2 (242) - 2007
Финансы
банковская система в формировании и использовании персональных финансов
р.с. екшембиев,
кандидат экономических наук, вице-президент мДм-Банка
Современная банковская система тесно взаимосвязана с персональными финансами. Персональные финансы — это система формирования и использования денежных доходов отдельных индивидов в соответствии с их решениями. Схема взаимодействия персональных финансов с банковской системой представлена на рис. 1.
В банковской системе аккумулируются как доходы, так и инвестиции индивидов. В частности, значительная часть работающих получает заработную плату в безналичной форме путем зачисления денежных средств на счета до востребования. На эти счета также поступают средства, вносимые самими индивидами в целях осуществления последующих расходов или накопления. Расширяется практика зачисления на указанные счета пенсий и пособий.
Срочные счета используются на осуществление средне- и долгосрочных накоплений в денежной форме в целях получения дохода в форме банковского процента. В отличие от срочных счетов сберегательные счета позволяют их владельцам осуществлять дополнительные взносы по своему усмотрению. В ряде стран в банковской практике используются особые виды банковских счетов. Так, например, в США применяются NOW-счета (negotiable order of withdrawal accounts), представляющие собой сберегательные счета, приносящие процентный доход и одновременно позволяющие выписывать расчетные чеки.
Аккумулирование персональных сбережений в банковской системе может также иметь место в форме приобретения индивидами депозитных сертификатов, эмитируемых банками, покупки
дорожных чеков, открытия счетов в золоте. Коммерческие банки могут осуществлять управление персональными инвестиционными портфелями своих клиентов, приобретая для них ценные бумаги (акции, облигации).
Из банковской системы в сферу персональных финансов поступают ипотечные кредиты на приобретение товаров длительного пользования, а также кредиты на неотложные нужды, лечение и отдых, получение образования. Кроме того, формой кредитования индивидов являются карты с кредитовым остатком и овердрафты по счетам до востребования.
Важно отметить, что банковская система обеспечивает не только аккумулирование индивидуальных доходов, но и возмездное, временное перераспределение свободных ресурсов в виде кредитования индивидуальных потребностей. Эта система является источником получения индивидами значительных дополнительных доходов в виде процентов по размещенным срочным и сберегательным депозитам, а также по депозитным сертификатам. По объему кредитования индивидов Россия значительно отстает от других стран. В нашей стране доля таких кредитов в ВВП в 2005 г. составляла лишь 3 %; Болгарии — 6,2 %; Чехии — 8,7 %; Венгрии — 12,1 %; Польше — 19,5 %; США — 66 %; Великобритании — 71 %.
Спрос и предложение на рынке кредитных услуг для индивидов формируется под воздействием широкого спектра факторов. Основные из них приведены на рис. 2.
Стоимость некоторых потребительских товаров столь велика, что при соотношении «доходы — пот-
Рис. 1. Схема взаимодействия персональных финансов с банковской системой
ребление — сроки накопления» реальная возможность приобретения таких товаров может наступить лишь в конце жизненного цикла индивида или вообще не состояться. Соответственно, важным фактором спроса на кредитные услуги является стремление индивидов увеличить свое текущее
потребление, в том числе дорогостоящих товаров длительного пользования.
К факторам, формирующим спрос на кредитные услуги со стороны индивидов, следует отнести особенности потребительских предпочтений и психологические аспекты, например стремление сократить сроки накопления, приобрести желаемые товары, избегая ощутимого сокращения текущего потребления. Эти цели могут быть реализованы при приобретении товаров в рассрочку, используя механизм потребительского кредита.
Следует отметить, как показывают кредитные маркетинговые исследования, довольно значимым фактором спроса на кредитные услуги, требующим создания специфических кредитных технологий, являются так называемые «подвернувшиеся покупки», т. е. спонтанно возникающие потребительские предпочтения, часто затухающие при их откладывании.
Так, например, перемена места жительства формирует необходимость значительной концен-
Факторы формирования спроса
индивидов на кредитные услуги:
• увеличение текущего потребления за счет будущих доходов;
• сокращение сроков накопления средств на запланированную покупку;
• смена места жительства;
• разрыв во времени ме^ду реализацией имущества
и приобретением нового;
• восстановление утраченного имущества;
• необходимость больших разовых расходов;
• выгодная текущая цена запланированной покупки;
• изменение семейного положения.
Равновесие
рынка кредитных услуг для индивидов
Факторы формирования предложения
кредитных услуг для индивидов:
• размещение временно свободных средств;
• защита временно свободных средств от инфляции;
• высокая доходность кредитных услуг;
• расширение реализации товаров и услуг, аффилированных с банками компаний;
• диверсификация кредитного портфеля банка путем оказания кредитных услуг индивидам.
Рис. 2. Факторы формирования спроса и предложения на рынке кредитных услуг для индивидов
трации денежных ресурсов индивидов и также является фактором кредитного спроса. Кроме того, периодическая смена объектов собственности (квартир, машин, мебели и др.), характерная для отдельных социальных слоев, часто формирует разрыв между затратами на новый объект и получением средств от продажи старого. При этом возникает необходимость временной концентрации значительных финансовых ресурсов, что является значимым фактором спроса на кредитные услуги.
Спрос на кредитные услуги со стороны индивидов может также формироваться для компенсации потерь при наступлении рисков общего характера (пожары, наводнения, ураганы, землетрясения).
Конкретные социальные среды часто отличаются эксклюзивным характером факторов, формирующих спрос на кредитные услуги со стороны индивидов, к которым следует отнести ритуально обязательные расходы на свадьбы, юбилеи, религиозные обряды и праздники, приданное, паломничество.
Факторами спроса на кредитные услуги также являются выгодная текущая цена ранее запланированной покупки, а также изменение семейного положения.
Спрос на кредитные услуги со стороны индивидов балансируется их предложением кредитными организациями. В числе факторов, формирующих предложение кредитных услуг, следует назвать такие, как необходимость активизации временно свободных или предварительно сконцентрированных кредитных ресурсов и защиту их от инфляционного обесценения, покрытие расходов (процентных и операционных), получение дохода. Кроме того, к факторам кредитного предложения следует отнести приоритеты кредитного менеджмента, такие как стремление расширить объемы продаж аффилированных с банков компаний, и реализовать проекты их развития.
Факторы предложения персональных кредитных услуг связаны с реализацией отдельных функций кредита, в первую очередь аккумулирующей и перераспределительной (распределительной). К факторам предложения кредитных услуг для индивидов можно отнести стремление банков стабилизировать и расширить свою ресурсную базу, диверсифицировать кредитный портфель. Среди факторов предложения могут присутствовать и элементы кредитного менеджмента. Так, открытие и ведение счетов клиентов, мониторинг этих счетов, их состояние и динамика служат важнейшим источником информации, используемой
менеджментом для принятия как базовых, так и корректирующих управленческих решений. В регламентах многих банков, как отечественных, так и зарубежных, присутствует правило кредитования клиентов только при наличии в этом банке счета с активным движением средств по нему в течение определенного срока. Этот фактор также влияет на формирование предложения на услуги кредитных организаций.
По отношению к деятельности кредитных организаций, обеспечивающих потребности индивидов, целесообразно применять термин «персональный кредитный менеджмент», т. е. управление деятельностью кредитных организаций по оказанию услуг индивидам (клиентам).
Важнейшей группой факторов управления качественными характеристиками услуг кредитных организаций являются клиентские позиции кредитного менеджмента. Особое значение они приобретают в условиях перестройки кредитного рынка с рынка продавца на рынок покупателя, перехода от прямой диктовки кредитными организациями условий кредита к балансировке интересов банка и его клиентов.
В сфере управления активами кредитной организации клиентские позиции кредитного менеджмента реализуются по нескольким направлениям. Клиенты кредитной организации заинтересованы в том, чтобы качественные характеристики кредитных услуг были максимально адекватны их потребностям, соответствовали целям привлечения и использования заемных средств. Объемы кредита, меньшие, чем потребность клиента, лишь частично разрешают его проблемы, а превышающие — делают необходимым поиск возможности размещения этих избыточных ресурсов.
Для банка короткие сроки кредита не дают возможности эффективно использовать денежные потоки погашаемого кредита, а для клиента — делают необходимым поиски новых кредитов для продолжения кредитования.
Клиентские позиции в управлении активами кредитной организации четко проявляются в ориентации сроков, объемов и иных условий и требований погашения кредитной задолженности (сценариев возврата кредитов) на возможности клиента. Они проявляются как способность поддерживать сложившиеся денежные потоки, а также при необходимости создавать параллельные (новые привлечения), экстремальные (реализация активов) или альтернативные (обеспечение кредита) денежные потоки по возврату средств кредитору.
Интересы клиентов, во многом определяющие выбор и оценку банков, с одной стороны, и приоритеты клиентской политики кредитных организации, с другой, лежат в организационной сфере. Клиенты могут быть заинтересованы в отсутствии излишней сложности (запросы, проверки, анкеты, согласования, дублирование информационных потоков) и жесткости (отказы, санкции, рейтинги) при получении, обслуживании кредита и возврате кредитных ресурсов.
Эффективный персональный кредитный менеджмент предполагает обнаружение, идентификацию, оценку и включение в структуру кредитных услуг таких потребностей клиентов кредитных организаций, корректирующих параметры кредитного спроса, как возможность получения комплекса услуг, полного обеспечения всеми необходимыми кредитными услугами. Это касается разнообразия видов кредитов и кредитных линий, дополнительной помощи в виде проектного финансирования, консультаций, работы с проблемными кредитами.
Размещая свои временно свободные средства в срочные вклады в кредитных организациях, индивиды реализуют свои интересы и приоритеты. Эти интересы могут быть ранжированы по значимости, постоянству, сложности, характеру воздействия и иным признакам. Но при этом есть ряд наиболее общих, базовых интересов кредитных организаций, непосредственно проявляющихся в их коммерческих отношениях с индивидами.
В первую очередь это — доходность. Она может быть либо ведущим фактором (инвестиции), либо сопутствующим, косвенным (размещение резервов). Кроме того, интерес к доходности может быть выражен в стремлении покрыть текущие или будущие пиковые расходы.
К первичным интересам клиентов кредитных организаций относятся требование сохранности размещенных средств, а также обеспечение защиты их от инвестиционных, ценовых, инфляционных, валютных и иных рисков, потенциально снижающих стоимостные характеристики этих ресурсов.
Доходность, сохранность и возвратность ресурсов важны и значимы. Однако интересы клиентов кредитных организаций ими не ограничиваются. С точки зрения эффективного кредитного менеджмента «дополнительные» интересы клиентов могут оказаться ключевыми при реализации приоритетов политики кредитной организации, формировании оптимальных качественных характеристик их продуктов.
К таким интересам клиентов можно отнести, например, ликвидность ресурсов. Этот интерес мо-
жет быть реализован при оформлении вклада такими финансовыми инструментами (ценными бумагами), которые позволили бы клиенту управлять возвратностью средств, передавать их третьим лицам, получать дополнительный доход, использовать в расчетах и платежах, применять в качестве объектов залогов.
Для эффективного персонального кредитного менеджмента важно учитывать заинтересованность клиентов в адекватности сроков предлагаемых кредитной организацией услуг целям формирования сбережений. Например, конкретные индивиды могут осуществлять сбережения как для дорогостоящих покупок, так и для расходов в постпенсионный период.
С позиции соблюдения паритетов партнерских отношений значима адекватность политики кредитной организации в области защиты вкладов от досрочного изъятия. Это могут быть стимулирующие принципы (коррекция процентных ставок) или политика более или менее жестких санкций.
Интересы клиентов организационного характера состоят в том, чтобы депозит в кредитной организации открывал широкий доступ к другим ее услугам. Востребована клиентами кредитных организаций адекватность качественных характеристик (условий) вкладов целям вложений клиентов (текущие расчеты, сбережения).
Ориентация на интересы конкретного клиента может быть реализована в кредитном менеджменте в предоставлении возможности конверсии банковских услуг в зависимости от изменений потребностей клиентов. Примерами таких конверсий могут быть переводы вклада до востребования в срочный или сберегательный вклады.
Следует отметить, что среди сфер деятельности кредитных организаций есть еще одна, причем входящая в совокупность признаков банков, но объединяющая ряд отличительных черт пассивных и активных операций, а именно: расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Черты пассивных операций связаны с тем, что средства клиентов на расчетных текущих счетах в определенной доле (неснижаемый остаток) являются для организации кредитными ресурсами.
Активная сторона в этом случае проявляется в том, что проведение указанных операций приносит кредитной организации комиссионные доходы. Поэтому задачи кредитной организации, учитываемые при управлении этими операциями, носят комплексный характер, объединяя приоритеты управления с пассивами и активами — легкость доступа, а также доходность и др.
Клиентские позиции более специфичны. Это в первую очередь интересы участников расчетов, состояние в обеспечении:
• возможности выбора оптимальной формы расчетов;
• быстроты проведения расчетных операций, особенно в условиях высоких темпов инфляции;
• гарантий платежа;
• возможности изменения (в том числе и по взаимному согласованию сторон) условий расчетов;
• включения в расчетные услуги кредитной организации консультаций и таких услуг, как овердрафты и кредитные карты.
Кроме того, в расчетах реализуются интересы клиентов, касающиеся расценок на услуги, возможностей получения доходов по неснижаемому остатку средств на счете.
Необходимо учитывать такой значительный фактор клиентских позиций менеджмента, как интересы реальных и потенциальных клиентов в организационной помощи. Наиболее часто иерархия этих интересов в условиях современной России трактуется следующим образом:
• быстрота и качество обслуживания (включая и ожидания в очередях, доступность и др.);
• полная информация о финансовом положении, надежности и устойчивости кредитной организации;
• соблюдение конфиденциальности вкладов и расчетов;
• широкий доступ ко всем видам услуг, предоставляемым кредитной организацией, отсутствие дискриминации;
• удобное расположение и порядок работы центрального офиса, филиалов и отделений кредитной организации.
Клиентские позиции, рассмотренные выше, охватывают деятельность кредитных организаций как в общем плане, так и применительно к основным видам их услуг, дают представление о базовых приоритетах кредитного менеджмента.
Выделение в клиентской базе кредитных организаций демографических сегментов основывается на социально профессиональных признаках (рабочие, служащие, лица свободных профессий и др.), а также на разделении индивидов по возрасту, полу, семейному положению, составу семей, уровню образования, видам и размерам доходов и др. Этот тип сегментации клиентской базы наиболее востребован для анализа и определения путей эффективного управления потребительским кредитованием.
В европейской банковской практике одним из распространенных вариантов сегментации клиентской базы кредитных организаций является выделение следующих групп: состоятельные индивиды, предъявляющие спрос на индивидуальные услуги; прочие индивиды, формирующие спрос на услуги массового ассортимента.
В практической работе российских коммерческих банков наиболее часто реализуются индивидуальные подходы, отражающие приоритеты клиентской политики. Их объектами являются основные группы клиентов, представленные в современной официальной банковской отчетности.
Одним из важнейших направлений развития взаимодействия персональных финансов с банковской системой является совершенствование системы страхования банковских вкладов индивидов. В настоящее время такие системы страхования созданы почти в 70 странах, в том
размеры страхового возмещения при страховании банковских вкладов индивидов в конкретных странах
страна организация, осуществляющая страхование размер страхового возмещения
Россия Агентство по страхованию вкладов 100 тыс. руб. (независимо от числа вкладов индивида в одном банке)
Великобритания Страховой фонд депозитов 75 % суммы вклада до 20 тыс. фунтов стерлингов
Германия Федеральная ассоциация немецких банков (негосударственная) 100 тыс. евро на одного вкладчика
Канада Канадская корпорация по страхованию вкладов 60 тыс. канадских долларов (50 тыс. долл. США) на одного вкладчика
США Федеральная ассоциация по страхованию депозитов 100 тыс. долл.
Франция Ассоциация французских банков (негосударственная) 70,4 тыс. евро на одного вкладчика
Швейцария Швейцарская банкирская ассоциация (негосударственная) 30 тыс. швейцарских франков на одного вкладчика
Япония Корпорация по страхованию депозитов 10 млн иен на одного вкладчика одного банка
Источники: Белозеров С. А. Системы гарантирования банковских вкладов в экономически развитых странах и Российской Федерации // Финансовый мир, вып. — М.: «Изд-во Проспект», 2002, с. 15; Банковское дело. 2002. № 3. С. 69.
числе в России1. Расширение гарантий частным вкладчикам должно позволить российской банковской системе привлечь значительные дополнительные ресурсы. По имеющимся оценкам, в России сбережения индивидов, хранящиеся вне банковской системы, составляют от 45 до 60 млрд долл. США.2
Размеры выплаты страхового возмещения при страховании банковских вкладов индивидов в конкретных странах приведены в таблице.
Как видно из таблицы, организациями, осуществляющими страхование банковских вкладов индивидов, могут быть как государственные учреждения, так и неправительственные ассоциации. Размер страхового возмещения значительно варьируется по странам. Однако общий подход состоит в том, что в случае банкротства банка в основном возмещаются потери мелких и средних вкладчиков.
В России система страхования вкладов была создана с принятием Закона РФ от 23.12. 2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Целями этого закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков российских банков, укрепление доверия к банковской системе и стимулирование привлечения персональных сбережений в банки. В соответствии с указанным законом образовано Агентство по страхованию вкладов, а также принадлежащий этому агентству на правах собственности Фонд обязательного страхования вкладов. Источниками формирования средств фонда являются страховые взносы коммерческих банков,
1 Турбанов А. В. Цели и ближайшие задачи формирования системы страхования банковских вкладов // Деньги и кредит, 2004. № 2. С. 7.
2 Белозеров С. А Системы гарантирования банковских вкладов в экономически развитых странах и Российской Федерации // Финансовый мир, вып. 1. — М.: «Изд-во Проспект», 2002, с. 15.
пени, средства федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством, доходы от инвестирования временно свободных денежных средств, имущественный взнос государства в размере 2 млрд руб.
В соответствии с указанным законом размер страхового возмещения составляет в России 100 тыс. руб. Это означает, что под государственные гарантии в 2005 г. попадает около 25 % вкладов, т. е. почти 0,6 трлн руб. из 2,4 трлн руб., размещенных индивидами в российской банковской системе. При этом следует учитывать, что в 2005 г. средний размер вклада индивида в банках г. Москвы составлял около 50 тыс. руб., а в банках, расположенных в субъектах Федерации, — около 25 тыс. руб. Около 60 % банковских вкладов индивидов сосредоточено в Сбербанке России и соответственно на этот банк приходится основной объем государственных гарантий. В то же время вклады индивидов в прочие коммерческие банки защищены недостаточно, поскольку в них концентрируются крупные вклады. В этой связи, по мнению автора, актуальной задачей является увеличение размера страхового возмещения до 150 — 200 тыс. руб. Это будет способствовать концентрации в банковской системе индивидуальных сбережений, хранящихся в настоящее время вне банков.
В настоящее время предоставление банковских услуг индивидам развивается в России быстрыми темпами. Это касается как объемов банковских вкладов индивидов, так и объемов получаемых ими кредитов. Основным фактором устойчивости этого процесса является эффективная политика доходов, направленная на стимулирование платежеспособного спроса. В таких условиях масштабы кредитования банковской системой индивидов будут возрастать. Соответственно увеличится роль банковской системы в формировании и использовании персональных финансов.