Научная статья на тему 'Экономическая составляющая механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве'

Экономическая составляющая механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЗИНГОВЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЗИНГА / СТРОИТЕЛЬСТВО / РИСКИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ионкин С. А.

В статье рассматриваются вопросы выбора рациональных источников финансирования лизинговых проектов, повышения эффективности сделки, снижения рисков и построения организационно-экономического механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая составляющая механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЗИНГА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Ионкин С.А., соискатель ГОУ ДПО ГАСИС

В статье рассматриваются вопросы выбора рациональных источников финансирования лизинговых проектов, повышения эффективности сделки, снижения рисков и построения организационно-экономического механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал, лизинговый проект, инвестиционный потенциал лизинга, строительство, риски, организационно-экономический механизм.

ECONOMIC PART OF MECHANISM OF CONSTRUCTING AND USING LEASING INVEST POTENTIAL IN BUILDING SPHERE

Tonkin S., GOUDPO OASIS, the competitor

In article questions of a choice rational financings sources of leasing projects, increases of efficiency of the transaction, decrease risks and construction of the organizational-economic mechanism offormation and use of leasing investment potential in building sphere are considered.

Key words: investment potential, leasing project, leasing investment potential, building sphere, risks, organizational-economic mechanism.

Экономическая составляющая механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве тесно связана с решением проблемы выбора рациональных источников финансирования лизинговых проектов со стороны строительной организации. К одному из возможных путей организации финансирования сделки лизинговой компанией является использование ее собственных средств. Однако, такой вариант финансирования не всегда является оптимальным. Часто наиболее вероятными направлениями повышения эффективности сделки является привлечение более дешевых ресурсов третьих лиц. Например, более дешевые ресурсы можно привлечь, грамотно построив схему финансирования с применением лизинга, которая обеспечит снижение риска вложения.

Одним из источников дешевых ресурсов могут стать федеральные или региональные фонды содействия развитию лизинга, а также федеральное и региональное правительство. Другим источником получения дешевых ресурсов может явиться производитель строительной техники, которая может стать предметом договора, так как он заинтересован в продвижении своей продукции на рынок. Льготы могут быть представлены производителем в виде отсрочки платежа по договору купли-продажи лизингового имущества или в иной форме. Лизинговая компания при этом может наладить более тесное сотрудничество с производителем и извлечь из этого для себя немалую пользу.

Перспективной при отражении экономической составляющей механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительной сфере представляется также схема, при которой лизинговая компания находит одного или несколько сторонних инвесторов, которые готовы профинансировать определенную лизинговую сделку. Здесь следует отметить, что от лизинговой компании требуется выстроить такую схему распределения риска и доли вложения, которая обеспечивала бы адекватную прибыль инвестору.

Таким образом, одной из основных проблем совершенствования экономической составляющей механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве является обеспечение лизинговой компанией гарантий возврата и прибыльности вложений инвесторам. Снижение риска вложения средств можно добиться за счет выработки механизмов предоставления дополнительных гарантий третьими лицами (страховыми компаниями). Следовательно, для устойчивого финансового обеспечения сделок лизинговой компании важно обеспечить гарантии своевременного возврата лизинговых платежей, построить страховую защиту от потерь в результате неисполнения обязательств, обычно наступающих вследствие временной или полной неплатежеспособности лизингополучателей.

Одним из путей снижения последствий риска при совершенствовании экономической составляющей механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строитель-

стве является их распределение между участниками проекта. На практике существует несколько вариантов такого распределения.

Первый вариант сводится к тому, чтобы, организационно используя лизинговую компанию и ее инвестиционный потенциал, привлечь к реализации проекта в качестве гарантов несколько участников.

Второй вариант предполагает создание специализированной компании для отдельного лизингового проекта, как правило, объемного по стоимости и по количеству сдаваемого в лизинг имущества.

Третий вариант заключается в страховании финансовых рисков, что может быть реализовано с участием федерального и регионального фондов поддержки лизинга в качестве гаранта лизинговых операций. Имеется в виду использование этих фондов как мощные специализированные страховые компании, и направить их деятельность на страхование сдаваемого в лизинг имущества и страхование возврата лизинговых платежей.

В настоящее время при построении схем финансирования при помощи лизинга в качестве гарантов рассматривают одного, а иногда и двух субъектов. Конечно, проще работать с минимальным количеством партнеров. Однако в действительности найти одного инвестора под крупный проект достаточно сложно. Так, например, Европейский Банк Реконструкции и Развития участвует своим капиталом в инвестиционных проектах только на одну треть. Остальные две трети капитала должны быть собраны другими инвесторами.

Учитывая существующее положение на рынке лизинговых услуг, с точки зрения отражения экономической составляющей механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве целесообразно выделить наиболее перспективные рыночные ниши, на которых лизинговая компания может добиться значительного успеха при применении соответствующей стратегии действий.

Для наглядности отражения экономической составляющей механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве весь рынок следует разбить на сегменты, приняв за критерий разбиения размеры лизинговых сделок, так как именно они определяют особенности спроса в каждом сегменте. В этом случае сегментацию рынка удобно провести по следующим пяти значениям: очень мелкие, мелкие, средние, крупные и очень крупные лизинговые сделки. При этом каждый из пяти сегментов рынка может определяться заданным интервалом численных значений сделок и наиболее эффективной схемой их проведения на соответствующем сегменте.

За другой критерий сегментирования можно взять размер лизингополучателя, так как он также определяет характер и объем предъявляемого им спроса, В этом случае удобно использовать следующие три сегмента - мелкие, средние и крупные строительные организации лизингополучатели.

Можно выделить следующую наиболее характерную черту, присущую данному сегменту рынка, - финансирование малых строительных организаций является одним из наиболее рискованных видов

вложения, в частности, из-за:

- того, что малые строительные организации в подавляющем большинстве не обладают ликвидным залогом;

- отсутствия на малых строительных организациях высококвалифицированных руководителей высшего и среднего звена;

- отсутствия у кредитных организаций реальной возможности контролировать целевое использование заемных денежных средств.

Таким образом, проблемы, связанные с отражением и совершенствованием экономической составляющей механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве, можно условно определить как:

1. Необходимость проведения анализа большого количества экономической и финансовой информации и крайний непрофессионализм в представлении этой информации строительными организациями (особенно у региональных строительных организаций).

2. Наличие многообразия оборудования и строительной техники, используемой строительными организациями и вследствие чего большое количество ее изготовителей, с которыми приходится иметь дело.

3. Отсутствие стройной системы нормативных актов в отношении лизинга, особенно в области налогообложения, таможенного и валютного контроля, что приводит к сложности финансовых отношений и отношений собственности при операциях, связанных с лизингом.

Высокая рискованность лизинговых операций в строительстве негативно сказывается на их цене и сроках кредитов банков для строительных организаций, что также можно считать еще одним аспектом экономической составляющей механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве. Кроме этого, кредитные организации неохотно работают со строительными организациями из-за высоких затрат, сопровождающих сбор и обработку финансовой информации о кредитных договорах при одной и той же сумме инвестиций по сравнению с большими инвестиционными проектами.

Многие лизинговые компании на западе и в нашей стране пытались освоить сегмент малых строительных организаций, но только некоторые из них смогли добиться успеха, такие как, например, Московская лизинговая компания. Ключевым фактором для успеха в данном сегменте является то, что данная компания смогла создать эффективный механизм отбора инновационных и инвестиционных проектов с минимальными издержками, что позволило значительно снизить риск присущий данному сегменту.

Рассмотрим теперь условия объединения организационной и экономической составляющих механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве. Данные организационные и экономические составляющие можно объединить, так как они предъявляют более или менее одинаковый спрос на лизинговые услуги, а различие состоит только в размерах сделки. Здесь можно выделить два основных направления формирования единого организационно-экономического механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве.

Первая стратегия построения единого организационно-экономического механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве направлена на поиск перспективных инвестиционных проектов, эффективных лизинговых компаний и построение такой схемы финансирования, при которой лизинг будет более выгоден для лизингополучателя, чем другие формы финансирования. Данную стратегию построения механизма можно назвать - стратегией отбора перспективных инвестиционных проектов и наиболее эффективных институтов лизингового рынка. В этой стратегии важно проявить гибкость в построении лизинговых схем, которые позволят получить налоговые льготы. Например, для рассмотрения могут быть приняты проекты, которые на первый взгляд казались невыгодными, и именно лизинг позволил (за счет, например получения налоговых льгот или других причин) получить прибыль. Работа в этом секторе рынка требует наличия больших финансовых ресурсов, а также серьезной аналитической подготовки специалистов лизинговых компаний, способных создавать для конкретных заказчиков специальные финансовые схемы. Однако в настоящее время данный подход не является наиболее эффективным, так как лизингу, при нынешних условиях, очень трудно конкурировать с другими формами финансирования, во всяком случае, в его классическом варианте.

Другой стратегией построения единого организационно-экономического механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве, которая более перспективна для данного российского рынка, является развитие холдингового лизинга. Многие российские банки, участвуя в процессе приватизации, приобретали акции строительных организаций либо ориентируясь на отраслевую принадлежность, либо ориентируясь на дешевизну акций без какого- либо отраслевого признака. Это была попытка овладеть как можно большим объемом имущества. Дальнейшее развитие рынка показало, что если эти строительные организации не развивать, то они становятся большим балластом для покупателя, так как постоянно необходимо нести издержки на оплату коммунальных услуг, заработной платы персоналу, налогов. Банки, осознавая будущую перспективу, стали реализовывать на вторичном рынке акции тех строительных организаций, которые не подходили им по отраслевому признаку, и концентрироваться на развитии оставшихся. Принимая решение об инвестировании свободных средств в развитии строительных организаций, банк выбирает способы и формы инвестирования. В части переоборудования строительных организаций банк через собственные или дружественные лизинговые фирмы принимает участие в лизинговой сделке. Такую стратегию построения единого организационно-экономического механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве можно назвать - холдинговая стратегия использования инвестиционного потенциала лизинга.

Аналогичную холдинговой можно считать стратегию построения единого организационно-экономического механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве, связанную с созданием хозяйственной ассоциации, в состав которой могут входить следующие субъекты: изготовители продукции, коммерческие банки, лизинговые компании, страховые компании и организации по техническому обслуживанию и ремонту сдаваемой в лизинг строительной техники. Такое объединение позволяет снизить риски лизинговой сделки, перераспределив их между различными субъектами совместной лизинговой деятельности.

Еще одной эффективной стратегией построения единого организационно-экономического механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве, на наш взгляд, является проведение лизинговых аукционов. В этом случае лизингодатель проводит маркетинговые исследования и определяет виды строительной техники и оборудования, пользующиеся высоким спросом у потребителей (потенциальных лизингополучателей). Затем он определяет поставщиков и приобретает данную строительную технику и оборудование и объявляет аукцион о сдачи приобретенной техники в лизинг. Для этого все возможные лизингополучатели предварительно оповещаются о правилах проведения аукционов и условиях получения лизинга, а для участия в аукционе они должны заполнить специальную анкету, позволяющую выполнить предварительную оценку их надежности. По результатам аукциона лизингодатель заключает договор с тем лизингополучателем, который обладает высокой надежностью и обеспечивает ему наиболее выгодные условия возврата лизинга.

Значительным ресурсом для построения и функционирования организационно-экономического механизма формирования и использования инвестиционного потенциала лизинга в строительстве обладают международные лизинговые сделки, при которых удастся получить дешевые финансовые ресурсы, перспективную строительную технику и расширить возможности увеличения прибыли за счет проведения международных лизинговых аукционов и привлечения зарубежных эффективных лизинговых компаний.

Литература:

1. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования. М.: Изд-во «Омега-Л» 2006г. 253с.

2. Ковалев В.В.. Валдайцев С. Инвестиции. М.: ООО .ТК Вел-би.. 2007 г.. 440 с.

3. Кикоть И. Финансирование и кредитование инвестиций. Минск. Высшая школа. 2003 г.

4. Санжина О.П. Управление строительством в регионе: проблемы и перспективы развития.-СПб., 2000.

5. Семенов В. Финансы строительных организаций. М.: ФиС. 2004 г.

6. Философова Т.Г. Лизинг. М.: Изд-во «Юнити». 2006 год.

7. Черняк В.З. Управление инвестиционным проектом в строительстве. -М.: Русская деловая литература. 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.