Научная статья на тему 'Банковская конкуренция и мониторинг финансового состояния банка'

Банковская конкуренция и мониторинг финансового состояния банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / МОНИТОРИНГ / MONITORING / БАНК / BANK / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / FINANCIAL STABILITY / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЙ РЫНОК / THE MONETARY AND CREDIT MARKET / НЕБАНКОВСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NOT BANK ORGANISATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казимагомедов Абдулла Аседуллаевич, Нагиев Замир Шихламазович

В российской банковской теории и практике термины «конкуренция», «мониторинг» стали чаще употребляться после экономических кризисов осеннего 1998 г. в России, особенно после глобального американского осенью 2008 г. Целью банковского бизнеса на денежно-кредитном, финансовом рынках являются выявление потенциала конкурентов, их сильных и слабых сторон, а также оценка собственных возможностей для производства и реализации качественных и конкурентоспособных банковских продуктов. Основными задачами мониторинга банка являются отслеживание экономических показателей за наблюдаемый период для подтверждения финансовой устойчивости банка, а также его конкурентов на рынке банковских продуктов, прогнозирование банковского бизнеса на ближайший период его деятельности. В настоящее время вопросы конкуренции и мониторинга в банковском бизнесе являются весьма актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANK COMPETITION AND MONITORING OF THE FINANCIAL CONDITION OF BANK

In the Russian bank theory and practice terms "competition", "monitoring" began to be used is more often after economic crises of autumn 1998 in Russia, especially after global American autumn of 2008 the Purpose of bank business in the monetary and credit, financial markets are revealing of potential of competitors, their strong and weaknesses, and also an estimation of own possibilities for manufacture and realisation of qualitative and competitive bank products. The primary goals monitoring bank is tracing of economic indicators for the observable period for acknowledgement of financial stability of bank, and also its competitors in the market of bank products, forecasting of bank business for the nearest period of its activity. Now competition and monitoring questions in bank business are rather actual.

Текст научной работы на тему «Банковская конкуренция и мониторинг финансового состояния банка»

КАЗИМАГОМЕДОВ А.А., НАГИЕВ ЗШ.

БАНКОВСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И МОНИТОРИНГ ФИНАНСОВОГО

СОСТОЯНИЯ БАНКА

В российской банковской теории и практике термины «конкуренция», «мониторинг» стали чаще употребляться после экономических кризисов осеннего 1998 г. в России, особенно после глобального американского - осенью 2008 г. Целью банковского бизнеса на денежно-кредитном, финансовом рынках являются выявление потенциала конкурентов, их сильных и слабых сторон, а также оценка собственных возможностей для производства и реализации качественных и конкурентоспособных банковских продуктов. Основными задачами мониторинга банка являются отслеживание экономических показателей за наблюдаемый период для подтверждения финансовой устойчивости банка, а также его конкурентов на рынке банковских продуктов, прогнозирование банковского бизнеса на ближайший период его деятельности. В настоящее время вопросы конкуренции и мониторинга в банковском бизнесе являются весьма актуальными.

KAZIMAGOMEDOV A.A., NAGIEVZ.SH.

BANK COMPETITION AND MONITORING OF THE FINANCIAL CONDITION OF BANK

In the Russian bank theory and practice terms "competition", "monitoring" began to be used is more often after economic crises of autumn 1998 in Russia, especially after global American - autumn of2008 the Purpose of bank business in the monetary and credit, financial markets are revealing of potential of competitors, their strong and weaknesses, and also an estimation of own possibilities for manufacture and realisation of qualitative and competitive bank products. The primary goals monitoring bank is tracing of economic indicators for the observable period for acknowledgement of financial stability of bank, and also its competitors in the market of bank products, forecasting of bank business for the nearest period of its activity. Now competition and monitoring questions in bank business are rather actual.

Ключевые слова: конкуренция, мониторинг, банк, финансовый рынок, финансовая устойчивость, денежно-кредитный рынок, небанковские организации.

Keywords: Competition, monitoring, bank, the financial market, financial stability, the monetary and credit market, not bank organisations.

Финансовое состояние коммерческих банков во многом определяется наличием на рынке банковских продуктов соответствующей конкурентной среды между банками, небанковскими организациями и другими участниками.

Как известно, конкуренция представляет собой соперничество рыночных субъектов (продавцов и покупателей), в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке.

Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов и покупателей практически на всех рынках, которые являются конкурентами. В частности, сюда входят рынок товаров и недвижимости, рынок межбанковских и ценных бумаг, рынок валют и драгоценных металлов, где банки являются одним из главных участников.

Таким образом, сфера банковской конкуренции очень обширна. С точки зрения уровня банковской конкуренции, ее можно представить по следующим сферам:

❖ конкуренция между коммерческими банками;

❖ конкуренция коммерческих банков с небанковскими организациями;

❖ индивидуальная конкуренция;

❖ групповая конкуренция.

Основную конкуренцию банкам на финансовом рынке составляют банки и небанковские организации. В конкурентной среде каждый из банков может быть или банком-партнёром, или банком-конкурентом в различных сферах услуг, предлагаемых на денежно-кредитном, финансовом рынках.

При исследовании деятельности банков, составляющих конкуренцию на определенном сегменте рынка, основной целью является выявление потенциала банков-конкурентов, определение их сильных и слабых сторон, а также оценка собственных возможностей для продвижения более качественных и конкурентоспособных продуктов на выбранном сегменте рынка.

В этой связи различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:

❖ на нём существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;

❖ рынок характеризуется продуктовой однородностью, т.е. продукты по своим характеристикам должны быть однородными;

❖ покупатели должны быть хорошо информированы о рыночной конъюнктуре;

❖ должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, т.е. должны отсутствовать рыночные барьеры;

❖ производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения, т.е. должна отсутствовать возможность сговора между субъектами деятельности (банками).

Очевидно, что в реальных условиях рынка свободная конкуренция практически отсутствует, так как на реальных рынках все эти условия в подавляющем числе случаев не удовлетворяются. Обычно как производители банковских продуктов, так и клиенты воздействуют на рыночную цену, на объемы услуг, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации.

В силу указанных причин, подавляющее число рынков относится к рынкам несовершенной конкуренции.

Рынки несовершенной конкуренции подразделяются на рынки чистой монополии, олигополистической конкуренции, чистой конкуренции и монополистической конкуренции. В банковской области данные рынки характеризуются следующими особенностями.

Олигополистическая конкуренция имеет место тогда, когда в отрасли действуют крупные универсальные коммерческие банки, которые имеют все лицензии Банка России на совершение банковских операций. Эти же банки при проведении как активных, так и пассивных операций также ориентируются на ставку рефинансирования Центрального банка РФ.

Чистая монополия характеризует рынок единственного продавца. Только незначительное число банков можно отнести к чистым монополистам, контролирующим 100 % доли рынка определенного банковского продукта. Например, валютные операции и услуги оказывают клиентам только те банки, которые имеют лицензии Банка России на совершение банковских операций в иностранной валюте.

Чистая конкуренция имеет место тогда, когда производится и продается продукция с однородными свойствами, например инвестиционные и ипотечные операции банков. При чистой конкуренции в конкурентной среде участвуют специализированные коммерческие банки, например, «Газпромбанк», «Леспромбанк» и др., которые также ориентируют свою ценовую политику на учётную ставку Банка России.

Монополистическая конкуренция предполагает оказание отдельных банковских операций и услуг клиентам. При монополистической конкуренции на рынке банковских продуктов участвуют также небанковские организации, такие как пенсионные и страховые компании, инвестиционные и другие фонды, ломбарды.

Результаты, полученные в ходе маркетинговых исследований, имеют несколько областей применения в конкурентной среде.

1. Банк получает анализ потенциальных возможностей конкурентной среды (банков), т.е. информацию о том, в каком состоянии находятся банки, каковы их потенциальные возможности, какой сегмент финансового рынка является приоритетным и каким финансовым инструментам банк отдает предпочтение. Анализ первичной информации позволяет определить основные направления ценовой политики исследуемых банков.

2. Аналитические подразделения банка получают полезный материал, позволяющий проводить глубокие научные исследования с целью определения платежеспособности и ликвидности банка. Кроме того, мониторинг финансового состояния банка позволяет скорректировать лимиты риска (см. ниже).

3. Большое значение имеют данные, полученные в ходе маркетинговых исследований на основе банковской выборки и доступа к первичной информации, которые дают возможность скорректировать ценовую политику банка и оптимизировать активные и пассивные операции, комиссионно-

посреднические услуги, что может повлиять на общую стратегию развития банка

В условиях конкуренции, как известно, побеждает тот банк, который располагает достаточным капиталом. Если возрастает потребность в финансовых ресурсах, а у банка нет адекватного капитала, он не может расширять свою деятельность, например, по размещению ценных бумаг, не может участвовать в слиянии и покупке банков. Иными словами, неадекватный капитал может быть серьезным тормозом для комплексного обслуживания клиентов.

Более конкурентоспособным является банк, который располагает качественными и ликвидными активами. Если средства помещены в ценные бумаги низкого качества, в долгосрочные кредиты и кредиты, выданные клиентам с плохой репутацией, то интеллектуальная способность работников банка будет направлена на перестройку инвестиционного и кредитного портфелей, на управление проблемными кредитами.

Успех в конкуренции обеспечен и тем банкам, которые имеют кадры с широкой эрудицией, профессиональными и предпринимательскими качествами. Человеческий капитал в условиях конкуренции - самый ценный актив банка. От качества людских ресурсов зависит получение конкретных конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность банков определяется качеством информации. Сбор и оценка информации важны для принятия банком правильных решений, например, по выдаче кредитов различным категориям заемщиков. Для банков важно иметь достоверную информацию, касающуюся потребностей клиентов в новых банковских продуктах, и давать информацию и для клиентов. Так, клиент, высоко оценивающий услуги банка по финансовому консультированию, не разорвёт связи с этим банком и порекомендует его другим клиентам.

Высокий уровень корпоративной культуры банка, оснащенность его новой информационной и инновационной технологией обеспечивают внедрение новых банковских продуктов (открытие нетрадиционных счетов по вкладам (металлических, пластиковых карт и др.), предоставление факторинговых, форфейтинговых и др. комиссионно-посреднических операций и услуг). Банки, оказывающие нововведения в своей деятельности, могут рассчитывать на успех в конкурентной борьбе. Качество банковских услуг и принятия решений, организация контроля зависят от технического оснащения банка и применения высоких банковских технологий. Поэтому в конкурентной борьбе больше шансов на успех у банков, располагающих новой информационной и инновационной технологией и имеющих навыки по их использованию.

Важным нематериальным активом банка является его имидж, определяемый историей создания и развития банка, компетентность работников, наборов предлагаемых операций и услуг выступает как ценное средство в конкурентной борьбе.

В качестве дополнительных характеристик при разработке банковской стратегии выступает сила поставщиков на рынке, рыночная сила клиентов, наличие продуктов-аналогов, структура конкуренции, ценовая тенденция.

Поставщиками кредитных ресурсов могут быть различные коммерческие банки, центральный банк и другие небанковские организации. Вознаграждение за кредитные ресурсы, предъявленные разными поставщиками, неодинаково. Например, Центральный банк, имеющий более высокий статус по сравнению с коммерческим банком, может вводить ограничения в части рефинансирования, маржи и уровня процентных ставок. Коммерческий банк, покупая ресурсы у поставщиков, имеющих большую силу и вводящих ограничения, менее свободен в конкурентной борьбе. При разработке банковской стратегии нужно правильно определить структуру поставщиков кредитных ресурсов.

Для успеха в банковской конкуренции важно иметь в наличии продукты-аналоги. На рынок проникают новые виды продуктов, поэтому следует идти по пути диверсификации продуктов, чтобы противопоставить их аналогичной продукции конкурентов.

При разработке банковской стратегии необходимо учитывать структуру существующих и потенциальных конкурентов, а также структуру их продуктов.

Изготовление новых банковских продуктов и освоение новых рынков, наряду с получением доходов, вызывает и соответствующие расходы. Поэтому в качестве критерия конкурентоспособности рыночной структуры следует принимать ценовые тенденции.

Анализ факторов конкуренции при разработке банковской стратегии увеличивает шансы на успех. Поэтому в банках большое внимание должно уделяться такому анализу, но во внимание следует принимать особенности рынка. Рынок банковских услуг у нас не интегрирован, конкуренция имеет фрагментированный характер, она разбита между отдельными сегментами рынка. Одна группа банков обслуживает в основном индивидуальных клиентов (например, сберегательный банк - монополист в области обслуживания населения), другая - преимущественно корпоративный сектор экономики («Внешторгбанк», «Газпромбанк» и др. крупные универсальные коммерческие банки), а третья - сосредоточила усилия на рынке иностранных капиталов (совместные банки).

В конкурентной среде следует выделить различные виды банковского бизнеса.

Концентрированный маркетинг предполагает концентрацию на одном рынке или рыночном сегменте. При этом банк может сконцентрировать свои усилия на обслуживании одной группы потребителей. Этот вид широко используется при завоевании новых рынков. Преимущества данной стратегии состоят в относительной независимости от действий конкурентов, знание потребностей клиентов «своего» сегмента, целенаправленность рекламной компании, стабильности доходов банка. К её недостаткам можно отнести преодоление борьбы конкурентов за привлекательный сегмент рынка на на-

чальном этапе, концентрацию на нуждах определенного круга клиентов, что приводит к некоторой «однообразности» услуг, необходимость разработки дополнительных видов банковской продукции для удовлетворения запросов потребителей, чтобы поддержать постоянный контакт с ними.

Другим вариантом концентрированного маркетинга является удовлетворение одной потребности всех групп потребителей. Выбор данного направления характерен для вновь образованных банков, которым необходимо выделиться из большого числа банковских и небанковских организаций. Основным элементом успеха в данном случае является удачный выбор специализации, т.е. услуга, которая была бы необходима широкому кругу клиентов и давала бы преимущество перед конкурентами. Положительные стороны данной стратегии состоят в возможности более детального изучения потребностей клиентов на данный вид банковской продукции, наличии практического опыта и, следовательно, оказании услуг на «высшем» по сравнению с конкурентами уровне. Негативными сторонами данного метода можно считать трудности поиска и разработка «своих» банковских продуктов, которые бы выгодно отличались от продуктов-аналогов, необходимость вести конкурентную борьбу с производителями аналогичных операций и услуг, постоянно совершенствовать данный вид банковской продукции, подверженность колебаниям конъюнктуры рынка, большие затраты на рекламу, которая должна охватить широкие слои общества.

Дифференцированный маркетинг предполагает ориентацию банка на два или более различных рыночных сегмента. Преимущества данного вида — быстрое приспособление к ситуации на рынке, способность проводить ценовую политику в зависимости от возможностей различных клиентов, возможности при неудачах в каком-либо сегменте быстро переключить свое внимание на другие. Недостатками являются значительные затраты на маркетинг и постоянная конкурентная борьба за каждый рыночный сегмент.

Массовый маркетинг предполагает разработку единой программы для всех рыночных сегментов, т.е. предоставление услуг клиентам всех потребительских групп. Данный вид применяется в ситуации, когда рынок банковских продуктов практически однороден. К преимуществам массового маркетинга относятся возможность широкого привлечения и обслуживания новых клиентов из различных сегментов, а также небольшие затраты на маркетинг. Недостатками являются наличие постоянной конкурентной борьбы, трудности с завоеванием лидирующего положения на рынке, проблемы с внедрением новой банковской продукции, способной удовлетворить запросы всех потребителей, сложности в выборе профессиональных банковских сотрудников, способных оказывать широкий спектр операций и услуг на должном уровне.

С учетом вышеизложенного особую актуальность приобретает мониторинг финансового состояния банка.

Задачи мониторинга финансового состояния банка состоят в отслеживании изменений финансовых показателей и коэффициентов за исследуемый период - не только для подтверждения устойчивости или корректировки ли-

мита риска, установленного для анализируемого банка, но и для определения сильных и слабых сторон контрагента, который одновременно может выступать в качестве конкурента на рынке банковских продуктов. Такой мониторинг позволяет определить основные направления банка:

❖ принципы формирования кредитного портфеля банка и его структуры. В какой валюте формируется кредитный портфель. Какие сроки кредитования увязаны со сроками выполнения обязательств. Насколько кредиты обеспечены и что банк принимает в качестве обеспечения. Размер просроченной дебиторской и кредиторской задолженности. Кто выступает основными контрагентами на межбанковском рынке (резиденты или нерезиденты) и т.д.;

❖ операции с государственными и корпоративными ценными бумагами. Анализ этой группы показателей позволяет определить, какие бумаги и в каком номинале предпочитает иметь в своём портфеле банк, на какие цели приобретаются эти бумаги (спекулятивные сделки, инвестиционные операции) и т.д.;

❖ анализ структуры высоколиквидных активов на субкорреспондентских счетах, на которых сосредоточены средства в иностранной валюте и рублях в других банках, их остатки на корреспондентском счёте в ЦБ РФ;

❖ используя данные, полученные в ходе анализа структуры обязательств, можно получить представление о форме собственности клиентов банка и сроки, на которые были привлечены средства от них, структуру средств, полученных от банков - контрагентов и корреспондентов;

❖ мониторинг структуры собственных средств банка позволяет определить источники формирования собственных средств банка.

Таким образом, мониторинг финансового состояния банка дает возможность не только исследовать каждый из показателей и его удельный вес в активах и пассивах, но и построить прогноз на ближайший период его деятельности.

_Литература_

1. Андреев И. Критерии конкурентоспособности однородных банковских услуг // Маркетинг. - 1998. - №1. -С.35-41.

2. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. - М.: Финпресс, 2000. - С. 356.

3. Костина Н.И., Алексеев А.А. Финансовое прогнозирование в экономических системах. - М.: ЮНТИ-ДАНА, 2000, - С. 285.

4. Куршакова Н.Б. Банковский маркетинг. - СПб.: Питер, 2003, - С. 193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.