Научная статья на тему 'Банковская система России перед глобальным вызовом транснационализации мирового финансового рынка'

Банковская система России перед глобальным вызовом транснационализации мирового финансового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1145
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РОССИЙСКИЕ БАНКИ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ / FINANCIAL GLOBALIZATION / MULTINATIONAL CORPORATIONS / GLOBAL COMPETITION / RUSSIAN BANKS / FINANCIAL POLICY OF RUSSIA / ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершов Виталий Федорович

Статья посвящена концептуальным основам и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности банковской системы страны на рубеже XX-XXI вв. Автор рассматривает важнейшие направления и механизмы взаимодействия государства и банковского бизнеса России в процессе создания системы эффективной защиты отечественных банковских структур от внешних угроз в условиях нарастания глобальной экономической конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Banking system of Russia facing the global challenge of the transnationalization of the world financial market

Article is devoted to conceptual bases and realization of state policy of the Russian Federation in the sphere of safety of a banking system of the country at a boundary of the XX-XXI centuries. The author considers the major directions and mechanisms of interaction of the state and banking business of Russia in the course of creation of system of effective protection of domestic bank structures against external threats in the conditions of increase of the global economic competition.

Текст научной работы на тему «Банковская система России перед глобальным вызовом транснационализации мирового финансового рынка»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2016. № 4

В.Ф. Ершов*

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ ПЕРЕД ГЛОБАЛЬНЫМ ВЫЗОВОМ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА

V.F. Ershov

BANKING SYSTEM OF RUSSIA FACING THE GLOBAL CHALLENGE OF THE TRANSNATIONALIZATION OF THE WORLD FINANCIAL MARKET

Статья посвящена концептуальным основам и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности банковской системы страны на рубеже XX—XXI вв. Автор рассматривает важнейшие направления и механизмы взаимодействия государства и банковского бизнеса России в процессе создания системы эффективной защиты отечественных банковских структур от внешних угроз в условиях нарастания глобальной экономической конкуренции.

Ключевые слова: финансовая глобализация, транснациональные корпорации, глобальная конкуренция, российские банки, финансовая политика России, экономическая безопасность России.

Article is devoted to conceptual bases and realization of state policy of the Russian Federation in the sphere of safety of a banking system of the country at a boundary of the XX—XXI centuries. The author considers the major directions and mechanisms of interaction of the state and banking business of Russia in the course of creation of system of effective protection of domestic bank structures against external threats in the conditions of increase of the global economic competition.

Key words: financial globalization, multinational corporations, global competition, Russian banks, financial policy of Russia, economic security of Russia.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях формирующейся современной геоэкономики происходит глобализация мировых финансовых процессов и усиление роли транснациональных банковских корпораций, что при интеграции российской банковской системы в международное финансовое пространство создает для нее вероятность

* Ершов Виталий Федорович — докт. ист. наук, профессор, директор Центра стратегии и аналитики Московского государственного областного университета, член Российской ассоциации политической науки. E-mail: [email protected]

определенных внешних вызовов, в качестве ответа на которые она должна создать высокоэффективный многоуровневый комплекс защиты.

В современной России формируется инновационная банковская система, выступающая в качестве важнейшей части модернизирующейся промышленности, наукоемкого бизнеса и социальной сферы. В настоящее время происходит укрепление финансово-экономического влияния России в мировом хозяйственном и политическом пространстве, в глобальной информационной сфере, в военно-технологической и научной областях, что предполагает создание высокотехнологичной эффективной банковской системы, способной обеспечить надежную защиту национального финансового сектора в условиях быстрого развития процессов глобализации в международном банковском мире от возможных деструктивных внешних вызовов, прежде всего со стороны групп западных индустриальных государств (США, Канада, Япония, страны Европейского союза и др.).

Президент России В.В. Путин, выступая 3 декабря 2015 г. с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ, особо отметил важность проведения системных мер в сфере противодействия негативному влиянию факторов глобальной нестабильности: «Стремительно меняются контуры мировой экономики, формируются новые торговые блоки, происходят радикальные изменения в сфере технологий. Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях...»1.

Правительство Российской Федерации большое внимание в своей работе уделяет вопросам развития отечественной банковской системы, в качестве важнейшей задачи ее развития ставя вопрос повышения степени ее технологичности, внедрения инновационных методов деятельности и как итог — укрепление степени ее устойчивости к внутренним и внешним рискам, стабилизацию деятельности финансовых институтов и достижение высоких характеристик конкурентоспособности на транснациональном финансовом рынке. Так, 28 ноября 2013 г. состоялось специальное совещание Правительства России, на котором рассматривались вопросы перспективного развития отечественной банковской системы, задачи повышения ее конкурентоспособности в плане дальнейшей интеграции в гло бальный финансовый рынок.

Всероссийская политическая партия «Единая Россия» поддерживает перспективный курс Правительства РФ, направленный на дальнейшее инновационное развитие и институциональное совершенствование банковской системы страны. Лидер партии «Единая Россия» и глава Правительства РФ Д.А. Медведев сформулировал новую задачу отечественной банковской системы в условиях развивающейся мировой финансовой глобализации и возникающих в связи с этим экономических кризисов и перераспределением инвестиционных потоков: «Наша задача — удержать стабильность. Банковская система у нас современная и надежная. Она

1 Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 3 декабря 2015 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: www.kremlin.ru/events/president/ news/50864 (дата обращения: 15.11.2016).

подготовлена кризисами 90-х и проблемами нулевых. Мы ее лишь приспосабливаем к новым реалиям»2.

В контексте решения данной проблемы важное значение приобретает научное исследование исторического опыта, итогов и перспектив формирования базовых теоретических, организационных, правовых, технологических и кадровых составляющих современной системы безопасности банковских учреждений Российской Федерации.

Цель данной работы — исследование основных этапов, направлений и специфики формирования государственной политики стратегической защиты российской банковской системы от глобальных финансово-экономических угроз, а также освещение конструктивной деятельности делового сообщества России в области обеспечения всеобъемлющей банковской безопасности. Тема актуальна и потому, что в условиях современной геоэкономики финансовые рычаги становятся главным механизмом экономического взаимодействия государств и международных блоков в глобальном масштабе3. При этом резко возрастает роль национальных банковских систем, которые приобретают стратегическое значение как базовый компонент модернизации промышленности и бизнеса, развития социально-экономической сферы, стабильность которых гарантирует финансовую безопасность государства в условиях высокой степени волатильности мирового финансового рынка.

Принятая руководством России новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. рассматривает вопрос дальнейшего совершенствования отечественной банковской системы в качестве одного из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности страны. При этом понятие безопасности финансово-экономической сферы имеет многофункциональный и комплексный характер, охватывая разные аспекты защиты национальной банковской системы государства в условиях глобального пространства межбанковского взаимодействия.

В Российской Федерации в 2000—2001 гг. был разработан и принят к реализации ряд стратегических программ развития в сфере банковского бизнеса и в области модернизации реального сектора экономики, которые в том числе ставили своей задачей повышение конкурентоспособности отечественных финансовых институтов на глобальном финансово-экономическом рынке. Так, была принята долгосрочная Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г., подготовленная правительственным Центром стратегических разработок, а также Программа социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.), которая в качестве одного из приоритетов

2 Дмитрий Медведев ответил на вопросы журналистов пяти российских телеканалов: Стенограмма интервью // Единая Россия. Официальный сайт. URL: http://er.ru/news/ 109189/ (дата обращения: 20.11.2016).

3См.: Осипов Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики: Мат-лы к докл. на Междунар. науч. конф. «Финансовая экономика: Концепция, структуры, менеджмент». М., 2000.

в области структурной перестройки отечественной экономики определяла последовательный перевод финансовых потоков из сырьевого сектора в высокотехнологичные отрасли производства, а также системное увеличение прямых инвестиций (как внутреннего, так и внешнего типа). На Втором Всероссийском съезде товаропроизводителей была принята Программа развития реального сектора экономики (предложения отечественных производителей), которая оказала значительное влияние на процесс формирования в России развитого финансового рынка и, как следствие, на дальнейшее совершенствование отечественной банковской системы.

Происходит концентрация усилий представителей делового мира России по совершенствованию банковской системы: в октябре 2002 г. в Москве главы ведущих банковских корпоративных организаций поставили свои подписи под текстом Генерального соглашения о консолидации банковских объединений по развитию и укреплению банковской системы. Данный документ формулировал стратегическую цель — создание устойчивой, стабильно развивающейся национальной банковской системы, обладающей доверием граждан и руководства России, а также мирового финансово-экономического сообщества, способной успешно участвовать в глобальном инновационном бизнесе. Заключив Генеральное соглашение, ведущие акторы российского финансового рынка продемонстрировали свое стремление к созданию инновационной, эффективно функционирующей банковской системы, выступающей в качестве важного институционального атрибута национального суверенитета Российской Федерации, а также как один из ключевых факторов модернизационного развития отечественной экономики и бизнеса. Тем самым российское банковское сообщество показало свою готовность совместно с государством разделить социальную ответственность за дальнейшее последовательное продвижение России по пути глубокой экономической модернизации, внедрение в реальный сектор экономики высокотехнологичных производств и как итог — обеспечить укрепление ее геополитических позиций в глобальном экономическом пространстве XXI в.

Таким образом, важнейшей частью государственной стратегии по защите национального экономического суверенитета стало достижение финансовой стабильности и форсированное проведение технологической модернизации промышленности, а также формирование сбалансированной структуры банковского сектора, создание правовых и организационных условий для привлечения внутренних и иностранных инвестиций и обеспечение эффективного государственного регулирования текущей банковской деятельности4.

В условиях развития мировых процессов финансово-экономической глобализации органы государственного экономического управления, а также структуры отечественного банковского сообщества осуществляют

4 См.: Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка РФ // Деньги и кредит. 2005. № 4.

масштабный комплекс мер по выявлению и предупреждению вероятных внутренних и внешних угроз банковской системе, тем самым обеспечивая повышение общего уровня национальной безопасности России.

Модернизация банковской системы России является стратегической целью развития финансового сектора на долгосрочную перспективу, что предполагает превращение ее в мощный креативный фактор технологического развития отечественной промышленности, комплекса НИОКР и высокотехнологичного наукоемкого производства, в том числе в сфере ВПК. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. определяет приоритетные направления реализации государственного регулирования финансового сектора, которые включают в себя такие позиции, как обеспечение полноценного участия розничных инвесторов на финансовом рынке, технологическая и правовая защита их инвестиций, последовательное расширение всего спектра производных финансовых инструментов, дальнейшее повышение степени информационной открытости банковского сектора, поддержка научно-исследовательских проектов в области экспертного обеспечения перспективных инвестиционных проектов.

Активно проходящая в настоящее время модернизация российской экономики, внедрение в промышленное производство высокотехнологичных методов и новейших инновационных разработок вызывают системную креативную трансформацию отечественной банковской сферы, которая начинает решать новые задачи в плане обеспечения реального сектора экономики финансовыми ресурсами, происходит диверсификация деятельности банковской системы и повышение уровня ее технологичности.

Позитивные модернизационные изменения российской банковской системы значительно улучшают ее качественные характеристики: повышается профессиональный уровень кадрового состава сотрудников финансовых институтов, совершенствуется институциональная основа банковского сектора, расширяется диапазон предоставляемых банковских услуг, конкуренция кредитных организаций происходит в правовом поле и в контексте норм деловой этики. Общая система регулирования банковского бизнеса в России становится все более наукоемкой и совершенной, что дает возможность отечественным банкам выходить на мировой рынок инвестирования со своими продуктами, интегрироваться в глобальное финансово-экономическое пространство. В то же время многие иностранные банки стремятся попасть на российский внутренний финансовый рынок5.

В настоящее время банковский сектор России достиг того качественного этапа, когда происходит переход на новый технологический, институциональный и организационный уровень, соответствующий стоящим перед ним масштабным задачам обеспечения финансовыми ресурсами инновационного строительства промышленности, поддержки социально-экономических проектов, развития НИОКР и системы специального бан-

5 См.: Кулик А. Иностранные банки на российском банковском рынке слияний и поглощений // Банковское дело. 2016. № 12.

ковского образования, позволяющий российским кредитным организациям интегрироваться в мировое банковское сообщество, участвовать в глобальном инвестиционном процессе. Соответственно, успешное решение данной задачи в значительной степени снижает вероятные риски от воздействия внешнеэкономических факторов.

В современном глобализирующемся мире, когда происходит рост взаимовлияния национальных банковских систем в едином мировом финансово-экономическом пространстве, «воздействие геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень»6. Перед банковской системой России, проходящей в настоящее время этап технологической и сущностной модернизации в контексте глобальных тенденций развития как международных финансовых рынков, так и реального сектора отечественной экономики и высокотехнологичного бизнеса, стоит стратегическая институциональная задача достижения высоких качественных стандартов, позволяющих успешно вступать в конкурентную борьбу с транснациональными корпорациями на мировом финансовом рынке. В рамках глобальной экономики и при этом в контексте ускоряющихся процессов региональной экономической интеграции появляется и начинает целенаправленно развиваться такое новое явление в геоэкономике, как мощные интеграционные финансово-экономические объединения в Европе (Европейский союз), Северной Америке (НАФТА), Южной Америке (МЕРКОСУР) и Азии (АСЕАН и АТЭС). Деятельность подобных интеграционных объединений в мире и создание ими региональных единых финансово-экономических пространств открывает большие возможности для ведения транснациональными корпорациями (ТНК) международного бизнеса на всех континентах, в том числе и в России. Такие крупнейшие ТНК, как Wal-Mart Stores, Royal Dutch, Shell Group, General Motors, Daimler Chrysler, Toyota Motor, AXA и др., начинают оказывать существенное влияние на развитие процессов технологической конкуренции на российском внутреннем финансовом рынке, а также и в глобальном финансово-экономическом пространстве.

Современная российская банковская система проходит конструктивный этап институциональной модернизации, который включает в себя реализацию комплекса качественно новых, инновационных решений в плане технологического совершенствования работы, находящихся в контексте обеспечения долгосрочных интересов отечественного высокотехнологичного производства и наукоемкого бизнеса и соответствующих высокому уровню качественных стандартов постиндустриального информационного общества, все в большей степени интегрирующегося в глобальное информационно-технологическое пространство.

В рамках программы развития банковской системы страны на очередном заседании Совета Федерации РФ в апреле 2015 г. был принят пакет

6 Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1. URL: http://www.mevriz.m/articles/2001/1/933.html (дата обращения: 15.11.2016).

законов об оказании государственной поддержки банковской системе Республики Крым и города Севастополя, реализация которых законодательно обеспечила социально-экономическое развитие региона, включив его финансовые институты в общероссийское институциональное поле, что повысило уровень их финансовой безопасности, создав таким образом защиту от деструктивных внешнеполитических вызовов в регионе.

В условиях обострения военно-политической ситуации в ряде регионов мира (Украина, Сирия, Йемен), США и их западные сателлиты развернули кампанию антироссийских экономических санкций (противоречащую базовым принципам глобального экономического либерализма), что поставило банковскую систему России в сложное правовое и организационное положение, когда она столкнулась с попыткой целенаправленного подрыва финансовой сферы и стремлением разрушить российскую экономику в целях получения западными странами преимуществ для транснациональных финансовых корпораций.

В настоящее время для российской банковской системы внешние риски, исходящие из глобального финансово-экономического пространства, представляют значительно большую опасность, чем внутренние. Возникающие внешние угрозы российской банковской сфере — организационные, правовые, технологические, информационные, политические — напрямую связаны с негативным вектором развития общей геополитической ситуации в мире, характеризующейся возникновением острых военно-политических кризисов (Сирия, Ирак и др.) и торгово-экономической борьбой (противоречие североамериканского плана Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП) и китайского проекта Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли). Стремление США и их союзников сохранить свое экономическое и военно-политическое лидерство в мире, методы финансовых санкций, которые при этом используются, становятся реальными серьезными деструктивными вызовами национальной финансово-экономической системе Российской Федерации, в том числе угрожая ее банковской безопасности.

Значимым фактором, укрепляющим позиции российской банковской системы в международном финансово-экономическом пространстве, является участие России в содружестве стран БРИКС, расширение межбанковских отношений с финансовыми институтами Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и др. Президент Российской Федерации В.В. Путин дал высокую оценку перспективам участия России в содружестве БРИКС, видя в этом дополнительную возможность для укрепления позиций страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Мы уже вышли на качественно новый уровень взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, создано единое пространство со свободным движением капиталов, товаров, рабочей силы. Достигнута принципиальная договоренность о сопряжении евразийской интеграции с китайской инициативой "Экономического пояса Шелкового пути". Для России такое партнерство создает принципиально новые возможности для наращивания поставок в Азиатско-Тихоокеан-

ский регион продовольствия, энергоресурсов, инжиниринговых, образовательных, медицинских и туристических услуг, позволит нам играть лидирующую роль в формировании новых технологических рынков, а также развернуть на Россию крупные глобальные торговые пути»7. Существенно повышает общий уровень национальной финансовой безопасности участие России в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Интеграция стран БРИКС в валютно-финансовой сфере создает возможность решения проблем обслуживания взаимного внешнеторгового оборота в национальных валютах (рубль, юань, рупия и др.) и снизить степень влияния внешних факторов на экономики суверенных государств — членов содружества. Обеспечение политической и социально-экономической стабильности в государствах БРИКС стимулирует приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в их экономики8. Россия последовательно развивает сотрудничество со своими партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе поддерживает проект создания зоны свободной торговли ЕАЭС и КНР и перспективный план использования в этом регионе национальных валют. При этом восточный вектор развития становится долгосрочным стратегическим приоритетом Российской Федерации9.

В июле 2014 г. участниками IV саммита БРИКС в Бразилии было подписано Соглашение о создании Нового банка развития БРИКС и принято решение о формировании Пулавалютныхрезервов. Параллельно с Банком развития БРИКС на многих направлениях инвестиционной деятельности в рамках содружества успешно действует китайский финансовый институт — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). На межрегиональном уровне осуществляет свои функции Фонд международного резерва БРИКС. Российская Федерация принимает активное участие в процессе создания валютно-финансового интеграционного союза государств БРИКС. Так, в контексте реализации данной стратегии Россией был подписан Меморандум о сотрудничестве государственных финансовых институтов развития стран БРИКС.

Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включая финансово-экономическую составляющую (банковская система и комплекс финансовых институтов), находится в орбите внимания Общероссийского народного фронта, который 14 июля 2011 г. провел дискуссионную площадку на тему «Финансовое обеспечение укрепления обороноспособности и повышения безопасности государства и граждан»,

7 Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 3 декабря 2015 г.

8 См.: Авдокушин Е.Ф., Жириков М.В. Перспективы развития стран БРИКС в условиях усиления волны нового протекционизма //Вопросы новой экономики. 2008. № 2(6). С. 126.

9 См.: Путинцева И.К. Стратегическое сотрудничество России и Китая в условиях трансформации мировой экономики //Инновационная экономика: Мат-лы II Междунар. науч. конф. г. Казань. Октябрь 2015 г. Казань, 2015.

а в своей деятельности уделяет значительное внимание вопросам защиты национальной банковской системы от глобальных финансовых рисков.

Процесс институционализации высокотехнологичной, инновационной банковской системы в современной России развивается в контексте решения стратегической задачи, стоящей перед отечественной экономикой, — целенаправленной модернизационной перестройки промышленности и индустриального бизнеса в направлении создания устойчивой фазы стабильного инновационного развития на основе преимущественного использования внутренних инвестиций. Как отметил доктор политических наук, профессор, декан факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова И.В. Ильин, говоря о перспективах российской экономики в условиях глобализирующегося финансово-экономического пространства и усиления конкуренции, «проблема моделирования и прогнозирования глобальных процессов в экономической, социальной, политической, военной, информационной сферах является важнейшим направлением прогностической экспертной работы при создании систем поддержки принятия решений в области стратегического планирования и управления»10.

Банковская система России в настоящее время является важнейшим эффективным инструментом реализации государственной политики форсированного промышленного роста и глубокой технологической модернизации индустриальной базы производства, а также системообразующим элементом институциональной структуры отечественной финансовой сферы. Аккумулируя основные денежные потоки и банковские активы в сфере народнохозяйственной деятельности, она обеспечивает продуктивную работу всех секторов промышленности и бизнеса, в то же время создавая надежную защиту от вероятных внешних угроз стабильности российской экономики, долговременные предпосылки для выхода российской инновационной продукции на глобальный рынок технологий. «Практически речь идет о создании новой модели финансово-банковской системы России, обладающей высоким запасом устойчивости, аккумулирующей опыт прошедших лет, наиболее эффективные методы и инструменты регулирования, выработанные в процессе общемирового развития»11.

Формирование современной банковской системы России происходит в контексте общемировых тенденций институционализации высокотехнологичных финансовых институтов: ускоряется централизация и концентрация банковского капитала (в том числе путем слияний и поглощений кредитных организаций), расширяется технологическая модернизация, в банковскую деятельность все в большей степени внедряются наукоемкие технологии, происходит последовательное увеличение доли НИОКР в банковском консалтинге, в работу российских банков активно внедряются западные инновационные технологии (адаптированные к специфике рос-

10 Ильин И.В, Розанов А.С. Глобальные исследования: Новые подходы // Век глобализации. 2014. № 1. С. 176.

11 Тихонков К.С. Концептуальные основы перехода банковской системы России к мо-дернизационному развитию. М., 2010. С. 274.

сийского финансового рынка). Все это существенно повышает защитные свойства российской банковской системы, делая ее вполне конкурентным актором международного финансового рынка, способным успешно противостоять негативному воздействию транснациональных финансовых корпораций. В монографии А.Н. Чумакова «Глобализация. Контуры целостного мира» отмечается, что глобализация «является предельно большим, самым масштабным явлением на планете, которое поддается адекватному осмыслению лишь с определенной дистанции — временной и пространственной»12.

В соответствии со структурой современной российской банковской системы можно выделить несколько уровней банковской безопасности:

• финансовая безопасность макроуровня (государственная банковская безопасность);

• банковская безопасность регионального уровня (система региональных кредитных организаций);

• финансовая безопасность микроуровня (отдельные банковские структуры).

При этом существует тесная взаимозависимость и взаимообусловленность всех трех уровней13.

Экономика современной России находится в стадии перехода от фазы эффективного развития к этапу инновационного развития, что подтверждается экспертными оценками Всемирного экономического форума, который осуществляет расчет динамики роста индекса глобальной конкурентоспособности государств. В 2014 г. Россия занимала 53-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности, а к настоящему времени ее экономический рейтинг резко поднялся, повысившись на 14 пунктов.

Последовательному укреплению позиций Российской Федерации в гло -бальном экономическом пространстве способствует ряд базовых функциональных факторов, среди которых можно выделить следующие: значительный объем внутренних ресурсов (полезные ископаемые, энергоносители, банковская капитализация, промышленная инструментальная база и др.), общие позитивные параметры макроэкономической среды, сбалансированность государственного бюджета, хорошо развитая транспортная инфраструктура, а также высокий уровень институционализации системы энергетики, наличие инженерного корпуса высокой квалификации, активность в патентной области и защите прав интеллектуальной собственности, достаточно высокие показатели производительности труда, лидирующие качественные характеристики в сфере НИОКР и системе высшего профессионального образования, развитая институциональная база фундаментальной науки — наличие комплекса научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро при предприятиях ВПК, заводских лабораторий и др. В то же время выполнение задачи интеграции России

12 Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005. С. 3—4.

13 См.: Хачатурян Г.Ю. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности банковской системы Российской Федерации в современных условиях: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2010.

в глобальное интеллектуальное и финансово-экономическое пространство, что является также формой предотвращения потенциальных угроз российской экономике, в том числе банковской системе как ее части, предполагает решение комплекса масштабных задач — дальнейшее развитие системы высшего профессионального образования в соответствии с мировыми стандартами качества, включая образование в сфере банковского дела, увеличение гибкости и технологичности рынка труда, реализацию программы внедрения инноваций в современное производство, развитие НИОКР, осуществление инвестиций в интеллектуальную сферу, переход к экономике знаний и др., расширение научно-исследовательского сотрудничества отечественных вузов с зарубежными партнерами, а также с российскими и иностранными бизнес-структурами.

Повышение степени технологичности и эффективности российского финансового рынка, включая расширение спектра реализации банковских услуг, имеет большое значение для развития и совершенствования системы экономической безопасности, защиты от вероятных внешних агрессивных финансовых воздействий со стороны транснациональных корпораций, направленных на дестабилизацию социально-экономической сферы России14.

В научных публикациях ряда отечественных исследователей проблематики национальной экономической безопасности России разработка понятия «финансовая безопасность» связывается преимущественно с внешними угрозами финансово-кредитной сфере страны15.

Концепция национальной безопасности России, принятая в соответствии со стратегической задачей реализации перспективного модерниза-ционного проекта России в XXI в., поставила перед отечественной банковской системой базовую функциональную цель — обеспечить в полном объеме финансирование новейших инновационных направлений развития реального сектора экономики и фундаментальной науки, в том числе комплекса НИОКР в высокотехнологичных отраслях производства, включая систему ВПК. «Для противодействия угрозам экономической безопасности силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацелены на поддержку государственной социально-экономической политики, направленной на развитие национальной инновационной системы в целях реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики, на укрепление финансовых рынков и повышение ликвидности банковской системы»16. Соответственно, укрепление

14 См.: Марченкова Л.М., Илюхина И.Б. Проблемы внешнеэкономической безопасности России в условиях глобализации мировой экономики // Евразийский юридический журнал. 2015. № 6(85).

15 См.: Черникова Е.В., Высоцкая Л.С. Финансовая безопасность как элемент системы национальной безопасности государства // Закон. 2010. № 7.

16 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (В редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/14927 (дата обращения: 20.11.2016).

безопасности финансового сектора и формирование высокотехнологичной банковской инфраструктуры, основанной на инновационных методах работы, — необходимые условия для успешного решения данной задачи, входящей в систему приоритетов Программы обеспечения национальной безопасности России.

Банковская система в Концепции национальной безопасности Российской Федерации рассматривается как один из важнейших составляющих элементов единого финансово-экономического пространства страны, а любые попытки ее дестабилизации квалифицируются как прямая угроза национальной безопасности. Утверждение в декабре 2008 г. распоряжением Правительства РФ № 2043 Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 г. обозначило вектор дальнейшего развития отечественной банковской системы и стало позитивной вехой на пути формирования финансового рынка, способного войти в глобальное финансово-экономическое пространство как его неотъемлемая часть, расширяя влияние российских инвестиционных структур в мировой транснациональной финансовой сфере. В настоящее время руководство России, ведущие государственные институты власти, научно-исследовательские центры осуществляют последовательную деятельность по дальнейшему укреплению системы защиты отечественного финансового рынка от деструктивных внешних и внутренних воздействий, стратегической целью которой является создание высокоэффективной конкурентоспособной банковской системы, способной быть механизмом укрепления позиций России на глобальном финансово-экономическом рынке.

В рамках глобализирующейся мировой финансовой системы все больший вес приобретают транснациональные банки, которые стремятся подчинить своему влиянию все международное финансово-экономическое пространство: Citigroup (США), Bank of America Corp (США), HSBS Holdings (Великобритания), USB (Швейцария), Muzino Financial Group (Япония) и BNP Paribas (Франция).

Большое значение в плане выявления вероятных внешних и внутренних угроз банковской системе России имеет создание центров перспективного научного анализа мирового финансового рынка, изучения его специфики и динамики развития, что позволяет своевременно выявлять возможное возникновение внешних и внутренних угроз российской банковской системе и обеспечивать принятие оперативных и адекватных мер по их нейтрализации, что является существенным фактором повышения уровня защищенности отечественного финансового сектора и ведет к общему укреплению устойчивости российской экономики. При этом в мировой практике банковского риск-менеджмента в настоящее время проявилась тенденция преобразования классических схем разделения компетенции и осуществляется инновационное применение новейших форм распределения проектов в сфере управления вероятными финансовыми рисками17.

17 См.: Чалданов Л.А., Килячков А.А., Дыдыкин А.В. Корпоративная система банковского риск-менеджмента: Направления развития и совершенствования. М., 2012.

В современной России формируется новая фундаментальная парадигма инновационного развития — геоэкономическая, чему способствует выход мировой экономической системы на постиндустриальный уровень, активизация на международной арене новых глобальных игроков, перераспределение ареалов финансово-экономического влияния18. Решение задачи перспективного повышения степени защищенности российской банковской системы и достижение уровня гарантированной финансовой безопасности включает в себя ряд базовых функциональных составляющих — внешнеполитическую, технологическую, управленческую, экономическую и др.19 Стратегическая безопасность банковской системы и всего финансового сектора России является неотъемлемой частью общей системы национальной экономической безопасности. Чтобы современная российская банковская система была способна обеспечивать в необходимом объеме денежными ресурсами промышленное производство и научно-исследовательские проекты в сфере инновационных технологий, финансовая система России формирует комплекс многоаспектной защиты от вероятных внешних угроз, возникающих вследствие изменения геополитической ситуации, а также от возможного проявления негативных процессов на международном финансовом рынке20. Центральный банк РФ, по словам его председателя Э.С. Набиуллиной, в своей деятельности в качестве мегарегулятора учитывает тот факт, что современный финансовый мир «в целом волатилен, в последнее время наблюдается повышенная неопределенность, повышенная волатильность на мировых финансовых рынках»21.

На современном этапе модернизации банковской системы России особое значение приобретают вопросы технологического совершенствования деятельности кредитных организаций, в том числе тема развития НИОКР в финансовой сфере — реализация комплекса научных исследований международного денежного рынка и взаимодействия с ним российских финансовых организаций, процесс институционализации банковской сис -темы, изучение теории и практики мирового опыта инвестирования и др. Эффективная организация работы российского валютного и фондового рынков, дальнейшее совершенствование кредитно-расчетных взаимоотношений между их субъектами, в том числе и в глобальном финансово-экономическом пространстве, предполагает квалифицированную подготовку и принятие обоснованных решений в области развития высокотехнологичного сектора экономики, наукоемкого бизнеса, что возможно в совре-

18 См.: Гринберг Р.С. Конкурентоспособность в посткризисном мире: Геоэкономическое измерение //Безопасность Евразии. 2010. № 1.

19 См.: Лаврушин О.И. Повышение роли банков в обеспечении экономической безопасности //Банковское дело. 2004. № 9.

20 См.: Смирнова Л.Н.Снижение угроз экономической безопасности государства с помощью системы финансово-бюджетного контроля // Вестн. Санкт-Петербург. ун-та МВД России. 2009. № 1.

21 Интервью Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной телеканалу CNBC, 18 июня 2015 г. // Сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/PRESS/print.aspx?file= press_centre/ Nabiullina_CNBC_18062015.htm&pid=press&sid=itm_34251 (дата обращения: 21.11.2016).

менных условиях роста интеллектуальной составляющей международного банковского бизнеса лишь на основе проведения целенаправленных финансово-экономических исследований и реализации широкого комплекса НИОКР.

В настоящее время в Российской Федерации повышается степень на-укоемкости банковского бизнеса, что способствует существенному укреплению его системы безопасности, позволяет российским финансовым институтам успешнее действовать на глобальном инвестиционном рынке. В контексте данной тенденции при банках и иных отечественных финансовых институтах формируется система специализированных научных подразделений, основной функцией которых становится экспертное сопровождение решений государственных учреждений и подразделений Банка России в области инвестиционной политики, а также проведение глубоких социально-экономических исследований по проблемам регионального экономического развития, научный анализ влияния инвестиционных программ развития на экономическую ситуацию в регионах, исследование текущего финансово-экономического положения и перспектив развития ведущих народно-хозяйственных комплексов, разработка экспертных рекомендаций по реализации политики технологической модернизации, научный анализ общего положения в инвестиционной сфере, подготовка научных исследований по методике осуществления государственной инвестиционной политики в конкретных регионах страны и др.

Современная креативная тенденция развития банковской системы России предполагает существенное увеличение наукоемкой составляющей деятельности финансовых институтов — включение в их институциональную структуру специальных подразделений научно-исследовательского характера, осуществляющих перспективное планирование инструментального развития банковского сектора, а также проводящих экспертное сопровождение инвестиционной политики. В экспертных научных центрах аккумулированы высокопрофессиональные кадры специалистов — ученые-экономисты, финансовые аналитики в области международных фондовых рынков, менеджеры, работники глобальных информационных систем, специалисты по применению в банковской сфере экономико-математических моделей и методов выработки перспективных финансовых решений. Подобные подразделения НИОКР, созданные при кредитных организациях, последовательно осуществляют сбор, систематизацию и аналитическую обработку показателей, отражающих степень социально-экономического развития и банкизации регионов, исследуют кредитные взаимоотношения финансовых институтов с различными отраслями экономики, готовят регламентированные информационно-аналитические справки, отчеты и др.

Системная модернизация российского банковского сектора осуществляется на основе последовательного внедрения результатов научно-исследовательских проектов в финансовой сфере, подготовленных учеными-экономистами и финансовыми экспертами совместно с банковским корпоративным сообществом, включающим как отечественных специа-

листов, так и зарубежных финансовых аналитиков, в контексте целенаправленной реализации стратегии долгосрочного развития, а также и с учетом инвестиционных мероприятий тактического характера, корректируемых в соответствии с макроэкономической ситуацией, складывающейся на глобальном финансовом рынке, и текущими задачами отечественного банковского сектора22.

На современном этапе институционализации российской банковской системы осуществляется масштабная научно-исследовательская работа по ряду стратегических направлений развития отечественного банковского сектора, в рамках которой формулируются тактические задачи его модернизации, проводится мониторинг положения дел в банковской сфере, анализируется опыт внедрения новейших методик в систему управления кредитными организациями. Российскими и зарубежными экспертами в области инвестиционного бизнеса разработан ряд инновационных проектов, содержащих сценарные прогнозы развития российской экономики и бизнеса на долгосрочный период: «Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 года», «Долгосрочный прогноз роста российской экономики»23 и др.

Решение важнейшей современной стратегической задачи — обеспечение национальной военной безопасности Российской Федерации предполагает дальнейшее развитие высокотехнологичного военно-промышленного комплекса (ВПК), что осуществляется в условиях успешного модернизационного строительства отечественной банковской системы, реализующей компетентное управление финансированием военного производства.

Действующий в современной России концептуальный документ — Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. особо подчеркивает роль высокотехнологичной банковской системы и связанного с ней комплекса НИОКР в финансовой сфере в плане укрепления позиций России в сфере геополитической безопасности: «Для обеспечения национальной безопасности за счет экономического роста Российская Федерация основные усилия сосредотачивает на развитии науки, технологий и оборудования, совершенствовании национальных инвестиционных и финансовых институтов в интересах достижения необходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах»24. Соответственно, в настоящее время значительный высоко-

22 См.: Зражевский В.В. Теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности банковской системы Российской Федерации: Дисс. ... докт. экон. наук. СПб., 2008.

23 Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 года // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. URL: www.forecast.ru (дата обращения: 20.11.2016); Долгосрочный прогноз роста российской экономики (проект) 30.12.2005 г. // Министерство экономического развития и торговли РФ. URL: www.economy.gov.ru (дата обращения: 20.11.2016 ).

24 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

технологичный сегмент банковской системы России осуществляет свою деятельность на особо ответственном направлении — финансовом обеспечении функционирования ВПК, которое производится в необходимые сроки и в полном объеме, что имеет большое значение для укрепления военной безопасности государства.

Современное российское государство оказывает системную поддержку отечественным банкам, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере и в области реального сектора экономики, но при условии проведения строгого финансового и экспертного контроля. В настоящее время в России формируется эффективная система перспективного выявления возможных финансовых и организационных рисков на отечественном и глобальном финансово-экономическом рынках, которая располагает технологиями их снижения, а также предотвращения негативных экономических последствий для российской финансовой сферы. Российские финансовые институты в настоящее время действуют в условиях усиления воздействия транснациональных кредитных организаций на мирохозяйственные связи посредством инвестиционной политики, путем расширения межбанковского взаимодействия и др.25

Государственная программа поддержки отечественных кредитных организаций и общего укрепления финансового сектора предполагает создание системы эффективного контроля за деятельностью банков в целях предотвращения на финансовом рынке вероятных кризисных ситуаций, для чего необходимо «создать основу для своевременного предъявления требований по увеличению размера капитала до соответствующего (превышающего) уменьшающийся уровень рисков»26.

В рамках реализации антикризисного плана Правительства России отечественным кредитным организациям в период 2014—2016 гг. была оказана значительная финансовая и организационная поддержка, что позволило сохранить стабильность и управляемость банковского сектора, защитить институты российской банковской системы от деструктивных вызовов. В то же время в контексте оздоровления отечественной банковской системы Правительством РФ были приняты комплексные меры по усилению правового контроля за соблюдением банками российского финансового законодательства, которые включали отзыв лицензий у ряда кредитных организаций, вовлеченных в теневые операции на финансовом рынке, либо нежизнеспособных как финансовые институты в силу своих качественных и количественных характеристик27.Таким образом, современная банковская сфера России является как областью повышен-

25 См.: Кузнецов В.С. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи. М., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Марданов Р.Х. Кризис на финансовых рынках и новые вызовы для банковского регулирования и надзора // Банковское дело. 2008. № 8. С. 34.

27 Премьер-министр РФ Д.А. Медведев: «Работа Банка России по наведению порядка в банковской сфере способствовала оздоровлению финансовой системы» // Сайт партии «Единая Россия». 08.02.2016. URL: http://er.ru/news/139422/ (дата обращения: 21.11.2016).

ной концентрации экономических угроз национальной безопасности страны, так и объективно обладает способностью обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства в целях модернизационного развития, в том числе и интересы конкретных промышленных предприятий и структур инновационного бизнеса, корпораций, производящих высокотехнологичную продукцию, а также и юридических лиц, пользующихся услугами банкинга28.

На современном этапе развития банковского бизнеса в России кредитная деятельность стала сферой применения наукоемких и дорогих инновационных технологий, внедрение которых обязательно для успешного продвижения банков на финансовом рынке (в то же время внедрение высокотехнологичных систем работы доступно не всем отечественным банкам в силу их сложности и высокой стоимости). Чтобы добиться успеха на российском кредитном рынке банкам необходимо качественно повышать уровень организации бизнес-процессов, создавать постоянные каналы сбыта и реализации своих совершенствующихся банковских продуктов, улучшать систему финансового менеджмента и др. Государство последовательно проводит финансово-кредитную политику, целью которой является увеличение внутренних активов, совершенствование институциональной базы банковской системы и повышение эффективности деятельности кредитных организаций, развитие наукоемкой составляющей банковской деятельности, укрепление общей банковской безопасности.

Правительство России, органы государственного контроля за деятельностью банковских организаций, Центральный банк РФ формулируют в качестве стратегической цели государственного регулирования банковской сферы создание благоприятных правовых и административных условий для организации ее эффективного модернизационного развития и совершенствования, привлечения в промышленность и инновационный бизнес необходимых финансовых ресурсов, а также укрепление комплекса защиты от возможных вызовов и угроз со стороны глобального финансового рынка и политически мотивированных действий деструктивного характера со стороны западных государств, конкурирующих с Российской Федерацией в мировом финансово-экономическом и банковском технологическом пространстве.

В рамках реализации основных задач модернизации российской банковской системы, сформулированных в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., осуществляется глубокая модернизация современного финансового сектора страны, включающая в себя его дальнейшую инновационную институционализацию, совершенствование правовой базы банковского бизнеса, диверсификацию спектра банковских услуг, формирование кадров специалистов в области банковского бизнеса мирового хозяйственного уровня, внедрение в банковскую деятельность новейших технологических инноваций и др.

28 См.: Черенков В.Е. Современные направления и механизмы обеспечения экономической безопасности банковской системы России. Брянск, 2006.

Важное направление совершенствования банковской системы России — повышение уровня качества корпоративного менеджмента, создание комплекса управления финансовыми организациями в соответствии с качественными стандартами мирового рынка, позволяющими им успешно выдерживать конкуренцию в глобальном финансово-экономическом пространстве. Лишь институционально развитая банковская система, обладающая высокими качественными и количественными характеристиками, высокотехнологичными методами работы, необходимым уровнем капитализации, квалифицированным персоналом сотрудников, инновационной и хорошо обеспеченной в плане организационного развития стратегией, способна обеспечить в обществе социально-экономическую стабильность, стать модератором общественного развития и упрочения социального мира, действенным фактором реализации перспективного модернизационного проекта России в XXI в. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечена позитивная роль банковской системы страны в совершенствовании социальной сферы и повышении уровня жизни россиян: «Обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать... достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов...»29.

Банк России в соответствии с Федеральным законом от10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и принятой перспективной Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации в своей организационной деятельности особое внимание уделяет вопросам развития и совершенствования технологии экспертной оценки финансовой устойчивости отечественных финансовых институтов, прежде всего внедрению в банковскую деятельность НИОКР (использование научно-исследовательских инструментов экспертного анализа финансовой устойчивости кредитных организаций, применение информационных технологий в кредитной сфере и др.). Разработанная специалистами Банка России технология мониторинга финансовой устойчивости отечественного банковского сектора включает исследование научно-аналитических результатов трех взаимосвязанных модулей: системного мониторинга вероятных финансовых рисков, научного анализа финансовой и организационной устойчивости банков и глубокого изучения стресс-устойчивости кредитных организаций применительно к вероятному возникновению глобальных финансовых вызовов со стороны транснациональных банковских корпораций.

Банк России в 2006 г. в контексте формирования системы контроля за кредитными организациями существенно усовершенствовал техноло-

29 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Ст. 2444.

гию регулярного мониторинга финансовых рисков в области определения степени возможного риска при кредитовании физических лиц и нефинансовых организаций, а также разработал технологию мониторинга степени ликвидности, метод оценки остаточного капитала и др. При этом специалисты банка России отметили необходимость усиления мониторинга внешних заимствований банков в целях снижения финансовых рисков30.

В настоящее время российские государственные органы контроля и поддержки отечественной банковской системы вводят новейшие высокотехнологичные формы аудита финансовых организаций, в практику внедряется система дистанционного надзора и широкий комплекс подобных конструктивных мер контроля, призванных повысить степень информационной прозрачности банковской сферы и сделать ее деятельность еще более эффективной. Центральный банк РФ продолжает системное совершенствование комплекса банковского регулирования и текущего финансового надзора, прежде всего посредством развития функциональной составляющей работы финансовых институтов и приведения правовых условий и законодательной практики их деятельности в соответствие с международными качественными стандартами, существующими на глобальном финансово-экономическом рынке (Стандарты «Базель-2» и «Ба-зель-3»). При этом данная надзорная деятельность Центрального банка включает в себя формирование эффективной системы регулирования и контроля работы всех отечественных кредитных организаций, действующих на российском и международном финансовых рынках, с учетом значимости конкретных кредитных институтов и уровня принимаемых ими управленческих решений в финансовой сфере. В то же время активизируются и расширяются операции иностранных банков в международном финансово-экономическом пространстве31.

Вместе с ростом инновационного и технологического развития российской промышленности и наукоемкого бизнеса в начале XXI в. неуклонно повышается управленческая роль государства, в том числе и в отечественном банковском секторе32, совершенствуются законодательные нормы и правовые механизмы, методические формы деятельности государственных структур, осуществляющих контроль и организационную поддержку банковского бизнеса. Происходящее на современном этапе развития мирового финансового сектора усложнение технологий, рост информационной и организационной взаимозависимости, увеличение общего объема разовых сделок, ускорение процессов принятия управленческих решений в банковской сфере существенно повышают общий уровень риска и тре-

30 См.: Абрамова М.А., Конакбаев А.Г., Александрова Л.С. и др. Роль государства в развитии и модернизации банковского сектора в посткризисный период (российский и казахстанский опыт). М., 2012.

31 См.: Туруев И.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.,

2013.

32 См.: Николаева Т.П. Государственное регулирование банковского сектора России: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2008.

буют внедрения многофакторных систем мониторинга как со стороны государства, так и со стороны корпоративного банковского сообщества.

Создание в Российской Федерации единого мегарегулятора рынка финансово-банковских услуг позволяет осуществлять комплексный подход к анализу состояния отечественного финансового рынка и его ведущих акторов, эффективнее внедрять в управленческую практику новейшие инновационные технологии, основанные на использовании мирового опыта организации банковской деятельности. Сущность мегарегулятора как государственного контролирующего органа состоит в «консолидации в одной структуре надзора за деятельностью кредитных организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных институтов, осуществляющих привлечение и размещение денежных средств»33. При создании в России системы мегарегулирования широко учитывался зарубежный опыт, в соответствии с которым предполагается осуществление целого комплекса подготовительных мероприятий в информационной, правовой и технологической сферах34.

Создание отечественной банковской системы в соответствии с мировыми качественными критериями, позволяющими российским финансовым институтам успешно интегрироваться в глобальное банковское сообщество, — важная перспективная задача российских органов управления финансовым сектором — Министерства финансов России и Центрального банка РФ. «Обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития инвестиционной системы повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации»35. Последовательное расширение финансового и организационного участия российских финансовых институтов в масштабных креативных проектах в рамках международного финансово-экономического рынка, интеграция российских банков в институциональную систему глобального финансового пространства, создание в стране передовой школы банковского образования являются стратегической задачей, успешное решение которой способно существенно увеличить ресурсный инвестиционный потенциал России, способствуя укреплению национальной экономической безопасности.

Банковская сфера, имеющая особое значение для обеспечения инновационного развития экономического комплекса России и представляющая собой значительный креативный фактор модернизации страны, в то же время является сферой повышенных криминальных посягательств, что делает осуществление контроля за нормами экономической безопасности

33 Котляров М.А. Направление и перспективы реформы банковского регулирования в России // Финансы и кредит. 2008. № 12. С. 3.

34 См.: Банковский надзор: Европейский опыт и российская практика. М., 2006.

35 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Ст. 2444.

кредитных отношений одной из приоритетных задач государственного регулирования процесса формирования банковской системы. Соответственно, национальная экономическая безопасность предполагает проведение системного государственного мониторинга сферы кредитных отношений и таким путем сведение к минимуму рисков, связанных с различными преступлениями (налоговыми, коррупционными и др.), возможными в финансово-экономической области36.

Перед Российской Федерацией стоит стратегическая задача — укрепление национального суверенитета в финансовой сфере, что предполагает последовательное снижение зависимости российской банковской системы от мирового финансового капитала, который в последнее время демонстрировал опасные тенденции к провоцированию масштабных финансово-экономических кризисов в глобальном банковском пространстве, а также на российском финансовом рынке. Решая задачу сохранения национального суверенитета в финансовой сфере, Правительство Российской Федерации, органы государственного управления банковской системой проводят целенаправленную политику снижения зависимости отечественного банковского сектора от влияния международного финансового капитала, который в условиях возникающих политических противоречий между рядом ведущих индустриальных государств мира становится средством финансового давления в рамках сформировавшейся современной геоэкономики.

Вопросы интеграции российской банковской системы в мировое финансово-экономическое пространство и перспективы повышения роли отечественных финансовых институтов в международном инвестиционном поле обсуждались в ходе работы Международного научного конгресса «Глобалистика-2015: Глобальное управление и дипломатия в нестабильном мире», организованном МГУ имени М.В. Ломоносова (факультет глобальных процессов) и МГИМО МИД России. Конгресс был посвящен 70-летию ООН и Году председательства Российской Федерации в БРИКС и проходил на единой научной площадке с Глобальным университетским саммитом БРИКС, Международной школой ЮНЕСКО и рядом других международных научных и общественных мероприятий. В своем выступлении на конгрессе главный ученый секретарь Международной академии глобальных исследований И.В. Ильин отметил, что в условиях развития процессов глобализации возрастает роль взаимодействия институтов в международном финансово-экономическом пространстве37.

Важный компонент правительственной политики в банковском секторе страны — последовательная реализация комплекса организационных, правовых и технологических мероприятий по повышению доверия

36 См.: ЛаласД.Е. Перспективы развития инвестиционных банковских услуг в России: Дисс. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2008.

37Ильин И.В., Колин К.К., Розанов А.С. Итоги международного научного конгресса «Глобалистика-2015: Глобальное управление и дипломатия в нестабильном мире» // Стратегические приоритеты. 2016. № 2.

населения к банковской системе, максимальному подключению банкинга к решению социально-экономических вопросов общественного развития, повышению финансовой культуры населения и др. Перспективная задача инструментального совершенствования российской банковской системы состоит в необходимости преодоления одной из ее базовых проблем — недостаточного развития инфраструктуры, что в итоге становится фактором, тормозящим формирование высокотехнологичного финансового рынка и расширения межбанковских связей с государствами БРИКС, США, Европейским союзом, Японией, Вьетнамом и др.

В Стратегии национальной безопасности России поставлена задача повышения степени технологической защиты банковской системы от возможных внешних угроз со стороны транснационального капитала, способного оказывать негативное влияние на состояние российской финансовой сферы. В данном документе говорится, что главные стратегические риски и угрозы национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу составляют «снижение конкурентоспособности и высокая зависимость важнейших сфер национальной экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы...»38.

Концепция национальной безопасности России как основополагающий документ по теме защиты российского финансового рынка от глобальных вызовов со стороны транснационального спекулятивного капитала предполагает последовательную реализацию широкого комплекса административных, технологических и правовых мероприятий, способных обеспечить снижение зависимости российской банковской сферы от вероятного неблагоприятного развития ситуации в глобальном финансово-экономическом пространстве: «Источниками угроз национальной безопасности могут стать такие факторы, как кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем... повышающие стратегические риски зависимости от внешних факторов»39.

Стремительно развивающийся в мире процесс транснационализации финансовых связей, глобализация международного экономического пространства, рост автономизации надгосударственных финансово-экономических субъектов — ТНК, ТНБ и др., расширение их реального влияния на промышленное производство суверенных государств угрожают российской банковской системе усилением степени ее зависимости от внешних факторов, что представляет особую опасность для национальной безопасности страны, актуализируя вопрос дальнейшего совершенствования системы мер противодействия на всех возможных уровнях — политическом, технологическом, правовом, организационном и др.

Таким образом, происходящий в настоящее время процесс финансовой неустойчивости в глобальной экономической сфере, возникновение

38 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Ст. 2444.

39 Там же.

кризисных явлений в геоэкономике, способных дестабилизировать экономическое положение в ряде стран одновременно, становятся серьезным вызовом для российской банковской системы, в рамках которой осуществляется принятие комплекса целенаправленных мер, призванных обеспечить достижение гарантированного уровня безопасности национальной финансовой сферы. При этом проявляется тенденция снижения способности транснациональных финансовых институтов осуществлять эффективное прогнозирование перспективного развития экономических кризисов и создавать методики их предотвращения, что требует от банковской системы России существенного повышения степени ее защиты от внешних дестабилизирующих факторов.

В настоящее время банковская система России, государственные органы управления в финансовой сфере, руководство корпоративных финансовых организаций осуществляют институционализацию системы защиты отечественной промышленности и бизнеса от вероятных внешних угроз, имеющих финансово-экономический, информационно-технологический и политический характер. При этом в рамках единой системы национальной безопасности России происходит концентрация возможностей государства и банковского бизнеса в плане конструктивной мобилизации административных, правовых, технологических и финансовых ресурсов в целях строительства в стране инновационной экономики и модернизированной финансовой сферы, защищенных от вызовов глобальной нестабильности транснационального финансового рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова М.А., Конакбаев А.Г., Александрова Л.С. и др. Роль государства в развитии и модернизации банковского сектора в посткризисный период (российский и казахстанский опыт). М., 2012.

Авдокушин Е.Ф., Жириков М.В. Перспективы развития стран БРИКС в условиях усиления волны нового протекционизма // Вопросы новой экономики. 2008. № 2(6).

Банковский надзор: Европейский опыт и российская практика. М., 2006.

Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1. URL: http://www.mevriz.ru/articles/2001/1/ 933.html

Гринберг Р.С. Конкурентоспособность в посткризисном мире: Геоэкономическое измерение // Безопасность Евразии. 2010. № 1.

Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 года // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. URL: www.forecast.ru

Долгосрочный прогноз роста российской экономики (проект). 30.12.2005 // Министерство экономического развития и торговли РФ. URL: www.economy.gov.ru

Зражевский В.В. Теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности банковской системы Российской Федерации: Дисс. ... докт. экон. наук. СПб., 2008.

Ильин И.В., Колин К.К., Розанов А.С. Итоги международного научного конгресса «Глобалистика-2015: Глобальное управление и дипломатия в нестабильном мире» // Стратегические приоритеты. 2016. № 2.

Ильин И.В., Розанов А.С. Глобальные исследования: Новые подходы // Век глобализации. 2014. № 1.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (В редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14927

Котляров М.А. Направление и перспективы реформы банковского регулирования в России // Финансы и кредит. 2008. № 12.

Кузнецов В.С. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи. М., 2001.

Кулик А. Иностранные банки на российском банковском рынке слияний и поглощений // Банковское дело. 2006. № 12.

Лаврушин О.И. Повышение роли банков в обеспечении экономической безопасности // Банковское дело. 2004. № 9.

Лалас Д.Е. Перспективы развития инвестиционных банковских услуг в России: Дисс.... канд. экон. наук. Волгоград, 2008.

Марданов Р.Х.Кризис на финансовых рынках и новые вызовы для банковского регулирования и надзора // Банковское дело. 2008. № 8.

Марченкова Л.М., Илюхина И.Б. Проблемы внешнеэкономической безопасности России в условиях глобализации мировой экономики // Евразийский юридический журнал. 2015. № 6(85).

Николаева Т.П. Государственное регулирование банковского сектора России: Дисс.... канд. экон. наук. М., 2008.

Осипов Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики: Мат-лы к докл. на Междунар. науч. конф. «Финансовая экономика: Концепция, структуры, менеджмент». М., 2000.

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20.

Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 3 декабря 2015 года // Президент России. Официальный сайт. URL: www.kremlin.ru/ events/president/news/50864

Премьер-министр РФ Д.А. Медведев: «Работа Банка России по наведению порядка в банковской сфере способствовала оздоровлению финансовой системы» // Сайт партии «Единая Россия». 08.02.2016. URL: http://er.ru/news/139422/

Путинцева И.К. Стратегическое сотрудничество России и Китая в условиях трансформации мировой экономики // Инновационная экономика: Мат-лы II Междунар. науч. конф. г. Казань. Октябрь 2015 г. Казань, 2015.

Смирнова Л.Н. Снижение угроз экономической безопасности государства с помощью системы финансово-бюджетного контроля // Вестн. Санкт-Петербург. ун-та МВД России. 2009. № 1.

Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка РФ // Деньги и кредит. 2005. № 4.

Тихонков К.С. Концептуальные основы перехода банковской системы России к модернизационному развитию. М., 2010.

Туруев И.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.,

2013.

Хачатурян Г.Ю. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности банковской системы Российской Федерации в современных условиях: Дисс.... канд. экон. наук. М., 2010.

Чалданов Л.А., Килячков А.А., Дыдыкин А.В. Корпоративная система банковского риск-менеджмента: Направления развития и совершенствования. М., 2012.

Черенков В.Е. Современные направления и механизмы обеспечения экономической безопасности банковской системы России. Брянск, 2006.

Черникова Е.В., Высоцкая Л.С. Финансовая безопасность как элемент системы национальной безопасности государства // Закон. 2010. № 7. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.