Научная статья на тему 'Конкуренция на рынке банковских услуг: теория и практика'

Конкуренция на рынке банковских услуг: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5024
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / БАНКОВСКАЯ СФЕРА / РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валиева Е.Н.

В статье отмечается, что одним из приоритетных направлений стратегии экономического развития Российской Федерации является активизация финансового рынка страны и формирование в перспективе на ее территории мирового финансового центра. Наиболее развитым сектором российского финансового рынка на современном этапе является рынок банковских услуг, который мог бы стать «локомотивом» финансового рынка. При этом важнейшим фактором расширения и повышения эффективности бизнеса принято считать конкуренцию. Конкуренция побуждает к конструктивным действиям на рынке, предложению потребителям более широкого ассортимента продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что способствует повышению эффективности производства и перераспределению финансовых ресурсов наиболее конкурентоспособным организациям. Подчеркивается, что конкуренция в процессе производства и реализации товаров и услуг является основополагающим элементом рыночного механизма регулирования экономики. Банковская конкуренция это один из видов конкуренции на финансовом рынке, в рамках которой банки вступают в экономическое состязание за финансовые активы и клиентов со всеми его участниками, в том числе и небанковскими организациями. Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Акцентируется внимание на том, что конкуренция в банковской среде новое явление для Российской Федерации. За полтора века развития банковского сообщества в России вопросы конкуренции стали актуальны только в последние два десятилетия. Рассматриваются особенности конкуренции на рынке банковских услуг, характерные для нашей страны, дается определение межбанковской конкуренции, предлагается система показателей оценки межбанковской конкуренции на региональном рынке на примере Самарской области. Анализируется такой фактор влияния на масштабы конкуренции, как государственное регулирование межбанковских отношений. Осуществлен расчет влияния наиболее значимых параметров финансового рынка на межбанковскую конкуренцию в целях определения основных направлений государственного регулирования в банковской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкуренция на рынке банковских услуг: теория и практика»

Банковское дело

УДК 336.71

КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Е.Н. ВАЛИЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: valievaen2012@yandex.ru. Самарский государственный экономический университет

В статье отмечается, что одним из приоритетных направлений стратегии экономического развития Российской Федерации является активизация финансового рынка страны и формирование в перспективе на ее территории мирового финансового центра. Наиболее развитым сектором российского финансового рынка на современном этапе является рынок банковских услуг, который мог бы стать «локомотивом» финансового рынка. При этом важнейшим фактором расширения и повышения эффективности бизнеса принято считать конкуренцию. Конкуренция побуждает к конструктивным действиям на рынке, предложению потребителям более широкого ассортимента продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что способствует повышению эффективности производства и перераспределению финансовых ресурсов наиболее конкурентоспособным организациям. Подчеркивается, что конкуренция в процессе производства и реализации товаров и услуг является основополагающим элементом рыночного механизма регулирования экономики. Банковская конкуренция — это один из видов конкуренции на финансовом рынке, в рамках которой банки вступают в экономическое состязание за финансовые активы и клиентов со всеми его участниками, в том числе и небанковскими организациями. Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг.

Акцентируется внимание на том, что конкуренция в банковской среде — новое явление для Российской Федерации. За полтора века развития

банковского сообщества в России вопросы конкуренции стали актуальны только в последние два десятилетия. Рассматриваются особенности конкуренции на рынке банковских услуг, характерные для нашей страны, дается определение межбанковской конкуренции, предлагается система показателей оценки межбанковской конкуренции на региональном рынке на примере Самарской области. Анализируется такой фактор влияния на масштабы конкуренции, как государственное регулирование межбанковских отношений. Осуществлен расчет влияния наиболее значимых параметров финансового рынка на межбанковскую конкуренцию в целях определения основных направлений государственного регулирования в банковской среде.

Ключевые слова: конкуренция, финансовый рынок, банковская сфера, рынок банковских услуг, государственное регулирование

Одним из приоритетных направлений стратегии экономического развития Российской Федерации является активизация финансового рынка страны и формирование в перспективе на ее территории мирового финансового центра. Наиболее развитым сектором российского финансового рынка на современном этапе является рынок банковских услуг, который мог бы стать «локомотивом» финансового рынка.

Важнейшим фактором расширения и повышения эффективности бизнеса принято считать конкуренцию. Именно она побуждает к конструк-

тивным действиям на рынке, заставляя предлагать потребителям более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что способствует повышению эффективности производства и перераспределению финансовых ресурсов в пользу наиболее конкурентоспособных организаций.

Конкуренция в процессе производства и реализации товаров и услуг является основополагающим элементом рыночного механизма регулирования экономики. Банковская конкуренция — это один из видов конкуренции на финансовом рынке, в рамках которой банки вступают в экономическое состязание за финансовые активы и клиентов со всеми его участниками, в том числе и небанковскими организациями. Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг считается ключевым фактором эффективной реализации принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Ретроспективный анализ характера взаимодействия банков в России позволил выделить три этапа развития межбанковской конкуренции с XIX в. до наших дней и охарактеризовать их экономические и институциональные особенности.

Начало первого этапа связано с учреждением в 1861 г. Государственного банка и появлением различных кредитных организаций: коммерческих банков, обществ взаимного кредита, городских общественных банков, учреждений ипотечного кредита, кредитных кооперативов, сберегательных касс, ломбардов. В этот период в силу специализации их деятельности конкуренция практически отсутствовала.

Второй этап развития банковской системы и конкуренции на рынке банковских услуг — советский. Он характеризуется государственной монополией на банковское дело. Одноуровневая банковская система была представлена государственными банками, обслуживающими предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики (Госбанк), строительства (Стройбанк) и население (система сберкасс). Банковская система была органически встроена в административно-командную модель управления, исключающую какую-либо конкуренцию.

Современный третий этап развития конкуренции в банковском секторе финансового рынка следует считать временем зарождения цивилизованных конкурентных отношений. В РФ была сформирована банковская олигополия, наблюдается

усиление конкуренции в условиях универсализации банков, а также роста капитализации и централизации капитала. По историческим меркам российские банки только начинают конкурировать на финансовом рынке, причем это происходит в условиях финансовой глобализации. Отечественные кредитные организации не успели овладеть приемами конкурентной борьбы в рамках национального финансового рынка, тем более им будет трудно сохранить конкурентные позиции в соперничестве с зарубежными банками.

Можно выделить следующие особенности конкуренции на российском рынке банковских услуг.

1. Конкурентами коммерческих банков выступают различные институциональные структуры:

— специализированные банки (сберегательные, ипотечные, инвестиционные банки, обслуживающие предприятия малого и среднего бизнеса, клиринговые, инновационные банки);

— небанковские финансовые организации и нефинансовые организации (кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, клиринговые палаты, финансовые брокеры, инвестиционные компании, пенсионные фонды, организации почтовой связи, торговые дома). Однако конкурентоспособных аналогов банковских услуг небанковские организации не представляют.

2. Банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии, предоставляющими широкие возможности для кооперации и согласования рыночной политики различных кредитных организаций, таким образом, имеет место как индивидуальная, так и групповая межбанковская конкуренция.

3. Конкурентное пространство представлено рядом секторов, на одних из которых банки выступают как продавцы, размещая активы, на других — как покупатели, привлекая ресурсы.

4. Банковские услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных заменителей, в связи с чем межотраслевая конкуренция осуществляется преимущественно посредством перелива капитала.

5. Следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью, является видовой характер межбанковской конкуренции, дифференцированный по видам банковских услуг.

6. Конкуренция между банками происходит в условиях жесткого (по сравнению с другими секторами рынка) регулирующего воздействия со стороны государства (лицензирования, мониторинга, надзора).

С учетом этих отличительных признаков, а также теоретических представлений ученых по данной проблематике [1, 2, 3, 5-11] под межбанковской конкуренцией следует понимать динамичный процесс взаимодействия (соперничества и сотрудничества) коммерческих банков в процессе достижения корпоративных целей, связанных с расширением рынка сбыта банковских услуг в рамках определенных территориальных границ или глобальной экономической системы.

В Российской Федерации рынок банковских услуг является высококонцентрированным, причем наиболее остро проблема защиты конкуренции стоит на уровне регионов.

В настоящее время для анализа состояния конкурентной среды того или иного региона действуют два нормативных правовых акта:

— приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 31.03.2003 № 86 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг»;

— приказ Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Анализ состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации при осуществлении ею банковских операций осуществляется в соответствии со вторым нормативным правовым актом.

В методических рекомендациях предлагается рассчитывать следующие показатели:

— емкость банковского рынка;

— доля организации на данном рынке услуг;

— доля организации в совокупных финансовых ресурсах;

— коэффициент концентрации рынка;

— индекс концентрации рынка Герфиндаля-Гиршмана.

При определении емкости регионального рынка банковских услуг следует учитывать объем услуг, предоставленных банками, зарегистрированными в рассматриваемом регионе (с учетом объемов

финансовых услуг их филиалов, отделений, представительств, операционных касс, дополнительных офисов и т.д., расположенных в этом регионе), и объем услуг филиалов (отделений, представительств, операционных касс, дополнительных офисов и т.д.) организаций, расположенных в ином регионе. Для этого необходимо убрать из балансовых показателей местных банков показатели их структурных подразделений в других регионах и не включать в балансовые показатели филиалов инорегиональных банков, зарегистрированных в данном регионе, показатели их структурных подразделений (например, операционных офисов филиалов в другом регионе).

Чтобы не допустить искажения расчетов емкости банковского рынка и доли каждого представителя банковского сектора, следует рассчитывать «чистые остатки» на счетах учета банковских услуг, которые определяются по каждому банку (филиалу) отдельно — путем вычитания от общего остатка на счетах учета банковских услуг банка или филиала банка остатков его внутренних структурных подразделений, расположенных за пределами рассматриваемой территории. При отсутствии информации можно не корректировать остатки на счетах банковских услуг, но дополнительно анализировать динамику показателей конкуренции. Более точная оценка может быть получена по среднегодовым показателям общих остатков на счетах банковских услуг, рассчитанным по средней хронологической.

Доработанная с учетом региональной специфики система показателей межбанковской конкуренции представлена в табл. 1.

В соответствии с данной системой показателей, рассчитанных на основе чистых остатков на счетах учета банковских услуг, осуществлен анализ уровня межбанковской конкуренции в Самарской области.

Расчет показателя средней обеспеченности кредитными организациями в разрезе федеральных округов позволил сформировать три группы:

1) с низкой обеспеченностью (до 25 ед. на федеральный округ);

2) средней обеспеченностью (от 26 до 51 ед.);

3) высокой обеспеченностью (от 25 до 74 ед.).

В Самарской области действуют 95 кредитных организаций и их филиалов, что в два раза больше среднего показателя по Российской Федерации. Для региона характерна положительная динамика индексов обеспеченности банковскими

Таблица 1

Система показателей оценки межбанковской конкуренции на региональном рынке

Показатель формула расчета

Емкость банковского рынка ЕБР ебр = ХЧ<О + !ОВСПр где ЧО — чистые остатки на счетах учета банковских услуг, предоставленных г'-й банковской организацией на рынке банковских услуг, которые определяются по каждому банку (филиалу) отдельно — путем вычитания от общего остатка на счетах учета банковских услуг банка или филиала банка остатков его внутренних структурных подразделений, расположенных за пределами рассматриваемого региона; ОВСП. — остатки на счетах учета банковских услуг, предоставленных г'-м ВСП ино-региональной банковской организации на рынке банковских услуг (имеются в виду те остатки, которые относятся к ВСП исследуемого региона. Это может быть часть остатков, если не ведется учет внутри банка в разрезе каждого ВСП)

Доля банковской организации на рассматриваемом рынке банковских услуг региона Д. ЧО. Д. = ' 100%; ЕБР Д . = ОВСП' 100 % ЕБР

Коэффициент концентрации рынка крупнейших трех банковских организаций региона СК3 CR3 = (ЧО1 + ЧО2 + ЧО3)/ЕБР 100%, где вместо ЧО могут теоретически выступать OBCni в случае выявления у них лидерской доли рынка; 1, 2, 3 — три крупнейших участника рынка банковских услуг региона, выявленных по предыдущей формуле

Индекс концентрации рынка Герфиндаля-Гиршмана ИИ. = «1)2 + (Д2)2 ■■■ + ... + ДХ где Д. — доля г'-го банка на рынке данной банковской услуги; 1, 2, m — все участники банковского рынка региона

услугами и институциональной насыщенности. Банковская система региона, включая региональные банки, демонстрирует достаточную финансовую устойчивость, в том числе в кризисных ситуациях [4].

Анализ показателей ресурсной базы и кредитных вложений показал, что в 2008-2012 гг. доля филиалов инорегиональных банков на банковском рынке кредитования организаций превышала долю региональных банков (доля филиалов инорегио-нальных банков возросла с 60 до 75%). Такая же ситуация сложилась в секторе кредитования физических лиц, хотя до 2010 г. лидерство было все-таки за региональными банками (доля инорегиональных банков выросла за рассматриваемы период с 34 до 61%). В секторе привлечения средств физических лиц также основная доля приходится на филиалы инорегиональных банков (доля за рассматриваемый период увеличилась с 56 до 66%). И только в секторе привлечения средств организаций основная доля приходится на региональные банки, хотя очевидно ее снижение (за рассматриваемый период эта доля сократилась с 74 до 69%). Преобладание филиалов инорегиональных банков особо ощутимо в сфере кредитования юридически лиц (на 01.01.2012 —

75%) и в сфере привлечения средств физических лиц (на 01.01.2012 — 66%).

Банковская конкуренция, подчиняясь общим принципам экономического соперничества на рынке, специфична как по объекту (ассортименту услуг и продуктов), так и масштабам, которые определяются глобализацией финансового рынка. Однако даже совершенная конкуренция, в том числе на рынке банковских услуг, без государственного вмешательства в форме прямого управления либо косвенного регулирования со временем трансформируется в олигополию и даже монополию.

Государственное регулирование следует понимать как одну из функций государственного управления. Основной смысл и содержание его заключаются в установлении и обеспечении государством равных правил поведения (деятельности) субъектов банковских отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий. Однако только этим не исчерпывается данная функция государственного управления. Она включает в себя также:

— всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные отношения в сфере межбанковской конкуренции;

— координацию и установление общего направления деятельности участников межбанковской конкуренции;

— всестороннюю защиту их законных интересов и прав, нормативное закрепление общих принципов создания равных условий функционирования всех участников рынка банковских услуг.

В России регулирование конкуренции на рынке банковских услуг возложено на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России)), кроме того косвенное воздействие на конкуренцию в банковской сфере оказывает Банк России. Регулирование осуществляется в соответствии с основополагающими законодательными актами и нормативными документами:

— Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»;

--Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-

ФЗ «О защите конкуренции»;

— приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 31.03.2003 № 86 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг»;

— приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 28.10.2003 № 374 «Об

утверждении порядка определения доминирующего положения финансовой организации на рынке банковских услуг».

Для определения наиболее значимых параметров финансового рынка, которые необходимо учитывать в процессе регулирования межбанковской конкуренции, на основе корреляционно-регрессионного анализа были построены уравнения парной линейной регрессии, характеризующие прямую и обратную зависимости индикаторов межбанковской конкуренции в Самарской области от ряда микро- и макроэкономических показателей. При построении уравнений регрессии проводился анализ на наличие автокорреляции по критериям стандартной ошибки и Дарбина-Уотсона. Надежность уравнения регрессии оценивалась по критерию Фишера-Сне-декора, статистическая значимость параметров модели — по ¿-критерию Стьюдента. Результаты корреляционно-регрессионного анализа обобщены в табл. 2.

Таким образом, усилению межбанковской конкуренции на региональном рынке способствуют рост доходов населения, а ослаблению конкуренции — концентрация банковского капитала. Темпы инфляции оказывают разнонаправленное влияние на межбанковскую конкуренцию на рынках привлечения средств и кредитования физических лиц.

Следовательно, наибольшее внимание в управлении межбанковской конкуренцией в рамках

Таблица 2

Результаты корреляционно-регрессионного анализа индикаторов межбанковской конкуренции

Показатель конкуренции на региональном банковском рынке Вид зависимости Влияющий экономический фактор Вероятное соотношение показателя и исследуемых экономических факторов

Концентрация на рынке привлечения средств физических лиц Прямая Уровень инфляции в стране у = 829,15 + 151,15Х8. Рост инфляции на 1% приведет к росту концентрации на рынке в среднем на 151,15 ед.

Обратная Денежные доходы на душу населения региона у = 4812,69 — 0,14Х3. Рост доходов на душу населения региона на 1% приведет к снижению концентрации на рынке в среднем на 0,14 ед.

Доля лидера на рынке привлечения средств физических лиц (филиал Сбербанка) Прямая Уровень инфляции у = 26,90 + 1,82Х5. Рост инфляции на 1% приведет к росту доли рассматриваемого лидера на рынке привлечения средств физических лиц на 1,82%

Размер уставного капитала Сбербанка России у =5,85 + 0,51Х2. Рост уставного капитала на 1млрд руб. приведет к росту доли филиала Сбербанка России на рынке на 0,51%

Обратная Денежные доходы на душу населения у = 75,43 — 0,0018Х11. Рост доходов на душу населения региона на 1% приведет к снижению доли Сбербанка России на рынке в среднем лишь на 0,0018 ед.

Банковское дело Banking - 7 -

Окончание табл. 2

Показатель конкуренции на региональном банковском рынке Вид зависимости Влияющий экономический фактор Вероятное соотношение показателя и исследуемых экономических факторов

Доля лидера на рынке кредитования физических лиц (филиал ВТБ 24) Прямая Величина уставного капитала ВТБ-24 у = -44,31 + 1,53Х2. Рост уставного капитала ВТБ-24 на 1 млрд руб. приведет к росту доли рассматриваемого лидера на региональном рынке кредитования физических лиц на 1,53%

Размер чистой прибыли ВТБ-24 у =5,95+ 1,32Х1. Рост чистой прибыли ВТБ-24 на 1 млрд руб. приведет к росту доли филиала ВТБ-24 на рынке на 1,32%

Обратная Уровень инфляции в стране у = 73,22 — 5,33Х5. Рост инфляции в стране на 1% приведет к снижению доли ВТБ-24 на региональном рынке кредитования физических лиц в среднем на 5,33%

антимонопольной политики субъектов Российской Федерации необходимо уделять регулированию процесса объединения банков, опираясь на нормативы достаточности собственного капитала и на индекс Герфиндаля-Гиршмана.

Список литературы

1. Белоглазова Г.Н. Стратегия развития регионального сегмента банковской системы // Банковское дело. 2011.№ 2.

2. Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования: Разработка по управлению банком. М.: БДЦ-пресс. 2003. 256 с.

3. Благодетелева-Вовк С. Доминантные цели и ценности банка в контексте определения смысла его деятельности в глобализированном мире // Журнал европейской экономики. 2005. № 2. С. 171-183.

4. Валиева Е.Н. Современная финансово-экономическая ситуация в регионе в зеркале статистики // Экономические науки. 2009. № 6. С. 54-57.

5. Владиславлев Д.Н. Как организовать клиентскую службу банка. М.: Ось-89. 2004. 176 с.

6. ГрачеваМ.В. Банковская система в развитых странах. М.: Ось-89. 2003. 96 с.

7. Деньги, кредит, банки: учеб. для вузов / под ред. Г.Н. Белоглазовой. М.: Юрайт. 2004. 620 с.

8. Деньги. Кредит. Банки: учебник / под ред.

B. В. Иванова, Б.И. Соколова. М.: Проспект. 2003. 624 с.

9. Зеленский Ю.Б. К вопросу сущности банковской услуги // Банковские услуги. 2004. № 7.

C. 2-8.

10. Коробова Г.Г. Банковское дело. М.: Экономист. 2006. 766 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Тютюнник А.В. Информационные технологии в банке. М.: БДЦ-пресс. 2003. 368 с.

12. Хабаров В.И. Банковский маркетинг. М.: Московская финансово-промышленная академия. 2004. 165 с.

Finance and credit Banking

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

COMPETITION IN BANKING SERVICES MARKET: THEORY AND PRACTICE

Elizaveta N. VALIEVA

Abstract

The article states that stirring up the financial market of the country and building over the long term an international financial center in its territory is one of priority areas of the economic development strategy of the Russian Federation. The most developed sector of

the Russian financial market at the present stage is the market of banking services, which could become the "locomotive" of the financial market. However, there exists conventional wisdom that business competition is the most important factor of business expansion and efficiency increase. Competition induces constructive

Банковское дело - 8

actions in the market and offering consumers a wider range of products and services at more attractive prices and of the best quality. This, in its turn, promotes an increased production performance and redistribution of financial resources to the most competitive organizations. The author emphasizes that competition in the course of production and sale of goods and services is a fundamental element of the market mechanism of economy regulation. Competition in banking is one of the types of competition in the financial market. Banks compete for financial assets and customers with all participants of the financial market, including non-bank organizations. Creating conditions to develop competition in the market of banking services is one of key factors of effective realization of the common economic space principle and free movement of financial services. The author stresses that competition in banking is a new phenomenon in the Russian Federation. The competition-related issues have become popular only during the last two decades of one and a half centuries of Russian banking community development. The study addresses the specifics of competition in the market of banking services that are typical of our country, provides a definition of interbank competition, and presents a scorecard of interbank competition rating in the regional market on the case of the Samara region. The author has analyzed the State regulation of interbank relations as a factor influencing competition scale, and calculated the influence of the most significant parameters of the financial market on interbank competition to identify the key areas of State regulation in banking environment.

Keywords: competition, financial market, bank sphere, banking services, State regulation

References

1. Beloglazova G.N. Strategiya razvitiya re-gional'nogo segmenta bankovskoi sistemy [A strategy of developing a regional segment of the banking system]. Bankovskoe delo — Banking, 2011, no. 2.

2. Belyakov A.V. Bankovskie riski: problemy ucheta, upravleniya i regulirovaniya: razrabotka po

upravleniyu bankom [Bank risks: problems of accounting, management and regulation: a study manual on bank management]. Moscow, BDTs-press Publ., 2003,256 p.

3. Blagodeteleva-Vovk S. Dominantnye tseli i tsennosti banka v kontekste opredeleniya smysla ego deyatel'nosti v globalizirovannom mire [Dominant goals and bank values in the context of defining the significance of banking operations in the globalized world]. Zhurnal evropeiskoi ekonomiki — Journal of European economy, 2005, no. 2, pp. 171-183.

4. Valieva E.N. Sovremennaya finansovo-eko-nomicheskaya situatsiya v regione v zerkale statistiki [Modern financial and economic situation in the region in terms of statistics]. Ekonomicheskie nauki — Economic sciences, 2009, no. 6, pp. 54-57.

5. Vladislavlev D.N. Kak organizovat ' klientskuyu sluzhbu banka [How to organize a bank client service]. Moscow, Os'-89 Publ., 2004, 176 p.

6. Gracheva M.V. Bankovskaya sistema v razvitykh stranakh [Banking system in developed countries]. Moscow, Os'-89 Publ., 2003, 96 p.

7. Den 'gi, kredit, banki: uchebnik [Money, credit, banks: a textbook]. Moscow, Yurait Publ., 2004, 620 p.

8. Den 'gi, kredit, banki: uchebnik [Money, credit, banks: a textbook]. Moscow, Prospekt Publ., 2003, 624 p.

9. Zelenskii Yu.B. K voprosu sushchnosti bankovskoi uslugi [The essence of a banking service]. Bankovskie uslugi — Banking services, 2004, no. 7, pp. 2-8.

10. Korobova G.G. Bankovskoe delo [Banking]. Moscow, Ekonomist Publ., 2006, 766 p.

11. Tyutyunnik A.V. Informatsionnye tekhnologii v banke [Information technologies in a bank]. Moscow, BDTs-press Publ., 2003, 368 p.

12. Khabarov V.I. Bankovskii marketing [Bank marketing]. Moscow, Moscow Financial and Industrial Academy Publ., 2004, 165 p.

Elizaveta N. VALIEVA

Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation valievaen2012@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.