Научная статья на тему 'БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ'

БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морина В.С., Езангина И.А.

Многие банки используют тренды и форматируют свой бизнес так, чтобы первыми получить конкурентные преимущества, реализуя основополагающие принципы инновационной политики. В этой связи в статье проанализированы базовые инновационные направления, определяющие уровень развития сферы банковских услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

технология таможенного контроля за ДРМ, а также наличие подготовленных специалистов дают положительные результаты.

Использованные источники:

1. Приказ ФТС РФ от 21 декабря 2010 года № 2509 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации»

2. Основы применения технических средств таможенного контроля Маренов Б.И., Задорожный Ю.В. практикум/Санкт-Петербург.: ИЦ «Интермедия», 2015.

3. Обоснование классификации технических средств таможенного контроля в зависимости от оперативных задач Задорожный Ю.В., Маренов Б.И. «Экономика и социум». 2014. № 4- 6 (13). С. 734-741.

УДК 336.717

Морина В.С. студент 4 курса экономический факультет

ВолгГТУ Езангина И.А., к. э. н.

доцент кафедра ЭФП

Волгоградский государственный технический университет

Российская Федерация, г. Волгоград БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Аннотация

Многие банки используют тренды и форматируют свой бизнес так, чтобы первыми получить конкурентные преимущества, реализуя основополагающие принципы инновационной политики. В этой связи в статье проанализированы базовые инновационные направления, определяющие уровень развития сферы банковских услуг

В настоящее время у банковского сектора России присутствуют различного рода проблемы. Одной из таковых является экономический кризис, в связи с которым большая часть населения страны вынуждена отказываться от различного рода потребительских и иных денежных займов. Немаловажным общественным благом, а, с другой стороны, проблемой следует признать и появление альтернативных кредитных организаций. Банки не могут игнорировать уровень конкуренции, сложившийся на финансовых рынках, что опосредует необходимость воспроизводства инновационной политики. Наконец, развитие технологий, доступность информации, смена поколений дают толчок изменению поведения клиентов, в том числе в банковской отрасли [7].

В банковской отрасли инновациями можно считать экономическую реализацию нового банковского продукта или услуги, значительное

улучшение уже существующего, а также введение нового технологического, маркетингового, управленческого или организационного метода деловой практики ведения бизнеса. Современный уровень развития сферы банковских услуг, происходящий в условиях особенно жесткой конкуренции и кризисных явлений на мировом рынке, характеризуется тремя основными направлениями: значительным ростом роли инновационных технологий, увеличением объема предоставляемых услуг, а также разнообразия банковских услуг, формированием новых сегментов рынка обслуживания населения.

Внедрение новых банковских продуктов являются основополагающим фактором, определяющим эффективность работы банка. В настоящем выделяют четыре тенденции изменения поведения банковского клиента: новый уровень удобства в банкинге, потребность в более «личных» взаимоотношениях с банком, желание надежности и безопасности, диджитал-ускорение (удобство в банкинге измеряется не расстоянием, а приложениями) [1].

Учитывая вышеотмеченные изменения, в большинстве развитых странах происходит переход от стандартной филиальной модели к модели дистанционного банковского обслуживания (ДБО). ДБО - ответ банковского сообщества на потребности клиентов, рабочий день и уровень занятости которых не позволяет посетить финансовую организацию. При этом ключевым направлением развития ДБО становится интернет-банкинг [8]. Традиционно услуги интернет-банкинга включают: выписка по счету; предоставление информации по банковским продуктам; заявки на открытие депозитов, получение кредитов; внутренние переводы на счета банка; переводы на счета в других банках; конвертацию средств.

В 2016г. особенно распространена практика возникновения новых типов банков - «необанков» или «банков-претендентов», банковских организаций, начинающих деятельность с нуля и не полагающихся на поддержку бэк-офиса других банков. Необанки не имеют массовых физических отделений с классическим набором обслуживания, а для оказания услуг используют мобильные приложения и сайты [5].

Кроме того, в 2016г. многие инновационные банки как за рубежом, так и в России продолжили осваивать режим круглосуточной и омниканальной работы (одновременное и бесшовное общение с потребителем по всем каналам). Примером «банков 24х7» в России выступают «Точка» (ФГ «Открытие») и «Тиньков - кредитные системы». Предлагая круглосуточное обслуживание, они используют оффшорные центры работы с клиентами (что позволяет переносить нагрузку на те точки обслуживания, где сейчас рабочий день). Круглосуточный контакт могут обеспечивать такие каналы как WeChat, Facebook Messenger, Google Hangouts, Whatsapp и собственные мобильные приложения.

При этом, будучи наделенной чертами инновационного продукта, дистанционная услуга постоянно модифицируется и предоставляется в

различных вариантах. Самым простым вариантом выступают популяризованные банковские банкоматы, которые значительно облегчают как работу сотрудников банка, так и сохраняют время клиента, позволяя

выполнять операции без очередей. В настоящем есть банкоматы, дающие

возможность связаться со специалистом по видео и Новые модели Diebold умеют работать без карточек: подписать документ. внести или получить

наличные можно с помощью мобильного приложения. При этом жизненный

срок технического продукта на рынке становится короче: если в настоящем от его запуска до вывода с рынка проходит 7-10 лет, то скоро благодаря технологиям он сократится до 2-3 лет [3].

Известный в России Citibank открыл больше ста «умных офисов» в Азии, оснастив их видео-стенами, планшетами и персональными местами для самообслуживания, а также банкоматами 360 Stations, особенностью которых является возможность оставить заявку на кредит и связаться с персоналом банка с помощью видеоконференции.

Другим наиболее привлекательным вариантом ДБО является банковская карта, с помощью которой возможна оплата не только в офисах банка и различных магазинах, но и покупки и оплату услуг через интернет. Исследования показывают, что данный способ обслуживания наиболее распространен среди физических лиц, так как облегчает ежедневные сделки (покупки) и довольно прост в своем использовании. В настоящем актуализировано создание банковских платежных карт, которые содержат сенсорные клавиатуры и миниатюрные жидкокристаллические дисплеи. Так, карты Visa Platinum и MasterCard Platinum банка «Авангард» оснащены дисплеем и имеют интегрированный генератор одноразовых паролей. При помощи мини-дисплея клиент получает информацию о состоянии счета, количестве бонусных баллов, последних транзакциях.

Одним из других последних нововведений на рынке пластиковых платежных карт России выступают карты с технологией бесконтактных платежей. Имеются в виду карты Visa Paywave и MasterCard PayPass. Пользователи могут мгновенно, при помощи одного движения руки, осуществлять оплату товаров или услуг. Подобные карты содержат специальные антенны и встроенные чипы. Посредством первых является возможной передача информации о платеже специальный бесконтактный платежный терминал, к которому прикладывается карта [2]. По данным 2016 года, карты с технологией PayPass выпускает 43 крупных российских банка, карты c PayWave - 16 [6].

Третьим важным направлением, которое прошло ступень инновационного развития, следует признать банковский документооборот. В современных банках он с каждым разом упрощается, что ускоряет обслуживание клиентов. При этом важнейшим требованием в данной области выступает следующее: информационная система должна обеспечить интеграцию в единое информационное пространство (единый документооборот с распределенной обработкой данных) не только всех

подразделений банка, но и всех клиентов по полному перечню предоставляемых услуг.

Наконец, в настоящем проявляется следующая тенденция как в мировом масштабе, так и в финансовом пространстве России: вместо того чтобы конкурировать, банки заключают все больше партнерских соглашений между собой и с финтехкомпаниями, что позволяет использовать банковские преимущества размера, доверия, опыта в комплаенсе и доступа к значительному капиталу [4]. Используя, в свою очередь, гибкость, инновационную культуру и технологическую экспертизу финтехкомпаний, банки становятся центрами распространения более широкого ассортимента решений и финансовых продуктов.

Использованные источники:

1. Банкинг будущего: трансформация формы или сути? https://www.terrasoft.ru/financial-services/insights/future-banking

2. Банковские пластиковые карты будущего http://creditcase.ru/page/2013-05-02-18-06-03

3. Банкоматам нового поколения карточки не нужны http://www.vedomosti.ru/finance/artides/2016/04/07/636762-bankomatam-novogo-pokoleniya-kartochki-ne-nuzhni

4. Езангина И.А., Йованович Т.Г. Межфирменное сетевое взаимодействие -стратегический ресурс развития современного бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (56). С. 977-981.

5. Необанки - новый формат банка. Особенности и отличия http://to-bank.com/bankovskie-uslugi/neobank-new-format-banks/

6. С пластиковых карт начали угонять деньги «по воздуху» http://izvestia.ru/news/602196

7. Тимофеева Ю.С., Езангина И.А. Кредитные инновации как фактор повышения конкурентоспособности российских банков// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-3. С. 150-154.

8. Шумилина О.В. Финансовая безопасность банка: риски ДБО / О. В. Шумилина, И. А. Езангина//Научный альманах. 2016. № 2-1 (16). С. 392-396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.