетинговой деятельности банка. Кроме того, в системе банковского маркетинга существуют элементы, связывающие внешнюю и внутреннюю деятельность банка на рынке лизинговых услуг:

• поставщики, т.е. деловые фирмы и физические лица, обеспечивающие банковские учреждения и их специализированные подразделения всеми необходимыми объектами лизинга;

• посредники, к которым относятся все юридические и физические лица, помогающие банку в продвижении, сбыте и распространении его продукции (лизинговых услуг) среди клиентуры;

• контактные аудитории, т.е. любые социальные группы, проявляющие реальный и потенциальный интерес к лизинговым услугам банка и оказывающие прямое или косвенное влияние на его деятельность;

• конкуренты, т.е. фирмы (банки) — соперники, оказывающие аналогичные виды лизинговых услуг, которые сталкиваются на рынке и борются за наиболее выгодные условия работы.

Неотъемлемой частью маркетинга при организации банковского лизинга является анализ финансовой устойчивости и эффективности деятельности бан-

ковских учреждений на рынке лизинговых услуг, который проводится по двум главным направлениям:

• исследование конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков в совокупности с рядом факторов, влияющих на нее в статике и динамике;

• анализ количества и качества предлагаемых лизинговых услуг, как самим банком, так и фирмами (банками)- конкурентами.

Лизинговые услуги банковских учреждений согласно традиционному маркетинговому подходу можно классифицировать по продуктовому (товарному) и/или клиентурному принципу. В соответствии с товарным принципом можно выделить кредитные, инвестиционные и посреднические лизинговые услуги. С точки зрения клиентуры-услуги, предоставляемые юридическим и физическим лицам, занимающимся тем или иным видом хозяйственной деятельности, так или иначе относящейся к лизинговой деятельности банка.

Следует иметь в виду также, что в мировой банковской среде на рынке лизинговых операций в последнее время предпочтительным становится интегрированный маркетинг, направленный на расширение круга пользователей лизинговых услуг и улучшение качества их обслуживания.

Важным элементом маркетинга на всех этапах лизинговой деятельности банка является контроль.

Таким образом, планирование и конкретные методы развития маркетинга применительно к лизинговым операциям позволяют коммерческим банкам адаптироваться к колебаниям спроса и активно влиять на него. Маркетинг охватывает весь спектр отношений банка с рынком лизинговых услуг, тем самым он определяет его стратегию и тактику конкурентной борьбы, а также экономическую эффективность этой операции.

Литература:

1.Философова Т.Г. учебное пособие.З-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

2.Лещенко М.И. учебное пособие.2-е изд., перераб. и доп.- М.:Финансы и статистика, 2008.

3. Газман В.Д. Лизинг, статистика развития. - ГУ ВШЭ, 2008.

4. Журнал «Финансы, денежное обращение и кредит». 3(40) 2009.

Даудов И.Д.

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ

СОТОВОЙ СВЯЗИ.

Статья посвящена маркетинговому исследованию рынка услуг сотовой связи, в статье перечислены факторы развития сотовой связи. Представлена краткая характеристика 3-х (ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО «Мегафон», ОАО «ВымпелКом») основных операторов сотовой связи и их доля рынка. Представлена статистика абонентов и их прирост, а также значение маркетинга для развития услуг сотовой связи.

Ключевые слова: рынок услуг сотовой связи; факторы; абонент; оператор; маркетинг; экономика.

Daudov I.D.

MARKETING RESEARD OF THE MARKET OF SERVICES OF CELLULAR COMMUNICATION

The article deals with the marketing research of the market of services of cellular communication, evolution factors of cellular communication are enumerated in the article. A shovt description of the three (MTS, Megafon, BeeLine) basic cellular carries(operators) and their share of the market

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.